Библиотеке требуются волонтёры

Царствование Давида в Хевроне и междоусобие двух царских домов

Потом вопросил Давид Бога о возвращении своем в землю Иудину, и по Его назначению вступил со всеми людьми своими в Хеврон. Там собралось все колено Иудино, зная предварительно Божию о нем волю, и торжественно помазало его себе на царство на тридцатом году его жизни. Первое дело царствования его было благодарственное посольство к старейшинам Иависа за погребение Саула с извещением о его преемнике.

Но Авенир удачнее воспользовался расположением жителей Галаадских к Саулу. В их городе Манаеме он воцарил сына его Иевосфея, над одиннадцатью коленами Израиля.

Спустя два года тот же военачальник начал междоусобную войну с коленом Иудиным. Он вышел из Манаема с войском и встречен был у Гаваона войском Давидовым под предводительством Иоава. По вызову Авенира сперва вступили в сражение по двенадцати человек с обеих сторон, а когда сии пали все, оное сделалось всеобщим. Иоав получил победу, но потерял брата своего Ассаила, который был убит Авениром, когда преследовал его.

К окончанию сей войны, продолжавшейся около пяти лет, способствовало несогласие, происшедшее между Иевосфеем и Авениром. Сей гордый вельможа, будучи раздражен неудовольствием, которое господин его показал ему за совокупление с наложницею Саула, решился перейти на сторону Давида. Посему робкий Иевосфей также, по – видимому, склонялся к миру и по требованию Давида возвратил ему сестру свою Мелхолу, несмотря на то, что Саул выдал ее за другого. Но когда Авенир после ласкового приема от Давида, шел преклонить под его власть одиннадцать колен Израилевых, Иоав, соревнуя его силе и мстя за своего брата, коварно умертвил его. Иевосфей и его приверженцы, узнав о сем, не знали, что предпринять. Наконец, Ваана и Рихав, военачальники Иевосфея, не видя в нем для себя надежды, умертвили его во время полуденного сна, и принесли голову его Давиду.

Давид не настолько радовался о погибели своих врагов, чтобы забыть несправедливость их убийц. Он плакал об Авенире и проклял вероломство Иоава, велел погребсти голову Иевосфея во гробе Авенировом и убийц его предал страшной казни482.

Давид утверждается на царстве всех колен Израилевых

По смерти Иевосфея все колена Израиля собрались в Хевроне и единодушно предложили Давиду через своих старейшин, что единство их и его рода, его заслуги, и данные ему от Бога обещания, дают ему право быть царем всех их. Давид по их желанию положил с ними завет и в третий раз принял помазание.

С приятным, без сомнения, для колен Израилевых беспристрастием царь избрал для своего пребывания такое место, которое находилось на границе между двумя из них, и которым не владело ни одно. То была крепость Сионская, которую доселе занимали Иевуссеи. И приступив к ней с войском, Давид объявил, что тот будет военачальником всех сил еврейских, кто сделает на нее первое счастливое нападение. Сия честь досталась Иоаву. Крепость взята, обновлена, расширена, переименована градом Давидовым; и с сего времена Иерусалим сделался столицею.

В сие время Хирам, царь Тирский, искал дружбы Давида, прислав ему древесину и художников для построения дворца.

Но филистимляне спешили подавить возрастающую силу царства его и прошли до Вифлеема483, прежде, нежели он успел приготовиться к обороне. Однако Бог предал их в его руки, и он сжег доставшихся в добычу идолов. В другой раз, когда они возобновили нападение, он внезапно напал на них по данному от Бога знаку шумом дерев и преследовал их до Хазира.

Дела благочестия Давидова

Утвердив свою власть, Давид обратился к благоустроению церкви. Не находя в Богослужении народа ни довольно ревности, ни довольно сообразности с законом, он созвал совет и предложил ему перенести ковчег завета в Иерусалим, а получив на сие общее согласие, собрал весь народ и с тридцатью тысячами избранных мужей отправился в Кариафиарим484. Сперва успех сего предприятия не соответствовал желанию. Ковчег по подражанию филистимлянам везен на новой колеснице. На пути Оза коснулся его, дабы предохранить от падения, но сам пал бездыханен. Царь убоялся и оставил ковчег в доме Аведдара, желая лучше узнать Божию о нем волю. Через три месяца потом, услышав, что Бог благословил дом Аведдара, Давид возобновил сие предприятие и исправил прежнюю ошибку, возложив ковчег по закону на рамена левитов. На седьмом шагу их шествия за благополучное начало его принесены в жертву семь тельцов и столько же овнов485. Во все продолжение пути гремела музыка, песни и народные восклицания; сам царь в виссонной одежде скакал пред ковчегом486. По прибытии в свой град, он поставил его в новоустроенной скинии, принес жертвы, и заключил торжество благословением и угощением всего народа. Впрочем, богослужение продолжалось при обеих скиниях, Моисеевой и Давидовой, и поручено было двум священникам, Авиафару в Иерусалиме, и Садоку в Гаваоне.

Не довольствуясь сим, Давид открылся Пророку Нафану, что ему стыдно жить в кедровом доме и оставлять кивот Божий под кожаным кровом. Пророк одобрил сие благочестивое чувствование по уверенности в Божием к нему благоволении, однако на другой день по откровению, объявил ему, что он как человек, проливший много крови врагов, не созиждет храма Богу, Который есть любы; но что сие исполнится в мирное царствование сына его. Давид с верою и благодарностью начал приготовлять нужное для сего великого дела.

Распространение царства Давидова

Несколько новых браней с беспокойными соседями приобрели Давиду новую славу и распространили его владычество487. У филистимлян отнял он Геф488, у моавитян истребил две части, а третью поработил489. У Адраазара, царя Сузского, кроме войска отнял много металлов и тысячу колесниц490, из которых девятьсот по закону Моисееву491 разрушил; вместе с ним наложил дань на союзную с Адраазаром Сирию Дамасскую, а от врага его, царя Имафского, получил дары. Наконец, и Едом покорился младшему брату Израилю492.

Благодеяние Давида Мемфивосфею

Мир и безопасность дали Давиду более свободы показать свое великодушие к дому Саулову. Из уважения к памяти Ионафана отыскал он сына его Мемфивосфея, отдал ему наследственные земли Саула и принял его к своей трапезе, несмотря на то, что он был хром обеими ногами от падения из рук кормилицы, случившегося в бегстве после Гелвуйского сражения.

Война аммонийная

Благодарность Давида к Наасу, царю аммонитскому, который, вероятно, еще во время его изгнания оказал ему некоторые благодеяния, и который не беспокоил его в предыдущие войны, сверх чаяния подала случай к войне с аммонитянами. По смерти Нааса Давид отправил послов к сыну его Анану, дабы утешить его, но, сей приняв их за соглядатаев, в знак посрамления обрезал им бороды и одежды, и нанял некоторые сирийские народы в помощь себе против евреев. Давид, повелев послам жить в Иерихоне, доколе время загладит следы их посрамления, выслал против соединенных неприятелей Иоава и Авессу, которые разбив их, возвратились в Иерусалим; но когда Адраазар, царь сирийский, получил новое подкрепление из – за Евфрата, Давид вывел против него всех евреев, истребил великое число войска его493 и сделал его данников своими данниками. В следующее лето Иоав осадил Равваф, столицу аммонитскую, и довел до невозможности защищаться, а взятие оных для почести предоставил Давиду, сей возложил на себя венец аммонитский494, и народ, не соблюдший права народного, осудил на преселение, тяжкое рабство, и, кажется, отчасти на сожжение в печи бога его Молоха495.

Преступление Давида и раскаяние

Столь многими опытами Божьего благословения утвержденное счастье Давид разрушил одним преступлением. Во время осады Раввафа, находясь в своем доме, он увидел жену Урии хеттеянина и постыдным образом воспользовался отсутствием её мужа. Чтобы скрыть следствие сего преступления, вызвал было Урию из войска, но хитрость не удалась, ибо сей добродетельный муж никак не хотел войти в дом свой, когда весь Израиль в ополчении. Ошибка поправлена новым преступлением через самого Урию – дано Иоаву повеление, чтобы Урия был убит в сражении. Когда сие исполнено, Вирсавия сделалась супругою Давида.

Уже она родила сына преступления, как пришел к Давиду Пророк Навал, и просил его суда о богаче, который похитил у бедного последнюю агницу.

Царь с гневом признал сего человека достойным смерти, но получил ответ, что сей человек есть он сам, и что в собственном его доме перед лицом всего Израиля родятся ему бедствия подобные тем, которым он тайно подверг невинного Урию. Давид чистосердечно исповедал свой грех, и Пророк сказал к его утешению, что он сам не умрет, подобно Урии, но только умрет плод его беззакония. По отшествии Пророка, Давид, не теряя надежды на милосердие Божие, несколько дней в уединении постился и молился о своем сыне, но успокоился, узнав о его смерти.

Домашние бедствия Давида

Другие предсказанные Давиду бедствия, начались кровосмешением первенца его Амнона с разноматерной сестрой Фамарью. Давид гневался, Фамарь вдовствовала; Авессалом, единоматерный брат её, помышлял о мщении.

По прошествии двух лет Авессалом созвал всех своих братьев на обыкновенное по случаю стрижения овец пиршество и, умертвив на нем чрез своих рабов Амнона, убежал к царю Гедсурскому, своему дяде по матери.

Через три года одна женщина пришла к Давиду и сказав, что из двух её сынов один убит другим в распре, а другому грозит смерть в наказание за убийство, просила не оставить ее бесчадной, а когда царь, тронутый, обещал виновному помилование, открыто предложила ему, отчего он не окажет той же милости своему собственному сыну? Давид узнал, что она была научена Иоавом, и, призвав его, поручил возвратить своего сына в Иерусалим, только сам не хотел его видеть.

Авессалом, пробыв еще два года в сем домашнем изгнании, через Иоава дал знать отцу своему, что желает или видеть его или умереть. Давид принял и облобызал его.

Но властолюбивый Авессалом не успокоился. Красотою496, царским великолепием, подлою ласкою и коварными жалобами на слабое, по словам его, правление Давида, он вкрался в любовь народа и, наконец, с позволения отца, под предлогом обета, отправился с двумястами человек, не знавшими его намерения, в Хеврон, куда также призвал Ахитофела, советника Давидова, а между тем разослал всюду соглядатаев, которые бы по знаку трубного звука проповедали, что Авессалом воцарился в Хевроне. Легкомысленный народ бежал к нему толпами497.

Давид, получив о сем известие, принужден был спасаться бегством вместе с семейством и преданными себе людьми, оставя десять наложниц своих для хранения дома; и перешел Кедрский поток босыми ногами с покрытою головою, с плачем, в чем последовали все его сопровождавшие. За ним вынесен был и ковчег завета, но он возвратил его, сказав, что будет ожидать от Бога счастья видеть его. Садоку и Авиафару приказал доставлять себе из Иерусалима нужные известия, а Хусию, другу своему, именно поручил явиться к Авессалому в виде переметчика и разрушить совет Ахитофела.

На пути, Сива, раб Мемфивосфея, представил Давиду пищу и ослов, сказывая о господине своем, что он остался в Иерусалиме в надежде царства, между тем как сей хитрый раб бросил его там против его воли. Давид, самым несчастием расположенный к подозрению против своих ближних, в такое смятение приведен был сею нечаянностью, что без дальнего исследования обещал Сиве все имение Мемфивосфея.

Как будто в обличение сей несправедливости против дома Саулова, явился Семей, один из его племени, проклинал несчастного царя и бросал в него камнями. Давид обратясь к Авессе, который просил позволения убить сего дерзкого, сказал, что он приемлет от Бога сие уничижение и хочет приобресть Его благословение смирением.

Между тем Авессалом, вошед в Иерусалим по совету Ахитофела в глазах народа обесчестил наложниц отца своего, дабы через сие посрамление унизить его в мыслях народных и ободрить своих сообщников невозможностью примирения.

Ахитофел немедленно хотел напасть на Давида, утомленного путешествием и не готового к обороне. Но Хусий представил, что безопаснее и надежнее собрать прежде всех евреев. Сей последний совет к погибели Авессалома всеми одобрен, а Ахитофел, отчаясь или в милости царской, или в успехе предприятия, удавился.

Давид, быв извещен о намерении своего сына через Ахимааса и Ионафана, сынов священнических, отправился в Макаем, где нашел для себя нужные пособия. Авессалом со своим войском также перешел Иордан. Сражение произошло в лесу под предводительством, с одной стороны – самого Авессалома и Амесссая, с другой – Иоава, Авессы и иностранца Еффея, которые, исключая последнего, все были родственники498. Возмутители обращены в бегство, Авессалом, скача по дубраве, запутался долгими своими волосами в ветвях и повис на них. Иоав нашел его в сем положении, несмотря на предварительное увещание Давида, чтобы щадить его, первый пустил в него три стрелы. Тело его брошено в дебрях и над ним наметана груда камней.

Давид горько плакал о Авессаломе, беспокоясь, конечно, более о вечной, нежели о временной его погибели. Услышав о сем, победоносное войско украдкою входило в Манаем. Иоав, представив царю, что сия излишняя печаль об изменнике обидна для прочих его сынов и верных подданных, едва убедил его показаться народу.

Скоро в познавшем свое заблуждение народе, оказалось желание возвратить законного царя. К огорчению его, колено Иудино долее прочих не показывало сего желания, может быть по тому самому, что было виновнее прочих. Но когда он через Садока и Авиафара напомнил его старейшинам о своем с ними родстве и обещал Амессаю начальство над своими войсками, тогда сие колено прежде всех послало звать его в Иерусалим.

После сего Давид кротко возвращался в свою столицу. Он только благодарил и прощал. Сын Верзеллия, который препитал его в Манаеме, взят ко двору. Семею, который торопливо встретил царя на Иордане, обещана безопасность. Открылась невинность Мемфивосфея и лукавство Сивы; Давид велел им разделить имение, которое одному дано было по милости, а другому обещано за услугу.

Бунт Савея

Но в тоже время произошел в народе новый раздор. Одиннадцать колен, не спешившие большею частью встретить Давида в Галгалах с коленом Иудиным, говорили, что оно украло царя; сие, защищаясь, неосторожно выставляло свое родство с ним, а те требовали себе уважения по своей многочисленности. Савей, от колена Вениаминова, пользуясь сим неустройством, вострубил трубою, и одиннадцать колен с негодованием оставили Давида.

По прибытии в Иерусалим, Давид поручил Амессаю собрать все колено Иудино в три дня, но как он не исполнил сего в назначенное время, то повелел Авессе преследовать бунтовщика с непременным войском. С Авессою соединился Иоав, убив при свидании на пути Амессая, в котором видел своего соперника. Савей осажден в Авеле. Одна умная женщина убедила Иоава не разорять города, а граждан – выдать ему голову возмутителя, и междоусобие прекратилось без кровопролития.

Трехлетний голод

К общественным бедствиям царствования Давидова принадлежит трехлетний голод. Вопросив Бога о причине сего несчастия, Давид узнал, что Он требует удовлетворения за неправедное избиение Саулом Гаваонитян499, и выдал обиженному племени по его требованию, и, вероятно, не без особенной воли Божией двух сыновей и пять внуков Саула, пощадив, однако же, Мемфивосфея. Они повешены на высотах Гаваона и оставлены на месте казни дотоле, доколе дождь не возвестил прекращение общего наказания500.

Новые победы над филистимлянами

После сего четыре раза еще победили войска Давида филистимлян и убили столько же славных исполинов. В первой из сих браней Авесса спас жизнь Давида, и с сего времени войско просило его не ходить на сражение, дабы не угасить, как оно говорило, светильника Израилева. Восставив мир, благочестивый царь прославил Бога благодарственной песней.

Народоисчисление, язва и назначение места храма

Счастье и спокойствие вдохнули Давиду тщеславное намерение без нужды сделать народоисчисление. Иоав, по тщетном старании отклонить сие, обошел пределы Израиля, и нашел около 1,300,000 мужей способных к брани, не считая пришельцев и целых колен Вениаминова и Левиина, поскольку он не имел терпения окончить сие дело501.

Давид уже и сам раскаялся в своем поступке, когда вошел к нему Пророк Гад и предложил на выбор одно из трех наказаний: или три лета голода, или три месяца несчастной войны, или три дня смерти. Давид сказал, что желает лучшие впасть в руки Божьи, нежели человеческие.

Поразив 70.000 человек, Ангел погубляющий явился Давиду на горе Мориаг на гумне Орны Иевуссея с мечем, простертым на Иерусалим. Падши на землю, Давид просил обратить оный от своих подданных на себя и дом свой. В сию минуту пришел к нему прежний Пророк и возвестил волю Божию о создании на сем месте жертвенника. Давид немедленно купил у Орны землю и волов502; Бог ниспослал на его жертвы небесный огонь, и язва прекратилась.

С сего времени Давид многократно приносил на сем месте жертвы и назначил оное для построения храма.

Возведение на престол Соломона

Престол Давида по желанию его и Божьему избранию должен был принадлежать после него Соломону, сыну Вирсавии. Но Адония, старейший, как кажется, из оставшихся сынов Давида, пользуясь старостью и снисхождением отца своего, свободно показывал желание царствовать и привлек на свою сторону Иоава и Авиафара. Он созвал, наконец, в некотором месте к жертве и пиршеству многочисленное собрание, дабы в нем провозгласить себя царем. Давид, узнав о сем от Нафана и Вирсавии, тотчас повелел тому же Нафану и Садоку помазать с пристойным великолепием Соломона. Сообщники Адонии, услышав трубный звук и народные восклицания, рассеялись. Он сам искал своей безопасности у алтаря. Соломон обещал ему оную с условием, чтобы он вел себя благоразумнее.

Публичное и тайное завещание и смерть Давида

Приближаясь к смерти, Давид созывает всех своих сынов и всех начальников Израилевых; предлагает им о предположенном от него предоставленном от Бога его преемнику построении храма; вручает Соломону, по особенному внушению Божию, составленные чертежи как самого здания, так и его принадлежностей; дает отчет в сделанных им для сего приготовлениях, и взаимно получает богатые добровольные приношения; молится со всеми и пред всеми о своем народе и своем преемнике и утверждает сего последнего на престоле вторым торжественным помазанием, равно как и Садока в звании первосвященника.

Наедине, наставив Соломона хранить закон, особенно поставляет ему в виду с одной стороны Иоава и Семея, а с другой дом Верзеллия, которым престол доселе оставался должен судом и милостию.

Отходит мирно, процарствовав сорок лет по смерти Саула.

Царствование Соломона до построения храма

Соломон503, коего царствование, по предзнаменовательному его имени, должно было быть мирное, прежде всего старался отдалить препятствия общественного покоя строгими мерами против опасных и вредных людей.

Адонию, который хвалился, что уступил ему царство, а в самом деле снова искал его, домогаясь получить себе в жену Ависагу, последнюю наложницу Давидову, повелел лишить жизни.

Авиафара, последнего из дома Илия, первосвященника, за участие в умыслах Адонии изгнал из Иерусалима, пощадив жизнь его из уважения к его прежнему священному служению.

Иоава, который, чувствуя себя виновным в том же преступлении, прибегнул к алтарю и никак не хотел оставить его, не пощадил при самой скинии и поставил на место его Ванею.

Семея обязал клятвою безысходно жить в Иерусалиме, но по прошествии трех лет узнав, что он выходит тайно для преследования убежавших рабов, наказал также смертью.

Избавясь от домашних врагов, Соломон подкрепил внешнюю безопасность своего царства супружеством с дочерью царя Египетского, и возобновлением искреннего союза с Хирамом, царем Тирским.

Но истинное утверждение свое нашел он непосредственно в Боге. Некогда принес он в Гаваоне перед скиниею Моисея тысячу жертв, и в следующую ночь Бог, явясь ему во сне, позволил просить у себя, чего он хочет. Соломон имел столько мудрости, что просил мудрости, и получил ее в такой мере, что его имя сделалось ее именем.

Первый опыт этой мудрости показал он в суждении двух женщин, которые присваивали каждая себе одного младенца. Он велел его рассечь пополам, и истинная мать открылась потому, что лучше хотела лишиться оного живого.

Снискав уважение своих подданных и устроив их благоденствие, Соломон увидел себя в состоянии приступить к великому предприятию и, выпросив у Хирама художников и древа в дополнение к собственным, заложил Иерусалимский храм в четвертое лето своего царствования.

Знаменитые мужи в Церкви

Из современников Самуила, Давида и Соломона по благочестию и духовной мудрости вместе с оными достойны памяти потомства Нафан, Гад, и Аваф – Пророки504, Идифум славный певец Давидов, Еман и Евам – Езрахиты. Два первые писали современную историю евреев505. Имена прочих четырех находятся в надписаниях некоторых Псалмов. Жизнь их неизвестна.

Учение Веры

В сем периоде учение благодати не только повторено и продолжено посредством различных пророчеств, но и дополнено многими подробностями. Анна первая произнесла имя Мессии 506 . Нафан, открывая Давиду волю Божию о создании храма, в то же время возвестил ему, что по нем восстанет семя его, коего престол будет управлен до века, которому Бог 6удет во отца, и которое Богу будет в сына 507 . Давид не относил, конечно, сих слов к преемнику своему, когда удивлялся, что Бог глаголил о доме его вдалеко, и потому без сомнения разумел оные так, как нам после объяснил Апостол Павел508. В исповедании веры, которое Давид пред смертью своей сделал Духом Господним и словом Его, под образом праведного Владыки, который уподобляется свету безоблачно восходящего солнца, также находят обещание о Мессии509. В Псалмах воспевается Его вечное и временное рождение, страдание, прославление, духовное царство, распространение учения веры.

Состояние Богослужения и обрядов

Богослужение и закон обрядов ревностью Самуила и Давида приведены в большую силу, нежели какую имели прежде510. Скиния Моисеева и ковчег завета разлучились и несколько раз переменяли место. Сословие левитов получило новое образование соответственно с происшедшим после Моисеева законодательства изменением, как внешнего их состояния, так и самых обязанностей. Давид положил, чтобы левиты вступали в служение свое двадцати лет, и, сделав счисление их, назначил из них 24.000 служителей дел храма, 4.000 певцов и музыкантов, и столько же дверников. Каждый из сих разрядов, равно как и высший разряд священников разделен был на двадцать четыре череды, которые, исключая некоторых начальников, сменялись на каждую субботу. Затем оставшиеся шесть тысяч левитов, употреблены судьями и книгочеями по делам гражданским.

Семейственное состояние

Семейственное состояние в сии времена удерживало прежний вид. Многоженство Давида, хотя считается между Божьими благодеяниями, но сие не было благодеяние награждения, а разве благодеяние снисхождения511. Возвращение Мелхолы от Фалгиила, которому она была отдана после законного брака с Давидом, служить может образцом, как должно разрешать смешение двух супружеств в одном лице.

Перемена гражданского правления

В гражданском правлении евреев важная перемена есть поставление царя. Бог осудил при сем случае в народе своем недоверие к Своему Промыслу, склонность к новому и подражание язычникам, но самую власть царя подтвердил и освятил Своим помазанием.

Власти царя в делах гражданских полагало пределы одно Слово Божие512, а в важных духовных она требовала или общественного совета513, или наставления людей, имеющих особенную обязанность искушать волю Божью514. Впрочем, царь имел право созывать для Богослужения и церковных дел собрания515, утверждать законами благоустройство Церкви, вводить и некоторые обряды516, восстанавливать в народе упавшее благочестие517, и усмирять врагов Церкви518. Но поскольку Саул, Давид и Соломон избраны на царство Самим Богом, и во время самого царствования через Пророков получали от Него повеления, то из сего видно, что Богоправление во времена их не прекратилось.

О синедрионе

Мнение о существовании синедриона, коего власть раввины простирают на самое избрание судей, опровергается тем, что Самуил сам определил в сию должность сынов своих.

Обряд царского помазания

Помазание, употреблявшееся при поставлении царя, есть такой обряд, который издревле означал посвящение Богу519. Оно есть частное и торжественное. Первое совершал чрезвычайный посланник Божий излиянием обыкновенного елея на главу избранного. При другом обыкновенно был священник и употреблялся священный елей, хранившийся в священном месте520. Помазанному вручаема была книга Закона. Учители еврейские прибавляют, что сие помазание должно было совершаться при источнике.

Просвещение

Цветущее состояние просвещения у евреев открывается в Давиде и Соломоне. Тот с высоким духовным учением соединял приятные искусства стихотворства, пения и музыки. Сей из самого источника истины почерпнул не только удивительную мудрость общежительную, но и глубокое познание сотворенного и творческого естества, так что во всех сих отношениях, по точному свидетельству книги Царств, превзошел восточных и египетских мудрецов521.

Во времена Самуила были уже некоторые общества, служившие к распространению просвещения особенно духовного. Одно из таковых находилось в Кариафиариме 522 , а другое при Раме управляемо было самим Самуилом523. Они занимались молитвою, беседами, благочестивыми песнями и музыкой и возвышались до божественного вдохновения, так что их можно некоторым образом назвать училищами Пророков.

Священные книги

Около сих времен явились следующие священные книги:

1. Книга Судей. Получила имя от предмета. Время её написания полагать должно между пленением Ковчега или поставлением царя и завоеванием Иерусалима524.

2 Руфь. Вероятно, что написана во времена Давида, в намерении продолжить находящееся в древнейших Св. книгах родословие сего царя и Мессии525.

3. Первая и вторая книга Царств. Одна содержит историю народа Божьего от рождения Самуила до смерти Саула, другая продолжает ее до помазания Соломона. Написаны преемственно Самуилом, Нафаном и Гадом526.

4. Сто пятьдесят Псалмов, содержания исторического, нравственного и пророчественного. Творцами их Иероним почитает тех, которых они носят имена527. Сие мнение удобно можно принять о Моисее, Давиде, Соломоне, Асафе и, наконец, Емане и Ефаме Езрахитах. Что принадлежит до Идифума и сынов Кореовых, думать можно, что Псалмы надписаны к ним как певцам. Те, которые в переводах имеют имена Иеремии, Аггея и Захарии, с большею основательностию, по еврейскому надписанию причисляются к Давидовым. Из двадцати пяти не надписанных большую часть также приписывают Давиду. Вероятно, что он же начал и соединение в различные времена писанных Псалмов в одну книгу528, а после него продолжал Асаф, и довершил Ездра.

Остатки язычества у евреев

Остатки языческих суеверий, преследуемых не только Самуилом, но и Саулом, и, однако, не совсем истребленных, видеть можно в самом Сауле и волшебнице Аендорской. Поскольку искусство её с одной стороны превышает обыкновенный обман, а с другой невероятно, чтобы Сам Бог через Самуила стал утверждать Саула в его заблуждении, то надобно заключить, что в её волхвовании действовали тайные духовные силы, однако не светлые и небесные.

Современность языческих народов

Из Египетской истории к сим временам относят Хеопса, Хефрена, и Мицерина, из коих первому Геродот приписывает построение большой пирамиды, но без достоверности. Царствование их полагают между разорением Трои и построением храма Соломонова.

Из Сирийских владельцев сильнейший есть Адраазар, современник Давида.

Финикия процветает при Абибале и Хираме.

У Афинян правление Архоитов под покровительством Юпитера представляет некоторое подобие теократии еврейской.

Еолийское поселение соответствует началу, а Ионийское окончанию нашего периода.

Свидетельство язычника о еврейской истории сего периода

О важнейших сего периода происшествиях Евсевий529 предоставляет свидетельство из Евполема, в котором, однако, есть некоторые погрешности. Сей писатель Давида почитает сыном Саула, а из Нафана Пророка делает Ангела Дианафана.

* * *

482

Что же не наказан так же Иоав, сему причиною можно полагать то, что поступок его, кроме вероломства, некоторым образом утверждался на праве закона. См. Числ. XXXV.

483

2 Царст. V, 17, 18, 1 Парал. XI, 15, 16. В сие время случилось, что Давид, стоя в некотором укреплении, а возжаждав, спросил окружающих, кто бы напоил его водою из колодца, который находился у ворот Вифлеемских. Трое из его сильных пробились сквозь неприятельское ополчение и принесли воду. Но царь вылил ее вместо жертвы Богу, присовокупил что он не хочет пить крови своих подданных.

484

Так можно согласить места 2 Царст. VI, I. 1 Парал. XIII, 8. На сей же конец приметить должно, что Гаваон и Кариафиарим были смежны, а Кариафиарим и Ваала есть одно и то же место. Иuc. XV, 60.

485

2 Царст. VI, 13. 1 Парал. XV, 26. В первом из сих мест вместо слов перевода – семь лыков, с подлинника должно доставить слова – шесть шагов.

486

Мелхола уничижила за сие Давида, но наказана бесчадием.

487

Причины сих браней неизвестны, но конечно не противны Богу, который предвозвестил их успех.

488

3 Царст VIII, 1. 1; Парал. XVIII, 1.

489

2 Царст. V, 2.

490

2 Царст. VIII, 4; 1 Парал. ХVIII, 4.

491

Bтop. XVIII, 16.

492

2 Царст. VIII, 13. 1; Парал. XVIII, 12; Псал. LIX.

493

2Цар. X, 18, 1; Парал. XIX, 18.

494

Он весил золотой талант, 2Цар. XII, 30. Надобно думать, что талант здесь разумеется сирский, то есть, четверть еврейского, который имел около 47 – ми фунтов.

495

2 Цар. ХII, 31. Вместо печи плинфенной, некоторые переводы с еврейского полагают печь Молоха.

496

2Цар. XIV, 25, 26. Особенно удивительны его волосы. Он ежегодно снимал их с головы весом двести сиклей по сиклю царскому. Количество необычайное, которое, по меньшей мере, составляет от двух до трех фунтов.

497

Сие случилось от конца сорока лет. 2Цар. XV, 7. Надобно думать, что сие выражение означает неопределенное время, близкое к концу сорокалетнего царствования Давида.

498

Ависея – мать Амессая, и Саруия – мать Иоава и Авессы, были сестры Давида, по крайней мере, по матери, 2 Царст. XVII, 35, 1; Парал, II, 15, 17.

499

Неизвестно, когда сие случилось, если это не во время опустошения Номвы.

500

Посему не должно почитать нарушением закона, Второз. XXI, 23, того, что они оставались на древе несколько дней. В продолжение сего времени Ресфа, наложница Саула, мать двух повешенных, день и ночь стерегла трупы от птиц и зверей. Давид не только не огорчился сим, но по ее примеру собрал останки как их, так самого Саула и сынов его, убитых в сражении, и все положил в общем погребальном месте сего дома.

501

2 Царст. XXIV, 9. 1; Парал. XXI, 5, 6. Для уравнения чисел в последнем месте число Иудино должно дополнить 30.000 бессменнаго войска; а из числа Израилева исключить разноплеменников.

502

Сперва одно гумно и волов за 50 сиклей, 2 Царст. XXIV, 24, а потом всю гору Мориаг для храма за 600, 1 Парал. XXI, 25.

503

Вступил на престол, имея около 20 лет от рождения, ибо имел уже сына 3Цар. XI, 42; ХIV, 21.

504

2 Парал. XXIX, 30.

505

1 Парал. XXIX, 29.

506

1 Царст. II, 10.

507

2 Царст. VII, 12 и след.

509

2 Цар. ХХIII, 3, 4. С еврейского переводят сие место так. Dicit Deus IsraеIis: mihi locuta est petra Israelis; dominalorem hominum justum (excitabo) dominatorem in timore Dei; et erit iustar lucis matutinae, cum oritur sol sine nubibus.

510

Сколь известны были всем обряды закона, можно заключать из того, что от них произошли некоторые употребительные в сии времена выражения. Намек на воду очищения видеть можно в Псал. I, 9.

511

2 Царст. XII, 8.

512

Второз. XVII, 20.

513

1 Парал. ХIII, 2.

514

2 Царст. VII, 2, 4.

515

1 Парал. XIII, 1; XV, 3.

516

1 Парал. XXIII, XXIV, ХХV, XXVI.

517

1 Парал. ХIII, 5.

518

1 Царст. ХХIII, 3.

520

3. Цар. 1, 34; Псал. LXXXVIII, 21.

521

3Цар. IV, 30 и след.

523

Там же XIX, 18 и след.

525

Руфь IV, 17 и след.

526

1 Парал. XXIX, 29.

527

Epist. ad Sophronium.

528

Св. прибавление на конце Псалма LXXI.

529

Pr. ЕV. L, IX, с. ЗО..


Источник: Начертание церковной истории, от библейских времен до XVIII века, : в пользу юношества, обучающегося в духовных училищах / Филарет (В.М. Дроздов) – Изд. 10. Москва: Синодальная Типография, 1857. – 498 с.

Комментарии для сайта Cackle