Источник

Период шестой. Путь провидения в избрании Самуила

Когда церковь, многократно стесненная и униженная идолопоклонством во времена Судей, по – видимому, приближалась к совершенному падению вместе с домом Илия, в то же самое время Промысел Божий готовил ей тем сильнейшую помощь, чем большая предстояла опасность. В глазах сего первосвященника и тех, которые соблазнялись беспорядками его правления, образовался муж, который из простого левита должен был сделаться пророком, судьею, спасителем евреев, и вместо себя дать им других защитников. То был Самуил.

Отец Самуила, Елкана, жил в Армафеме, городе Ефремовом.

Одна из двух его жен, именем Анна, долго сетовала о своем неплодстве. Некогда, находясь вместе с мужем своим в Силоме для обыкновенного жертвоприношения, в пламенной молитве перед скиниею она просила себе сына и обещалась посвятить его Богу на всю его жизнь. Илий приметил ее исступление, и, приняв его за действие вина, повелевал ей удалиться от святого места, но, узнав из кроткого ее ответа свою ошибку, благословил ее, и пожелал ей исполнения по ее прошению. С сей минуты Анна успокоилась, и её предчувствие оправдано событием. Испрошенный от Бога, сын от сего самого наименован Самуилом, и по воскормлении, вследствие обета, вручен первосвященнику. Анна прославила величество и благость Божию пророчественной песней, а Илий изрек ей и мужу её благословение многочадия, которое также в свое время исполнилось.

Бог открылся Самуилу в первый раз во дворе скинии433. В одно утро его пробудил голос, который звал его по имени. Он встал и поспешил к Илию, но сей говорил, что не звал его. Тоже последовало в другой и третий раз. Наконец, Илий узнал зовущего, и наставил Самуила отозваться на глас Божий. После сего приготовления434 к сему гласу присоединилось видение435, в котором Самуилу открыта страшная судьба дома Илиева436. Несколько последовавших за сим откровений, сопровождавшихся очевидными событиями, еще при Илие доставили Самуилу славу Пророка и уважение народа. Несчастье недостойного судьи открыло евреям случай признать достойнейшего. Так сам гнев Божий был милостью, и разрушение – созиданием.

Слава в пленении и возвращение ковчега

Равным образом унижение ковчега завета в пленении филистимском вскоре обращено к его славе. Будучи внесен в храм Дагона, он поверг сего идола пред собою сперва просто, а потом казнил его на пороге отнятием рук и головы. Желая избавить своего бога, филистимляне подвергли наказанию самих себя. Они сопровождали ковчег из города в город, но везде, куда он приходил, земля пожираема была мышами, а люди поражаемы болезнью. По прошествии семи месяцев бедствий, волхвы присоветовали возвратить страшную добычу, с присовокуплением золотых изображений обеих язв. Исполняя сие, филистимляне сделали еще один опыт, чтобы увериться в чудодейственной силе ковчега, они возложили его на колесницу, запряженную двумя коровами, которые никогда не носили ярма, и оставили их идти по произволу. Ковчег отправился прямо к пределам еврейским и остановился в Вефсамисе.

Жители сего места приняли его с радостью. На том месте, где он остановился, привезшие его коровы принесены во всесожжение, а колесница употреблена вместо дров. Но когда собралось к нему множество народа, который привлекаем был не благочестием, а любопытством, и который, вероятно, раскрывал его, дабы увидеть внутренность437, Бог поразил смертью более пятидесяти тысяч человек. По сей причине Ковчег перенесен в Кариафиарим, и Елеазар, сын Аминадава, освящен сохранять его.

Восстановление веры

Несчастья дали евреям почувствовать их заблуждения и обратили их к благочестию438. Самуил пользовался сим расположением, и своим примером и наставлением убедил их отвергнуть идолов и исправить свою жизнь, обещая им избавление от иноплеменников. Потом собрал в Массифафе весь народ и очистил его торжественным покаянием, постом и молитвою.

Плоды восстановления веры

Филистимляне, услышав о сем собрании почли его для себя опасным, и поспешили сделать на евреев внезапное нападение. Но Самуил принес вместе с народом жертву439 и испросил ему Божью помощь. Гром привел неприятеля в смятение и обратил в бегство, евреи поразили бегущих. Там, где преследование окончено, Самуил воздвигнул памятник и назвал его Камнем помощи.

Сею победой положен предел владычеству филистимлян. Взятые ими города возвращены. Самуил с большим спокойствием занялся внутренним благоустройством отчества. От времени до времени он посещал знатнейшие города440, чтобы требующие правосудия не имели нужды предпринимать трудных путешествий.

Перемена правления

Состарившись, Самуил разделил бремя правления со своими детьми Иоилем и Авией, но их суд не был подобен суду его. Евреи, огорченные мздоимством их, собрались к Самуилу и требовали себе царя. Пророк был не доволен сим своеволием. Но, не давая народу ответа, обратился с молитвою к Богу. Бог отнес его неудовольствие к Себе, сказав, что евреи, прося царя, не хотят иметь царем Бога, впрочем, повелел изобразить им как права, так и злоупотребления царской власти. Когда народ и после сего непреклонно настаивал на своем требовании, Бог обещал царя, и Самуил, в ожидании дальнейших Его повелений, отпустил собрание.

В один день Бог открыл Самуилу, что завтра к нему придет муж, предопределенный царствовать в Израиле. Сей муж был Саул, сын Киса, от колена Вениаминова. Тщетно разыскивая заблудившихся ослов отца своего, и приближаясь к жилищу Самуила, по совету раба он шел воспросить Пророка о продолжении своего пути. Самуил, идя на некоторый праздник народный, встретил его среди города, взял с собою, дал ему первое место на пиршестве и предложил ему плечо, заблаговременно для него приготовленное. На другой день рано вывел Пророк гостя своего из своего дома, послал его раба вперед и, оставшись наедине с Саулом, излил ему на голову сосуд елея, облобызал его, и наименовал царем Израиля. Чтобы уверить его в Божием избрании, Самуил дал ему три знамения, предсказав, что на пути своем в одном месте получит он известие о найденных ослах, в другом принесут ему два хлеба, а в третьем встретит его лик Пророков, и тогда он сам получит Духа Божия. Все исполнилось. Саул сделался иным человеком, и народ, увидев его пророчествующего, вопрошал в удивлении: еда и Саул во пророцех?

Самуил созвал народ в Массифаф. Упрекнув его предпочтением царя Богу, он бросил жребий по коленам Израилевым, по племенам, по мужам. Жребий пал на Саула. Но он не являлся. Самуил вопросил о нем Бога, и, найдя его в обозе, представил собранию. Народ удивился его величественному росту и воскликнул: да живет царь! Пророк обнародовал оправдания, или права царствия, написал оные в книге и положил перед Господом.

Утверждение Саула на царстве

Поскольку нашлись люди, которым странно казалось видеть царем земледельца, и которые не почтили Саула дарами, то для утверждения его нужен был особенный случай, который бы ему приобрел уважение подданных. Промысел не умедлил открыть оный.

Саул, возвращаясь с поля, услышал плачь во всем Гаваоне и узнал, что причиною его были послы, пришедшие из Иависа с требованием от всего Израиля помощи против аммонитян, которые под предводительством Нааса осаждали сей город441 и не принимали даже сдачи его, только под условием лишить правого глаза каждого из жителей442. Дух Божий сошел на царя. Он рассек двух волов, которыми возделывал землю, и послал во все колена Израиля с объявлением, что так поступлено будет со скотом того, кто не пойдет в след Саула и Самуила. Народ поспешно собрался в Везеке, и Саул повел его против неприятелей, между тем как осажденные их обеспечили их обещанием сдачи. Аммонитяне побиты и прогнаны.

После сей победы народ требовал на смерть тех, которые прежде уничижали Саула, однако царь великодушно ему отказал, радуясь о помощи Божьей.

Тогда увидел Самуил, что время совершить полное и торжественное обновление царства, и позвал народ и царя в Галгалы. Там принес жертвы, и сделал народный праздник. В сем собрании объявил он, что управление народом отселе принадлежать будет царю, а сам он и его дети останутся между частными людьми. С истинным смирением, он подверг себя общему суду, прося всех объявить пред Богом и его помазанником о притеснениях и обидах, если какие кто претерпел от него, и обещая тотчас удовлетворение. Народ свидетельствовался Богом, что никто не терпел оных. Потом Самуил взаимно дал народу свой последний суд. Изобразив Божье покровительство, многократно еврейскому народу оказанное во времена Вождей и Судей443, он заключил, что требованием царя сделана несправедливость Богу; и в подтверждение своих слов, испросил от Бога знамение грома и дождя, хотя сие было во время жатвы, когда в Палестине бывает бездождие. Народ ужаснулся, и просил помилования, Пророк ответствовал, что его благоденствие будет зависеть от повиновения Богу. С сего времена Саул вступил во все права царя над народом, а Самуил остался судиею царей.

Царствование и отвержение Саула

Но Саул не столько царствовал, сколько терял царство. История его правления есть почти только история отвержения его.

Во второе лето444 его царствования, сын его Ионафан с тысячью войнов разбив стоявшее с некоторого времени близь Гаваона445 ополчение филистимлян, возбудил их к войне. Саул повелел вострубить для созвания всего народа в Галгалы. Прибыв туда и сам, он должен был по предварительному наставлению Самуила446 семь дней447 ожидать сего Пророка для совета и общественной молитвы. Между тем неприятели вступили в еврейские пределы с конницей и военными колесницами448; народ скрылся в диких местах или бежал за Иордан, собрание рассеялось. Саул не имел столько повиновения и доверенности к Промыслу, чтобы перенести сие искушение и сохранить Божию заповедь, в седьмой день449 он сам450 принес жертву. Едва совершил он обряд, как Пророк явился, и, несмотря на то, что царь извинял себя тесными обстоятельствами, объявил ему наказание: царство его не продлится в его потомстве.

Впрочем, Самуил проводил451 Саула с остатком людей против неприятеля в Гаваон, хотя их было только шестьсот человек, и только Саул и Ионафан были хорошо вооружены; потому что филистимляне имели хитрость истреблять у евреев искусство ковать железо452. Но Ионафан, исполненный упования на Бога, не сказав никому, отважился с одним оруженосцем своим приблизиться к ополчению неприятельскому, твердо решась принять за благоприятное для себя предзнаменование, если иноплеменники, увидев его станут звать к себе. Сие случилось по его вере. Он сделал нападение и убил двадцать человек, прочее войско в ужасе453 начало междоусобную брань. Войско Саула и, другие вышедшие из своих убежищ евреи, с помощью неприятельского же оружия, довершили победу. Но Саул вновь унизил себя самонадеянием и опрометчивостью. Перед вступлением в сражение он хотел было вопросить Бога, но вдруг отменил сие, спеша пользоваться благоприятным знаком шума в неприятельском ополчении. Дабы продолжить мщение над побежденными, он заклял народ не есть до вечера. Следствия сих погрешностей были те, что алчный народ против закона ел с кровью; что когда Саул, по совету Архиерея, вопросил Бога о возобновлении преследования, то не получил ответа; что, приписав сей гнев Божий нарушению своей клятвы, и посредством жребия открыв нарушителя в сыне своем, который по неведению этого ел в лесу мед, царь поклялся было еще умертвить его, если бы народ не спас виновника своего спасения.

С успехом воевал потом Саул против моавитян, аммонитян, едомитян и царей Суванских454. Казалось, что Бог совершенно хотел примириться с ним, когда через Самуила поручил ему наказать амаликитян за оскорбление Израиля во время его путешествия из Египта. Саул поразил их, но вопреки повелению Божьему пощадил царя их Агага, и сохранил лучшую часть добычи. Самуил нашел его, приносящего из неё всесожжение в Галгалах455, и сказал ему, что поскольку он уничижил глагол Господень, то Господь уничижит его до лишения царства. Саул просил прощения, извиняя, однако, свой поступок то предлогом благочестия456, то волею народа, и удерживал отходящего Пророка с такою силой, что оторвал край его ризы; но сей подтвердил еще сильнее, что ныне Бог отторгает от него царство и дает лучшему. Уничиженный Богом царь, хотел спастись от уничижения со стороны своих людей и просил Самуила почтить своим присутствием его жертвоприношение. Самуил возвратился, дабы казнить Агага, и с сего времени более не посещал Саула457, хотя втайне плакал о нем.

Помазание преемника Саула

Бог повелел Самуилу прекратить свой плач о Сауле, дабы помазать ему преемника, которого Пророк должен был искать в Вифлееме в доме Иессея. Самуил представил опасность, которой подвергало его сие поручение со стороны Саула, и получил наставление взять с собою в путь юницу, и дать всему делу вид обыкновенного богослужения. И так он пришел в Вифлеем, и пригласил к мирной жертве и пиршеству старейшин города, и в числе их Иессея с его детьми. Пророк видел одного за другим семь сынов Иессея, но Бог не явил из них предопределенного помазанника. Наконец, Давид, юнейший458, призван от стада, и по внушению Божьему тотчас помазан в присутствии своих братьев. С сего времени Дух Божий, почив на Давиде, различным образом упражнял и возвышал его способности, чего начало, кажется, сделано было в подвигах его против лютых зверей, которых он умерщвлял без оружия.

Давид становится известен Саулу и народу

Вскоре Давид сделался известен Саулу через искусство играть на гуслях. Для прогнания тоски, которая от времени до времени приключалась Саулу, или от сознания преступлений, или от страха будущего, и которая подвергала его влияниям духа лукавого459, царедворцы присоветовали ему пользоваться музыкой и представили для сего Давида. Царь чувствовал некоторое облегчение от его игры, поэтому, в знак благоволения, сделал его своим оруженосцем, однако так, что иногда мог он оставлять двор и возвращаться к своему стаду460.

В отсутствие Давида при дворе случилось, что Саул вышел против филистимлян, которые вступили в удел Иудин, надеясь особенно на силу Голиафа, исполина, ростом шести локтей и пяди. Сорок дней являлся он между обоими войсками, поносил евреев и вызывал себе единоборца. Давид, который, в сие время принес из дому пищу трем старшим братьям, находившимся в войске, увидев надменного иноплеменника, с дозволения Саула, вышел против него с палкою и пращей; одним ударом камня в чело повергнул его к ногам своим и его же мечем отсек ему голову461. Еврейскому войску оставалось преследовать филистимлян. После сей победы Саул удержал Давида при себе462, а Ионафан сделался искренним его другом. Она приобрела ему славу, а несколько последовавших опытов мужества и мудрости любовь и уважение народа. По окончании сей войны, когда жены еврейские с торжеством встречали Саула, они предпочли Саулу Давида в своей песне: Саул поразил тысящи, а Давид тьмы463.

История гонений Саула на Давида

Сия песнь еврейских жен растерзала сердце Саула завистью и подозрением. Он сделался жестоким гонителем невинного своего соперника.

На другой же день после торжества, когда Саул в обыкновенном своем припадке представлял в своем доме Пророка, скрывая мщение под видом невольного исступления, два раза покушался он пронзить копьем певшего перед ним Давида.

Потом удалил его под предлогом почести от себя, определив тысяченачальником.

Чтобы погубить его на брани, старался поощрить его к отважности обещанием в супружество старшей дочери своей Мееровы, хотя Давид имел уже право на сие супружество по его прежнему обещанию, как победитель Голиафа, но и теперь, когда наступило время брака, Саул отдал ее другому.

Услышав, что младшая дочь его Мелхола любит Давида, предложил ему и сию464 с прежним намерением за сто крайнеобрезаний филистимских465; но Давид при помощи нескольких из своих людей и своего мужества представил ему оных двести, и царь постыдился долее обманывать его.

Между тем, не надеясь на свои хитрости, предложил о погублении его своему сыну и некоторым царедворцам. Однако Ионафан предостерег Давида, велев ему на несколько времени скрыться, и в сие время успел доказать его невинность так, что Саул поклялся не убивать его.

Еще одна победа со стороны Давида – и Саул забыл свою клятву. В обыкновенном исступлении своем, он пустил в Давида копье, но ударил в стену. Сей прибежал в свой дом, Саул окружил его стражею. Мелхола спустила своего мужа из окна и прикрыла его бегство, положа в постель истукана466 и, сказав посланным от Саула, что он болен.

Саул узнал, что Давид находится у Самуила, и три раза посылал взять его, но посланные, увидев Самуила с сонмом пророков, и сами превращались в пророков. Царь поспешил вслед за ними сам, но и сам, еще на пути будучи объят пророчественным духом, отложил перед Самуилом обыкновенную свою одежду467 и сутки простерт был на земле в невольном благоговении.

Возвратясь в дом свой, Саул думал, что Давид не припишет случившегося ненависти его, но известному припадку, поэтому ожидал и его возвращения468.

В самом деле, добродушный Давид не очень далек был от сей мысли. Он пришел к Ионафану и просил его еще раз испытать расположение к себе отца его. Великодушный Ионафан клялся исполнить его желание и в сих печальных обстоятельствах подтвердил с ним завет дружбы. В следующий праздник Новомесячия Саул два раза примечал отсутствие Давида на своей трапезе469 и спрашивал о нем Ионафана. Сей старался извинить его домашним праздником. Царь разгневался на защитника, требовал от него Давида на смерть, и на вопрос, в чем он виновен, бросил в сына своего копье. Ионафан оставил пиршество и на другой день, вышед под видом стрельбы на поле, где скрывался Давид, простился со своим другом.

Давид пришел в Номву470 к первосвященнику Ахимелеху 471 , дабы вопросить Бога о пути своем, и, сказав, что внезапно послан от царя с тайным препоручением, просил себе пять хлебов и оружия. Ахимелех, по нужде, дал ему хлебы предложения с условием, чтобы их употребляли только чистые, и меч Голиафа, хранившийся в Скинии.

Казалось, что гонимый Саулом, нигде не мог быть в большей безопасности, как у врагов Саула. И так Давид удалился к Aнхусу, царю Гефскому. Но услышав, что филистимляне называют его царем еврейским, принужден был притворным беснованием обмануть их внимание и скрыться.

В пещере Одолламской присоединился к нему дом отца его и четыреста человек таких, которых несчастья или несправедливость Саула принудили оставить свои жилища. Родителей своих проводил он к царю моавитскому, а сам, по наставлению Гада Пророка, возвратился в землю Иудину и остановился в лесу472.

В сие время Доик, идумеанин, начальник пастухов царя, видевший Давида у Ахимелеха, возбудил Саула к отмщению за сие; и когда прочие слуги царя, несмотря на его повеление, не смели поднять рук на неповинных служителей Божьих, тот же иноплеменник убил восемьдесят пять священников и совсем опустошил Номву мечем. В сем происшествии хитрость невинного человека, коварство злоумышленника и мщение обладаемого страстями властителя, странным образом стеклись так, что следствием их было продолжение праведного суда Божьего на племя Илия473. Впрочем от племени Ахимелеха, правнука Илиева, остался сын его Авиафар, который спасся бегством к Давиду и принес с собою эфуд.

Движимый любовью к отечеству, вопросив Бога, Давид отправился в Кеиль474, осажденный филистимлянами, и освободил его; но, будучи от Бога же предызвещен об угрожавшем нападении от Саула и предательстве от жителей города, вышел из него с шестьюстами человек в пустыню Зиф, где Ионафан, увидясь с ним, подкрепил его в надежде на Бога475.

Саул, будучи извещен о местопребывании Давида, настиг его в пустыне Моан. Уже одна гора их разделяла, как весть о нашествии филистимлян на землю Израилеву принудила Саула оставить сие преследование.

Возвратясь из похода против филистимлян, Саул с тремя тысячами избранных войнов476 искал Давида в гористой пустыне Енгадди 477 . Как некогда один находился он в пещере в таком положении, которое оставляло его без защиты в случае нечаянного нападения, Давид, находившийся внутри оной со своими людьми, при столь благоприятном случае к отмщению не хотел сам и возбранил другим наложить руки на царя поставленного Богом; а отрезал тайно у Саула край одежды и по выходе из пещеры показал ему оный издалека, свидетельствуясь сим знаком, что он не враг царя. Гонитель, тронутый до слез, признал как свою несправедливость, так и то, что Давид должен царствовать и просил его пощадить тогда род свой. Давид клялся в сем, и они разошлись мирно.

Между тем, как весь Израиль оплакивал смерть Самуила, Давид, опасаясь новых гонений, отошел в пустыню Фаран. Здесь Навал, которого стада охранял он великодушно на горе Кармиле, и у которого дружеским посольством просил за сие некоторого пособия для содержания своих людей, раздражил его презрительным отказом так, что он имел слабость произнести клятву об истреблении всего дома Навалова и поспешал сделать на него нападение. Но Авигея, жена Навалова, узнав о сем и вышед с дарами навстречу войску, благоразумными представлениями своими спасла дом свой от погибели, а Давида от раскаяния. Он был признателен к сему одолжению, и, по смерти Навала, случившейся через десять дней, взял Авигею в супружество.

Спустя некоторое время Саул опять преследовал Давида в пустыне Зиф. Сей, узнав через соглядатаев место, где он проводил ночь, вошел в его лагерь и велел следовавшему за собою Авессе взять копье и сосуд, которые стояли у головы спящего царя. Взошед на некоторую гору, Давид громким голосом укорял Авенира военачальника и других рабов Сауловых тем, что они не берегут царя своего, жаловался Саулу на гонение; и потом возвратил ему вещи, с которыми имел в своих руках жизнь его. Саул в стыде и раскаянии поносил сам себя, обнадеживал безопасностью и благословлял Давида и возвратился в дом свой.

Но Давид, научась опытом не полагаться на обещания Саула, в другой раз искал своей безопасности у гефского царя, к которому пришел со всем своим домом с воинами и их семействами, и получил от него во владение Секелаг. Однако, не смотря на сию видимую выгоду, можно думать, что Давид погрешил и поступил вопреки наставлению Пророка Гада478, оставив землю Иудину, поскольку променял опасность жизни на опасность непорочности. В Секелаге он не иначе мог жить, как войной и грабежем, и не иначе поддерживал благоволение своего покровителя, как притворством. Он истреблял амаликитян и некоторые другие соседние народы, а сказывал Анхусу, что нападал на евреев.

Еще более затруднилось положение Давида, когда через год и четыре месяца479 по его поселении в Секелаге, филистимляне открыли войну против евреев. Анхус требовал на нее как его, так и его войско. Давид из страха и благодарности обещал ему свои услуги против отечества своего480. Промысл разрешил сие несчастное обязательство сверх чаяния: вожди соединенного войска филистимского, возымев на Давида подозрение, принудили Анхуса возвратить его из похода.

Помыслив против отечества, по – видимому потерянного, Давид едва не потерял отечества приобретенного. Возвратясь в Секелаг, он нашел, что город был сожжен, а семейства с имением отведены в плен амаликитянами. Его войны в отчаянии совещались побить его камнями. Но он прибегнул к Богу, и все исправил. По Божественному провещанию, нашед амаликитян и застав их пиршествующими, без труда часть из них побил, а часть обратил в бегство, возвратил свой плен без урона и сверх того получил добычу, которою не только снабдил своих людей сражавшихся и не сражавшихся, но и одарил старейшин Иудиных, оказывавших ему помощь во время его странствования.

Обстоятельства смерти Сауловой

Между тем Саул с робостью приготовился к войне против многочисленных неприятелей. Он вопросил Бога, Бог не ответствовал. В отчаянии он прибегнул к суеверию, которое прежде истреблял; тень Самуила, представленная по просьбе его Аэндорской волшебницей, сказала ему, что заутра падет он и сыны его.

Сражение дано было на горе Гелвуйской, евреи поражены и прогнаны. Три сына Саула убиты на глазах его. Он сам раненый, не желая живым впасть в руки необрезанных, и тщетно просив смерти от оруженосца своего, пал на свой мечь. Оруженосец последовал его примеру. Филистимляне, нашед тело царя, голову и оружие его носили по своей земле, и первую воткнули на капище Дагоновом, последнее посвятили Астарте, а трупы его и его сынов выставили на стенах Вефсама. Жители Иависа, которым Саул оказал первое царское благодеяние, отдали ему последний долг верных подданных: они, взяв его тело и тела сынов его, сожгли их, вероятно, по опасению нового поругания от филистимлян и останки погребли в своих пределах с семидневным постом.

Давид получил известие о Гелвуйском сражении через два дня после своей победы над амаликитянами. Один амаликитский пришелец, бывший в войске еврейском, принес ему венец и нарамницу Саула, и сказывал, между прочим, что он сам, по просьбе царя боровшегося со смертью, окончил его мучения481. Давид оплакал со всеми людьми своими своих единоплеменников и почтил одной надгробной песней несправедливейшего из врагов и лучшего из друзей; а человека, который так дерзко выставлял себя убийцею помазанника, судив от собственных уст его, предал смерти.

Царствование Давида в Хевроне и междоусобие двух царских домов

Потом вопросил Давид Бога о возвращении своем в землю Иудину, и по Его назначению вступил со всеми людьми своими в Хеврон. Там собралось все колено Иудино, зная предварительно Божию о нем волю, и торжественно помазало его себе на царство на тридцатом году его жизни. Первое дело царствования его было благодарственное посольство к старейшинам Иависа за погребение Саула с извещением о его преемнике.

Но Авенир удачнее воспользовался расположением жителей Галаадских к Саулу. В их городе Манаеме он воцарил сына его Иевосфея, над одиннадцатью коленами Израиля.

Спустя два года тот же военачальник начал междоусобную войну с коленом Иудиным. Он вышел из Манаема с войском и встречен был у Гаваона войском Давидовым под предводительством Иоава. По вызову Авенира сперва вступили в сражение по двенадцати человек с обеих сторон, а когда сии пали все, оное сделалось всеобщим. Иоав получил победу, но потерял брата своего Ассаила, который был убит Авениром, когда преследовал его.

К окончанию сей войны, продолжавшейся около пяти лет, способствовало несогласие, происшедшее между Иевосфеем и Авениром. Сей гордый вельможа, будучи раздражен неудовольствием, которое господин его показал ему за совокупление с наложницею Саула, решился перейти на сторону Давида. Посему робкий Иевосфей также, по – видимому, склонялся к миру и по требованию Давида возвратил ему сестру свою Мелхолу, несмотря на то, что Саул выдал ее за другого. Но когда Авенир после ласкового приема от Давида, шел преклонить под его власть одиннадцать колен Израилевых, Иоав, соревнуя его силе и мстя за своего брата, коварно умертвил его. Иевосфей и его приверженцы, узнав о сем, не знали, что предпринять. Наконец, Ваана и Рихав, военачальники Иевосфея, не видя в нем для себя надежды, умертвили его во время полуденного сна, и принесли голову его Давиду.

Давид не настолько радовался о погибели своих врагов, чтобы забыть несправедливость их убийц. Он плакал об Авенире и проклял вероломство Иоава, велел погребсти голову Иевосфея во гробе Авенировом и убийц его предал страшной казни482.

Давид утверждается на царстве всех колен Израилевых

По смерти Иевосфея все колена Израиля собрались в Хевроне и единодушно предложили Давиду через своих старейшин, что единство их и его рода, его заслуги, и данные ему от Бога обещания, дают ему право быть царем всех их. Давид по их желанию положил с ними завет и в третий раз принял помазание.

С приятным, без сомнения, для колен Израилевых беспристрастием царь избрал для своего пребывания такое место, которое находилось на границе между двумя из них, и которым не владело ни одно. То была крепость Сионская, которую доселе занимали Иевуссеи. И приступив к ней с войском, Давид объявил, что тот будет военачальником всех сил еврейских, кто сделает на нее первое счастливое нападение. Сия честь досталась Иоаву. Крепость взята, обновлена, расширена, переименована градом Давидовым; и с сего времена Иерусалим сделался столицею.

В сие время Хирам, царь Тирский, искал дружбы Давида, прислав ему древесину и художников для построения дворца.

Но филистимляне спешили подавить возрастающую силу царства его и прошли до Вифлеема483, прежде, нежели он успел приготовиться к обороне. Однако Бог предал их в его руки, и он сжег доставшихся в добычу идолов. В другой раз, когда они возобновили нападение, он внезапно напал на них по данному от Бога знаку шумом дерев и преследовал их до Хазира.

Дела благочестия Давидова

Утвердив свою власть, Давид обратился к благоустроению церкви. Не находя в Богослужении народа ни довольно ревности, ни довольно сообразности с законом, он созвал совет и предложил ему перенести ковчег завета в Иерусалим, а получив на сие общее согласие, собрал весь народ и с тридцатью тысячами избранных мужей отправился в Кариафиарим484. Сперва успех сего предприятия не соответствовал желанию. Ковчег по подражанию филистимлянам везен на новой колеснице. На пути Оза коснулся его, дабы предохранить от падения, но сам пал бездыханен. Царь убоялся и оставил ковчег в доме Аведдара, желая лучше узнать Божию о нем волю. Через три месяца потом, услышав, что Бог благословил дом Аведдара, Давид возобновил сие предприятие и исправил прежнюю ошибку, возложив ковчег по закону на рамена левитов. На седьмом шагу их шествия за благополучное начало его принесены в жертву семь тельцов и столько же овнов485. Во все продолжение пути гремела музыка, песни и народные восклицания; сам царь в виссонной одежде скакал пред ковчегом486. По прибытии в свой град, он поставил его в новоустроенной скинии, принес жертвы, и заключил торжество благословением и угощением всего народа. Впрочем, богослужение продолжалось при обеих скиниях, Моисеевой и Давидовой, и поручено было двум священникам, Авиафару в Иерусалиме, и Садоку в Гаваоне.

Не довольствуясь сим, Давид открылся Пророку Нафану, что ему стыдно жить в кедровом доме и оставлять кивот Божий под кожаным кровом. Пророк одобрил сие благочестивое чувствование по уверенности в Божием к нему благоволении, однако на другой день по откровению, объявил ему, что он как человек, проливший много крови врагов, не созиждет храма Богу, Который есть любы; но что сие исполнится в мирное царствование сына его. Давид с верою и благодарностью начал приготовлять нужное для сего великого дела.

Распространение царства Давидова

Несколько новых браней с беспокойными соседями приобрели Давиду новую славу и распространили его владычество487. У филистимлян отнял он Геф488, у моавитян истребил две части, а третью поработил489. У Адраазара, царя Сузского, кроме войска отнял много металлов и тысячу колесниц490, из которых девятьсот по закону Моисееву491 разрушил; вместе с ним наложил дань на союзную с Адраазаром Сирию Дамасскую, а от врага его, царя Имафского, получил дары. Наконец, и Едом покорился младшему брату Израилю492.

Благодеяние Давида Мемфивосфею

Мир и безопасность дали Давиду более свободы показать свое великодушие к дому Саулову. Из уважения к памяти Ионафана отыскал он сына его Мемфивосфея, отдал ему наследственные земли Саула и принял его к своей трапезе, несмотря на то, что он был хром обеими ногами от падения из рук кормилицы, случившегося в бегстве после Гелвуйского сражения.

Война аммонийная

Благодарность Давида к Наасу, царю аммонитскому, который, вероятно, еще во время его изгнания оказал ему некоторые благодеяния, и который не беспокоил его в предыдущие войны, сверх чаяния подала случай к войне с аммонитянами. По смерти Нааса Давид отправил послов к сыну его Анану, дабы утешить его, но, сей приняв их за соглядатаев, в знак посрамления обрезал им бороды и одежды, и нанял некоторые сирийские народы в помощь себе против евреев. Давид, повелев послам жить в Иерихоне, доколе время загладит следы их посрамления, выслал против соединенных неприятелей Иоава и Авессу, которые разбив их, возвратились в Иерусалим; но когда Адраазар, царь сирийский, получил новое подкрепление из – за Евфрата, Давид вывел против него всех евреев, истребил великое число войска его493 и сделал его данников своими данниками. В следующее лето Иоав осадил Равваф, столицу аммонитскую, и довел до невозможности защищаться, а взятие оных для почести предоставил Давиду, сей возложил на себя венец аммонитский494, и народ, не соблюдший права народного, осудил на преселение, тяжкое рабство, и, кажется, отчасти на сожжение в печи бога его Молоха495.

Преступление Давида и раскаяние

Столь многими опытами Божьего благословения утвержденное счастье Давид разрушил одним преступлением. Во время осады Раввафа, находясь в своем доме, он увидел жену Урии хеттеянина и постыдным образом воспользовался отсутствием её мужа. Чтобы скрыть следствие сего преступления, вызвал было Урию из войска, но хитрость не удалась, ибо сей добродетельный муж никак не хотел войти в дом свой, когда весь Израиль в ополчении. Ошибка поправлена новым преступлением через самого Урию – дано Иоаву повеление, чтобы Урия был убит в сражении. Когда сие исполнено, Вирсавия сделалась супругою Давида.

Уже она родила сына преступления, как пришел к Давиду Пророк Навал, и просил его суда о богаче, который похитил у бедного последнюю агницу.

Царь с гневом признал сего человека достойным смерти, но получил ответ, что сей человек есть он сам, и что в собственном его доме перед лицом всего Израиля родятся ему бедствия подобные тем, которым он тайно подверг невинного Урию. Давид чистосердечно исповедал свой грех, и Пророк сказал к его утешению, что он сам не умрет, подобно Урии, но только умрет плод его беззакония. По отшествии Пророка, Давид, не теряя надежды на милосердие Божие, несколько дней в уединении постился и молился о своем сыне, но успокоился, узнав о его смерти.

Домашние бедствия Давида

Другие предсказанные Давиду бедствия, начались кровосмешением первенца его Амнона с разноматерной сестрой Фамарью. Давид гневался, Фамарь вдовствовала; Авессалом, единоматерный брат её, помышлял о мщении.

По прошествии двух лет Авессалом созвал всех своих братьев на обыкновенное по случаю стрижения овец пиршество и, умертвив на нем чрез своих рабов Амнона, убежал к царю Гедсурскому, своему дяде по матери.

Через три года одна женщина пришла к Давиду и сказав, что из двух её сынов один убит другим в распре, а другому грозит смерть в наказание за убийство, просила не оставить ее бесчадной, а когда царь, тронутый, обещал виновному помилование, открыто предложила ему, отчего он не окажет той же милости своему собственному сыну? Давид узнал, что она была научена Иоавом, и, призвав его, поручил возвратить своего сына в Иерусалим, только сам не хотел его видеть.

Авессалом, пробыв еще два года в сем домашнем изгнании, через Иоава дал знать отцу своему, что желает или видеть его или умереть. Давид принял и облобызал его.

Но властолюбивый Авессалом не успокоился. Красотою496, царским великолепием, подлою ласкою и коварными жалобами на слабое, по словам его, правление Давида, он вкрался в любовь народа и, наконец, с позволения отца, под предлогом обета, отправился с двумястами человек, не знавшими его намерения, в Хеврон, куда также призвал Ахитофела, советника Давидова, а между тем разослал всюду соглядатаев, которые бы по знаку трубного звука проповедали, что Авессалом воцарился в Хевроне. Легкомысленный народ бежал к нему толпами497.

Давид, получив о сем известие, принужден был спасаться бегством вместе с семейством и преданными себе людьми, оставя десять наложниц своих для хранения дома; и перешел Кедрский поток босыми ногами с покрытою головою, с плачем, в чем последовали все его сопровождавшие. За ним вынесен был и ковчег завета, но он возвратил его, сказав, что будет ожидать от Бога счастья видеть его. Садоку и Авиафару приказал доставлять себе из Иерусалима нужные известия, а Хусию, другу своему, именно поручил явиться к Авессалому в виде переметчика и разрушить совет Ахитофела.

На пути, Сива, раб Мемфивосфея, представил Давиду пищу и ослов, сказывая о господине своем, что он остался в Иерусалиме в надежде царства, между тем как сей хитрый раб бросил его там против его воли. Давид, самым несчастием расположенный к подозрению против своих ближних, в такое смятение приведен был сею нечаянностью, что без дальнего исследования обещал Сиве все имение Мемфивосфея.

Как будто в обличение сей несправедливости против дома Саулова, явился Семей, один из его племени, проклинал несчастного царя и бросал в него камнями. Давид обратясь к Авессе, который просил позволения убить сего дерзкого, сказал, что он приемлет от Бога сие уничижение и хочет приобресть Его благословение смирением.

Между тем Авессалом, вошед в Иерусалим по совету Ахитофела в глазах народа обесчестил наложниц отца своего, дабы через сие посрамление унизить его в мыслях народных и ободрить своих сообщников невозможностью примирения.

Ахитофел немедленно хотел напасть на Давида, утомленного путешествием и не готового к обороне. Но Хусий представил, что безопаснее и надежнее собрать прежде всех евреев. Сей последний совет к погибели Авессалома всеми одобрен, а Ахитофел, отчаясь или в милости царской, или в успехе предприятия, удавился.

Давид, быв извещен о намерении своего сына через Ахимааса и Ионафана, сынов священнических, отправился в Макаем, где нашел для себя нужные пособия. Авессалом со своим войском также перешел Иордан. Сражение произошло в лесу под предводительством, с одной стороны – самого Авессалома и Амесссая, с другой – Иоава, Авессы и иностранца Еффея, которые, исключая последнего, все были родственники498. Возмутители обращены в бегство, Авессалом, скача по дубраве, запутался долгими своими волосами в ветвях и повис на них. Иоав нашел его в сем положении, несмотря на предварительное увещание Давида, чтобы щадить его, первый пустил в него три стрелы. Тело его брошено в дебрях и над ним наметана груда камней.

Давид горько плакал о Авессаломе, беспокоясь, конечно, более о вечной, нежели о временной его погибели. Услышав о сем, победоносное войско украдкою входило в Манаем. Иоав, представив царю, что сия излишняя печаль об изменнике обидна для прочих его сынов и верных подданных, едва убедил его показаться народу.

Скоро в познавшем свое заблуждение народе, оказалось желание возвратить законного царя. К огорчению его, колено Иудино долее прочих не показывало сего желания, может быть по тому самому, что было виновнее прочих. Но когда он через Садока и Авиафара напомнил его старейшинам о своем с ними родстве и обещал Амессаю начальство над своими войсками, тогда сие колено прежде всех послало звать его в Иерусалим.

После сего Давид кротко возвращался в свою столицу. Он только благодарил и прощал. Сын Верзеллия, который препитал его в Манаеме, взят ко двору. Семею, который торопливо встретил царя на Иордане, обещана безопасность. Открылась невинность Мемфивосфея и лукавство Сивы; Давид велел им разделить имение, которое одному дано было по милости, а другому обещано за услугу.

Бунт Савея

Но в тоже время произошел в народе новый раздор. Одиннадцать колен, не спешившие большею частью встретить Давида в Галгалах с коленом Иудиным, говорили, что оно украло царя; сие, защищаясь, неосторожно выставляло свое родство с ним, а те требовали себе уважения по своей многочисленности. Савей, от колена Вениаминова, пользуясь сим неустройством, вострубил трубою, и одиннадцать колен с негодованием оставили Давида.

По прибытии в Иерусалим, Давид поручил Амессаю собрать все колено Иудино в три дня, но как он не исполнил сего в назначенное время, то повелел Авессе преследовать бунтовщика с непременным войском. С Авессою соединился Иоав, убив при свидании на пути Амессая, в котором видел своего соперника. Савей осажден в Авеле. Одна умная женщина убедила Иоава не разорять города, а граждан – выдать ему голову возмутителя, и междоусобие прекратилось без кровопролития.

Трехлетний голод

К общественным бедствиям царствования Давидова принадлежит трехлетний голод. Вопросив Бога о причине сего несчастия, Давид узнал, что Он требует удовлетворения за неправедное избиение Саулом Гаваонитян499, и выдал обиженному племени по его требованию, и, вероятно, не без особенной воли Божией двух сыновей и пять внуков Саула, пощадив, однако же, Мемфивосфея. Они повешены на высотах Гаваона и оставлены на месте казни дотоле, доколе дождь не возвестил прекращение общего наказания500.

Новые победы над филистимлянами

После сего четыре раза еще победили войска Давида филистимлян и убили столько же славных исполинов. В первой из сих браней Авесса спас жизнь Давида, и с сего времени войско просило его не ходить на сражение, дабы не угасить, как оно говорило, светильника Израилева. Восставив мир, благочестивый царь прославил Бога благодарственной песней.

Народоисчисление, язва и назначение места храма

Счастье и спокойствие вдохнули Давиду тщеславное намерение без нужды сделать народоисчисление. Иоав, по тщетном старании отклонить сие, обошел пределы Израиля, и нашел около 1,300,000 мужей способных к брани, не считая пришельцев и целых колен Вениаминова и Левиина, поскольку он не имел терпения окончить сие дело501.

Давид уже и сам раскаялся в своем поступке, когда вошел к нему Пророк Гад и предложил на выбор одно из трех наказаний: или три лета голода, или три месяца несчастной войны, или три дня смерти. Давид сказал, что желает лучшие впасть в руки Божьи, нежели человеческие.

Поразив 70.000 человек, Ангел погубляющий явился Давиду на горе Мориаг на гумне Орны Иевуссея с мечем, простертым на Иерусалим. Падши на землю, Давид просил обратить оный от своих подданных на себя и дом свой. В сию минуту пришел к нему прежний Пророк и возвестил волю Божию о создании на сем месте жертвенника. Давид немедленно купил у Орны землю и волов502; Бог ниспослал на его жертвы небесный огонь, и язва прекратилась.

С сего времени Давид многократно приносил на сем месте жертвы и назначил оное для построения храма.

Возведение на престол Соломона

Престол Давида по желанию его и Божьему избранию должен был принадлежать после него Соломону, сыну Вирсавии. Но Адония, старейший, как кажется, из оставшихся сынов Давида, пользуясь старостью и снисхождением отца своего, свободно показывал желание царствовать и привлек на свою сторону Иоава и Авиафара. Он созвал, наконец, в некотором месте к жертве и пиршеству многочисленное собрание, дабы в нем провозгласить себя царем. Давид, узнав о сем от Нафана и Вирсавии, тотчас повелел тому же Нафану и Садоку помазать с пристойным великолепием Соломона. Сообщники Адонии, услышав трубный звук и народные восклицания, рассеялись. Он сам искал своей безопасности у алтаря. Соломон обещал ему оную с условием, чтобы он вел себя благоразумнее.

Публичное и тайное завещание и смерть Давида

Приближаясь к смерти, Давид созывает всех своих сынов и всех начальников Израилевых; предлагает им о предположенном от него предоставленном от Бога его преемнику построении храма; вручает Соломону, по особенному внушению Божию, составленные чертежи как самого здания, так и его принадлежностей; дает отчет в сделанных им для сего приготовлениях, и взаимно получает богатые добровольные приношения; молится со всеми и пред всеми о своем народе и своем преемнике и утверждает сего последнего на престоле вторым торжественным помазанием, равно как и Садока в звании первосвященника.

Наедине, наставив Соломона хранить закон, особенно поставляет ему в виду с одной стороны Иоава и Семея, а с другой дом Верзеллия, которым престол доселе оставался должен судом и милостию.

Отходит мирно, процарствовав сорок лет по смерти Саула.

Царствование Соломона до построения храма

Соломон503, коего царствование, по предзнаменовательному его имени, должно было быть мирное, прежде всего старался отдалить препятствия общественного покоя строгими мерами против опасных и вредных людей.

Адонию, который хвалился, что уступил ему царство, а в самом деле снова искал его, домогаясь получить себе в жену Ависагу, последнюю наложницу Давидову, повелел лишить жизни.

Авиафара, последнего из дома Илия, первосвященника, за участие в умыслах Адонии изгнал из Иерусалима, пощадив жизнь его из уважения к его прежнему священному служению.

Иоава, который, чувствуя себя виновным в том же преступлении, прибегнул к алтарю и никак не хотел оставить его, не пощадил при самой скинии и поставил на место его Ванею.

Семея обязал клятвою безысходно жить в Иерусалиме, но по прошествии трех лет узнав, что он выходит тайно для преследования убежавших рабов, наказал также смертью.

Избавясь от домашних врагов, Соломон подкрепил внешнюю безопасность своего царства супружеством с дочерью царя Египетского, и возобновлением искреннего союза с Хирамом, царем Тирским.

Но истинное утверждение свое нашел он непосредственно в Боге. Некогда принес он в Гаваоне перед скиниею Моисея тысячу жертв, и в следующую ночь Бог, явясь ему во сне, позволил просить у себя, чего он хочет. Соломон имел столько мудрости, что просил мудрости, и получил ее в такой мере, что его имя сделалось ее именем.

Первый опыт этой мудрости показал он в суждении двух женщин, которые присваивали каждая себе одного младенца. Он велел его рассечь пополам, и истинная мать открылась потому, что лучше хотела лишиться оного живого.

Снискав уважение своих подданных и устроив их благоденствие, Соломон увидел себя в состоянии приступить к великому предприятию и, выпросив у Хирама художников и древа в дополнение к собственным, заложил Иерусалимский храм в четвертое лето своего царствования.

Знаменитые мужи в Церкви

Из современников Самуила, Давида и Соломона по благочестию и духовной мудрости вместе с оными достойны памяти потомства Нафан, Гад, и Аваф – Пророки504, Идифум славный певец Давидов, Еман и Евам – Езрахиты. Два первые писали современную историю евреев505. Имена прочих четырех находятся в надписаниях некоторых Псалмов. Жизнь их неизвестна.

Учение Веры

В сем периоде учение благодати не только повторено и продолжено посредством различных пророчеств, но и дополнено многими подробностями. Анна первая произнесла имя Мессии 506 . Нафан, открывая Давиду волю Божию о создании храма, в то же время возвестил ему, что по нем восстанет семя его, коего престол будет управлен до века, которому Бог 6удет во отца, и которое Богу будет в сына 507 . Давид не относил, конечно, сих слов к преемнику своему, когда удивлялся, что Бог глаголил о доме его вдалеко, и потому без сомнения разумел оные так, как нам после объяснил Апостол Павел508. В исповедании веры, которое Давид пред смертью своей сделал Духом Господним и словом Его, под образом праведного Владыки, который уподобляется свету безоблачно восходящего солнца, также находят обещание о Мессии509. В Псалмах воспевается Его вечное и временное рождение, страдание, прославление, духовное царство, распространение учения веры.

Состояние Богослужения и обрядов

Богослужение и закон обрядов ревностью Самуила и Давида приведены в большую силу, нежели какую имели прежде510. Скиния Моисеева и ковчег завета разлучились и несколько раз переменяли место. Сословие левитов получило новое образование соответственно с происшедшим после Моисеева законодательства изменением, как внешнего их состояния, так и самых обязанностей. Давид положил, чтобы левиты вступали в служение свое двадцати лет, и, сделав счисление их, назначил из них 24.000 служителей дел храма, 4.000 певцов и музыкантов, и столько же дверников. Каждый из сих разрядов, равно как и высший разряд священников разделен был на двадцать четыре череды, которые, исключая некоторых начальников, сменялись на каждую субботу. Затем оставшиеся шесть тысяч левитов, употреблены судьями и книгочеями по делам гражданским.

Семейственное состояние

Семейственное состояние в сии времена удерживало прежний вид. Многоженство Давида, хотя считается между Божьими благодеяниями, но сие не было благодеяние награждения, а разве благодеяние снисхождения511. Возвращение Мелхолы от Фалгиила, которому она была отдана после законного брака с Давидом, служить может образцом, как должно разрешать смешение двух супружеств в одном лице.

Перемена гражданского правления

В гражданском правлении евреев важная перемена есть поставление царя. Бог осудил при сем случае в народе своем недоверие к Своему Промыслу, склонность к новому и подражание язычникам, но самую власть царя подтвердил и освятил Своим помазанием.

Власти царя в делах гражданских полагало пределы одно Слово Божие512, а в важных духовных она требовала или общественного совета513, или наставления людей, имеющих особенную обязанность искушать волю Божью514. Впрочем, царь имел право созывать для Богослужения и церковных дел собрания515, утверждать законами благоустройство Церкви, вводить и некоторые обряды516, восстанавливать в народе упавшее благочестие517, и усмирять врагов Церкви518. Но поскольку Саул, Давид и Соломон избраны на царство Самим Богом, и во время самого царствования через Пророков получали от Него повеления, то из сего видно, что Богоправление во времена их не прекратилось.

О синедрионе

Мнение о существовании синедриона, коего власть раввины простирают на самое избрание судей, опровергается тем, что Самуил сам определил в сию должность сынов своих.

Обряд царского помазания

Помазание, употреблявшееся при поставлении царя, есть такой обряд, который издревле означал посвящение Богу519. Оно есть частное и торжественное. Первое совершал чрезвычайный посланник Божий излиянием обыкновенного елея на главу избранного. При другом обыкновенно был священник и употреблялся священный елей, хранившийся в священном месте520. Помазанному вручаема была книга Закона. Учители еврейские прибавляют, что сие помазание должно было совершаться при источнике.

Просвещение

Цветущее состояние просвещения у евреев открывается в Давиде и Соломоне. Тот с высоким духовным учением соединял приятные искусства стихотворства, пения и музыки. Сей из самого источника истины почерпнул не только удивительную мудрость общежительную, но и глубокое познание сотворенного и творческого естества, так что во всех сих отношениях, по точному свидетельству книги Царств, превзошел восточных и египетских мудрецов521.

Во времена Самуила были уже некоторые общества, служившие к распространению просвещения особенно духовного. Одно из таковых находилось в Кариафиариме 522 , а другое при Раме управляемо было самим Самуилом523. Они занимались молитвою, беседами, благочестивыми песнями и музыкой и возвышались до божественного вдохновения, так что их можно некоторым образом назвать училищами Пророков.

Священные книги

Около сих времен явились следующие священные книги:

1. Книга Судей. Получила имя от предмета. Время её написания полагать должно между пленением Ковчега или поставлением царя и завоеванием Иерусалима524.

2 Руфь. Вероятно, что написана во времена Давида, в намерении продолжить находящееся в древнейших Св. книгах родословие сего царя и Мессии525.

3. Первая и вторая книга Царств. Одна содержит историю народа Божьего от рождения Самуила до смерти Саула, другая продолжает ее до помазания Соломона. Написаны преемственно Самуилом, Нафаном и Гадом526.

4. Сто пятьдесят Псалмов, содержания исторического, нравственного и пророчественного. Творцами их Иероним почитает тех, которых они носят имена527. Сие мнение удобно можно принять о Моисее, Давиде, Соломоне, Асафе и, наконец, Емане и Ефаме Езрахитах. Что принадлежит до Идифума и сынов Кореовых, думать можно, что Псалмы надписаны к ним как певцам. Те, которые в переводах имеют имена Иеремии, Аггея и Захарии, с большею основательностию, по еврейскому надписанию причисляются к Давидовым. Из двадцати пяти не надписанных большую часть также приписывают Давиду. Вероятно, что он же начал и соединение в различные времена писанных Псалмов в одну книгу528, а после него продолжал Асаф, и довершил Ездра.

Остатки язычества у евреев

Остатки языческих суеверий, преследуемых не только Самуилом, но и Саулом, и, однако, не совсем истребленных, видеть можно в самом Сауле и волшебнице Аендорской. Поскольку искусство её с одной стороны превышает обыкновенный обман, а с другой невероятно, чтобы Сам Бог через Самуила стал утверждать Саула в его заблуждении, то надобно заключить, что в её волхвовании действовали тайные духовные силы, однако не светлые и небесные.

Современность языческих народов

Из Египетской истории к сим временам относят Хеопса, Хефрена, и Мицерина, из коих первому Геродот приписывает построение большой пирамиды, но без достоверности. Царствование их полагают между разорением Трои и построением храма Соломонова.

Из Сирийских владельцев сильнейший есть Адраазар, современник Давида.

Финикия процветает при Абибале и Хираме.

У Афинян правление Архоитов под покровительством Юпитера представляет некоторое подобие теократии еврейской.

Еолийское поселение соответствует началу, а Ионийское окончанию нашего периода.

Свидетельство язычника о еврейской истории сего периода

О важнейших сего периода происшествиях Евсевий529 предоставляет свидетельство из Евполема, в котором, однако, есть некоторые погрешности. Сей писатель Давида почитает сыном Саула, а из Нафана Пророка делает Ангела Дианафана.

* * *

433

1 Царст. II, 3.

434

Оно должно было предохранить Самуила от страха нечаянного явления, а Илия устыдить, поскольку ему по самому званию надлежало быть ближе прочих к Богу, и возбудить его внимание, ибо до него касалось откровение.

435

1 Царст. III, 10.

436

Если верить Иосифу, Самуил имел в сие время не более двенадцати лет, но другие догадываются, что сие случилось перед самою смертью Илия. Ст. 3. Истину должно искать в середине, так, чтобы дать место, с одной стороны, предыдущему пророчеству неизвестного мужа, II, 27, и оскудению откровения, III, 1, а с другой – последующей славе Самуила ст. 21.

437

См. 1 Царст. VI, 13, 19 по подлиннику.

438

Сие происшествие некоторые полагают непосредственно по возвращении ковчега, а другие спустя 20 лет. 1Цар. VII, 2.

439

Посему должно ли почитать его священником? Иероним не соглашается и приводит псалом, в котором он отделяется от священников и полагается в призывающих имя Божие. Псал. ХСVIII, 6; впрочем, он имел право совершить жертву как Пророк.

440

1 Царст. VII, 16.

441

Война сия началась еще прежде избрания царя. 1Цар. XII, 12.

442

Наас хотел через сие положить поношение на Израиль XI, 2. Иосиф думает, что сие также должно было сделать народ неспособным к войне, потому что левый глаз часто закрывался щитом.

443

В сем месте между судьями полагается Ведам 1 Царст. XII, 11. Одни почитают его Иаиром, а другие Самсоном. Не лучше ли отдать преимущество греческому тексту, в котором вместо Ведана находится Варак.

444

1 Царст. XIII, 1.

445

ст. 3. X, 5. В самом же Гаваоне стоял Ионафан. Там же ХIII, 2.

446

Некоторые думают, что такое наставление дано было Саулу однажды на все важные случаи, X, 7, а иные, что он имел на сей случай особое повеление.

447

По тогдашнему обыкновению торжественных собрании.

448

1 Царст. XIII, 5. Число 30.000 колесниц не сообразно ни с пространством земли филистимской, ни с достатком народа, ни с числом 6.000 конницы. Данзий вместо םישלש читает םישלש воинов тысяча колесничных.

449

Так должно понимать ст. 8; иначе неправ бы был и Самуил.

450

И без священника, ст. 9. Новая погрешность.

451

Ст. 15, по подлиннику.

452

Однако брань аммонитская доказывает, что евреи, имели оружие. Войско Саула имело в нем недостаток, вероятно потому, что оно состояло из жителей мест, занятых филистимлянами, и бежало от них в Галгалы торопливо. Притом текст стиха 22 можно разуметь так, что только не у каждого были меч и копье вместе.

453

Некоторые думают, что ужас произвело землетрясение, XIV, 15.

454

ХIV, 47. Сюда принадлежит счастливая брань заиорданских колен против агарян и некоторых других соседей. I Парал. V, 10, 19 и след.

455

Еще прежде сего Саул поставил памятник, XV, 22, 2 Царст. ХVIII, 18, то есть, дал славу прежде себе, а потом уже Богу.

456

Против сего – то предлога сказал Самуил: послушание паче жертвы блага. Царст. XV, 22.

457

1 Царст. XV, 35. Впрочем, он видел его п0 случаю, XIX, 24.

458

И так Иессей имел восемь сынов, 1 Цар. ХVII, 12, но в другом месте, I Парал. II, 15, упоминается только семь. Сие опущение не должно казаться странным, ибо книга Паралипоменон упоминает о людях особенно известных потомству, а не содержит поголовной переписи.

459

XVI, 14.

460

ХVII, 15.

461

Голова сия, по взятии Иерусалима, внесена в сей город, а оружие исполина частью положено в дом Давида, XVII, 54, если и здесь не разумеется скиния Давидова, частью в скинии, XXI, 9.

462

При сем случае он спрашивал Давида о его роде, XVII, 55 и след. Из сего заключают некоторые, что сие случилось прежде, нежели он стал известен Саулу через свои гусли. Напротив, если принять сие мнение, то нельзя будет понять, каким образом Давид, удержанный при дворе, XVIII, 2, был одобрен Саулу как неизвестный человек и востребован от отца, XVI, 18 и след, могло статься, что Саул более знал искусство Давида, нежели его лицо, особенно когда видел его во время своих припадков.

463

XVIII, 7.

464

XVIII, 21.

465

Некоторые думают, что Саул не потребовал голов, опасаясь, чтобы Давид не представил ему еврейские вместо филистимских, но невероятно, чтобы он мог иметь сие подозрение. Вероятнее, что Саул требовал крайнеобрезаний для того, чтобы затруднить сие предприятие, и более раздражить сим бесчестием филистимлян против Давида. Иосиф, лаская греческим ушам, переменяет крайнеобрезания на головы.

466

XIX, 16. Трудно понять, к чему бы тут служила козья печень, хотя Иосиф и старается уверять, что она довершала обман, представляя своим трепетанием движение дышащего под одеялом человека; העדדם בביד по мнению некоторых, значит покров из козьей кожи.

467

XIX. 24. Думают, что он был наг от обыкновенной только своей одежды, но имел на себе некоторую особенно легкую, не все части тела покрывающую одежду, которую употребляли пророки. См. 2 Царст. VI, 14, 20.

468

Сие необходимо предположить, дабы объяснить, почему Саул спросил о Давиде, и почему Давид ожидал сего вопроса. Ибо то, что некоторые говорят о примирении Саула с Давидом посредством Самуила, не подтверждается Св. Писанием.

469

При сем случае заметить нужно, что в сие время за трапезою не возлежали, а сидели. 1 Царст. XX, 25.

470

Город Вениаминов, Неем. XI, 32. Иерейский, 1Цар. XXII, 19, но незнатный, и потому в счислении городов иногда опускаемый. Иис. XXI, 1 Парал. VI.

471

Вероятно, что он же назывался Ахиею, 1 Царст. XIV, 3. XXII, 9. Но у Евангелиста, в сей же истории, наименован сын его Авиафар. Марк. II, 26. потому, как думают, что он был уже в сие время наместником отца своего.

472

1 Царст. XXII, 5, по подлиннику.

473

Там же II, 33.

474

Город Иудин, Иис. XV, 44.

475

1 Царст. XXIII, 16.

476

Кажется, это было его непременное войско. Там же ХIII, 2.

477

В уделе Иуды, где был город сего имени. Иис. XV, 62.

479

ХХVII, 7. Давид был в земле филистимской дни и четыре месяца. Многие переводы слово ימים опускают как излишнее, но оно значит здесь, как и в некоторых других местах, год.

480

Что сие обещание было непритворное, а погрешительное, видно из сожаления Давида о невозможности его исполнить. 1Цар. XXIX, 8.

481

2Цар. I, 9, 10. Солгал ли он из ласкательства врагу Саула или сказал правду? Те, которые утверждали последнее, думают, что когда Саул, пал на мечь свой, броня ему препятствовали пронзить себя, ибо так изъясняют, ст. 9. Впрочем, кажется, и сам Давид не совсем был уверен в истине сего повествования. Ст. 16.

482

Что же не наказан так же Иоав, сему причиною можно полагать то, что поступок его, кроме вероломства, некоторым образом утверждался на праве закона. См. Числ. XXXV.

483

2 Царст. V, 17, 18, 1 Парал. XI, 15, 16. В сие время случилось, что Давид, стоя в некотором укреплении, а возжаждав, спросил окружающих, кто бы напоил его водою из колодца, который находился у ворот Вифлеемских. Трое из его сильных пробились сквозь неприятельское ополчение и принесли воду. Но царь вылил ее вместо жертвы Богу, присовокупил что он не хочет пить крови своих подданных.

484

Так можно согласить места 2 Царст. VI, I. 1 Парал. XIII, 8. На сей же конец приметить должно, что Гаваон и Кариафиарим были смежны, а Кариафиарим и Ваала есть одно и то же место. Иuc. XV, 60.

485

2 Царст. VI, 13. 1 Парал. XV, 26. В первом из сих мест вместо слов перевода – семь лыков, с подлинника должно доставить слова – шесть шагов.

486

Мелхола уничижила за сие Давида, но наказана бесчадием.

487

Причины сих браней неизвестны, но конечно не противны Богу, который предвозвестил их успех.

488

3 Царст VIII, 1. 1; Парал. XVIII, 1.

489

2 Царст. V, 2.

490

2 Царст. VIII, 4; 1 Парал. ХVIII, 4.

491

Bтop. XVIII, 16.

492

2 Царст. VIII, 13. 1; Парал. XVIII, 12; Псал. LIX.

493

2Цар. X, 18, 1; Парал. XIX, 18.

494

Он весил золотой талант, 2Цар. XII, 30. Надобно думать, что талант здесь разумеется сирский, то есть, четверть еврейского, который имел около 47 – ми фунтов.

495

2 Цар. ХII, 31. Вместо печи плинфенной, некоторые переводы с еврейского полагают печь Молоха.

496

2Цар. XIV, 25, 26. Особенно удивительны его волосы. Он ежегодно снимал их с головы весом двести сиклей по сиклю царскому. Количество необычайное, которое, по меньшей мере, составляет от двух до трех фунтов.

497

Сие случилось от конца сорока лет. 2Цар. XV, 7. Надобно думать, что сие выражение означает неопределенное время, близкое к концу сорокалетнего царствования Давида.

498

Ависея – мать Амессая, и Саруия – мать Иоава и Авессы, были сестры Давида, по крайней мере, по матери, 2 Царст. XVII, 35, 1; Парал, II, 15, 17.

499

Неизвестно, когда сие случилось, если это не во время опустошения Номвы.

500

Посему не должно почитать нарушением закона, Второз. XXI, 23, того, что они оставались на древе несколько дней. В продолжение сего времени Ресфа, наложница Саула, мать двух повешенных, день и ночь стерегла трупы от птиц и зверей. Давид не только не огорчился сим, но по ее примеру собрал останки как их, так самого Саула и сынов его, убитых в сражении, и все положил в общем погребальном месте сего дома.

501

2 Царст. XXIV, 9. 1; Парал. XXI, 5, 6. Для уравнения чисел в последнем месте число Иудино должно дополнить 30.000 бессменного войска; а из числа Израилева исключить разноплеменников.

502

Сперва одно гумно и волов за 50 сиклей, 2 Царст. XXIV, 24, а потом всю гору Мориаг для храма за 600, 1 Парал. XXI, 25.

503

Вступил на престол, имея около 20 лет от рождения, ибо имел уже сына 3Цар. XI, 42; ХIV, 21.

504

2 Парал. XXIX, 30.

505

1 Парал. XXIX, 29.

506

1 Царст. II, 10.

507

2 Царст. VII, 12 и след.

509

2 Цар. ХХIII, 3, 4. С еврейского переводят сие место так. Dicit Deus IsraеIis: mihi locuta est petra Israelis; dominalorem hominum justum (excitabo) dominatorem in timore Dei; et erit iustar lucis matutinae, cum oritur sol sine nubibus.

510

Сколь известны были всем обряды закона, можно заключать из того, что от них произошли некоторые употребительные в сии времена выражения. Намек на воду очищения видеть можно в Псал. I, 9.

511

2 Царст. XII, 8.

512

Второз. XVII, 20.

513

1 Парал. ХIII, 2.

514

2 Царст. VII, 2, 4.

515

1 Парал. XIII, 1; XV, 3.

516

1 Парал. XXIII, XXIV, ХХV, XXVI.

517

1 Парал. ХIII, 5.

518

1 Царст. ХХIII, 3.

520

3. Цар. 1, 34; Псал. LXXXVIII, 21.

521

3Цар. IV, 30 и след.

523

Там же XIX, 18 и след.

525

Руфь IV, 17 и след.

526

1 Парал. XXIX, 29.

527

Epist. ad Sophronium.

528

Св. прибавление на конце Псалма LXXI.

529

Pr. ЕV. L, IX, с. ЗО..


Источник: Начертание церковной истории, от библейских времен до XVIII века, : в пользу юношества, обучающегося в духовных училищах / Филарет (В.М. Дроздов) – Изд. 10. Москва: Синодальная Типография, 1857. – 498 с.

Комментарии для сайта Cackle