святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 168. Деятельность его в сане пресвитера: а) с 388 г. до Великого Поста 388 г.

В нач. 386 г. св. Иоанн посвящен Флавианом в сан священства955. Для Златоуста это было собственно звание проповедника956. И в продолжении двенадцати лет957 священства он по крайней мере один раз в неделю958, большею частью959 дважды, а иногда каждый день960 проповедовал антиохийцам слово Божие. «Случалось, что сказав проповедь в крещальне, он – усталый – шел слушать в главной церкви своего пастыря, а тот в исполнение общего желания поручал ему говорить Слово961. С званием проповедника на Златоусте лежала еще обязанность попечителя о бедных; а спустя несколько лет священства Златоуст считал в Антиохийской Церкви до 3,000 вдов и дев, которых питала она каждый день, и еще не включал в то число заключенных в темницу, странников, больных, которые все были также под ее попечением962. Забота о бедных была любимою заботою для нежного сердца Златоустого963.

При вступлении в сан священства Златоуст говорил о себе слово, полное глубокого сознания своей немощи, изумлялся, что он, «низкий и презренный юноша (а ему было 39 лет) возведен на такую высоту достоинства»; потом говорил: «хотел бы я теперь вещать в церкви, посвятить начатки Тому, Кто дает нам сей язык, Богу... Но не красна хвала в устах грешника»964... Полный желания, возвещать хвалы Господу, он вслед за тем говорил о Серафимах и с тем же сознанием своей бедности. «Большая скудость на трапезе нашей, однако-ж не скроем ее, мало и бедно все, чтò есть у нас; и однако предложим вам»965. В наступивший Великий пост то предлагал слова на Бытие966, то беседовал о темноте пророчеств967, то пробуждал леность беседами о лености и искусителе968. Заблуждения, какие находил он в антиохийцах, обращали на себя кроткие увещания его в продолжении всего первого года969; только тяжкая болезнь прерывала на время поток сладкого слова его970. Дерзкие евномиане, жившие в большом числе в самой Антиохии971, слышали (в Августе 386 г.) облечение его в слове о непостижимом972; вместе с тем слепота иудеев уполномочившая тогда свои суеверия в Антиохии властью патриарха973, а еще более незрелое разумение некоторых христиан антиохийских, увлекавшихся в общение с иудеями, побудили его беседовать против иудеев и иудействовавших христиан974. Обличая после того евномиан, он не только не хотел, чтобы питали против них ненависть, напротив побуждал молиться за них975 и говорил потом два поучения о том, что «не надобно обнаружить грехов ближнего, ни порицать ею; не надобно ни о себе отчаиваться, ни молиться противу врагов976. При таком обилии любви, при таком желании видеть взаимную любовь между исповедующими любовь Иисусову, мог ли христианский учитель спокойно смотреть на то, как даже православные антиохийцы разделялись между собою? Евстафиане имели теперь епископом Павлина, который по недальновидности признавал православным Аполлинария; у мелетиан был Флавиан; одни против других произносили жестокий суд, особенно за Павлина; здесь же у аполлинаристов был свой епископ Виталий; их еще жестче судили. И все это считали ни за что, и все это люди, которые «предавали анафеме то, чего сами не понимали». «Скорблю и сокрушаюсь духом, говорил он в слове об анафеме977, раздираюсь утробою смотря на такую бесчувственность. Кто ты и откуда ты взял такую власть и силу? За чем восхитил честь, принадлежащую только лику апостолов и истинно ревностным их преемникам?» И потом показывал, как самые пастыри должны обличать заблуждения, как частный человек должен вразумлять ближнего. Праздник Рожд. Христова, который в Антиохии перенесен был с 6 января на 25 декабря, как говорил Златоуст, только за 10 лет пред тем и который некоторые неохотно в сей новый день праздновали, подал случай пространно беседовать о дне Рождества Христова978.

«С твердою верою вступим мы в сражение», говорил ревностный проповедник в новый 387 год979. Ибо вот и нам назначена война – не с наступающими амаликитянами, но с демонами, совершающими торжество на площадях. Диавольские бдения, какие ныне отправляются, брань, пляски сатанинские, смех, комедии – хуже всякого неприятеля порабощают наш город. И с силою обличал бесчиния, занятые у язычества. Чтобы показать людям легкомысленным, к чему ведут забавы рассеянного света, на следующий день980 и потом по воскресным дням981, Проповедник живо изображал в 6-ти беседах судьбу богача и Лазаря в той жизни. После нескольких бесед между прочим об истинных вдовицах и против посетителей цирка, продолжал обличения свои против аномеев982. Землетрясение, нередкое в те времена в Антиохии, пробудило в жителях восточной столицы заботливость о душе, и проповедник опять напомнил им о судьбе Лазаря983. Болезнь повергла неутомимого на одр: но любовь к пострадавшим воздвигла его, и он поспешил в храм за город с словом наставления: «пусть не только болезнь, но тысячи ран полагают препятствия, не престаю иметь общение с любовью вашею»984. Пред наступлением Великого поста говорено было замечательное слово против рано начинающих Пасхальный пост985. Это опять против иудействовавших христиан – против тех, которые и после Вселен. Собора продолжали праздновать Пасху христианскую вместе с иудеями, а потому и постились по кругу Пасхи иудейской. «Вы говорят, прежде не соблюдали ли сего поста? Не твое дело говорить мне это, а я по праву сказал бы тебе, что мы прежде постились так, но за лучшее сочли предпочесть согласие любви наблюдению времен»; и подтверждает справедливость такого предпочтения примером апостола, отвергнувшего иудейские обряды. Сказав потом о важности определения Вселенского Собора, продолжает: «Не будем же спорить, не будем говорить: столько времени постился я и ныне переменю обычай? Потому-то и перемени, что столько времени отделялся ты от Церкви, возвратись к матери своей. Стыд и бесчестие не в том, чтобы переменяться на лучшее, а в том, чтобы упорствовать в неуместном споре. Сие то погубило и иудеев». Чрез день или чрез два после сего произошел бунт в Антиохии986, вызвавший красноречие проповедника к самой усиленной деятельности987.

Жители Антиохии сочли слишком тяжкою новую подать, наложенную по военным обстоятельствам; бродяги-комедианты и подобные им люди довели в народе ропот до открытой ярости; чернь свергла императорские статуи, таскала их по улицам и наконец разбила988. Но вскоре ужас и отчаяние заступили место неистовой ярости989. Златоуст молчал неделю страшных событий990 и потом взошел на кафедру с сильным словом о покаянии и утешении. «Чтò мне сказать или о чем говорить? Время слез теперь, а не речи, рыданий, а не слова, молитвы, а не проповеди. Содеянное так велико, рана так неизлечима, так глубока и выше врачевания, что имеет нужду в высшей помощи... Но христианин должен отличаться от неверного и тем, чтобы, одушевляясь надеждою на будущее стоять выше нападения зол человечества. На камне поставлен верный и волны не могут поколебать его. Перестанем отчаиваться, возлюбленные. Мы не столько заботимся о спасении своем, сколько создавший нас Бог»991. Архипастырь Флавиан решился принять на себя и принял тяжкое дело – ходатайствовать лично пред императором за преступный город, а Златоуст остался утешать и врачевать больные души. «Вот поруган человек однажды, говорил он тогда, и мы все в страхе и трепете: а Бог ежедневно терпит от всякого человека поношение, и никто о том не подумает... Бог ежедневно слышит ругающихся над Ним, и однако-ж никто из виновных пред Ним не раскаивается... Он не посылает громов для истребления ругателей, ни вод для потопления. Но если не видя наказания, мы думаем, что грех наш прощен: то бедствия начинают постигать нас ежедневно»992. Это было говорено в последний воскресный день пред Великим постом993 и в следующие за тем шесть дней сряду то утешал и убеждал он несчастных к терпению, то поучал высокой истории творения мира994. Чрез несколько дней995 весть о грозном гневе императора привела народ опять в ужас. Император грозил обратить Антиохию в деревню, лишить бунтовщиков жизни, послал в Антиохию чиновников произвести самое строгое исследование996. Многие хотели бежать из города. Златоуст взошел на кафедру, чтобы остановить малодушных, и в тоже время вошел в церковь префект и удержал народ. «Величайший стыд и срам чувствую я, говорил он тогда, что вы, несмотря на столь многие мои увещания, имеете нужду в постороннем утешении. Я желал бы, чтобы в то время разверзлась земля и поглотила меня, когда я слышал, что он (префект) говорил вам, то утешая вас, то обвиняя за безвременную и неразумную боязнь вашу. Не вам надобно принимать от него наставления, напротив вы должны бы быть наставниками неверных»997. Когда прибыли и начали следствие судьи: то можно представить, каково было положение виновного города; четыре дня были днями ужасными для Антиохии998. Но явились ходатаи иноки; по целым дням стояли они пред дверьми грозного судилища, с мольбами о помиловании несчастных; ужасы остановлены, следователи дела наконец согласились представить все дело и просьбу пустынников к императору на рассмотрение999. Кесарий, уполномоченный от императора, поспешил явиться к императору1000. Когда волнение начинало утихать в обнадеженном народе: Златоуст1001 развернул пред народом поразительную картину дел человеческих. «Я видел, как жены и девицы, привыкшие к мягкой постели, лежали на голой земле; другие, которые недавно пробрели себе рабынь и евнухов, и прочие удобства, вдруг лишались всего и с плачем громким повергались к ногам других, прося какого-нибудь пособия. Я видел и в памяти моей оживилось слово Соломона: суета сует и всяческая суета... Я видел, как матери смотрели на похищаемых детей и не могши освободить, только смотрели и терзались. Я видел и помышляя о страшном суде говорил самому себе: если от людей, когда они осудят кого, не могут избавить осужденного ни мать, ни сестра, ни отец: кто избавит от осуждения на оном суде? Кто скажет за нас слово? Кто освободит нас, когда поведут нас на муки нестерпимые»1002? Златоуст то убеждал удерживаться от клятв, то поучал истинному посту и благотворениям1003. Малодушие снова приходило в волнение, по случаю ложных слухов и проповедник опять боролся с малодушием1004. Наконец Флавиан явился к императору с сильным христианским словом1005 и христианский император простил наглых оскорбителей высочайшей власти. Весть о спасении привезена Флавианом к самому празднику Пасхи; народ был в восторге. Св. Иоанн в самый праздник объявил и речь архипастыря к императору и рескрипт императора и в заключение сказал: «радуйтесь радостью духовною, благодарите Бога не только за прекращение бедствий, но и за то, что послал он их»1006.

И в самом деле было, за что благодарить Господа, особенно же проповеднику. «Во всю Четыредесятницу, говорил проповедник, мы ударяли в одну струну, повторяя вам запрещение клясться, и благодатию Божиею, уста слушателей сей мелодии настроились так, что бросив худую привычку вместо прежних клятв не произносят ничего более языком, кань: да, нет, поверь мне1007. Сего мало – бедствия потрясли сердца многих язычников; а слово Златоуста, утверждавшее верных среди бед, показывало неверным силу веры, и Златоуст имел утешение показывать оглашенным язычникам различие христианства от язычества1008. Утомленный трудами и событиями, Златоуст, после праздника Пасхи сделался болен и не мог проповедовать несколько дней мученических. Между тем душа его полна была хвалою за Церковь Христову, столь мудро управляемою верховным пастырем, и он спешил воспитывать для нее надежных чад в юных чадах ее. После праздника Вознесения Господня1009, в беседах об Анне, он живо изображал, какая нужна внимательность к воспитанию детей, «Если ты мать: посвяти сына твоего Богу. Анна принесла своего в храм: ты освяти своего сына в храм Царю небесному. Ибо апостол говорит: или не знаете, что телеса ваши члены Христовы и храм живущего в вас Духа? Если пренебрежение к тому храму возбуждало гнев Божий: не сильнее ли оскорбит Господа пренебрежение к сему храму? Сей храм тем выше того по достоинству, чем более знаков его освящения. Не творите же храма Божия вертепом разбойников; дабы иначе не постиг вас суд Божий, произнесенный на иудеев»1010.

После сего он опять был болен, и в первую встречу с друзьями – слушателями, торжествовал свое выздоровление беседою о прощении другим долгов их1011. Вслед за тем говорил три беседы о Давиде и Сауле1012, показывая в первом пример того, как надобно прощать врагам своим, и о любви ко врагам, говорил еще беседу на слова: аще алчет враг твой, ухлеби его1013.

В августе ревностный защитник чистой веры Христовой, опять обратился с обличениями против иудеев: написал книгу против иудеев и язычников о том, что Христос есть Бог; потом говорил 6 слов против иудеев1014 и превосходную беседу о сладости и пользе псалмов в бесед. на 14 Пс.1015.

* * *

955

Палладий р. 41. 42.

956

В других местах – в Александрии и в Константинополе каждый священник городской церкви имел право вместе с отправлением священнослужения проведывать слово Божие, как это видим из слов Епифания (de arian Haer. 6. 9.) и Афанасия (Apologia cont. Arian § 20.); а об Антиохии Златоуст говорит, что должность проповедника возлагалась там на образованнейших: «И теперь, необразованным из священ, поручаем мы должность крестить, а учительство (το διδασκαλιον) поручаем умнейшим (σωφοτεροις)». Нот. 3. ad. Corinth. F. 3. p. 7. О себе самом Златоуст говорит, что любовь антиохиян вызвала его на поприще учительства. Т. 1. р. 407.

957

Палладий р. 42.

958

Златоуст Орр. То. 4. р. 730.

959

Hom in toh 25. § I. In princip. Act. 4. T. 3. p. 83. Ἐγὠ ὐμῖν ἀπαξ της ἐυδομάδος συγγένομαι, η καὶ δεύτερον πολλακις.

960

Орр. Τ. 2. р. 455. Τ. 4. р. 651.

961

Так говорит сам он, Орр. Т. 6. р. 255.

962

Бес. 66. на Ев. Мф. Τ. 7. ρ. 657. 658.

963

Он еще прежде того отдал для них все свое наследственное имущество.

964

Т. 1. р. 36. 38.

965

Т. 6. Hom. Р. р. 106. Вслед за приведенным словами говорит: «Вы слышали недавно, когда мы удостоены звания беседовать (καταξώθη μεν διαλεκθῆναι), с вашею любовью, читали мы псалом, отлучающий грешника от священной ограды, и псалом же увещал ангелов и высшие силы славить Бога всяческих. Сл. Т. 1. р. 438. 439. след. 2-я бес. по изд. Монфокона была 1-ю о серафимах, за тем Говорена 3-я (р. 111.), 5-я (р. 137), 6-я (137). Последняя из сих Говорена в воскресенье пред Великим постом; «вот приходит пост, который соделывает крылья души легкими» § 3. Пасха в том году была 5-го апреля.

966

Т. 4. р. 645. Первое слово о начале четыред. в 2 сл. р. 651; «не на свои силы надеясь, но поручая все молитвам предстоятелей и вашим вступили мы на поприще». В феврале говорено было похв. слово св. Мелетию († 381.): «пятый год прошел, как отошел он к Иисусу, которого столько любил». Т. 2. р. 518.

967

Две превосходные Беседы (Т. 6. р. 168), где говорит частью против манихеев, которых обличал и в словах на Бытие, частью против Аномеев, которых вскоре будет обличать в особых Словах. См. еще р. 1. 88. Против манихеев же говорено вслед за тем Слово: против утверждающих, что демоны правят миром. См. р. 247. 6. Т. 2. и оконч. 2-го слова о прор.

968

Т. 2. р. 267. 255.

969

Т. 2. р. 267.

970

Весною сего года Златоуст был болен, после чего говорена беседа на слова Апостола: сие же весте. (Т. 6. р. 278.). О временя ее начало беседы (р. 278).

971

См. 7. сл. о непост. Т. 1. р. 450. они имели здесь незадолго пред тем своего еп. Дорофея, который в 381 г. послан в заточение.

972

Т. 1. р. 450. 458.

973

Orat. 6. con. Judaeos р. 656. О патриархе иудейском собиравшем огромные доходы Златоуст (Cont. Judaeos). Т. 4. р. 581.

974

2 сл. прот. иудеев Т. 1. р. 587. «Хотел я ныне окончить и яснее изложить предмет, о котором рассуждал с вами, т.е. что Бог непостижим, о чем в прошедший воскресный день так пространно и много говорили. Но другая весьма важная болезнь требует врачевания... Наступают праздники у бедных иудеев, трубы, потчение сеней, посты, и многие из вашего стада, которые называют себя единомышленными с нами, частью ходят, смотреть те праздники, частью же вместе празднуют, вместе постятся». На стр. 591, он рассказывает и особенный случай, который возбудил его говорить прот. иудеев. И так а) за 1 словом о непостижимом (Т. 1. см. р. 449. 450) следовали слова против иудеев; (втор. после 1-го чрез 10 дней и за 5 дней до иудейск. праздн. Т. 1. р. 601); б.) слова сии говорены были в конце августа: ибо 15 сент. Тисри потчение сеней, потом ряд иудейск. праздников. Прот. иудеев в сем году говорил он много слов (Т. 1. р. 361.); но не все дошли; в.) За словами против иудеев говорены: аа) Слово по случаю собрания епископов; бб) Слово в день мучеников, вв) «Теперь, когда освободились мы от борьбы иудеев и отцы возвратились в свое отечество и хвалы мучеников довольно утешили нас, исполним желание ваше», р. 355. Сообразно с временем окончания праздников иудейских. 2-е, 3 е, 4-е и 5-е слова против аномеев (Т. 1. р. 453. 462. 470) говорены в ноябре.

975

Т. 1. р. 487. 488.

976

Т. 3. р. 344. 354. Слова сии следовали за 5 словом. (Т. 1. 501.) против аномеев р. 344. 347. 348. См. с словами Т. 1. р. 488. 489. 490. Также Т. 3. р. 356. 351. Сл. с словами Т. 1. р. 490.

977

Оно говорено вслед за одним из слов о непостижимом. Смотр. начало его. Т. 1. р. 691. (переведено в Хр. Чт. ч. 19. стр. 48.) О расколе Антиохийском см. в ист. св. Мелетия. Несколько мест из сего Слова приводит П. Филофей (Jus graeco-rom. Р. 2. р. 289.). После 5-го слова о непостижимом говорено слово на слова Филип. 1:18. (Т. 3. р. 300.): ибо в сем слове § 1. ссылается на § 6. 7. 5-го слова, дек. 20 говорено слово о св. Филологии, где приготовлял к достойному причащению Св. Евхаристии в праздник Рождества Христова. Т. 1. р. 492. 498.

978

Здесь (§ 7) говорит: «к чему недавно увещевал я вас, к тому и теперь, к тому и впредь не престану увещевать». И увещевает к достойному приобщению Св. Таин; а об этом говорил он 20 дек. см. зам. 47. след. Слово говорено в 386 г.

979

На календы Т. I. р. 697. «Недавно, когда хвалами украшали мы блаженного Павла, вы так восхитились, как бы видели его самого». Апостола пространно хвалил он в слове на слова Павла (Т. 3. р. 300.) которое говорено после 5-го слова о непостижимом (Т. 3. р. 300. сл. Т. 1. р. 489).

980

На другой день Календ т.е. 2 января в Антиохии Т. 1. р. 707. 708. Хр. Чт. ч. 45. 129.

981

6 Января говорено о Крещении Христовом (Т. 2. р. 367. в § 3 я 7 он ссылается на убеждение к достойному приобщению Св. Таин (см. зам. 47). На другой день похв. слов. М. Лукиану. Т. 2. р. 524. а 3. 2. «Вчера Господь ваш крестился водою, ныне раб его крестился кровию». Праздн. сему муч. на 15 октября перенесено вероятно тогда, как введено праздновать Собор Иоанна Крестителя: в римском Мартирологе и доселе память мученика 7 января. 24 Января говорено слово о М. Вавиле (Т. 2. р. 531), а в след. день о М. Ювентине и Максимине (Т. 2. р. 578). Слово о Вавиле начинал он так: «Желал я отдать вам долг, который здесь недавно обещал вам. Но что делать? Блаженный Вавила явился и приглашал к себе нас». И в 4 Слов. о Лазаре: «надлежало в прежнем собрании отдать долг. Но не сочли мы за безопасное пройти деяния Вавилы и св. мучеников, встретившихся после него». Отселе видно, что а) 4-е Слово о Лазаре говорено в первый воскресный день после 25 числа, б) 2 и 3 говорены в воскресные дни предшествовавшие 24 числу, но не 3 и 4 числа как полагает Монфокон: ибо и во 2 сл. о Лазаре не сказано вчера, а недавно, а в 3 слов. о Лазаре (Т. 1. р. 736) ясно говорит: «чтобы не пролилось то, чтò предано, не вдруг наклонили чашу учения, а несколько дней позволили вам отдохнуть от труда слушать нас».

982

После 4-го слова о Лазаре говорены: а) Бес. на слова не хощу вас неведети о умерших Т. 1. р. 762: «четыре дни провели в изъяснении вам притчи о Лазаре»; б) Бес. о вдовицах (Т. 3. р. 311: «место, которое вы ныне слышали.... имеет сродство и связь с тем, о чем недавно говорили. Недавно читали: не хощу вас» и пр.; в) против посетителей цирка, где о Лазаре (Т. 1. р, 750). В тоже время в феврале; г) говорил против аномеев 7-е слово (Т. 1. р. 501. 502), потом помещ. в 6 том. (р. 655. сл. Т. 1. р, 503. 514), за тем 8-е, («Вчера возвратились мы с брани» § 1. р. 503). За восьмым словом следовало слово о воскресении мертвых. (Т. 1.). Но 9-е и 10 против аномеев говорены долго спустя после 8-го, чему причиною был бунт (прим. 55); 9-е говорено в день Лазаря («Воскрешенный ныне Лазарь». § 1. р. 525); 10-е в один из дней после Пасхи (§ 1. 2. р. 525. 530).

983

Т. 1. р. 790. Самое слово показывает, что слушатели помнят прежние слова о Лазаре, след. это было в февр. с другой стороны известно, что в 387 г. Антиохия чувствовала землетрясение. См. Hom. 3 de Statuis. § 7.

984

Т. 1. р. 717.

985

Т. 1. p. 610. Пасха Иуд. в этом году приходилась в воскресный день за неделю до Христиан. р. 613, а потому и посту иудействовавших надлежало начаться и окончиться неделею раньше. А это так было в 387 г. притом слово прерывало собою ряд слов о Единосущном или против аномеев р. 610, чтò опять показывает, что оно говорено 387 г. когда Пасха начиналась 27 апреля. Слово прерывая собою ряд слов о Единосущном р. 610. говорено после 8-го слова, (прим. 51). После сего слова говорена Беседа на слова: приемли мало вина (Т. 2. р. 1).

986

В 16 Бес. к Антиох. (Т. 2. р. 162.) говорит: «вот другой год, как беседую я с вашею любовью», сл. замеч. 36. В Марте 388 г. Феодосия 1 не было в Константинополе, он был тогда в Солуне (Paqius ad. an. 388 и 3); а во время бунта и по словам Ливания (ad. Theodos de stat.) и по словам Златоуста (Т. 2. р. 216. 147. 223) Феодосий был в своей столице; след. несомненно, что возмущение произошло в 387 году.

987

21 Бес. к Антиох. в славянском переводе Сичкарева. М. 1778.

988

Орр. Т. 2. р. 63. Hom. 37 in Matthaeum, Ливаний ad. Theodos de stat и еще ad. Timocratem. T 2. p. 380. Созомен 7,23. Феодорит 5, 20.

989

Op. T. 2. p. 21. 45. Феодорит там же.

990

Т. 2. р. 20.

991

Т. 2. р. 20. Хр. Чт. ч. 19. Первая из бесед к антиохийцам говорена пред бунтом и на нее ссылается он в пер. беседе, говоренной после возмущения.

992

Т. 2. Hom. 3. р. 45. 46.

993

Hom. 4. р. 58.

994

То в самом начале, то в продолжении каждой из них говорится: вчера говорил. Hom. 4. 58. Hom. 5. р. 70. Hom. 7. р. 84. 85. 89. Hom. 8. р. 92. Здесь же: «неделя сия спешит к концу», т.е. неделя поста, так как в субботу и воскресенье пост смягчался (см. XI. Бес. на Бытие Б. 4. р. 84); 9-ю Бес. надобно поставить ту, которая в собрании бес. Ант. названа 15-ю: ибо а) в самом начале (р. 151) говорит: «надлежало бы как ныне, так и в предшествовавшую субботу предложить слово о посте: безвременным сего никто не сочтет... Ибо многие при вступлении в пост думают, что им надобно будет отдать чрево свое как бы в плен долговременный, и предваряя это обременяют себя многоядением и пьянством». Очевидно, что предшествовавшая суббота – суббота пред 1-ю неделею поста; б) В 8-й бес. он сказал, что не хочет более говорить о клятвах; а в 15 бесед. (р. 158), говорит: «вчера положил я вместе с любовью вашею, чтобы более не говорить о сей заповеди»; в) В 15 бес. (р. 158) довольно пространно объясняет пророческое видение серпа (Зах. 5:1.), а в 9-й (р. 105) кратко указывает на слово о серпе.

995

Чрез день одна за другой говорены еще Бес. 9 и 10-я. В той и другой сказано недавно (р. 98. 108;) за 30 дней до Пасхи говорено оглашение 1. Т. 2. р. 225.

996

Hom. 11. р. 115. Об определении императора Ливаний Ор. Т. 2. р. 407. О слухе, предварившем прибытие судей – Геллебиха и Кесария, он же Orat. 21. р. 528.

997

Hom. 16. р. 161. «Вторую седмицу поста окончили мы», р. 168. след. это говорено или в пяток иди в субботу на 2-й недели.

998

Hom. 13. р. 133. Грозное следование дела изображено в 13 и 17 бес.

999

Hom. 17. р. 173. 174». Феодорит там же.

1000

При поспешности прибыл в Константинополь в шесть дней. Ливаний op. Т. 2. р. 519.

1001

Во время ужасов следования он молчал, р. 115.

1002

Hom. 13. р 135. В это же время спустя 10 дней после 1-го оглаш. (зам. 65) говорено 2-е оглаш. (Т. 2. р. 134).

1003

В 18 Бес. след. за 17-ю он говорил: «многих видел я, которые радовались и говорили друг с другом: «победили, преодолели, половина поста проведена. Таких убеждаю не о том радоваться, что провидена половина поста, а размышлять о том, прогнана-ли половина грехов». И далее упрекает за то, что некоторые по случаю заключения городских бань вместе с театрами, поспешили мыться в реке» и 20 дней не провел ты лишенный бани». О заключении бань и театров говорено в 18 Бес. в субботу на 1-й неделе см. зам. 63. След. 18 бес. говорена в конце 4-й недели поста. Следование происходило в конце 3-й и кончилось в начале 4-й. На то, что Четыредесятница в Антиохии состояла из 7-ми недель, верное свидетельство у Созомена Η. Е. 7, 19. За 18-ю бес. говорены в три дня сряду 11-я, 12-я, 13-я бес. которые все начинаются благодарением Господу за минувшие бедствия. В 12-й, «и вчера благословлял Бога и ныне тоже скажу», р. 123. В 13-й опять тоже начало, тоже предисловие слова, которое «вчера и третьего дня было», р. 133. Селье, а вслед за ним и Хр. Чт. в жизнеописании Златоуста производят особый суд в Антиохии еще до прибытия Геллебиха и Кесария, а потому 11, 12 и 13-ябес. относят ко 2-й недели. Но такого суда на деле не было. Напротив из Ливаниевой речи о Геллебихе (Ог. 21) ясно видно, что при производстве суда Геллебихом происходило все то, о чем говорил Злат. в 13 беседе.

1004

14-я по случаю ложных слухов р. 140. в чем состояли слухи, объяснено в 21 бес. р. 214. «Многие по отбытии отца, устрашая пребывающих в темнице, говорили: не умилостивляется царь и помышляет об истреблении всего города, узники от сей молвы становились еще боязливее». В темницу брошены виновные следователями. В конце поста говорена 20-в бес. см. р. 199. 203, а Четыредесятница оканчивалась в среду на страстной. см. Бес. 30 на Бытие р. 293.

1005

Превосход. слово нап. в Хр. Чт. 1821. ч. 4. 164–176.

1006

Hom. 21.

1007

Т. 3. р. 2.

1008

Об этом говорит он сам в 1-й Бес. об Анне Т. 4. р. 701. Но такие наставления его до нас не дошли.

1009

Бес. 19. к Антиох. говоренная κυριακἦ τ. επισοζορένης: так называлось в Каппадокии воскресенье пятой недели по Пасхе. Allatius de consensu р. 1460. В Антиохии к сему времени собирались сельские священники (р. 189), и Златоуст изображал в их примере жителям роскошной столицы пример жизни трудолюбивой и честной. О сем собрании и о времени его говорится в 1-й бес. об Анне (Т. 4. р. 700).

1010

Hom. 3. in Annam Т. 4. р. 721. р. 710. По одной из 6 бес. (5. 4. р. 733) видно, что еще говорена была одна беседа, но которой ныне нет. Последняя из 6 говорена после Пятидесятницы р. 741, и так как здесь же говорится (р. 730), «что собрание бывает однажды в неделю»: то до Пятидесятницы сказана в воскресный день разве только одна из них.

1011

О должнике десятью тысячами талантов. Т. 3. р. 1.

1012

Т. 4. р. 718. «Недавно объясняя вам притчу о ста динариях и десяти тысячах талантов, показали мы, какое зло помнить обиды» и прим. 1. Бес. в Хр. Чт. 1833. ч. 2. 121.

1013

Говорена в знойное время. Т. 3. р. 157. 159. Хр. Чт. 1838. ч. 1. 11.

1014

Т. 1. р. 558. «Даниил обо всем том ясно повествует, т.е. что все должно уничтожиться, жертва, возлияние, помазание, суд. Но яснее и полнее объясним мы это, когда будем говорить против иудеев». Слова против иудеев говоренные теперь 4. 5. 6. 7. 8. Т. 1. р. 616. 627. 649. 662. 673. В первом из сих слов говорится (р. 616), что чрез 40 дней опять наступят праздники Иуд. В 6 (р. 659) упоминается о низвержении антиохийских статуй; все же говорены одно за другим, как показывается в начале каждого. 8-е говоренное по окончании Иуд. праздников (р. 673), увещевает к раскаянию падших во время праздников, желая не открывать их, а исправить.

1015

Т. 5. р. 131. Хр. Чт. 1833. 1. 287. В самом начале прямо ссылается на недавно говоренные беседы (7 и 4-ю) против иудеев. К сему году надобно отнести, говоренные в Ноябре, слова: о распре Петра и Павла на чтение Гал. 2:6. (Т. 3. р 363. см. р. 363. 364), о св. Евстафие (Т. 2. р. 603), о св. Романе (Т. 2. р. 611.), на слова Иеремии 10:25 (Т. 6. р. 157). В сей последней (р. 158) показывается, что эти беседы говорены в четыре дня сряду. Память св. Романа по Метафрасту 18-го Ноября, след. память Евстафия была 17-го Нояб. но ныне Февр. 21. Беседа на Гал. 2:6. без сомнения говорена была прежде, нежели говорено толкование на послание к Галатам, потому что в толковании о словах 2:6. сказано весьма кратко. О месте беседования см. Т. 3. р. 363.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. Академии Императорских наук. 1859. - 2 т. - 384 с.

Комментарии для сайта Cackle