святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

Основания опытной психологии

Содержание

Предисловие

Отделение первое. О бытии, свойствах и действиях души человеческой Глава первая §1. Содержание главы А. Ощущение §2. О зрении §3. Психологический вопрос §4. О слухе §5. Опять психологический вопрос §6. О запахе §7. О вкусе §8. Об осязании §9. О том, что человек все чувствует не вне себя, как ему кажется, а в себе §10. Физиологические факты, доказывающие положение предыдущего §11. Описание нервной системы §12. Устройство нервов §13. Сам ли мозг должно признать чувствующим началом §14. Возражение §15. В чем состоит ощущающее начало? Б. О движении §16. Физиологическое описание главных двигательных органов §17. Зависимость движения от мозга §18. Где находится двигающее начало? §19. О тождестве ощущающего и мыслящего начала §20. Свидетельство Либиха §21. Замечание о трехчастном составе человека §22. Слова из физиологии Г-на Жемчужникова §23. Что такое жизнь? §24. Имеют ли животные душу? §25. Ощущения не должно смешивать с чувствованиями сердечными §26. Заключение главы Глава вторая. Анализ душевных способностей §27. Содержание главы §28. Разделение способностей души §29. Об основной силе, или способности душевной А. О способностях познавательных §30. Внимание §31. Сравнение или суждение §32. Размышление §33. Воображение §34.Умствование или умозаключение §35.Память §36. Понятие Б. О способностях или силах деятельных §37. Нужда §38. Беспокойство §39. Желание §40. Страсти §41. Надежда §42. Воля или хотение §43. Самое дело или действование §44. Мысль §45. Сознание и самосознание §46. Нравственное самосознание §47. Как определяется самосознание у других Психологов §48. Можно ли разделять способности души на низшие и высшие? Глава третья. О познании §49. Содержание главы §50. Ближайший анализ ощущений §51. Об отношении наших ощущений к самим явлениям §52. Возражения против подобного объяснения ощущений §53. Новая теория чувственного наблюдения и рассмотрения §54.Что человек приобретает посредством ощущений? §55.Что мы узнаем посредством осязания? §56. Следствия из сказанного в предыдущем § §57. Что душа узнает посредством вкуса и обоняния? §58. О том, какие впечатления и ощущения рождаются в душе от органа зрения? §59. Что узнает душа посредством слуха? §60. О совместном действии всех чувств §61. О важности сих ощущений §62. Всякое суждение по сущности своей тождественно с представлением §63. Об отношениях между представлениями и суждениями §64. Об отвлечении §65. Классификация §66. В чем состоит недостаток некоторых слабоумных и помешанных людей? §67. Что такое остроумие? §68. О деятельности ума §69. Понятия §70. О субстанциях §71. Понятие о Высочайшей субстанции §72. Краткое замечание о понятиях отношений §73. Какое участие принимают в мышлении память и воображение? §74. О деятельности воображения Б. Об ассоциации идей §75. Определение ассоциации идей и влияние её на мышление §76. Причины, производящие ассоциацию идей §77. Ассоциации идей производит бо́4 §78. Сны отчасти происходят от ассоциации идей §79. Участие ассоциации идей в мышлении §80. Большая часть предрассудков и суеверий зависит от ассоциации идей §81. Влияние ассоциации идей на поступки наши В. Об основных законах мышления, или психологические основания логики §82. Что такое мышление вообще? §83. Почему мышление во всех людях совершается по одним законам? §84. Откуда человек приобретает познания? §85. Учение Канта о происхождении познаний §86. Рассмотрение сего учения §87. От чего происходит всеобщность и необходимость некоторых суждений §88. Всеобщность и необходимость принадлежат одним тождественным предложениям §89. Есть ли различие между суждениями синтетическими и аналитическими? §90. Как хотели различать эти суждения? §91. Можно ли математические суждения назвать синтетическими? §92. Каким методом душа приобретает познания? §93. Значение математических аксиом §94. О верховном законе правильного мышления Глава четвертая. О душевных состояниях §95. Содержание главы, связь её с предыдущим и разделение А. О состояниях души приятных и неприятных §69. Общий источник всех душевных состояний §97. О приятном и неприятном вообще §98. Радость и печаль §99. О наружных признаках радости и печали §100. Зависть §101. Надежда и отчаяние §102. Страх и мужество §103. Гнев со всеми его степенями §104. Гордость §105. Презрение §106. Стыд §107. Об удивлении Б. О страстях §108. Определение и отличие страстей от прочих душевных состояний §109. Любовь §110. Какие частные страсти рождаются от любви §110. Ревность §112. Ненависть §113. Объедение и пьянство §114.Страсть к играм §115. Страсть к зрелищам §116. Корыстолюбие §117. О сластолюбии §118. Честолюбие §119. Замечание о других страстях §120. Страсти предполагают привычку к ним В. Некоторые общие замечания о душевных состояниях §121. Какая сущность всех душевных состояний? §122. О влиянии на человека душевных состояний §123. Следствия некоторых душевных состояний §124. О начале душевных состояний в человеке §125. О наслаждении изящными предметами §126. О бескорыстных чувствах Глава пятая. О религиозных чувствованиях §127. Содержание главы §128. Религиозная радость §129. Религиозная печаль §130. О молитвенном чувстве §131. Милосердие §132. Религиозная любовь §133. Христианская ревность §134. Порок и добродетель суть явления психологические §135. О борьбе внутренней §136. Кому особенно нужно изучать сию борьбу §137. О том, как необходимо приучать себя к религиозным чувствованиям §138. Что еще объясняется этим приучением души к добру? §139. Заключение Глава шестая. О деятельности воли §140. Содержание главы и связь с предыдущим §141. Определение понятия о свободе §142. О побуждениях к деятельности §143. О связи между побуждениями и действиями воли §144. Внутренняя борьба – доказательство свободы §145. О высочайшей свободе Отделение второе. О совместном бытии души и тела Глава седьмая. Об отношении между душой и её организмом §146. Содержание главы §147. Когда можно наблюдать отношение между душою и организмом? §148. Рассмотрение сего учения §149. Об основании такого учения §150. От чего произошли такие странные мнения? §151. Сущность отношения души и организма §152. О постепенном образовании человеческих способностей Глава восьмая. Об отношении нервной и других систем к душевной жизни §153. Содержание главы и разделение А. Отношение к душе нервной системы §154. Сущность сего отношения §155. Способ действия нервов §156. Что собственно значит бессознательное мышление? §157. §158. О деятельности собственно черепного мозга §159. Замечание о сущности души §160. Значение частей мозга §161. Следствия из этого описания частей мозга §162. О душевных болезнях, как следствии расстройства нервной системы §163. О значении глаза и зрения по отношению к душе §164. О значении слуха и звуков Б. О влиянии других органических систем на представления §165. Основание сего влияния §166. Примеры из зоологии, доказывающие cие отношение §167. Некоторые другие доказательства действия систем на душу §168. Влияние кровеносной деятельности на умственные отправления §169. Физиологические факты, доказывающие предыдущее §170. Влияние пищеварительной системы на умственную деятельность §171. О влиянии на умственные отправления других органических систем, как-то дыхательной, лимфатической, отделительной и пр. Глава девятая. О темпераменте и характере §172. Содержание главы §173. Различие между темпераментом и характером А. Темперамент §174. О главных видах темпераментов А. О влиянии на темперамент мышечной системы §175. Физиологические замечания об устройстве и назначении костной системы §176. Какие рождаются в душе состояния от мышечной деятельности? §177. Мышечные движения – как выражение душевных состояний Б. О влиянии на темперамент кровеносной системы §178. Предварительные положения §179.Почему кровообращение производит душерасположение? В. О влиянии на темперамент пищеварительной системы §180. Общее значение системы пищеварения §181. Физиологические факты Г. Влияние на темперамент системы дыхания §182.Значение дыхания для организма и отражение его в душе §183. Ближайшее физиологическое исследование сего соотношения Д. Отношение лимфатической системы к темпераменту §184. Основания сего отношения §185. Физиологические доказательства сказанного Е. Значение системы отделительной §186. Физиологическое значение отделений §187. Доказательства сказанного §188. Темперамент есть свойство собственно души Б. О характере §189. Определение характера §190. От чего зависит различие характеров? §191. Влияние климата на образование характера §192. Влияние воспитания на образование характера §193. Влияние религии на характер §194. Влияние на характер образа правления и гражданского устройства §195. Врожденны ли человеку характер и темперамент? §196. Заключение главы Глава десятая, прибавочная. Несколько слов о бессмертии души §197. Основные доказательства бессмертия души §198. Душа есть существо беспрерывно совершенствующееся §199. Нравственное доказательство §200. О значении человека  

 
Предисловие

Предлагая на суд просвещенных людей Основания опытной Психологии, считаем нужным сказать слова два в оправдание метода, которому мы решились следовать при их изложении.

Психологию немногие считают за опытную науку, и хотя есть сотни книг, носящих название опытной Психологии, но в них, по справедливости говоря, весьма мало опытного; по крайней мере, они весьма еще далеки от метода истинно-опытных, т. е. естественных наук. Между тем, по здравом размышлении, мы должны согласиться, что Психология не менее сих наук допускает опытный метод исследований; ибо душа человеческая не есть какое-либо отвлеченное представление нашего ума, которое может быть изучаемо одним умозрением, но есть субстанция, имеющая действительное бытие и обнаруживающая себя во многих явлениях; следовательно она, подобно всем другим субстанциям, может и должна быть изучаема опытами и наблюдением. Правда, душа есть существо невидимое, и ее нельзя наблюдать подобно всем наружным предметам внешними чувствами; но за то самые эти чувства суть произведения души. Следовательно, изучая их, мы изучаем самую душу. Весь наш организм есть орудие души, которая постоянно проявляет себя в его изменениях и состояниях; следовательно, изучая эти состояния организма, мы познаем свойства самой души. Далее и всякое душевное явление, всякий внутренний факт, независимый от организма, также может быть предметом внутренних наблюдений; ибо самосознание наше есть постоянный внутренний опыт. Наконец все душевные силы и способности весьма легко могут быть наблюдаемы в то время, когда они находятся в напряжении, когда они упражняются, действуют. Судя по всему этому, опытный метод изучения предмета нигде не может иметь такого обширного применения, как в Психологии, и мне кажется, что Психология выиграла бы весьма много, если бы, отбросив в сторону бесплодные умозрения, обратилась к строгому опыту, беспристрастным наблюдениям, анализу явлений и фактов, словом обратилась к тому превосходному методу, который сообщает наукам естественным столь завидную точность, занимательность и основательность.

Вот те соображения, которые руководили нами при изложении Оснований опытной Психологии. Мы старались основывать все рассуждения о душе на Фактах и явлениях, вполне доказанных и объясненных в физиологии и физике, и тем избежать всех бесполезных теорий и гипотез.

Но приступая к изложению самой Психологии, сообразно принятому с давних пор обыкновению, мы должны бы с точностью объяснить, что такое Психология, как она разделяется, какое место занимает в ряду других наук, как надобно излагать её, и прочее и прочее. В особенности же, мы должны бы употребить все усилия доказать, что Психология есть наука весьма полезная во всех отношениях. Но да простят нам отступление от принятого обычая. Нам кажется, что подобные введения в науку излишни, бесполезны и даже отчасти смешны. Все эти истины, доказываемые во Введении, должны быть не началом, а конечным результатом науки. Объяснять на первой странице книги то, что должно быть выведено как следствие всех её изысканий, значит тоже, что начинать строение дома с крыши. Что Психология есть учение о душе, это, без сомнения, заранее известно всякому, кто только возьмет в руки эту книгу. С какими науками она имеет связь, это покажут последствия; есть ли от неё польза, это должен решить сам читатель по прочтении всей книги.


Источник: Основания опытной психологии / Соч. законоучителя Закавк. ин-та благород. девиц и проф. Тифлис. духов. семинарии, магистра архим. Гавриила. - Санкт-Петербург : тип. А. Якобсона, 1858. - [14], 336 с.

Вам может быть интересно:

1. Обзор главнейших направлений русской психологии Михаил Осипович Вержболович

2. Стремитесь познать правду Божию святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

3. Пророк веры архиепископ Варфоломей (Ремов)

4. Отрывок из слова о Божественном священнодействии святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

5. Русские святые из мирян священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)

6. Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии профессор Иван Иванович Соколов

7. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник

8. Под вышним покровом Богоматери профессор Дмитрий Иванович Введенский

9. История пелагианства и пелагианская доктрина священник Александр Кремлевский

10. Православие и единоверие в их взаимоотношениях епископ Симеон (Никольский)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс