Источник

Раздел 6, Поучение 3Раздел 6, Поучение 5

НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ИСПОЛНЕНИЕ КОИХ УКРЕПЛЯЕТ И РАЗВИВАЕТ ХРИСТИАНСКУЮ НАДЕЖДУ НА ПОЛУЧЕНИЕ БЛАГ ВЕЧНЫХ В ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

Г. Будь нестяжателен (Мф.19:21–22)

1. Библейские тексты о любостяжании (скупости, жадности к приобретению богатства)

Любостяжание

а) запрещено: «Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Исх.20:17; Втор.5:21). – «Кумиры богов ...сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью» (Втор.7:25). – «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк.12:15). «Заповеди: не кради... не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим.13:9). – «Воля Божия есть... чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим корыстолюбиво» (1Фес.4:3, 6). – «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» (Евр.13:5).

б) есть идолопоклонство и корень всякого зла: «Любостяжатель... есть идолослужитель (Еф.5:5). –«Любостяжание... есть идолослужение» (Кол.3:5). – «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:10).

в) ненасытимо: «Человек одинокий... а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством... И это суета и недоброе дело» (Еккл.4:8). – «Кто любит серебро, тот не насытится серебром... и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами. И это – суета» (Еккл.5:9, 10).

г) исходит из сердца и оным овладевает: «Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... кражи, лихоимство... завистливое око... безумство» (Мк.7:21, 22). – «Твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти... к тому, чтобы делать притеснение и насилие» (Иер.22:17). – «Сердце их увлекается за корыстью их» (Иеp.33:31). – «Сердце беззаконников приучено к любостяжанию: это сыны проклятия (2Пет.2:14).

Корыстолюбие ведет

а) к безумным желаниям и неверию: «Желающие обогащаться впадают... во многие безрассудные и вредные похоти... Предавшись сребролюбию, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1Тим.6:9–10).

б) ко лжи и обману: «Сердце корыстолюбца помышляет о беззаконном, чтобы... голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего... он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав» (Ис.32:6–7). – «Домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели» (Иер.5:27). – «Ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог» (Иез.22:12). – «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, – вы, которые говорите: “когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, и высевки из хлеба продавать”. Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их!» (Ам.8:4–7).

в) к несправедливости притеснению: «Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни» (Притч.28:16). – «Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие» (Мих.2:2).

г) к воровству: «Ахан сказал... Иисусу: я согрешил пред Господом... между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это... И побили его все израильтяне камнями» (Нав.7:20, 21, 25).

д) к убийству: «Cын мой! если будут склонять тебя, не соглашайся; если будут говорить: “иди с нами, сделаем засаду для убийства... наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею”; сын мой! не ходи в путь с ними» (Притч.1:10, 11, 13, 15). – «Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь» (Иез.22:12).

е) к расстройству и бедности: «Корыстолюбивый расстроит дом свой» (Притч.15:27). – «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его (Притч.28:22).

ж) к погибели: «Желающие обогащаться впадают в искушение и... сеть... которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:9).

Верующие должны

а) беречься корыстолюбия: «Блуд... и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5:3).

б) умерщвлять в себе корыстолюбие: «Умертвите земные члены ваши: блуд... любостяжание» (Кол.3:5).

в) избегать тех, которые преданы любостяжанию: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор.5:11).

г) молиться об избавления от корыстолюбия: «Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти» (Пс.118:36).

Служители Божии должны быть свободны от любостяжания: «Сказал Самуил всему Израилю: ...вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, – и я возвращу вам. И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял» (1Цар.12:1, 3, 4). – «Никогда не было у нас пред вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» (1Фес.2:5). – «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал» (Деян.20:33). – «Епископ должен быть непорочен... не корыстолюбив... не сребролюбив» (1Тим.3:2–3).

Нечестивые преданы любостяжанию и чтут его: «Они исполнены всякой неправды... корыстолюбия...» (Рим.1:29). – «Корыстолюбец ублажает себя» (Пс.9:24).

Любостяжательный не останется без наказания: «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Притч.28:20). – «Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии» (Притч.20:21).

Наказание за любостяжание: «Кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч.1:19). – «За грех корыстолюбия народа Моего Я гневался и поражал его, скрывал... и негодовал» (Ис.57:17). –«Домы Израиля перейдут к другим, равно поля и жены; потому что Я простру руку Мою на обитателей сей земли, говорит Господь. Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти» (Иер.6:12, 13). – «Князья... как волки, похищающие добычу... губят души, чтобы приобрести корысть. Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости... истреблю их» (Иез.22:27, 31). – «Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего!» (Авв.2:9). – «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело; и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние дни» (Иак.5:1–3).

Любостяжатели исключены из Царства Божия: «Ни воры, ни лихоимцы... ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10).

Любостяжание будет господствовать в последние дни: «Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы» (2Тим.3:1–2). – «Будут у вас лжеучители, которые... из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2Пет.2:1, 3).

2. Церковно-исторические примеры отречения от богатства и мирской славы ради Бога и для спасения души

В числе св. подвижников русской земли, променявших и славу, и богатство жизни мирской на тесную келью, мы видим князей, именитых бояр, купцов и людей простого звания.

I. В XV веке князь вологодский Андрей Дмитриевич оставил княжение на двадцатом году своей жизни. Он пришел в Спасов монастырь, что на Каменном острове, и просил у игумена Кассиана пострижения. Удивился игумен, услышав такую просьбу из уст юноши-князя. «Напрасно смущаешься, – говорил на это князь, – я имею твердое намерение не принимать услуги от других, а служить другим и нести крест по следам моего Господа». Игумен наконец решился принять молодого подвижника в монастырь и под именем Иосафа (10 сентября) постриг в монашество, сделав увещание не возвращаться помыслами к раз покинутому земному величию. Бывший князь стал примерным иноком; до конца жизни соблюдал строжайший пост, и мысль о богатстве и славе никогда не нарушала его душевного мира. Однажды дядя его, ржевский князь Борис, посетив Иосафа, предложил ему основать свой монастырь и давал для этого деньги; молодой подвижник сказал ему: «Серебро и золото не нужно тому, кто искренно желает жить в пустыне; раздай бедным то, что ты определил для меня, и получишь награду от Бога». Так и скончался бывший князь бедным монахом.

II. Таким же образом оставил княжение и скончался строгим подвижником в Петропавловском монастыре, в ХIII в., князь Олег Романович Брянский (20 сентября).

III. Преподобная Евфросиния Полоцкая (23 мая) была внучка полоцкого князя Всеслава и ушла в монастырь даже тайно, не желая выходить замуж (ХII в.).

IV. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) – дочь св. князя Михаила Черниговского. Она согласилась выйти замуж только по воле родителей; но жених ее помер, и благочестивая княжна стала инокиней Ризноложенского Суздальского монастыря (ХIII в.).

V. Так же поступила (в XIV в.) вдова нижегородского князя Андрея, которая под именем Феодоры (16 апреля) поселилась в Нижегородском Зачатьевском монастыре.

VI. Преподобный Варлаам Шенкурукий был в IV в. новгородским посадником, т. е. первым после князя лицом. Родовые имения его были так велики, что могли бы составить большое княжество. Утомленный трудами правления таким беспокойным городом, как Новгород, вечными мятежами и клятвопреступлениями новгородцев, боярин Василий Степанович Своеземцев оставил свой высокий пост и удалился в свои владения на р. Ваге (Архангельской губ.). Там построил он монастырь и к концу своей жизни постригся в нем с именем Варлаама (19 июня).

VII. Из знатного и богатого рода происходил и знаменитый подвижник Кирилл Белоозерский (9 июня). Оставшись рано сиротой, он воспитан был своим родственником, Вельяминовым, сокольничим великого князя Димитрия Донского. Его ожидало высокое положение при дворе. Но однажды посетил Вельяминова св. Стефан, игумен Махрицкой обители. Молодой Козьма открыл ему свое стремление к иноческой жизни. С большим трудом св. Стефан и жена боярина убедили Вельяминова отпустить юношу. Козьма с радостью оставил богатый дом вельможи, все имение роздал нищим и, приняв пострижение в Московском Симоновом монастыре, начал длинный ряд подвигов, стяжавших ему нетленную славу.

VIII. Преп. Макарий Калязинский (17 марта), в мире боярин Матвей Кожа, удаляясь в Кашинский Николаевский монастырь, роздал все имущество нищим (XV в.).

IX. Сын богатых родителей, преп. Арсений Тверской (2 марта) отпустил на волю своих рабов, щедро наградил их и, раздав все имение, тайно ушел в Киево-Печерский монастырь (XIV в.).

X. Преп. Авраамий Смоленский, раздав богатство свое церквам, монастырям и бедным, ходил в рубище, моля Бога указать ему путь спасения, и наконец постригся в Смоленском монастыре Богоматери (21 авг.).

XI. Св. Прокопий Устюжский (8 июля) был иностранный купец, католик. Жизнь православных русских иноков так пленила его душу, что он принял православие, оставил торговлю и нажитое посредством ее богатство и принял иночество в Хутынском Новгородском монастыре (ХIII в.).

Подобных примеров в истории православного подвижничества можно найти множество. Но и приведенные показывают, что русские люди мужественно выполняли заповедь Христову – оставить имение свое и твердою ногою вступали на эту первую ступень подвижнического пути. (См. брош. «Тесные врата», Сперанского, СПб. 1893 г. стр. 13–16).

3. Богатство препятствует спасению

(Из творений св. Иоанна Златоуста).

«Не столько имеют препятствий на пути ко спасению те, кои имеют малое богатство, сколько те, кои погружены в бездну его, ибо страсть к богатству тогда совершенно ими владеет, “яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное”. Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему. А ежели трудно войти в Царствие Небесное богатому, то что сказать о любостяжателе; ибо ежели не давать от своего имения другим есть уже препятствие на пути к Царствию, то представь, какой собирает огонь тот, кто захватывает чужое! Но как может восстать тот, кем уже овладела ненасытимая страсть к богатству. Если он начнет раздавать имение и разделять свои избытки, через это он мало-помалу будет удаляться от своей страсти, а впоследствии сие поприще для него облегчится. Ибо ничто сей страсти не прекращает так легко, как постепенное ослабление желания корысти. Кто презирает богатство, тот только подавляет в себе страсть к оному; а напротив, кто желает обогатиться и умножить свое имение, тот более воспламеняет оную, и никогда уже не в силах подавить ее. Последний хотя бы собрал бесчисленное богатство, но все желает получить еще столько же; хотя бы удалось ему и это получить, но и тогда он пожелает иметь еще вдвое более; и, таким образом, более и более желая, он впадает в некоторый новый, ужасный и никогда неизлечимый род сумасшествия, которое заставляет его желать, чтобы и горы, и земля, и море, и вообще все претворилось для него в золото.... Размыслив обо всем этом, истреби в себе злую страсть к богатству; ибо ты не можешь сказать и того, что она доставляет блага настоящие, а лишает только будущих; да хотя бы это было и так, впрочем, и это есть уже крайнее наказание и мучение.

Да притом и не так еще бывает, ибо страсть к богатству подвергает тебя жестокому наказанию не только в геенне, но еще и прежде оной в настоящей жизни. Страсть сия разоряла многие домы, воздвигала жестокие войны и заставляла прекращать жизнь насильственной смертью. Да еще и прежде сих бедствий, она помрачает добрые качества души и часто соделывает человека рабом слабым, дерзким, обманщиком, клеветником, хищником, лихоимцем и вообще имеющим в себе все низкие качества. Но, может быть, ты, смотря на блеск серебра, на множество рабов, на великолепие зданий и на уважение богатству в собраниях, обольщаешься всем этим? Какое же средство против этой гибельной болезни? Собственное твое помышление, сколь тяжко это уязвляет твою душу, сколько помрачает ее и делает гнусной, безобразной и порочной; собственное твое размышление, с какими бедствиями соединено собирание богатства, с какими трудами и опасностями должно его беречь, и даже едва ли можно уберечь его до конца жизни.

Но если и удастся тебе сберечь оное, то приходит смерть и передает твое богатство часто в руки врагов, а тебя самого похищает, ничего не имеющего, кроме ран и язв, с которыми душа твоя переселяется в тот мир. Итак, если ты увидишь кого-нибудь, облеченного блестящей одеждой и окруженного многими телохранителями, то раскрой его совесть, и ты найдешь внутри его много паутины и увидишь много нечистоты. Представь Павла и Петра, Иоанна и Илию; и в особенности Самого Сына Божия, Который не имел “где главу подклонити” (Лк.9:58). Подражай Ему и Его рабам и помышляй о неизреченных благах их. Если же ты, несколько прозрев, опять помрачишься земными благами, подобно погибающим во время кораблекрушения, то припомни, что невозможно богатому войти в Царствие Небесное, как говорит Иисус Христос... Помышляй не о множестве богатства, но о том вреде, которому подвергаются слишком пристрастившиеся к оному; они из-за него теряют небесные блага и уподобляются тем, кои в царских чертогах, лишившись великой чести, получают вместо оной кучу навоза, и даже еще гордятся этим; ибо куча богатства ничем не лучше кучи навоза, даже еще хуже. Навоз годен к земледелию, истоплению бань и подобному; золото же, закопанное в землю, совершенно бесполезно; да и дай Бог, чтобы оно было только бесполезно. Но оно в душе обладающего им воспламеняет как бы огненную печь, если не употребляется, как должно. Ибо каких зол оно не причиняет? Посему светские писатели называют любостяжание верхом зол, а гораздо лучше и с большей выразительностью назвал оное блаженный Павел корнем всех зол. Итак, размышляя о всем этом, поревнуем тому, что достойно ревности: не желая величественных зданий или дорогих поместьев, поревнуем мужам, имеющим великое дерзновение к Богу, которые приготовили себе сокровище на небесах и наслаждаются оным; мужам, которые поистине богаты, поскольку сделались бедными для Христа; поревнуем сим, дабы получить нам вечные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцом и Святым Духом слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»24. (Из бес. 64 на Еван. Матф.).

* * *

24

О нестяжательности. (Мф.19:20–22). «Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене» (Мф.19:21). В сих словах мы имеем учение о нестяжании, преподанное Самим Иисусом Христом. «Учение о нестяжательности, – говорит Филарет, митрополит Московский, – очевидно, есть истинное и спасительное, потому что учение есть Божественное, преподанное Иисусом Христом, Который есть Сам Истина и Источник спасения. Несмотря на то, упоминаемый в Евангелии юноша, который и сам признавал Иисуса Христа Учителем благим, в применении учения Его к жизни встретил затруднение, которого не умел преодолеть. Но не найдутся ли подобные сему юноше и ныне, и между нами? Не скажут ли некоторые, что учение о совершенном нестяжании могло быть применено только к ближайшим последователям Христа Спасителя во время Его земной жизни, когда оскудение пособий естественных легко восполняемо было Его чудодейственной силой, что, напротив того, учение сие в общем виде не применимо к благоустройству общественной и частной жизни, потому что, если бы все богатые роздали свое имение нищим, то и те, которые честным трудом в пользу богатых снискивают себе пропитание, сделались бы нищими и весь мир сделался бы беспомощным? Сии недоумения о возможности нестяжательной жизни кажутся основанными на рассуждении; но сокровенное их основание есть маловерие и мудрование плотское, затмевающее духовный свет. Вы боитесь, что нестяжательный не возможет жить, если не будет с ним видимо Христос, питающий пятью хлебами пять тысяч человек? Напрасно. После времени пребывания видимого Христова на земле мы знаем многих нестяжательных; и не знаем ни одного из них, который бы вследствие нестяжания умер от голода или наготы. Провидение Божие, было для них, большей частью, невидимым, но непрерывным чудом к их сохранению и снабдению; а иногда, когда они естественным путем не могли доставить себе пропитания в пустыне, Ангел видимо представлял им пищу, подобно как древле Илии перед путем в Хорив. Вы боитесь, что через распространение нестяжания обнищает весь мир? Напрасно. Если бы дух нестяжательности объял всех людей и богатых, то нищих, просящих осталось бы очень мало; их не достало бы для того, чтобы истощить богатых; и богатые, оставаясь любителями нестяжания, по своей готовности все отдать нищим, остались бы еще богатыми, по недостатку нищих, приемлющих расточаемое богатство; мир нестяжательный был бы богатее мира любостяжательного. Можно ожидать, что скажут еще некоторые: поскольку Спаситель призывает к совершенному нестяжанию тех, которые хотят быть совершенными, а мы находим себя недостойными иметь притязание на совершенство; то совет Христов о нестяжании не относится к нашему исполнению. Это можем и могут сказать все до одного. И вследствие сего слово Христово может остаться совершенно без исполнения. Для чего же оно и сказано? Господь не повергает Своего слова на ветер. Духовное семя слова Христова не должно пасть на землю бесполезно, а должно, хоть на меньшей части ее, прозябнуть и принести плод. Итак, благовидная отговорка – недостоинством иметь притязание на совершенство, не должна воспрепятствовать действию учения о совершенстве. Если от самопознания и смирения рождается у тебя помышление, что ты недостоин иметь притязание на совершенство; то это помышление правильное, и оно не должно тебя останавливать или воспрещать на пути учения Христова, а должно побуждать тебя простираться в предняя, подвязаться, чтобы как-нибудь уменьшить свое недостоинство и сделаться не недостойным спасения вечного. Навстречу сему стремлению идет благодать Божия, и поддержит тебя, и поведет тебя от недостоинства к достоинству, от несовершенства к совершенству: в легкости ли нестяжания, если ты чувствуешь тягость стяжания и искушение богатства, или в бремененошении честного стяжания и беспристрастного обладания, – потому что Христос Спаситель указал нестяжание, как пособие к совершенству, полезное для некоторых, а не как необходимое для всех. «Буди совершен» (Быт.17:1), – сказал Бог Аврааму, и он был совершен, тогда как он «бе богат зело»(Быт.13:2), но к богатству непристрастен, и, следственно, хранил нестяжание в душе, обладая стяжаниями в доме» (Извлечено с опущением некотор. мест из беседы Филарета, митр. Моск. к братству Николаевского Угрешского монастыря. Т. 3, стр. 327–329).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle