Источник

Глава VI

Глава пятая заканчивается безрадостной картиной горя и тьмы и отчаяния. Она как бы предвещает последние минуты Ветхозаветного периода. После воспоминания о том, что Господь соделал для насажденного и возделанного Им виноградника, символизирующего неблагодарный народ, раздается вопль пророка: г о р е!-Орудие наказания уже готово; еще немного времени и – ряд бедствий обрушится на Израиля. Таковы были откровения, которые в начале своего служения пророк объявлял народу. Но вот наступает важнейший момент в деятельности пророка: он получает высшее откровение, он удостоивается видеть Самого Бога, являемого во Второй Ипостаси Его433.

Пророк в трепете; ужас сознания своего недостоинства объемлет его. Тогда Господь повелевает очистить огнем уста пророка, потому что ему поручено будет поведать людям о великой тайне милосердия и любви: об явлении на земле Еммануила, Сына Божия, который, восприяв на Себя плоть человеческую, будет уничижен, и будет страдать, и вкусит смерть, и воскреснет и спасет людей434. Пророку, с очищенными огнем небесным устами,-повелевается предсказать народу и то, что он не поверит пророчеству, что придет время, что „очами смотреть будет и не увидит“, но что „святое семя“ будет корнем нового народа.

Некоторые из великих пророков также видели таинственный храм горнего Иерусалима435. Моисею в Исх. 25:9,40, 26(ср. Деян. 7:44) приказано было устроить скинию „по тому образцу, какой показан ему на горе“. Скиния в пустыне была первообразом всех храмов Господу нашему и Богу, состоя из двора для народа, с жертвенником, и из храма собственно, разделенного на Святая и Святая Святых436. По этому же образцу, только в увеличенных размерах, построен был и храм Соломона и все последующие храмы Иерусалимские. Исаия или видит этот храм в видении, или, стоя в храме Иерусалимском, видит Невидимого, всегда пребывавшего в нем по глаголу, Им сказанному Соломону (3Цар. 9:3), доколе за грехи народа слава Божия не оставила храм, пред его разрушением (Иезекииля XI, 23 ср. и все главы VIII-XI его книги до конца). В этом храме очи пророка вдруг разверзаются, завесы храма исчезают для его ока, и он видит Самого Господа на престоле, облеченного светом, яко ризою (Пс. 103:2), и риза эта краями своими наполняет храм. Моисею было сказано о ковчеге, стоящем в Святая Святых, между изображениями двух херувимов: „там Я буду открываться тебе и говорить с тобою“ (Исх. 25:22). Пророку Исаии открываются очи, чтобы он видел в действительности то, что знаменовали образы скинии и храма. Вместо кивота завета и изображений херувимов, он видит Господа сил, окруженного пламенеющими духами, которые названы Серафимами, т. е. огненными, (или превознесенными)437.

По этому предмету напомним о видении Иезекииля (I), в котором появляются другие особой формы образы, символизирующие соединение мира духовного с миром матерьяльным, и которые названы „подобием славы Господней“ (Иез. 2:1). Но пророку Иезекиилю не дано было ясно созерцать образ глаголавшего к нему (Ср. Иез. 1:26–28 с Иез. 2:1).

В видении своем Даниил (VII) ясно видит славу Господа нашего Иисуса Христа, под именем „Сына Человеческого“, но к нему глаголал в этом видении не Сам Господь, а Ангел Его.

Видения начертателя Откровения так велики, таинственны и разнообразны, что они не могут быть сравниваемы с видением VI главы Исаии, тем более, что это суть пророчества двух paзличных эпох роста и развития Церкви Божией на земле. Исаия есть пророк воплощения; св. Иоанн Богослов есть пророк второго пришествия Господа Иисуса Христа. Исаия видит разрушение ветхозаветной церкви и создание новой на земле; Иоанн Богослов видит конец всякой земной жизни и „новое небо и новую землю“ (Откр. 21:1) и новый духовный град Божий, обиталище душ чистых, освобожденных от греховной плоти; он видит „торжествующий собор и церковь первенцев, написанных на небесах“. (Евр. 12:22–24).

Возвращаясь к видению Исаии, мы должны особенно благоговейно внимать пению трисвятого гласами Серафимов. Это великое откровение о триипостасном Божестве, все более и более раскрываемое в Священном Писании от первых глав книги Бытия438 до новозаветных откровений.

Естественно, что страх и ужас овладевают пророком, чувствующим, как страшно в земном теле предстоять пред Всемогущим, благоволившим укрепить смертного, чтобы открыться ему. Тело человеческое, – тождественное по строению с телом животного,-и имеющее земные, животные инстинкты, трепещет, потому что душа его сознает, что тело это должно умереть, испепелиться среди духовного мира, который открылся плотским очам его. Телу дотоле, пока оно не было обожено Христом, не было места среди этого высшего мира, – а потому Исаия восклицает: „Погиб я!“.... Но в этом таинственном видении указывается пророчески, что человек освящается огнем, коснувшимся уст его, очищается и одухотворяется вся плоть его и что тогда дух его, связанный с очищенною уже плотию, может предстоять перед Владыкою мира в мире славы и исполнять веления Его. Другими словами, угль, коснувшийся уст пророка, прообразовал таинство причащения Тела и Крови Христовой, которое, по выражению Метафраста, есть огнь, попаляяй недостойныя и очищаяй верныя439.

Еще нельзя не заметить в читаемом пророчестве Исаии, что здесь, как в первой главе Бытия (ст. 26), Господь Единый, глаголет во множественном числе, так как пророчество Исаии начинает раскрывать тайну откровения о Святой Троице: „Кого Мне послать, – (говорит Единый) – и кто пойдет для нас?“ (глаголет Триипостасный).

В этих словах изображена вся сущность проповеди Исаии, приуготовляющего людей к познанию Бога,-Отца и Сына и Святого Духа,-Бога Единого.

Конец видения заключает в себе откровение о запустении земли обетованной и пленении народа. Это относится к народу обетования во время пленения Вавилонского и это относится и к последнему пленению и рассеянию при Римлянах.

Но последние слова откровения суть: „как.... от дуба остается корень.... так святое семя будет корнем ее“.... Ее относится к земле обетования (ст. 12–13), но под именем новой земли надо разуметь создание новой Церкви Божией на развалинах старой.

1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.

Годом смерти царя Озии или Азарии, считают 758 г. до Р. Хр.440 Английский комментатор Кей замечает, что этот год должен был быть юбилейным, четырнадцатым по рассчету со времени занятия Ханаана Израилем, и что повидимому эта была особо таинственная эпоха в жизни народа. Отсылая к его рассчету в Английскую комментированную Библию, мы не можем не прибавить, что нам кажется, что хронология недостаточно установлена, чтобы мы могли решиться указывать на такие таинственные совпадения. Но прибавим мы, никто не может отрицать, что видение Исаии есть важнейший момент в жизни человечества. Не забудем, что в предсказании о Семени, имеющем возрасти из корня погибшего повидимому древа, заключается вся сущность последующей проповеди; а в этой проповеди Исаии, заключается плен Израиля и Иуды, погибель Ассура и Вавилона и появление новой расы Иафетидов, которые возьмут скипетр мира из рук Сима, и будут готовы более других воспринять слово Божие, явившееся в мир.

Когда Исаия видит видение, то он называет Бога именем Адонаи, Владыка, ибо Он является в храме Своем как Господин и Судия, чтобы судить народ Свой. С этим надо сравнить видение пророка Амоса IX, 1 с тем же именем Адонаи (Господь) и с тем же значением Судии, произносящего приговор и исполняющего его. Имя Адонаи, как вечного Судии, карающего за преступления встречается и в Псалмах II, 4 и сл. и Пс. 36:13; и в плаче Иеремии (Плч. 2:1–7).

Мы говорили уже выше, что очень вероятно, что Исаия видит видение во храме, как позже в храме же видел Апостол Павел Господа нашего Иисуса Христа441. Завесы храма исчезают для духовных очей пророка, взор его проникает в Святая Святых. Земные символы, означавшие для Израиля присутствие Бога во храме, исчезают: вместо них он видит Владыку,-в человеческом конечно образе,-ибо „Бога по существу нельзя видеть“,-но образ этот одеян светом, яко ризою, и свет этот наполняет храм, как наполняло скинию и храм Соломонов облако славы, когда Господь освящал их442. Еще заметим, что у пророка Захарии VI, 12–13 „Отрасль“ „создаст храм Господень и примет славу и воссядет.... и будет священником на престоле Своем.... “ Из этого сближения многие богословы заключают, что видение Исаии, как видение Захарии пророка, раскрывает в таинственной дали Царя-Первосвященника443.

2. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

Мы выше говорили, что имя Серафим переводится иногда словом огненный или пламенеющий. Этим названием высшие существа видимые Исаиею сближаются с словами 103 Псалма, ст. 4: „Ты творишь служителями Своими пламенеющий огонь“444. Но существа эти имеют в видении Исаии образ человеческий, отличный от нашего, крыльями,-символами высших духовных способностей. Первые крылья знаменуют страх Божий, сознание своего ничтожества пред Творцом: и это вполне развитое сознание есть чувство высших существ, сотворенных Богом и тех смертных рабов Божиих, которые поднялись святою жизнию до страха и радости созерцания Бесконечного. Вторые крылья суть крылья сознания своей слабости и несовершенств своих пред лицем Владыки. Третья пара крыльев знаменует возможность и готовность перенестись, по воле Владыки мира, всюду, куда направит Он Своего посланного445. Так думаем мы, но всегда важно памятовать, что сказал начертатель книги, известной под именем „Премудрость Соломона“ (Прем. 9:16). „Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал?“

3. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Серафимы не движутся, а стоят (ст. 2) на воздухе около престола Владыки мира; только сладостный разумный глас их раздается в храме; из уст их льется песнь хваления: свят, свят, свят Господь Саваоф! В песне Серафимов откровение Израилю и всему человечеству о триипостасности Единого Бога в проявлении Его милостей к человеку. Священная песнь эта, которую принял с неба пророк Исаия и передал ее обеим церквам ветхозаветной и новозаветной, – есть вечный закон, напоминающий человеку, что он должен быть свят, потому что Господь сотворивший его и возлюбивший его Свят: „будьте святы, ибо Я Свят Господь, Бог ваш, сказано в законе (Лев. 19:2). И Апостол Петр, взирая на Господа Иисуса, возлюбившего грешное человечество, любовию неизреченною, говорил Христианам: „по примеру призвавшего вас Святого будьте святы во всех поступках“. (1Пет. 1:15).

В Бозе почивший Митрополит Макарий в догматическом Богословии, в отделе: „учение о Боге Троичном в Лицах“, указывал, что славословие Серафимов признавалось откровением о трех Лицах Божества не только Христианами, но и раввинами. У Исаии пророка в главе 63 в ст. 9–10 есть указание, что пророку несомненно открыта была великая тайна Бога единого во Св. Троице покланяемого: „Ангел лица Его спасал их.:., но они возмутились и огорчили Святого Духа Его“.

В Св. Летописи т. II, в Кн. Исход446, мы говорили подробно, что „Ангел лица Господня“ есть Сам Иегова, Сын Божий, являющий Бога Отца. И в самой книге Исход поставлено резкое различие между этим Ангелом, – Самим Господом, и другими сотворенными Ангелами, которым Господь хочет поручить вести тот непокорный народ, от которого Он отказывается (Исх. 33:3, и пр. 1 и 2-е).

О Духе Святом, Духе Божием откровение было с первых стихов книги Бытия (Быт. 1:2) и потому Псалмопевец и пророки знали и душею чувствовали действие благодати Духа Святого (См. напр. Пс. 50:13).

Последняя часть славословия Серафимов еще яснее раскрывает милосердие Божие: „вся земля полна славы Его“.

До сих пор славословие Серафимов произносится в небесах, вне пределов земли: но вот наступает время, когда и вся земля исполняется славы Божией. Это пророческое откровение о том времени, которое также начинается славословием Ангелов: „Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение“. (Лк. 3:13–14).

4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

Мир духовных существ влияет и воздействует на материальный мир не только прямым действием физических сил, которыми он управляет по повелению Творца, но и самым присутствием своим, самым гласом хваления, хотя звуки эти остаются неслышными материальным органам слуха животного тела, находясь вне сферы его восприимчивости447. „Верхи врат“ или по другому переводу: „основания порогов“ начинают колебаться от гласа Серафимов: дом наполняется „курениями“, т. е. земной воздух наполняется живительными благоуханиями, вносящими радость в душу человеческую. Бог вездесущ, но Ему угодно проявляться более ясно для разумного существа в грубой земной плоти облеченного, лишь в известные времена и в известных местностях на земле. Появление солнца с востока, символизирующего явление Господа, согревающего душу человеческую, рисуется в Песн. 3:6, как бы столбы дыма, окуриваемого миррою и фимиамом448. Исторически мы знаем проявление присутствия Божия и в огне купины, и в столбе огненном и облачном в пустыне и дыме, коим курился Синай и в освящении скинии в пустыне и в освящении храма Соломона449.

5. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Ранее этого видения, в гл. V, Исаия восклицал горе, на своих соотчичей; и вот он сам, принадлежащий к этому нечистому народу и сознающий, что, как член этой общины, он должен нести вместе с ними грядущее наказание,-он с трепетом видит Господа Саваофа. Тогда вопль свой горе! он обращает против самого себя, ибо „человек не может увидеть Меня и остаться в живых“, глаголал Господь Моисею450. Он чувствует себя нечистым и грешным, „с нечистыми устами“. По всей вероятности, последнее выражение взято из кн. Левита, и Исаия и себя и народ свой уподобляет прокаженным, которые по Лев. 13должны были закрываться до уст и кричать: „нечист, нечист“. К этому, вероятно, присоединяется память и об умирающем прокаженном царе Озии (Азарии), который наказан за то, что вошел в святая святых храма. Что же будет с ним, узревшим Того, который более храма? Но Исаия не знает еще повелений Божиих; он не знает, что видит Сына Божия, посылающего Исаию на апостольскую проповедь в эту эпоху ветхого завета. Он не знает еще, что Господь очистит скверну его и исцелит проказу греха тела его и уст его.

6. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника.

7. И коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

Трудно сказать, разуметь ли здесь жертвенник курений, стоявший прямо пред завесою во Святая Святых и названный с указанием обряда ежегодного очищения народа, в Исх. 30:10: „это великая святыня у Господа“451 или же надо разуметь, как указывал Василий Великий „олтарь небесный“,452, мы решить не можем. Конечно, как говорит Василий Великий со ссылкою на Евр. 8:5, земное есть образ и стен небесных, и потому мы должны преклониться пред мнением святого отца, хотя мы хотели только присовокупить, что и алтарь курений, как великая святыня, мог послужить в видении Исаии пророка (воплощенного духом в храме, преобразовавшемся для умственных очей его)-к совершению тайны очищения. Алтарь в храме небесном, конечно знаменует огонь вечно горящей любви Бога к смертному созданию. Это тот огнь, о котором говорил Господь наш Иисус Христос: „огонь пришел Я свести на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся“. (Лк. 12:49). От пламени любви, выразившейся в претерпенных Господом на кресте страданиях, и от залога сей любви, дарованного нам в таинстве приобщения Св. Тела и Крови Божественного Страдальца, и был возжен огонь на земле, тот огонь, о котором глаголал наш Спаситель. Но огонь этот согревает и очищает и обновляет лишь кающегося, приносящего пред Господа „сердце сокрушенное и смиренное“453.

Сознание своего недостоинства Исаия выразил в восклицании: горе мне! и Господь повелел очистить человека, сознающего, что он грешен и нечист, как человек.

8. И услышал я глас Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

Исаия, хотя и причастный, как всякий человек, греху, приготовляется однако Господом к высшему служению, а именно к Апостольству; но восприять повеление Божие он не может, пока Серафим не коснулся уст его огнем всеочищающей любви Создателя. Только очищенному благодатию можно внимать гласу Господа Бога, который хочет послать избранного Своего на проповедь священной тайны о Еммануиле.

В предварительном вопросе Господа: кого Мне послать? выясняется всеобщий закон духовной жизни человека, а именно, что Господь соблюдает всегда свободу воли, которую Он даровал человеку. Вторая часть вопроса: кто пойдет для Нас? есть раскрытие тайны Св. Троицы, или лучше сказать повторение Откровения, означаемого во многих местах Священного Писания этим местоимением множественного числа или глаголом во множественном числе, относящимся к Единому Богу, как напр. Быт. 1:26: „сотворим человека“ и Быт. 11:7: „смешаем язык их“454.

И первая Ипостась, и вторая Ипостась Святой Троицы именуются одним именем Иеговы, „вечно живущего“, Господа. Таково выражение 1-го стиха Псалма 109-го: „Сказал Господь Господу моему, седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих“. В примечаниях наших в Св. Летописи мы в книге Исход не раз говорили, что являлся в столбе огненном и облачном Иегова, Сын Божий называемый в Исходе Ангелом Божиим455.

Третья Ипостась Святой Троицы открыта человеку с первых стихов книги Бытия456 и учение о Духе Святом мы найдем много раз у пророка Исаии. Мы уверены притом, что ветхозаветному Евангелисту, как называют Исаию, был ясно открыт догмат о Три-Ипостасном Божестве, хотя позднейшие Иудеи совершенно почти утратили понимание этой тайны, раскрытой и в Ветхом Завете для изучавших его по духу, а не по букве.

9. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите.

Господь открывает Исаии и ближайшее, и дальнейшее будущее. Пророк должен был увидеть своими очами недоверие, злобное отрицание самых очевидных истин, тем менее мог он надеяться увидеть веру его пророчествам. Вот на эту тяжкую борьбу человека, которому известна истина, и который встретит только оскорбления и насмешки от людей, которых Сам Господь называет невидящими очевидное и глухими в всякой истине, посылает его Господь. Но Исаия является для нас еще прообразованием высшего события,-когда Истина, Сам Бог во плоти, глаголал человекам и точно также встретил людей, которые смотрели и не увидели и слухом услышали и не уразумели, чтобы Господь исцелил их457. „Скажи этому народу“, говорит Исаии Господь. Это слово указывает на тот момент, когда Господь совершенно оставляет Израиля и навсегда: „и оставляется дом ваш пуст!“ (Мф. 23:38). Народ, который был народом обетования, был „народ Мой“ – Господень, но он называется еще Господом „народ этот“, когда Господь, вследствие его неверия и возмущения, хочет разорвать завет свой с ним, как было то в пустыне458. И здесь в видении Исаии выражение „народ этот“ указывает на гнев Господень. Выше в гл. V, 19 Исаия произнес против народа или против верхнего слоя общества тяжкое обвинение в неверии и даже в богохульстве, когда он говорит, что были некоторые, которые с иронией говорили: пусть исполнит Господь угрозы свои и мы посмотрим459. Очевидно, что общее настроение мыслей народа было враждебно, не только пророку, но и Богу Завета, что доказывается не только изучаемым стихом, но и позднейшими пророчествами Исаии, как напр. восклицанием Исаии LIII, 1: „Господи! кто поверил слышанному от нас?“ или LIХ, 10: „как без глаз ходим ощупью.... между живыми – как мертвые“. См. еще следующий стих.

10. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и они свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Прежде всего обратим внимание на то, что духовные истины уразумеваются сердцем. И в начале Христианства (1Кор. 15и след.) как и ныне, есть люди душевные и есть люди духовные460. Первые живут земными интересами, развивают Богом дарованные человеку мыслительные способности, накопляют знания, но, как современные школы позитивистов, агностиков и других подобных им мыслителей, оставляют без внимания мысль о вечности души, о загробной жизни, о развитии духовных идеалов, о приобретении тех знаний и благ, которые готовят человека к радостному воскресению. Эти люди живут исключительно умом и не допускают голосу стремления души к вечному Богу – воздействовать на мышление, забывая, как относительно слабо и неверно это мышление.

Люди духовные находятся во всех слоях общества, потому что Свет наш – Христос, Истина наша – Христос, Любовь наша-Христос всем светит, всех просвещает, всех возлюбил. И когда Он привлечет к Себе сердце человеческое, то оно делается равнодушным к наслаждениям земной жизни, и делается чистым. А только „чистые сердцем Бога узрят“. Только отказавшись от себя и покорив совершенно ум свой Богу может человек уразуметь сердцем, что откровенные истины выше всех знаний человеческих. „Какой выкуп даст человек зa душу свою?“ Какие земные знания, какая философская теория дадут успокоение мятущейся и страдающей душе человеческой? Не одна ли религия может дать ей успокоение? Не один ли глас Господа, глаголющего: „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас“?

В Израиле в древности, как и во времена Господа нашего Иисуса Христа большинство народа, и преимущественно ученые книжники потеряли совершенно способность уразумевать сердцем, умиляться, и хотя бы на время отдаться скорбному, но и возвышенному чувству сознания своей преступности и ничтожности, чувству, которое приближает его к вечной истине, а потому- к Богу и всепрощающей любви Его. В видении Исаии Господь глаголет с сожалением, с любовию: „не уразумеют сердцем, не обратятся, чтобы Я исцелил их“. Господь хощет исцелить их, только пусть обратятся сердцем к Нему.

Полное исполнение этого пророчества в Евангелии.

11. И сказал я: надолго ли Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.

12. И удалит Господь людей и великое запустение будет на этой земле.

Мы уже не раз видели, что откровенные глаголы имеют и ближайшее и отдаленное значение, и исполнение. В настоящем повелении Божием несомненно заключается и последнее опустошение страны, и разрушение Иерусалима Римлянами; но оно исполняется и ранее во время нашествий сначала Ассирийских царей, а потом царя Вавилонского. Предыдущие события являются как бы прообразовательными последующих событий. Мы видим от начала, что характер народа остается неизменным до конца его существования. Сердце отдельных личностей среди народа часто является угодным Богу, но в совокупности своей народ Израильский был дурной народ. Когда пришел Свет наш Христос, покрывало лежало на сердце их, и оно снималось только у тех, которые обращались к Господу, „ибо это покрывало снимается Христом“461.

Когда Исаии было открыто нравственное будущее Израиля, постоянно упрямого и непослушного, привыкшего слушать лишь самого себя и своих вожделений и верить только своим взглядам и измышлениям, тогда пророк, испуганный таким будущим, восклицает: „на долго ли Господи?“

В виду обетований он уверен, что это только временное ослепление Израиля. Но Господь открывает ему, что Израиль всегда останется таковым, пока не приидет полное разорение и обезлюдение страны. Таковы же были откровения и позднейшим пророкам, в особенности Иезекиилю. В его время часть Иудеев уже была уведена в плен, по Иерусалим не был еще разрушен, и Иезекииль видел на Кхабуре в видении те мерзости идолослужения, которые совершались в Иерусалиме оставшимися там жителями, и этот пророк видел, как слава Господня отошла от храма, и он понял, что Иерусалим приговорен вместе с храмом к разрушению462.

Мы не раз упоминали о том замечательном факте, что в плену Израиль совершенно отрезвлялся от идолослужения, и это было одно из частных исполнений откровения Исаии. Последний приговор над градом, и страною и над народом произнесен Господом Иисусом Христом, Сыном Божиим и запечатлен человеческими слезами Его. (Лк. 13:35, 19:41–44).

13. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее 463 .

Корнем новой земли будет Святое Семя: таковы последние слова великого видения. Повидимому в стихе 13 можно читать вкратце будущую историю народа и утверждения Царствия Божия на земле.

Из плена должно возвратиться не более одной десятой части народа, или лучше сказать всего населения царства Иудина. После построения нового храма при Зоровавеле, который есть потомок рода Давидова, народ не впадает снова в идолопоклонство, но нравственно не развивается, как мы видим то из Евангелий, а погружается в мелочную обрядность. Но вот „скипетр отходит от Иуды“ (Быт. 49:10); Римляне являются царственным народом, и тогда является „Примиритель“ (Быт. 49:10), который у Исаии XI, 1 назван Отрасль, ибо Он происходит от корня рода царя Давида464. Это Тот же, Который о Себе глаголал: „Я есмь лоза, а вы ветви“. (Ин. 15и см. всю главу в нашем изучении Ев. от Иоанна).

* * *

433

„Бога никто же виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда“, Ин. 1:18. См. наше объяснение в Опыте изучения Ев. от Иоанна на это место (ч. I стр. 78–80). Заметим, что в Ин. 12:41 прямо указывается на главу VI Исаии пророка: „Исаия виде славу Его и глагола о Нем“ (о Господе Иисусе, Сыне Божием). Митрополит Филарет в Зап. на Кн. Бытия (III, 8) говорит, что: „можно утверждать, что явившийся был Сын Божий, коему свойственно являть Бога никем не видимого“. На Быт. III, 8 в изд. 1835 стр. 98.

434

Проповедь Исаии продолжается несколько десятков лет и тайны воплощения раскрываются в его книге постепенно.

435

Моисей, Иезекииль, Иоанн Богослов в Откровении.

436

Ср. во 2-м т. Св. Лет. Устройство скинии в кн. Исход, главы XXV-XXVII.

437

В объяснении паремий пророка Исаии преосвященным Виссарионом указано (стр. 69–70), что слово Серафим, как имя Ангела,-кроме настоящего места нигде не встречается более в св. Писании. Заметим, что Гезениус не признает родства слова Серафим с еврейским глаголом сараф, гореть. Он производит это имя от родственного Арабского слова „возвышенный“, или превознесенный“. (См. в библ. сл. Смитта: Seraphim ).

438

См. I т. Св. Летописи прим. 7-е на Быт. I, 2. Сравни другие места Св. Писания, как напр. Псалмы, которые раскрывают это таинство.

439

См. стихи Метафраста в последования ко Св. причащению: „Се приступаю к божественному причащению. Содетелю, да не опалиши мя приобщением. Огнь бо еси недостойныя попаляя: но убо очисти мя от всякия скверны“.

440

Св. Истор. Богословского; также Епископ Виссарион в объяснения паремий Исаии пр. стр. 68; так и Кей в Speaker’s Commentary on Isaiah in loco.

441

Деян. 22:17–21. Мы должны оговорить, что проф. Якимов (стр. 107) не признает видения во храме и думает, что Исаия возносится на небеса духом.

442

Исх. 40и 3Цар. 8:11.

444

См. ссылку в Евр. 1:7.

445

Ср. толк. на Исаию Епископа Петра, ч. I, стр. 84.

446

См. вступление в главы XXXII-XXXIV книги Исход и в особ. примечания на Исход XXXIII, 2–3 и 14–16.

447

В I т. Св. Летописи в 1-й главе вступления (5-я стр. двух изданий) мы говорили: „Так как не все звуки мира, не все цвета его, не все формы его известны человеку, а лишь те, кои на земле доступны ограниченным пределам его зрения, слуха и др. чувств и зависят от.... числа дрожаний, восприемлемых чувствами.... так и разум его не может вместить всего.... “ Ср. о явлении Ангелов в нашем исследовании Св. Иоанна, ч. II, стр. 243.

448

См. в нашем IV т. Св. Летописи в части I „Песнь Песней“ и в особенности об указанном месте III, 6 стр. 315–316 и 323–325, с замечаниями нашего глубокоуважаемого докт. Богословия Олесницкого.

450

Исх. 33:20. Только вторая ипостась являет Бога в Троице Святой поклоняемого. (См. указ. выше во вступлении этой главы).

451

См. во 2 т. Св. Лет. прим. на Исх. XXX, 1–11 со ссылкой на Лев. 16 и на Исх. 30:34–37. И в описания жертвенника (олтаря кадильного) и в описании состава священного курения употреблено слово „великая святыня“ и „святыня“ Господа.

452

Творения Василия Великого в Моск. изд. 1872, ч. 2 стр. 246–247; 252. Толкование на пр. Исаию гл. VI.

453

Независимо от Псалма L см. те же выражения о сокрушенных и смиренных духом у пророка Исаии Ис. 57:15, 66:2.

454

См. в I т. Св. Летописи примечания in loco.

455

О второй Ипостаси Св. Троицы см. примеч. во 2 т. Св. Лет. на Исход XIV, 19, XXIII, 21 и XXXIII, 3, с чем сравни Мал. 3:1–6 об Ангеле Завета.

456

О Духе Божием, Духе Святом см. Быт. 1:2; Чис. 11; 1Цар. 10:6; Пс. 50; Притч. 1:23, из пророков, предшествующих Исаии у Иоил. 2и во мн. др. местах.

458

См. в Св. Лет. т. II, Исх. 32:7–9, 33:1–2 с примечаниями.

459

См. выше V, 19 наши замечания.

460

Мы оставляем в стороне людей исключительно плотских.

462

См. в 3Цар. 9угроза Господа народу в откровении Соломону и см. Иез. 8; Иез. 12(о земле Иудиной), Иез. 21:22; 24 и 4Цар. 25.

463

„Ея“ относится к слову земля. Ср. Откр. 21:1: „и увидел я новое небо и новую землю“.

464

Об Еммануиле и Отрасли см. ниже Исаии VII, 14; IX, 6–7; XI, 1 и дальнейшие пророчества о Мессии.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle