Толкование на Апокалипсис

Источник

Содержание

От автора

Вступление

Глава 1 Глава 2 Первое послание Второе послание Третье послание Четвёртое послание Глава 3. Пятое послание Шестое послание Седьмое послание Приложение 1. Ложные эсхатологические учения Приложение 2. Общая схема Апокалипсиса Глава 4 Глава 5 Глава 6 Снятие первой печати, означающее апостольское учение Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих Снятие третьей печати, означающее голод и отпадение нетвердо уверовавших во Христа Снятие четвертой печати, показывающее язвы и смерть, наводимые на нечестивых Снятие пятой печати, позволяющее увидеть души святых мучеников Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине века Глава 7 144000 запечатленных, не потерпевших вреда от четырёх Ангелов Великое множество убеленных с пальмовыми ветвями Глава 8 Снятие седьмой печати Первый трубный глас Второй трубный глас Третий трубный глас Четвертый трубный глас Глава 9 Пятый трубный глас. Первое горе. Видение саранчи Назначение саранчи и её дела Внешний вид и образ действий саранчи Шестой трубный глас. Второе горе. Об ангелах при Евфрате и конном воинстве Глава 10 Глава 11 Седьмой трубный глас. Третье горе Приложение 3. Храм Божий Глава 12. Видение жены и дракона Глава 13. Об антихристе Приложение 4. Опровержение адвентистского учения об антихристе как о Римском папе Объяснения православного Глава 14. Видение 144000 девственников Видение трёх ангелов-вестников Видение второго ангела Видение третьего ангела Картина жатвы Глава 15. Семь ангелов с семью чашами гнева Божия Глава 16. Семь чаш гнева Божия Первая чаша Вторая чаша Третья чаша Четвертая чаша Пятая чаша Шестая чаша Седьмая чаша Таинственное значение чаши седьмого ангела Непосредственное значение чаши седьмого ангела Глава 17. Вавилон – великая блудница Глава 18. Падение Вавилона Плач царей Плач торговцев Плач мореплавателей Глава 19 Небесный всадник на белом коне Глава 20. Тысячелетнее царство Восстание Гога и Магога и ввержение дьявола в геенну Страшный суд Приложение 5. Толкование на книгу пророка Исайи (11,1–10) Приложение 6. История и сущность хилиазма Иудейский хилиазм Христианский хилиазм Философско-политические учения и государственные системы Оккультизм и теософия Тайна беззакония Глава 21. Видение нового Иерусалима Глава 22 и последняя Послесловие Иоанна, находящегося на острове Патмос рядом с учеником своим Прохором Приложение 7. К вопросу о герменевтике Апокалипсиса св. Иоанна Богослова Приложение 8. Мистика и символика чисел Число ноль (0) Число один (1) Число два (2) Число три (3) Число четыре (4) Число пять (5) Число шесть (6) Число семь (7) Число восемь (8) Число девять (9) Число десять (10) Число одиннадцать (11) Число двенадцать (12) Число тринадцать (13) Число четырнадцать (14) Число двадцать (20) Число двадцать четыре (24) Число двадцать пять (25) Число тридцать (30) Число сорок (40) Число пятьдесят (50) Число шестьдесят шесть (66) Число семьдесят (70) Число семьдесят семь (77) Число восемьдесят (80) Числа девяносто девять (99), сто (100) Число сто сорок четыре (144) Число шестьсот шестьдесят шесть (666) Число семьсот семьдесят семь (777) Число восемьсот восемьдесят восемь (888) Числа тысяча (1000), тьма (10000), тьма тем (100000000) Приложение 9 Рождество Христово на исходе ХХ-го века Доклад на Рождественских чтениях в Красноярске. 15 января 1997 г. Размышления ко дню 2000-летия Рождества Христова  

 

При слове «апокалипсис» чаще всего представляют страшные картины конца света. Его приметы ищут во всем, нагнетая порой немалые страсти, опираясь, как правило, на таинственную последнюю книгу Священного Писания – Откровение святого Иоанна Богослова. И как-то стерлось из сознания людей, вступивших в XXI век, то, что Откровение Самого Христа, данное апостолу Иоанну 2000 лет тому назад, – это ведение, данное человечеству Господом о неминуемом торжестве правды, добра и любви, которым завершится нынешняя земная цивилизация. Да, будет три с половиной года антихристова царства, и мир сгорит в огне. Да, будет Страшный суд, и кто-то пойдет в геенну огненную... Всё это будет, но будет и всеобщее воскресение всех живущих на земле, будет новое бытие человечества, где венец творения Божьего – человек, не отрекшийся от Бога, будет снова вместе со своим Создателем. В книге известного богослова протоиерея Геннадия Фаста «Толкование на Апокалипсис», основанной на толкованиях святых отцов, есть грозное предостережение нам, живущим, чтобы не уловлены были князем мира сего, но есть и великая радость о Господе, о грядущей встрече с Ним и Небесном Иерусалиме. Написанная 22 года назад в годы воинствующего безбожия, ныне, в эпоху вседозволенности, книга стала ещё более злободневной. И остается только порадоваться тому, что она наконец-то увидела свет. Издание рассчитано на всех желающих познать истины Откровения св. Иоанна Богослова, а также на учащихся духовных православных учебных заведений в качестве учебного пособия.

«Христос-Вседержитель». Художник – В. М. Васнецов.

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.» (Откр.1:1)

От автора

Когда слышатся слова «апокалипсис», «апокалиптический», то ужас, ожидание чего-то жуткого и неотвратимого охватывает человека. Кто-то, взявший в руки том нашей книги, невольно поморщившись, может быть, скажет: «Ну вот, опять пугать начнут, жуть нагонять». В жизни ведь и без того нерадостно. Кто-то припадет к толкованию на Апокалипсис, как к гадалке: «Так, что нас там ждет? Скажите скорее!»...

А взору апостола на острове в Эгейском море открывается Христос. Апокалипсис – это Откровение Иисуса Христа. Его образ открывается Церкви. Трепетно, с волнением и радостью бьется сердце приступающего к великому Откровению. Ожидаемый, Возлюбленный, Таинственный открывается... В душе всё тихо. Треволнения мира далеко позади. Волны бьются о каменистый берег острова на Эгейском море. Происходит Встреча... Прошло 22 года с тех пор, как была написана последняя страница этого «Толкования» без всякой надежды на публикацию. Минуло время. Изменилось общество, изменились и мы. И сейчас мне многое хотелось бы изменить, подправить, переписать и усовершенствовать в этой книге. Но все оставлено так, как было.

Есть богословие и книги, приходящие к нам из профессорских кабинетов, библиотек и аудиторий знаменитых школ. Есть богословие тех, кто молится в монастырях и кельях, подвизается в иноческом благочестии. Есть слова и речи, возглашаемые со святительских кафедр. Но есть и еще один вид богословия – богословие советских времен. Когда идеологический (и не только) пресс безбожия подавлял всё и вся. Когда недоступны были библиотеки и книги академий. Когда далеки и нечасты были монастыри. Когда оторвана была от людей наша отеческая православная наука. Однако, несмотря ни на что, сохранялись тогда среди людей не только вера и благочестие, но и жажда познания Слова Божия и желание поделиться познанным. Писались и книги без какой-либо надежды, что когда-то они будут изданы. Писались просто потому, что писалось, потому, что жажду Слова истребить невозможно. Однажды одного из таких пишущих спросил профессор: «Получили ли вы радость от написания своей работы?» Ответ был – «Да!» И тогда профессор сказал: «Значит, главное уже произошло!» Эти книги несут на себе печать неминуемых в тех обстоятельствах издержек, недостатков и несовершенств. Ведь даже должных ссылок сделать было невозможно. ...Но перо писало. А Дух Божий дышит, где хочет.

Предлагаемая книга – из тех времен. Написал ее молодой диакон по благословению своего духовного наставника, Игнатия Лапкина, обратившего его в православие, наставлявшего его в святоотеческом разумении Писания, а также по благословению духовного отца своего и аввы протоиерея Александра Пивоварова. Написал ее в Кызыле, в центре Азии, в 1979–1982 годах. В те годы она была начитана на магнитофонные ленты и распространялась по многим городам бывшего теперь уже Советского Союза. Эти кассеты тайно прослушивались жаждущими разумения Слова Божия, изымались при обысках.

С 1994 года рукопись принята к подготовке красноярским издательством «Енисейский благовест». Впервые увидела свет в 1998 году в журнале издательства «Енисейский благовест» – «Новое и старое». Напечатана в журнальном варианте в четырех номерах «НиС» (№ 3–6, 1998–2001). А сегодня это «Толкование» предлагается читателям в виде книги, которая более 20 лет ждала своего часа. И если через неё кому-то откроется Христос, если кому-то еще более полюбится Откровение Того – Кто возлюбил нас, Того – Кто есть и был и грядет, и не хочет остаться сокрытым, то главное произошло.

Геннадий Фаст, протоиерей, настоятель Свято Успенского собора г. Енисейск

Вступление

На Апокалипсис Иоанна Богослова существует много совершенно разноречивых толкований. Ее толкованием занимаются даже атеисты. Особое внимание уделяют сегодня ему сектанты различных течений, строя зачастую на Откровении само основание вероучения. Причина противоречивости различных толкований Апокалипсиса состоит в том, что человек пытается своим рассудком постичь богооткровенную истину. А Откровение было открыто Духом Божиим, поэтому Им же только и может быть истолковано. Святой Ириней Лионский писал: «Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина». Откровение дано Церкви Духом и Духом же Церковь дает толкование. Только толкование Церкви может быть истинным.

В этой работе преследовались три цели.

Первая – изложить толкования на Апокалипсис святых отцов православной Церкви, просвещенных Духом Святым. Изложение это основывается на творениях святых: Папия Иерапольского (I-II вв.), Иустина Философа (167 г.), Иринея Лионского (202 г.), Ипполита Римского (III в.), Мефодия Патарского (312 г.), Кирилла Иерусалимского (380 г.), Ефрема Сирина (373 г.), Григория Богослова (389 г.), Иоанна Златоуста (407 г.), Андрея Кесарийского (V в.), Иоанна Дамаскина (776 г.) и других.

Лучшим основанием является толкование святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Оно сравнительно кратко, но раскрывает самые ключевые моменты. Все остальные толкования можно фактически рассматривать как расширения и углубления работы св. Андрея Кесарийского. Его книга и была взята мною за основу. Из позднейших толкований использована книга священника Н. Орлова «Апокалипсис св. Иоанна Богослова, опыт толкования», М., 1904 г.

Мысли святых отцов иногда непосредственно цитируются, большей же частью просто излагаются без приведения конкретных цитат. Иногда излагаются и собственные рассуждения, которые, однако, не касаются ключевых моментов и являются только расшифровкой святоотеческих толкований отдельных текстов.

Вторая цель – показать ложность некоторых толкований и учений, широко распространенных в сектантстве среди баптистов, меннонитов, пятидесятников, адвентистов, свидетелей Иеговы. В основном это их ложные учения: о семи периодах истории Церкви, о восхищении Церкви перед великой скорбью, о великой блуднице, под которой они дерзко понимают то саму святую апостольскую православную Церковь, то римский святительский престол, то экуменическое движение, также учения об антихристе, о тысячелетнем царстве (хилиазм), о Страшном суде, о вечных муках.

Третья цель – изложить некоторые мысли, вскрывающие смысл и причины исторических событий, различных религиозных и других явлений в свете Откровения, а также духовно-нравственные назидания. Помоги нам всем Бог!


Источник: Толкование на Апокалипсис / протоиерей Геннадий Фаст – Красноярск : Енисейский благовест, 2004. - 496 с., ил.

Комментарии для сайта Cackle