Георгий Константинович Властов

Священная летопись. Том третий

Том I * Том II * Том IV * Том V

Содержание

Вступление

Четвертая книга Моисеева. Числа Глава I. Исчисление Израиля, Левиты призываются к особому служению Богу Глава II. Порядок устройства колен Израилевых по станам Глава III. Сыны Аароновы, назначение Левитов: они взяты на служение Богу вместо первенцев; роды Левиины, потомки Гирсона, Каафа и Мерари. Выкуп первенцев, превышающих число Левитов Глава IV. Исчисление Левитов от тридцати до пятидесяти лет; снятие скинии; обязанности сынов Каафовых; обязанности других родов колена Левиина. Численность Левитов по родам Глава V. Нечистые высылаются из стана; закон об возврате неправильно приобретенного; закон о ревновании Глава VI. Закон о назореях; формула благословения Глава VII. Приношения начальников Израилевых: по окончании и освящении скинии, и при освящении жертвенника. Господь глаголет Моисею в скинии Глава VIII. Освещение скинии лампадами; посвящение Левитов; закон о Левитах и времени их служения Глава IX. Новое повеление о Пасхе; Пасха не очистившихся и путешествующих. Облако над скинией Глава X. Серебренные трубы. Движение в пустыню Фаран. Порядок движения. Медианитянин Ховав. – Благословение Моисея при остановке и движении Глава XI. «Горение» в Тавера; народ плачет о мясе. Моисей вопиет к Господу; Господь назначает семьдесят старейшин ему в помощь. Перепела и язва в Киброт-Гатаава. Движение в Асироф Глава XII. Неудовольствие Аарона и Мариамь против Моисея, Мариам покрывается проказой и исцеляется по молитве Моисея, но исключается из стана на семь дней Глава XIII. Послание людей для разузнания о земле Ханаанской действии их; их повествование; Халев опровергает их показания Глава XIV. Ропот народа; Иисус Навин и Халев стараются его успокоить; гнев Господень; наказание народу за ропот, смерть соглядатаев; народ без разрешения Господа идет против Амаликитян и Хананеев и терпит поражение Глава XV. Закон о жертвоприношениях и возлияниях; те же законы для туземцев и пришельцев; приношение от начатков теста. О грехе по недосмотру и ошибке. Закон о хулителях. Казнь нарушителя субботы. Кисти на одежде Глава XVI. Возмущение Корея, Дафана и Авирона; Моисей приказывает народу отступить от шатров возмутившихся и земля поглощает их, а огонь сжигает принесших кадильницы. Чума появляется в лагере за ропот против Моисея и Аарона; Аарон с кадильницей заступает народ Глава XVII. Жезл Ааронов расцветший; полагается перед ковчегом в знамение для непокорных Глава XVIII. Обязанности священников и Левитов; части жертвы и возношения принадлежащие священникам; содержание Левитов, десятая часть его обращается в возношение ГлаваXIX. Очистительная вода из пепла рыжей телицы; законы об очищении Глава XX. Прибытие сынов Израиля в пустыню Син; Смерть Мариамь; ропот вследствие недостатка воды. Моисей ударяет дважды жезлом в скалу и вода течет из нее. В Кадесе Моисей просит у Едома прохода через его земли; отказ Едома, смерть Аарона на горе Ор Глава XXI. Битва Израильтян с Арадом и заклятие народа его. Ропот народа Израильского в пустыне. Змеи и раскаяние народа. Медный змей. Несколько станов. Песнь Израиля о колодце. Сигон Аморрейский разбит. Песнь Израиля о победе. Поражение Ога Вассанского Глава XXII. Израильтяне стоят против Иерихона; Валак царь Моавитян посылает дважды к Валааму сыну Веорову, чтобы призвать его для проклятия Израиля; Ангел Господень заграждает путь Валааму; Валаам приходит к Валаку Глава XXIII. Жертвоприношение Валаама; Притча Валаамова первая ст. 7–10; жертвоприношение второе; притча Валаамова вторая ст. 18–24; жертвоприношение третье Глава XXIV. Валаам вдохновенный свыше, произносит третью притчу (ст. 3–9); Гнев Валака; притча Валаамова четвертая (ст. 15–19); притчи Валаамовы: пятая на Амалика; шестая на Кенеев; седьмая на Ассура (ст. 20–24) Глава XXV. Блуд и идолослужение Израильтян в Ситтиме; Финеес убивает Мадианитянку и начальника поколения Симеонова Зимри; особое благословение Финеесу. Вражда с Мадианитянами Глава XXVI. Исчисление Израиля на равнинах Моава, повеление о разделе земли по коленам и относительной численности родов. Исчисление Левитов. Исключая Халева и Иисуса Навинане не остается никого в живых из старого поколения Глава XXVII. Дочери Салпаада просят наследственного удела; законы наследования, Моисей получает повеление Господне о смерти своей и о своем преемнике Глава XXVIII. Повторение закона о жертвоприношениях постоянных, о жертвах субботних; о жертвах в новомесячия; о Пасхе; о празднике первых плодов Глава XXIX. Праздник труб; день очищения; праздник кущей и сященное собрание; восьмой день отдания праздника кущей Глава XXX. О соблюдении обетов; ограничение права обетов женщины в доме отца и мужа; ненарушимость обетов вдовы и разведенной жены Глава XXXI. Война против Мадианитян; смерть царей Мадиамских и Валаама; Моисей упрекает военачальников в дарование жизни замужним женщинам. Очищение воинов и добычи; раздел добычи и часть из нее Господу. Добровольное приношение воинов в сокровищницу скинии Глава XXXII. Сыны Рувима и Гада просят удела на восток от Иордана; Моисей сначала отказывает им, но при обещании их помогать братьям своим овладеть Палестиною, соглашается. Они овладевают страною и строят города. Пол колена Манассиина также поселяется на восток от Иордана Глава XXXIII. Сорок два стана сынов Израилевых; повеление уничтожить идолов Ханаанских и прогнать жителей Глава XXXIV. Граница земли, данной в наследие Израилю; имена лиц, которым поручен раздел земли Глава XXXV. Отделение городов с выгонами для жительства Левитов; сорок восемь должно быть их; шесть городов для убежища. Законы об убийстве; запрещение выкупа за кровь Глава XXXVI. Наследницы уделов в коленах Израилевых должны выходить замуж за сынов своего колена. Дочери Салпаада исполняют этот закон. Заключение книги Чисел Пятая книга Моисеева. Второзаконие Вступление Глава I. Моисей говорит народу и напоминает ему: обетования, избрание начальников и судей по коленам, посылку соглядатаев, ропот народа, приговор, произнесенный над старым поколением, и поражение при Хорме Глава II. Продолжение речи Моисея: по окончании сорокалетнего странствования Господь приказывает идти к «северу» и не начинать войны с Эдомом, с Моавом и с Аммонитянами. Сигон Аморрейский предан Господом в руки Израиля Глава III. Покорение Вассана; одр Ога Вассанского; раздел земли двум с половиною коленам. Моисей молится о позволении войти в землю обетования; Господь не разрешает ему не позволяет увидеть ее издали Глава IV. Продолжение первой речи Моисея: он напоминает Израилю чудеса Господни и увещевает его к послушанию. Назначение трех городов убежища на восток от Иордана Глава V. Завет Господень: десять заповедей. Народ просит, чтобы Моисей один предстоял пред Господом и передал им слова закона Глава VI. Торжественное напоминание Израилю, что Бог един; предупреждение не служить богам иным; праведность Глава VII. Запрещение вступать в дружественные или родственные отношения с народами живущими в земле обетования. Благословение Божие и помощь Его связанная с исполнением законов Глава VIII. Израилю напоминается о благодеяниях Божиих и он увещевается быть послушным Глава IX. Не праведностью своею Израиль достигает владения землею обетования, а милостью Божиею. Напоминание о грехах Израиля Глава X. Господь возобновляет милостью Своею завет и две скрижали; продолжает в народе священство Аарона в лице сына его; отделяет на служение Себе колено Левино. Одного требует Господь, послушания Глава XI. Продолжение увещания к послушанию, ибо очи Израиля видели чудеса Господни и в награду его ожидает благословение. Израилю предлагается избирать благословение или проклятие Глава XII. Законы данные в развитие предыдущего увещания: уничтожение идолов; служение Господу на избранном им месте; милосердие к Левиту; запрещение есть кровь; предупреждение не искать богов чуждых Глава XIII. Всякий прельщающий Израиль к идолослужению должен был предан смерти. Города предавшиеся идолослужению должны быть разрушены Глава IV. Законы обрядовые; запрещение нарезов и других знаков в знак траура; о чистых и нечистых животных; десятины Глава XV. В седьмой год: отпущение долгов; не следует отказывать просящему взаймы; отпущение рабов евреев. Повторение закона о первенцах Глава XVI. Праздники в которые следует приходить к дому Господню: Пасха, праздник седьмиц, праздник кущей. Назначение судей. Воспрещение садить рощи и ставить столбы с идолопоклонническими целями Глава XVII. Жертвенные животные должны быть без порока. Идолослужители должны быть преданы смерти. Недоумения местного суда рассматриваются священниками и судьями главного в города. Не послушавшийся решения первосвященника предан будет смерти. Об избрании и обязанностях царя Глава XVIII. Нет удела священнику и левиту: Господь – удел ему. Часть священника, Содержание Левита. Повеление избегать мерзостей языческих. Повеление слушаться имеющего придти Пророка. Ложного пророка следует предать смерти Глава XIX. Города убежища; о нечаянных и намеренных убийствах. Неприкосновенность межи. Не менее двух свидетелей для обвинения. Наказание ложного свидетеля Глава XX. Распоряжения перед войной. Приказание предлагать мир городу и только при отказе платить дань, осадить и разрушить его. Не рубить во время осады плодовые деревья Глава XXI. Законы: о трупе убитого когда неизвестен убийца: о конкубинате с пленницей взятой на войне; о части наследства первородного, даже рожденного от жены нелюбимой; о непокорном и буйном сыне; о повешении казненного на дереве Глава XXII. Разные законы Глава XXIII. Кто может и не может войти в общество Господне. Разные законы Глава XXIV. Разные законы Глава XXV. Разные законы; в числе их закон левирата (ст. 5–10) Глава XXVI. Приношение первых плодов и воспоминание израильтянина о милостях Господних. Десятина третьего года и молитва дающего десятину. Окончание первой части речи Моисея Глава XXVII. Приказание начертать закон на камнях и построить жертвенник, перейдя Иордан. Разделение колен на горах Гаризим и Гевал, чтобы произносить благословение и проклятие Глава XXVIII. Благословения и проклятия Глава XXIX. Возобновление завета; воспоминания помощи Божией; идолопоклонство принесет с собой несчастие народу Глава XXX. Великие милости обещанные раскаявшимся. Заповедь доступна для всех. Жизнь или смерть предлагается Израилю Глава XXXI. Последние распоряжения Моисея: он вселяет мужество народу, отдает закон на охранение священникам, по приказанию Господню приводит Иисуса Навина к скинии, слагает песнь во свидетельство против Израиля Глава XXXII. Песнь Моисея о Господней милости и о Господнем гневе. Призвание язычников к церкви Божией. Повеление Господне Моисею войти на гору и умереть Глава XXXIII. Благословение Моисея человека Божия. – Величие Господа; благословения изреченные коленам израилевым; Блаженство Израилево Глава XXXIV. Моисей восходит на гору; видеть землю обетования; умирать; никто не знает места его погребения. Плач по Моисею; Иисус Навин делается вождем народа. Великое значение Моисея  

 
Вступление

В книге называемой LXX Числа в Вульгате Numeri, евреями Вайедебер или Бемидбар, рассказано пребывание израильтян в пустыне, от того времени как закончено законодательство при горе Синайской, (Лев. XXVII 34), до той минуты, когда они стояли на равнинах Моавитских у Иордана против Иерихона (Числ. XXXVI 13).

В книге Чисел можно различать следующие четыре отдела:

1. Исчисление народа, приготовление к дальнейшему движению: (первые десять глав до X, 10 стиха включительно).

2. В 20-й день второго месяца второго года подымается облако от Скинии откровения (X, 11) и Израильтяне идут от Синая до границы Ханаана: здесь сначала отказываясь идти в Палестину, а потом, вступив в бой с амалекитянами и хананеями без повеления Божия, Израильтяне разбиты. Над Израилем произнесен приговор сорокалетнего странствования. Гл. XIV, 45 есть конец этого отдела.

3. Между вторым и четвертым отделом протекает более 38 лет; третий отдел заключает в себе несколько постановлений и событий, относящихся к продолжительному времени странствования в пустыне. Отдел третий объемлет главы от XV, 1 до XIX, 22.

4. Четвертый отдел заключает в себе историю последнего года, проведенного в пустыне т. е. сорокового года после исхода; отдел этот заключает в себе остальные главы от XX, 1 до XXXVI, 13.

События, рассказанные в книге Чисел вообще расположены в хронологическом порядке, но в третьем отделе, обнимающем собою значительное пространство времени приведены лишь отдельные события, которых хронологическое место в общем ходе повествования с достоверностью определить нельзя. Во всех отделах встречаются разные отдельные законодательные постановления, по видимому, возникающие из самих событий.

Хронология книги Чисел располагается следующим образом:

1. Повествование начинается первым днем второго месяца второго года: «по выходе Израиля из земли Египетской» (I, 1), смерть Аарона имела место в первый день пятого месяца, «сорокового года» (XXXIII 38) на горе Ор то есть вскоре после того как Израильтяне из Кадеса начинают свое движете в Ханаан, направляясь в югу, чтобы обогнуть горы Сеир.

2. Как мы выше говорили между двумя этими событиями (т. е. исходом и смертью Аарона) протекает тридцать восемь лет три месяца, (см. Второз. II: 14.) и в это время долгого и грустного странствования вымирает то не послушное поколение израильтян, которым Господь сказал, что они не увидят земли обетованной, но что трупы их падут в пустыне (XIV 32).

3. Торжественное повторение закона, записанное во Второзаконии произносилось Моисеем в одиннадцатый месяц сорокового года, после убиения Сигона царя Аморрейского и Ога царя Вассанского (Второз. I:3–4). Моисей начинает речь свою в первый день одиннадцатого месяца.

4. Следственно от смерти Аарона до повторения закона на равнине претив Суфа (Второз. I:1) т.е. до начала книги Второзакония протекло ровно шесть месяцев, в продолжении которых по всей вероятности и произошли все события, записанные в четвертом отделе книги Чисел от главы XX, до конца книги.

5. В это относительно короткое время события идут быстро одно за другим. После тридцати восьми лет бесцветной жизни народ оживает в борьбе с врагами заграждающими ему путь к его цели. Но все события находят себе место в этот краткий период.

6. Первый месяц из шести был проведен у подошвы горы Ор в плаче по Аароне (XX, 29): – но вероятно в продолжение этого же времени часть войска Израильского воевала против царя Арадского, в отмщение за враждебный его действия вовремя следования Израильтян от Кадеса к Ору. (XXI, 1–3),

7. Вслед за тем начинается движение от горы Ор «чтобы миновать землю Едома путем Чермного моря» (огибая ее к югу). Это пространство считается до долины Заред (XXI, 12) около 220 миль 1 (или 330 верст), на что можно было употребить около тридцати дней.

8. Появление народа на равнинах Моавитских привело его в соседство аморреян которых царем был Сигон. Противодействие Сигона движению израильтян (XXI, 23) было причиной совершенного его разбития и уничтожения его царства. Точно также погибает Ог царь Вассанский (XXI 33 – 35). Оба сражения близ Иаццы и Едреи (XXI 23 и 33) должны были произойти в течение двух недель от вступления на территорию моавитян, т.е. в половине третьего месяца из вышеупомянутых шести.

9. Вследствие победы Израиля над двумя этими царями, Валак царь Моавитян посылает за Валаамом (XXII 5) в Пефор на Евфрате на расстоянии миль 350 (525 верст) от равнин Моавских. При спешности поручения послы Валака могли в два месяца дважды сходить и возвратиться, так как путь пустыни был в руках кочевых племен, вероятно дружественных Моаву, и доставлявших послам его всевозможные удобства и перевозочные средства для скорейшего путешествия. Вслед за этим Валаам произносит свое пророчество. В продолжение этих же двух месяцев, вероятно, Израиль оканчивает, упрочивает свои победы «в земле Аморрейской и в Вассане» (XXI 31 и 33, 34) « и в Галааде» (Втор. III, 10).

10. Из шести месяцев остается, таким образом, еще шесть недель для событий рассказанных в гл: XXV, XXVI и XXXI т.е. блуд с дочерьми Моава, чума, второе счисление израильтян и война против мадианитян.

11. По окончании этого недолговременного похода, в котором убит и Валаам, не успевший, по видимому, возвратиться в свою страну (XXXI, 8), Моисей произносит свое торжественное обращение к народу и согласно повелению Господню (XXXI, 2) – против Иерихона на горе Нево, на вершине Фасги – прилагается в отцам своим (Второз: XXXIV 1 и 5).

* * *

1

Мы заимствуем это вычисление у Еспина комментатора Книге Чисел

Вам может быть интересно:

1. Священная летопись. Том 4 Георгий Константинович Властов

2. "Священная летопись" Георгия Властова. Книги Исход и Левит – с объяснительными примечаниями (критический разбор) профессор Фёдор Герасимович Елеонский

3. Руководство к библейской археологии профессор Аким Алексеевич Олесницкий

4. О единстве рода человеческого: Свидетельства библейские профессор Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов

5. Откровение Господа о семи азийских церквах (опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса) Александр Алексеевич Жданов

6. Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении профессор Александр Львович Катанский

8. Священная история Нового Завета протопресвитер Михаил Богословский

9. Библейское учение об ипостасном Слове Божием митрополит Антоний (Храповицкий)

10. Ветхозаветный канон профессор Николай Никанорович Глубоковский

Комментарии для сайта Cackle