святитель Филарет Московский (Дроздов)

334. Беседа после священнослужения по случаю совершившегося пятидесятилетия службы Действительного Тайного Советника 1-го класса, Князя Сергия Михайловича Голицына, в качестве почетного опекуна Московского опекунского Совета

(Говорена марта 26-го; напечатана в Твор. Св. От. 1857 г. и в собрании 1861 г.)

1857 год

Несколько десятилетий795, могу счесть и я с того времени, как священноначалием дано мне благословение служить алтарю, и беседовать в церкви: и после стольких лет нов для меня796, встречаемый ныне, особенного рода случай для молитвы и слова.

Мужи чтимых званий, избранные служители Царского человеколюбия, сочли пятдесят лет деятельности своего сотрудника и старейшины; взором уважения и сочувствия измерили необыкновенно долгий на одном возвышенном поприще ряд подвигов, ознаменованных – неизнемогающею и в преклонных летах ревностию, – правдою и искренностию, столь же свободною пред Высочайшим Престолом, как и в совете равных, – бдительною попечительностию о благоустроении целых благотворительных учреждений, и о благе всех к ним принадлежащих, – наконец, высоким доверием Благочестивейших Императоров и Императриц: – и, не только старались соплести подвижнику венец, сколь можно, неувядаемый даже в потомстве, но – что с особенным утешением вижу и указую – признали над подвигами, столь долго, непреткновенно, мирно и благотворно совершаемыми, благословение Провидения Божия, и потому собрались здесь принести за оные благодарение Богу, и просить продолжения благословения Его над жизнию и деятельностию возлюбленного подвижника.

Можно ли было не пожелать утешения участвовать в сей молитве, и не призванному к ней, но узнавшему ее предмет и время?

А участие в сем торжестве словом? Не так же ли желательно? – Видите, что я уже уступил и сему желанию.

Но если вы ожидаете, чтобы я вошел в ваш труд, и увенчаваемому вами также сплетал венец из слова, не исполню ожидания вашего: ибо знаю, что исполнением сего не удовлетворен, а отягчен был бы тот, кто при своих деяниях всегда имел и имеет в виду не похвалу и славу от человеков, но обязанность, правду, пользу, человеколюбие, верное исполнение Державной воли, наконец, Самим Христом для человеческой деятельности предпоставленную цель – "славу, яже от единаго Бога» (Иоан. V. 44). Да и место, на котором стою, назначено не для похвалы и славы человеческой, но для провозглашения славы Божией, для слова Божия, для возвещения воли Божией, для напоминаний и советов о том, что угодно Богу, и спасительно для нас.

Не колеблюсь сказать, что торжество, вами составленное, не было бы очень возвышенным, если бы в нем заключалось только желание сделать нечто приятное одному досточтимому лицу. Высшее достоинство вашего торжества заключается в том, что вы чрез него выражаете общественное мнение, благоговеющее пред испытанною временем и созревшею добродетелию; и таким образом произносите сильное поучение себе и другим.

С необыкновенным вниманием взираете вы на797 долгую жизнь, всецело посвященную верному и чистому исполнению обязанностей к присным, к подчиненным, к ближним вообще, к Отечеству, к Царю, к Богу, и более, нежели со вниманием; вы ее одобряете, чтите. Прекрасно, и сугубо сие прекрасно, если с сим вместе каждый одобряет к собственному исполнению то, что одобряет и чтит в исполнении другого798.

Притча Соломонова говорит: «венец хвалы старость; на путех же правды обретается» (Притч. XVI. 31). То есть: вы можете достигнуть старости, которая будет увенчана похвалою: но чтобы достигнуть такой старости, надобно идти к ней путем добродетели. А если не сим путем пойдете: то или не достигнете старости, или старость ваша не будет увенчана. Приближающиеся к старости! Будьте внимательны799, верным ли путем идете к ней. Младолетные! Не отлагайте вступить на путь добродетели, на котором одном можете найти «венец хвалы» для вашей старости. Не только на пути порока, но и на распутиях легкомыслия, суеты, роскоши, праздности, нельзя найти "венца хвалы". Пожелаем и помолимся, чтобы честь, воздаваемая испытанной добродетели, была семенем и действительным посевом добродетели на обширном поле; чтобы чтимая добродетель не преставала отражаться в чтущих ее, чтобы сословие благородных по роду и наименованию всегда обиловало благородными чувствованиями и деяниями; чтобы велия мощь вельмож продолжала проявлять себя в великих общеполезных подвигах, чтобы «сынове родящиися» (Пс. 77:6), которые сменят нас на поприще жизни общественной, не возмнили не утвержденным своемудрием и поверхностно блистательною деятельностию затмить и заменить древнюю добродетель, глубоко на вере и благочестии основанную.

Да не забудется и сия притча: "вельможи, и судии, и сильнии славни будут, и несть от них ни един вящший боящагося Господа» (Сир. X. 27). Аминь.

* * *

795

В рукоп. автора сначала было; «около пятидесяти лет».

796

В рукоп. автора прежде стояло; «только в первый раз встречаю»...

797

В рукоп. автора вместо сих слов прежде было: «Вы чтите».

798

В рукоп. автора вместо сих слов прежде было написано: «Прекрасно! Одобрите же каждый для себя к исполнению то, что одобряете к исполнению другаго».

799

В рукоп. автора стояло: «осмотритесь».



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи – 333. Беседа в день Благовещения Пресвятой Богородицы святитель Филарет Московский (Дроздов) 389,9K 

2. Слова и речи – 335. Беседа в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича святитель Филарет Московский (Дроздов) 389,9K 

3. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 8,2K 

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 8,2K 

5. Письма к монашествующим. Отделение 1. Письма к монахам преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 1,4K 

6. Нравственное содержание догмата о Святом Духе митрополит Антоний (Храповицкий) 174 

7. О непосредственном откровении по учению Слова Божия – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 3-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ мученик Михаил Новоселов 9K 

8. О непосредственном откровении по учению Слова Божия – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 1-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ мученик Михаил Новоселов 9K 

9. Новый Завет как предмет православно-богословского изучения профессор Митрофан Дмитриевич Муретов 277 

10. Значение догмата Церкви в истории и в современной науке митрополит Антоний (Храповицкий) 433 

Комментарии для сайта Cackle