священник Иоанн Белюстин

(10.01.1819–02.06.1890)
священник Иоанн Белюстин

Российский писатель по церковно-общественным вопросам, священник Тверской епархии.

Биография

Иоанн Стефанович Белюстин родился 10 января 1819 года в городе Старице Тверской губернии. Происходит из старинного священно-церковнослужительского рода Тверской епархии, известного с 1710 года.

Образование

До 8-ми лет воспитывался дома, затем поступил в 3-й класс Старицкого духовного училища, откуда перешел в Тверское духовное училище. В 1839 году закончил Тверскую духовную семинарию. Как один из лучших выпускников, имел возможность поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию, но отказался.

Служение в священном сане

Женился на дочери священника села Васюсина Калязинского уезда Тверской губернии. Был рукоположен во иерея и занял место тестя в сельской церкви. Благодаря хлопотам местных помещиков, в 1843 году переведен в Николаевский собор Калязина, где прослужил почти всю жизнь.

В 1840-х годах усиленно занимался самообразованием, самостоятельно овладел французским. и английским языками, мечтал о литературной деятельности.

Очень тяготился своим пребыванием в Калязине и делал всё, чтобы добиться перевода оттуда. В личной переписке отзывался о Калязине как о болоте, где нетрудно одичать, имея даже острый ум.

В 1850 году направил сочинение «Наука и религия» митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) в надежде на публикацию и на свой перевод в Москву. В 1852 году встречался со святителем, который неодобрительно высказался о присланном сочинении и назвал мысли автора «мудрствованиями».ck'> в душе Белюстина глубокую неприязнь к святителю.

Трижды, вопреки ходатайству прихожан, священник Иоанн Белюстин не был утвержден настоятелем калязинского собора, что явилось следствием общего настороженного отношения к нему начальства за публицистическую деятельность.

Преподавал Закон Божий в Калязинском духовном училище. В 1868 году при Николаевском соборе открыл приходскую школу, но поскольку не получил разрешения на это Училищного совета, школа  была закрыта.

Публицистическая деятельность

В 1860–1870-х годах активно сотрудничал в многочисленных журналах и газетах. Часто публиковал статьи без подписи или под псевдонимами («Б.», «Б...», «Бэль», «А. Весский» и др.), так как за критические выступления опасался неприятностей. Писал статьи преимущественно по общественно-политическим и церковным вопросам. Основной круг его интересов — положение крестьянства и духовенства, народное просвещение.

В 1858 году в Лейпциге без согласия Белюстина и без его имени была издана его книга «Описание сельского духовенства», где автор нарисовал картину глубокого социального унижения и бедности основной массы русского духовенства, с яростным негодованием обрушившись на священноначалие, в котором он видел главного виновника такого положения. Несмотря на запрещение к ввозу в Россию, книга получила распространение: по свидетельству современника, «все интеллигентные люди... постарались ее достать... или прочитать...»  

В статье «К вопросу о раскольниках» священник Белюстин прямо заявил, что религия, заимствованная Русью из Византии, не является подлинным христианством,так как христианство несовместимо с насилием над совестью, с преследованием инакомыслия, в том числе раскола и сектантства. Газета за публикацию статьи получила предостережение, а Святейший Синод в 1979 году поручил епископу Тверскому Савве (Тихомирову) потребовать от Белюстина объяснения по поводу статьи, воспретить ему священнослужение и обсудить вопрос о лишении сана. В 1880 году началось следствие по «крамольной» статье. Указом Синода Белюстину предписано дать объяснение по поводу его статей и признать в них «неправильности, искажение истины и вред». В объяснении Белюстин признал «неправильности» и писал, что «в напечатании статей, если от них произошел действительный вред для Церкви Христовой», раскаивается, но преднамеренное искажение истины отрицал. В июне 1880 года Святейший Синод, удовлетворенный объяснением, предписал Тверскому архиерею разрешить Белюстину священнослужение, взяв с него письменное обязательство представлять в духовную цензуру все сочинения, касающиеся религии и Церкви.

В 1887 году уволен за штат по старости. Скончался 2 июня 1890 года в Калязине.