Источник

Отделение пятое

Исповедание Богочеловечества во Христе Иисусе, Господе

Тот, Кто от Бога, Бог Слово, от Отца Единородный Сын, Единосущный Отцу, Сущий от Сущего, рожденный от Отца без матери прежде всех веков неизреченно, Сей самый в последок дней рождается от дщери человеческой, от Марии Девы без отца, рождается Бог воплощенный, понесший на Себе заимствованную от Нее плоть, соделавшись человеком, которым не был, и пребыв Богом, Которым был, чтобы спасти мир. И Он есть Христос, Сын Божий, единородный от Отца, единородный от матери.

Одного и Того же исповедую совершенным Богом и совершенным Человеком – в двух естествах, ипостасно, или лично, соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно, неизменно, – Богом, облекшимся в плоть, одушевленную словесной и разумной душой, и соделавшимся нам подобным во всем, кроме греха.

Один и Тот же есть земной и небесный, временный и вечный, подначальный и безначальный, безлетный и подлежащий времени, созданный и несозданный, страдательный и бесстрастный, Бог и Человек, в том и другом совершенный. Один в два естества и в двух Один.

Вот-вот смерть. Отрезвись, душа!

Время жизни моей истрачено в суете и срамных помыслах. Даруй же мне, Господи, врачевство, чтобы вполне излечиться мне от сокровенных язв моих, и укрепи меня хотя один час усердно потрудиться в винограднике Твоем. Ибо время суетной жизни моей уже во единонадесятом часе.

Ладью с моей куплей управь заповедями Твоими и мне, ничтожному купцу, даруй благоразумие продать свою куплю, пока есть еще время.

Время плавания приблизилось к концу, и будто слышится уже глас Судии ко мне, рассеянному: «Покажи теперь, ленивый, куплю, какую имел ты в продолжение своей жизни».

Час смертный устрашает меня, бедного. Ибо смотрю на дела свои, и душа моя трепещет, вижу нерадение свое и леность, и цепенеют кости мои.

Час разлучения предстал очам моим, и я пришел в потрясающий страх, помыслив о нем. Вместо того чтобы радоваться, еще более убоялся я, потому что при благодати не делал дел, достойных Бога.

Увы, душа моя! Зачем нерадишь ты о жизни своей? Зачем в рассеянии проводишь немногие дни ее? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? Что же будешь делать там, живя нерадиво здесь? Что станешь отвечать в оправдание свое, представ престолу страшного Судии?

Враг обманывает тебя и изо дня в день расхищает достояние твое, а ты и не разумеешь того.

Отрезвись же, войди в себя и молись к Богу со слезами, взывая к Нему с сердечною скорбью: «Даруй мне, Господи, возлюбить Тебя всей силой моей и усердно послужить Тебе исполнением святых заповедей Твоих, чтобы, когда придет час разлучения, нашел Ты меня готовой и с великой радостью ожидающей сретения Твоего и ввел в Царство Твое вечное, в сорадование со всеми святыми, Тебе благоугодившими!»

Дай память о жизни вечной, чтобы достойно приготовиться к ней

Спаси меня, долготерпеливый Господи!

Спаси меня, Сыне Божий, безгрешный Христе! И даруй мне помышление о жизни вечной, чтоб, ничего не имея в сердце своем, кроме сего помышления, всегда исполнять мне волю Твою при содействующей мне, грешному, благодати Твоей и охотно ходить в повелениях Твоих, с пользой употребив в дело мнас4, который дал мне Сам Ты, Небесный Царь, – и, на него совершив добрую куплю, сподобиться похвалы от Тебя, Владыко, и, когда приидешь Ты, Господи, сказать с дерзновением от чистого сердца: «Блажен я, что пришел Ты, Владыко!»

На брак Твой, Господи, облеки меня в достойное одеяние, которое да уготовит во мне еще здесь благодать Твоя. Сподоби меня возжечь тогда и светильник, который да дарует мне Твоя щедродательность.

Так с радостью изыду во сретение Тебя, прославляя и благословляя Тебя, в надежде быть сопричастником праведных и святых, от века Тебе благоугодивших.

Ищешь милости? Будь сам милостив

Оставляются долги тем, кто просит о помиловании. Но смотри не питай ненависти к братьям своим, когда просишь оставления долгов.

За дверьми остаются те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют при себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.

Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя и Господь. И если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом горé. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего.

Итак, примирись с Господом в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай в лице алчущих.

В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой своей, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою.

Он оказал уже тебе большую любовь, раздробил для тебя тело Свое и кровь Свою дал тебе в питие.

Прощение грехов за прощение обид

Господь как бы так говорит всякой душе: «Прости согрешения брату твоему, и Я прощу тебе грехи твои. Ты простишь малые ошибки, может быть, несколько оволов или динария с три, а Я дарю тебе тысячи талантов. И ты прощаешь только, ничего не давая в дар, а Я грехи тебе оставляю и дарую исцеление и Царствие.

И дар твой тогда приму, когда примиришься с тем, кто враждует на тебя. Когда не будешь иметь никакой вражды, когда солнце не зайдет во гневе твоем, когда со всеми у тебя будет мир и любовь – тогда и молитва твоя благоприятна, и приношение твое благоугодно, и дом благословен, и сам ты блажен.

А если не примиряешься с братом своим, то как же у Меня просишь прощения?

Я, Владыка твой, повелеваю тебе, и ты не внемлешь; ты же, раб, как дерзаешь приносить Мне молитву, или жертву, или начатки, имея на кого-нибудь вражду? Как ты отвращаешь лицо от брата своего, так и Я отвращу очи Мои от молитвы твоей и от дара твоего».

Дай слезы, чтобы омыться, и освободи от уз страстей!

Человеколюбче Иисусе Христе, Боже наш, на щедроты Твои твердо надеясь, умоляю Тебя: не поставь меня ошуюю Себя с козлищами, преогорчившими Тебя, и не скажи мне: «Аминь, аминь, говорю тебе, не вем тя», но по благости Своей дай мне непрестанные слезы, дай сокрушение и смирение сердцу моему и очисти его страхом Твоим, да соделается оно храмом благодати Твоей.

Хотя много я грешен и недостоин, однако ж ударяю непрестанно в дверь Твою, хотя нерадив и ленив и небрегу о своем спасении, однако же желаю Твоим идти путем. Спаси меня ради милости Твоей, потому что благ Ты, Господи, всяческим и щедроты Твоя на всех делех Твоих.

Буди в помощь мне, Владыко всех, защити душевную мою немощь, чтоб избавиться мне от греховного растления и стать свободным от уз страстей, да не мучительствует во мне злоба и мною как пленником да не обладает враждебный демон, но да приидет на меня Царство Божественнаго и Поклоняемого Твоего Духа, чтоб удалились от меня скверные страсти, которые теперь преобладают и царствуют во мне. Ибо Ты – Бог милосердия, человеколюбия и щедрот.

К Богородице об очищении от страстей и внутреннем благонастроении

Пресвятая Владычица Богородица, единая Чистейшая душой и телом, призри на меня, мерзкого, нечистого, душу и тело очернившего скверной страстной и сластолюбивой жизни моей, очисти страстный мой ум, непорочными соделай и благоустрой блуждающие и слепотствующие помыслы мои, приведи в порядок чувства мои и руководствуй ими, освободи меня от мучительствующего надо мной злого и гнусного навыка к нечистым предрассудкам и страстям, останови всякий действующий во мне грех, омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и рассудительность для исправления моих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, единую истинную Матерь истинного Света – Христа Бога нашего, потому что Тебя с Ним и о Нем благословляет и славит всякая невидимая и видимая тварь.

Уроки жизни. Блаженства

Блажен, кто всегда исполнен духовной радости и неленостно несет благое иго Господне, потому что будет он увенчан во славе.

Блажен, кто очистил себя от всякой греховной скверны, чтоб с дерзновением принять ему в дом свой Царя славы, Господа нашего Иисуса Христа.

Блажен, кто со страхом и трепетом, благоговейно приступает к Пречистым Тайнам Спасителя, сознавая, что приемлет в себя неразрушимую жизнь.

Блажен, кто ежечасно помышляет о смерти и привел в себе в бездействие постыдные страсти, гнездящиеся в сердце у нерадивых, потому что такой будет утешен в час кончины своей.

Блажен, кто непрестанно помнит о муках гееннских и спешит со слезами и воздыханиями искренно покаяться Господу, потому что он избавится от всякой скорби.

Блажен, кто всегда добровольно смиряет себя самого, потому что он будет увенчан Тем, Кто добровольно смирил Себя за нас.

Блажен, кто со всяким благоговением, как Мария, пребывает у ног Господа (молитвой) и, как Марфа, спешит принять Господа и Спасителя (благотворением).

Блажен, кто, разжигаемый страхом Божиим, всегда имеет в себе теплоту Святого Духа и попалил терния и волчцы лукавых помыслов.

Блажен, кто с духовным благоразумием любит кротость и не дает себя в обман лукавому змию, возлагая надежду на благого и милосердного Господа.

* * *

4

Мину (см.: Лк. 19:11 –27). – Примеч. ред.


Источник: Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирина, и расположенные по порядку Псалмов Давидовых / [Сост. свт. Феофан Затворник]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2016. - 333, [1] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle