Источник

Отделение четвертое

Богочеловечество Спасителя

Одного и Того же исповедуем совершенным Богом и совершенным Человеком. Он есть Бог – Слово, Которое бысть плоть.

Ибо если Он не был плотью, то для чего выведена на среду Мария? И если не Бог Он, то кого Гавриил именует Господом (см.: Лк. 1:28)?

Если не был Он плотью, кто возлежал в яслях? И если не Бог Он, кого славили Ангелы, сшедшие с неба?

Если не был Он плотью, кто обвит был пеленами? И если не Бог Он, в честь кого шла звезда?

Если не был Он плотью, кого носил в объятиях Симеон? И если не Бог Он, кому говорил: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»?

Если не был Он плотью, кого взяв, Иосиф бежал во Египет? И если не Бог Он, на ком исполнилось сказанное: Из Египта вызвал Сына Моего (Ос. 11:1)?

Если не был Он плотью, кого крестил Иоанн? И если не Бог Он, Кому Отец говорил: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17)?

Если не был Он плотью, кто взалкал в пустыне? И если не Бог Он, кому, пришедши, стали служить Ангелы?

Если не был Он плотью, кто зван был на брак в Кане Галилейской? И если не Бог Он, кто превратил воду в вино?

Если не был Он плотью, кто брал в руки хлебы в пустыне? И если не Бог Он, кто пятью хлебами и двумя рыбами напитал пять тысяч мужей, кроме жен и детей?

Если не был Он плотью, кто спал в корабле? И если не Бог Он, кто запретил волнам и морю?

Если не был Он плотью, с кем вкушал Симон фарисей? И если не Бог Он, кто отпустил грехи грешнице?

Если не был Он плотью, то кто носил человеческие одежды? И если не Бог Он, то кто исцелил кровоточивую прикосновением к одежде?

Если не был Он плотью, то кто плюнул на землю и сотворил брение? И если не Бог Он, кто брением дал прозрение очам?

Если не был Он плотью, кто плакал при гробе Лазаря? И если не Бог Он, кто повелел выйти из гроба четверодневному умершему?

Если не был Он плотью, кого взяли иудеи в саду? И если не Бог Он, кто словом: Это Я (Ин. 18:5) поверг их на землю?

Если не был Он плотью, кто предстал на суд Пилату? И если не Бог Он, кто во сне устрашил жену Пилатову?

Если не был Он плотью, с кого совлеченные одежды делили воины? И если не Бог Он, почему с распятием Его затмилось солнце?

Если не был Он плотью, кто распят был на Кресте? И если не Бог Он, кто поколебал землю в основаниях?

Если не был Он плотью, у кого руки и ноги пригвождены были ко Кресту? И если не Бог Он, отчего разодралась завеса церковная, расселись камни, отверзлись гробы?

Если не был Он плотью, кто висел на Кресте среди разбойников? И если не Бог Он, кто сказал разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43)?

Если не был Он плотью, кто, возопив, испустил дух? И если не Бог Он, от чьего гласа многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:52)?

Если не был Он плотью, кого жены видели полагаемым во гроб? И если не Бог Он, о ком сказали им Ангелы: Его нет здесь: Он воскрес (Мф. 28:6)?

Если не был Он плотью, у кого Фома осязал язвы гвоздиные? И если не Бог Он, кто взошел, когда двери были заперты (Ин. 20:26)?

Если не был Он плотью, кто вкушал на море Тивериадском? И если не Бог Он, по чьему повелению наполнились мрежи?

Если не был Он плотью, кого апостолы видели вземлемым на небо? И если не Бог Он, кто восшел... при восклицаниях (Пс. 4:6) святых Ангелов и к кому вещал Отец: Седи одесную Меня (Пс. 109:1)?

Если Он – не Бог и Человек, то ложно, наконец, спасение наше, ложны и вещания пророков.

О даровании слез и отгнании врага

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Спасителю наш! Даруй мне, рабу Твоему, сокрушение и просвещение сердца, чтобы, просветившись сердцем, со сладостью источать мне слезы в чистой молитве и Ты немногими моими слезами изгладил рукописание грехов моих и ради малого плача угасил во мне разгоревшийся огонь. Ибо если дашь мне, Владыко, плакать здесь, то освободишь меня там от огня неугасимого.

Хотя знаю я, долготерпеливый и человеколюбивый Господи, что каждый день и час безмерно преогорчеваю и прогневляю Тебя, но благость долготерпения Твоего препобедит мою злобу и горечь.

Ей, благолюбивый Господи, Бог милости и щедрот! Спаси меня от скверного и страшного врага, который ежечасно оцепляет и угнетает душу мою злыми и скверными помыслами.

Неизреченная сила Твоя, Христе, запретившая волнам морским, да запретит ему, да приведет его в бездействие и да отгонит далеко прочь от меня, раба Твоего.

Каждый день обновляет он против меня козни свои и спешит возобладать расслабленным умом и удалить меня от Тебя и от божественных заповедей Твоих.

Но, Владыко, многомилостивый Господи, пошли вскоре силу Твою и от меня, непотребного раба Твоего, отжени сего великого змия со всеми лукавыми и срамными его помыслами, да буду чисто воспевать и славословить Тебя со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Избавь от нерадения и лености!

Безгрешный Агнец Божий, по свободному изволению Своему Крест претерпевший во плоти, закланный за спасение нас грешных и нетленно плотью вкусивший смерть, чтобы спасти падшее естество наше, Премудрость и Сила Бога Отца, Сияние славы Его, непостижимый Иисусе, неисследованный Христе, единый Милосердый и Человеколюбивый, на меня грешного излей великую Твою милость и благодатью Твоей отжени от меня всякое нерадение, леность и нетерпение, чтобы во Второе Пришествие Твое не услышать и мне страшного обличения Твоего: «Что потерпел ты ради Меня?»

В оный страшный и ужасный день скажешь Ты, Господи, нам, грешным: «Все вы хорошо знаете, что потерпел Я ради вас. Я, Бог, ради вас плоть принял; Я, Невидимый, ради вас видимо обитал на земле, ради вас алкал, жаждал, утруждался, ради вас был гоним, побиваем камнями; Я, Невинный, ради вас был заушаем и оплевываем; Я, Безгрешный, ради вас потерпел позорную смерть, ради вас прободен в ребра копием, напоен оцтом, смешанным с желчью. Всё это потерпел Я ради вас, чтоб вас сделать святыми и небесными; Царство Небесное даровал вам, всех вас наименовал братьями, ниспослал вам Духа Святого. Что же вы претерпели ради Меня, человеки?»

Что скажу на сие я, окаянный, лукавый, грешный и скверный? Мученики укажут на раны свои, на мучения, на отсечение членов и на терпение свое до конца. Подвижники укажут на свое подвижничество, на продолжительный пост, на бдения, на нестяжательность, на слезы и все другие злострадания. А я, ленивый и грешный, на что укажу, кроме постыдных плодов чревоугодия, сластолюбия, многоспания, любостяжания, нетерпения, тщеславия, нерадения?

Если потребуешь у меня, Господи, отчета в том времени, которое дано мне на покаяние, а мною проведено в нерадении, то какое дам оправдание? А если еще подвергнуть меня допросу за праздные слова, за лукавые помышления и пожелания, то какой страх, какое смятение обымут тогда меня, бедного, и какое последует за тем мучение?

Пощади, Господи! Пощади, Благоутробный! Пощади, Человеколюбивый! Пощади, единый Благой! Умилосердись и помилуй меня по единой благости Твоей. Укрепи душу мою, растлевшую от лености и нерадения моего, Ты, восставляющий низверженных и врачующий сокрушенных!

Ты знаешь нерадивость окаянства моего, знаешь, сколько лукавых зломыслий воюет против меня, видишь многокозненную вражию злобу на меня. Заступи меня по великой милости Твоей, отрезви, возбуди, оживи и спаси благодатью Твоей молитв ради Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых.

Вся надежда – Христос. К Нему взывай

Ты, Господь всяческих, по милосердию Своему будь для меня пристанью спасения, прибежищем помощи и спаси меня.

Умоляю благость Твою, Спаситель мой, отныне излей на меня щедроты Твои и там поставь меня вдали от мучимых.

Христе, благоволивший стать жертвой за нас, умертви грех, которым поражены все члены мои, снизойди, обитай в членах моих.

Как скоро узнает о сем лукавый, сокрушатся зубы его и огнь гееннский будет угашен Твоим блистанием.

Лукавый сатана изблевал на меня яд свой, растлил и низложил меня грехом. Но поскольку иду я Твоим путем, а Ты всемогущ, то питает надежду немощь моя, что Ты, презря его, окажешь мне помощь оставлением грехов и посрамится растлитель мой.

Князья злобы ослепили меня страстями своими и хитростью своей похитили у меня красоту юности моей. Что же делать мне, утратившему чистоту свою? Возопию ко Христу, чтобы возвратил Он мне красоту мою, и тогда посрамятся лукавые.

Спаситель мой взывает ко мне, ученику Своему: «Не отчаивайся в своем спасении, Я восстановляю тебя и отпускаю тебе грехи твои! Мое ты приобретение, и Я не оставлю тебя, потому что искупил тебя собственной Своей кровью».

Взывай же, грешник, изо всех сил и не щади гортани своей, ибо Господь твой милостив и любит кающихся. Коль скоро возвратишься ты, Отец твой предварит тебя сретением Своим, заколет тельца упитанного, облечет тебя в светлую ризу и возвеселится о тебе.

Не падай духом: есть надежда – Христос

Не упадай духом, душа, не скорби, не произноси над собой решительного суда по множеству грехов, не привлекай на себя огня, не говори: «Отринул меня Господь от лица Своего».

Богу неугодны такие слова. Разве тот, кто пал, не может восстать? Разве тот, кто отвратился, не может обратиться? Или не слышишь, какова благодать Отца к блудному?

Не стыдись же обратиться, но с дерзновением скажи: Встану, пойду к Отцу моему (Лк. 15:18)! Встань и иди.

Он примет тебя и не укорит, а паче возрадуется твоему возвращению. Он ждет тебя, только не стыдись и не скрывайся от лица Божия, как Адам.

Ради тебя Христос распялся – и отринет ли тебя? Он знает, кто утесняет нас, знает, что нет у нас другого помощника, кроме Него единого.

Христос знает, что человек беден. Не предавайся же нечаянию и нерадению, как бы уготованный в огнь. Христу нет утешения ввергать нас в огнь, не приобретение для Него посылать нас в бездну на мучения.

Подражай блудному сыну: оставь морящий голодом город. Приступи и умоляй – и узришь славу Божию. Просветится лицо твое, и ты возвеселишься в раю сладости. Слава спасающему нас Господу Человеколюбцу!

Уроки жизни

Желаешь ли правой жизни? Упражняйся в смиренномудрии, потому что без него правая жизнь невозможна.

Все дела свои делай во имя Спасителя нашего Иисуса Христа, и чрез это плод твой вознесен будет до неба.

Начало отступления в человеке есть удаление его от смирения. Оставленного же Богом давит лукавый дух, как Саула.

Сети врага намазаны медом; увлекшийся сладостью меда запутывается в сети и исполняется всякой горечи.

Возлюби смирение, и никогда не впадешь в диавольскую сеть, потому что, воспаряя на быстрых крыльях его, всегда будешь выше вражеских сетей.

Гордыня подобна весьма высокому согнившему дереву, у которого ломки все сучья, и если кто взберется на него, тотчас обрушится с высоты.

Блажен утучненный благими надеждами и озаренный благими помышлениями: слава его велика и нескончаема.

Будем стремиться к трезвенному вниманию, чтоб, видя свои прегрешения, постоянно нам смиряться и не воспитывать в себе, как змия, помысла самомнения или лукавства.

Возлюбим трезвение, чтоб иметь чистое сердце и чтобы вверенный нам храм сохранить неоскверненным от греховного растления.

Прекрасна молитва с воздыханиями и слезами, особенно если слезы проливаем втайне.

Кто молится умом с верою, тот зрит пред собой Господа, о Нем бо живем, движемся и пребываем.

Если окаменело сердце твое, плачь пред Господом, чтоб источил Он на тебя озарение ведения и дал с горячностью сердца возноситься к Нему.


Источник: Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирина, и расположенные по порядку Псалмов Давидовых / [Сост. свт. Феофан Затворник]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2016. - 333, [1] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle