Источник

Глава I

1. Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских.

Это надписание принадлежит всем соединенным вместе пророчествам Исаии, которые произнесены в течение более пятидесяти лет, и которые дошли до нас под именем книги пророка Исаии. Это явствует из перечисления царей, во время которых жил и пророчествовал Исаия. Пророчества о язычниках и царствах их, как об Ассуре и Вавилоне (гл. ХIII и XIV), о Моаве (XV и XVI), о Дамаске (ХVII); об Ефиопии и Египте (ХVIII и XIX); об Тире (XXIII) и других местностях (XXI- XXII) все произнесены в отношении к будущности Сиона и грядущего царствия Божия, и имеют в виду как центр, около которого вращаются все события, Иерусалим с прилежащей в нему Иудеей; вот почему в 1 стихе все пророчества Исаии названы „видением об Иудее и Иерусалиме“.

В сущности, вся первая глава могла бы быть названа вступлением ко всей книге пророка Исаии, так как в ней содержится сущность всех его пророчеств, а именно: обличение пороков (ст. 2–15); призыв к покаянию (ст. 16 –19); обещание, что Сион спасется правдою (ст. 27). Содержание первой главы представляет собою нечто целое: это совершенно законченная речь, обращенная к народу. Со второй главы начинается совершенно новое пророчество: („слово, которое было в видении“ и проч.).

В первой главе пророк послан сказать народу обетования, что время долготерпения Господа к грехам его истекает. Но Ему угодно в милосердии Своем снова напомнить ему о покаянии. В этой части речи пророка есть явные намеки на угрозы, произнесенные неверному народу в XXVI гл. Левит и в XXXII гл. Второзакония, а также на слова Господа при освящении храма Соломона в 3Цар. 9:6–9. Господь в пророчестве Исаии напоминает Израилю, что Он воспитал и возвысил Израиля и наказывал его как Отец милосердый, но что испорченный, утративший правду сердца и памятующий только обряды, народ соделался чуждым Господу. Милосердие Отца небесного однако глаголет еще народу: „очиститесь, удалите злые деяния от очей Моих, научитесь делать добро; ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову и тогда придите и рассудим, говорит Господь“ (ст. 16–18). Господь обещает забыть все грехи, и даровать земные блага, если только народ обратится к добру, памятуя Бога и Царя своего. Но да памятует народ, что гнев Господень не замедлит поразить неверных Ему.

Уже в первой главе говорится о спасении Сиона правосудием и правдою, за исключением отступников и грешников: то есть спасение обещается не всем, не нации, а тем, которые будут того достойны238. Несчастие Израиля всегда заключалось в том, что он был убежден, что не избранные зa добродетели свои и верность Богу спасутся, а что вся нация поголовно должна быть возвеличена над всеми народами, и в этом убеждении они коснели и во дни воплощения Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, и в этом убеждении пребывают и доныне. См. стихи 4 и 5, которые и доныне приличествуют рассеянному Израилю.

Со второго стиха начинается вдохновенная речь пророка.

Ст. 2. Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит:....

Первая часть второго стиха есть повторение слов, которыми Моисей начинает пророческую вдохновенную речь свою в XXXII гл. Второзакония. В этой речи Моисей предвидел и падение народа, и воссоздание церкви Божией, которое наполнит весь мир радостию (ст. 43). Заметим, что в тексте Семидесяти прибавлено (ст. 44), что Моисей приказал народу выучить эту песнь наизусть. Нам кажется, что Исаия, начиная свое обличение словами Моисея, напоминает тем Израилю, что завещанная ему обличительная песнь начинает сбываться, ибо „слово Господне пребывает во век“. (Ис. 40:8). И Апостол сближал XXXII гл. Второзакония с пламенною речью пророка Исаии, как видно в Рим. X и ХV239.

Величественное воззвание к небесам и земле великих пророков, как Моисей и Исаия, имеет весьма таинственное значение. Не в материи и к материальному миру взывают пророки, призывая свидетелями небо и землю, не к силам, присущим материи, которые суть законы, установленные Богом, а не духовные личности. К кому же взывает Моисей? к кому взывает Исаия? Исаия взывает к таинственному миру разумных личностей, наполняющих мир, хотя недоступных чувствам тела, в которое мы облечены. Эти разумные существа призываются в свидетели и грехов Израиля, и его обличения и обещания помилования, если он покается, и наказания в случае упорства и нераскаянности. С глубоким чувством говорит по поводу этого воззвания Исаии один немецкий комментатор240: „Это воззвание не поэтическое украшение: это истина. Под покровом этого немого мира, который существует только для наших грубых чувств, живет таинственный мир не только сил, но и духов“. Далее Шмидер указывает еще на слова Апостола Павла к Рим. VIII, 19–22241, в которых скрывается глубокий смысл. Очевидно, что мы не понимаем вполне окружающего мира. Для нас он нем, а между тем Апостол говорит, что тварь ждет освобождения от тления, в свободу славы детей Божиих, что она стенает и мучится ныне, но что будет время, когда она избавлена будет от страданий. Как понимать это таинственное слово? Выше и ниже нас есть существа, которых призывает Исаия свидетелями против человека, под именем неба и земли. Для него, как для других пророков и святых, поднявшихся выше плоти, стены, окружающие человека, раздвигаются, очи их раскрыты, и они видят то, что недоступно глазу плотского, не очищенного человека.

2. Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

Небеса и земля внимают с трепетом, ибо „Господь глаголет“. Внимают силы небесные, внимают Ангелы хранители народов и душ человеческих, внимают все существа живые, созданные Богом, – тем разумом, коим их наделил Бог. Господь обличает то именно создание, которое Он с любовию поставил над всеми тварями земными. На создании этом Он напечатлел Образ Свой и подобие, и назвал его Своим чадом. Но среди чад Своих Он выделил Себе на служение один народ, которому поручено было хранить откровения и обетования и законы Господни, и который вследствие того был вознесен и возвеличен духовно и нравственно над другими народами242. Это были возлюбленные сыновья Божии, первенцы Его243. Но ныне, говорит Исаия,-сыны эти возмутились против Отца своего небесного. Или, как говорит Моисей во Второзак. XXXII, 6. „Сие ли воздаете Господу?... не Он ли Отец твой?“ Но „народ закоснел в отпадении от Господа“, говорил ранее Исаии пророк Осия (Ос. 11:7). А позже сам Исаия именем Господним говорил Израилю: „Каждый день простирал Я руки Мои к народу непокорному, к народу, который постоянно оскорбляет Меня“. (Ис. 65:2–3).

3. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Moй не разумеет.

Глубоко чувство любви в этих словах упрека Израилю: у народа этого менее чувства благодарности и привязанности, чем у животных. Укор этот связуется с воззванием, о котором мы говорили выше: „внимай земля“. Глубоко пал человек, если нравственно ниже животного. Господь взывает к человеческому достоинству. В укоре этом есть и напоминание народу, что он не только питался материальной пищей от щедрот Господних и в пустыне, и в земле ему дарованной, но что его преимущественно перед всеми народами питал Господь духовной пищей- словом Господним244.

По поводу выражения: „осел знает ясли Господина своего“, некоторые немецкие комментаторы останавливают внимание на том, что ясли, заключающие в себе земную пищу, служат в пророчестве этом символом плодородной земли, дарованной в удел Израилю; но яслями духовной пищи Израиля были закон и храм.

Прибавим, что в дальнейшем и святейшем символизме этого пророчества, ясли напоминают нам те бедные ясли, в которых лежал предвечный Младенец, Божие Слово, принявшее на Себя плоть человеческую: „истинный хлеб жизни“. (Ин. 6:48–55).

Конечно, эта святейшая тайна не была еще доступна Израилю, но это он мог понять, что: „Господь нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего... и кормил его“ (Втор. 32:10–14); и „Иуда сделался святынею Его, Израиль-владением Его“ (Пс. 113:2); „и жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею... во все дни Соломона“ (3Цар. 4:25).

Но как говорил еще Моисей: „утучнел Израиль и стал упрям; утучнел... и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего... и сказал Господь: они род развращенный, дети, в которых нет верности“ (Втор. 32:15–20).

Мы не раз еще встретим единство мыслей Исаии с Второзаконием, и кстати здесь настаиваем на ложности той гипотезы, которая относит начертание Второзакония ко времени пророка Иеремии.

4. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!

В Исходе XIX, 6 Господь предназначал Израиля быть народом святым: „А вы будете у Меня царством священников и народом святым“. Господь поселял их в центре тогдашнего культурного мира, на пути, связывавшем царство фараонов с Финикией и Сирией и царствами Месопотамии: здесь в Палестине должна была быть школа высшей мудрости для всех народов земли; отсюда должен был разливаться свет богопознания и вера в Единого Бога, которая как великий свет, должна была разогнать тьму идольского служения. И вот до чего дошел избранный Богом народ:

4. ……..Оставили Господа (Иегову), презрели Святаго Израилева, повернулись назад.

„Народ грешный, обремененный беззакониями“, в этих словах приравнивается к Аморреям Палестины, которые должны были погибнуть, „когда мера беззаконий их наполнится“ (см. Быт. 15:16). И вот Израиль близился к такому же концу. Слова „племя злодеев“ употреблены Исаией о Вавилонянах (Ис. 14:20), которые также обречены были на гибель. „Сыны погибельные“ или сыны истребления, как переводят некоторые гебраисты с указанием на Быт. 6:11–13-дополняют мысль пророческой речи, в которой нет еще места надежде, и народ должен быть истреблен бесследно. Но что же могло довести народ этот, слышавший торжественное откровение на Синае, до такого ужасного падения? На это отвечает вторая половина четвертого стиха: „Оставили Господа!“

По поводу этого обвинения надо взглянуть на главу 65-ю Исаии: ст. 11–12 об оставивших Господа, которые обречены мечу. Но уже и во Втор. 28сказано: „Пошлет на тебя Господь проклятие.... за то, что ты оставил Господа“. И Иисус Навин (Нав. 24:16) взял с народа обещание не оставлять Господа; и при постройке и освящении храма (3Цар.9с напоминанием Втор. 29:24–26) Господь предупреждал Израиля, чтобы он не оставлял Его. Но народ не только оставил Господа, но сначала возмущением, а потом и служением идольским он презрел и отвергнул Святого Израилева.-Ср. Числа XIV, 11, 23 и в особ. Чис. 16о поглощении землею презревших Господа.-Господь Святый обитал среди сынов Израилевых (Исх. 29:45) дабы они и священники их были святы, ибо „свят Господь освящающий народ“ (Лев. 21:6,8,15,23), и всякое осквернение и возмущение было оскорблением и презрением святыни Бога завета, обитающего среди народа завета. Имя Его, как вечное напоминание святыни есть: „Святый Израилев“. Здесь у Исаии пророка впервые произнесено это выражение, о котором мы говорили во вступлении, и которое встречается 26 раз в книге его пророчеств. Оно потому несомненно сделалось особенностью речи пророка, плачущего о народе своем, что в величественном видении главы VI, серафимы взывали трисвятое и Господу угодно было проявиться Исаии под именем „Единого Святого“, как Он проявился Моисею под именем „Единого Живущего“ (Исх. 3:14).

Именем „Святый Израилев“, в котором слышались гласы серафимов, напоминалось прежде всего Израилю повеление: „будьте святы, ибо я Господь Бог ваш свят“ (Лев. 20:7). Но все эти повеления и увещания презрены были народом: они,– говоря словами пророка,-„повернулись назад“. В этом слове вся прошедшая жизнь Израиля. Господь вел народ к нравственному и умственному совершенствованию, но народ не хотел идти вперед; он не только не шел впереди других народов, он сделался хуже их.

5. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

6. От подошвы ноги до темени нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

В гл. XXVI, 13–33 Кн. Левит Господь предупреждал сынов Израиля, что Он будет посылать на народ более и более тяжкие наказания зa отступление от Бога Завета, доколе наконец они не будут рассеяны между другими народами. То же самое (ранее Исаии) говорил пророк Ам. 4:9–11; (ср. еще ниже Ис. 5:25, 9:11–21, 10:4). От поклонения золотому тельцу в пустыне до настоящего обличения Исаии, Израильтяне не могли не знать, что вслед за отпадением от Господа и идолослужением они неизменно подвергались бедствиям. Но как нечестивые, они: „пренебрегали Господа и говорили: не взыщет“ (Пс. 9:25–34). И вот Господь поразит их снова, говоря словами Второзакония (Втор. 28:35) „от подошвы ноги, до самого темени“, и в этих же словах говорит от имени Господа Исаия245. Описание язв, не только не исцеленных, но даже не врачуемых, указывает на низкий уровень нравственности, при котором больной не чувствует нужды в врачевании, не обращается к Врачу с просьбой исцеления. Господь издревле глаголал Израилю: „Я Иегова, Бог твой целитель твой“. (Исх. 15:26) ....и „Господь над рабами своими умилосердится“ . (Втор. 32:36). Но надо, чтобы народ обратился к Господу с мольбою об исцелении. Потому то восклицает Исаия (ниже IX, 13) „народ не обращается к биющему его и к Господу Саваофу не прибегает“. Весьма замечательное пророчество, об этих же язвах народа, встречаем у пророка Осии, который провидит Мессианское исцеление, когда народ обратится к Господу: „В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу, ибо Он уязвил и Он исцелит нас; поразил и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас и мы будем жить пред лицом Его“ (Ос. 6:1–2).

Епископ Петр (Объясн. пр. Исаии in loco стр. 23) указывает, что в словах пророка Исаии изображается полное расстройство гражданского быта общества: под именем головы разумеется царь, под именем сердца священники и левиты, а под остальными частями тела все другия состояния и сословия. Признавая этот взгляд, мы прибавим, что поражение царя под именем головы имеет и историческое значение. Многие считают слова пророка Исаии стиха 5-го I-й главы напоминанием об участи, постигшей царя Озию, который был поражен проказою на челе за своевольное вторжение в права первосвященника, что доказывало, что он забыл, что он не полномочный азиатский монарх, и что в царстве, принадлежащем Иегове, он не смел брать на себя обязанности, порученные Богом Аарону и потомству его (2Пар. 26:16–22). Что это сближение пророчества с фактом поражения Озии проказою не представляется невозможным, как бы подтверждается тем, что в приведенном месте кн. Пар. говорится о том, что жизнь Озии описана прор. Исаией.

7. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

Первый отдел пророчества Исаии относится ко времени царствования Озии (Ср. Ис. 6:1: в год смерти царя Озии). Он видит будущее и говорит о нем, как настоящем. Правда и в прошедшем было нападение Шишанка (Суакима) на Иудею и Иерусалим и пророк Самей говорил Ровоаму, что Господь оставит его за то, что он и народ оставили Господа. В прошедшем же было идолопоклонство Ахава и Иезавели во Израиле и Гофолии и сыновей ее в Иудее, и нападение разных народов на Палестину и братоубийственные войны; но в настоящем пророчестве духовные очи Исаии видят несомненно еще имеющие совершиться события. Самария еще не взята; Израиль еще не уведен в плен Салманассаром; Сеннахерим не входил еще в Палестину на пути к Лахису и не разорял Иудеи, послав отряд свой к Иерусалиму; а в более отдаленном будущем еще Вавилон не топтал своими ногами развалины священного града. Но для пророка будущее,-как прошедшее: пред ним раскрывается опустелая, заросшая сорными травами Палестина; не та страна, которая текла медом и молоком, не радостная невеста красного солнышка Соломона (см. в IV т. Св. Лет. Песнь Песней), – а пустыня, досушенная солнцем, „над которой небеса медь“ и в которой „земля железо“ и на которую „падает вместо дождя пыль“. (См. эти угрозы за отпадение от Господа во Втор. 28:23–24). Он видит народ обетования, отверженный Богом ревнителем зa заблуждения, как жених отвергает неверную невесту свою. Но позже он же видит и бесконечное милосердие Творца, взывающего к бедствующему народу, как к невесте, сидящей одинокой в рубище при пути: „Бедная, бросаемая бурею, безутешная“ (Ис. 54:11).

Еще раз указывая, что слова Исаии напоминают выражения книг Левит (XXVI) и Второзакония (XXVIII и XXIX), очевидно имея в виду, что бедствия Израиля предсказаны в угрозах Пятокнижия, мы можем сказать, что сущность пророчества Исаии может быть выражена в словах Второзакония XXIX, 24–25. „И скажут народы: за что Господь поступил так с сею землею? И скажут: зa то, что они оставили завет Иеговы, Бога отцев своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской“. Ср. еще 3Цар. 9слова при освящении храма Соломона.

Ранее Исаии пророк Иоиль говорил против царства Иуды: „трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень.... Идет народ сильный,.... пред ним земля как сад Едемский, а позади его будет как опустошенная степь“ (Иоил. 2:1,3).

И против Самарии (старший еще Исаии) пророк Амос (Ам. 4:1,11) говорит: „вы были выхвачены как головня из огня, и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь“.

Аллегорические язвы и раны стихов 5 и 6 первой главы Исаии в читаемом нами 7 стихе принимают определенную форму народных бедствий, долженствовавших завершиться полным уничтожением неверного народа. Часть его, однако спасается во исполнение обетований о Мессии, долженствующем явиться в роде Давида.

8. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.

9. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

Эти два стиха должны быть рассматриваемы в совокупности: в главе пятой вступления мы говорили, что Сион есть имя верных Господу людей; это же имя тожественно с тем „остатком, который оставил Господь“. Дщерь Сиона есть наследница обетований, наследница и представительница той части народа, которая не изменила Господу Богу своему, и к которой потому Господь не перестал относиться как к любимой супруге Своей. Она же есть тот „корень и святое семя“ (Ис. 6:13), из которого имеет, во-первых, восстать Отрасль дома Иессеева и возрасти церковь Божия в новой красе своей. Сионом называется и Иерусалим: „святая гора“, обитаемая верными и над которой „взойдет свет,-правда Господня“.... „и назовут землю твою замужнею, ибо Господь благоволит к тебе и земля твоя сочетается“.... „как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой“. (Исаии 62:1,4–5). Надо обратить внимание на выражение, которое так часто употребляется у пророков, а именно „дщерь Сиона“. Дочь Сиона есть очевидно наследница обетований, она есть тот „остаток верных“, который „будучи призван к вечному наследию, получит обетованное“ (Евр. 9:15; ср. Гал. 3и др.). Мы видим то же выражение, но во множественном числе с другим значением; это когда говорится не о дщери Сиона, которая есть совокупность верующих, а о дщерях Сиона, которые суть дети вообще народа обетования, т. е. жители святого града. Об них говорится с укоризной, как напр. в Ис. 3и Ис. 4:4: „оголит Господь темя дочерей Сиона“; или: омоет скверну дочерей Сиона. Но выражение дочь Сиона означает всегда наследницу обетований, и в стихе 8 уподобление ее шалашу в винограднике, который опустошен (ср. ниже гл. V) или осажденному городу указывает ясно, что это тот остаток верных, который хранит веру и истину среди всеобщего растления. Он один, существованием своим еще не допускает общей гибели, – как известное число праведников в городе могло спасти Содом (см. в I т. Св. Лет. Быт. 18:23–32 и прим.). Заметим, что в следующем стихе пророк обращается к жителям Иерусалима, приравнивая их, как погибших нравственно, к жителям Содома.

10. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего народ Гоморрский.

Господь Бог признает своим лишь тот остаток, о котором говорится в ст. 9; только он представляет собою народ обетования, и в числе его находится пророк; потому в воззвании своем к князьям и народу он совершенно отделяет их от верных и говорит: „внимайте закону Бога нашего“ (уже не вашего). Иегова не есть Бог отступников и идолопоклонников. Название князей и народа именем проклятых городов заключает в себе тяжелые обличения. Независимо от пьянства и разврата, Исаия указывает на грабеж и насилие и угнетение бедных. (Ср. еще ниже Ис. 3:5,12,14–15) и при этом, как видно из последующих стихов настоящей главы (ст. 17–21) эти злобные и неправедные князья, судьи и народ тщательно исполняли обрядовую часть Моисеева закона. Такое отношение в религии почти всегда было особенностью Израиля, как можно видеть из обличений Псалма 49, из Ам. 5:21–24; Мих. 6:6–7 и позже Иер. 6:18–20. Не то же ли мы видим и во времена Господа нашего Иисуса Христа? (См. Мф. 15:1–9 со ссылкой на Ис. 29:13). Окидывая взглядом всю историю Иудеев, нельзя не видеть, что чрезвычайно редко дух закона преобладал над обрядовою частью. Только Давид, потом Езекия душею своею знали Господа; позже и при Ездре, и во времена Иуды Маккавея был искренний подъем духа к Господу.

11.                                             К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

О жертвоприношениях и порядке их заклания и сожжения мы отсылаем к нашим примечаниям во II т. Св. Лет., к четырем первым главам и в XVI главе книги Левит. Уже и в этой книге закона открывается, для внимательного читателя тот смиренный дух сознания своей греховности, который требовался от приносящего жертву. Это ясно из требования, чтобы приносящий жертву возлагал свои руки на жертвенное животное, сознавая, что смерть животного заменяет его собственную смерть, которую он заслужил своими грехами и преступлениями. Такое же значение имел обряд козла отпущения для всего народа (гл. ХVI Лев.).

Но если дух закона был утрачен, то какое же значение могло иметь убиение животного? – никакого. Вот это именно и повелено Господом пророку Исаии указать народу. „Жертва приятная, благоухание“,-как названа она в кн. Числ XXVIII, 13, 24,-могла приноситься только от сердца чистого, благодарного и смиренного. „Жертвы и приношения Ты не восхотел“, говорил Давид,-„жертва Богу дух сокрушенный, сердце смиренное“ (Пс. 39:7 и Пс. 50:18–19). – Но именно такого сердца не было у народа во времена Исаии: дух кичливый и надменный и уверенный, что, исполнив предписания обрядового закона, он нрав пред Богом, таково было состояние души Израильтян. Они были уверены, что, принеся жертвы, они имеют право требовать благословений и благодеяний Божиих: так низко пал их нравственный уровень, вследствие привычки к идолопоклонническим воззрениям.

12. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, что бы вы топтали дворы Мои?

Есть весьма большое различие исполнять требование закона: „являться пред лице Господа Бога“ (Исх. 34:23; Втор. 16:16), то есть являться со страхом и любовью, – или же являться без всякого чувства в сердце, – топтать помосты дворов храма Господня, как всякое другое место народного собрания, и часто с целию только видеться с друзьями и пировать после жертвоприношения, как в капище. Такое посещение храма Вечно Живущего было нравственным попранием святыни, поэтому то он и отдан был на материальное попрание язычникам. (См. величественное видение Иезекииля о том, как слава Господня оставляет Дом, перед разрушением его Вавилонянами. Иез. 8:3–18, 10:4–18). И действительно, что вносит человек в храм Божий, кроме своей души? Если же эта душа с языческим развитием и пониманием, то чем же разнится попрание храма народом Израильским от попрания храма язычниками? (как напр. 1Мак. 3:45,51). В человеке молится не тело, подобное телу животного (ср. Гал. 5:17), а в нем молится дух, родственный ангелам и могущий подняться вне и выше тела и мира. (Ср. 2Кор. 12:2). Но этот дух может и унизиться настолько, что он сливается с животным телом. Униженный до степени животного человек, входя в храм Всевышнего, конечно только топчет двор храма, и в этом состоянии он разве может исполнить повеление „являться пред лице Господа Бога“, как не может этого исполнить всякое другое животное, забежавшее случайно во храм?

13. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование.

14. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

Эти два стиха суть страшные слова Божии для всех входящих в храм Господень без должного благоговения. Для Израиля эти слова в сущности указывали на разрыв завета Господа с теми личностями семьи Израильской, которых выше в ст. 10 пророк называл князьями Содомскими и народом Гоморрским. Господь запрещает им приносить дары (минха). В Левите II, 1–3 этим именем названо хлебное приношение и присовокуплено: „это великая святыня“. Но здесь, под этим общим именем дар, надо разуметь все жертвоприношения, так как безкровное хлебное приношение обязательно сопровождало все другие роды жертв. (См. in loco во II т. Св. Летописи). Надо еще обратить внимание на то, что в Быт. 4:3–5 обе жертвы и Каина и Авеля названы одним именем минха, дар.

Отменяя приношение всяких приношений, Господь отвергает и курение (ср. Исх. 30:34–38), о котором сказано также: „святынею да будет оно у тебя для Господа“.... „это великая святыня“. „Жертва нечестивых, – как говорил еще Соломон в Притч. 15:8,-мерзость пред Господом“. Нечестивый не может принести Господу „святыню“,-это не во власти его; ибо не возжигание благовоний нужно Господу, оно тогда только великая святыня, когда оно служит символом того, что происходит в душе человека, вознося к Богу самую душу, носящую на себе образ и подобие Божие. Но если в этой душе нет ничего, кроме мерзости, что же принесет пред Господа нечестивый?

Далее Господь отменяет новомесячия и субботы и праздничные собрания246. Все эти собрания народа имели целию укрепить Израиля в единстве религиозного духа, во взаимной любви и в национальном единстве. Но вот народ пошел вслед Ваалов и Астарт и Хамосов и Молохов и повидимому мыслил, что возможно сочетать мерзкие обряды идолослужения с исполнением обрядов закона Моисеева. Он не отдавал себя и своей будущности с покорностию и упованием в руки Творца мира, избравшего его из среды других народов, чтобы сделать его народом обетования; он избрал себе путь самоволия и разъединения и пришел к полному отсутствию любви и правды. При таком состоянии душ среди народа какое значение могли иметь собрания народа, утратившего веру в Бога и любовь к Нему и к брату своему? „Беззаконие и празднование“, восклицает пророк: разве это совместимо? Нет сомнения притом, что самые трапезы, которые следовали за мирными жертвами (Лев. 7:11–17) обратились в пиршества и разгул.

Поразительны последние слова стиха 14-го объявленные народу: „Они (праздники) бремя для Меня; Мне тяжело нести их“, глаголет Господь. Со страхом и трепетом должна каждая душа слушать эти слова, ибо и ветхозаветные пророчества переданы в мир христианский, словами Господа Иисуса: „не нарушить закон или пророков пришел Я, но исполнить“. (Мф. 5:17).

Владыка мира позволил на земле душе человеческой подыматься мыслию выше плоти и земли и славить Творца, и это позволение дано было в ветхозаветном мире народу Израильскому, а в новозаветном всем призывающим Господа нашего Иисуса Христа, Бога воплощенного. Для особенных торжественных славословий учреждены были среди Израиля известные празднества, на которые созывался народ: но вот Сам Господь глаголет, что Ему, милосердному Владыке, тяжело нести эти празднования, до такой степени они стали лицемерны, бессодержательны. Толпы народа собирались, чтобы, так сказать, – лгать и лицемерить пред Творцем, пред собою и пред другими. В храм приходили без веры, без любви, без смирения, чтобы только внешним образом исполнить бессодержательный для неверующего обряд. Это страшное указание для всякого, творящего дело Божие с небрежением. Это более чем горе и скорбь во время наказания Божия зa содеянный грех. Огорчение, намеренно причиняемое Творцу и Благодетелю есть погибель души и Милосердый ко всем Бог, однако по справедливости своей отвергает людей, не хотящих знать Его и старающихся лгать перед Ним. Такое отношение к праздникам Господним и к молитве, как то, на которое указывает Исаия пророк, совершенно равносильно тому, если бы человек выучил птиц произносить молитвы вместо себя, или подобно устройству вертящихся с написанными молитвами машин в буддистских храмах, которых движение считается равносильным молитве. Человеку дано подыматься духом выше земли в своей молитве не для Бога, а для него самого. Господь отказывается от человека, который отказывается сам от высшего благодеяния, ему дарованного.

15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу; ваши руки полны крови.

Последняя часть этого стиха дополняет мысль, почему никакая молитва (даже может быть временно и искренняя) – грешных Израильтян не могла дойти к престолу Божию. Мы выше говорили, что молитва не есть простой акт произнесения молитвенных слов, или бессодержательных для молящагося, звуков. Молитва есть выражение преобладающих в душе стремлений и чувствований; это результат внутренней духовной жизни, лучшая и высшая часть ее, приносимая Богу. Но что же может принести Богу из духовной жизни своей убийца или грабитель или скупец или прелюбодей или идолопоклонник, которые всю мысль свою направляют к злу? Что может принять из их молитв Он, Истина и Милосердие и Святость и Свет?

В 1Тим. 2Апостол говорит: „Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения“. Обличение, произносимое именем Господа пророком Исаией, имеет в виду противоположный факт: „ваши руки полны крови“, потому Господь не может ни видеть, ни слышать вас. Вы приходите без веры, со злобою в сердце, с руками, обагренными кровию, которая „вопиет к Богу“, как же может ваша молитва иметь какое бы то ни было значение пред Богом?

Зрение и слух, о которых в выражениях человеческих говорит пророк о Боге, вовсе не есть антропоморфизм, как на то указывали некоторые; это есть недостаточность и слабость языка человеческого для выражения высших мыслей и отношений Бога к Его созданию. Господь Бог не видит и не слышит человека, когда Ему угодно отстранить его от всякого доступа к Его милосердию. В Плч. 3:44 эта мысль выражена еще так: „Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша“. В Пс. 79восстановление общения с Богом выражено так: „Боже восстанови нас; да воссияет лице Твое и спасемся“. В Пс. 12:1, горе Давида, боявшагося, что Господь оставил его, выражается в словах: „Доколе Господи будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?“- Таково значение этих выражений во всем Священном Писании.

16.                                            Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

17.                                             научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Следующий (18) стих обещает прощение Господа, если Израиль исполнит повелеваемое ему 16 и 17 стихами. В этих же двух стихах вкратце очерчена деятельность того, который хочет возвратиться к Господу. Первое требование: омойтесь, очиститесь! Нельзя никому в осквернении греха нераскаянного, не заглаженного, не отвергнутого душею, предстать пред Господа.

Второе требование: перестаньте делать зло. Иногда под этим выражением разумеется идолопоклонство как во Втор. 4и ср. 4Цар. 17:17; но часто и всякие другие грехи, как напр. грех Давида 2Цар. 11:27. Стих 16 указывает на необходимость перестать делать зло, на действие воли, долженствующей силою, ей от Бога данною, отказаться от всякого злого и порочного поступка. Третье требование делать добро. Стих 17 указывает на деятельность добра. Первое, чего должен всегда и везде искать человек – это правды. Поставив ее целью в жизни, человек не уклонится с пути добра, памятуя, что Бог есть истина, а правда есть исполнение на земле истины, т. е. воли Божией. Все, что не стремится к Богу есть ложь, а мы знаем, кто есть отец лжи. Но и в исполнении правды есть особенно возлюбленные Богом деяния, кои суть и правда и любовь, ибо Бог есть и любовь. Помощь страждущему, восстановление права слабого, в особенности помощь, оказанная сиротам и вдовицам суть деяния, закрывающие множество грехов.

„Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш небесный“, сказал милосердый Господь наш Иисус Христос, пришедший исполнить закон в духе и истине. (Лк. 6:36; Мф. 5:17).

18. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю. Если будут красны, как пурпур, как волну убелю.

В покаянном (50-м) Псалме Давид, – этот высоко духовно-развитый человек,-начинает свое моление о помиловании сознанием прежде всего греха своего, чистосердечным покаянием: „помилуй мя Боже.... яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.... (аз) лукавое пред Тобою сотворил“. Сознание вины и покаяние в грехе заключают в себе и волю и обещание исправления. Этого именно и требует Господь от Израиля: сознай свои преступления, отстань от зла, начни делать добро и вот Господь идет уже на встречу грешнику и говорит ему, что все его грехи будут забыты, что они будут омыты и кровавые пятна греха исчезнут. Заметим, что стихи с 16 по 21-й этой главы, составляют Паремию в навечерие перед Богоявлением, так что Церковь несомненно признает в них пророчество, – не только относящееся ко временам нравственного поднятия Израиля (как при Езекии, при Ездре, при Маккавеях), но и пророчество вечное, Мессианское, вполне исполнившееся лишь в воплощении Сына Божия, крестившагося как человек от Иоанна Крестителя, и как человек за все человечество восприявшего благодать Духа Святого, во время крещения247. Багряные зловещие пятна, свидетельствующие о совершенных преступлениях, исчезают, омытые Господом,-если прежде того они подготовлены к омытию слезами покаяния.-Законы правды Господней неизменны, ибо истина Его от века в вечность: но открывались человеку тайны Божия милосердия лишь постепенно, до великой тайны любви: воплощения Сына Божия и страдания Его за человека ради спасения его.

Не милосердый ли Сын Божий поведал нам, что грешника „приходящего ко Мне не изжену вон“ (Ин. 6:37). Но чтобы придти к Господу надо начать идти, на это и указывал Исаия именем Господа в 16 и 17 стихах, прибавляя, что Господь только при этом условии обещает убелить грехи сознающих их и начинающих творить добро. Грядущий к Господу, как говорит Апостол (Рим. 12:1–2) „преобразуется обновлением ума“. Но грядущего к Господу благодать освящает на труд обновления: Господь ему помощник.

19. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;

20. если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

„Вот я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие“,– говорил Моисей. „Благословение, если послушаете заповедей Господа Бога вашего.... а проклятие, если не послушаете их“. (Втор. 11:26–28). И еще: „Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро; смерть и зло“ (Втор. 30:15). То же самое вещает Исаия в своем пророчестве; то же самое вещали и предыдущие пророки, как напр. Осия в гл. IV и VI (см. Пс. 80 и перв. главу притч); и последующие, как напр. Иеремия VII, 23–24; Иезекииль ХVIII и XX, а также XXXIII, 11–19; Софония гл. II, и мн. др.

По поводу высказанного Пр. Исаиею в стихах 19–20 пророчества мы сделаем два замечания. Первое, что представляется несомненным, как мы говорили выше, что он знал подлинный текст Второзакония и думаем притом, что тора, совсем почти забытая народом, кроме обрядовой части (сохраняемой коленом Левия), сохранялась не только в колене Иуды, но и в Царстве Израильском в пророческих школах, но сохранялась в тайне, страха ради царей, склонных к культам тельцов и языческим. Другое наше замечание заключается в том, что народу вообще в ветхозаветный период предлагаются в награду земные блага. Еще не пришло время раскрыть человеку, что „царствие Божие внутри нас есть“ (Лк. 17:21), что счастье не зависит от земных благ, и что отечество человека в обителях небесных (Ин. 14:2).

21. Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия? Правда обитала в ней, а теперь – убийцы.

Когда обитала в Иерусалиме правда? Когда столица была верною? и когда она начала блудодействовать? В Иерусалиме обитала правда Божия при Давиде, со времени основания в Иевусе столицы царства и перенесения в нее ковчега завета и когда царь и народ чтили Господа с полным благоговением и страхом Божиим во все дни царствования его. Грех, совершенный Давидом, не изменяет этого взгляда. Царь увлекся похотью, согрешил и покаялся, но не изменил Господу Богу своему. И народ Иерусалима и всей Иудеи оставался верным Богу завета, как супруга верная Супругу своему. (Ис. 49:18–26, 54:1–7 и мн. др.)248. Не было идолов или культов языческих во Израиле во время Давида. Между тем именно отпадение от Иеговы и служение иным богам называется в священном писании блудом народа, ибо Бог завета, как супруг церкви, есть Бог ревнитель249. И при Соломоне в начале и средине его царствования, когда он начал строить храм Божий и был мужем одной жены, притом монотеистки, как о том мы говорили в IV т. Св. Летописи250,-когда он заботился об окончании этого храма и молился в нем и сам заботился о народе своем, тогда и правосудие и радость царствовали во Израиле (3Цар. 3:28, 4:20,34, 10:4,6,8–9). Но вот поднялась над Иерусалимом тьма; ум мудрого померк; в растлевающей среде гаремной жизни стареющий царь забыл свои обязанности как царя народа завета в отношении к Богу благодетелю своему и забыл, как мы говорили, (см. IV т. Св. Летописи, Екклезиаст) обязанности к народу своему. Тогда и началось блудодейство в Иерусалиме, т. е. служение другим богам, которое началось от самого царя и вскоре как пламень охватило весь народ обетования. Правители Соломона начали править жестоко и несправедливо, надеясь на безнаказанность, а народ, подавленный в конце царствования налогами и работами (ср. 3Цар. 9:22, с 3Цар. 12:4,11), утратив веру и в царя и в Бога, пошел в капища, устроенные самим царем, а часть его и притом большая, отторгается от дома Давида и создает особое царство, в котором вводится поклонение Богу завета, под символическою египетскою формою тельцов, которая конечно немедленно обращается в простое идолопоклонство. И с тех пор в столице, как во всей Палестине не прекращается блудодейство избранного народа. С потерей страха Божия наступает падение чувства правды; с язычеством и развратом меркнет разум, который теряет способность отличать добро от зла; остаются в силе животные инстинкты, подсказывающие сильному грубый эгоизм и насилие для достижения узко себялюбивых целей. В этом обществе начинается грабеж, причем не только явный, но даже грабеж, облеченный в форму суда. А Господь устами Давида говорит судьям, что они подобны богам251, и вот они стали употреблять священное звание свое на грабеж. Было время, когда правда обитала в Иерусалиме, а теперь-убийцы.

22. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;

23. князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются зa мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.

Пророчество произносится во время Озии, и мы напомним при этом, что идолопоклонство, начавшееся при Соломоне, особенно укоренилось среди Иудеев со времени Гофолии; культ Ваала, правда, был искоренен при первосвященнике Иодае, но уже Амасия, отец Озии, вносит каких то богов Сеира в Иерусалим (2Пар. 25:14). И замечательно, что более всего были склонны к идолопоклонству вельможи, близкие царю, как это ясно из 2Пар. 24:17–18. Самое вторжение Озии в область священнослужения доказывало, что он не хотел повиноваться законам Иеговы, не понимал даже значение царя народа Израильского, который как и земля, народу дарованная, принадлежал не царю, а Богу завета-Иегове. Озия хотел быть таким царем какими были языческие цари Тира и Сидона и Дамасска и Ниневии, хотел соединять в лице своем высшую власть, и царя и первосвященника. Он был, как мы знаем, поражен проказой. Но самая попытка его принять на себя права и обязанности первосвященника доказывает утрату понимания законов, данных Богом Израилю. Но если и царь и вельможи были проникнуты языческим духом окружавших их народов; если „справедливые законы“ (Втор. 4:8), данные народу Богом, были забыты, если чувство правды померкло, то что же удивительного, что во всем царстве стали преобладать и ложь, и торговые обманы, и судебный грабеж, может быть даже судебное убийство в угоду заплатившим за него252. Поэтому-то князья названы Исаиею законопреступниками и сообщниками воров и взяточниками.

По поводу слов пророка: „серебро твое стало изгарью“, мы заметим, что Иеремия называет такое серебро „отверженным (т. е. испорченным) серебром“ (Иep. 6:29–30). См. еще у Иезекииля XXII, 18 сравнение самого Израиля с изгарью: „все они олово, медь и железо и свинец в горниле: сделались как изгарь серебра“. Повидимому в стихе 22 разумеется у пророка Исаии продажа весьма низкопробного серебра, за чистое.

24. Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!

Гебраисты указывают в воззвании к Богу на следующие особенности его. Первое имя Господь есть имя Адон (господин), но с определительным членом: ha-Adon, der Herr, форма, весьма редко встречающаяся в Св. Писании, и смысл которой тот, что Бог есть единственный Господин и Владыка вселенной, и никто кроме Его не может быть назван Господом. Форма эта еще встречается в кн. Исход XXIII, 17 и ha-Adon переведено у нас по-русски: Владыко, Господь. У пророка Исаии форма эта еще встречается в Ис. 3:1, 10:16,23 и Ис. 19:4, и всегда после нее у пророка неизменно следует имя „Господь Саваоф“ и притом с указанием на возмездие зa зло. Замечательно, что точно также у Апостола Иакова (Иак. 5:4) с именем Господа Саваофа соединена угроза возмездия за обиду слабого. Господь Саваоф есть Господь сил, т. е. Господин всех сил мира. В основном еврейском значении цебаот253 означает войско, а в выражении Иегова-Цебаот означало самого Бога, ведущего Израиля к победе254. Таково несомненно было первоначальное значение этого имени, но во времена Исаии оно получило повидимому более широкое и таинственное значение; имя это очевидно начинает употребляться для выражения идеи всемогущества Божия, – единого Владыки всех многообразных сил мира, Им сотворенных, и Владыки тем сил духовных,-Ангелов вестников Его и исполнителей Его повелений. Далее упоминается еще имя Божие: „Сильный Израилев“, которое характеризует речь пророка Исаии. (См. вступление). Совершенно тожественная с этой форма имени Божия есть: „Сильный Иаковлев“ , которая встречается у пр. Исаии в главах 49 (ст. 26) и 60 (ст. 16) и в Пс. 131:2,5: „Сильный Иакова“. Преобладающая мысль в ст. 24 первой гл. Исаии пророчества, есть та что все силы мира ничтожны в сравнении с Единым Сильным;-слово Которого вызвало все эти силы из небытия к бытию. Попустит ли Владыка мира ничтожному созданию своему человеку попирать безнаказанно Его повеления, данные для его же счастья?

26. И обращу нa тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;

„Десница Господня высока, десница Господня творит силу“. (Пс. 117:16). Господь хочет десницею Своею, которою Он вывел народ из Египта (Исх. 15:6,12), спасти и теперь народ от рабства греха. Но, как пророчествует Исаия (Ис. 6и мн. др.), спасется лишь остаток, а остаток этот есть тот же Израиль, от которого отделены вредные и нечистые примеси, как в сребро-свинцовых рудниках выделяется серебро переплавкою серебряной руды с баритом (щелочью). В человеческом обществе переплавка эта творится посредством горя и скорбей, посылаемых Богом: так очищаются целые народы, так очищаются и люди, каждый в отдельности255. „Вот Он идет, – говорит прор. Малахия (Мал. 3:1–3), – Он как огонь расплавляющий и как щелок очищающий“.

Горнила, в которых очищался Израиль, были: во-первых, плен десяти колен при Салманасаре и потом разрушение Иерусалима и плен Вавилонский жителей Иудеи. Несомненно, как свидетельствует и история, и предание, все колена Израилевы навсегда в плену излечились от идолопоклонства. Но им предстояло быть очищенным в другом горниле. Во-первых, появился Сын Божий во плоти, который словом Своим и страданием Своим и воскресением Своим отделил пшеницу от зерна, и тяжеловесное зерно от мякины256; а потом горнилом испытания было разрушение Иерусалима и ветхозаветного храма, после чего наступило уже рассеяние непокорного Израиля по всей земле.

26. и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: „город правды, столица верная“.

27. Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его – правдою;

Пророчество это, как многие другие, заключает в себе целый ряд исполнений его, которые суть временно прообразовательные исполнения великого еще грядущего во время произнесения пророчества события воплощения Бога Слова, в котором исполнились все пророчества. Мы увидим ниже в III главе, что одно из первых наказаний народу есть отнятие у него мудрых вождей и честных судей, что совершается самим грехом распевающим ум и сердце народа грешников. При Исаии наказание уже началось: Господь отступил от Израиля и попустил его ходить путями своими-языческими. Дурные люди уже стали во главе управления и суда, а люди честные и добрые, устрашенные массою испорченных и злых людей, удалились от дел и пребывали в безмолвии. Это безмолвие разумных и богобоязненных членов общества доказывало, что Господь оставил народ257. Разумные главы и вожди народа даруются ему Господом. В читаемом пророчестве Господь обещает для восстановления народа очистить серебро от примесей, и тогда снова возсияет Сион, – эта избранная Богом часть Израиля, а сияние Сиона проявится прежде всего в том, что во главе народа снова встанут мужи разумные и великие (Езекия, Ездра, Зоровавель, Неемия, Маккавеи) и повелит Господь пророкам глаголать слова правды и мужам добра творить суд правды. Пророчество это произнесено во времена царя Озии и предрекало многие события и временные возвраты к добру, проводя неизменно одну мысль, что покаяние есть необходимое условие прощения. И покаяние это проявлялось в Иерусалиме несколько раз, но все эти исторические моменты исполнения пророчества были лишь прообразы того покаяния, которое принесено было верующими после страдания и смерти и воскресения Иисуса Христа, Сына Божия; эти поверившие и покаявшиеся стали церковью Христовою, они воссоздали Сион: тогда только исполнились слова Исаии: „тогда будут говорить о тебе Сион: город правды, столица верная. Сион спасется правосудием и сыны его правдою“.

Господь есть абсолютная Истина258: творить истину значит творить „дело Божие“. И любовь есть не что иное, как проявление истины вечной. Любовь лежит в основании справедливости: посему то: „Сион спасется правосудием и обратившиеся сыны его правдою“. С этим надо сравнить еще в песни о Возлюбленном (Ис. 5:16) слова: Бог святый явит святость Свою в правде и в 44 псалме (См. Св. Лет. т. IV, ч. I, стр. 228) „правда и суд основание престола Его“ (Господа, Христа).

28. всем же отступникам и грешникам – погибель, и оставившие Господа истребятся.

29. Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;

Стих 29 получает еще большее освещение словами пророка Осии, пророчествовавшего против Израиля, несколько ранее Исаии: „На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши.... вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы “ (Ос. 4:13–15). К этому Осия прибавляет: „Если ты Израиль блудодействуешь, то пусть бы не грешил Иуда“.

Очевидно, что оба пророка говорят об одном и том же грехе отступления от Господа, чтобы предаться идолопоклонническим обрядам, сопровождаемым растлением нравов259. Сады указывают, может быть, и на служение Адонису или Таммуцу, так как известны многие сады, устраиваемые в честь этого божества в Сирии и в Финикии и, вероятно, перешедшие в Палестину из Финикии. О распространении этого культа в Иерусалиме см. Иез. 8:14; объяснение же плача женщин по Таммуце (или Фаммузе в нашей Библии) см. подробное объяснение у Ленормана (Lettres Assyriologiques 1872, L. V „La Кааbah“) и у мн. др. Был еще в Сирии на Оронте знаменитый сад, посвященный Аполлону и Дафне, близь Антиохии; но слава его распространяется лишь со времен Селевка Никатора, создавшего, или, может быть, только зaново построившего древний храм этому божеству260.

В стихе 28 угроза произносится всем этим чадам народа обетования, которые, забыв великие откровения Его и повеления и заветы Его (Втор. XXVIII; Пс. XXXVI), увлеклись гнусными вожделениями плоти и потому впали в безумие, забыв Творца мира, чтобы кланяться идолам и бесам. Этим несчастным грозит истребление (ср. след. стихи), ибо они не только не нужные члены той святой общины, которая созидается Господом, но еще вредные члены; это горючий материал, который воспламенится и сгорит от собственных страстей.

30. ибо вы будете как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

31. И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть вместе, – и никто не потушит.

Последствием не раскаянного греха, а паче всего отпадения от веры во Единого Милосердого и Всепрощающего Целителя,– служит увядание и совершенное бесплодие: другими словами совершенная бесполезность жизни для себя и других. Все деяния отпавшего от Господа народа не приносят ничего, кроме неудач и несчастий, точно также деяния и предприятия человека, преданного греху и притом отвергающего протянутую ему руку спасения Милосердого Творца, всегда кончаются и горем для других и гибелью для него самого261. Для наблюдающего за феноменами жизни не безызвестно, что самоубийства происходят почти исключительно под давлением мысли, что он (готовящийся наложить на себя руки), никому не нужен; что он не может сделать добра. Многие знают также, что спасение такого отчаянного чаще всего заключается в том, что милосердие Божие открывает пред ним, устами кого бы то ни было, путь, по которому он может принести пользу другим и творить добро, с некоторым самопожертвованием. Когда в человеке вновь вспыхнет пламень надежды, тогда вспыхнет и пламень любви к Господу и своим подобным, и он спасен. Посему угроза Господня об увядании народа как дуб, которого лист опал и как сад, лишенный животворной влаги, есть угроза равносильная отчаянию и смертному приговору. Это образно указано Господом нашим Иисусом Христом на смоковнице, которую Он обрек на бесплодие, потому что на ней не было плода: „и смоковница тотчас засохла“262. В царстве Божием не может быть ни застоя, ни индифферентизма, ни бесплодия: „всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь“263. „Кто не прибудет во мне, говорил Сам Господь, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают“264.

В царствии Божием человек или народ или развиваются и идут вперед к совершенствованию, или идут назад: „Кто не со Мною, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает, глаголал Господь“ (Мф. 12:30).

Но человек и народ, идущие назад, отвергающиеся Бога и законов Его правды и добра265, как лишенные живоносной влаги дуб и сад, засыхают: в конце смерть; вопрос когда?– есть только вопрос времени, и только милосердие Божие может снова оросить засыхающий сад благодатию, и человек или народ может покаяться, как то было в Ниневии.

Мы увидим ниже в стихе 13 главы VI, что для Израиля, получившего обетования, Господь предусматривает нечто высшее и таинственное. Древо Израиля засыхает окончательно, но из корня этого засохшего древа Израилева произрастает Отрасль (Ис. 11:1–5 и ср. Ис. 9:6), Младенец, которого имена подобны именам Всевышнего, и с рождением Которого связуется возсоздание Сиона, верной церкви вечного Бога. Засохли сердца народа Израильского, но как Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3:9), так может в бесплодной пустыне Израиля, управляемого фарисеями и книжниками, создать сад Божий: и это совершилось в церкви Христовой, оживленной благодатию Духа Святого.

Стих 31 переводится в различных переводах различно; так Вульгата вместо слов: „сильный будет отрепьем“, переводит: „erit fortitudo vestra ut favilla“. Немецкий перевод Лютера дает: „wenn der Schutz wird seyn wie Werg“.-И Славянский с греческого: „будет крепость их как стебль изгребия“. Но мы предупреждаем, что лучшие и новейшие переводы или поправки к старым переводам совершенно согласны с нашим русским Синодальным переводом 31-го стиха. Значение этого стиха таково: тот, кто считается сильным во Израиле и величается этим, есть как отрепье, если он отпал от Бога; он лишь горючий материал, готовый для сожжения, и он сам своими деяниями производит ту искру, которая воспламенит его, и он сгорит. Тот же образ повторен в Ис. 50:11. Этот, возженный грехом, губительной для грешника огонь не может быть потушен, потому что он есть последствие отпадения от Бога; а Бог есть Бог ревнитель266.

* * *

239

В Рим. 10:19–21 – Втор. 32и Ис. 65:1,2 и Рим. 15:10,12 – Втор. 32и Ис. 11:1,10.

240

Schmieder: der Prophet Iesaja. Но мы укажем, что и проф. Якимов в пр. на главу XXXIV Исаии на стих 1-й, также понимает как мы воззвание к вселенной. (Комм. на Ис. стр. 518).

241

„Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих.... и сама тварь освобождена будет от рабства тлению“.

242

См. слова Моисея во Втор. 4:5–8 и пр. Св. Лет. т. III.

244

Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, Втор. 8и прим. в Св. Лет. См. еще Мф. 4:4.

245

Мы опять указываем на ссылки Исаии на текст Второзакония: очевидно, что Второзаконие было ему хорошо известно.

246

См. Чис. 10и ср. 1Цар. 20:18; см. Лев. 23:4,7,21–38 и примечание на XXIII гл. Левита в II т. Св. Летописи (см. в особ. пр. 12-е).

247

См. в нашем опыте изучения Евангелия св. Иоанна Богослова всю первую главу, но в особенности часть I стр. 91–93 и ср. выписки из св. Отцев вселенских на стр. 113–123.

248

Ср. еще Иер. 2:2, 3:1; Иез. 16; Зах. 9 и мн. др.

250

Св. Лет. том IV, часть I, стр. 273–275.

251

Пс. 81:6; ср. Исх. 18:21–22,25–26, 21с прим. во II т. Св. Летописи и Втор. 1:16–18 с пр. в III Св. Летописи. Суд есть дело Божие, потому в Исходе судьи названы елохим.

252

Не касаясь вопроса о принадлежности к книге пр. Даниила сказания о Сусанне, мы указываем на пример возможного судебного убийства.

253

Цаде, Бет, Алеф, Вав и Тав.

254

Ср. в Псалме 43 (ст. 10) Корея, жалобу его, что ныне Иегова не выходит с войсками Израиля.

257

Так было и во время террора, так бывает всегда, когда злые принципы начинают торжествовать.

258

См. Ин. 8и объяснение в наш. Опыте изучения Евангелия Св. Иоанна Богослова.

259

Ср. еще 4Цар. 16:4, 17:10–12 и ниже у пр. Исаии Ис. 65:3, 66:17.

260

Есть много предположений о том, что чествование Аполлона в Азии внесено в Азию лишь Греками и связывалось ими намеренно с древними местными божествами.

261

По большей части даже в настоящей жизни. Даже любовь, часто чистая и искренняя, такого человека без религиозных начал приносит с собою несчастье.

265

Мы заметим, что есть школа в сущности атеистов, которые проповедуют, однако, нравственные начала и законы христианские. Это школа позитивистов и к ним примыкают и другие писатели. Мы не раз говорили об этом явлении, что нынешнее общество, которое живо исключительно Словом Божиим, которое сделалось плотию, отрицается часто живоносного источника. Но эти учения, не признающие Христа, засохнут и погибнут, ибо только Слово Божие пребывает во век.

266

Исх. 34:14; ср. Исх. 20и см. Втор. 29:20–26. Ср. еще Песн. 8:6–7 и наши замечания в IV т. Св. Летописи, ч . I, стр. 332 и пр. 63.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle