Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы*
Слово 1
Приидите все народы, весь род человеческий, всякий язык, возраст и чин радостно прославим день рождения всемирной радости. Если и язычники – когда демоны ложными вымыслами тайно уловляли их ум и затмевали истину – проводили со всякою почестию дни рождения своих царей, даже таких, которых жизнь нередко была порочна, принося им каждый посильные дары; то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, чрез которую весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость? Ева слышала определение Божие: «в болезнех родиши чада» (Быт. 3, 16), а Марии возвещено: «радуйся, Благодатная!» (Лук. 1, 28); той сказано: «к мужу твоему обращение твое», а этой: «Господь с Тобою!» Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Да восторжествует вся тварь и да прославит священнейшую леторасль священной Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым; так и Творец – Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославим разрешение человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству.
Но почему Дева-Матерь родилась от неплодной? Потому-что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, – именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени Благодати, но оставалась безплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить «Перворожденного всей твари, ...в Нем же вся... состоятся» (Кол. 1:15, 17). О блаженная чета, Иоаким и Анна! Вся тварь обязана вам благодарностию. Чрез вас она принесла Творцу дар всех даров драгоценнейший – чистую Матерь, единую – достойную Творца. О всеблаженные чресла Иоакима, из коих произошло святейшее семя! О чистейшая утроба Анны, в которой тихо зачался, образовался, и из которой родился плод святейший! О чрево, носившее в себе одушевленное небо, всех небес пространнейшее! О земля, принесшая обилие хлеба животного, как Сам Христос сказал: «аще зерно пшенично пад на землю не умрет, то едино пребывает»! (Иоан. 12, 24). О сосцы, воздоившие кормилицу Питателя мира. О чудеса чудес! О явление всех удивительнейшее! Такими-то чудесами должно было предуготовить путь к неизглаголанному и снисходительному воплощению Божию. Чтож далее скажу? Мой ум выходит из себя самого: то страх, то удовольствие занимает душу; сердце волнуется, язык немеет. Изнемогаю от восторга; падаю пред величием чудес. Но сильное чувство сделало меня вдохновенным; умолкни страсть! удались страх! взыграй цевница духа: «да возвеселятся небеса и радуется земля»! (Пс. 95, 11).
Ныне отверзаются безплодные врата и являются божественные врата девические, из которых и чрез которые – по выражению Павла, слышателя неизреченных глаголов – «сый над всеми Бог», облеченный плотию, входит во вселенную (Рим. 9, 5. Евр. 1, 6). Ныне от корня Иессеева прозябл жезл, из которого произойдет Богоипостасный цвет для мира. Ныне из бренного естества уготовил Себе на земле небо Тот, который древле из вод соткал и распростер по высоте твердь. Подлинно, это небо несравненно того божественнее и удивительнее; потому что на нем возсияло Солнце правды – Тот, который на небе утвердил солнце. Два в Нем естества, хотя неистово вооружаются против этого Акефалы; едина ипостась, хотя разделяют ее Несториане. Вечный Свет от вечного Света прежде веков происходящий, невещественный и безтелесный, воплощается от Девы, и яко жених от чертога происходит – Бог, соделавшийся земнородным. Он радуется, яко исполин тещи путь нашей жизни, поспешая чрез страдания к смерти, дабы связать крепкого, и сосуды его расхитить (Матф.12:29), т. е. исхитить наше естество и заблудшую овцу привести на небесную пажить. Ныне тектонов сын вседетельное Слово Сотворшего Им всяческая, крепкая мышца Бога Вышнего, Духом как бы перстом Своим изощрив притупленную секиру природы, соорудил себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба, и на которой утверждается Бог, образ которой видел Иаков, по которой Бог, сошедши неизменен, или лучше сказать преклонив Себя, «явися на земли и с человеки поживе» (Вар. 3, 38). Это сошествие означает произвольное уничижение, жительство на земле, сообщение познания о себе живущим на ней. Лествица духовная, т. е. Дева, утверждена на земле: ибо Она родилась от земли; глава Ея касалась неба: ибо как всякой жены глава муж, а Сия не знала мужа, то глава Ея был Бог и Отец, который осенив Ее Духом Святым, как бы божественное духовное семя, послал Сына Своего и Слово – всемогущую силу. Отец благоизволил, чтобы не чрез естественное сообщение, но от Духа Святого и Девы Марии сверхъестественным образом Слово соделалось плотию непреложно, и вселилось в нас; потому что сообщение Бога с человеками бывает посредством Духа Святого. Могий вместити да вместит: имеяй уши слышати да слышит. Удалим от себя понятия плотские. Божество безстрастно, о человеки! Отец, безстрастно родивший от начала по естеству, Того же Самого Сына опять безстрастно раждает по строительству спасения людей, как свидетельствует и Богоотец Давид, говоря: «Господь рече ко Мне: Сынь Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2, 7). Слово «днесь» не может относиться к предвечному рождению, так как оно вне времени.
Ныне устроены святые врата со стороны востока, чрез которые Христос внидет и изыдет, и «врата сии будут заключены» (Иезек. 44:1, 2), в которых Христос есть дверь овцам. Ему имя Восток; чрез Него мы получили доступ к Отцу, источнику света. Ныне повеяли тихие ветры, предвестники всемирной радости. Да возвеселятся небеса – горе и да возрадуется земля – долу, и да восплещет всемирное море в веселии! в нем раждается раковина, которая, чрез вышнее божественное сияние, зачнет во чреве и родит драгоценнейшую жемчужину – Христа. Из Нея Царь славы, облеченный в порфиру плоти, изыдет к пленникам проповедать отпущение. Да торжествует природа! раждается Агница, чрез которую Пастырь соделается агнцем и раздерет одежду древней мертвенности. Да играет девство! родилась «Дева», которая – по словам Исаии – «зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис.7:14), т. е. с нами Бог. Знайте, Несториане, и покоряйтеся, яко с нами Бог! Не человек, не Ангел, но Сам Бог приидет и спасет нас. «Благословен грядый во имя Господне»; «Бог Господь и явися нам» (Пс.117:26–27). Составим праздник в честь рождения Богородицы. Возвеселись Анна, неплоды, не раждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая. Возрадуйся Иоаким: от дщери твоей Отроча родися нам Сын и дадеся нам; и нарицается имя Его Ангел Великого совета о всемирном спасении, Бог крепкий. Да посрамится Несторий и да зажмет рукою уста свои! Отроча – Бог: как же не Богородица родившая Его? «Кто не исповедует святую Деву Богородицею, тот безбожник». Это – не мои слова, хотя я привожу их в моем слове: их, как священное наследие, я получил от отца Григория Богослова.
О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаем вас, как негде сказал Господь: «от плодов их познаете их» (Мф.7:16). Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную. От непорочности и долженствовала процвести Дева, чтобы, по благоволению безтелесно Родившего, телесно произвесть на свет один единородный Свет, не раждающий, но всегда раждаемый, которого особенное личное свойство есть раждаемость. О, каких чудес и какого завета сделалась виновницею сия Отроковица! Порождение неплодия, девство раждающее, соединение Божества и человечества, страсти и безстрастия, жизни и смерти, чтобы во всем этом худшее побеждено было лучшим. И это все для моего спасения, Господи! Так Ты возлюбил меня, что не чрез Ангелов, не чрез другую какую-либо тварь соделал мое спасение, но как создал, так возсоздал меня Ты Сам! Поэтому играю, пою, веселюсь, опять возвращаюсь к источнику чудес и, увлекаемый восторгом, опять ударяю в цевницу духа и пою священный гимн рождению.
О чистейшая чета разумных горлиц – Иоаким и Анна! Соблюдая предписываемую законом природы непорочность, вы удостоились того, что выше сил природы. Вы родили миру неискусомужную Матерь Божию; провождая жизнь благочестивую и праведную в естестве человеческом, родили ныне дщерь высшую Ангелов, Владычищу Ангелов. О дщерь благолепнейшая и сладчайшая! О лилия, среди изсохших стеблей возросшая от благороднейшего царского корня Давидова! Чрез Тебя царство обогатилось священством. Чрез Тебя соделалось пременение закона и открылся сокровенный под письменем дух его, когда священническое достоинство из колена Левиина перешло в Давидово. О роза, от терний Иудейских процветшая и своим божественным благоуханием все исполнившая! О дщерь Адамова и Матерь Божия! Блаженны чресла и чрево, из которых Ты произошла! Блаженны руки, носившия Тебя, и уста, наслаждавшияся Твоими чистейшими лобзаниями, – уста одних только родителей, чтобы Ты всегда и во всем пребыла Девою. Ныне начало спасения миру. Воскликните Господеви вся земля, воспойте, возрадуйтесь и вострубите! Возвысьте глас свой, возвысьте, – не бойтесь! ибо родилась нам Матерь Божия в святом дворе овчем, от которой благоизволил родиться Агнец Божий, вземлющий грех мира. Взыграйте горы – существа разумные, стремящияся на высоту духовного созерцания! Раждается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору, – величие Ангелов и человеков, от которой без рук телесным образом благоизволил отсечься краеугольный камень – Христос, едина ипостась, соединяющая в себе различные естества – Божеское и человеческое, и созидающая Ангелов и человеков, язычников и плотского Израиля, в единого духовного Израиля: «гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная: гора, юже благоволи Бог жити в Ней» (Пс. 67, 16–17); колесница Божия тмами тем тысяча гобзующих благодатию божественною, то есть, Херувимов и Серафимов; верх Синая святейший, который покрывает не дым, не мрак, не буря, не страшный огн, но светлое блистание всесвятого Духа. Там слово Божие на каменных досках начертало закон Духом, как бы перстом своим, а здесь само Слово Божие воплотилось от Духа Святого и девственных кровей и дало само Себя нашему естеству действительнейшим врачевством спасения. Там манна, здесь услаждающий манну. Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного вещества всякого рода и прежде нее бывшая скиния праотца Авраама, – да поклонится одушевленной и умной Скинии Божией! Эта соделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Сына и Бога. Да сознает свое ничтожество пред Нею позлащенный отвсюду кивот, и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и все древнее! Все это потому только важно было, что прообразовало скинию духовную, так как тень истинного первообраза.
Ныне вседействующий Бог Слово, исшедший из лона Отча, составил новый свиток, написанный Духом – языком Божиим, как бы тростию. Он дан был человеку, знающему письмена, но этот не разумел его: т. е. Иосиф не познал ни Марии, ни силы самого таинства. О дщерь Иоакима и Анны священнейшая, укрытая от властей и сил и разженных стрел лукаваго, жившая в чертоге Духа и соблюденная непорочною в невесту Божию и по естеству Матерь Бога! О дщерь священнейшая, еще в объятиях матерних покоющаяся, но страшная для сил отпадших! О дщерь священнейшая, млеком матерним питаемая и Ангелами окружаемая! О дщерь Боголюбезная, слава родителей! Тебя ублажат вси роди, как Сама Ты о Себе истинно сказала (Лук. 1, 48). О дщерь, достойная Бога, украшение естества человеческого и исправление праматери Евы! Твоим деторождением она возстала от падения. О дщерь всесвятая, украшение жен! Хотя Ева сделалась первою преступницею, и чрез нее, послужившую для змия орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, Сама искусила змия-прельстителя и ввела в мир безсмертие. О дщерь приснодевственная, без мужа зачавшая, так как во чреве Тобою носимый имеет Отца вечнаго! О дщерь земнородная, в Богородительских объятиях носившая Создателя! Целые веки состязались, кому достанется слава Твоего рождения; но предопределенный совет Бога, Творца веков, победил эту борьбу веков, и последние сделались первыми, осчастливленные Твоим рождением. Поистине, Ты соделалась честнейшею всех тварей: от Тебя одной Творец занял часть – основание нашего естества; плоть Его из Твоей плоти, и кровь из Твоих кровей; млеком сосцев Твоих питался Бог, и уста Твои лобызали уста Божии. О непостижимые и неизглаголанные чудеса! Бог всяческих, предузнав достоинство Твое, возлюбил Тебя, – возлюбив предуставил и в последок времен исполнил предопределенное, соделав Тебя Богородицею, Материю и Питательницею Сына Своего и Слова.
Справедливо говорят, что противное служит лекарством для противного; но нельзя сказать, чтобы из противнаго происходило противное, – хотя каждая вещь заключает в себе нечто как бы противное своему свойству, от преизбытка того, от чего она произошла. Например, как грех, посредством доброго причинивший мне смерть, крайне таким образом стал пагубен (Рим.7:8); так виновник всякого добра (Бог), как бы посредством противного, устроил то, что сделано для нашего спасения. «Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5, 20). Если бы мы сохранили первое соединение с Богом, то не удостоились бы лучшего и превосходнейшаго; а ныне, хотя по причине греха, и недостойны сделались прежнего с Ним общения, не сохранив того, что получили, но по милосердию Божию помилованы и опять приняты в такое общение с Ним, которого никто не силен расторгнуть, так как принявший нас силен сохранить его неразрывным. Было время, когда земля находилась в глубоком растлении и народ Божий, увлеченный духом соблазна, оставил Господа Бога своего – Того, Который стяжал его Себе рукою крепкою и мышцею высокою, в знамениях и чудесах извел из дома рабства Фараонова, провел чрез Чермное море и руководствовал его на пути в облаке днем и всю ночь во свете огня; когда Израиль обращался сердцем своим в Египет, и таким образом сделался народ Господень не народом Господним, помилованный – непомилованным, возлюбленный – невозлюбленным. Поэтому ныне раждается Дева, чуждая прародительского тления, обручается Самому Богу, раждает милосердие Божие, и не народ Божий становится народом Божиим, непомилованный получает милость, невозлюбленный делается возлюбленным, – потому что из Нея раждается Сын Божий возлюбленный, в котором все благоволение Божие.
Плодоносная лоза прозябла от Анны, и созрел сладчайший грозд, источающий сладкое питие земнородным в жизнь вечную. Иоаким и Анна посеяли себе в правду и пожали плод жизни; они зажгли для себя светильник ведения и взыскали Господа, – и явилось им прозябение правды. Веселись земля и сыны Сионовы возрадуйтесь о Господе Боге вашем! Пустыня процвела; бесплодная изнесла плод свой. Иоаким и Анна как умные горы, искапали сладость. Радуйся, блаженнейшая Анна, что ты родила дщерь: эта дщерь есть Матерь Божия, – дщерь света, источник жизни, избавление жен от осуждения. Богатые из народа будут умолять сию дщерь (Пс. 44, 13), цари народов с дарами придут и поклонятся Ей. Эту дщерь Ты приведешь к Всецарю – Богу, облеченную благолепием добродетелей, как златотканною одеждою и украшенную благодатию Духа. Слава Ея внутрь. Всякой другой жены слава – муж, отвне приходящий; но слава Богоматери внутрь; это – плод Ея чрева. О вожделенная и треблаженная дщерь! Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! О дева – дщерь царя Давида и Матерь Всецаря Бога! О Божественный одушевленный образ, на который Творец Бог благоволительно взирает; ибо у Ней ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный; все желание устремлено к Единому достойному желания и любви; ненависть – только ко греху и виновнику онаго. Ты будешь иметь жизнь лучшую жизни естественной, будешь иметь ее не для Себя только Самой, потому что Ты не для Себя Самой только рождена. Ты будешь жить для Бога, которого благодатию вступила в жизнь, чтобы послужить спасению всего мира, чтобы чрез Тебя исполнился древний совет Божий о воплощении Слова и нашем обожении. Твое сердце насладится словом Божиим и напоится им, как плодовитая маслина в дому Божием, как древо, насажденное при истоках вод Духа, как древо жизни, которое даст плод свой в предопределенное время, то есть воплотившагося Бога, вечный живот всех. Все помышления Ея душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющияся от всего душепагубнаго; очи Ея всегда устремлены к Господу, созерцая вечный и неприступный свет; уши, чрез которые вошло воплощающееся Слово, настроены к слушанию слова Божия, услаждаются сладкогласною цевницею Духа; ноздри обоняют благоухание мастей Жениха, который есть Божественное миро, свободно изливающееся и помазующее человечество свое: ибо «миро излиянное имя Твое», говорит Священное Писание (Песн. 1, 2); уста восхваляют Господа и облобызают Его уста; язык и гортань разсуждают о слове Божием и изливают божественную сладость; сердце чисто и непорочно, зрящее и вожделеющее чистейшего Бога; чрево, в котором обитал Невместимый, и сосцы, млеком питающие Бога-младенца Иисуса; дверь Божия приснодевственная; руки, носившия Бога, и колена – престол, превысший Херувимов, коими сильны были слабые руки и немощные колена; ноги, управляемые законом Божиим, как светильником света, и неуклонно ему последующия, пока приведут любимого к любящей. Вся – чертог Духа; вся – град Бога живаго, который веселят устремления речная, т. е. струи благодати Святого Духа; вся – добра; вся – близ Бога: потому что восшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она приблизилась к Богу.
О чудо выше всех чудес! Жена сделалась высшею Серафимов, потому что Бог явился малым чем умален пред Ангелами. Да умолкнет премудрый Соломон, да не говорит, что нет ничего нового под солнцем! О Богоблагодатная Дева, храм Бога святый, который построил и в котором вселился духовный Соломон – Начальник мира; храм, украшенный не золотом и камнями бездушными, но вместо золота сияющий Духом, вместо драгоценных камней имеющий многоценную жемчужину – Христа, угль Божества! Умоли Его коснуться устам нашим, чтобы мы, очистившись, воспели Его с Отцем и Святым Духом. Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, едино Божество в трех лицах! Свят Бог и Отец, благоволивший в Тебе и из Тебя совершиться таинству, прежде век предопределенному. Свят Крепкий, Сын Божий и Бог Единородный, произведший Тебя ныне от безплодной Матери, чтобы Самому, Единородному из Отца и Первородному всея твари, родиться так же Единородным из Тебя, Девы Матери, и Первородным во многих братиях, подобно нам приобщившись из Тебя плоти и крови. Но Он произвел Тебя не из одного отца или одной матери для того, чтобы совершенная единородность была особенною принадлежностью одного единородного; ибо Он один есть Единородный из единого Отца и один Единородный из единой Матери. Свят Бессмертный, всесвятый Дух, росою Божества Своего сохранивший Тебя невредимою от огня божественного – как прообразовала Моисеева купина.
Радуйся, овчая купель (Вифезда), священнейший храм Божией Матери! Радуйся, овчая купель, праотеческое жилище Царицы! Радуйся, овчая купель – древнее сборище овец Иоакимовых, а ныне Церковь небообразная словесного Христова стада, древле однажды в год принимавшая Ангела Божия, возмущавшего воду, и только одного больного возвращавшая от болезни к здравию, а ныне вмещающая целый сонм сил небесных, восхваляющих с нами Богоматерь, бездну чудес, источник всемирного врачевания. Она приняла не служебного Ангела, но Ангела Великого совета, который сошел, как благодатный дождь на руно, без шума, и все страждущее, к истлению клонившееся, естество возвратил к здравию невредимому и жизни нестареемой. Силою Его лежавший в Тебе разслабленный человек вскочил как елень. Радуйся, честная овчая купель, да умножится благодать Твоя! Радуйся, Мария, сладчайшая дщерь Анны! (любовь опять влечет меня к Тебе). Какими словами изображу величественную Твою поступь, одежду, красоту лица Твоего, зрелый ум в младенческом теле? Одежда скромная, чуждая роскоши и неги; поступь важная, спокойная, твердая; нрав степенный, не чуждый веселости, но неприступный для мужчин: свидетель тому страх, объявший Тебя при нечаянном приветствии Ангела. Тиха и покорна родителям. Мысль смиренная, но погруженная в высшия созерцания. Речь приятная, льющаяся из незлобивого сердца. Как же назвать Тебя, если не жилищем достойным Бога? Достойно ублажают Тебя все роды, как избранное украшение человечества. Ты слава священников, упование христиан, многоплодная отрасль девства: от Тебя повсюду развился цвет его. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! Исповедующие Тебя Богородицею – благословенны, неисповедующие – прокляты!
О священная чета, Иоаким и Анна! Примите от меня слово в честь Рождества Богородицы. О дщерь Иоакима и Анны, Владычица! Прими слово от раба грешного, но исполненного пламенной любви и Тебя одну стяжавшего радостную надежду, предстательницу жизни, ходатаицу у Сына Твоего и несомненный залог спасения. Сними с меня тяжкое бремя грехов; разсей мрачное облако, облежащее ум мой; смягчи земную грубость во мне; останови искушения; управь счастливо жизнь; руководствуй к небесному блаженству. Даруй мир миру и всем православным жителям града сего совершенную радость и вечное спасение, молитвами родителей Твоих и всея Церкви. Буди, буди.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего – Иисус Христос Сын Божий! Ему слава со Отцем и Святым Духом в безконечные веки веков. Аминь.
Слово второе
Ныне светло празднует тварь, принимая новое небо – Деву. Родилась на земле Дева – одушевленный чертог Царя небесного. Произошла на свет Отроковица, сияющая светлее солнечных лучей. Из безплодной возсиял Младенец – священнейший храм девства. Кто не поспешит на праздник? Кто не принесет праздничных даров, приятных Деве? Самый лучший дар у тех, которые ведут девственную жизнь, есть непорочность, у супругов – воздержание, у богатых – щедрость, у бедных – благодарность, у начальников – кротость, у царей – правосудие, у священников – преподобие, у всех справедливость во всем. А когда принесены такие дары и с ними соединено празднование; то приидите – взыграем от радости, воспоем благодарственные песни, вместе с Давидом, «возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему» (Псал. 94, 1). Творцу всего устроен храм для принятия Его; Создателю-Слову приготовлен гостеприимный дом; ддя Солнца правды распростерто светлое облако; одевающему небо облаками сделана основа Боготканной одежды; соединяющему с временами времена и лета показан брачный чертог. Ликуйте, девы, ибо ныне день рождения Девы. Взыграйте, матери, ибо Дева есть плод матери. Безплодные жены будьте благодушны, взирая на Ту, которая прежде была безплодною, а потом родила божественного Младенца. И отроковицы да не оставляют ликования, празднуя рождение Той, которая одна есть венец и царица отроковиц. «Вострубите трубою на холмех, возгласите на высоких, проповедите во Иерусалиме», как заповедуется нам чрез Осию (Ос.5:8). Да возрадуется Давид-Богоотец; да возвеселится Исаия – главный между пророками; первый, потому что из чресл его, сообразно с клятвенным обещанием, происходит Царица, от которой плод его Бог обещал посадить на престоле его (Псал. 131, 11); последний – потому что исполнилось пророчество его: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет» (Ис. 11, 1). Дева есть жезл, из которого происшел вечный цвет – неискусобрачный Христос. Но для чего я определяю тому или другому радоваться, а не выражаю радости кратким словом? «Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропят правду: да прозябнет земля, и да прорастит милость, и правда да прозябнет вкупе» (Ис.45:8). Почему же? Потому что скиния явилась Богу Иакова; потому что святое место показано всесвятому Слову. Да восклицает Иаков – славнейший из патриархов: «яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная» (Быт.28:17). О неизреченные события! О чудные дела! Что значит эта новая весть? Что значит эта удивительная и неизреченная притча? Если «небо небесе не довлеют Ти» (3Цар. 8:27), как говорит Писание: то какое земное жилище будет достаточно для Бога? «Еда небо и землю не Аз наполняю, рече Господь» (Иер. 23, 24). И где найдется место, могущее объять столь великое Существо, превышающее всякое понятие о вместимости, так как безконечное не заключается в количестве? «Небо престол Мой – говорит Господь – земля же подножие ног Моих" (Ис. 66, 1). Какой же дом может быть построен для вопрошающего (Бога)? Или какое бы место найдено было для покоя Его? Но оно найдено и явилось. Как же, или каким образом? В этом и состоит вопрос. Не много пожди, возлюбленный, и получишь желаемое разрешение.
Когда Бог, по беспредельной благости Своей, восхотел привести человека из небытия в бытие, то прежде небо распростерто, земля утверждена, море заключено в своих пределах и все, что нужно было для наполнения земли и моря, приведено в совершенный порядок. Потом человек, как царь, помещается в раю, для упражнения в добродетели. И если бы он не преступил заповеди, то не был бы изгнан из места удобного к продолжению жизни. Не имея нужды в одежде, он, если не воспротивился бы Божиим намерениям, не нисшел в состояние, подверженное весьма многим несовершенствам, так что вместо единого Бога он почитал многих богов. Итак, когда все люди – скажу кратко – подверглись тлению, тогда милосердый Бог, не желая, чтобы уничтожилось создание рук Его, творит другое новое небо, землю и море, в которых Невместимый благоволил вместиться для возсоздания рода человеческого. Это – блаженная и преславная Дева. О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит солнце правды. Она есть земля, потому что из неоскверненных чресл нетления произращает клас жизни. Она есть море, потому что из недр Своих износит духовную жемчужину. Итак, уже явилось новое творение Непостижимого; приготовлен царский чертог Всецаря; устроено разумное жилище Невместимого. Как величествен этот мир! Как достойно удивления творение, украшенное произрастениями добродетелей, благоухающее цветами чистоты, сияющее лучами созерцаний, имеющее в изобилии все другие блага; кратко сказать – достойное того, чтобы Бог обитал между человеками. Правда, и первый мир весьма удивителен. «Егда сотворены быша звезды – говорит Господь – восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов. 38, 7), – и воспели. Но ничто столько не Богоприлично, как блаженная и пречудная Дева. Для удостоверения в истине этого, послушай, что говорит многострадальный Иов: небо не чисто, и звезды не безпорочны пред Богом. Но что чище Девы? Что непорочнее Ея? Ее столько возлюбил Бог, высочайший и чистейший свет, что чрез нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею и родился от Нея совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств. О чудо! Человеколюбивейший не устыдился Свою рабу сделать Своею Матерью. О снисхождение! Преблагий не отрекся родиться от Своего творения, возлюбив Ту, которая прекраснее всякой твари, избрав Ту, которая достоинством Своим превосходит небесные силы. О Ней-то пречудный Захария говорит: «красуйся и веселися, дщи Сионя, зане се Аз гряду, и вселюся посреде тебе, глаголет Господь» (Зах.2:10). О Ней же – как я думаю – и блаженнейший Иоиль восклицает так: «дерзай, земле, радуйся и веселися, яко возвеличи Господь, еже сотворити тебе» (Иоил.2:21). Она есть земля, на которой священнейший Моисей получил повеление скинуть обувь закона (Исх. 3, 5), бывшего сению заменившей его благодати. Она есть земля, на которой Духом основан по плоти Тот, кто основывает «землю на тверди ея» (Псал. 103, 5). Она есть земля, не принявшая семени и питающая своими плодами Того, кто дает пищу всем. Она есть земля, на которой терние греха не взошло; напротив чрез растение, происшедшее от нея, совершенно исторгнуто. Она есть земля не та, которая прежде проклята была, и которой плоды наполнены тернием и волчцами, но та, на которой благословение Господне, и которой «плод чрева благословен», как говорит Священное Писание (Лук. 1, 42).
Теперь посмотрим, откуда прямо произошла всегда живая отрасль девства: кто Ея отец и кто матерь. Это – Иоаким и Анна, славная и всечестная чета Слова, – союз, который священнее всех супружеств; потому что если ветвь превосходит все, то ужели корень не будет весьма подобным ей? Впрочем растение, имеющее хорошие корни, столь величественное и прекрасное, было безплодно. Чистейший источник, – но не изливавший потока: бедствие тяжкое, обстоятельства прискорбные и горестные. Что же? «Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их» (Псал. 33, 18). Так издалека Давид по вдохновению изобразил сие. «Воззваша, – говорит, – праведнии». Мне кажется, что эта чета представляла собою лице всего человечества. А потому они видели человечество чуждым Богопознания, видели мир вдовствующим по причине неверия, так как – по словал Псалмопевца – «вси уклонишася, вкупе неключими быша» (Псал. 13, 3). Горестное разстройство, печальное безплодие! «Воззваша праведнии», т. е. в собственном саду. Почему? Потому что из сада происшел печальный грех, и там Бог всех сказал праматери: «умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада; и к мужу твоему обращение твое» (Быт. 3, 16). О чем же они взывали? О плоде чрева, т. е. просили о плодоносии Богопознания и, вероятно, так молились: «Адонаи, Господи Боже Саваоф! Ты знаешь поношение безчадия, знаешь скорбь безплодия. Если Ты милостиво призришь на смирение рабов Твоих и дашь рабам Твоим дитя, то мы принесем его в дар Тебе». Господь, скорый на милости и медленный на гнев, услышал их, даровав им нареченную Мариею, столь славную и великую цену для искупления Евы: Дщерь сделалась врачевством матери. Вот новое, брение божественного возсоздания, всесвятый начаток рода нашего, корень возвещенной Богом отрасли, веселие прародителя! О благодеяние! о щедродательность! Не правда ли, что самое солнце сияет ныне лучезарнее, как бы чувствуя великую радость? Вся тварь как бы превозносится, в надежде освобождения от тления, при рождении Той, которая безсеменно зачнет Освободителя мира. Посмотри и на последующее. Внимательно слушай, возлюбленный, и не ленись изследовать. «Мельзи млеко, – говорит Писание, – и будет масло» (Прит. 30, 33). Благоприятно место молитвы праведных (Иоакима и Анны). Помолившись в саду, они родили сад гораздо блаженнейший перваго. Там змий шептавший легко обольстил Еву; здесь Гавриил Архангел, возвестивший Марии радостное событие, хотя смутил ее, но не обольстил. Там послушание, оказанное змию, приобрело горестную смерть; здесь, напротив, слова Ангела принесли людям жизнь всегда радостную. Там – горестное определение для раждающей после непослушания; здесь – нашествие Святого Духа, радостное для Той, которая, по словам пророческим, избежала тяжких болезней (рождения). Какое изменение дел! Какая новость событий! «Древняя мимоидоша» и – должно сказать – «се быша вся нова» (2Кор. 5, 17). Настоящее светлое торжество, по точнейшему изследованию его, служит началом домостроительства и пришествия Божия к человекам.
Ты имеешь, возлюбленный, разрешение вопроса. Ты получил обещанный долг. Скажи же и ты с Исаиею слова Исаии: «Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворил еси чудная дела, совет древний истинный» (Ис. 25, 1). Скоро ты увидишь Блаженную входящею во Святая святых. так как Она уже посвящена всесвятейшему Богу, – потом во чреве зачинающею Невместимого. О чудо! в малом теле обитает Содержащий горстию все. Как же ты, противник Христов, называешь Его неизобразимым (я уклоняюсь немного от предмета)? «Потому что хотя Он – говоришь – и подобен нам, но выше нас». Но что из того? Различие и несходство, не по человеческому виду, но по Божественной природе. Так, например, по человечеству Он питался молоком матерних сосцев, но по Божеству доставлял жизнь Матери. Подобно нам, говорил членораздельным голосом, но, будучи выше нас, божественною властию повелевал – и творились чудеса. Подобно нам ходил по земле, но, будучи выше нас, шествовал и по морю. Распинался плотию на кресте, подобно нам; но, будучи выше нас, крестом изгнал враждебные силы. Одно принадлежит ограниченной природе, так как она подобна нам; а другое – неограниченной, которая выше нас. Ни одна из двух природ, при существенном соединении, не уничтожила естественных свойств другой, но каждая из них осталась в своих пределах. А ты, опасаясь описывать или изображать (ибо это одно и тоже), и смешиваешь естества с акефалитами, и отвергаешь домостроительство с манихеями. Меньше было бы твое безумие (я скажу истину), если бы ты держался учения иудеев, нежели когда ты, называясь христианином, возстаешь против Христа: тот, не принимая воплощения Бога, не изображает Его и поступает согласно с самим собою; а когда ты, принимая воплощение, не изображаешь, то поступаешь непоследовательно с самим собою и делаешься смешным для самого иудея (я не говорю уже о безчестии). Но довольно говорить к сим людям; мы собрались не для определения догматов, а для празднования. Сделав краткое приветствие Деве, и преимущественно теми наименованиями, которые даны Ей в Священном Писании, мы окончим смиренное слово.
Радуйся, Мария, или лучше Μυρία (безпредельная), по безпредельному величию славы. Хотя-бы кто приписал Тебе безчисленное множество похвал, однако не восхвалил бы Тебя достойно. Радуйся госпожа, как Матерь, получившая господство Господа всего. Кто скажет, что все служит Тебе – не уклонится от истины. Радуйся смирна морская, в соляном потоке жизни носящая плоть, мертвую для греха; из Тебя происходит Тот, кто есть сладость и весь желание и кто говорит в Песнях: «объимах смирну со ароматами» Твоими (Песн. 5, 1). Радуйся купина, чудесно объятая огнем, неприступная для греха (так как и купина, явившаяся Моисею, была неприкосновенна), и божественным рождением Своим сделавшая небо приступным для земнородных. Радуйся ковчег, Богоустроенное жилище, управительница новосозданного мира, от которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир нетлением. Радуйся жезл, Богонасажденное растение, одна из всех дев чадородная, безсеменно прозябшая цвет – Бога всех и Священноначальника. Радуйся стамна, златый сосуд, отделенный от всякаго сосуда; из Тебя весь мир получает манну – хлеб жизни, испеченный огнем Божества. Радуйся скиния, небо Божества, превосходящее устройство видимого неба; чрез Тебя Бог самолично беседовал с человеками, и пришло в мир вечное очищение. Радуйся кадильница, златый сосуд; Ты носишь в себе божественный угль и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление. Радуйся трапеза, Богом предложенное смешение, исполненное всеми благами добродетелей причащение для Того, кто говорит в Песнях: Ты – «чаша источена, не лишаемая мста» (Песн.7:3). Радуйся храм, чисто устроенный дом Господень, о котором Давид говорит: «свят храм Твой, дивен в правде» (Псал.64:5–6), из которого Христос, устроив Себе храм, т. е. тело, соделал смертных храмами живого Бога. Радуйся освящение, Богом излитый источник, исполненный всякой святости, из которого происшел Святый святых, очищающий мир от скверны. Радуйся место Господне, Богом пройденная земля, вместившая в воплощении Того, кто по Божеству не ограничивается никаким местом; чрез Тебя простый сделался сложным, вечный – временным, неописанный – описанным. Радуйся дом Божий, сияющий божественными красотами, с неотъемлемым порогом чистоты; Ты исполнена славы Господней, и духом светлее огненных Серафимов. Радуйся Дева – врата, обращенные к востоку, из которых вышел восток жизни для людей, уменьшающий запад смерти: Богом пройденная купина, носящая ключи девства. Радуйся небо – жилище, которое славнее места, окружающего мир; Ты сияешь светом добродетелей, как звездами; из Тебя возсияло Солнце правды, соделавшее для людей день спасения и незнающее запада. Радуйся престол, превознесенный славою, одушевленное седалище; Ты в себе самой представляешь седалище Божие и доставляешь Богу лучший покой, нежели разумные силы. Радуйся Херувим – огнеобразный ум; Ты исполнена божественных мыслей, как бы очей, и привлекаешь к Себе великие дары благодати; чрез Тебя переходит к людям невечерний свет. Радуйся безмужняя Матерь, одна между матерями чистая Матерь и вместе Дева – чудо новейшее из всех чудес. Радуйся Дева, родившая Сына – одна между девами детородная, Дева и вместе Матерь, – чудо, изумительнейшее из всех чудес. Радуйся печать царская, воплотившагося из Тебя Царя всей твари отпечатлевающая в теле, подобном Твоему: ибо какова раждающая, таково, конечно, и раждаемое. Радуйся книга запечатанная, чуждая всякой суетной мысли; чрез Тебя Господь Богодарованного закона, Сам Собою, девственно познается. Радуйся свиток нового таинства, по нетлению совершенно новый, в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т. е. воплотилось, сделавшись подобным нам во всем, кроме греха. Радуйся источник запечатленный, родник нетления, изливший Христа, источника жизни, между тем как печати девства остались неповрежденными; причащением Его получив безсмертие, мы опять входим в нестареющий рай. Радуйся вертоград заключенный, непостижимое для дев плодоносие; Твое благовоние подобно благовонию целого поля, благословенного происшедшим из Тебя Господом. Радуйся неувядающая роза, безконечно благоухающая, которую обоняв Господь почил и чрез которую процветши Он истребил запах мира. Радуйся яблоко благовонное, плод, родившийся от безплодной и имеющий божественную красоту; Ты говоришь в Песнях: «положите мя в яблоцех, яко уязвлена есмь любовию аз» (Песн. 2, 5). Взяв плод чистоты Твоей, Христос приготовил благовоние, неощутительное для мира. Радуйся крин, из которого родившийся Иисус одевает крины полевые: благоухающий цветник духовный, из котораго Христос безсеменно облекся в непряденную одежду, превосходящую одежду Соломонову. Радуйся цвет, который по красоте всех добродетелей превосходнее всякого разнообразия цветов; из Тебя происходит подобный Тебе цвет, на котором почивают семь духов, как говорит Писание (Ис. 11, 1–2). Радуйся нард, текущий и орошающий благовонные цветы чистоты, коих испарение служит приятным запахом для Того, кто говорит в Песнях: «нард Мой даде воню свою» (Песн. 1, 11). Радуйся стакта (миртовый бальзам), из девственнаго бальзама излившая Христу стакту освящения, или млека, и воспевающая в Песнях: «вязание стакти возлюбленный мой мне, посреде сосцу мою водворится» (Песн. 1, 12). Радуйся киннамон (корица), исходящий из духовного рая, благовонный цвет чистоты, которого запах приятен Тому, кто говорит в Песнях: «леторасли твоя сад шипков с плодом яблонным; трость и киннамон со всеми древами Ливанскими» (Песн. 4, 13). Радуйся дщерь, посвященная Богу Отроковица, которой чистота вожделенна и красота удивительна для Того, кто сказал в Песнях: «что украсишася стопы твоя во обутиях твоих, дщи Надавля? Чрево твое яко стог пшеницы, огражден в кринах» (Песн.7:1–3). Радуйся сестра, соименная прекрасному брату и возлюбленнейшая ему, как говорит Он в Песнях: «сердце наше привлекла еси сестро моя невесто, сердце наше привлекла еси» (Песн. 4, 9). Радуйся невеста, которой поручитель есть Дух Святый, а жених – Христос, говорящий в Песнях: «вся добра еси ближняя моя, и порока несть в тебе. Гряди от Ливана, невесто» (Песн. 4, 7–8). Радуйся миро, бесценный состав добродетелей; Ты благоухаешь всякою чистотою, из Тебя происшел Господь, подобоименный Тебе (ибо оказано: «миро излиянное имя Твое» (Песн. 1, 2): им помазано царственное священство. Радуйся кадильница, место молитвы, возносимой пред Господом о всем мире; Ты исполнена благовонием Духа; о Тебе некто с удивлением воскликнул: «кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее?» (Песн. 3, 6). Радуйся злато чистое, огнем Духа испытанное в горниле Божием и никакой нечистоты зла не имеющее, из которого сделанный светильник, и трапеза, и все, что по закону составлено было из золота, в иносказательном значении прилагается к Тебе, имеющей златыя и многия наименования. Радуйся, древо негниющее; Ты не допустила червя тления греховного и из Тебя устроен Богу духовный жертвенник, составленный не из дерев негниющих, но из чистой утробы. Радуйся, царская порфира; Ты из девственных кровей Своих соткала пурпуровую одежду для Того, кто говорит в Песнях: «заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсилася еси и что усладилася еси» (Песн.7:5–6)? Радуйся, виссон свитый; Ты сокрыла в уме Своем высокия, божественные мысли и не открыла входа для противных обольщений. «Како будет сие, – сказала Ты, – идеже мужа не знаю» (Лук.1:34)? Чрез Тебя приготовлена пурпуровая и золотая одежда для Священноначальника высших сил. Радуйся гиацинт, волна девства, имеющая огненный вид; из Тебя таинственно сделана Богу одежда плоти. Радуйся легкое облако; земное и тяжелое Ты делаешь легкою, как бы воздушною скиниею и заключаешь хлеб жизни, как в жертвеннике; на Тебе почивает Господь, как предвозвестил Исаия (Ис.11:1–3). Радуйся непорочная, неприкосновенное украшение девства; Ты родила непорочное Слово и от Тебя возсияло девство. Радуйся чистая; Ты одна можешь похвалиться, что имеешь чистое сердце; гора, истинно приятная Богу, от которой новый Израиль очищаетея лучше и прочнее, нежели древний. Радуйся неискусобрачная, подобно матерям изобилующая млеком для питания Младенца, из которой извлекает девственное млеко Тот, кто питает все. Радуйся нескверная, одна достойная того, чтобы Бог обитал в Тебе и по рождению Своему имеющая божественное достоинство; посему кланяются Тебе и все небесные силы. Радуйся руно, символ победы Гедеона; из Тебя образно проистекла вечная роса – Тот, кто сам говорит: «дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 16, 33). Радуйся место Божие, – вместившая во чреве Невместимого во всем, который горстию содержит все и тогда, когда находится на Твоих руках. А это если и выражается словами, то непонятно; если же и понимается, то необъяснимо. Радуйся Матерь Божия, одна раба собственного Сына, и притом по естеству; после Тебя нет матери-девы, когда блаженное девство достигло прежнего нетления, бывшего в раю. Радуйся, принявшая Бога, световидная стихия божественной беспредельности; Твоим малым чревом объемлется Беспредельный, объемлющий Собою все концы. Радуйся Богородица в собственном и истинном смысле, приводящее в трепет соединение человеков с Богом; чрез Тебя небесное соединено с земным, человеческое с Богом, божественное с человеком. Радуйся чертог, украшенный девственными дарами для Того, кто говорит в Песнях: «внидох в вертоград Мой, сестро Моя невесто» (Песн. 5, 1). О соединении Его с плотию говорится в следующих словах: «изыдите и видите в царе Соломоне, в венце, имже венча его мати его в день обручения его и в день веселия сердца его» (Песн. 3, 11). Радуйся агница, безплодная для брака и родившая от Божественнаго зачатия; от Тебя происшел «Агнец Божий, вземляй грех мира» (Иоан. 1, 29). Радуйся светлое облако, молитвенно осеняющее нового Израиля в пустыне жизни; из Тебя услышаны благодатные установления; из Тебя возсияло Солнце правды, освещающее все лучами нетления. Радуйся светильник, золотый и твердый сосуд девства; светильнею сего светильника служит благодать Духа, а елеем – святое тело, заимствованное из чистой плоти: отсюда происходит невечерний свет – Христос; Ты осияла вечною жизнию сидящих во тьме и тени смертной. Радуйся Благодатная; Ты – и по самому делу и по имени – вожделеннее всякой радости; из Тебя пришел в мир Христос – непрестанная радость, врачевство Адамовой печали. Радуйся рай, место, которое блаженнее Едема: в сем раю опять зазеленело всякое растение добродетели и явилось древо жизни; причащаясь его, мы возвращаемся в прежнюю жизнь, между тем как пламенное оружие «плещи дает», как написано. Радуйся «град великаго Царя» (Пс.43:7) – скажу словами Давидовыми – в котором отверсто Царство небесное и земнородные, написанные, в числе граждан, радуются; в котором слышны повествования великия и удивительные для всех языков и умов, во Христе Иисусе, который чрез Тебя помиловал меня; за что я бедный и неразумный должен был прославить безчисленные Твои совершенства. Ему принадлежить всякая слава и честь и поклонение – со Отцем и Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
* * *
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы св. Иоанна Дамаскина, помещенное в Христ. Чт. 1828 г. ч. XXXI, стр. 227–249, проверено и исправлено по греческому тексту. Оно первое в числе Слов св. отца на этот праздник. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. XCVI. col. 661–680.