Григорий Петрович Георгиевский

История смутного времени в очерках и рассказах

Содержание

Предисловие

I. Кончина царя Феодора Иоанновича II. Царица Ирина и междуцарствие III. Избрание царя Бориса Годунова IV. Въезд и венчание Бориса на царство V. Шаткость Бориса на престоле VI. Польша и Швеция VII. Густав Шведский и Иоанн Датский VIII. Австрия и Англия IX. На южной и восточной окраинах X. Дела внутренние XI. Пристрастие Бориса к иноземщине XII. Неустойчивость Бориса XIII. Опалы XIV. Голод XV. Слухи о Димитрии XVI. Самозванец XVII. Брагин и Самбор XVIII. В Самборе XIX. Король и паны XX. Самозванец в Кракове XXI. Измена православию XXII. Участие иезуитов XXIII. Мнишек и Замойский XXIV. Продажа православия и России XXV. Поход XXVI. Северская Украйна XXVII. Новгород-Северский, Путивль, Кромы XXVIII. Успехи после поражения XXIX. Царь Феодор Борисович XXX. Конец Годуновых XXXI. Лжедимитрий в Москве XXXII. Лжедимитрий, папа и король XXXIII. Марина Мнишек XXXIV. Гибель самозванца XXXV. Царь Василий Иванович Шуйский и второй Лжедимитрий XXXVI. Лихолетье XXXVII. Освобождение Москвы и избрание царя  

 
Предисловие

Смутное время на Руси представляет собою явление беспримерное в истории человечества. Это не была революция, хотя и сопровождалось низвержением правительств. Это не было крушение прежних порядков и водворение новых, хотя и переживались всякие бедствия, и много было недовольных. Это было глубокое потрясение, великое шатание царства, из которых оно, однако, вышло обновлённым и укреплённым на старых основаниях и порядках.

Желая на примере выяснить положение Русского государства в смутное время, один из историков наших весьма метко сравнил его с положением осиротелого дома. Когда помер государь, хозяин дома, не оставив прямого наследника, то слуги бросились к его сундукам, стали хватать именье, разумеется, без пощады уничтожая соперников. Иные осиливали всех и успевали завладеть имением. Иные подставляли поддельного наследника, самозванца, и для помощи приводили иноземные полки и собирали гулящих людей. Иные призывали на владенье соседа, поляков. Сосед, давнишний завистник покойника, был очень рад такому случаю и стал владеть и хозяйничать в дому по-свойски. Народ долго стоял перед домом покойника и всё видел, что там творилось, и прямо назвал всё это дело воровством, а всех заводчиков смуты – ворами. Когда же пастыри церковные указали ему, как помочь беде, и возвестили, что настало время стать крепко и помереть за веру православную, народ двинулся восстановлять в государстве тишину и спокойствие, пошёл спасать правительство, изнеможенное в крамолах и смутах. Народ поднялся именно уставлять всё по-старому, как было доселе, как было при прежних государях.

Зрелище удивительное и назидательное!

Если история, изображая судьбу царств и народов, должна вселять в нас покорность Провидению, уважение к святыне и законам, любовь к истине, красоте и добродетели, и если уроки её тем сильнее, красноречивее, чем разительнее примеры, ею приводимые, то едва ли найдётся в летописях человечества эпоха столь достопамятная, какую представляет наша история в начале XVII века. Для нас, русских, знать время самозванцев должно быть поучительнее и занимательнее чтения истории многих народов иноплеменных. Самые лёгкие очерки добродетелей и злодейств, ознаменовавших это время, врезываются глубоко в нашей памяти и оставляют в душе впечатления неизгладимые.

Гермоген, Минин, Пожарский! Кто без трепета сердечного произносит эти священные имена! Кто без умиления вспоминает тягчайшую осаду Сергиевой лавры! Кто не подивится всем жертвам, которые русский народ принёс на алтарь отечества!..

В эпоху смуты более, нежели когда-либо, раскрылся характер народный. Тут русский человек явился в полном блеске, непоколебимый в вере, в законе праотцев, непоколебимый в преданности царю и престолу, но враг всего нерусского, ужасный на войне, в пылу страстей, добрый и приветливый в спокойной хижине.

Предлагаемые очерки и рассказы воссоздают эту знаменательную эпоху во всей её целости. Задача их – представить события и лица под положительным освещением их нашей историей и всеми новейшими исследованиями эпохи, придерживаясь по возможности изложения их в источниках и пособиях по истории смутного времени. Не притязая на самостоятельное значение в этой истории, они достигнут цели, если доставят любителям родной истории чтение занимательное и поучительное.


Источник: История Смутного времени в очерках и рассказах [Текст] / составил Г. П. Георгиевский. – [Москва]: А. А. Петрович, 1902 ценз. . – 426

Вам может быть интересно:

1. Христианство в понимании русских людей в домонгольский период Григорий Петрович Георгиевский

2. Из истории развития церковно-правительственной власти. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов. Историко-юридическое исследование профессор Иван Дмитриевич Андреев

3. Рядная запись с печатью XIII в. Измаил Иванович Срезневский

4. Дела и люди Александровского времени Сергей Петрович Мельгунов

5. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии. Том 5 Николай Иванович Теодорович

6. Краткое начертание истории Церкви новозаветной протоиерей Иоанн Скворцов

7. Очерк истории славянских Церквей епископ Гермоген (Добронравин)

8. История княжества Псковского. Том IV митрополит Евгений (Болховитинов)

9. Материалы для истории Русской Церкви Сергей Алексеевич Белокуров

10. Историческое описание Красногорского монастыря архиепископ Макарий (Миролюбов)

Комментарии для сайта Cackle