Источник

Вторая заповедь блаженства «Блажени плачущии, яко тии утешатся»

Поучение 1-e. Объяснение второй заповеди блаженства

1. Начав с того, с чего преимущественно и начать надлежало, т.е. с заповеди о смирении, Спаситель переходит к другой заповеди, кото­рая, кажется, противоречит мнению целой все­ленной. Ибо, тогда как все почитают радующихся блаженными, а плачущих несчастными, Он вместо первых называет блаженными после­дних, говоря: «блажени плачущии».

2. Но каких плачущих Господь ублажа­ет? И в чем состоит их утешение?

а) Плач и сетование у людей происходят от различных причин. Плачет богатый, ког­да лишается своих сокровищ. Сетует честолю­бец, когда обходят его почестью. Сокрушается преданный удовольствиям и утехам мира, когда они отнимаются у него. Скорбит завистли­вый, когда видит счастье ближнего своего. Воз­дыхает злобный, когда не может отомстить врагу своему. Но не таких плачущих ублажа­ет Спаситель. Нет, плачущие и воздыхающие о предметах земных не только не заслужива­ют ублажения, но еще достойны осуждения. Ибо плач людей о предметах земных ясно по­казывает, что эти люди прикованы к земле всем существом своим, не знают иных благ, кроме благ земных, иных нужд, кроме нужд плоти, – они далеки от жизни Божией, от жиз­ни святой, истинно-христианской. Притом, плачущие о предметах земных, если не нахо­дят для себя утешения, неизбежно предаются унынию, малодушию, даже отчаянию; а при таком состоянии духа люди неспособны быва­ют ни к чему доброму и, доколи остаются в этом состоянии, они как бы мертвы душой.

аа) Не тело наше, сотворенное из земли и имеющее возвратиться в землю, а главным образом душа бессмертная, созданная для вечного блаженства, должна быть предме­том наших забот и попечений. Прекрасна была душа человеческая в начале! Созданная по образу Божию, она носила в себе отпечаток совершенств Божеских. Правда, мир и радость обитали в ней. Но, увы! Грех исказил Богопо­добную душу нашу так, что едва сохранились в ней некоторые только черты образа Божия; он лишил нас благодатного общения с Богом.

Об этой-то потере высоких совершенств души своей и блаженного единения нашего с Богом, – о грехах своих мы должны пла­кать день и ночь. Эти-то плачущие и убла­жаются Спасителем в словах: «блажени плачу­щии». «Печаль по Бозе, – говорит святой апостол, – соделывает в нас покаяние во спасение» (2Кор. 7, 10). Действительно, печаль о грехах весьма спа­сительна для нас, ибо, происходя из сознания нашей греховности перед Богом, она располага­ет нас к истинному покаянию; слезы умиления омывают наше сердце от скверн греха; вопль сокрушенного сердцем проникает в небеса и низ­водит на нас благодать Духа Святаго, возвращающую душам нашим ту чистоту и невинность, с которой мы вышли из купели крещения, а с воз­вращением невинности возвращается нам и бла­женство наше: «блажени плачущии».

бб) По заповеди Господа, мы должны лю­бить ближних, как самих себя. А кто истин­но любит ближних, тот, видя, как они, впа­дая в грехи, омрачают свою душу и явно устремляются к вечной погибели, не может не скорбеть о них. Вот другой вид плача, уб­лажаемого Спасителем. Так скорбел Моисей, когда израильтяне в пустыне отступили от Бога своего и поклонились златому тельцу (Исх. 32, 31). Так плакал о нечестии и пленении Иерусалима пророк Иеремия (Плач 1, 28). Так скорбел о неве­рии иудеев святой апостол Павел (Рим. 9, 2–3). Так плакал Сам Иисус Христос во время торже­ственного входа Своего в Иерусалим, провидя раз­рушение этого беззаконного города: «яко приближися (Иисус), видя град, плакася о нем» (Лк. 19,41).

вв) Но есть еще вид святого плача, свой­ственный людям, пламенеющим любовью к Богу и от преизбытка ее желающим ско­рее соединиться с ним навеки. Эти люди се­туют о продолжении странствования своего на земле и воздыхают о небесном своем отечестве. «О сем воздыхаем, – говорит святой апостол Павел, – в жилище наше небесное облещися же­лающе, благоволим паче отыти от тела и внити ко Господу» (2Кор. 5, 2–8). И еще: «желание има­мы разрешитися от тела и со Христом быти» (Флп. 1, 23). Вот те плачущие, которых Иисус Христос называет блаженными!» (См. «Духовн. бесед.», 1871 г.)

б) Какая же награда назначается плачу­щим? «Яко тии утешатся.» Где утешатся? И здесь – на земле, и там – на небе. Омывая сле­зами грехи свои, они примиряются и со сво­ей совестью, и с Богом: совесть перестает уп­рекать их и возмущать покой душевный; и Отец небесный утешает чад Своих, изливая в сердца их любовь Свою Духом Своим (Рим. 5,5) и даруя им несомненную надежду на вечную радость, когда Иисус Христос «отымет всяку слезу от очию их» (Апок. 21, 4), когда отбежит от них вся­кая печаль и воздыхание, когда веселье и радость вечная почиет над головой их (Ис. 35, 10). Когда же утешает людей Сам Бог, тогда и тысячи скорбей не могут отнять у них радости.

Такая высокая награда обещана плачущим не потому, чтобы самый плач заслуживал того, но по человеколюбию Божию, т.е. награда обе­щана от Бога не по важности действия, но по любви Его к людям. Ибо плачущие оплакива­ют грехи свои, а для таких людей довольно только получить прощение. Но так как Иисус Христос безмерно человеколюбив, то Он и не ограничивает награды отменой наказания, но еще дает таким людям блаженство – вели­кое утешение на земле и еще большее на небе.

3. Таково, братие мои, то глубокое и вместе для всех истинных христиан, оплакивающих грехи свои, утешительное учение, которое заключается во второй заповеди блаженства. (Сост. по указ. источ. священника Гр. Дьяченко).

Поучение 2-e. О чем истинный христианин должен плакать?

«Какие плачущие находятся на пути к бла­женству?» – спрашивает святитель Филарет, митрополит Московский. «Христос Спаси­тель, – говорит он, – ублажает «нищих» не про­сто, но нищих «духом» (Лк. 6, 21), Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство, но, как полнее и яснее говорит святой Матфей, «блажени алчущии и жаж­дущии правды» (Мф.5,6). Сообразно с этим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и по духовному побуждению плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оп­лакивающие неправды и грехи, которыми об­ременены, плачущие от скорби духа, что про­гневали и гневят Бога, и потом от любви духа, что при всем желании видят себя не до­вольно соответствующими Божией любви и ми­лосердию». (См. Проп. Филарета, митрополита Московского.)

Из этого можно усмотреть и то, о чем дол­жен плакать христианин.

а) Во-первых, плачь о том, что ты осквер­нил и непрестанно оскверняешь в себе образ Божий грехами своими. Подумай, человек: Бог изобразил Себя в тебе, как солнце изображается в капле воды, ты сделан как бы некоторым бо­гом на земле, как сказано: «аз рех: бозы есте и сынове Вышняго eси» (Пс. 81, 6), а ты ежедневно бро­саешь в грязь, окаляешь этот образ страстями житейскими, пристрастием к миру, неверием, гордостью, ненавистью, завистью, невоздержа­нием и пьянством и прочими страстями, и че­рез то крайне прогневляешь своего Творца и раз­дражаешь Его долготерпение. Достойно и праведно плакать об этом день и ночь. Плачь же!

б) Во-вторых, плачь о том, что ты но­сишь только имя христианина, а обетов, обязательств христианина, данных при крещении, не исполняешь и живешь, как язычник, прилепился к земле и не дума­ешь о небе и о тамошней жизни, не имею­щей конца, что, бывши столь долгое время христианином, духа Христова доселе не име­ешь, не сообразуешься Ему нимало, не подра­жаешь житию Его; что еще не вселился в тебя Христос верой и не вообразился в тебе, что ныне сделался еще новой тварью, не облекся во Христа, по писанию: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

в) В-третьих, плачь о том, что сердце твое непрестанно порывается делать все против­ное Господу; плачь о его злой наклонности, нераскаянности, неисправлении. Столько мо­лимся, каемся, читаем, поем, столько причаща­емся святых животворящих Тайн, которые мо­гут и каменное сердце превратить и сделать мягким, как воск, и не изменяемся к лучшему по нерадению. О окаянство! О злоба! О растле­ние сердца! О гордость! О земные пристрастия! О лесть сластолюбия и сребролюбия! Итак, плачь о том, что ты хотя и каешься, и молишь­ся, но не приносишь Богу плодов достойных покаяния, плодов веры и любви, плода кротос­ти и незлобия, плода воздержания, чистоты и целомудрия, плода милостыни и проч.

г) Плачь внутренним плачем, когда ощу­щаешь прилив к сердцу нечистых помыс­лов; плачь, когда будет увлекать тебя гор­дость, злоба, зависть, жадность, скупость; плачь и молись, когда к врагу своему будешь чувствовать вражду, а не любовь, ибо сказано: «любите враги ваша и добро творите ненави­дящим вас» (Мф. 5, 44); плачь перед Богом внут­ренним плачем сердца, когда будет увлекать тебя страсть пьянства, сребролюбия и любос­тяжания, когда противление и непослушание к родителям или к начальникам и к старшим будет смущать и увлекать тебя; плачь при чув­стве бедности и окаянства нашей природы, при мысли о безчисленных благодеяниях к нам Творца и о нашей неблагодарности к Нему.

Да будут твои слезы орудием против всякого греха: и Господь, видя твое смирение, признание своей немощи, твое крепкое желание сохранить себя чистым от всякого греха, протянет руку помощи, пошлет тебе Духа Утешителя, Который прекратит насилие греха, погасит огонь страс­тей и низведет в сердце росу благодати.

д) Плачь о своих грехах, плачь и о людс­ких; плачь о том, что еще многие народы не по­знали истинного Бога и Господа Иисуса Христа и находятся во тьме язычества, поклоняются тварям, вместо Творца; плачь о неправде, господствующей на земле, от кото­рой страдают все «хотящие благочестно жити о Христе Иисусе» (2Тим. 3,12); плачь о насилиях и притеснениях богачей и сильных мира этого, о нищете и безпомощности бедных; плачь о том, что иссякла у многих любовь христианская и на месте ее воцарилось самолюбие, сластолюбие и плотоугодие во всех видах; о том, что многие христиане низвергаются с высоты искупления и не уважают ни церкви, ни таинств, ни учения ее.

Скажешь: «Что пользы в моих слезах?» Ты этим исполнишь заповедь апостола – «плакать с плачущими» (Рим. 12, 15); вообще исполнишь заповедь о любви к ближнему, а в любви весь закон. И та польза, что ты в награду за слезы получишь утешение от Бога и прощение грехов.

е) Еще о чем плакать должно? Еще долж­но плакать о неготовности нашей к страш­ному и праведному испытанию на всемир­ном суде. Многие святые угодники Божии всю жизнь плакали, день и ночь при мысли о страш­ном суде и последующей за ним вечной муке нечестивых; а мы, как бы праведники какие, равнодушны к этому окончательному грозно­му решению нашей участи, а иные еще дерза­ют отвергать истину будущего суда и геенны. (См. «Полн. собран. сочин.» прот. Иоанна Сергиева, т. I, с. 166–169.)

3. Братие – христиане! Много причин, самых святых есть для вашего христианского плача. Будем же воздыхать и плакать по заповеди Гос­пода: «Блаженны плачущии, яко тии утешатся».

ПРИЛОЖЕНИЕ. К КАТЕХИЗИЧЕСКОМУ ПОУЧЕНИЮ

Примеры покаянного плача и сердечного сокрушения о грехах.

1. Ученик святого апостола Петра, святой Климент, говорит, что святой Петр каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспомнил свое отвержение от Христа, вставал от ложа своего и повергался на землю, в горьком пла­че проливая многие слезы, и так делал он в про­должении всей жизни своей. А церковный ис­торик Никифор присовокупляет, что очи святого апостола от повседневного плача были всегда красны и как бы кровавы. Вот каково было Петрово покаяние! «А ты, надеющийся в один час оплакать все грехи свои, можешь ли так горько плакать, как плакал Петр?» – спра­шивает святитель Димитрий Ростовский. «Мо­жешь ли каждую ночь рыдать так, как рыдал он? В состоянии ли ты понести такие труды и подвиги, какие понес святой Петр ради Госпо­да своего за свое отвержение, даже до распя­тия головой вниз на кресте? Итак, не полагай­ся на свое малое некое сокрушение сердечное, не уповай на слабый свой труд, на кратковре­менный подвиг: покажи покаяние перед Гос­подом, соответствующее твоим великим гре­хам, и даже больше их, со многими слезами, и тогда, о грешниче, ожидай от Него милости!»

2. Один святой муж шел с учениками свои­ми в город и, проходя мимо кладбища, увидел одну вдову, которая проливала горькие слезы над могилой… и, как ни утешали ее родные, окружавшие ее, она слушать никого не хотела. Она все, кажется, забыла, ничего не видела и не слышала: одно горе поглощало ее сердце и душу. Миновав ее, старец, обратившись к ученикам своим, сказал им: «Как убивается вдова эта на могиле этой, так нам надобно убиваться плачем о душе своей, которую мы уморили грехами своими и похоронили на чужой ей земле мира и похотей плотских». Сказав это, старец зары­дал и рыдал всю дорогу, пока пришли к тому месту, где надобно было скрыть слезы свои.

3. Рассказывают о преподобном Арсении Ве­ликом, что он, во все время своего подвижни­чества, сидя за работой, имел на груди своей платок, потому что слезы постоянно струились из очей его. Авва Пимен, когда услышал, что он почил, сказал, прослезившись: «Блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире! Ибо кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там». («Достоп. сказания о подв. св. и блаж. отц.», 1846 г.)

4. О подвижнике Диоскоре рассказывают, что он постоянно плакал о себе. Ученик его, живший в другой кельи, приходя к старцу и заставая его плачущим, спрашивал его: «О чем ты, отец, плачешь?» Тот отвечал: «Плачу о гре­хах моих». «Но ты не знаешь за собой никаких грехов», – возражал ученик. «Ах! Сын мой, – сказал старец, – если бы я, к несчастью, до­шел до того, чтобы мог видеть грехи мои, то не было бы довольно троих или четверых для меня помощников, чтобы достойно оплаки­вать их». (Там же, с. 83.)

5. Жил в обители преподобного Пахомия один инок, в мире бывший скоморохом, принятый и постриженный самим великим Пахомием. Сна­чала он оставил свое занятие, а потом, спустя несколько времени, опять стал возвращаться к своим прежним привычкам и снова стал творить свое скоморошество на соблазн новым братиям. Несколько раз вразумлял и увещевал его препо­добный, чтобы он исправился и оставил свои прежние привычки, но не видя такого исправле­ния, наконец, порешил выслать его из обители. Раскаялся тогда инок, оставил свое скомороше­ство и по молитве преподобного приобрел такое сокрушенное покаяние, что по все часы из очей его истекали слезы, как потоки, а потом достиг такого умиления сердечного, что плакал посто­янно и никак не мог воздержаться от слез. Даже во время трапезы, когда братия просила его воз­держаться от плача, он не мог преодолеть своих слез и отвечал: «Ей, хочу удержатися, но отнюдь не могу». «О чем ты плачешь? – спросила его раз братия. Нам стыдно и есть, смотря на тебя плачущего!» На это инок ответил им: «Как же вы хотите, братия моя, чтобы я не плакал, когда я вижу здесь мужей святых, мне грешному служа­щих, которых и праха ног я не достоин! Не дол­жен ли я плакать, что мне, грешному скоморо­ху, служат такие честные и богоугодные мужи! Плачу по вся дни, да не буду пожрен огнем, мно­жества ради грехов моих». Сам преподобный Пахомий дивился такому его смиренному пока­янию и умилению и говорил, что от самого пост­роения обители он не видывал еще такого сми­рения и умиления, какое видит в этом брате.

6. Преподобный Пахомий Великий однажды, за некое слово укоризны, прогневался на брата Иоанна. И хотя по своей кротости и из уваже­ния к старшему брату он не сделал возражения, однако затаил негодование в своем сердце. Но в следующую ночь Пахомий почувствовал и в этом поступке столько безобразия, что затво­рился в своей келье и начал плакать, в молит­ве исповедуясь Богу: «Горе мне, что я вопреки Твоих заповедей, Господи, возымел грех на мо­его брата, истину мне возвестившего! Еще в сер­дце моем есть лжемудрие плоти; столько вре­мени обучаясь жить духовно, еще терзаюсь досадой; помилуй меня, Господи, да не погиб­ну до конца; если благодать Твоя не утвердит меня, враг обрящет в сердце моем некоторую часть своих любимых деяний и меня, преступ­ника Твоих законов, поработит воле своей. Горе мне! Хочу научить тех, которых Ты, Господь и Бог мой, обещал через меня призвать в иночес­кое житие; а сам не могу научиться побеждать свои страсти». Таким образом, блаженный Пахо­мий, вопия к Богу, пребыл в молитве до другого дня; слезами и потом он облиял землю, на кото­рой стоял.


Источник: Евангельские блаженства и заповеди Господа нашего Иисуса Христа по изъяснению святых отцов и духовных писателей. Прот. Григорий Дьяченко. О блаженстве. [Электронный ресурс] // Толкование Евангельских заповедей

Комментарии для сайта Cackle