Георгий Константинович Властов

Священная летопись. Том третий

Содержание

Вступление
Четвертая книга Моисеева. Числа Глава I. Исчисление Израиля, Левиты призываются к особому служению Богу Глава II. Порядок устройства колен Израилевых по станам Глава III. Сыны Аароновы, назначение Левитов: они взяты на служение Богу вместо первенцев; роды Левиины, потомки Гирсона, Каафа и Мерари. Выкуп первенцев, превышающих число Левитов Глава IV. Исчисление Левитов от тридцати до пятидесяти лет; снятие скинии; обязанности сынов Каафовых; обязанности других родов колена Левиина. Численность Левитов по родам Глава V. Нечистые высылаются из стана; закон об возврате неправильно приобретенного; закон о ревновании Глава VI. Закон о назореях; формула благословения Глава VII. Приношения начальников Израилевых: по окончании и освящении скинии, и при освящении жертвенника. Господь глаголет Моисею в скинии Глава VIII. Освещение скинии лампадами; посвящение Левитов; закон о Левитах и времени их служения Глава IX. Новое повеление о Пасхе; Пасха не очистившихся и путешествующих. Облако над скинией Глава X. Серебренные трубы. Движение в пустыню Фаран. Порядок движения. Медианитянин Ховав. – Благословение Моисея при остановке и движении Глава XI. «Горение» в Тавера; народ плачет о мясе. Моисей вопиет к Господу; Господь назначает семьдесят старейшин ему в помощь. Перепела и язва в Киброт-Гатаава. Движение в Асироф Глава XII. Неудовольствие Аарона и Мариамь против Моисея, Мариам покрывается проказой и исцеляется по молитве Моисея, но исключается из стана на семь дней Глава XIII. Послание людей для разузнания о земле Ханаанской действии их; их повествование; Халев опровергает их показания Глава XIV. Ропот народа; Иисус Навин и Халев стараются его успокоить; гнев Господень; наказание народу за ропот, смерть соглядатаев; народ без разрешения Господа идет против Амаликитян и Хананеев и терпит поражение Глава XV. Закон о жертвоприношениях и возлияниях; те же законы для туземцев и пришельцев; приношение от начатков теста. О грехе по недосмотру и ошибке. Закон о хулителях. Казнь нарушителя субботы. Кисти на одежде Глава XVI. Возмущение Корея, Дафана и Авирона; Моисей приказывает народу отступить от шатров возмутившихся и земля поглощает их, а огонь сжигает принесших кадильницы. Чума появляется в лагере за ропот против Моисея и Аарона; Аарон с кадильницей заступает народ Глава XVII. Жезл Ааронов расцветший; полагается перед ковчегом в знамение для непокорных Глава XVIII. Обязанности священников и Левитов; части жертвы и возношения принадлежащие священникам; содержание Левитов, десятая часть его обращается в возношение ГлаваXIX. Очистительная вода из пепла рыжей телицы; законы об очищении Глава XX. Прибытие сынов Израиля в пустыню Син; Смерть Мариамь; ропот вследствие недостатка воды. Моисей ударяет дважды жезлом в скалу и вода течет из нее. В Кадесе Моисей просит у Едома прохода через его земли; отказ Едома, смерть Аарона на горе Ор Глава XXI. Битва Израильтян с Арадом и заклятие народа его. Ропот народа Израильского в пустыне. Змеи и раскаяние народа. Медный змей. Несколько станов. Песнь Израиля о колодце. Сигон Аморрейский разбит. Песнь Израиля о победе. Поражение Ога Вассанского Глава XXII. Израильтяне стоят против Иерихона; Валак царь Моавитян посылает дважды к Валааму сыну Веорову, чтобы призвать его для проклятия Израиля; Ангел Господень заграждает путь Валааму; Валаам приходит к Валаку Глава XXIII. Жертвоприношение Валаама; Притча Валаамова первая ст. 7–10; жертвоприношение второе; притча Валаамова вторая ст. 18–24; жертвоприношение третье Глава XXIV. Валаам вдохновенный свыше, произносит третью притчу (ст. 3–9); Гнев Валака; притча Валаамова четвертая (ст. 15–19); притчи Валаамовы: пятая на Амалика; шестая на Кенеев; седьмая на Ассура (ст. 20–24) Глава XXV. Блуд и идолослужение Израильтян в Ситтиме; Финеес убивает Мадианитянку и начальника поколения Симеонова Зимри; особое благословение Финеесу. Вражда с Мадианитянами Глава XXVI. Исчисление Израиля на равнинах Моава, повеление о разделе земли по коленам и относительной численности родов. Исчисление Левитов. Исключая Халева и Иисуса Навинане не остается никого в живых из старого поколения Глава XXVII. Дочери Салпаада просят наследственного удела; законы наследования, Моисей получает повеление Господне о смерти своей и о своем преемнике Глава XXVIII. Повторение закона о жертвоприношениях постоянных, о жертвах субботних; о жертвах в новомесячия; о Пасхе; о празднике первых плодов Глава XXIX. Праздник труб; день очищения; праздник кущей и сященное собрание; восьмой день отдания праздника кущей Глава XXX. О соблюдении обетов; ограничение права обетов женщины в доме отца и мужа; ненарушимость обетов вдовы и разведенной жены Глава XXXI. Война против Мадианитян; смерть царей Мадиамских и Валаама; Моисей упрекает военачальников в дарование жизни замужним женщинам. Очищение воинов и добычи; раздел добычи и часть из нее Господу. Добровольное приношение воинов в сокровищницу скинии Глава XXXII. Сыны Рувима и Гада просят удела на восток от Иордана; Моисей сначала отказывает им, но при обещании их помогать братьям своим овладеть Палестиною, соглашается. Они овладевают страною и строят города. Пол колена Манассиина также поселяется на восток от Иордана Глава XXXIII. Сорок два стана сынов Израилевых; повеление уничтожить идолов Ханаанских и прогнать жителей Глава XXXIV. Граница земли, данной в наследие Израилю; имена лиц, которым поручен раздел земли Глава XXXV. Отделение городов с выгонами для жительства Левитов; сорок восемь должно быть их; шесть городов для убежища. Законы об убийстве; запрещение выкупа за кровь Глава XXXVI. Наследницы уделов в коленах Израилевых должны выходить замуж за сынов своего колена. Дочери Салпаада исполняют этот закон. Заключение книги Чисел Пятая книга Моисеева. Второзаконие Вступление Глава I. Моисей говорит народу и напоминает ему: обетования, избрание начальников и судей по коленам, посылку соглядатаев, ропот народа, приговор, произнесенный над старым поколением, и поражение при Хорме Глава II. Продолжение речи Моисея: по окончании сорокалетнего странствования Господь приказывает идти к «северу» и не начинать войны с Эдомом, с Моавом и с Аммонитянами. Сигон Аморрейский предан Господом в руки Израиля Глава III. Покорение Вассана; одр Ога Вассанского; раздел земли двум с половиною коленам. Моисей молится о позволении войти в землю обетования; Господь не разрешает ему не позволяет увидеть ее издали Глава IV. Продолжение первой речи Моисея: он напоминает Израилю чудеса Господни и увещевает его к послушанию. Назначение трех городов убежища на восток от Иордана Глава V. Завет Господень: десять заповедей. Народ просит, чтобы Моисей один предстоял пред Господом и передал им слова закона Глава VI. Торжественное напоминание Израилю, что Бог един; предупреждение не служить богам иным; праведность Глава VII. Запрещение вступать в дружественные или родственные отношения с народами живущими в земле обетования. Благословение Божие и помощь Его связанная с исполнением законов Глава VIII. Израилю напоминается о благодеяниях Божиих и он увещевается быть послушным Глава IX. Не праведностью своею Израиль достигает владения землею обетования, а милостью Божиею. Напоминание о грехах Израиля Глава X. Господь возобновляет милостью Своею завет и две скрижали; продолжает в народе священство Аарона в лице сына его; отделяет на служение Себе колено Левино. Одного требует Господь, послушания Глава XI. Продолжение увещания к послушанию, ибо очи Израиля видели чудеса Господни и в награду его ожидает благословение. Израилю предлагается избирать благословение или проклятие Глава XII. Законы данные в развитие предыдущего увещания: уничтожение идолов; служение Господу на избранном им месте; милосердие к Левиту; запрещение есть кровь; предупреждение не искать богов чуждых Глава XIII. Всякий прельщающий Израиль к идолослужению должен был предан смерти. Города предавшиеся идолослужению должны быть разрушены Глава IV. Законы обрядовые; запрещение нарезов и других знаков в знак траура; о чистых и нечистых животных; десятины Глава XV. В седьмой год: отпущение долгов; не следует отказывать просящему взаймы; отпущение рабов евреев. Повторение закона о первенцах Глава XVI. Праздники в которые следует приходить к дому Господню: Пасха, праздник седьмиц, праздник кущей. Назначение судей. Воспрещение садить рощи и ставить столбы с идолопоклонническими целями Глава XVII. Жертвенные животные должны быть без порока. Идолослужители должны быть преданы смерти. Недоумения местного суда рассматриваются священниками и судьями главного в города. Не послушавшийся решения первосвященника предан будет смерти. Об избрании и обязанностях царя Глава XVIII. Нет удела священнику и левиту: Господь – удел ему. Часть священника, Содержание Левита. Повеление избегать мерзостей языческих. Повеление слушаться имеющего придти Пророка. Ложного пророка следует предать смерти Глава XIX. Города убежища; о нечаянных и намеренных убийствах. Неприкосновенность межи. Не менее двух свидетелей для обвинения. Наказание ложного свидетеля Глава XX. Распоряжения перед войной. Приказание предлагать мир городу и только при отказе платить дань, осадить и разрушить его. Не рубить во время осады плодовые деревья Глава XXI. Законы: о трупе убитого когда неизвестен убийца: о конкубинате с пленницей взятой на войне; о части наследства первородного, даже рожденного от жены нелюбимой; о непокорном и буйном сыне; о повешении казненного на дереве Глава XXII. Разные законы Глава XXIII. Кто может и не может войти в общество Господне. Разные законы Глава XXIV. Разные законы Глава XXV. Разные законы; в числе их закон левирата (ст. 5–10) Глава XXVI. Приношение первых плодов и воспоминание израильтянина о милостях Господних. Десятина третьего года и молитва дающего десятину. Окончание первой части речи Моисея Глава XXVII. Приказание начертать закон на камнях и построить жертвенник, перейдя Иордан. Разделение колен на горах Гаризим и Гевал, чтобы произносить благословение и проклятие Глава XXVIII. Благословения и проклятия Глава XXIX. Возобновление завета; воспоминания помощи Божией; идолопоклонство принесет с собой несчастие народу Глава XXX. Великие милости обещанные раскаявшимся. Заповедь доступна для всех. Жизнь или смерть предлагается Израилю Глава XXXI. Последние распоряжения Моисея: он вселяет мужество народу, отдает закон на охранение священникам, по приказанию Господню приводит Иисуса Навина к скинии, слагает песнь во свидетельство против Израиля Глава XXXII. Песнь Моисея о Господней милости и о Господнем гневе. Призвание язычников к церкви Божией. Повеление Господне Моисею войти на гору и умереть Глава XXXIII. Благословение Моисея человека Божия. – Величие Господа; благословения изреченные коленам израилевым; Блаженство Израилево Глава XXXIV. Моисей восходит на гору; видеть землю обетования; умирать; никто не знает места его погребения. Плач по Моисею; Иисус Навин делается вождем народа. Великое значение Моисея  

 
Вступление
В книге называемой LXX Числа в Вульгате Numeri, евреями Вайедебер или Бемидбар, рассказано пребывание израильтян в пустыне, от того времени как закончено законодательство при горе Синайской, (Лев. XXVII 34), до той минуты, когда они стояли на равнинах Моавитских у Иордана против Иерихона (Числ. XXXVI 13).
В книге Чисел можно различать следующие четыре отдела:
1. Исчисление народа, приготовление к дальнейшему движению: (первые десять глав до X, 10 стиха включительно).
2. В 20-й день второго месяца второго года подымается облако от Скинии откровения (X, 11) и Израильтяне идут от Синая до границы Ханаана: здесь сначала отказываясь идти в Палестину, а потом, вступив в бой с амалекитянами и хананеями без повеления Божия, Израильтяне разбиты. Над Израилем произнесен приговор сорокалетнего странствования. Гл. XIV, 45 есть конец этого отдела.
3. Между вторым и четвертым отделом протекает более 38 лет; третий отдел заключает в себе несколько постановлений и событий, относящихся к продолжительному времени странствования в пустыне. Отдел третий объемлет главы от XV, 1 до XIX, 22.
4. Четвертый отдел заключает в себе историю последнего года, проведенного в пустыне т. е. сорокового года после исхода; отдел этот заключает в себе остальные главы от XX, 1 до XXXVI, 13.
События, рассказанные в книге Чисел вообще расположены в хронологическом порядке, но в третьем отделе, обнимающем собою значительное пространство времени приведены лишь отдельные события, которых хронологическое место в общем ходе повествования с достоверностью определить нельзя. Во всех отделах встречаются разные отдельные законодательные постановления, по видимому, возникающие из самих событий.
Хронология книги Чисел располагается следующим образом:
1. Повествование начинается первым днем второго месяца второго года: «по выходе Израиля из земли Египетской» (I, 1), смерть Аарона имела место в первый день пятого месяца, «сорокового года» (XXXIII 38) на горе Ор то есть вскоре после того как Израильтяне из Кадеса начинают свое движете в Ханаан, направляясь в югу, чтобы обогнуть горы Сеир.
2. Как мы выше говорили между двумя этими событиями (т. е. исходом и смертью Аарона) протекает тридцать восемь лет три месяца, (см. Второз. II: 14.) и в это время долгого и грустного странствования вымирает то не послушное поколение израильтян, которым Господь сказал, что они не увидят земли обетованной, но что трупы их падут в пустыне (XIV 32).
3. Торжественное повторение закона, записанное во Второзаконии произносилось Моисеем в одиннадцатый месяц сорокового года, после убиения Сигона царя Аморрейского и Ога царя Вассанского (Второз. I:3–4). Моисей начинает речь свою в первый день одиннадцатого месяца.
4. Следственно от смерти Аарона до повторения закона на равнине претив Суфа (Второз. I:1) т.е. до начала книги Второзакония протекло ровно шесть месяцев, в продолжении которых по всей вероятности и произошли все события, записанные в четвертом отделе книги Чисел от главы XX, до конца книги.
5. В это относительно короткое время события идут быстро одно за другим. После тридцати восьми лет бесцветной жизни народ оживает в борьбе с врагами заграждающими ему путь к его цели. Но все события находят себе место в этот краткий период.
6. Первый месяц из шести был проведен у подошвы горы Ор в плаче по Аароне (XX, 29): – но вероятно в продолжение этого же времени часть войска Израильского воевала против царя Арадского, в отмщение за враждебный его действия вовремя следования Израильтян от Кадеса к Ору. (XXI, 1–3),
7. Вслед за тем начинается движение от горы Ор «чтобы миновать землю Едома путем Чермного моря» (огибая ее к югу). Это пространство считается до долины Заред (XXI, 12) около 220 миль 1 (или 330 верст), на что можно было употребить около тридцати дней.
8. Появление народа на равнинах Моавитских привело его в соседство аморреян которых царем был Сигон. Противодействие Сигона движению израильтян (XXI, 23) было причиной совершенного его разбития и уничтожения его царства. Точно также погибает Ог царь Вассанский (XXI 33 – 35). Оба сражения близ Иаццы и Едреи (XXI 23 и 33) должны были произойти в течение двух недель от вступления на территорию моавитян, т.е. в половине третьего месяца из вышеупомянутых шести.
9. Вследствие победы Израиля над двумя этими царями, Валак царь Моавитян посылает за Валаамом (XXII 5) в Пефор на Евфрате на расстоянии миль 350 (525 верст) от равнин Моавских. При спешности поручения послы Валака могли в два месяца дважды сходить и возвратиться, так как путь пустыни был в руках кочевых племен, вероятно дружественных Моаву, и доставлявших послам его всевозможные удобства и перевозочные средства для скорейшего путешествия. Вслед за этим Валаам произносит свое пророчество. В продолжение этих же двух месяцев, вероятно, Израиль оканчивает, упрочивает свои победы «в земле Аморрейской и в Вассане» (XXI 31 и 33, 34) « и в Галааде» (Втор. III, 10).
10. Из шести месяцев остается, таким образом, еще шесть недель для событий рассказанных в гл: XXV, XXVI и XXXI т.е. блуд с дочерьми Моава, чума, второе счисление израильтян и война против мадианитян.
11. По окончании этого недолговременного похода, в котором убит и Валаам, не успевший, по видимому, возвратиться в свою страну (XXXI, 8), Моисей произносит свое торжественное обращение к народу и согласно повелению Господню (XXXI, 2) – против Иерихона на горе Нево, на вершине Фасги – прилагается в отцам своим (Второз: XXXIV 1 и 5).

* * *

1 Мы заимствуем это вычисление у Еспина комментатора Книге Чисел

Открыта запись на православный интернет-курс