Георгий Константинович Властов

Глава XL

Мы выше видели, что четыре главы кн. пророка Исаии (XXXVI-XXXIX вкл.) составляли, по всей вероятности, две особые рукописи, помещенные в своде пророчеств Исаии последними собирателями его слов и деяний1307.

Это подтверждается по нашему убеждению и сближением конца главы XXXV, с началом главы XL. В гл. XXXV, пророк восклицает: „возвеселится пустыня!... скажите робким: не бойтесь; вот Бог ваш!... Откроются глава слепым, уши глухих отверзнутся, хромые будут ходить... и устроится путь святой... и возвратятся избавленные Господом, приидут на Сион... будет радость вечная, печаль и воздыхания удалятся“,

„Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш“, так продолжает ту же мысль глава XL, произнося Мессианское пророчество и развивая его все яснее и яснее, начиная с XLII главы: „вот Отрок Мой!...“ отсюда все яснее выступает образ Мессии, Еммануила, Спасителя нашего, о Котором пророк вещал с самого начала своего служения1308. По мере того, как Исаия подвигается к концу жизни, Господу Богу угодно было явить ему в более определенных чертах этот образ Богочеловека, имеющего пройти через уничижение и страдания и самую смерть, чтобы восстать в славе. А между тем Исаии открыто было, что Еммануил есть Бог вечный1309.

Считая, согласно выше сказанному, главу сороковую прямым продолжением главы тридцать пятой1310, мы повторяем, что не можем признать (как мы высказались и в вступлении) деления книги Исаии пророка на две части, принадлежащие разным пророкам. Но с другой стороны, признавая, что главы с XL по LXVI, т. е. до конца книги, составляют важнейший и позднейший из отделов книги Исаии пророка, и раскрывающий глубочайшие тайны искупления, спасения и освящения человечества, мы признаем, согласно указаниям замечательного обзора последних двадцати семи глав пророка, в толковании профессоров Спб. Дух. Академии (стр. 640–670), что эти главы с XL по LXVI включительно представляют собою три отдела, по девяти глав в каждом, в коих „изображается открывающаяся в мире слава каждого из лиц Триединого и Трисвятого Бога, – слава, которую видел пророк (гл. VI, 1–5), слава Бога Отца, посылающего Своего Сына в мир, предвозвещающего и предуготовляющего Его явление; слава Бога Сына, воплотившагося и вочеловечившагося, проповедовавшего, пострадавшего, искупившего мир и создавшего вселенскую церковь; слава Бога Духа Святого, завершающего дело Искупителя, сохраняющего, оживляющего церковь и ведущего ее ко вселенскому откровению славы Господней1311. Замечательно, что каждый из этих отделов заканчивается одинаковыми или почти одинаковыми словами о гибели нечестивых.

В своем месте мы обратим еще раз внимание на указанное деление.

Обращаясь затем к предлежащей главе 40-й, мы видим, что, продолжая мысль главы XXXV настоящая глава раскрывает, как совершится обещанное в главе XXXV. Когда правда Божия получит удовлетворение за неправды Израиля, тогда наступит время появления Пастыря. (Ис. 40:2,9–11,22–31).

1. Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;

2. говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.

Слова эти: утешайте! как указывают комментаторы, обращены не к одному пророку Исаии, а ко всем последующим пророкам. В греческом и славянском текстах второй стих, обращенный к тем же лицам, к которым обращен и первый стих, называет их Иереи или Священники. В таргумах, (по указанию Sp. Comment.) воззвание обращено ко многим пророкам.

Очевидно, что в ближайшем смысле пророчество первых двух стихов может быть объяснено обещанием возврата из плена Вавилонского, о котором объявлено Езекии. Но мы уже не раз видели, как пророчества об исторических событиях, ближайших к пророчеству, предсказывают вместе с тем более далекие и более важные, – по священному характеру своему, – исторические события, точно также, как и ближайшие события служат преобразованием величайшего события искупления человеческого рода кровию Богочеловека. Возврат из плена с его радостью избавления от гнета инородцев прообразовал избавление человека от власти сатаны и радость свободы славы чад Божиих.

Слова „утешайте“ связуются в книге Исаии с пророчеством Ис. 12в котором сказано: „Славлю Тебя Господи!... Ты утешил меня“. Напомним, что великое славословие XII главы заканчивается словами: „веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев!“

И в XL главе утешение несет Сам Господь (ст. 10–11): „Вот Господь Бог грядет с силою.... как Пастырь Он будет пасти стадо Свое“.

Во втором стихе милосердые слова Господа, долженствовавшие тронуть сердца жителей Иерусалима, несут мир и будущим поколениям: тот мир, о котором вещали Ангелы Божии при Рождестве Христа Спасителя нашего. Время борьбы, в обширном смысле, объемлет и обозначает весь ветхозаветный период, когда Израиль обуреваем был не только внешними нападениями, но еще внутренними язвами, растлением сердца, колебавшагося между верою в откровение и постыдным идолопоклонством, между Богом завета и любви и князем мира языческого. Много грехов и неправды было среди Израиля, но Господь видит и его страдания и страдания всего человечества и зачитает не только народу избранному, но и всему человечеству его тоску и страдания зa грехи его, взыскивая их не с человека, а с Богочеловека. (Ис. 53:5).

Выражение второго стиха, что Господь принял удовлетворение вдвое зa грехи народа, толкуется разно, но мы останавливаемся на следующем: Когда Господь глаголет, что принимает понесенные страдания вдвое, то этим самым Он удостоверяет, что Его справедливость дарует человеку милость вдвое выше той меры, которую он мог бы ожидать от самого милосердного Судии. Милость эта есть возрождение к новой жизни; человек становится человеком новым, духовным1312. „Вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь“. (Ис. 54:7–8).

Продолжение речи пророка еще яснее указывает, что все это Мессианское пророчество.

3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;

4. всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

5. и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это.

Последний из пророчествовавших зa 427 лет до пришествия Господа нашего Иисуса Христа пророков, Малахия (Мал. 3:1) вещал именем Бога: „Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною“1313. После этого пророка наступает четыре века молчания пророчеств, и тогда является предтеча Господень Иоанн, который прямо заявляет, что он есть „глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“. (Ин. 1:23). Итак нет, и не может быть сомнения в том, что боговдохновенные глаголы 3 и 4 стихов главы 40-й Исаии указывают на время, непосредственно предшествующее явлению на проповедь Господа нашего Иисуса Христа, и на лицо Иоанна Крестителя.

Под именем пустыни, среди которой раздается голос глашатая, разумеется весь мир, ожидающий Избавителя от зол,– не только один Израиль1314. Мы видели выше, в гл. XXI значение слов: „пустыня приморская“; в гл. XXIV „земля бесплодная“; в гл. XXXV,-(которую мы связуем с наст. главой), что пустыней называется не только Вавилон и Ассур, но и весь мир, противополагаемый горе Божией Сиону, к которому (Ис. 2:2–3); „потекут в последние дни народы“.

Но как потекут к источнику спасения и жизни все народы и самый народ обетования, утратившие чистоту сердца и разум, дарованный Создателем1315?

На это отвечает Сам Господь: верующий в Меня не будет осужден1316. То же благовестие разносят по миру Апостолы, говоря: покайтеся, и веруйте в воскресшего Господа, и будете спасены. Вера сглаживает путь кающагося грешника и ведет его к Богу; и первым послан был для возбуждения покаяния и веры в воплощенного Сына Божия-Иоанн Креститель: „глас вопиющего в пустыне“. Та же мысль о пустыне мира повторяется в слове „степь“, по которой вместо прежних кривых путей произвола человеческого, который делает, что хочет в широкой степи похотей, прокладывается стезя узкая1317, стезя прямая, ведущая к Сиону и спасению. В Ис. 2:12–14 пророк уже указывал на действие правды Божией, имеющей унизить все гордое и превознесенное. Та же мысль повторяется в стихе 4 гл. XL, с добавлением, что „долины наполнятся“, уравнивая таким образом пред вечною правдою Божиею временные, мелкие неравенства, создаваемые человечеством. Мысль о равенстве людей перед Богом, которое не зависит ни от каких человеческих подразделений, ни от каких-либо случайностей могущества, богатства, силы и славы мирской, есть мысль весьма замечательная, когда она произносится в книгах Ветхого Завета. Только Господь в образе бедного человека освятил бедность на земле1318. Правда Божия исправляет кривизны ума человеческого и указывает ему кратчайший путь к Богу; а помощью ему на этом пути – благодать Божия, свет Христов, без которого никто не может творить ничего. (Ср. Ин. 15:5).

В стихе 5 указано именно появление этого благодатного света, который есть слава Божия. Для Христианина понятно стало, что 5 стих пророчествует о священном откровении человечеству, явленном в крещении Господа Иисуса Христа и Богоявлении, поведавшем миру великую тайну троичности Божества: „тогда явилась слава Божия и узрела всякая плоть спасение Божие“.

Господу Иисусу, Сыну Божию, Сыну человеческому „дарована власть над всякою плотию“ (Ин. 17:2); „дарована всякая власть на небе и земле“ (Мф. 28:18); „и власть производить и суд, потому что он есть Сын человеческий“ (Ин. 5:27). Но вся земля должна была быть участницей в радости „узреть славу Божию и спасение Божие“, и Спаситель и Судия посылает Своих Апостолов с повелением: „крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа“ (Мф. 28:19) дабы „узрела всякая плоть спасение Божие“.

6. Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой.

7. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава.

8. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.

Голос Господень говорит Исаии „возвещай!“ Пророк спрашивает: что ему говорить? Ответ на вопрос этот начинается с стиха 9-го: „Взойди на высокую гору“.... Все же мысли, изложенные в ст. 6–8, суть мысли пророка1319, внушаемые ему благодатию Духа Святого, но излагаемые от его лица (ср. ст. 8), и даже принадлежат, как думают некоторые (напр. Шмидер), тому, кто назвал себя „Гласом вопиющего в пустыне“, тому, кто должен был быть предвестником появления Мессии.

Кто бы ни разумелся под этим лицом, оно говорит по повелению Господню и напоминает человеку, что земная жизнь его скоропреходяща, что она подобна полевой траве1320, „которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь“1321. Но такова же жизнь и целых народов1322: и они живут и цветут, пока Господь сохраняет их, но и им настает конец. Таково значение, даваемое стихам 6–8 почти всеми комментаторами. Но мы не хотим обойти молчанием другого взгляда (Кей), который видит действие благодати Божией, умерщвляющей грех, чтобы „смертное поглощено было жизнью“1323, и умерщвляющей плоть, дабы „слово Божие пребывало во век,“-как говорит пророк в ст. 8.

Следующие стихи прямо указывают уже на церковь Христову. Ей подобает не пророчествовать о Мессии, а благовествовать.

9. Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудейским: вот Бог ваш!

Пророк спрашивал: что мне возвещать? Глас Духа Святого приказывает ему говорить то, что Он влагает ему в уста. Пророк не может знать всего будущего, но он благодатию Божиею говорит будущей Церкви Христовой.

Ей повелевает Господь устами пророка не умолчать, а вопиять на весь мир о спасении человечества: „шедше научите вся языки! “ „Не бойся малое стадо! ибо Отец благоволил дать вам царство“1324. Духовный Сион, духовный Иерусалим стали во главе гор1325: с нравственной высоты их исходит проповедь, благовествующая о спасении всякого человека-и Иудея и язычника1326, потому они и названы „благовествующий Сион“, „благовествующий Иерусалим“, ибо „спасение от Иудеев“; но „настанет день, когда истинные поклонники (везде, не в одном Иерусалиме) будут покланяться Отцу в духе и истине“1327. От Иерусалима и Сиона исходит проповедь, обнимающая все страны мира и продолжающаяся до сего дня, ибо „слово Бога нашего пребудет вечно!“ Начинается проповедь с городов Иудиных: „скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!“ Но, как говорит Евангелист Иоанн (Ин. 1:11): „Он пришел к своим, и свои Его не приняли“.

И следующие стихи говорят о церкви Христовой, пророчествуя о ней Иудеям, дабы они „не ожесточили сердец своих“ (Евр. 3:15), когда исполнится то, о чем повелено вещать пророку.

10. Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.

11. Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.

Господь грядет! „Царствие Божие приблизилось!“ восклицал Иоанн Креститель, увидев Господа Иисуса, крестившегося у него1328.

Не человеческая сила, – сила Божия грядет: пред ней преклонятся все человеческие силы, или же будут сокрушены; пред ней сокрушится всякая сатанинская сила, ибо Господь грядет!– „Награда Его с Ним“: уже одно ожидание Его несет в душу мир и желание покаяния, коего проповедником был Иоанн Креститель, к которому стекался народ. Появление Господа прославляется старцем Симеоном, которому было открыто, что: „очи его увидели спасение, которое Господь уготовал пред лицем всех народов“ (Лк. 2:29–32). Приближение Его знаменуется просветлением разума и радостью сердца избираемых Им для служения1329; Он несет исцеление и радость и умиление во многие сердца1330, Он „несет и воздаяние“, ибо „открываются помышления многих сердец“ (Лк. 2:35, ср. XII, 51). Он как „Пастырь добрый“ (Ин. 10:2) любит и бережет стадо Свое, воспитывает светом Своим всякого человека (Ин. 1:9); приходит на помощь каждому заблудшему и затерянному в пустынях и горах мира1331; Он носит у груди Своей слабосильных агнев стада Своего, и помогает „дойным“, т. е. матерям, под именем которых можно разуметь не только отдельные личности, но и поместные Церкви Христовы, матери духовных чад своих. Он о каждом скорбит, каждому хочет спастись, все прощает кающемуся, приходящего к Нему не изгоняет1332. Только тот, кто отвергается Его, кто сознательно и злобно удаляется от милующей благодати и не хочет идти к правде, потому что дела его злы1333, тот погибает, не потому что Господь удаляется от него, а потому что он удаляется от Господа, который „всегда верен пребывает“1334. Но когда человек удалился от Господа, тогда и Сам Господь отвергается его1335.

Все остальные стихи до конца главы обращены к Израилю, современному пророку, говорящему до времени о Боге Отце.

12. Кто исчерпал воды горстью своею, и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?

Чувство благоговения и трепета, соединенное с чувством любви и умиления объемлет всякого, созерцающего величие и красоту творения и возносящагося мыслию к Создателю. Это святое чувство не чуждо было и язычникам, не смотря на то, что они забыли и предания и законы Божии, переданные через Ноя во все племена земли: на это указывает Апостол Павел в посл. к Рим. I, 19–20, говоря: „что можно знать о Боге, явно для них (язычников), потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, – так что они безответны. Поэтому-то у некоторых язычников по рождению, не смотря на среду, в которой они возросли, дело закона было написано в сердце“ (Рим. 2:15) потому что они усиленно искали Бога сердцем своим, и образ Божий не померк в них, заглушенный ложью, против которой они возмутились.

Тем более было развито это святое чувство благоговения к Единому Богу Творцу мира у некоторых родственных Аврааму семитических племен, кочевавших в Месопотамии и Аравии, оставшихся монотеистами, как то племя, среди которого родился Иов1336. Так в книге, которая носит его имя, один из друзей его Елиуй в прекрасной речи своей1337 указывает на величественные явления природы, поднимается мыслию к Творцу и спрашивает, кто же из слабых смертных может постичь величие силы Господней? В той же книге, в главе 38-й (ст. 1–41), Сам Господь спрашивает Иова: возможно ли человеку не сознать своего ничтожества, видя величие Творца в земных только проявлениях Его творческой премудрости1338?

В стихе 12, изучаемой нами главы пророка Исаии, повторяется та же мысль о необходимости человеку сознать свое ничтожество пред Творцем величественной, Им созданной вселенной. Только Он один знает Свое создание: не может человек обнять величие природы,-а перед Создателем он может только воскликнуть с Иовом: Вот я ничтожен!“1339.

Заметим, что читаемый нами 12 стих этой главы Исаии содержит в себе не вполне высказанную, но скрытно заключающуюся в нем мысль: пророк вопрошает только о самом простом действии, о мере и весе того материала, который находится перед главами человека. Пророк не спрашивает уже о тайне самого создания, о мириадах тайн, являемых жизнию природы, о законах ее развития и размножения организмов,-одним словом о силах, соприсущих материи, действующих по велению Творца.-Но и в предложенном им простом вопросе-такая сила, которая заставляет человека пасть в прах перед Создателем, исповедуя перед Ним свое ничтожество: „вот я ничтожен!“ Пророк продолжает однако далее развивать мысль о ничтожестве ума человеческого, часто столь кичливого.

13. Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?

14. С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию и указывает Ему путь мудрости?

С горькой иронией говорит слова эти пророк народу своему. С неумолимой логикой идет он от мысли, что если человек не может даже взвесить и измерить того, что перед его глазами, то как в мире нравственном может он не слушаться повелений Господних и становиться судьею своих поступков, оправдывая свои отклонения от истины Божией своими рассуждениями. Такова настоящая цель произносимых пророком в 13–14 стихах слов. Спрашивая Израиля: кто уразумел Дух Господень? кто смеет сказать, что он своим человеческим умом участвовал в плане Божественного создания, смотрения и нравственного развития человечества? – он ясно указывает своим сооттичам, что для них не слушаться Бога – есть безумие, и единая мудрость есть предать себя с упованием и любовью воле Божией1340.

И следующие стихи 15–17 продолжают ту же мысль, распространяя ее на целые народы.

Стих 18-й заключает в себе вывод из всего вышесказанного о величии Божии.

15. Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова, как порошинку поднимает Он.

16. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения.

17. Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него.

18. Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?

Мы заметим, что, – согласно с указанием комментаторов Спб. Дух. Академии (стр. 681)-слово: острова в ст. 15 не географический термин, а означает, как в Быт. 10:51341 обособленные и разъединенные племена, из которых состоял человеческий мир не только в доисторические времена, но даже до Христианства, которое указало на общую связь всех племен и людей в любви, внесенной в мир Богочеловеком.

В стихе 16-м представляется мысленным очам гигантский костер из всех дерев Ливанского горного кряжа, на который были бы возложены во всесожжение все животные, живущие в его дебрях. Но и такое всесожжение, которого не может совершить человек, – и оно разве могло бы быть достойным неизмеримого величия Божия? В стихе 17, как в 15, повторяется мысль о ничтожестве народов перед Творцом (ср. гл. X).

Но нам Христианам открыто, что душа каждого человека, если только она смиренна, не забыта пред милосердием Божиим. Народы и люди, считающиеся великими и сильными, ничтожны, но каждой душе человеческой хочет Бог даровать спасение ради Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа1342.

16-й стих связует все предыдущее с обличением в идолопоклонстве, о котором пророк говорит в следующих стихах. Если душе человеческой по милости Творца ее дана возможность и радость подняться к пониманию Его величия, познаваемого не только из величия и красоты творения, но и из откровений, дарованных Израилю, то чем же можно объяснить, как не безумием, появление в среде его идолопоклонства? Что вы делаете? как бы говорит пророк Израилю:

19. Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом, и приделывает серебряные цепочки.

20. А кто беден дли такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.

Послание Иеремии, весьма интересное во многих отношениях, очень наглядно рисует культ идолов и те выгоды, которые из него извлекали жрецы1343. Здесь мы остановимся только на том, что читаемые стихи пророка Исаии и Деян. XIX, 24–27 (мятеж в Ефесе) объясняют нам, почему среди язычников было так много идольских изображений. В стихе 20-м слово: „приношение“ указывает нам, что в капище известного бога приходившие на поклонение ему вносили литое или деревянное изображение, скопированное с храмового истукана, (или же как в Ефесе копию со всего храма): подобные же изображения вероятно были и в домах1344. Раскопки на острове Крите и других островах, окружающих Грецию, в самой Греции, и в храмах Ассирии и Финикии указали нам на тысячи статуеток, (весьма часто глиняных), которые находили в мусоре развалившагося храма при его раскопке. Некоторые ученые, как напр. Ленорман, Кенрик и др. предполагали, что это необъяснимое накопление статуеток должно было служить освящением места храма. Из настоящего же места Исаии очевидно, что для язычника было обязательно представить в храм копию с чтимого истукана, кроме платы жрецам и известных жертвенных приношений. Таким образом понятно, почему художники, выливавшие или резавшие идолов, были самыми ярыми защитниками культа, приносившего им верный доход. Удивительно, как эта страсть к идолам овладела жившим в обетованной земле Израилем; даже в то время, когда уже большая часть народа была в плену, в Иерусалиме еще кланялись идолам, как то мы видим из Иез.8:8–17.

Плен исцелил их от этого безумия. Говоря об идолах, пророк в порыве негодования восклицает:

21. Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?

Начиная с древнейших преданий, свято сохраненных Авраамом и патриархами-начиная с десяти заповедей, объявленных изведенному Богом из Египта народу, – целый ряд людей Божиих и пророков увещевал народ завета оставаться верным Богу единому и более всего бороться против идолопоклонства1345. Пророк Исаия поэтому произносит два рода обвинений: „разве вы не слышали“? и другое: „разве вы не уразумели“?

Первое обвинение есть обличение в неверии; второе – в недостатке простого разума человеческого (см. выше ст. 12).

22. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.

Под кругом земли очевидно разумеется горизонт или кругозор, представляющий собою всю землю, над которой живет Бог. Может быть здесь слышится отголосок верования, что земля есть круг обтекаемый океаном1346.

Небеса в Пс. 103представляются, как у Исаии, шатром раскинутым над землею.

23. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.

24. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.

Нельзя не согласиться с комментаторами пр. Исаии в толковании пророка Спб. Дух. Акад. (стр. 684), что стихи эти имеют ближайшее применение к Сеннахериму. В стихе 24 как бы намек на самое недавнее возникновение династии Саргонидов и на несчастье, постигшее армию Сеннахерима, с указанием грозящей ему смерти от сыновей его. Это Господь дохнул на властелина, мнившего быть всесильным и сначала исчезает его грозная армия, и сам он в столице своей погибает зарезанным. Но главная мысль 23–24 стихов относится ко всякой силе человеческой, кичливой и самонадеянной и повторяет с особым оттенком мысль стиха 15-го. Если все народы, как капля, как пылинка пред Всевышним, то что же значат их князья и вожди? Как вымолоченную солому разносит их вихрь, когда угодно то Господу.

И опять в стихе 25-м пророк повторяет мысль, высказанною в ст. 18-м этой главы:

25. Кому же вы уподобите Меня, и с кем сравните? говорит Святый.

Обратим внимание на значение имени Божия „Святый“, как оно встречается у Исаии и ср. его с Лев. 19:2. В этом последнем месте мы читаем: „будьте святы, ибо свят Я Господь Бог ваш. Другими словами Бог есть единственный источник святости и Единый Святый, точно также как Он Иегова, Единый Живущий: единый источник жизни1347. В этом же смысле,-как мы говорили в V главе общего вступления в этот том,-надо разуметь и характеристическое у пророка Исаии имя Бога завета, „Святый Израилев“. Если Израиль когда-нибудь может подняться до относительной святости, до которой могут подняться люди, то только памятуя, что Единый Святый есть Святый Израилев. Поэтому и ставится вопрос Израилю: „Кому вы уподобите Меня? с кем сравните Меня? говорит Святый“?

26. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничего не выбывает.

Пророк старается пробудить в своих слушателях чувство благоговейного трепета перед Творцом и сознания своего собственного ничтожества. Пусть человек хоть несколько отрешится от земли и поднимет глава свои к небу и, если он не совершенно погряз в материальные интересы и желания,-он не может не почувствовать величия Творца и своего ничтожества. „Небеса поведают славу Божию“, говорит псалмопевец (Пс. 28:2). Уже в книге Иова находятся мысли древних мудрецов, не принадлежавших к народу обетования, которые через рассматривание творения поднимались мыслию до созерцания величия и силы Божества1348. В книгах ветхого завета мириады звезд называются часто воинством небесным, а Господь Бог-Владыкой небесных воинств, Господом Саваофом1349; или в более таинственном значении имя это означает Творца и Владыку всех сил мира, Им вызванных из небытия в бытие. Таковы силы духовные, коим Он даровал разум и волю, и силы материальные, не отделяемые от материи, которые не сознательно исполняют премудрые законы творения и жизни во исполнение Единой творческой воли Господа Бога.

В ст. 26 пророк наглядно поучает своих сооттичей, – стараясь, чтобы они проникнулись мыслию, что если мириады звезд известны по имени Творцу и повинуются Его велениям, то кто же человек, чтобы он смел не слушаться Бога и думать, что дела его могут быть скрыты от Него.

27. Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: „путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего“?

Мы не раз говорили уже об этом потемнении ума народа Израильского, которого разум мерк не только среди низших, невежественных классов, но и среди людей, считавших себя вождями и руководителями народа1350.

28. Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.

29. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.

Паралеллизм этих двух стихов очевиден. Господь вечная сила; Он есть источник силы для изнемогающего. Он есть источник света, от которого может снова возгореться потухающий разумом Израиль. Стих 28 настойчиво повторяет мысли, ранее высказываемые пророком1351, что, впродолжении всей народной жизни Израиля, ряд людей Божиих непрестанно говорил им о величии Творца, избравшего народ сей для хранения Его закона и обетований: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал? Единая сила в уповании на Бога; человек бессилен без помощи Божией.

30. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают;

31. а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся.

Изучая пророка Исаию, мы не можем не заметить, как издавна среди народа Израильского росли те плевелы, которые известны нам из книг Нового Завета под именем фарисейства и саддукейства. Первое, представляющее собой тупое преклонение пред обрядом, с забвением духа его, (Мф. 23), есть, по нашему мнению, остаток того же направления, которое влекло Израиля по пути идолопоклонства. Это-стремление верить в силу обряда и устанавливать свою праведность не на внутреннем развитии добра в душе, а на исполнении известных обрядовых действий. Идолопоклонство после плена исчезло среди народа, но его благочестие заключалось лишь в исполнении правил, предписанных в законе Моисеевом с присовокуплением тех действий, которые предписывались его учителями, в их мелочной разработке наружных действий, вовсе не касавшихся духовной жизни народа. С другой стороны саддукейство было порождением еллинизма и привело последователей этого направления к отрицанию всяких чудес и загробной жизни; Саддукеи были в Израиле представители почти полного атеизма, хотя также прикрывавшиеся исполнением обрядов закона Моисеева. Но родоначальниками саддукеев мы можем считать и всех тех, кои даже во времена Исаии говорили, что Израиль забыт Богом, что „Господь не увидит“. (См. Ис. 29:15) Исаия всею силою души своей старается поднять Израиля от земли к небу, от мира сего к Творцу и в ст. 31 избирает орла, как видимый образ таинственного поднятия души к благоговейному созерцанию высшего мира1352. Дейхерт1353 очень хорошо комментирует этот стих, говоря: первое действие поднимающейся птицы ест взмахе крыльев, усилие воли и только после этого воспарение. Орлы сначала „поднимут крылья“, потом „потекут и не устанут“. Последнее выражение означает уже ровное покойное движение вверх по пути истины к источнику всякой истины и света.

* * *

1307

Собиратели, ища места двум этим рукописям, повидимому руководствовались следующими соображениями: в гл. XXXV обещается избавление от хищника, о котором говорится в XXXIII, 1; в XXXVI главе и XXXVII говорится о грабительном нашествии Сеннахерима и о гибели его войска. Затем XXXVIII гл. говорит о болезни Езекии, а в XXXIX главе ему объявлено о плене Вавилонском. Поэтому утешение XL главы приурочено к концу XXXIX.

1309

Ис. 9:6. Заметим, что Иудеи, тщательно изучавшие писания, не могли или не хотели понять этой открытой им тайны искупления, в столь ясных пророчествах.

1310

За выделением как мы говорили исторических записей глав XXXVI-XXXIX.

1311

См. толк.; стр. 644. Кроме вступления XL, 1–8, отделы эти суть: 1) XL, 9– XLVIII; 2) XLIX-LVII; 3) LVIII-LXVI.

1313

Ср. Лк. 1:76; Мф. 11:10, со ссылк. на Малахию.

1314

В нашем Изуч. Ев. от Иоанна, ч. I, стр. 56–57, мы говорили о Иоанне, что он стоял на рубеже двух заветов, ветхого и нового. (Ср. так же слова Св. Кирилла Иерус. гл. X). Здесь мы прибавим, что и крещение Господа совершилось на Иордане, отделяющем Палестину от заиорданской стороны, которая в это время была языческая окраина.

1315

См. Рим. 1:21–22 „обезумели“ и ср. Рим. 3:12.

1316

Ср. Мф. 10:40–42; Мк. 9совокупно с Ин. 5:24–26,40 (см. наши прим. в изуч. Евангелия).

1318

Об сглаживании перед Богом состояний ср. Апостолов: Иак. 2:5, 5:1; Павла к Гал. 3и мн. др.

1319

Так комментаторы Спб. Дух. Акад. стр. 675–676. Другие (как Speak. Comm.) только 8 стих приписывают Исаии, а 6–7 Ангелу или вестнику.

1320

См. псалом 89-й приписываемый Моисею (ст. 6) и ср. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 177–179.

1322

Ср. Ис. 24:1, 25:2–3; ср. слово Господа на Ассура гл. X и мн. др.

1323

2Кор. 5ср. 1Кор. 15:44–46.

1326

Рим. 3:29–30, 9:24–25 и ссылку на Ос. 2:23 и мн. др.

1327

Ин. 4:21–24 просим обратиться к замеч. нашим в Опыте изуч. Ев. от Иоанна, ч. I, стр. 191–194 на все эти стихи Ев. от Иоанна.

1328

Мк. 1:9–11,15; Ин. 1:32–34 (с зам. в наш. изуч. Ев. от Иоанна).

1330

См. все чудеса и умиление масс народа Мк. 12:37; Лк. 19ср. Мф. 7:28, 9:36.

1331

Лк. 15и мн. др.

1336

Об Иове, книге его и племенах среди которых раздавались слова его книги см. подробно в 4 т. Св. Лет. ч. 1, гл. X, стр. 245 и след.

1337

См. Иов. 36:26–33, см. 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 260–262.

1338

4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 262–264. Впечатление это усиливается еще указанием на уставы и тайны звездного неба (Иов. 38:32–33).

1339

Иов. 39:34; ср. Op. et loco cit. рр. 254, 263, 264 и заключ. стр. 266–267.

1340

В посл. к Римл. Апост. Павел (Рим. 11:33–36), приводя читаемые нами стихи пр. Исаии, указывает как неисповедимы судьбы Божии!

1341

„Острова языков“ по Слав. тексту. См. в 1 т. Св. Лет. наше примеч. на Быт. X, 5 и вступление в X главу (в 1 изд. стр. 123 второй части).

1343

Послание Иеремии переведено с Греческого, его нет в Еврейском тексте; но содержание послания очевидно более подробное объяснение указаний Иер. 10:16. У составителя этого послания несомненно имелись в виду и Исаии наст. место и Ис. 44:9–19. Ср. еще Пс. 113:12–16 (Евр<ейский> 115, ст. 4–8). Ср. Псалтирь равв. Пумпянского стр. 265.

1344

Мы не совсем однако уверены в этом; мы знаем, что у Римлян в домах были только так называемые пенаты, но не статуи богов.

1345

См. в кн. Моисея кроме 2-й Заповеди, целый ряд повелений и увещаний Господних во всем Пятокнижии (напр. Исх. 20:23; Лев. 20:1–7; Лев. 26; Чис. 25 и все Второзаконие). Об увещаниях людей Божиих во времена Судий, ср. в части 4 Тома Св. Летоп. гл. III; там же см. о Самуиле и об падении Соломона гл. V и XI и во 2-й части главы I, II, X, et passim.

1346

См. замеч. на Исаию in loco в Комм. Спб. Дух. Акад. стр. 684. Океан, в греческой Гезиодической и Гомерической космогонии, есть река, обтекающая круговую плоскость земли; Гезиод именует его всеобъемлющим потоком (Теог. ст. 242 и см. реки дети Океана ст. 337 с нашими примечаниями к Гезиоду. Ср. Гладстона Iuventus Mundi, Chapt: ХIII and Homeris map.

1347

Ср. Ин. 1и наши мысли в наш. исследовании этого Евангелии.

1348

Ср. в 4 т. Св. Лет. кн. Иова; заметки по поводу гл. XXXVIII, 31–32 этой кн. (ч. I, стр. 263). Ср. Рим. 1:20.

1349

О имени этом см. заметки на Исаии III, 1.

1350

См. обличения пророка, начиная с I главы везде; но в особ. Ис. 5:19,24; XXVIII вся глава; Ис. 29:10–13,15, 30:1, 31:1–6 с замечаниями.

1351

См. выше ст. 21 с прим.

1352

Вероятно, не без памятования Давидова Пс. 102„обновляется подобно орлу юность твоя“ (см. весь псалом).

1353

Deichert: „Stern aus Iacob“. Мы берем цитату из Speaker''s Commentary у Кея.



Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Вам может быть интересно:

1. Священная летопись. Том 3 – Четвертая книга Моисеева. Числа Георгий Константинович Властов

2. Простые и краткие поучения. Том 9 протоиерей Василий Бандаков

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Иларион преподобный – великий христианский аскет профессор Александр Павлович Лопухин

4. Послания – Послание 20(208). К Ликасту консулу преподобный Феодор Студит

5. Собрание сочинений. Том 5 – Речь при открытии двух домов для семейств погибших воинов при Мариинском благотворительном приюте Братолюбивого Общества, 14-го... архиепископ Амвросий (Ключарев)

6. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Сильвестр Строгородский митрополит Евгений (Болховитинов)

7. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия – Глава десятая протопресвитер Евгений Аквилонов

8. Письма – 343. Постоянно имей в мысли, что ты хуже и грешнее всех, это самовоззрение одно только правильное преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – II. Λόγος профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

10. Православие в России – Аллилуиа и о. Пафнутий Василий Ключевский

Комментарии для сайта Cackle