святитель Филарет Московский (Дроздов)

216. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы

(Говорено в Успенском Соборе 15 Авг.; напечатано в Твор. Св. От. 1847 г. и в собр. 1861 г.)

1847 год

Предста Царица одесную Тебе. – Вся слава Дщере Царевы внутрь. (Псал. XLIV. 10, 14).

Кого это изображает Пророк такими необыкновенными чертами, в одном из самых высоких и таинственных псалмов, названном «песнию о возлюбленном»? – Хотя бы мы, для узнания сего, не имели инаго средства, как искать во всем роде человеческом лица, сходнаго с сим изображением: без многаго труда и без недоумения могли бы мы найдти черты пророческаго изображения, несравненным светом сияющия в лице Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Она «дщерь Царева»: именно, дщерь царя Давида и царствовавших по нем в Иерусалиме. Она имеет «всю славу», какой только может достигнуть сотворенное существо: поелику есть Матерь Царя славы, Матерь Бога Сына, по сему безпримерному достоинству честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов. Но «вся слава» Ея «внутрь»: поелику состоит не во внешнем блеске и великолепии, но во внутренних совершенствах и добродетелях, и поелику Пресвятая Дева, во все житие Свое на земли, смирением заключала Свою славу в Своем сердце, и удерживала от проявления.

Как же скоро в пророческом изображении «дщери царевой», которой «вся слава внутрь», узнали мы Пресвятую Деву Марию: то Ее же должны узнать в той же пророческой песни, и в образе «Царицы, представшей» одесную Царя, Котораго «престол в век века», Который, будучи «Бог», от «Бога помазан елеем радости, паче причастник» (Пс.44:8), то есть, Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа.

Когда и где предстала Она пред Ним так торжественно? – Без сомнения, по совершении Своего земнаго поприща, на небесах, где Он имеет у Отца Своего «славу, которую имел прежде мир не бысть» (Ин. XVII. 5).

Она «предстоит» пред Ним, как предстоят рабы пред Господом; потому что и Она есть раба по Своему сотворенному существу: но вместе предстоит, как «Царица», потому что участвует в Его славе; потому что имеет Матернее пред Ним дерзновение.

И можно ли думать, что ея предстояние пред Царем славы праздно и бездейственно? Если еще на земли, во время сокрытия Его и Своей славы, Она предстояла Ему с ходатайством о помощи в наших нуждах, даже маловажных, как например, о вине для невиннаго веселия на браке, и «еще не пришедший час» Его благотворных чудодействий могла приближить (Иоан. II. 1–9): то кольми паче ныне, на небеси, когда и Ея человеколюбие, и Ея пред Сыном и Богом дерзновение, освободилось от земных ограничений, предстоит Она пред Ним не в забвении о земнородных, но деятельно предстательствует о нас, о благодатной помощи в наших нуждах, бедах и скорбях, о мире всего мира, о спасении каждой души, искренно желающей спасения; и как «Царица» (поелику на небесах нет имен без значения, силы и действия), и Сама имеет власть заступать, охранять и ущедрять милостями в державный Ея покров прибегающих.

Видите, что в слове пророческом обрели мы то, что имеем в церковном предании, что часто не в буквах, но в лицах читаем на святых иконах, что ныне радостно чтим церковным торжеством, – обрели Пресвятую Деву Богородицу, по успении на земли восшедшую на небо, как Царицу, во славе представшую Царю славы и предстательствующую о нас благодатно и спасительно.

Возрадуйтесь девствующие: девство уже воцарилось на небесах, и царски оттоле вас покровительствует. Не унывайте раждающия: Матерь Господня, хотя не испытала болезней рождения в рождении безгрешном, тем не менее глубоко знает по опыту скорби материнской любви и заботы; и таким образом, подобно Своему Божественному Сыну, «Сама искушена быв» по благодати Его "может", и по милосердию Своему хощет, и другим «искушаемым помощи» (Евр.2:18). Веселитесь все рожденные женами: ибо, если Сын Божий, по своему вочеловечению, «не стыдится братию нарицати нас» (Евр. II. 11): то, конечно, и Пречистая Матерь Его «не стыдится» чадами «нарицати» всех нас, и Материнским сердцем о всех нас милосердовать.

Но сего не довольно, что мы обнадеживаем и утешаем вас покровительством «Царицы, представшей одесную» Царя славы на небесах. Надобно и вас возводить, и вам восходить, хотя не на сию самую высоту, однако же в довольную близость к ней. Пророк назначает быть сему непременно. «Приведутся, – говорит, – Царю девы в след Ея» (Пс.44:15). Что за девы? – Без сомнения, не просто девы плоти; поелику «плоть и кровь царствия Божия наследити не могут» (1Кор. XV. 50): но девы духа, в особенности, души, естественное девство очистившия и возвысившия благодатию, вообще же, души, сохранившия и возрастившия духовное девство, с которым родились от Духа в воде Крещения, или поврежденное исправившия совершенным покаянием и покаянною жизнию.

Души христианския! Неужели вы не поревнуете идти в чине мудрых дев, во след Приснодевы? Неужели кто из вас обречет себя добровольно на участь дев юродивых? Неужели не возжаждет сердце ваше приближиться к небесному Жениху, Котораго сам Отец небесный не однократно провозгласил «возлюбленным», не по какой либо нужде высказать к Нему Свою любовь, но чтобы возбудить к Нему любовь нашу?

Или вас разслабляет маловерная мысль, можно ли достигнуть такой высоты? Но нет места сомнению о возможности того, что непогрешительное пророческое слово предвещает и обещает, как долженствующее сбыться: «приведутся Царю девы в след Ея!»

Или чувство недостоинства подавляет вас, и препятствует божественному желанию окрылиться? Отделите чувство недостоинства, которое справедливо, от подавляющей безнадежности, которая несправедлива. Для достойных ли приходил на землю Сын Божий? – «Не приидох, – говорит, – призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мк. II. 17). «Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго» (Матф. XVIII. 11). Если не только к недостойным и грешным, но и к погибшим пришел Спаситель: то и взаимно не только недостойные и грешные, но и погибшие имеют надежду приближиться к своему Спасителю; только бы возжелали, подвиглись, потщились уготовить себя к сему приближению, не своею силою, но Его же благодатною помощию.

Души, желающия быть приведенными в след Царицы, представшей одесную Царя славы, должны уготовить себя к сему благоукрашением, подобным тому, каким Она благоукрашена: «вся слава дщере Царевы внутрь». Что значит «слава внутрь?» – Вразумляет нас о сем святый Василий Великий: «иже благоукрашает самаго себе Отцу видящему в тайне, и молится, и вся деет, не да явится человеком, но да явится единому Богу: той имеет всю славу внутрь, так как и дщерь Царева».

И вот вам, христиане, нынешнее напутствие на путь царствия, в след небошественной Царицы; вот нынешний урок училища Христова: имейте достоинство и славу «внутрь», благочестие и добродетель в сердце, во глубине души, пред очами Всевидящаго, а не только в наружности, в словах и внешних делах, пред очами человеческими. Урок всегда полезный и спасительный, но, кажется, особенно требующий внимательнаго изучения в сем веке, который так много живет в наружность, и, по естественному последствию развлечения, конечно, уже не довольно смотрит внутрь!

Как много у многих поглощает внимания, как много похищает времени, как много средств истощает усиленная страсть к блеску и приятностям в наружной жизни, в жилище, в одежде, в пище, в питии, в увеселениях! Сии многие думают, или и говорят: какая в том беда, что мы ищем своего удовольствия? Жалкое для деятельности разумнаго и нравственнаго существа оправдание, что от нея нет беды! Не заключается ли в сем оправдании обвинения, что в сей деятельности нет добра, нет пользы, нет достоинства? Но если для исправления вашей деятельности непременно надобно указать на розгу грозящей беды: то посмотрите, как, по мере разлива роскоши, уменьшается довольство, и до чрезмерности увеличивается на дне общества отсед нечистой и тунеядной нищеты; как пристрастие к блеску, переходя от богатых к небогатым, производит неразборчивость в средствах удовлетворять оному, и повреждает нравственность частную и общественную, а с нею и порядок, и безопасность; как привычка утешаться благовидностями наружной жизни прокрадывается в жизнь духовную, и повреждает нравственное чувство; сделавшаго доброе дело оставляет недовольным, доколе оно не напечатано и не провозглашено; оказавшему заслугу не дает успокоиться в сознании заслуги, но мучит его жаждою отличия внешняго.

Остережемся, чтобы не погрешать в определении сравнительной цены наружнаго и внутренняго, чтобы не променять золота на медь и серебра на олово, чтобы, останавливаясь на наружном, не погрязнуть в суете. Не внутреннее существует для внешняго, но внешнее для внутренняго, внешния видимыя блага для тела, тело для души, душа для Бога и царствия Божия: а «царствие Божие», по слову Господню, «внутрь вас есть» (Лук. XVII. 21), если вы не поработились наружному, и не потерялись в нем.

Занимайтесь и пользуйтесь наружным соответственно потребности, с умеренностию: но всегда поспешайте обращаться ко внутреннему.

Скажи украшенной храмине: ты не чертог небеснаго Жениха. Чертог Его – непорочное сердце. Он вселяется «верою в сердца» (Еф. III. 17).

Скажи изящным одеждам: ни одна из вас не годится «быть одеянием брачным» (Матф. XXII. 12), в котором входят на Царский брак, и без котораго извергаются во тьму кромешную. Сего одеяния не выткут на стане, и не принесут из чужой земли: оно частию подается свыше, частию выработывается собственными подвигами каждаго, по реченному: «облецытеся Господем нашим Иисyc Христом» (Рим. XIII. 14); «облецытеся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение» (Кол. III. 12).

Скажи роскошному пиру: не сюда прийдет небесный Гость, хотя Он и обещал «внити» и «вечеряти» со всяким, кто Ему «отверзет двери» (Апок. III. 20). У него иная пища: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Матф. IV. 4). Ему надлежит отверзти двери сердца: отверзают же их молитва, любовь и соблюдение слова Его: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Иоан. XIV. 23).

Скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: удалитесь «лисы губящия винограды» (Песн. II. 15); мы хотим сохранить Господу винограда ни кем не тронутый плод.

С помощию указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, «да даст вам», братия, Отец небесный, «по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце» (Еф. III. 16), да, имея «славу внутрь», достойны явимся «приведения» во славу вечную. Аминь.



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи – 229. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы святитель Филарет Московский (Дроздов) 390,5K 

2. Слова и речи – 258. Слово в день Успения Божией Матери святитель Филарет Московский (Дроздов) 390,5K 

3. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 2 протоиерей Пётр Смирнов 2,8K 

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Еввул профессор Александр Павлович Лопухин 147,1K 

5. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 2 протоиерей Пётр Смирнов 2,8K 

6. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1 протоиерей Пётр Смирнов 2,9K 

7. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1 протоиерей Пётр Смирнов 2,9K 

8. «Творите дела правды»: проповеди святитель Николай Сербский 3,4K 

9. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 8,7K 

10. Слова и речи. Том II – Слово в день Сретения Господня митрополит Никанор (Клементьевский) 5,1K 

Комментарии для сайта Cackle