Источник

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ПАСХИ

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая торжественность, с которой совершается богослужение и в первый день Пасхи, и во всю Светлую седмицу. В соответствии с этим богослужение приобретает следующие особенности:

В храме темные одежды сменяются светлыми.

До начала Пасхального богослужения с вечера в храме читается Книга Деяний святых апостолов, содержащая непреложные свидетельства истины Воскресения Христова.

Перед началом пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через Воскресение Христово (для этого в древности в храме поставлялись сосуды с горящим углем и благовонным фимиамом).

В храме во время пасхального богослужения возжигаются все светильники и все находящиеся в храме стоят с зажженными свечами в знак полной радости.

Со времен Апостольских Церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и Новый Израиль бодрствует «в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова», ночь светозарную (полную света), провозвестницу светоносного дня нашего всех воскресения, духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

Священнослужители на Пасху и на вечерне в день Пасхи совершают богослужение в полном светлом облачении.

Богослужение на Пасху и в продолжение Светлой седмицы совершается при открытых царских вратах в ознаменование того, что Воскресением Господа Иисуса Христа открыто всем Царствие Божие. Царские врата не закрываются даже во время причащения в алтаре священнослужителей, а также тогда, когда в храме нет службы.

Священник на Пасху и в Светлую седмицу совершает начало утрени, Литургии и вечерни, все каждения – с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение со свечой (в левой руке).

Диаконы на Пасху и в Пасхальную седмицу возглашают ектении со свечой (в левой руке); выходят на ектении (и уходят после них) через царские врата.

На пасхальной утрене и утрене всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется ни полиелей, ни величание, не читается Евангелие, не поется великое славословие (на Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в случае праздника Благовещения, храмового праздника или дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца).

На Пасху и в Пасхальную седмицу не служится обычным порядком ни вечерня, ни повечерие, ни полунощница, ни часы. Вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христово и Его победу над адом и смертью (сохраняются только псалмы на «Господи, воззвах» и на хвалитех).

Стихословие кафизм Псалтири во всю Светлую седмицу прекращается.

Выражая преизбыток радости, Святая Церковь совершает все службы почти не прерывающимся пением.

ПОЛУНОЩНИЦА ПЕРЕД ПАСХАЛЬНОЙ ЗАУТРЕНЕЙ

Эта служба относится еще к пению Постной Триоди. Полунощница начинается заблаговременно – за час или полчаса – до начала заутрени. Перед началом полунощницы все священнослужители совершают входные молитвы.

Полунощница начинается возгласом: «Благословен Бог наш». Чтец: Трисвятое по «Отче наш»; «Приидите, поклонимся» (3) и псалом 50. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою». По 3 песни – седален, по 6 – кондак Великой Субботы. На 9 песни Плащаница уносится в алтарь. Во время пении ирмоса «Не рыдай Мене, Мати» священник выходит из алтаря через царские врата и, после каждения Плащаницы, поднимает ее на главу и уносит в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Священник полагает Плащаницу на Престоле и снова кадит. Это перенесение Плащаницы и положение на Престоле знаменует, что Спасителю, пострадавшему, умершему и Воскресшему дана <...> «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). Плащаница в воспоминание сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении находится на Престоле до отдания Пасхи.

После канона – Трисвятое по «Отче наш»; хор поет тропарь «Егда снизшел еси» (обычным напевом на 2 глас). Затем перед царскими вратами произносится краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и отпуст малый (вне алтаря) «Христос, истинный Бог наш». На этом оканчивается пение Постной Триоди.

ПАСХАЛЬНАЯ ЗАУТРЕНЯ

Богослужение Воскресению Христову предначинается уже на вечерне в Великую Субботу, но во всей своей торжественности оно раскрывается на пасхальной утрени.

Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, дабы встретить Христа вне его, подобно женам-мироносицам, сретившим Воскресшего Господа вне Иерусалима. Перед началом утрени священнослужители облачаются во все священнические одежды. Настоятель, неся в левой руке пасхальные трисвечник с Крестом, а в правой – кадило, совершает вместе с диаконом каждение святого Престола (трижды).

В 12 часов ночи – удар в колокол.

После каждения священнослужители поют в алтаре стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (3), царские врата и завеса закрыты. При пении стихиры во второй раз отверзается завеса, в третий раз – открываются царские врата, духовенство выходит на солею, а хор подхватывает: «И нас на земли сподоби»564. И все идут крестным ходом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе», крестный ход входит в притвор (или на паперть) и останавливается перед закрытыми западными дверями храма. Трезвон прекращается»565.

Настоятель с диаконом кадит образа, предстоящих и диакона затем диакон кадит самого настоятеля. После этого настоятель, стоя лицом к Востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно начало утрени (без предварительного возглашения диакона «Благослови, Владыко»): «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь: «Христос воскресе». Хор трижды повторяет тропарь.

Затем духовенство поет стихи: «Да воскреснет Бог», хор после каждого стиха тропарь – «Христос воскресе». После «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря «Христос воскресе», хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».

В этот момент открываются церковные двери, и крестный ход при пении тропаря «Христос воскресе» входит в храм. Все входят в храм, ликуя и радуясь, «узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха происходяща»566.

Настоятель и сослужащие ему входят в алтарь, диакон на солее произносит великую ектению. После великой ектении поется пасхальный канон, исполненный неземной радости – творение великого и боговдохновенного песнотворца преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.)567. Начальные слова ирмосов каждой песни запеваются в алтаре, хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. После каждого тропаря песни – припев «Христос воскресе из мертвых». Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением тропаря «Христос воскресе».

По Уставу канон следует петь на 16, ирмосы на 4 и тропари на 12.

Во время каждой песни канона священник с диаконом совершают каждение алтаря, иконостаса и предстоящих (полагается каждение и всего храма). Совершая каждение народа, священник приветствует молящихся словами «Христос воскресе». Верующие отвечают: «Воистину воскресе» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8 песни каждение совершает диакон со свечой в левой руке. Он также приветствует народ словами «Христос воскресе».

После каждой песни и заключительного пения тропаря «Христос воскресе» диакон произносит малую ектению, заключающуюся особым возгласом. Эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в особой книге «Последование во святую и великую Неделю Пасхи и во всю Пасхальную седмицу». После 3 песни и ектении – ипакои: «Предварившия утро яже о Марии (спутницы Марии), и обретшия камень отвален от гроба» (Прибывшие до рассвета с Марией жены-мироносицы и нашедшие камень отваленным от гроба). После 6 песни и ектении – кондак «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне» и икос «Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб» На 8 песни перед троичным «Отче Вседержителю» поется припев «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». На 9 песни припев «Христос воскресе из мертвых» не поется, но поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев к ирмосу «Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца». По 9 песни – ексапостиларий «Плотию уснув, яко мертв» (трижды) – в алтаре и на клиросах.

На хвалитех: «Всякое дыхание» (гл. 1) и стихиры воскресны на 4, после которых поются стихиры Пасхи со стихами «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася». При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с верующими из-за многолюдства обычно откладывается до конца службы.

После стихир читается «Слово огласительное святого Иоанна Златоуста», начинающееся словами: «Аще кто благочестив и боголюбив». В этом слове на основании притчи о работавших в винограднике (Мф. 20, 1–16) все призываются насладиться светлым торжеством и войти в радость Господа нашего. После этого пасхального слова поется тропарь святителю Иоанну Златоусту – единственное песнопение святому в службе Пасхи.

Затем произносятся две ектении: «Помилуй нас, Боже» и «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». После возгласа «Твое бо есть, еже миловати» диакон возглашает: «Премудрость». Хор: «Благослови». Настоятель: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Аминь. Утверди Боже». Настоятель с крестом в руке запевает: «Христос воскресе из мертвых» (вместо: «Слава Тебе, Христе Боже»). Хор допевает: «и сущим во гробех живот даровав». Настоятель с крестом совершает отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш». Такой отпуст творится на всех пасхальных службах.

После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: «Христос воскресе», и народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе» (трижды). «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению». Затем хор возглашает многолетие Святейшему Патриарху.

ПАСХАЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Пасхальные часы поются на Пасху и на Светлой седмице. На Пасхальной (Светлой) седмице 1 час поется после утрени, 3 и 6 часы – перед Литургией и 9 час – перед вечерней.

1 час. После возгласа: «Благословен Бог наш» хор поет тропарь: «Христос воскресе» (трижды); «Воскресение Христово видевше» (трижды); ипакои: «Предварившия утро яже о Марии»; кондак: «Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне»; тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог»; «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший»; «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся»; «Господи, помилуй» (40); «Слава, и ныне»: «Честнейшую Херувим»; «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших». Хор: «Аминь. Христос воскресе» (трижды); «Слава, и ныне»; «Господи, помилуй» (3); «Благослови».

Иерей с крестом в руке творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый» (святые на отпусте не поминаются во всю седмицу).

3, 6 и 9 часы. Поются так же, как и 1 час. В суточном круге богослужения они занимают место повечерия и полунощницы. 3 и 6 час обычно поются вместе (без отпуста после 3 часа).

3 и 9 часы, как и 1 час, начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш». 6 и 9 часы также оканчиваются отпустом.568

Во время пения часов на Пасху совершается проскомидия и обычное каждение. Тотчас вслед за часами совершается Литургия святого Иоанна Златоуста569.

ЛИТУРГИЯ

Литургия на Пасху бывает «порану», труда ради бденного, бывшего в продолжение всей пасхальной ночи.

Начало Литургии570 (за исключением Литургийного возгласа) такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: «Благослови, Владыко». Священник: «Благословено Царство». Хор: «Аминь».

Затем священник перед Престолом, держа в левой руке Крест и трисвечник, а в правой – кадило, и диакон, стоя со свечой на горнем месте, поют трижды тропарь: «Христос воскресе». Хор трижды его повторяет.

После этого священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог». Хор после каждого стиха поет один раз тропарь: «Христос воскресе». Священник с диаконом в это время совершают каждение Престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами «Христос воскресе».

Возвратившись в алтарь, священнослужители у Престола поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Далее – мирная ектения и пение праздничных антифонов: «Воскликните Господеви вся земля», в которых вся вселенная призывается в духовной радости воздать славу Господу.

Вход с Евангелием. Входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». После этого хор поет тропарь «Христос воскресе из мертвых», а затем – ипакои «Предварившия утро яже о Марии» и кондак на «Слава, и ныне»: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». Прокимен: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

Евангелие читается от Иоанна (зач. 1) – о Божестве Христа, Который Воскресением из мертвых явил миру Свою Божественную власть. Евангелие обычно читают несколько священнослужителей на разных языках571, в том числе на древних, в ознаменование того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле среди всех народов (ср. Мк. 16, 15). В основании этого обычая лежит и иная цель – чтобы никто из стоящих в храме не остался лишенным благовестия в первый день Святой Пасхи. После чтения на разных языках диакон читает Евангелие на церковно-славянском языке.

На Литургии поется задостойник: «Ангел вопияше Благодатней» и ирмос 9 песни: «Светися, Светися, новый Иерусалиме». Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите».

В конце Литургии вместо обычных песнопений: «Благословен грядый во Имя Господне», «Да исполнятся уста наша», «Видехом свет истинный» поется (единожды) тропарь: «Христос воскресе из мертвых».

После заамвонной молитвы вместо «Буди Имя Господне» и 33 псалма хор поет («поскору») тропарь: «Христос воскресе» (12). Священник вместо: «Слава Тебе, Христе Боже» поет начало тропаря: «Христос воскресе», хор заканчивает пение. После этого священник творит пасхальный отпуст.

Такое окончание Литургии бывает и во всю Светлую седмицу. Отпуст говорит священник с Крестом в руках.

По заамвонной молитве освящается артос по особому чину. По окончании Литургии совершается освящение куличей и пасох.

После окончания Литургии бывает христосование священнослужителей с народом. Для этого священнослужители выходят перед царские врата: настоятель с Крестом, прочие становятся по чину справа от него с Евангелием и иконой Воскресения. Верующие лобызают Крест, Евангелие и икону и приветствуют пасхальным приветствием «Христос воскресе» и целованием священнослужителей. Священнослужители отвечают: «Воистину воскресе». Затем христиане лобызают друг друга с пасхальным приветствием. Это приветствие напоминает о радости апостолов при услышанной ими вести о Воскресении Спасителя и служит выражением радости самих верующих, знаком взаимного мира и братской любви. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни, сокрытой в нем; оно напоминает нам о том, что наша новая жизнь возникла в недрах гроба, и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровию Господа Иисуса Христа. Обычай дарить пасхальные яйца по древнему церковному преданию обязан своим началом святой равноапостольной Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе».

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ АРТОСА

В конце Литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы совершается освящение артоса по особому чину. Артосом (греч. «артос» – хлеб) называется просфора с изображенным на ней Крестом или Воскресением Христовым. Артос в день Пасхи и во всю седмицу находится на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) вместе с образом Воскресения Господня. В приходских храмах каждый день Светлой седмицы после Литургии совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Пречистой Богородицы, при пении канона Пасхи обычно несут и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезу при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, после чего он переносится в храм при пении 9 песни пасхального канона. В Светлую субботу артос раздробляется и раздается верующим для вкушения прежде принятия обычной пищи.

Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по Вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него, тем представляля Его как бы присутствующим среди них. Артос напоминает нам о том, что Господь Иисус Христос крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным хлебом вечной жизни.572

Сам чин освящения артоса состоит в следующем. На солее, на приготовленном столе, полагается артос (их может быть несколько). По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Диакон: «Господу помолимся». Священник читает молитву из Требника (часть 2) на освящение артоса: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю». Хор: «Аминь». Священник окропляет артос святой водой, произнося: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во Имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь"(3). Хор вместо: «Буди Имя Господне» поет: «Христос воскресе» (3). Священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст Литургии, как и на утрене.

В день Пасхи совершается также освящение куличей (домашних артосов), пасох, а также яиц и «брашна мяс» как начатков пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать мирянам. Освящение «брашна мяс» бывает вне храма, поскольку мясо не положено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника: «Во еже благословити брашна, мяса во Святую и Великую Неделю Пасхи».

Во время окропления брашен святой водой поется пасхальный канон и другие пасхальные песнопения.

Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу до Светлой заутрени, то пасхальных песнопений при этом освящении петь не положено – следует петь тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный».

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ

Особенности великой вечерни в день Пасхи следующие:

Вечерня начинается 9 часом, который поется по пасхальному чину. Во время 9 часа священник облачается во все священнические одежды.

Начальный возглас вечерни «Благословен Бог наш» священник произносит, начертавая кадилом крест. Затем такое же начало, как на утрене и на Литургии.

Вход с Евангелием.

Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».

После прокимна диакон: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия». Священник в царских вратах лицом к народу читает Евангелие от Иоанна (зач. 65, Ин. 20, 19–25) о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения. Чтение священником Евангелия в царских вратах лицом к народу служит напоминанием о первом явлении Господа апостолам, когда Он преподал им мир в знак того, что евангельская проповедь о Спасителе «изыде во всю землю», всем народам.

«Сподоби, Господи» поется. После стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» поются стихиры Пасхи. Затем бывает окончание вечерни, как и пасхальной утрени. Диакон произносит: «Премудрость». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Утверди, Боже». Священник: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с крестом в руках творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых».

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ НА ПАСХАЛЬНОЙ (СВЕТЛОЙ) СЕДМИЦЕ

Праздник Пасхи всегда был для христиан самым светлым, всеобщим, продолжительнейшим торжеством. Со времен апостольских праздник христианской Пасхи, подобно Пасхе ветхозаветной (Исх. 12, 14–15), продолжался семь или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Отцы Церкви и церковные правила (VI Вселенского Собора, правило 66) повелевают верующим во всю Светлую седмицу «во святых церквах упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе». Вся эта седмица, называемая Великой или Светлой, есть как бы один великий и светлейший праздник.

Поэтому и в богослужебном отношении Пасхальная седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужения (утреня, часы, Литургия и вечерня), в целом, бывают такими же, как и в первый день Пасхи:

Все богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах в ознаменование того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим в Него двери рая.

Царские врата остаются открытыми и после богослужения (начиная со дня Пасхи) в продолжение всей седмицы.

Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершаются так же, как и в первый день. Только крестный ход совершается не перед утреней, как это бывает в самый день праздника, а по окончании Литургии.

На утрене поется пасхальный канон, помимо того, в конце каждой песни поются Богородичны святых Феофана и Иосифа, напечатанные в Цветной Триоди в последовании Недели Святых жен-мироносиц, а также в отдельной книге служб Пасхи. Каждение указано только в начале канона, но обычно оно бывает также на 1, 3, 6 и 9 песнях. Каждение священник совершает на всех службах со свечой (или трисвечником) и с крестом. Ектении произносятся не после каждой песни, а только после 3, 6 и 9.

На утрене не читается «Слово огласительное» святого Иоанна Златоуста и не бывает христосования. Стихиры – на утрене каждого дня поются на разный глас.

Часы – как на Пасху.

Литургия573 совершается точно также, как и в первый день. Прокимен, Апостол, аллилуарий и Евангелие для каждого дня – разные; но Евангелие читается одним только диаконом. Причастен для всех дней один и тот же: «Тело Христово приимите». После Литургии бывает крестный ход вокруг храма и звон в воспоминание святых жен-мироносиц, встретивших Господа по Воскресении. Во время крестного хода вокруг храма обносится и артос.

В субботу после Литургии артос разрезается на части и раздается народу574.

Вечерня на Пасхальной седмице предваряется пасхальным 9 часом и имеет то же последование, что и в первый день, кроме того, на вечерне бывает вход с кадилом (а не с Евангелием). Евангелие, соответственно, не читается.

Прокимны великие, на каждый день особые. На вечерне каждый день – разные гласы. Вечерня служится только в епитрахили и фелони.

Если в Светлую седмицу, начиная с понедельника, случится праздник великого святого (например, вмч. Георгия – 23 апреля ст.ст.) или храмовый праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются песнопения в честь святого: стихиры, тропарь, канон и прочее. На вечерне читаются паремии, на утрене поется полиелей, степенны, 1 антифон 4 гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Великого славословия не бывает. На Литургии – Апостол, Евангелие и причастен дню и святому.

Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносный («Живоприемный») Источник. На вечерне и утрене поются особые стихиры в честь Богородицы, на утрене – канон святителя Никифора Каллиста (XIV в.).

На Литургии – прокимен, Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. После Литургии обычно совершается малое освящение воды.

ФОМИНА НЕДЕЛЯ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)

Светлая седмица заканчивается (восьмым днем) – Неделей (воскресеньем) о апостоле Фоме, именуемой также Неделей Фоминой, которая как завершение Светлой седмицы издревле составляла особое торжество, как бы повторение самого Пасхального дня, отчего и названа Антипасхой (греч. – «вместо Пасхи»).

С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил «обновить» радость Воскресения Своим явлением святым апостолам, в том числе и апостолу Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения (в воспоминание этого события и Неделя получила название «Недели Фоминой»).

Наименование воскресенья о Фоме Днем обновления указывает и на необходимость нашего духовного обновления. Указание на это мы находим во многих песнопениях службы Недели. Уже в тропаре праздника явившийся апостолу Фоме воскресший Господь прославляется как «всех Воскресение», как Тот, Кто обновляет в нас дух правый: «Дух правый теми (т.е. апостолами) обновляя нам». «Совершив Крестом Своим нас новыми вместо ветхих, нетленными вместо тленных, Христос повелел нам во обновлении жизни достойно жительствовати»575.

За крестными страданиями Господа Иисуса Христа последовало Его преславное воскресение, соделавшее нас «новою тварью». Наступила весна обновления наших душ. «Днесь весна душам, зане Христос мрачную бурю греха нашего отгна»576. «Царица времен (весна) веселит избранныя люди церковныя»577. «Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует»578.

Указывая на весеннее обновление природы, пробуждающейся под животворными лучами солнца после зимнего сна, служба в Неделю Фомину побуждает христиан пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, открыть свои души для животворного действия благодати и, укрепив в себе веру, вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!»

Вместе с тем, Святая Церковь в своих песнопениях Недели Фоминой, указывая нам на радостную истину Воскресения Господа, обращает благоговейный взор на истину Его Божества и человечества. Как Богочеловек, Христос явился Победителем смерти и ада. Воскреснув из гроба, «яко от чертога, с Пречистой Своей плотию», Он явился ученикам и апостолу Фоме, которые находились вместе при закрытых дверях. Христос, показывая язвы Свои на руках и на ногах, убеждая всех апостолов и апостола Фому в том, что Он воскрес не с призрачной, а с действительной прежней плотию, говорил им: «Во Мне видите, о, друзи, плоти приятие, не духа ношу естество. Сомнящемуся же ученику (Фоме), повелевал еси осязати трепетно (Себя), <...> он же (т.е. Фома), ощущая рукою Твое Сугубое Существо, со страхом вопияше верно, верою влекомь: Господь мой и Бог мой»579.

И Евангелие, которое читается на Литургии в эту Неделю (зач. 65), внушает нам, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Блаженны те, кто при руководстве святых отцов Православной Церкви познают Слово Божие, со смирением приближаются, «осязают Его, испытуя» Его Божественные истины, чтобы умудряться во спасение, опытно утверждаться в вере и вместе с апостолом Фомой восклицать: «Господь мой и Бог мой!»

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)

Перед началом всенощного бдения (перед 9 часом) царские врата закрываются (обычно их закрывают в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии). Неделя Фомина есть Неделя обновления праздника Воскресения Христова, но по содержанию богослужения она посвящена, главным образом, воспоминанию явления Христа по воскресении апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В Уставе сказано, что в Неделю Антипасхи, подобно тому, как в двунадесятые праздники, воскресные песнопения из Октоиха не поются, но все богослужение праздника совершается по Триоди. Не поются и пасхальные песнопения: на вечерне и утрене не поются стихиры Пасхи, на утрене нет пасхального канона, который повторяется в следующие Недели; только в качестве катавасии поются ирмосы пасхального канона.

Такое построение службы имеет целью сделать более явным предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходнейшее свидетельство и доказательство истинности воскресения Христова, которое мы торжествовали в продолжение всей Пасхальной седмицы.

Начиная с Фомина воскресенья на службах возобновляется стихословие Псалтири (пение «Блажен муж», кафизмы на вечерне и утрени, полиелей и прочее). Всенощное бдение и все будничные службы, а также Литургия, после Светлой седмицы совершаются обычным порядком (за исключением некоторых особенностей).

В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием на утрене и после начального возгласа Литургии трижды поется тропарь: «Христос воскресе из мертвых»; то же и перед отпустом Литургии (об этом подробнее см. ниже).

На утрене по полиелее тропари: «Ангельский собор» не поются. Перед иконой «Сошествия во ад» (Воскресения Христова) или перед Евангелием после полиелея поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Степенны не текущего 1 гласа, а первый антифон 4 гласа – «От юности моея».

Канон – «праздника», но не Пасхи: «Поим вси людие». Катавасия – пасхальные ирмосы: «Воскресения день». Припев к тропарям канона «праздника» по Триоди: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется; диакон совершает обычное каждение и перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе, светлую свещу». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и вышшую всех тварей, песньми величаем».

На Литургии: изобразительны, задостойник: «Ангел вопияше Благодатней» и «Светися, светися». В конце Литургии вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (единожды). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже» – «Христос воскресе» – трижды. И отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш» (такой же отпуст и на утрене).

Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы; в субботу – отдание. В течение всей седмицы Фоминой – тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника.

В Неделю Антипасхи вечером совершается великая вечерня. После начального возгласа чтец читает трижды тропарь: «Христос воскресе», затем: «Приидите, поклонимся» и псалом 103. Кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Затем обычное последование великой вечерни. По Трисвятом и «Отче наш» – тропарь святого Минеи; «Слава, и ныне» – тропарь праздника.

После Фоминой Недели вечерни по воскресеньям до Пятидесятницы бывают без входа и великого прокимна – как вседневные580.

В понедельник или вторник после Фомина воскресенья – день пасхального поминовения усопших, известный под названием Радоницы. В Триоди нет службы этому дню. Обычно после вечернего или утреннего богослужения (Литургии) совершается полная панихида, на которой поются пасхальные песнопения. Поминовение усопших (панихида) также совершается в этот день на кладбищах, на могилах, куда верующие вместе с молитвой приносят своим почившим сродникам и всем православным христианам радостную весть о воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

С Фоминой Недели начинается обычное поминовение усопших каждый день (панихиды, третины, девятины, сорокоусты и прочее), а также начинает совершаться таинство брака.

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВОСКРЕСНЫХ И СЕДМИЧНЫХ ДНЕЙ ОТ ФОМИНОЙ НЕДЕЛИ

(ФОМИНА ВОСКРЕСЕНЬЯ) ДО ОТДАНИЯ ПАСХИ

В состав Недельных богослужений от Пасхи (от Недели Фоминой) до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные; 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения собраны и последовательно изложены в Цветной Триоди.

Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом «Пасха» (например, «канон Пасхи»). Песнопения воскресные обозначаются словом «воскресны» (например, «стихиры воскресны»). Песнопения Триоди обозначаются словами: «Триоди», «праздника», «праздника Триоди», «настоящия Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого; или словом – «дне» (например, «седален дне»).

В течение семи дней после дня Преполовения, то есть в дни попразднства Преполовения, слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, но не на песнопения Недели о расслабленном или Недели о самаряныни.

Во все Недели Цветной Триоди Минея не поется, за исключением служб святого великомученика Георгия Победоносца, святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая Чудотворца и храмового праздника: службы святым Минеи поются на повечериях.

В седмичные дни, от Недели Фоминой до Отдания Пасхи, службы Цветной Триоди соединяются со службами Минеи, при этом песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду следуют впереди Минеи581.

ПЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ТРОПАРЯ: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ».

От Фоминой Недели до Отдания Пасхи все службы начинаются после возгласа священника троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»

Тропарь «Христос воскресе» поют священнослужители в начале всенощного бдения и певцы на клиросе перед шестопсалмием после возгласа: «Благословение Господне на вас».

На Литургии после возгласа «Благословено Царство» священнослужители в алтаре поют два раза тропарь «Христос воскресе», а третий раз – только его начало; хор заканчивает: «и сущим во гробех живот даровав» (царские врата на пение «Христос воскресе» открываются). На Литургии вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (единожды), прочее последование Литургии – как обычно. Так, после возгласа: «Со страхом Божиим» хор поет: «Благословен грядый во имя Господне» (но не «Христос воскресе», как на Пасху). После возгласа: «Всегда, ныне и присно» – поется песнопение «Да исполнятся уста наша». В конце Литургии перед отпустом по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже» поется «Христос воскресе» трижды (поскору). В конце всех прочих служб (вечерни, утрени и иных) перед отпустом после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже» – конец обычный: «Слава, и ныне» и прочее.

По другой практике, принятой, например, в Киево-Печерской Лавре, тропарь «Христос воскресе» в начале всенощного бдения, перед шестопсалмием, в начале и в конце Литургии поется один раз в алтаре священнослужителями и дважды на клиросе.

Тропарь: «Христос воскресе» поется также в начале молебна, панихиды, крещения, отпевания и других служб.

Читается тропарь «Христос воскресе» в начале всех прочих служб суточного круга: на вседневной вечерне, утрени, на часах, за исключением 6 часа, который, соединяясь с 3 часом, обычно начинается чтением «Приидите, поклонимся».

Молитва «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Пятидесятницы. Седмичная утреня начинается с шестопсалмия (двупсалмие не читается).

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стихиры на стиховне великой вечерни, при этом на «Слава» поется стихира праздника. В конце стихир «Христос воскресе» поется только единожды, в заключение последней стихиры. В стихирах на хвалитех стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи также не поются.

На воскресных всенощных бдениях «Воскресение Христово видевше» поется трижды. Это отличительная особенность Недель Цветной Триоди до отдания Пасхи по сравнению с Неделями по Пятидесятнице. В седмичные дни на утрене «Воскресение Христово видевше» поется (после кафизм) единожды.

Канон Пасхи с богородичнами поется в соединении с каноном Недели в Неделю святых жен-мироносиц, а также в Недели о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе» (3) в конце каждой песни не поется.

На 9 песни пасхальные припевы не поются, 9 песнь поем сразу после 8 следующим образом. Ирмос: «Светися, светися», припев: «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественнаго, о любезнаго», затем припев и тропарь: «О, Пасха велия», богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас», после них читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После канона – ексапостиларий Пасхи.

В седмичные дни канон Пасхи не поется. В некоторые праздники положено петь на катавасии ирмосы Пасхи (но не весь канон). Указание Устава о пении в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни из Цветной Триоди поется канон предыдущей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.), или Преполовения (от праздника Преполовения до его отдания).

Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году, а именно: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели жен-мироносиц, о расслабленном; о самаряныне и о слепом, а также на отдание Пасхи.

Во все Недели до отдания Пасхи «Честнейшую Херувим» не поем. («Честнейшую Херувим» не поется в тех случаях, когда поется канон Пасхи). Но на вседневных службах «Честнейшую Херувим» поется.

Ексапостиларий «Плотию уснув» поем в те же Недели, когда поется и канон Пасхи. При пении канона и ексапостилария царские врата открываются.

На первом часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе» кондак «Аще и во гроб снизшел еси».

В седмичные и в воскресные дни (если не случится двунадесятый праздник) в период пения Цветной Триоди на Литургии всегда поются Изобразительны (но не вседневные антифоны).

На Литургии после малого входа, после воскресного тропаря и кондака Триоди, поется кондак Пасхи.

На Литургии вместо «Достойно» поется: «Ангел вопияше Благодатней» и «Светися, светися».

Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с его попразднством.

В дни воскресные и седмичные от Фоминой Недели до отдания Пасхи отпуст произносится воскресный: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш», но не пасхальный (он произносится после Пасхальной седмицы только однажды – после Литургии в день отдания Пасхи).

Земные поклоны за общественным богослужением до дня Святой Пятидесятницы Устав отменяет.

* * *

564

К этому времени те, кто несет запрестольный Крест, хоругви, фонарь и образ Воскресения должны встать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи; сюда же встают и певчие (обычно тот, кто несет фонарь встает заранее, в конце полунощницы, далеко от солеи (почти на середину храма); пред ним, ближе к солее, встает несущий Крест, еще ближе к солее – те, кто несет хоругви и свещеносцы с большими свечами; еще ближе – певчие в рядах; около же самой солеи – несущие образ Воскресения, храмовый и чтимый образ). Все встают сначала лицом к востоку, а когда начинается шествие, то сразу все обращаются на Запад и спокойно, не стесняя друг друга, открывают шествие. За певчими и иконой Воскресения идут попарно: диаконы с кадилами и священники (младшие). За священниками, в середине, идет настоятель с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой. За ним справа – старший диакон со свечой.

565

У закрытых западных дверей участники крестного хода останавливаются в таком порядке: у самых дверей храма, лицом на запад, встает несущий Крест, а по сторонам его – несущие хоругви. Пред Крестом, дальше от дверей, также лицом на запад, встает несущий образ Воскресения, а за ним – свещеносцы с большими свечами и несущий фонарь. Те, кто нес другие святыни, располагаются по сторонам от держащего в своих руках образ Воскресения – тоже лицом на запад (иногда икону Воскресения и Евангелие несут младшие священники). Священник (настоятель) встает против образа Воскресения лицом на восток.

566

В древнейших Уставах Греческой и Русской Церквей ничего не говорится о крестном ходе вокруг храма. В древности пасхальная утреня начиналась или непосредственно в притворе, из которого уже потом переходили в храм для пения утрени, или же священник выходил в притвор из алтаря через северные двери, или же прямо через западные и в притворе начинал утреню. Так было и у нас до появления Иерусалимского Устава. Нынешний порядок начала утрени получил свое происхождение в XV в., а окончательно утвердился в богослужебной практике Русской Церкви в XVII в., по обычаю Церкви Иерусалимской, в которой совершается крестный ход в кувуклию пред началом пасхальной утрени. В остальных восточных Православных Церквях начало пасхальной утрени сходно с порядком, изложенным в Типиконе и древнейших греческих богослужебных книгах.

567

Объяснение пасхального канона см: Скабалланович М. // Журнал «Проповеднический листок». 1913. N 1.

568

См. «Исследование во святую и великую Неделю Пасхи».

569

Священник, который служит в день Пасхи Литургию вместе с утреней, должен совершить входные молитвы пред полунощницей или непосредственно после Пасхальной полунощницы, а затем облачиться (читая положенные молитвы) в полное облачение. Что касается содержания молитв входных, то ввиду того, что первое место в них занимают покаянные тропари, рекомендуется в дни Святой Пасхи по обычаю большинства монастырей совершать входные молитвы по следующему чину: после начального возгласа и троекратного «Христос Воскресе» читать из последования часов: «Предварившия утро», «Аще и во гроб снизшел еси», «Во гробе плотски», «Слава» – «Яко Живоносец», «И ныне» – «Вышняго освященное Божественное селение», а затем из обычных входных молитв обязательно читать: «Пречистому Твоему образу», «Милосердия сущи источник» и «Господи, низпосли руку Твою». И так во всю Светлую седмицу пред Литургией (см.: Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Вып. 1. Киев, 1903. С. 177–178, 181–182).

570

Ввиду того, что до Пятидесятницы «Царю Небесный» употреблять за богослужением не полагается, вместо этой молитвы пред началом Литургии на Светлой седмице священнику рекомендуется читать трижды тропарь «Христос Воскресе», а от Фоминой Недели до отдания Пасхи также добавлять «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши». От Вознесения до Пятидесятницы – «Царю Небесный» обычно опускают и начинают сразу со «Святый Боже».

571

О порядке и распределении чтений Евангелия на разных языках – см. подробные указания у Н. Розанова и в Богослужебных указаниях на 1950 г.

572

О значении артоса см. в «Молитве на благословение артоса во святую неделю Пасхи». Служебник. М., 2001. С. 316.

573

По Уставу в Пасхальную седмицу не служатся седмичные службы, посвященные святым и священным воспоминаниям в каждый день седмицы, и священнику и диакону, готовящимся к служению Литургии на Пасхальной седмице нет оснований читать обычные каноны бесплотным Силам, Иоанну Предтече и др., назначаемые Церковным Уставом вычитывать соответственно дню. Обычно в Пасхальную седмицу с вечера священник и диакон вычитывают пасхальный канон (вместо канона Иисусу Сладчайшему), канон ко Святому Причащению и пасхальный 1-й час (вместо вечерних молитв) или же вечерние молитвы. А утром – пасхальный 1-й час или утренние молитвы и молитвы ко причащению.

574

Чин раздробления артоса указан в «Дополнительном Требнике» и в «Требнике в 2 частях», (Ч. 1). См. также «Протоиерей С. В. Булгаков». Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913.

575

Неделя Фомина, утреня, канон, п. 3, 1.

576

Неделя Фомина, утреня, канон, п. 1, 1.

577

Неделя Фомина, утреня, канон, п. 1, 2.

578

Неделя Фомина, утреня, эксапостиларий.

579

Неделя Фомина, вечерня, 1 -я стихира на литии.

580

См. в Уставах Н. Розанова и прот. К. Никольского.

581

Подробнее о соединении Цветной Триоди с Минеей на седмичных днях от Недели Фоминой до отдания Пятидесятницы, пении тропарей и пр. – см. «Богослужебные указания» на 1950 г. и 1951 г. Ч. 2.


Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle