B. Румыния
Местность
Румынией (Цара Румынска– земля Румын) называются два соединенных княжества в европейской Турции– Валахия и Молдавия. Границы их на север– Трансильвания и Буковина, на восток река Ялпуха, Троянов Вал и озеро Бурна-Сола, на юге и юго-западе р. Дунай. Площадь Валахии, отделяющейся от Молдавии р. Мильково, содержит 3,820 кв. миль; площадь Молдавии– 2,027 кв. миль. Жителей в Валахии считают до двух с половиною миллионов, а в Молдавии до полутора миллиона. В большинстве они исповедуют православную веру. Кроме Молдавии и Валахии, румыны живут в австрийских владениях 482, в Сербии, южной Македонии, Фессалии и Епире около 200,000, в России до 538,000483. Столица Валахии– Букарест при р. Димбовице 484, а столица Молдавии– Яссы на р. Бахлуле 485. – В Валахии и Молдавии– кроме румынов– живут с давних пор болгары, армяне (с XI века), евреи, цыгане и греки (с XV века).
Историческая судьба Румынии
Валахи и Молдаваны– две ветви одного румынского племени, которое, полагают, произошло от смешения древних славян-гетов или даков с римскими колонистами. В Дакии, лежавшей между реками Тейсою, Дунаем, Прутом, Днестром и Карпатскими горами, где находятся и нынешния Валахия и Молдавия, издавна жили славяне. Но сюда же переселены были императором Траяном и римские коло-нисты. Оттого жившие здесь славяне смешались с переселенцами. Не смотря однако на то, между ними сохранился и славянский элемент. Это видно как из румынского языка, представляющего смесь латинского с славянским наречием, так и из сохранившихся доселе славянских названий многих рек и местностей, каковы в Молдавии реки: Быстрица, Молдова, Молдовица, Студенец, Сушина, Тополица и пр., местности: Липова, Лунка, Младина, Тройца, в Валахии местности: Красна, Яблоница, Торговище и пр.486
Валахи и Молдаваны жили сперва вместе, потом, по основании особых двух господарств, под управлением отдельных туземных господарей или воевод (до 1716 г.), за тем, то под властию князей-фанариотов (1716 – 1822 г.), то под властию туземных государей, наконец соединены в одно княжество под властию одного князя. Право выбора господарей принадлежало в обоих господарствах духовенству и боярам. Но владычество турок положило конец такому выбору: господарей стала назначать сама Порта. Тогда господарская булава сделалась как бы продажною. Турция, имея в виду свои корыстные рассчеты, назначала господарей на самый короткий срок.
Валахия под властию туземных господарей до назначения князей-юнариопюв (1241– 1716 г.).
Основателем Валахии считается Раду-Негру (черный) происходивший от древнего рода Бессарабы. Он владел в Венгрии Вакарашским уделом. Когда же Батый (у 1255 г.) сделал нападение на Венгрию, – Раду с своим уделом бежал из Венгрии в обширные поля Кымпо-Лунго, т. е. на север нынешней Валахии. Это было в 1241 году. – Землю, занятую Раду, валахи назвали– Цара-Мунтеняска (земля у гор), греки– Унгровлахией, мадьяры– Гавас-Афлед (земля у снежных гор), сербы– страной влахозапланпнской, турки– Ак-Пфлак (Белая Валахия). – Будучи окружены сильными соседями, валахи подчинялись власти то того, то другого государства. Столицею Валахии при Раду был город Арджис. Из преемников Раду Негру более замечательны были: Мирча I, Влад V Дрикул, Раду IV и Михаил Храбрый487.
Мирча I (1383– 1418 г.) вынужден был заключить (1393 г.) с Баязетом (1389 – 1403 г.) мирный договор, по которому Валахия удержала свои законы и управление; но воевода валашский, избираемый митрополитом и боярами и сохранявший за собою право мира и войны и право над жизнью и смертью своих подданных, обязан был ежегодно платить Турции 3,000 червонных валашских пиастров. С этого времени начинается владычество турок над дунайскими румынами. Мирча перенес столицу из Арджиса в Букарест и учредил регулярное войско 488.
Влад V Дракул два раза вступал во владение Валахией (1456– 62 г., и 1476 – 79 г.), и отличался самым, жестоким характером: цыгане, турки, татары тысячами гибли то на кострах, то в кипящей воде, то под ударами мечей по одному бешено-прихотливому его желанию 489. Этот тиран заключил (1460 г.) в Адрианополе с Мухаммедом II (1451– 81 г.) новый договор, утвердивший еще большее, чем прежде, преобладание турок в Валахии. В силу этого договора, состоявшего из 11 статей, Валахия принята была под особое покровительство Турции: ей дано было право управляться своими законами, а духовенству и боярам– право по прежнему выбирать господарей, которые только утверждались Портою, но Порта удержала за собою верховную власть над Валахиею и обязала ее платить ежегодно 10,000 пиастров. Дракул был убит (1479 г.) на охоте одним из своих слуг 490.
Раду IV Великий (1493– 1508 г.), сын Влада. VI, известен как законодатель и основатель многих учреждений, особенно церковных, в чем ему деятельно помогал бывший константинонольский патриарх Нифонт 491. По смерти Раду IV до Михаила Храброго господари, по воле турецкого дивана, постоянно сменяли один другого, и только один из них Александр II (1567– 77 г.) умер в княжеском достоинстве, остальные же гибли то от яда, то в заточении или изгнании 492.
Михаил Ирабры (1592– 1601 г.), сын воеводы Петрашко, получил прозвание: Храбрый, – и не напрасно. Во все время управления Валахией он постоянно был на коне и почти не сходил с поля битвы. Он решился обнажить меч против турок, и, не смотря на малочисленность своей дружины сравнительно с турецкою армией, несколько раз одерживал над ними блистательные победы и на короткое время завладел Трансильваниею и Молдавией 493.
В конце XVII века являются в Валахии некоторые господари из греческой нации. Из них замечательны только Матфей Бессараба, Щербан II Кантакузен и Константин Бранковано.
Матфей Бессараба обращал внимание на внутреннее состояние княжества: улучшал быт царан, строил церкви и монастыри. Щербин II, побочный сын Щербана I, продолжая устроять внутренний быт княжества, думал было сделать его независимым от Турции, надеясь на успехи австрийского оружия над турками и на обещание Леопольда I. С этою, между прочим, целью он заключил союз и с русскими царями Иоанном и Петром Алексеевичами. Но бояре были против его желания. Он умер скоропостижно, может быть, от яда. Константин Бранковано (1688 – 1714 г.) входил в тайные сношения с императором Петром I, обещая ему свое содействие в войне с Турциею и доставку продовольствия для русских войск, когда они войдут в Валахию, а Петр, с своей стороны, обещал дать княжеству независимость й принять его под свое покровительство. Но Порта узнала об этих отношениях, и, по приказанию султана, палач отрубил (в августе 1714 г.) голову как Бранковану, так и членам его семейства.
Молдавия под властию туземных господарей до назначения князей-фанариотов (1359– 1711 г)
Основателем молдавского княжества считается Драяогн, бывший владетель марамошского (в Трансильвании) удела 494. Судьба Молдавии во многом сходна с судьбою Валахии. Преемники Драгоша признавали над собою власть то Польши, то Венгрии, то Турции. Из них более замечательны были: Александр I Добрый 495, Стефан IV Великий 496, Петр Рареииь 497, Василий Лупул 498, и Кантемиры 499.
Александр I Добрый (1401– 1432 г.), избранный в господари Молдавии при содействии Польши, вскоре после избрания дал (1402 г.) присягу в верности королю Ягеллу, построил два монастыря– Бистрицы и Молдавицы, улучшил финансы, восстановил чины, существовавшие у румынов Вакараша и Марамоша, заботился об образовании духовенства и народа, учредил разные судебные места, центром которых был город Сучава, где он имел постоянную свою резиденцию.
Стефан IV Вешний (1458– 1504 г.) был мужествен в опасностях, тверд в несчастии, скромен в счастии, и вообще в продолжении 46 лет с достоинством держал господарскую булаву. Удачными войнами он пытался возвратить Молдавии независимость от соседних держав и думал было соединить Молдавию и Валахию в одно государство. После счастливых войн с Польшею, он заключил (1459 г.) выгодный для Молдавии мир с польским королем Казимиром IV (1447 –92 г.), и хотел было занять и престол Валахии вместо Дракула, но султан Мухамед II (1451 – 81 г.) назначил (1462 г.) в господари Валахии Раду III. – Стефан выступил с войском против Раду III, овладел Букарестом, и, взяв в плен господарыню Марию и дочь её Войкицу, на которой, впоследствии, после смерти первой жены, женился, поручил (1473 г.) управление Валахиею Владу IV, в котором надеялся иметь своего союзника. Раду бежал в Константинополь. Вслед за тем началась война между Турциею и Молдавиею. Стефан разбил (1475 г.) турок на всех пунктах и отпраздновал эту победу четыредневным постом и молитвою Мухамед снова начал (1476 г.) войну со Стефаном. Но борьба с Венграми и страшная зараза, опустошавшая турецкия владения, заставила его оставить в покое Молдавию. Спустя восемь лет, новый султан Баязет II (1481 – 1513 г.) снова поднял оружие на Стефана. Стефан просил себе помощи у польского короля Казимира. Казимир обещал, – но с условием, если Стефан согласится признать над собою польское покровительство, и для сего приглашал его в Каломию дать клятву в верности королю и Речи Посполитой. Стефан не хотел, но должен был исполнить желание короля, и, получив обещанную помощь, снова одержал (1485 г.) победу над турками. Венгерский король Матвей Коврин (1458– 1490 г.) крайне был недоволен таким сближением Стефана с Польшею, – и объявил ему войну. – И эта война имела (1486 г.) для Молдавии счастливый исход. За тем 6 лет Молдавия наслаждалась миром, – и Стефан все это время употребил на устройство разных учреждений и армии, и на улучшение финансов. Этот мир нарушил преемник Казимира (1 1492 г.) польский король Альберт Казимирович: он хотел оружием присоединить Молдавию к Трансильвании, но далеко не достиг своей цели. Стефан, одержав (1494 г.) над ним блистательную победу, приказал запречь пленных в плуги, вспахать ими поле битвы и посеять желуди. Молодой лес, покрывший то поле, где было пролито так много крови, назван был красным лесом. В виду опасностей, угрожавших то от Польши, то от султанова присяжника, крымского хана Менглигирея (1466 – 1514 г.), Стефан решился заключить не только дружественный, но и родственный союз с русским великим князем Иоанном III (1462 – 505 г.), выдав (1482 г.) дочь свою Елену за старшего сына Иоаннова. Иоанн обещал ему помощь, но с своей стороны просил его содействия в случае войны с зятем своим, литовским князем Александром II. Этот союз свято хранился, несмотря на разные семейные неудовольствия Елены в доме Иоанна, до самой кончины Стефана (2 июля 1504 г.). Пред кончиною, он, может быть, не надеясь найти в сыне своем Богдане воинственного ратоборца против Турции, говорил ему и боярам: «Зная, как мне было трудно удерживать право независимого властителя, я думаю, что вы не в силах будете бороться с Баязетом; борьба только разорит отечество, – и потому лучше добровольно уступите то, чего нельзя сохранить, но уступите с сохранением всех церковных и гражданских прав. Если же султан предпишет вам другия условия, – то лучше в таком случае умереть от руки неприятельской, чем сделаться отступниками веры отцов и быть свидетелями бедствий своей родины». II сын его Богдан (1504– 17 г.) признал над собою власть султана 500.
Петр Рареш (1538– 40 г., 1541– 46 г.), избранный боярами, военными своими предприятиями несколько напоминал собою Стефана IV. – Заручившись союзом с трансильванским князем Яном Заполи и валашским господарем Раду VIII, он думал объявить войну Турции, чтобы свергнуть её иго, – но бояре на то не согласились, и даже подняли бунт против него, так что он на время должен был бежать (1538 г.) в Карпаты. Возвратившись в Суча- ву, видевшую в стенах своих уже двух господарей в его отсутствие, он наказал буйных бояр, и успел заслужить благоволение султана и русского царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Грозный даже предлагал ему свое содействие в выкупе от султана; но Польша помешала этому исполниться. Отличаясь благочестием, Рареш строил церкви и монастыри, и в одном из них, Побрате, и погребен был по смерти (в авг. 1546 г.).
Василий Лупул (1634– 54 г.), родом сербо-албанец, из северного Эпира, в мирное время посвящал труды свои на устройство Молдавии: строил храмы, заводил училища, устроил типографию, в которой напечатано было (1646 г.) первое молдавское Уложение. Но последние годы его правления были бурны. В это время была в сильном разгаре война между Украйной и Польшей. Та и другая хотела склонить Лупула на свою сторону: гетман Богдан Хмельницкий (у 1657 г.) и предводитель польских войск Димитрий Вишневецкий. Первый имел успех, женив сына своего Тимофея на дочери Лупула, Роксанде. Но родственный союз этот не принес Лупулу никакой пользы. Разбитый (1653 г.) союзными войсками валахов и трансильванцев, Лупул бежал в Чигирин и умер в нищете и неизвестности, а жена его с сыном Василием взята в плен новым господарем Молдавии Георгицей: Георгица распорол нос юному Василию, а мать его сослал на жительство в отдаленную деревню.
Кантемиры. Род Кантемиров не принадлежит к коренным боярским родам Молдавии. Предок их, Хан-Тимир, предводитель одной орды ногайских татар, отозван был (около 1635 г.) в Константинополь за возмущение против крымского хана, и там был убит. Тогда дети его бежали в Молдавию и приняли христианство. Из этого-то рода и были три господаря Молдавии: Константин и два сына его Антиох и Димитрий.
Константин управлял (1685– 93 г.) Молдавиею после низложения Димитрия Кантакузена. Во время турецко-польской войны он послал свое войско на помощь туркам, и за то Польша беспокоила его до самой смерти. – Антиох (1696– 1701 г., и 1705– 708 г.) помогал (1696– 97 г.) туркам в войне с Россиею, и, по интригам Бранковано, прочившего Молдавию для одного из членов своей семьи, лишен был господарства и жил с братом своим Ди-митрием в Константинополе. Димитрий управлял Молдавиею не более 8 месяцев (1710 – 11 г.). Выведенный из терпения постоянным своеволием турецких властей, он решился отложиться от Турции и принять покровительство России. С этою целию он тайно заключил (13 апр. 1711 г.) во время войны России с Турциею с Петром Великим договор, по которому 1) Молдавия должна быть восстановлена в прежних своих границах, 2) князь, бояре и народ должны принести присягу в верности русскому государю, когда его войска вступят в Молдавию; 3) войска Молдавии должны присоединиться к русским против турок; 4) князь и его наследники должны быть неограниченными правителями Молдавии под покровительством русского государя; 5) наследственность должна оставаться в роде Кантемиров до пресечения этого рода. Но эта война, как известно, окончилась на Пруте невыгодным для России миром, – и Димитрий Кантемир с многими боярскими семействами удалился в Россию. Здесь он объявлен был (1 авг. 1711 г.), вместе с его наследниками, князем российской империи, с титулом светлости, и Получил обширные земли в Украйне. Он скончался в 1723 году.
Валахия и Молдавия под властию князей-фанариотов (1716– 1822 г) до соединения обоих княжеств в одно государство
Правление князей-фанариотов продолжалось целое столетие и было самым тяжелым гнетом для княжеств. Оба княжества, Валахия и Молдавия, попеременно управляемы были одними и теми же лицами. В течении полувека (1716– 1768 г.) они находились во власти трех родов, – это Маврокордато, Раковица и Гика. Потом стали появляться новые роды: Ис алия ахи, Ипсиланти, Караджа, Суцо, Маврогени, Мурузи 501.
Во все это время оба господарства представляли самую жалкую картину: они разоряемы были частыми войнами, удручаемы деспотизмом турок, подавляемы гнетом фанариотов.
По Букарестскому миру (16 мая 1812 г.) от Молдавии отошли к России Бессарабия, Хотин, Бендеры, Аккерман, Килия и Измаил. В течении 4 лет (1808– 12 г.) русские войска занимали княжества, а потом Порта опять стала назначать для Молдавии и Валахии господарей, которых однако по своим расчетам очень часто сменяла. После греческого восстания, отразившегося также и в обоих княжествах, отправлена была (1822 г.) от них в Константинополь депутация для заявления султану общего желания княжеств, чтобы господарями у них были не греки, а румыны. Султан на это дал свое согласие, – и ряд туземных господарей начали в Молдавии Иван Стурдза, бывший великий логофет, а в Валахии Григорий Гика. Аккерманская конвенция (25 сент. 1826 г.) подтвердила, чтобы господари Молдавии и Валахии были избираемы из бояр древнего румынского рода, и вместе с тем постановила, чтобы они утверждаемы были Портою на 7 лет, чтобы в случае добровольного отказа господаря от управления до истечения семилетнего срока Порта извещала об этом русский Двор и до избрания нового господаря правление поручаемо было каймакамам, чтобы господари назначали и утверждали налоги и другия подати Валахии и Молдавии, руководствуясь хати-шерифом 1802 г., и прилагали все меры к изысканию способов улучшения быта княжеств. После заключения адрианопольского мира (2 сент. 1829 г.) положено было, чтобы господари избирались не на 7 лет, а на всю жизнь, исключая случаев добровольного отречения их, или отрешения, и чтобы уменьшены были налоги в обоих княжествах. Принимая живое участие в судьбе княжеств, русское правительство составило особый комитет под предводительством графа Киселева, временно управлявшего Валахией и Молдавией, который изготовил Уложение, известное под именем органического статута, состоящего из 9 отделов. Русския войска занимали княжества в продолжении 6 лет (1828– 34 г.), и во все это время делами княжеств заправлял граф Киселев, оставивший о себе в Молдавии и Валахии самое приятное воспоминание 502. Когда же граф с русскими войсками оставил княжества, – власть над ними опять приняли господари. Венскою конференциею (1855 г.) отменен был русский протекторат над княжествами; а парижскою конференциею (10 мая– 7 авг. 1858 г.) постановлено было соединить оба княжества в одно государство с именем Румынии под верховною властию султана 503. Первым князем соединенных княжеств был Александр– Иоанн Куза 504. Преемник его Карл I Антон принц Гогенцоллерн– Зигмарингенский с 30 марта 1866 г. и доселе управляет Молдавией) и Валахиею.
Столицею Валахии был сперва город Кампылунго, потом Арджас, с XV и до половины XVII века две столицы– Торговище и Букарест, и затем одна столица и доселе– Букарест; столицею же Молдавии до половины XVII века был город Сучаво (в нынешней Буковине), а потом и доселе Яссы 505.
Состояние христианства в Румынии
Первые начала христианства румыны приняли, вероятно, от болгар. Когда они переселились из Трапсильвании в Молдавию, – в то время они уже исповедывали православную веру, но в Молдавии нашли римско-католическое епископство куманское 506, начало которому положено было в XIII веке. Гранский (в Трансильвании) архиепископ Роберт, с благословения папы, стал обращать, при помощи доминиканцев, куманов, живших тогда у верховьев Серета, и в 1228 году доминиканец Теодорик назначен был епископом куманов; но скоро татары рассеяли (1241 г.) их кочевья, – и куманы бежали в Венгрию, или в соседния горы. С этих пор прекратилось в Молдавии куманское епископство 507.
Многие обстоятельства, среди которых находились румыны, не благоприятствовали успехам среди их христианства. Прежде всего турецкое владычество, тяжелым гнетом лежавшее вообще на христианах, живших под властию Турции, задерживало процветание христианства и в Молдавии и Валахии. Постоянно увеличиваемые подати 508, которые прибавлялись едва ли не с каждым избранием нового господаря, и иногда собирались за год вперед 509, разоряли страну. Турки, покупавшие (с 1460 года) в княжествах землю, получив там оседлость, хозяйничали, как хотели, обирали христиан, убивали, бесчестили их жен и дочерей. Все жалобы христиан оставались без последствий. Немало было и господарей, которые немногим были лучше турок. Это были люди, которые покупали себе власть у Порты лишь для собственного обогащения. – Интрига, низость, алчность, продажность были почти всегдашними спутниками фанариотов как на пути искательства власти, так и во все время правления. Нередко предавались они гнусному разврату, нередко унижались, как последние рабы, пред Портою, чтоб выпросить себе власть, а получив власть, являлись в княжествах непомерно гордыми, недоступными деспотами.
С другой стороны православию румынов угрожали протестанты и особенно католики. Хитрый самозванец Яков Василаки или Василидис (1552 – 62 г.) уверял константинопольского патриарха, что он не будет ничего предпринимать без его благословения, а между тем сам в одном монастыре, близ Сучавы, взял огромное массивное серебряное паникадило, чтоб расплавить его и вычеканить монету, вызвал из Польши в Молдавию протестантского священника Лузинского, дав ему самовольно титул епископа, основал высшее училище под дирекциею протестанта Соммера и велел боярам отдавать туда своих детей для воспитания, назначив от себя стипендии для детей бедных родителей, давал иноверцам высшие должности и пр. Таким образом он хотел ввести в Молдавию протестантство. Но эта попытка ему не удалась: вдова умершего епископа Лузинского была удавлена, и основанное самозванцем училище было разрушено до основания 510. Гораздо более попыток сделано было со стороны римской пропаганды. Папа Урбан V писал (1370 г.) Раду II послание, коим приглашал его вступить в лоно римской церкви. Папа Григорий XI хотел (1374 г.) основать в Валахии католическую епархию, но не успел. Католическая епархия была открыта в г. СеретЬ (1371 г.), но при открытии имелась в виду или будущая еще паства, или и бывшая, по состоявшая не из румынов, а из мадьяр и саксов, живших в Молдавии, и закрыта была в начале XVI века. В конце XIV века Рим хотел водворить в Румынии унию; но константинопольский патриарх Иосиф (1416 – 40 года), чтоб удержать румын в православии, назначил двух митрополитов, одного в Торговище, другого в Букарест. Эти митрополиты не устояли однако в православии: на флорентийском соборе они подписали унию. Но когда возвратились на свои кафедры, – румыны нетолько отвергли унию, но и подняли возмущение против католиков. Папа Григорий XIII посылал (1583 г.), для возвращения отпавших от католичества в протестанство мадьяр и саксов, в Трапсильванию иезуита Антония Пассевина, который, по его же поручению, заходил и в Молдавию и Валахию, но без успеха 511. В позднейшее время много употреблял усилий для распространения католицизма в Румынии князь Куза. С этою целью он замышлял сделать румынскую церковь независимою от константинопольского патриарха, чтобы подчинить себе как управление церковью, так и духовенство, и в министерстве вероисповеданий уже составлен был, без участия духовенства, проект новых церковных узаконений, который и подписан им был в конце 1864 г. С этою целью он постановил (13 марта 1865 г.), чтобы румынские архиереи, которые прежде избирались в собрании духовных лиц и представителей от мирян, избираемы были советом министров. С этою целию он предположил ввести в церковное и общественное употребление грегорианский календарь и устроить в церквах органы, открыл в Яссах латинскую семинарию, допустил в Молдавию папского визитатора прелата Салендера, поддерживал католическия церкви, обеспечивал католическое духовенство 512. – К счастию княжеств, константинопольский патриарх Софроний деятельно восстал против замыслов Кузы, да и сам Куза вскоре был удален из Румынии; но и после удаления его римская пропаганда не прекратила своих действий в княжествах 513. – Ныне считается римских католиков в Валахии до десяти с половиной тысяч, а в Молдавии от сорока до шестпдесятп тысяч. Первыми заведует еп. никопольский, живущий в Бухаресте, а последними (с 1838 г.) особый епископ, живущий в Яссах 514.
Иерархия
Первоначально румыны не имели своих отдельных иерархов, а подведомы были соседним епископам: румыны Валахии могли быть подведомы епископам виддинскому, дристрскому, браничевскому, а Румыны Молдавии– епископам волынско-галицкой России.
По учреждении же собственно румынской иерархии, она была в зависимости сперва от константинопольского патриарха, потом около 4 лет (1389– 94 г.) от охридского архиепископа, за тем опять от константинопольского патриарха, а после флорентинского собора перешла опять в ведение охридского архиепископа. С конца XVI века угро- влахийские митрополиты называли себя архимитрополитами, и потому они, может быть, были автокефальные. За тем валашская (с 1634 г.) и молдавская (с 1636 г.) митрополии стали зависеть от константинопольского патриарха. Впрочем, зависимость эта как от вселенского патриарха, так и от охридского архиепископа была не столько действительная, сколько номинальная: ни тот, ни другой не избирал и даже не утверждал, а только признавал молдовлахийских митрополитов. Архиереи Молдавии и Валахии издревле избирались собранием духовенства и представителей от мирян, и утверждались господарем, а избрание митрополита признавалось константинопольским патриархом. – Куза постановил было (13 марта 1865 г.), чтоб все архиереи Румынии назначались и утверждались князем, по выбору общего совета министров. Но это не состоялось. Ныне митрополит избирается коммиссиею членов народного представительного собрания, и, по утверждении князем, признается константинопольским патриархом. По политическим правам митрополит с давних пор есть председатель представительного народного собрания, а епископы– члены этого собрания 515.
Куза, замышляя освободить румынскую церковь от всякой зависимости от константинопольского патриарха и поставить ее в полную зависимость от светского правительства, в декабре 1864 г. утвердил следующия постановления: 1. Румынская церковь независима от константинопольского патриарха. 2. Управление церковью предоставляется генеральному синоду, которого члены, под председательством митрополита валашского, все румынские епископы, и три депутата от каждой епархии, избираемые князем на три года. 3. Заседания синода бывают один раз в два года. 4. Министр вероисповеданий созывает синод, предлагает вопросы, принимает участие в рассуждениях синода по данному вопросу, представляет определения синода на утверждение князю и приводит в исполнение. Он же имеет право и закрыть заседания, если в синоде возбужден будет вопрос, не подлежащий его обсуждению. 5. В случае необходимости архиереи могут просить министра о созвании чрезвычайного собора, каковую просьбу министр вправе как удовлетворить, так и отвергнуть. 6. Синод не наблюдает за преподаванием наук, и не вмешивается в обсуждение тех мер веротерпимости и свободы совести, которые установит гражданская власть. 7. Кроме генерального синода могут быть синоды епархиальные: епархиальный синод состоит, под председательством местного епископа, из трех членов и из директоров епархиальных семинарий. – Константинопольский патриарх Софроний созвал собор, который, осудив самовластные распоряжения Кузы по делам церковным, отправил с архимандритом Евсташем Клеовулом к князю послание, которым просил его отменить новое уложение. Куза обвинил архимандрита в противлении правительственной власти и выслал его под стражею в город Журжев, назначил самовластно епископов на вакантные кафедры Румынии и разгласил в заграничных газетах, будто п. Софроний и Клеовул по рассчетам корыстным возмущают румынов против правительства. Тогда п. Софроний снова созвал собор для обсуждения мер к прекращению печального положения церковных дел в Румынии и просил братского содействия у всероссийского и афинского синода, а Куза обещал вступить с патриархом в переговоры по поводу возникших неудовольствий. Но так как это обещание осталось без исполнения, – то п. Софроний в третий раз созвал собор, на котором положено было отправить к Кузе новое послание с опровержением ответного его письма и с приглашением возвратиться на путь вселенской церкви. Куза остался упорен, – но замыслы его не были исполнены 516. Всероссийский св. синод, приглашенный двумя патриаршими посланиями к братскому содействию в восстановлении извращенного Кузою порядка в румынской церкви, с 1865 г. постоянно принимал в этом деле живое участие и при посредстве дипломатических агентов наших в Румынии и Константинополе направлял решение дела к тому, чтобы православная румынская церковь, получив желаемую ею самостоятельность и согласное с каноническими началами внутреннее устройство, в тоже время пребывала в должных канонических отношениях к константинопольской патриархии, а равно и ко всем автокефальным церквам 517.
Митрополия угро-вахнийская.
Валашский господарь пригласил (1359 г.) в Валахию для заведывания церковными делами видзинского (в нынешнем кавказском крае) митрополита Иоакинфа Критопула, подведомого константинопольскому патриарху, и просил тогдашнего вселенского патриарха Каллиста I (1350– 62 г. и 1365 – 69 г.) признать Критопула митрополитом всей Угро- влахии, с тем, чтобы он состоял в зависимости от константинопольской Великой церкви. Патриарх дал на то свое согласие. Но чрез 11 лет открыта была (1370 г.) в Валахии и другая митрополия – северинская. Кафедру эту занял брат Иоакинфа Критопуло, Анфим. Оба они зависели от константинопольского патриарха, и первый, называясь митрополитом всей Угрии и сопредельных областей, заведывал нынешнею большою Валахиею, а второй, называясь митрополитом части Угровлахии, заведывал малою Валахиею. Кафедра первого была сперва в Арджисе, потом в Торговище, кафедра второго в Северине. Но вскоре северинская митрополия перемещена была из Валахии в Трансильванию, а в Валахии вместо неё учреждена была епископия 518.
Вот имена угро-влахийских митрополитов: 1. Иоакинф Критопул (1359– 1380 г.). 2. Харитон. 3. Афанасий. 4. Анфим Бритопул. 5. Макарий. 6. Нифонт, занимавший два раза константинопольскую кафедру (1488– 90 и 1499 г.). – После вторичного низложения с патриаршего престола, он приглашен был воеводою Раду IV (1493– 1508 г.) в Угровлахию; здесь много помогал воеводе в устройстве дел церковных и гражданских, имел благотворное влияние на улучшение нравов бояр и народа и скончался на Афоне, в монастыре св. Дионисия, 90 лет от роду. Он причислен к лику святых, и память его совершается в день кончины 11 августа 519. 7. Максим, скончавшийся (1516 г.) в Крушедоле, также причислен к лику святых. 8. Макарий. 9. Варлаам. 10. Иоанникий. 11. Ефрем. 12. Даниил. 13. Евфимий. 14. Серафим в конце XVI века: он первый стал титуловаться архимитрополитом. 15. Евфимий 11. 16. Лука. 17. Григорий. 18. Феофил. 19. Стефан: его старанием переведена была с греческого на румынский язык и напечатана (1652 г.) на его счет в Торговище Кормчая книга, называемая по румынски ЭндрвПтаре леджий, которая и доселе употребляется в обоих княжествах. 20. Игнатий. 21. Стефан II. 22. Феодосий. 23. Анфим II, из грузин, в 1705 г. из иеромонахов еп. рымникский, а в 1706 г. митрополит угровлахийский: он был муж ученый и имел свою типографию, но по злобе Николая Маврокордато лишен (1716 г.) кафедры и на пути в заточение умерщвлен турками. 24. Даниил П. 25. Георгий. 26. Стефан II. 27. Григорий П. 28. Филарет. 29. Досифей. 30. Дионисий Волк. 31. Григорий IV. 32. Нифонт I (в 1852– 67 г.).
Кафедра угровлахийского митрополита была в городе Арджисе, потом в Торговище, а с первой половины XVIII века и доселе в Букаресте 520. Ныне титул митрополита Валахии: «митрополит унгро-влахийский и экзарх плагинский».
Митрополия молдавская
Первая архиерейская кафедра открыта была в Молдавии не православная, а римско-католическая, именно доминиканцы склонили молдавского воеводу Лачко (1365– 73 г.) к принятию римско-католического вероисповедания, и с его дозволения открыли (1731 г.) католическую епархию в городе Серете. Лет чрез 20 после того некто Павел Тагара, выдававший себя за константинопольского патриарха, посвятил (1393 или 94 г.) для Молдавии в сан православного епископа иеромонаха Симеона. Когда же обман был открыт, вселенский патриарх Антоний IV (1388– 95 г.) сделал распоряжение, чтобы церковными делами в Молдавии заведывал Симеон только в качестве наместника галицкого митрополита. Молдаване, между тем, просили галицкого митрополита Антония дать им особого епископа, – и им даны были два епископа Иосиф и Мелетий. Но в тоже время и патриарх Антоний прислал к ним своего митрополита Иеремию. Таким образом в Молдавии теперь явилось три архиерея: один митрополит и два епископа. Молдаване однако не хотели иметь присланного митрополита и удалили (1394 г.) его. Разгневанный Иеремия отлучил от церкви не только двух молдавских епископов, но и всю их паству. Его поддерживал патриарх Антоний. Но преемник патриарха Матфий (1396– 1410 г.;, по просьбе господаря Александра I (1401– 32 г.), снял с Молдавии отлучение, и одного нз молдавских епископов, именно Иосифа, возвел в сан молдавского митрополита. Таким образом? Иосиф начал собою (с 1401 или 2 г.) ряд митрополитов. Ему преемствовали: 2. Анфим. 3. Григорий, признавший, в бытность свою во Флоренции, главенство папы и с его благословения пытавшийся распространить католичество в Венгрии, Валахии, Молдавии и Бол и арии. 4. Дамиан, подписавший флорентий-скую унию, но впоследствии отказавшийся от ней. 5. Виссарион. 6. Феоктист. 7. Феофан. 8. Григорий Мегила 40): он с тогдашним господарем Петром Хромым (1586– 1591 г.) поддерживал унию; но потом отказался (1589 г.) от кафедры и жил в Константинополе. 9. Анастасий Еримка или Еримкович, построивший (в XVII в.) мона-стырь Драгомирну в Буковине, существующий и доселе. 10. Афанасий. 11. Варлаам. 12. Гедеон. 13. Дфсифеи, любивший заниматься переводом книг с греческого на славянский язык. 14. Савва. 15. Мисаил. 16. Гедеон П. 17. Гаков. 18. Вениамин, приведший в порядок монастырския земли и угодья, и преобразовавший Васильевское училище в семинарию. 19. Гавриил. 20. Софронии. 21 Вениамин П. 22. Софроний И. 23. Еаллиник (в 1867 г.).
Кафедра митрополита Иосифа была в городе Арджисе521, потом в Сучаве или Сочаве, а с XVIII в. и доселе в Яссах. Титул молдавского митрополита (с XVII в.) был: «Сочавы и всей Молдовлахии митрополит и экзарх плагинский 522.
Епархии молдо-власийские
Епархии в Молдавии и Валахии открывались постепенно Господарь в Молдавии Александр Добрый (1401– 32 г.) открыл две епархии: одну в Ромыни для южной Молдавии, другую в Радауце– для северной Молдавии. Господарь Валахии Раду IV (1493– 1508 г.) открыл ташке две епархии– одну в Рымнике, другую в Бузео. Первая обнимала области Арджиса и Краева, другая восточную Валахию– до Дуная. В 1830 г. считалось кроме митрополий, 5 епархий: две в Молдавии– гушская и ромынская, и три в Валахии, рымникская, бузейская и арджицкая. Ныне в Валахии кроме унгро-влахийского митрополита (в Букаресте), три епархии: рымникская, бузейская и арджицкая в Негро-Воде 523; в Молдавии кроме молдавского митрополцта (в Яссах), также три епархии: романийская или романовайварская, хусийская или хушская 524, и нижнедунайская или тульчинская, открытая после 1864 года 525.
Приходское духовенство доселе делает взносы на содержание своих епископов. В конце XVII и начале XVIII в. каждый молдавский священник взносил ежегодно в пользу своего епископа 200 аспр (около 1 р.) и лисий или куний мех. Ныне ежегодный взнос в Молдавии и Валахии состоит из австрийского полдуката 526.
Богослужение
Так как румыны приняли христианство от болгар, то при богослужении они очень долго употребляли язык церковно-славянский. Тот же язык употребляли и в официальных бумагах до половины XVII в. 527. Лупул (1634– 54 г.) устроил в Яссах типографию для печатания книг на румынском языке, и в ней напечатаны были, между прочим, псалтирь (1680 г.) и Румынская книга (Карте- румынеска), служащая к изучению императорских и других постановлений и законов, переведенная с греческих книг 48). Такую же типографию устроил Матоей Бессараба в Торговище, где напечатана была (1652г.) Кормчая книга, переведенная с греческого на румынский язык. Священное же писание переведено было в Молдавии с греческого языка на румынский Николаем Спафарием, который впоследствии за донос о союзе молдавского господаря с польским королем против султана изгнан был из отечества и бежал в Россию. Это было при царе Алексие Михаиловиче 528. По словам Палаузова богослужение на славянском языке продолжалось в Валахии до 1634 г., а в Молдавии до 1636 года. С этого же времени оно стало совершаться на румынском языке 529, который есть смесь латинского с славянским наречием 530. – Богослужение, совершаемое в Румынии по чину православной церкви, имеет и некоторые особенности. Наприм. там перекрещивают как раскольников, так и всех, получивших крещение чрез обливание, при переходе их в православие. К богослужению ударяют сперва в доску, потом в колокол. Вынос умершего из дома совершается с крестным ходом, с пением и колокольным звоном. В Молдавии откапывают умершего спустя 7 лет после его смерти, осматривают кости, и, отслужив панихиды, снова зарывают и пр. 531. Церквей в Румынии довольно; но некоторые из них очень бедны 532.
Монашество
В XV и XVI в. в Молдавии считалось до 200, а в Валахии только 12 монастырей 533. Вот названия некоторых из них: Бозия, построенный (1383 г.) еще Мирчею I. Бистрицы и Малдавицы, построенные Александром Добрым в начале XV века. Побрать, построенный Петром Рарешем в половине XVI в. Формоза, существующий и доселе в Яссах, основанный сыном Богдана Хмельницкого, Тимофеем, после женитьбы (1652 г.) его на дочери Лупула. Вакареинпский, основанный Николаем Маврокордатом, который здесь и погребен. Далее Сокол, Спиридоновскиии, Йямвц, Барати,к, Агапиев, Сет/л, Антониев на Водицах, Тисмснский, Воденицкий, Страгулъский, Снеговский, Кинрианский (в Бессарабии), Гергицкин, Хомовский, Драгомирна, Златари, Сегарца, ГрадишскийгНикольский, Ханку-Ильинский и пр. 534. Некоторые имели достаточные недвижимые имущества, и все платили подать. Но Константин Маврокордато освободил монастыри от налогов и учредил совет из 10 духовных лиц, которым настоятели монастырей должны были отдавать подробный отчет в доходах и расходах своих обителей, и часть монастырских доходов отделил на содержание народных училищ. По органическому статуту монастыри должны были отдавать княжеству четвертую часть своих доходов, за исключешем монастырей: Спиридоновского и Нямца, так как они на свои средства содержали больницы, и монастыря Сокола, содержавшего семинарию 535. Куза постановил (13 дек. 1863 г.) отобрать все недвижимые имущества монастырския в пользу государства, и в вознаграждение за то назначить 82 миллиона турецких пиастров (4,920,000 р.), с вычетом из этой суммы 31 миллиона (1,860,000 р.), в виде налога с духовенства. След. в вознаграждение назначено было до 3,060,000 р., тогда как общая стоимость имений превышала эту сумму в 10 раз. Но Россия, Англия, Австрия и Пруссия, также собор восточных святителей, протестовали против такого распоряжения Кузы 536. Многие монастыри и теперь богаты недвижимым имуществом 537. Но не все монастыри в Молдавии п Валахии принадлежат собственно княжествам. Некоторые из них принадлежат Афонской горе, иные патриархам антиохийскому, иерусалимскому и александрийскому; напр. монастырь Златари (в Букаресте) отдан господарем Константином Бессарабою (1654– 58 г.) патриарху александрийскому; ему же принадлежат монастыри Сегарца, Никольский в местечке Градище, построенный боярином и великим вбрником Черникою, Ханку-Ильинский в Яссах 538.
В настоящее время в Молдавии и Валахии считается 128 монастырей мужских и женских. Но из них только 45 составляют собственность княжеств; остальные же (83) принадлежат различным св. местам Востока, Афону, патриархам иерусалимскому, антиохийскому и александрийскому. Первому из них принадлежит 9 монастырей в Валахии и 13 в Молдавии 539.
Из румынских монастырей более замечательны многолюдностию братии Нямец (800 душ братии), к нему приписанный Секул (100), и два женских Варатик (800) и Агапиев (800).Нямецкая лавра основана р XIII веке. Молдавские господари всегда делали в нее значительные вклады. Русские монархи, начиная с Михаила Феодоровича, также никогда не забывали её своими благодеяниями. Устав в ней выполняется самый строгий, сходный с уставом Афонской горы. Богослужение совершается на румынском и славянском языках. В монастыре находится большая гостинница, где безмездно имеют стол и ночлег все посетители, богадельня для престарелых и убогих, дом умалишенных и народное училище. Там же хранится много старинной драгоценной утвари и св. икон и много редких древних книг и рукописей 540.
Состояние просвещения
Об образовании румынов заботились некоторые из господарей, напр. Лупул, Константин Щербан, Николай Маврокордато, Александр Ипсиланти, Григорий Гика, Стурдза. Лупул при храме трех святителей открыл высшее училище, в котором преподавались богословие и правоведение, классические языки, также арабский и турецкий. При нем были в Молдавии даже женския учебные заведения, и устроена была типография, в которой напечатано было первое молдавское Уложение, и печатались разные книги па славянском и румынском языках. Константин II Щербан (1678– 88 г.) основал в Букаресте румынское училище, вызывал в Букарест греческих и немецких ученых, побуждал своих бояр давать детям образование, и лучшия должности раздавал преимущественно ученым. Николай Маврокордато основал в Букаресте греческое училище, а Александр Ипсиланти построил огромное здание для высшего училища. Само собою разумеется, что при фанариотах в Молдавии и Валахии преобладало греческое образование. Основателем же собственно румынской письменности и литературы считается Георгий Лазарь, получивший образование в Трансильвании. Прибыв (в октябре 1816 г.) в Букарест, он здесь, при монастыре св. Саввы, начал читать лекции по философии и математике на румынском языке. Число слушателей его постоянно увеличивалось. Ученики его – Илья Радумско, Кампинсано, Мумулено, Голеско, Гелдимано, Ассаки, Вакареско – разошлись во разным местам княжеств, стараясь повсюду упрочить народную письменность и литературу. Господарь Гика устроял народные училища, а Константин Голеско, Иван Компинеано и Радулеско основали в Валахии общество распространения полезных сведений, которое постановило: 1. основать в Букаресте и Краеве высшия народные училища; 2. в каждом округе – уездные и в каждом селении приходские училища; 3. издавать журналы и газеты на румынском языке; 4. отменить монополию книгопечатания и ввести свободное тиснение; 5. изыскивать средства к поощрению юношей изучать отечественный язык. В Молдавии же Михаил Стурдза восстановил в Яссах высшее Васильевское училище, а Александр Гика учредил (1835 г.) филармоническое общество, цель которого была по форме литературная, а в сущности политическая, для возбуждения румынской народности. Около 1848 г. стали появляться румынские журналы, напр. Литературная Дакия, Альбом наук и литературы, Румынский Курьер, Исторический Магазин Дакий. Румынский Архив 541. Из писателей румынских особенно замечателен был тайный советник Александр Скарла- тович Стурдза († 13 июня 1854 г.), писавший впрочем не на румынском, а на русском и францусском языке, потому что он хотя родился (1791 г.) в Яссах, но большую часть жизни провел в России, как дипломат. Кроме писем, он оставил до 52 сочинений, из коих одни– оригинальные, другия переводные. Из оригинальных на русском языке более известны: 1. Размышление о православной церкви. 2. О приведении в христианскую веру осетинцев и горцев. 3. Руководство православному христианину. 4. Вера и знание. 5. О христианском воспитании. 6 Камчатская миссия. 7. Настоящее состояние церкви в Сирии и Палестине. 8. Письма о должностях священного сана. 9. Воспоминание о православных благовестниках русских, подвизавшихся в 1793–1853 г. – Из переводных – на французском языке 1, литургия св. Иоанна Златоуста; 2, некоторые надгробные слова и поучения митрополита Филарета; 3, первая седмица св. Четыредесятницы, архиеп. Иннокентия 542.
Собственно же для образования духовного юношества в Валахии существуют духовные семинарии при каждой архиерейской кафедре; а в Молдавии– одна духовная семинария, в монастыре «Сокол» 543.
Считаю нужным предупредить читателей, что сочинение это в первый раз было напечатано в 1873 году; и при втором издании, за смертию автора, поправок и изменений не делалось почти никаких; поэтому встречающиеся в сочинении слова: „ныть», „теперь» относятся ко времени начала 1870 годов.
Издатель.
* * *
В Трансильвании румынов, по исчислению 1864 г., около 1,300,000, в Ванате и других местах австр. империи 1,630,664, а всего 2,930,664.
Прав. об. 1865 г. июльск. кн. Зам. 126. – Валахия и Молдавия. Палаузова. 1859 г. стр. 19.
В Букаресте более 100,000 жителей, 25 монастырей, и 130 правосл. церквей. Здесь заключен был (30 апр. 1812 г.) между Россиею и Турциею мир, по которому России уступлена была Бессарабия.
Полагают, что город Яссы построен был молдавским господарем Стефаном V (1517– 1526) на месте, где стояла мельница, принадлежавшая Яссию, и назван так по имени владетеля мельницы (ист. Р. Гос. Карамзина, т. ИИ. Прим. 157). В настоящее время в Яссах до 70,000 жителей, и более 70 православных церквей, из которых 20 монастырских. В монастыре трех святителей открыто почивают мощи св. Параскевы. (Сказ. о странств. и путей, иером. Парфения. Ч. 3-я, стр. 140– 141). В Яссах заключен был (1791 г.) мир между Турциею и Россиею.
Журн. Мин. Нар. Пр. 1872 г. дек. кн. стр. 300– 303, – Ист. Карамз. т. 1. Примеч. 18 и 25.
После Раду Негру до Мирчи I, в течении 111 лет (1265– 1376 г.), было 9 господарей: Михаил Бессараба (1265– 84 г.), Дан или Дионисий, сын Раду (1284– 98 г.), Стефан Мандату (1298– 1324 г.), Иоанн Бессараба (1324– 40 г.), Влад I (1340– 12 г.), Александр I (1342– 52 г.), Николай (1352– 66 г.), Раду II (1265– 76 г.), и Дан И (1376 г.).
После Мирчи I до Дракула, в течении 38 лет (1418– 1456 г.), Валахиею управляли 7 господарей: Мирча II (1418– 19 г.), Влад II, сын Мирчи I (1419– 22 г.), Дан Ш, сын Влада П (1422– 16 г.), Дан IV, сын Дана III, 1446– 48 г.), Влад IV, Племянник Мирчи I, (1448– 55 г.), Раду III, внук Влада II, правивший в одпо время с Даном III (1455– 56 г.).
Дракул преследовал всякую неправду, обман, воровство, – и оттого в его время никто в Валахии не смел брать чужое. Однажды он, для испытания своего народа, положил для питья водле колодца золотой ковш. Прохожие пили из него воду, по никто не смел присвоить его себе. Но с другой стороны Дракул казнил и за самые легкие вины. Однажды пришли к нему из Венгрии два монаха, и на вопрос его: какое они имеют о нем мнение, один отвечал: ты хочешь быть правосудным, но в то же время становишься тираном, и наказываешь тех, кого только один Бог имеет власть наказывать, а не гражданский закон; другой же дал похвальный отзыв о нем, как об исполнителе судов Божиих. Тогда Дракул велел первого убить, а последнего отпустить с дарами. Однажды он велел сжечь всех бедных, дряхлых и увечных, потому что, рассуждал он, за чем им жить, когда они в тягость себе и другим? Карамз. VIII, 138. 139. VII. Прим. 411
После первого правления Дракула, в течении 14 лет (1462– 1476 г.), управляли Валахиею; Раду III– 2 раза (1462– 1473 г., и 1474– 76 г.), Влад IV’ монах (1473– 74 г.), после второго правления Дракула Влад VI, сын Раду III (1479– 93 г.).
Патр. Нифонт, вскоре по вступлении на вселенский престол, был оклеветан пред султаном Баязетом II в том, будто он скрыл большое имущество, доставшееся ему от патриарха Симеона трапезундского (I 1489 г.), и за то низложен был с престола. В другой раз он вступил на престол в 1499 г., по почти сряду же был опять низложен, и тогда удалился в Валахию. Пет. спис. еп. и натр. Великой церкви. 1862 г. стр. 102– 103.
Но смерти Раду IV до Михаила Храброго, в течении 84 лет(1508– 1592 г.), Валахиею управляли 20 господарей, именно: Михна (1508– 1510 г.), Раду V, Владуца (1510 – 13 г.), Негу Бессараба (1513– 15 г.), Раду VI, Раду VII, Влад VII, сменяли друг друга (1515– 29 г.), Моисей, сын Влада VII (1529– 30 г.), Влад VIII, (1530– 33 г.), Винтила (1533– 34 г.), Раду VIII (1534– 47 г.), Раду IX, сын Раду VII (1541– 44 и 1545 г.), Мирча III, сын Михны два раза (1545– 54 г. и 1557-– 59 г.), Петрашко 1 (Петр), сын Раду VIII (1554– 57 г.), Петр 11 Хромой, сын Мирча 111 (1559– 67 г.), Александр И, сын Петра 11 (1567– 77 г.), Михна II, сын Александра II, два раза (1577-– 83 г. и 1585– 1591 г.), Петр Черчел (Золотая серьга), сын Петра I (1583– 85 г.), Стефан II Сурдул (глухой) (1591 1592 г.), Александр III (1592 г.).
После Михаила Храброго до князей– фанариотов, в течении 115 лет (1601– 1716 г.) Валахиею управляли 18 господарей, именно: Щербан I Бессараба (1601– 11 г.), Раду X, сын Михны II, 2 раза (1611– 16 г. и 1617– 23 г.), Александр IV 2 раза (1616– 17 г. и 1628 – 30 г.), Гавриил Могила 1617 г., Александр V, сын Раду X (1623– 28 г.), Лев (1630– 33 г.), Раду XI, сын Александра IV, воспитанный среди греков и назначенный в господари Портою (1633 г.), Матфей Бессараба (1633– 1654 г.), Константин Бессараба, сын Щер- бана I (1654– 58 г.), Мпхна III (1658– 59 г.), грек, сын слесаря Янаки Сурдули, Георгий Гика (1659-– 60 г.), Григории Гика, сын Георгия, 2 раза (1660– 64 г. и 1672– 73 г.), Раду XII (1664– 69 г.), Антоний (1669– 72 г.), Дука (1673– 78 г,), бывший воевода Молдавии, Щербан II Кантакузин (1678 – 88 г.), Константин Бранконано (1688– 1714 г.), Стефан III Кантакузин (1714– 16 г.), обезглавленный по приказанию султана в июне 1716 г.
Есть легенда, что Драгошь с своими единоплеменниками, жившими несколько лет в горах, однажды во время охоты за зверями, зашел в нынешнюю Молдавию и убил там буйвола в реке, которую назвал Молдавою, потому что в ней утонула любимая его собака Молда, и, найдя в этой местности тучные поля и нивы, также села и крепости, оставленные прежними жителями, поселился здесь с своими единоземцами, и тем положил начало новому государству, которое назвал Молдавиею, и герб которого составляет голова убитого им буйвола. – Есть другое сказание, что румыны, жившие прежде в Марамошском (в Трансильвании) уделе, вышли отсюда под предводительством Драгоша на берега Прута, где нашли многих русских славян и поселились между ними на реке Молдаве. Здесь сперва они во всем приноровлялись к их обычаям и правам, но потом, размножившись, вытеснили своих соседей и образовали особое молдавское государство. Карамз. т. IV, гл. XI, 156– 157; т. V, 57. Прим. 113.
После Драгоша до Александра I управляли Молдавиею 7 воевод: Богдан I Саксонский, сын Драгоша до 1365 г.: Лачко или Ласко, сын Богдана (1365– 73 г.), Богдан II, сын Лачко (1373– 79 г.), Петр I, сын Богдана И (1379– 89 г.), Стефан I, сын Петра I, два раза (1389– 92 г. и 1399 г.), Роман I (1392– 95 г.), Юг I до 1401 г.
После Александра 1 Доброго до Стефана IV, в течении 26 лет (1432 – 1458 г.), управляли Молдавиею 7 господарей: сыновья Александра Доброго– Ильяшко (Илья), и Стечко (Стефан II) (1432– 1437 г.); первый владел Молдавиею по Прут, а второй Бессаребиею до Днестра, и оба платили подать Польше; Роман II, сын Ильи (1437– 47 г.), Петр II (1447– 48 г.), Стефан III, Чубер I и Александр II (1448– 49 г.), Богдан III (1449– 50 г.), Петр III– Аарон, побочный сын Александра Доброго (1450– 58 г.), начавший (с 1456 г.) платить Турции дань.
После Стефана IV до Петра Рареша, в течении 23 лет (1504 – 27 г.) правили Молдавиею 3 господаря: Богдан Кривой, сын Стефана IV, (1504– 17 г.), добровольно отдавшийся во власть султану; он был убит; Стефан V, сын Богдана Кривого (1517– 26 г.), он подтвердил обязательство своего отца– покорность Турции, и своими жестокостями вооружил против себя бояр и народ; Стефан VI (1526– 27 г): он был отравлен своею женою, – и с его смертию пресекся род Драгоша.
После Петра Рареша до Лупула, в течении 96 лет (1538– 1634 г.), Молдавиею правили до 30 господарей: Стефан VII Лепует (Саранча), брат Рареша, в другой раз (1540– 46 г.), сыновья его: (1538– 40 г.), Александр III Корниа (Рог) 1540 г., Петр Рарешь, Илья II, сластолюбец и тиран, принявший магометанство, и Стефан VIII, хотевший (1552 г.) Молдавию обратить в турецкий пашалык и убитый с матерью и сыновьями (1546– 52 г.), Александр IV Лепушано 2 раза (1552 г, и 1564– 66 г.), господарь кровожадный, умерший от яда; Петр– Александр; это был жестокий боярин, женившийся на дочери Петра Рареша Рокеавде, или Александре, и принявший имя Александра в честь господарыни; избранный в господари, он гнал боярские роды, и, отрезывая носы, уши, языки, или выкалывая глаза, тысячами отпускал изувеченных по миру; самозванец Василий– деспот (1552– 62 г.), урожденец Критский; убит; Стефан IX Томза (1562– 64 г.), Богдан VI, сын Александра IV’ (1566– 69 г.), пытавший свергнуть с себя турецкое иго и покориться Польше; самозванец Ивония (1569– 70 г.), храбрый и изворотливый мазовшанин, который выдавал себя за побочного сына Стефана VII и н угоду султану Селиму принял магометанство; он был убит; самозванец Иван Подковар (1570 г.); Петр V (1570– 84 г.), Петр VI Хромой (1584– 86 г.), Аарон (1586– 91 г.), Стефан X Резван (1591– 95 г.), желавший подчинить Молдавию Трансильвапии; Иеремия Могила (1595 г.); брат его Симеон Могила (1595– 1607 г.), Константин Могила (1607– 1609 г.), Стефан XI Томза 2 раза (1609 – 10 г. и 1621– 23 г.); Каспар Грациани, итальянский златарь (1618 – 21 г.), Александр V (1621 г.), Раду 1 (1623– 26 г.) из господарей Валахии-, Мирон Бериавский (1626– 30 г.) из польских шляхтичей; Монсей Могила 2 раза (1630– 31 г., 1633 г.), Александр VI, сын Раду (1631– 33 г.), Александр VII, сын Ильи (1633– 34 г.).
После Лупула до Дпмптрия Кантемира, в течении 57 лет (1654– 1711 г.), правили Молдавией: Стефан XII Георгина (1654– 58 г.), Георгий Гика (1658– 60 г.), Стефан XIII (1660– 62 г.), сын Лупула; Дабиша (1662;– 66); Илья, сын Александра Ильича 2 раза (1666– 67 г., и 1668– 69 г.), Александр VII Дука 3 раза (1667 г.; 1669– 72 г.; 1679– 84 г.); Стефан Петричеу (1672– 73 г.); Димитрии Кантакузин 2 раза (1673– 76 г. и 1684 г.), Антоний Розетти (1676– 79 г.); Константин Кантемир (1684– 85 г.), Константин Дука 2 раза (1685– 93 г., и 1696– 1701 г.); Антиох Кантемир 2 раза (1693 – 96 г., и 1704– 705 г.); Михаил Раковица 2 раза (1701– –704 г., и 1705– 708 г.), Николаи Маврокордато (1708– 10 г.), Димитрий Кантемир (1711 г.).
Карамз. VI, 1091– 110; 112, 187; 195–196.
В начале XVIII п XIX в. до соединения княжеств Валахиею управляли: Николай Маврокордато 2 раза (1716 г. и 1719– 30 г.), господарь замечательный жестокостью: он преследовал род Кантакузинов, конфисковал боярские имущества, увеличивал налоги, все изменял на греческий лад; Иоанн Маврокордато, брат Николая (1717 – 19 г.); Константин Маврокордато, сын Иоанна 5 раз: (1730– 31 г., 1735– 41 г., 1744– 48 г., 1756– 58; 1761– 63 г.); он произвел значительную реформу, вызвавшую против него неудовольствие бояр, среднего сословия и крестьян; Михаил Раковица 2 раза (1731– 33 г., и 1741– 44 г.), Григорий Гика 3 раза (1733– 35 г.,'1748– 52 г., 1768-– 74 г.); Матфей Гика (1752– 53 г.), Константин Раковица. 2 раза (1753– 56 г., и 1763– 64 г.); Скарлато Гика 2 раза (1758– 60 г. и 1765– 66 г.), Стефап Раковица (1764– 65 г.); Александр Гика (1766– 68 г.); Александр Ипсиланти (1774– 78 г.), лишен престола; Николай Кариджа (1778– 83 г.); Михаил Суцо (1783– 86 г.), Николай Маврогени (1786– 89 г.); временное правительство из бояр (1789– 91 г.); Михаил Суцо 2-в раз (1791– 1802 г.); Константин Ипсиланти; по низвержении его временное правительство под управлением особого комисара (1807– 8 г.); занятие княжества русскими войсками (1808– 12 г.); Янко Караджи (1812– 18 г.); Александр Суцо (1818– 21 г.), Скарлато Калпмахи (1821– 22 г.); Григорий Гика (1822 – 28 г.); занятие княжества русскими войсками и управление графа Киселева (1828– 34 г.), Александр Гика (1834– 42 г.), Георгий Бибеско (1843– 48 г.); временное правительство под руководством уполномоченных России и Турции– около 8 месяцев (1848– 49 г.); Барбо Старбей (1849– 53 г.); военное занятие сперва русскими, потом австрийскими войсками (1853– 54 г.), Барбо Старбей другой раз (с 1854 г.); каймакам бывший господарь (в 1834– 42 г.) Александр Гика; Александр Иоанн Куза (1859 г.; с 1 янв. 1862 г. господарь обоих княжеств); Карл Антон (1866 г. доселе).
Молдавией же в это время управляли: Михаил Раковица 1716 – 27 г.), Григорий Гика 5 раз (1727– –33 г.; 1735– 41 г.; 1747– 4а г.; 1764– 66 г.; 1774– 77 г.), Константин Маврокордато 4 раза (1733– 35 г.; 1741– 43 г.; 174а– 49 г.; 1769– 74 г.); Иоанн Маврокордато (1743– 47 г.). Константин Раковица 2 раза (1749– 53 г. и 1756– 57 г.); Матвей Гика (1753–56 г.); Скарлато Гика (1757 – 58 г.); Иоанн Калимахи (1758– 61 г.); Григорий Калимахи (1761 – 64 г.); Константин Мурузи 2 раза (1766– 69 г. и 1777– 82 г.), Александр I Маврокордато (1782– 85 г.), Александр II Маврокордато (1785– 87 г.) Александр Ипсиланти (1787– 92 г.); Александр Мурузи 2 раза (1792– 1802 г. и 1802– –5 г.); временное правительство до 1808 г.; занятие княжества русскими войсками (1808– 12); Скарлато Калпмахн (1812– 19 г.); Михаил Суцо (1819– 21 г.); междугосподарство; Иван Стурдза (1822– 28 г.); занятие княжества русскими войсками и управление графа Киселева (1828– 34 г.), Михаил Стурдза (1834 – 48 г.); Григории Гика (1848– 53 г.); занятие княжества русскими, потом австрийскими войсками (1853– 54 г.), опять Григорий Гика;– каймакам великий ворник Теодорица Бальша; Куза (1859 г.; а с 1 янв. 1862 г. господарь обоих княжеств); Карл Антон (1866 г. и доселе).
Граф Пав. Дмитриевич Киселев в 1837 г. назначен был министром государственных имуществ; в 1856 г. чрезвычайным полномочнным послом во Франции; 1862 г. вышел в отставку; в ноябре 1872 г. скончался.
Более подробные сведения можно найти в сочинении Палаузова под названием: «Румынские господарства– Валахия и Молдавия», откуда и заимствованы предложенные здесь краткие заметки о судьбе княжеств Молдавии и Валахии.
Куза родился 1820 г. в Галаце; получив воспитание в Париже, поступил (1834 г.) на службу в Молдавию, и до 1848 г. был президентом суда в Галаце;– с 1859 г. он был князем Молдавии и Валахии.
Голуб. 345.
Куманы или половцы– народ тюркского происхождения– заняли в XI в. северные берега Черного моря до устья Дуная, и в первой половине XIII в. подчинены были монголам. Наст. слов. Толя, т. II, стр. 612.
Палауз. 62 и 63. Голуб. 346– 347.
Подать первоначально была легкая, но потом постоянно увеличивалась. Раду VIII платил (с 1524 г.) до 14,000 червонных, потом 19,000. – В 1583 г. взималось до 80,000 червонных, и т. д- Палауз. 33; 203.
Палауз. 56.
Там же. Стр. 90– 95.
Там же. Стр. 30, 31. Голуб. 368– 369; 389– 390.
Стран. 1866 г. март. кн. Хрон. 151, 157. Христ. Чт. 1865 г. июльск. кн. 88. Прав. об. 1865 г. янв. кн. Зам. 31.
Молдавский митрополит Калиник Миклеско писал (12 сент. 1867 г.) послание, в котором, жалуясь на римскую пропаганду, указывал, что в институте девиц учат Закону Божию, несмотря на его запрещение, какие-то монахи. Христ. Чт. 1868 г. янв. кн. 140–145.
Голуб. 371. 391,
Голуб. 363. 365–367. 387. Христ. Чт. 1861 г. авг. кн. 115–116.
Дух. Бес. 1867 г. янв. церк. авт. стр. 10–13. Стран. 1866 г. март. кн. Хрон. 151–155. Грамота на Софрония св. всероссийскому синоду и ответ св. синода там же 158–162.
См. Извлеч. из отчета г. Обер– Прокурора за 1870 г. в церк. авт. 1872 г. N 24.
Голуб. 400.
Палауз. 31. Афонский патер. ч. II. авг. 11 число.
Голуб. 352–363.
Родоначальник фамилин Могилы были герольд Пуриче. Рассказывают, что когда молдавский господарь Стефан Великий (+ 1504г.) намерен был сесть на коня, тот Пуриче встал подле коня на колено и сказал: позвольте, господарь, служить вам вместо горки. Господарь, став одною ногою на его колено, сем на коня и сказал: из горки я сделаю тебя холмом. – Затем Пуриче на сражении своим мужеством обратил на себя внимание Стефана, который, по окончания войны, призвал его к себе и сказал: «ты временно сделался для меня горкою; за то я возвышу тебя в Могилу (т. е. холм), и отныне ты называй себя этим именем». С этой поры род Могилы, появившийся впоследствии на престоле господарей Молдавин, вписан был в боярскую родословную книгу. Палауз. 76.
Этот Белый город, быть может, тоже, что нынешния Бессарабские Бельды.
Голуб. 371–383. Палауз. 153.
Рымник– город в Валахии при р. Алуте с 3,000 жителей, а город Бузео с 8,200 жителей.
Роман или Романи-Вайвор-гор. на р. Сорете, а Хушь или Гушь на правом берегу Прута.
Голуб. 383–384
Там же 388.
На одной харатейной книге 1679 г. сохранилась на славянском языке подпись митрополита Досифея: «Досифей, архиепископ и митрополит сучавский и всея Молдавин, и экзарх Плагиновьи местодержитель Севастийский». Карамз. Т. И. Прим. 529.
Палауз. 107. –Зеленецкий о церковно-слав. яз. стр. 100.
Наст. слов. Толя т. 3. стр. 520.
Палауз. 106. Голуб. 392–394.
См. «Начертание правил валахо-молдавской грамматики». Я. Гикулова. Спб. 1840 г.
Сказание о путеш. по России, Молдавин и пр... Инока Парфения.
Христ. Чт. 1865 г. авг. кн. 138.
Христ. Чт. 1861 г. авг. кн. 106.
Палауз. 26. 31. 65. 83. 10. 139. 153. 204. 283–286. 289–292.
Там же 141. 204.
Христ. Чт. 1865 г. июльск. кн. 86–87, и брошюра: «Положение правосл. церквей и монастырей в Молдавии», изд. в С.-Петербург, в 1864 г.
Стран. 1866 г. авт. кн. библ. ИИ.
Тр. киев. акад. 1868 г. окт. кн. 73–75.
Голуб. 388 389.
Сказ. о странств. и путеш. инока Парфения, стр. 265–269. Воскр. досуг, 1871 г. N 39.
Палауз. 53, 54, 106, 113, 139, 150, 17:.
63. o Стурдзе см. подр. в Москвитянине за 1855 г. N 4 и Стран. апр. кн. 1864 г.
64. Голуб. 367. 388.
190–191. 221, 237.