Святитель Георгий (Конисский) и его время
В сонме угодников Божиих, которые прославились святостью жизни и христианским благочестием на Белорусской земле, особое место занимает святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский и Белорусский. Этот святой муж оставил значительный след в отечественной истории и памяти церковной. Жизнь святителя Георгия является ярким свидетельством того, как сила Божия проявляется в немощном человеке. Святитель постоянно претерпевал гонения и преследования за православную веру. Подобно ученикам Христовым, он, невзирая на трудности, проповедовал Слово Божие. Будучи настоящим монахом, он горячей молитвой, постом и богомыслием уподоблялся великим преподобным подвижникам. Как пастырь добрый, святитель Георгий вел вверенную ему паству ко Христу. Епископское делание святитель соединял с дипломатической деятельностью, административными трудами, строительством храмов Божиих, исследованием отечественной истории и душепопечением. Но главным делом его жизни стала защита православных людей Речи Посполитой от насильственного окатоличивания и стремление всеми силами вернуть униатов в лоно Святого Православия.
Как отмечает в своем исследовании Г.Я. Киприянович, «этот весьма умный и образованный святитель не только спас немногочисленные остатки своей паствы (130 приходов) от окончательного расхищения ее латинянами и униатами, но и горячо содействовал <…> в соединении <…> значительной части бывших униатов с Православной Церковью». А.С. Пушкин называет святителя Георгия «одним из самых достопамятных мужей» своего времени. Сам же святитель Георгий в кратких словах эпитафии раскрыл всё содержание своей жизни:
Колыбель Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать осьм лет сделался Святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками,
Двадцать и два отдохнул с овцами.
Архиепископ трудов в нагороду
Из епископа Член назван Синоду.
Георгий имя из Конисских дому.
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут трупа зарыл грешны кости
Год семисотый пятый девяностый.
В 2017 году вся полнота Белорусской Православной Церкви отмечает 300-летие со дня рождения святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского и Белорусского. Имя святителя Георгия (Конисского) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и согласно решению Синода Белорусской Православной Церкви избрано для особого прославления и молитвенного почитания в пределах Белорусского Экзархата в текущем году.
В современном обществе часто высказывается мнение, что национальной конфессией белорусского народа является униатство, и выражается желание возродить униатскую Церковь. Чтобы дать этому мнению объективную оценку, следует обратиться к истории униатской эпохи. Ярким представителем этого времени был святитель Георгий (Конисский). Ознакомление с историческим периодом, на протяжении которого совершал свое архипастырское служение святитель Георгий, раскрывает всю правду об унии.
Жизнь святителя Георгия с самого начала до последнего вздоха была всецело отдана Церкви. Родился будущий святитель 20 ноября 1717 года в городе Нежине (ныне территория Украины). Он был представителем древнего славного рода. При крещении будущий святитель был наречен Григорием в честь преподобного Григория Декаполита. До нашего времени не сохранились сведения о детстве святителя, но можно предположить, что его родители приложили немало трудов и молитв, чтобы воспитать и вырастить достойного христианина, – тем более что род Конисских прославился также служителями Церкви. Научившись книжной премудрости, постигнув грамоту через богослужебные книги, Григорий к одиннадцатилетнему возрасту был готов изучать более сложные науки.
С 1728 года в жизни юного Григория открывается новая страница – время ученичества: родители отдают отрока в Киево-Могилянскую академию, которая в то время являлась крупным центром науки и просвещения. В период учебы, которая продолжалась пятнадцать лет, Григорий Конисский показал себя одаренным учеником с прекрасными способностями и неутомимым трудолюбием. Всё, что он вынес из стен академии, в полной мере пригодилось ему во время епископского служения. Способность глубоко думать, красноречиво и убедительно излагать свои мысли, знание богословия, соединенное с духовным опытом и молитвенным деланием, – всё это дала святому его alma mater.
В 1743 году Григорий Конисский с успехом окончил учебу в Киево-Могилянской академии и принял решение посвятить жизнь Церкви в иноческом чине, подобно своему сроднику – старцу Иову (Конисскому). 11 августа 1744 года в стенах Киево-Печерской лавры над Григорием совершается иноческий постриг с именем Георгий, и он входит в число братии древней обители в честь Пресвятой Богородицы, где веками совершали монашеский подвиг преподобные отцы и великие подвижники благочестия. После пострига молодой инок произносит слова, которые становятся пророческими. Как бы предвидя всю свою дальнейшую жизнь, инок Георгий проникновенно раскрывает внутреннее содержание монашеского пути: «…Приметим, куда сей путь лежит? – Воистину, прямо через Голгофу; си есть за Христом идущий <…> найдет на коемждо поприще крестовидные столпы; треба ступать на гвоздие и на терние, не пяты только, но и главу будущее и до мозгу пронзающее; треба пройти сквозь огонь и воду; треба вдатися на мечи и на копья, на челюсти зверей и змиев, вменитися за овцу заколения; и что сего пути досаднее есть?..»
Время жизни будущего святителя в стенах лавры – это период обучения духовной жизни по примеру многих преподобных отцов, которые освятили это место своими горячими молитвами и устремлением к горнему миру. Обладая превосходными ораторскими данными, инок Георгий несет послушание лаврского проповедника, а также трудится в родной академии, где постепенно растет от преподавателя до профессора и затем – ректора. Этот период жизни будущего святителя охватывает время с 1744 по 1755 год.
9 января 1755 года решением Святейшего Синода было определено назначить Георгия (Конисского) на Могилевскую епископскую кафедру. К тому времени он был рукоположен во священника (1747 год) и возведен в сан архимандрита (1752 год). «Природный дворянин малороссийский и довольно ученый, жития же честного и благонравного», – так характеризовал отца Георгия лично знавший его по академии митрополит Санкт-Петербургский Сильвестр. Кандидатура архимандрита Георгия была единственной для несения сложного церковного послушания на Могилевской кафедре, которая к тому времени была на грани закрытия.
После смерти в 1754 году епископа Иеронима (Волчанского) Полоцкий униатский митрополит Флориан (Гребницкий) прилагал все усилия, чтобы присоединить Могилевскую епархию к Полоцкой и всех православных обратить в унию. Его поддержал папа Римский Бенедикт ХIV. Папа буллой от 27 февраля 1755 года на имя польского коронного канцлера графа Малаховского требовал от короля и польского правительства, чтобы Могилевский «схизматический престол» был присоединен к католической вере и передан под управление полоцкого униатского архиепископа. «Покажи ревность свою по вере, – писал папа Малаховскому, – и содействуй, да не будет поставлен новый епископ на оную кафедру, но паче да изгонится навсегда яко насильник. Не взирай ни на какие препятствия и усердно потщися совершить дело сие к славе Церкви».
Стать епископом в то время и в тех условиях было действительно восхождением на Голгофу и добровольным страданием. Положение православных в ту эпоху в пределах Речи Посполитой было крайне тяжелым. Единственная православная епархия, разъедаемая своим внутренним бессилием, фактически доживала свои последние дни.
Господь Своим Премудрым Промыслом не оставляет народ Божий без архипастырского попечения и водительства. 20 августа 1755 года Георгий (Конисский), архимандрит Киево-Братского училищного монастыря и ректор Киево-Могилянской академии, был рукоположен во епископа Могилевского, Мстиславского и Оршанского в городе Киеве. Король Август III пожаловал Георгию подтвердительную грамоту на Могилевскую епископию со всеми принадлежащими к ней отчинами и угодьями.
В тяжелейшее время вступил святитель Георгий на стезю своего архипастырского служения. 26 октября 1755 года святитель впервые прибыл на Могилевскую землю. Подобно Спасителю, входившему в город Иерусалим под ликование толпы и видевшему предстоящие Голгофские мучения, новый епископ города Могилева был встречен горожанами с радостью, восторгом и ликованием. Но эта радость не смогла скрыть прискорбную картину, которая открылась перед взором святителя.
Во всей епархии святитель Георгий нашел не более 130 храмов, большинство которых было захвачено униатами или были намечены к захвату. Положение паствы, особенно простого народа, было плачевным. Православные горестно сравнивали свое бытие с положением греков под властью турок, с жизнью первых гонимых христиан и даже с ветхозаветными вавилонским и египетским пленениями. В крайнем невежестве, убожестве и забитости находились и священнослужители, не знавшие порой элементарных основ православной веры.
Так описывал положение Православной Церкви в Речи Посполитой архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский): «Трудно изобразить все жестокости, какие дозволяли себе делать против Православия. Не оставалось позорного имени, которым не клеймили бы публично православных. Теперь веру их называли не только «холопскою верою», но верою «арианскою, собачьею». Украина и Белоруссия назывались «странами неверных», туда отправлялись толпы базилиан и доминиканов в виде миссионеров, а им на помощь меч и инквизиция. Православных священников привязывали к столбам, били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, рубили им саблями пальцы, ломали руки и ноги; кто и затем оставался в живых, но не хотел унии, тех выгоняли из домов, и приюта изгнанным и семействам их не смело давать сострадание. Епископы папские выпросили у короля универсал не иначе поставлять православных священников, как по соизволению самого короля, а помещики давали одобрения только согласившимся на унию. На монастыри днем делали нападения, грабили или жгли их, монахов терзали чем могли».
Сам же святитель Георгий оценил положение своей паствы следующими словами: «Ныне кому не известно, в каком жалком виде наша благочестивая вера в сем государстве?.. Отнят у православных свет учения. В Великом Литовском княжестве, хотя и осталась последняя Белорусская епархия, однако, и сия большей частью расхищена… Школам и семинариям быть не допускают. Веру православную в последней нищете и простоте исповедать не допускают. Гонят православный народ, как овец, неимущих пастыря, или до костелов, или до униатских церквей, гонят не точию из домов, но и из церквей наших; приказчик бьет народ плетью, как скот гонит из хлева…
И если поселяне или граждане слушать их учение и от веры своея отступать не хотят, – тут они чинят ужасные угрожения и страхования: ставят висельницы, вкапывают столбы, возгнещают костры, розги, терния и другие мучительные орудия… Отлучив детей от матерей и матерей от детей, детей убо пред очима матерей под розги кладут, а матерей пред очима детей. Тут вопли и рыдание, каковы, может быть, токмо во время избиения младенцев от Ирода слышны были…
Молчу о пастырех бедных, священстве нашем. Сколь многие из них изгнаны из домов, сколь многие в тюрьмах, в ямах глубоких, во псарнях вместе со псами заперты были, гладом и жаждою моримы, сеном кормлены, сколь многие биты и изувечены, а некоторые и до смерти убиты».
Страшная и печальная действительность не устрашила молодого епископа. С большой ревностью, опираясь на крепкую руку Божию, поставившую его на этой земле быть трудником апостольским, преосвященный Георгий Конисский начал возрождение церковной жизни. Монашеский подвиг, совершаемый им по примеру преподобных отцов града Киева, и учительские труды в академии были для святителя опорой в многотрудном делании. Святитель прекрасно знал историю, гражданское право, судопроизводство, а также в совершенстве владел иностранными языками. Высокая образованность и всесторонняя развитость помогли епископу Георгию сохранить Церковь Православную на белорусских землях от полного уничтожения.
Положение Церкви и развитие церковной жизни во многом зависело от духовенства. Святитель, вступая на служение на Могилевской кафедре, увидел, в каком невежестве пребывает не только народ Божий, но и священство. Поэтому первым его шагом стало повышение уровня образованности священнослужителей. Обращаясь к духовенству своей епархии, святитель Георгий писал: «С начала пришествия моего в кафедру епархии сей, вижу и достоверно слышу, что учение Слова Божия, которое простому народу непременно должно быть преподаваемо от священников, а в крайней нужде и от клириков, не бывает нигде и никогда в церковных собраниях. Да и как будет сие? Понеже и сами некоторые священники, как случалось мне иногда их вопрошать, ни членов веры христианской не знают, ни силы закона Божия не разумеют: и тако вожди суще слепые слепцам (Мф. 15: 14), и сами впадают в ров погибели, и других за собою туда же ведут… Знайте добре, о возлюбленные, что и вы есте стражи дому Израиля, то есть Церкви Христовой… Знайте, что поучать народ есть первейшее и главное дело пастырское: без научения бо не будет веры… А без веры, самые тайнодействия и священнослужения наши ничтоже пользуют. Без веры и христианином нельзя нарицатися. Знайте наконец и то, что по правилам Вселенского шестого Собора, священники, не поучающие народ по крайней мере во дни недельные, извержению сана своего подлежат… Се на ваших, о братия, руках лежит то сокровище, которое Христос не мог купить дешевле, только ценою крови Своей!»
Первым шагом к уврачеванию церковной жизни в пределах Могилевской епархии была организация духовной школы, в которой должны были повышать свой образовательный уровень священнослужители. Для достижения этой цели преосвященный Георгий привез из Киева несколько священнослужителей, которые трудились с ним в стенах духовной академии. В 1757 году были открыты низшие классы духовной семинарии. Святитель позаботился о выплате жалования наставникам и бедным ученикам. В новоустроенной духовной школе преосвященный владыка успел открыть кафедры не только для богословских и философских наук, но и для изучения еврейского и греческого языков. Также владыка Георгий основал при архиерейском доме типографию, в которой среди прочих книг был издан Катехизис архиепископа Феофана (Прокоповича) с множеством различных дополнений. Разослав его по приходам, святитель обязал священников учить своих прихожан по этой книге основам православной веры.
Понимая, как необходимо для верующего народа духовное просвещение, святитель Георгий первым делом поручил своим помощникам, приехавшим с ним из Киева, толкование в церкви Святого Евангелия и разъяснение Катехизиса. Святитель сам много проповедовал, собирал документы о могилевских православных храмах, вел судебные дела, защищая свой клир, паству и православную веру. Неутомимый Могилевский архипастырь учил не только основам веры, пониманию православных догматов, но особенно – христианской нравственности и покаянию. Проповеди святителя, невзирая на лица и сословия, обличали развращенность, немилосердие, роскошь, безверие, лихоимство в судах. Искусный оратор, святитель Георгий умел говорить с народом просто и понятно, подвигая паству к очищению от невежества, суеверий и духовной лености.
Болезнуя сердцем за попираемую веру и за угнетаемую православную паству, святитель Георгий, как истинный воин Христа, всецело отдавал себя на дело Божие. На сложном, тернистом пути служителя Церкви он сталкивался с препятствиями, чинимыми противоборствующей стороной. Немало пришлось святителю Георгию перенести оскорблений и клеветы – даже с опасностью для собственной жизни. Невзирая ни на что, преосвященный владыка посещал приходы своей епархии, совершая богослужения, утешая народ, поддерживая священнослужителей и проповедуя Евангелие.
Противники веры православной неоднократно врывались в храмы и монастыри, в которых совершал богослужение святитель, оскорбляли его, унижали перед народом, срывали архиерейские одежды и не давали спокойно закончить службу в храме. Известны случаи нападения инославных на архиерейский дом и семинарию. Однажды разъяренные недруги святителя Георгия, вооружившись ружьями, саблями, камнями и дубинами, учинили беспорядки: с бешенством разломали ворота, бегали, кричали, стреляли, били стекла, ранили нескольких учеников, монахов и служителей. Неоднократно совершались попытки сжечь архиерейский дом и духовную школу. Святитель Георгий чудом спасался в подвалах собственного дома.
Живя в Речи Посполитой, преосвященный владыка искал справедливости в королевском дворце в Варшаве. С 1765 года начинается трехлетний варшавский период жизни святителя Георгия, в течение которого владыка самоотверженно трудится, добиваясь правды и ходатайствуя о свободе исповедания православной веры. 16 июля 1765 года святитель предстал перед королем Польским Станиславом Августом Понятовским и произнес пламенную речь, в которой, ссылаясь на привилегии, данные православным прежними королями, сетовал на притеснения и оскорбления и просил возвратить православным свободу веры: «Вера наша – вот единственное преступление, в котором нас обвиняют. Мы христиане, но христианами же угнетаемся; верные, но верными озлобляемы более, нежели неверные! <…> За то, что мы не дерзаем толковать вечные Божие законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем небо с землею, – за то, говорю, называют нас схизматиками, еретиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!»
Трехлетнее пребывание в Варшаве, длившееся с 1765 по 1768 годы, было одним из самых напряженных периодов в жизни святителя Георгия (Конисского). В то же самое время это был этап плодотворных и необходимых для церковной жизни трудов. За три года Варшавской миссии святитель истратил колоссальное множество духовных и физических сил. Преосвященный владыка переживал страх за собственную жизнь, когда она неоднократно подвергалась опасности; в минуты отчаяния у него опускались руки и казалось, что нет выхода из сложившихся трудных ситуаций, периоды радости и духовного восторга сменялись разочарованием.
В это время святитель Георгий перед лицом короля и сейма становится защитником не только верующих своей епархии, но и всех православных, а также других некатоликов Речи Посполитой. Из разных мест государства на имя святителя приходят жалобы с просьбами о защите прав верующих. На основании этих жалоб, а также многочисленных грамот, древних актов и документов, королевских привилегий, сеймовых конституций, собранных святителем и присланных по его просьбе из архивов и книгохранилищ белорусских и украинских монастырей, из-под пера преосвященного Георгия выходит «Мемориал об обидах православным», а также «Права и вольности жителей греческого вероисповедания». Эти документы святитель умело использовал для доказательства прав и свобод православных верующих Польши. Здесь же, в Варшаве, преосвященный Георгий (Конисский) добивался возможности перехода в Православие верующих, насильственно обращенных в униатство и католичество.
Варшавские сеймы, проходившие в этот период, не давали надежды на изменение ситуации, так как фанатически настроенные католические епископы, поддерживаемые посланиями папы Римского Климента XIII и польской шляхтой, отстаивали главенство своей религии и делали бесправными некатоликов. Только лишь сейм 1768 года утвердил документ о веротерпимости – «Трактат о вечной дружбе». Этот договор восстановил древние права православных. «Трактат» гарантировал неприкосновенность православных верующих и их имуществ, в частности – Белорусской архиерейской кафедры и архимандрий: Слуцкой, Виленской, Минской, Пинской, Брестской, Яблочинской, Бельской и Дрогичинской. Для святителя Георгия (Конисского) это была настоящая победа, которая далась многими трудами и мучениями.
Однако в действительности договор остался только на бумаге, и восторг православных сменился разочарованием. Жизнь святителя Георгия также подверглась опасности. По просьбе верующих владыка тайно уезжает в Смоленск. Здесь преосвященный Георгий находит приют у своего друга и собрата – епископа Смоленского Парфения (Сопковского), где ожидает лучших времен. Отсюда он продолжает окормлять свою паству посредством писем и посланий. Смоленский период жизни преосвященного Георгия заканчивается в 1772 году, когда происходит первый раздел Речи Посполитой. Причиной раздела Польши стали внутренние беспорядки вследствие отсутствия сильной централизованной власти и крайняя религиозная нетерпимость ко всем иноверцам.
14 декабря 1772 года была образована Могилевская епархия, которую составили 4 провинции, отошедшие в состав России: Могилевская, Мстиславская, Оршанская и Рогачевская, с находящимися в них монастырями и церквами. Этим же указом преосвященный Георгий (Конисский) утверждался в должности правящего архиерея.
Начался новый этап жизни и неустанных трудов святителя Георгия, который продолжался 22 года. Это было время высоких порывов, жажды жить и трудиться на благо Церкви и православного народа. Перед владыкой стояли две задачи: вести православный народ своей епархии путем спасения и ходатайствовать за тех людей, которые остались на польской территории. Первое, что хотел сделать святитель Георгий, – вернуть униатов в лоно Православной Церкви. Для достижения этой цели владыка предпринимал много усилий, обращаясь в Святейший Синод и в Коллегию иностранных дел. Но политическая ситуация не давала возможности осуществить планы в это время. Только лишь начиная с 1780 года желание святителя Георгия стало воплощаться в жизнь. Целые униатские приходы возвращались к Православию.
Как и прежде, владыка уделял особое внимание духовному образованию клириков. Для этого в 1785 году в кафедральном городе Могилеве было построено новое здание духовной семинарии, где на должном уровне осуществлялась подготовка будущих пастырей Церкви. Лучшие студенты по благословению владыки получали возможность повысить свой образовательный уровень в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
Пристальное внимание обращал святитель на надлежащее совершение богослужений и Таинств. Из-под пера владыки вышла увещевательная грамота к духовенству, в которой святитель угрожал извержением из сана за недостойное совершение богослужений. Преосвященный Георгий вел постоянную борьбу за нравственную высоту духовенства, обличая духовные недуги в среде священников: пьянство, разврат, воровство и другие пороки.
По поручению Священного Синода святитель Георгий совместно с епископом Смоленским Парфением (Сопковским) потрудился над изданием книги «О должностях пресвитеров приходских». В основу книги авторы положили Священное Писание Нового Завета, канонические правила Вселенских и Поместных Соборов, а также труды святых отцов и учителей Церкви. В 1776 году в Санкт-Петербурге труд был издан и стал настольной книгой для священнослужителей, по которой можно было изучать литургику, гомилетику и пастырское богословие. Именно через эту книгу святитель Георгий стремился дойти своим архипастырским словом до сознания каждого священника, желая, чтобы в его епархии всё совершалось благообразно и по чину. Требования, предъявляемые к белому духовенству, святитель мудро и осторожно, справедливо и по-отечески направлял и в сторону монашествующих. Недостатки, присущие монастырям Могилевской епархии, преосвященный владыка старался аккуратно исправлять, чтобы обители становились настоящими центрами просвещения и духовного делания.
Болезнуя сердцем за свою паству, святитель Георгий отеческими предостережениями оберегал стадо Христово от соблазнов мира. Владыка посещал приходы, совершал богослужения и всегда обращался к людям со словами назидания, в которых учил верующий народ истинам веры и доброй христианской нравственности.
В этот период своего святительского служения преосвященный Георгий (Конисский) становится церковным строителем: им был произведен текущий ремонт Спасского собора (возведен и торжественно освящен в 1762 году), построены новые каменные здания архиерейского дома и консистории со всеми служебными и жилыми помещениями. При участии владыки осуществляется строительство Иосифовского собора, а также многих приходских церквей в пределах епархии. Святитель Георгий уделял много внимания украшению храмов, заботился о том, чтобы церкви были обеспечены богослужебными книгами, иконами, предметами церковной утвари.
Преосвященный Георгий продолжал уделять пристальное внимание православному населению, находящемуся на польской территории. Ввиду этой цели один из лучших учеников и соратников святителя, архимандрит Виктор (Садковский), в 1785 году был хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской митрополии. Местом пребывания викарного епископа был определен Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Владыка Виктор стал, подобно преосвященному Георгию (Конисскому), духовным отцом для верующих Речи Посполитой.
Деятельность святителя Георгия (Конисского) по защите православных христиан, труды по воссоединению униатов с Православием, ревностное служение Церкви и народу Божию не остались без заслуженного поощрения. 23 сентября 1783 епископ Георгий был возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.
Жизнь на земле, как известно, не беспредельна. Об этом помышлял и святитель Георгий, тем более что последние три года своей жизни он много болел. За два года до своей кончины владыка начал готовиться к смерти. Преосвященный Георгий распределил свое имущество и дал обширные полномочия эконому архиерейского дома игумену Иоасафу с поручением «иметь прилежное смотрение за архиерейским домом, кафедральным Спасским монастырем, семинарской экономией, за монастырями и консисторией». 16 мая 1793 года владыка издал окружное послание духовенству своей епархии, в котором убеждал пастырей быть достойными своего звания, проповедовать слово Божие и доброй жизнью подавать пример пасомым. Не забыл святитель и о своем детище – духовной семинарии, позаботившись о ее плодотворной работе.
13 февраля 1795 года, во вторник первой недели Великого поста, святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский и Белорусский, мирно предал душу свою в руки Божии. Местом последнего земного пристанища для святителя стал им построенный и освященный Спасский кафедральный собор.
В надгробной речи, которую произнес преподаватель Могилевской семинарии священник Андрей Пригоровский, была отмечена роль святителя Георгия в жизни Церкви: «Торжественно скажу, что, если бы в сии смутные времена не управлял церковным кормилом премудрый Георгий, едва бы остались в сей стране следы истинного Православия <…>. О, покровителю наш! <…> Не разлучайся духом, и святым твоим у Бога предстательством и теплыми твоими молитвами доверши в нас то, чего тебе в жизни твоей окончить смерть воспрепятсвовала».
Сохранились свидетельства о нетлении мощей святителя Георгия. В 1812 году, когда Могилев был захвачен французской армией, солдаты, искавшие оружие в Спасском соборе, вскрыли гробницу святителя и увидели нетленное тело почившего. То же самое выяснилось, когда в 1875 году в соборе производилась замена полов. Во время гонений на Церковь Спасский собор был взорван, и место захоронения святого было утрачено.
В дореволюционное время память о святителе Георгии сохранялась постоянно: на месте его погребения совершались панихиды, священники в своих проповедях свидетельствовали о святости владыки Георгия и о его великих делах на благо Церкви.
В период управления Могилевской епархией приснопамятного архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима память о святителе Георгии возродилась с новой силой. Трудами архиепископа Максима был подготовлен материал к прославлению святителя Георгия (Конисского), им же были составлены акафист и служба.
Решением Синода Белорусского Экзархата от 6 августа 1993 года за праведность жизни и пламенеющую любовь к Богу, ревность к православному исповеданию веры, мужественное стояние за веру и права православных, апостольскую ревность по благоустроению епархии, жертвенную любовь к пастве святитель Георгий (Конисский) был прославлен в лике святых.
В пределах Слуцко-Солигорской епархии, в городском поселке Красная Слобода Солигорского района, действует приход храма в честь святителя Георгия Могилевского.
Молитвами и предстательством святителя Георгия да ниспошлет Всемилостивый Господь благословение Церкви нашей и да укрепит всех нас в вере, благочестии, мире, братолюбии, милосердии и ревности о славе Божией и о Святом Православии!
Составил протоиерей Сергий Чарный,
благочинный Копыльского церковного округа,
настоятель прихода храма Вознесения Господня в городе Копыле