Источник

Введение

§1. Понятие о Богословии обличительном

Обличительное Богословие1 есть наука, занимающаяся критическим обозрением современных, неправославно исповедующих христианскую Веру обществ, преимущественно в отношении к догматическим заблуждениям их.

§ 2. Предмет Богословия обличительного

Обличительное Богословие, сказали мы, занимается обозрением неправославно исповедующих христианскую Веру обществ: этим выражается, что сия наука должна иметь дело только с теми вероисповеданиями, к которым принадлежит значительное число людей, а все прочие виды неправославия, которых держатся только немногие лица, оставлены будут ею без внимания. – Оно занимается, сказали мы еще, обозрением современных, неправославно исповедующих христианскую Веру, обществ: следовательно, в науку нашу не войдет обозрение ни обществ, во-первых, не исповедующих христианской Веры, каковы: язычество, иудейство и магометанство, во всех их видах, ни, во-вторых, обществ, хотя исповедующих христианскую Веру, но или не нынешних, не современных нам, далеких от нас, каковы: ариане, пелагиане, или – исповедующих ее совершенно вопреки источникам христианского вероучения и потому заслуживающих того, чтобы относить их к язычеству, или иудейству, или даже к магометанству, – таковы: рационалисты, шведенборгиане и проч. – В отношении к догматическим преимущественно заблуждениям их, упомянули мы еще: следовательно, наука наша не будет заниматься обозрением всех тех отступлений от Православия, существующих в подлежащих обозрению ее обществах, которые касаются или правил жизни и деятельности христианской, или обрядовых, исторических и других подобных истин Христианства, не имеющих тесной связи с догматическим учением.

§ 3. Долг Богословия обличительного

Выражение критически обозреть, в от ношении к науке нашей, значит указать время, в которое, и обстоятельства, среди которых образовались догматические заблуждения, и рассмотреть те основания, которыми думают оправдать их современные нам неправославные общества. Все это необходимо для того, чтобы яснее можно было видеть как средства к устранению заблуждений означенных обществ, так и способ к возвращению членов их в Церковь православную. Следовательно, Богословие обличительное обязано, во-первых – представить, какие именно есть догматические заблуждения у современных, неправославно исповедующих христианскую Веру, обществ2; во-вторых – показать, когда заблуждения сии образовались в них, вследствие каких обстоятельств приняты они ими, и какую силу имеют те основания, по которым они удерживаются ими3, и наконец – указать, как можно устранить те заблуждении, и как должно поступать при возвращении неправомыслящих в Церковь православную. Само собою уже разумеется, что Богословие сие должно руководиться в своем деле теми самыми началами, которые лежат в основании всякого богословствования православного, то есть словом Божиим, – свящ. Писанием и свящ. Преданием, отнюдь не прельщаясь при сем философиею и тщетною лестию по преданию человеческому (Кол. 2:8) и потому в научения странна и различна не прелагаясь (Евр. 13:9), но совершенно – верно следуя положенным уже пределам и преданиям богоносных отец и учителей Церкви, как изложили они их в своих писаниях4. Кроме сего, при суждении о догматических заблуждениях неправославных обществ составитель обличительного Богословия должен твердо помнить и исполнять слова св. Апостола: рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, незлобиву, с кротостию наказующу противныя, еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети, живи уловлени от него, в свою его волю (2Тим. 2:24–26). Так всегда поступали св. апостолы и св. отцы и учители Церкви, когда обличали современные им уклонения от правоверия. Отступать от такого духа обличения и не следует, и нет нужды, и бесполезно, если не совершенно вредно.

§ 4. Важность и польза Богословия обличительного

Богословие обличительное не относится к кругу существенных наук Богословия православного. Как наука, только способствующая к обстоятельнейшему, раздельнейшему и отчетливейшему познанию христианской Веры в том виде, в каком доныне исповедуется она Церковию православною, Богословие сие принадлежит к разряду прикладных наук Богословия православного. Впрочем, такое положение Богословия обличительного нисколько не умаляет высокого достоинства его. Если Господь Иисус Христос, основывая Церковь свою, непрестанно заботился о том, чтобы учение Его было понято и навсегда сохранено в том именно виде, в каком исходило из Его уст, и тем дал знать, что не все равно, так или иначе разумевать и сохранять Богопреданное учение св. Веры; если св. апостолы со всею ревностию старались различать правое учение от неправого, всемерно заботясь в то же время о вкоренении первого и искоренении последнего; если, наконец, пастыри и учители сей Церкви во все времена первым долгом своим поставляли – распространять, вкоренять и защищать правоверие, а пасомые и поучаемые ими от всей души содействовали им в сем деле, то средствами вещественными, то исповедничеством, то мученичеством, свидетельствуя тем, что христиане должны блюсти правую Веру, как памятник своего искупления и залог своего же Спасения: то Богословие обличительное, защищающее истину божественную, для всех христиан драгоценную и имеющую доставить им спасение, имеет величайшую важность. Вследствие сего и изучение его –

I. Полезно для тех членов Церкви православной, которые составляют в ней общество пасомых, и которые, для собственного же блага, должны всегда находиться в ее спасительных недрах, а как призванные Служить Господу Богу разумно (Рим. 12:1 – по подлиннику) – обязаны ее соборную и апостольскую древность и такое же единство и святость сознавать ясно, ценить верно и чтить благоговейно. Давая им возможность убедиться в высоком достоинстве и непорочной чистоте учения, преподаваемого Церковию православною, Богословие обличительное подает им в то же время и средство как к отражению легкомысленных возражений против православной Веры, так и к обличению тех, которые в защиту своих неправых верований произвольно толкуют и Писание священное и писания святоотеческие.

II. Особенно нужно для пастырей православных. Каждый таковой пастырь, как блюститель свыше вверенных ему христиан, обязан бдеть на страже спасения их, а для сего – не только сам держаться верного словесе по учению (Тит. 1:9), но и всемерно заботиться и блюстись, чтобы пасомые его свято соблюдали учение, еже по благоверию (1Тим. 6:3), и чтобы не распудил их ни один волк и ни один лжехристос, свое общество неправославное считающий Церковию Христовою. А Богословие обличительное самым делом указывает ему, по чему испытывать духов, от Бога ли они (1Ин. 4:1), чем соблюдать стадо Христово от хищных волков и злых делателей (Мф. 7:15), чем обличать противящихся здравому учению, иногда нещадно (2Тим. 4:2. Тит. 1:9,13), заграждая непокоривости, суесловию и прельщению ума самые уста (Тит. 1:10,11), если нужно, и чем обратить их, когда представится случай, к образу здравых словес (Тит. 1:13; 2Тим. 1:13), заповеданному св. апостолом и сохранившемуся неповрежденным только в Церкви православной.

III. Полезно и для членов тех обществ, которые исповедуют христианскую Веру неправославно. Соединенное с искренним желанием познать святую истину Божию, чтение Богословие обличительного принесет сим членам ту существенную пользу, что даст им возможность как сознать неправоту учения о христианской Вере, предлагаемого в их обществах, и вполне оценить единство, святость, соборность и апостольское достоинство учения о той же Вере, содержимого Церковию православною, так следственно и узнать, куда им надобно обратиться, чтобы получить образ здравых словес (2Тим. 1:13) в Вере Христовой, заповеданный св. Апостолом, и где таким образом стяжать несомненное упование на получение спасения во славу Пресвятой Троицы.

§ 5. Разделение Богословия обличительного

В каком же порядке обозревать в обличительном Богословии современные неправославные общества христианские в отношении к догматическим заблуждениям их, это определяется самым порядком явления сих обществ. По истории известно, что к нашему времени постепенно явились одно за другим следующие общества неправославных: несторианское, евтихианское, латинское, лютеранское, реформатское, англиканское и разные мелкие протестантские общины. Вследствие сего и разделяем Богословие обличительное на четыре части. В первой из них критически обозрим секты: несторианскую и евтихианскую, образовавшиеся в Христианстве до времени отпадения Запада от союза с Церковию православною; во второй – общество латин, явившееся на Западе по отпадении его от союза с Церковию православною; в третьей – общества лютеран, реформатов и англикан, сделавшиеся известными на Западе вследствие реформации; и в четвертой – мелкие общины неправославных, выродившиеся из самой реформации5.

* * *

1

Theologia Elenchtica. Богословие обличительное получило такое название от первых своих составителей. Удерживаем сие название как потому, что оно хорошо выражает предмет нашей науки, так и потому, что основывается на слове Божием (2Тим. 3:16, 4:2. Тит. 1:9, 13:2, 15). Другие наименования, более употребительные, но не совсем приличные нашей науке, суть: Богословие полемическое, сравнительное, символическое. Первое из этих наименований отзывается неприязнью и враждою; но нам известно, что рабу Господню не подобает сваритися (2Тим. 2:24: μάχευϑαι – то же, что и πολεμεῖν). Второе противно убеждению и обязанностям православных, которые должны не сравнивать Православие с неправославием, а различать их между собою. Последнее, кроме того, что смешивает обличительное Богословие с Символикою, которая только положительно, без критического обозрения, представляет учение разных, неправославно исповедующих христианскую Веру, обществ, как изложено оно в их символических сочинениях, нисколько не определяет характера нашей науки. Не говорим уже о других, не вполне приличных, названиях Богословия обличительного, каковы: Theologia Antithetica, Controversa и проч.

2

Сведения об этом можно почерпать из сочинений или тех, которые были членами обозреваемых неправославных обществ, или же тех, которые хотя и не были их членами, но по какому-либо случаю хорошо были знакомы с их заблуждениями. Очевидно, что остановиться на одних последних невозможно, а между сочинениями первого рода важнее всех те, которые почитаются у неправославных символическими (libri symbolici). – По отношению к догматам, символическими книгами (от συμβολον, symbolum – знак, значок, вообще – все то, при посредстве чего предмет или лице распознается от однородных с ним предметов или лиц) называются такие сочинения, в которых содержится пространное изложение веры сообразно с духом того или другого общества, и которые пользуются особенным уважением между всеми членами сих обществ.

3

Понятно, что Богословие обличительное не обязано опровергать всех оснований, приводимых неправославными в защиту того или другого из своих заблуждений. Некоторые из сих оснований так незначительны, что могут быть устранены и без помощи науки, особенно если знаешь, как несостоятельны главные их основания, а некоторые так нечестивы, что и помыслить о них совестно. Заниматься опровержением первых значит без нужды расширять объем науки; а выставлять на вид последние значит посягать на благочестивое чувство православных, непорочность чистоту которого всякий должен чтить благоговейно.

4

Шест. вселен, собор. прав. 19: Книг. правил св. апостол, св. соборов, вселенск. и поместн., и св. отец, стр. 38. Спб. 1839 г.

5

Таким образом, в Богословие обличительное не войдет обозрение каких бы то ни было заблуждений, принимаемых русскими раскольниками. Критическое обозрение таковых заблуждений удобнее может составить предмет особой науки.


Источник: Богословие обличительное / [Соч.] ректора Казанской духовной семинарии архимандрита Иннокентия. - в 4 том. - 1859-1864. – Казань : В Губернской тип. / Том 1. - 1859. – 485, [1], VI с.

Комментарии для сайта Cackle