архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Венок таинственных созерцаний

Содержание

Сад зимой Древо при исходящих вод Крин сельных Сеятва Решето Древо неплодное Необычный цвет О зерне горчичном Цветы поля полного Лето благоприятное Троицын день Виноградник  

 

В личном архиве отца Иоанна (Крестьянкина) бережно хранится альбом-гербарий «Иерусалимские цветы». Такие альбомы издавались на рубеже ХИХ-ХХ веков: под тончайшей папи­русной бумагой – засушенный цветок, как память о великих событиях на Святой земле.

Издание, которое Вы держите в руках, дополнено изречениями Святых Отцов и выдержкой из про­поведи самого отца Иоанна о сущности человеческого бытия, о скоротечности земной жизни и об умении сохранить в душе Слово Божие как семя вечности, которое, упав на добрую почву, прорастет цветником или целым садом и принесет плоды христианской жизни. Образы Иерусалима, богословские размышления и старинный гербарий сплелись в «Венок таинственных созерцаний»...

Посаженные цветочки, хотя медленно, но растут – напрягая все свои силы. Надеемся, что у нас они будут цвести во славу Божию и нам на утешение. Заниматься их разведением доставляет огромное удовольствие, Они нам о многом напоминают, а главным образом, о высочайшей премудрости их Творца и нашего общего создателя.

Письмо отца Иоанна (Крестьянкина) из лагерного заключения

Сад зимой

Однажды зимой сидел я и глядел присталь­но в сад. Внезапно упала завеса с очей моих: пред ними открылась книга природы. Эта книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержа­щая в себе слова Духа, подобна Божественному Пи­санию. Какое же учение прочитал я в саду? Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение изо­бражением действия, подобного воскресению. Ес­ли бы мы не привыкли видеть оживление природы весной, то оно показалось бы нам вполне чудесным, невероятным. Не удивляемся от привычки: видя чу­до, уже как бы не видим его! Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: «Мы оживем, покро­емся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами; неужели же не оживут кости человеческие во время весны своей?» Они оживут, облекутся плотью; в новом виде вступят в новую жизнь и новый мир. Как древа, не выдержавшие лютости мороза, утратившие сок жизненный, при наступле­нии весны посекаются, выносятся из сада для топлива, так и грешники, утратившие жизнь свою – Бога, будут собраны в по­следний день этого века, в начатке будуще­го вечного дня, и ввергнуты в огнь неуга­сающий. Воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная пре­мудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу все возможно: чудес нет для Него. Слабо по­мышление человека: чего мы не привык­ли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божии, на которые постоянно и уже рав­нодушно смотрим,– дела дивные, чудеса великие, непостижимые.

И ежегодно повторяет природа пред глазами всего человечества учение о вос­кресении мертвых, живописуя его преоб­разовательным, таинственным действием!

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Пастырь показал мне много деревьев без листьев, казавшихся иссох­шими.

– Видишь эти деревья?

– Почему же, господин, – спросил я, – они как бы засохли и похожи друг на друга?

– Потому, – отвечал он, – что в этом веке не различимы ни праведные, ни нече­стивые люди: одни походят на других. Ибо настоящий век есть зима для праведных, которые, живя с грешниками, по виду не отличаются от них. Как во время зи­мы все деревья с облетевшими листьями сходны между собою, и не видно, которые из них действительно засохли, а которые живы, так точно в настоящем веке нель­зя распознать праведников и грешников, но все похожи одни на других.

Апостол от 70-пт Ерм

Древо при исходящих вод

Блаженным называется тот человек, которого в законе Гос­подни воля, и в законе его поучается день и нощь: сего ради и уподобляет­ся таковый древу, насажденному при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успе­ет (Пс. 1, 1 – 3).

Тщание человеческое без помощи Божией не сильно. Земляное поле – сердце человеческое с небесным се­менем совокупитися и плод сотворити не может: надобно тут небесного делателя, Иисуса Христа, силе и по­мощи действовать, якоже Сам глаго­лет: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Святитель Тихон Задонский

О смерть, благодетельни­ца наша! Нам не подобало бы на­зывать тебя смертью, поелику одно воспоминание о тебе дарует жизнь душе нашей. Поистине блажен тот, кто всегда имеет смерть перед очами своими! Он подлинно есть дре­во насажденное при исходищих вод (Пс. 1, 3), как говорит Давид. Напая­ет сердце его память смертная во­дами усердия. Посему он во всякое время дает духовные плоды: никог­да не охладевает теплота души его, поощряется всегда на духовные под­виги, никогда не отпадает от жизни духовной.

Архиепископ Никифор Феотокис

Крин сельных

Смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко ни Со­ломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих (Мф. 6,28–29).

Убранство цветов, красота трав и даже самое сено более достойно удивления, чем наши дорогие одежды. Итак, для чего ты гордишься тем, в чем тебя несрав­ненно превосходит трава

Притом Соломон красотою одежд своих не мог сравниться не только с одним или другим цветом, но со всеми без исключения. Итак, если и этот царь, зна­менитейший из всех когда-либо бывших на земле, не мог сравниться с полевыми цветами, то можешь ли ты когда- либо превзойти красоту цветов или хотя несколько при­близиться к ней? Отсюда Спаситель поучает нас, что­бы мы совершенно не помышляли о таком украшении. Смотри, какой конец его. Спаситель, после того как восхвалил красоту лилий, говорит: в пещь вметается. Итак, если Бог столь про­мышляет о вещах, ничего не стоящих и до­ставляющих самую малую пользу, то неужели Он не будет пещись о тебе – существе лучшем из всех существ? Для чего же Бог, спросишь ты, сотворил цветы столь прекрасными? Для того, чтобы показать Свою премудрость и великое Свое могущество, чтобы мы отвсюду познали славу Его. Не одни небеса проповедают славу Божию (Пс. 18, 1), но и земля. И Давид, свиде­тельствуя об этом, сказал; хвалите Господа древа плодоносна и вси кедри (Пс. 148,9).

Одно прославляет Творца своего плодоносностию, другое величием, иное – красо­тою. И это есть знак великой мудрости и мо­гущества Божия, когда он облекает в такую красоту самое последнее Свое творение. (В са­мом деле, что может быть еще ниже того, что сегодня существует, а завтра нет?) Итак, если Бог и сену дает то, что вовсе ему не нуж­но (нужна ли, например, красота его огню?), то как Он тебе не даст того, в чем ты имеешь нужду? Если и самое последнее Свое творе­ние Он украсил с избытком, и это не по нуж­де какой-либо, но ради великолепия, то тем более украсит всем нужным тебя – существо драгоценнейшее из всех.

Святитель Иоанн Златоуст

Ни с чем лучше нельзя срав­нить жизнь, как с дымом, или сновидени­ем, или с полевым цветком.

Мы – то же, что беглый сон, неулови­мый призрак, полет птицы, корабль на мо­ре, следа не имеющий, прах, дуновение, ве­сенняя роса, цвет, временем рождающийся и временем облетающий. Дни человека – как трава; яко цвет сельный, тако отцветет (Пс. 102,15). Прекрасно рассуждал о нашей немощи Давид.

Святитель Григорий Богослов

Сеятва

Как земледелец, когда идет обрабатывать землю, должен взять приличные для возделывания орудия и одежды, так и Христос, Царь Небес­ный и истинный Делатель, когда при­шел к запустевшему от пороков человечеству, облекшись в тело и вместо орудия понесши крест, возделал запустевшую душу, изъял из нее терния и волчцы, ис­торг плевелы греха и все былие грехов ее пожег огнем. И таким образом, возделав ее древом креста, насадил в ней прекрас­нейший духовный сад, который всякого рода сладкие и вожделенные плоды при­носит Богу, как Владыке.

Преподобный Макарий Великий

У земледельцев семена суть: рожь, пшеница, ячмень; у христиан семена суть: покаяние, печаль по Бозе, воздыхание, слезы, молитва, благодарение, пение, дела милости, терпение и проч. Земледельцы знают время, в которое надобно сеять: тако и у христиан есть приличное время, в кото­рое должно сеять, – время настоящего жи­тия. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор. 6, 2).

Нынешнее время есть только время сеятвы, а в будущем веке того не будет. Зем­ледельцы сеют с надеждою плода: такои христиане трудятся и сеют с надеждою духовного плода, милостиваго от Бога воз­даяния.

Сеющие слезами радостию пожнут. Хо­дящий хождаху и плакахуся, метающе се­мена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя (Пс. 125, 5–6).

Якоже Апостол глаголет: сеяй скудостию скудостию и пожнет (2Кор. 9, 6).

Христианине! Напишем слово сие апо­стольское: дóндеже время имамы, на серд­цах наших. Сие время настоящего жития нашего время есть; ныне только можем

благотворити, милостыню подавати; в бу­дущем веке все тое престанет. Потщимся убо ныне сеять, да тогда с радостью по­жнем; ныне трудиться в доброе, да тогда упокоимся.

Вметай убо и ты хотя лепты в руки ни­щих, как семена в землю: и в свое время с радостью пожнешь. И чаша студеныя во­ды, во имя Христова поданная, незабвенна пред Ним бывает (Мк. 9,41).

Святитель Тихон Задонский

Решето

Чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных по­мыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий. Сатана сотрясает души и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий.

Как пшеница в решете у просевающе­го бьется и, взбрасываемая непрестанно, в нем переворачивается, так князь лукав­ства земными делами занимает всех лю­дей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов. И Господь предсказал Апостолам будущее на них восстание лукавого: сатана просит вас, дабы, сеял яко пшеницу; Аз же молихся Отцу Моему, да не оскудеет вера ваша (Лк. 22, 31–32). Ибо сие слово и определе­ние, изреченное Создателем Каину явно: стеня и трясыйся в тревоге, будеши на зем­ле (Быт. 4,12) служит в тайне образом и по­добием для всех грешников; потому что род Адамов, преступив заповедь и соделавшись грешным, принял на себя в тайне сие по­добие. Люди приводятся в колебание не­постоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, много­образными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу, не рожденную от Бога, и, подобно пшенице, непрестанно вращающейся в решете, раз­нообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание и уловляя мир­скими обольщениями, плотскими удоволь­ствиями, страхованиями, смущениями.

Преподобный Макарий Великий

Древо неплодное

Когда во время молитвы не молится ум наш, то гласы, псалмы и тру­ды телесные суть как бы листы бесплод­ного дерева. Приходит земледелец к древу, и лишь тогда листы увеселяют зрение его, когда он видит их соединенными с цветами, потому что надеется от того древа и плод собрать. Взирает Бог на молящихся и, когда видит, что внутренние движения души на­шей сопряжены со внешними телесными трудами, тогда услаждается и псалмами на­шими, благоволит о гласе нашем, приемлет рук простертие и преклонение колен, ибо знает, что после сих приходит сокрушение сердечное, которое есть духовный плод ду­ши нашей. Опечаленный земледелец уда­ляется, когда на древе не найдет другого, кроме листьев. Равно оскорбленный Бог отступает от молящегося, когда не узрит в нем ничего другого, кроме псалмов и гро­могласного пения. Бог во время молитвы требует ума нашего, и тот, кто посвяща­ет ум свой Богу, истинную деет молитву. И Бог скоро его услышит.

...Ясно всякий видит, что послушание есть то, что направляет нас на путь совер­шенства. Дикое дерево, которое в лесах произрастает, где никто не возделывает

его, где никто не окапывает его, никогда не приносит вкусных плодов или же совер­шенно остается бесплодным. Плоды его нехороши вкусом, видом неприятны, ни­какой сладости не имеют.

Возделанное дерево, которое пребы­вает в садах, и которое земледелец полива­ет, и о коем весьма печется, воздает всегда плоды, чей цвет прекрасен и вкус преизящный и здоровый.

Архиепископ Никифор Феотокис

Необычный цвет

Страх, насажденный Тобою, ма­ло-помалу показывает необычный для меня цвет. Необычный, сказал я, пото­му что всякая порода рождает по роду своему, и семя всех деревьев в каждом из них бывает по роду его. Страх же Твой показывает и цвет необычной породы, и плод – также необычный и не подхо­дящий к нему. Так как страх естественно полон уныния и стяжавших его беспре­станно печалит, делая их как бы рабами, заслужившими многих ударов, которые с часу на час ожидают посечения смерти, видя косу ее и не зная только последнего момента. Не имея ни надежды, ни пол­ной уверенности в совершенном поми­ловании, они дрожат и трепещут конца, томясь неопределенностью и постоянно ожидая окончательного судебного при­говора. Итак, тот цвет, который приносит страх, неизъясним по виду и еще более неизъясним по образу, потому что, рас­цветая, он бывает видим, но тут же ис­чезает, что неестественно и непоследо­вательно, но вопреки естеству природы превосходит всякую природу. Между тем цвет кажется столь прекрасным, что пре­восходит всякое слово и увлекает весь ум мой к созерцанию себя, не позволяя ему помнить ничего внушаемого страхом, но производит у меня забвение всех этих вещей и вскоре улетает. Дерево же страха снова бывает без цвета; когда же я, отдав­шись печали, воздыхаю и горячо взываю к Тебе, снова вижу цвет на ветвях дере­ва. Устремив взор, о Христе мой, на один цвет, я не вижу тогда дерева, но все бо­лее и более расцветающий цвет, кото­рый, привлекая всего меня к себе любовию, переходит в плод любви и исчезает. Плод же этот не терпит, чтобы его носи­ло дерево страха, но когда вполне созреет, тогда кажется одним без дерева, потому что в любви совершенно нет страха, одна­ко без страха этот плод не может родить­ся в душе.

Поистине это есть великое чудо, пре­восходящее слово и всякую мысль, что дерево, возделываемое с помощью труда, дает цвет и приносит плод, плод же его, искореняя все дерево, остается один, сам по себе. Каким образом плод бывает без дерева – я совершенно не могу изъяснить.

Между тем любовь остается и пребы­вает без страха, который породил ее; по­этому она подлинно есть всякая радость, и того, кто приобрел ее, исполняет радо­сти и веселия, изводя его чувством вне мира, чего совершенно не в состоянии произвести страх, потому что, пребывая среди видимых и чувственных вещей, как он может удалить от них того, кто имеет его, и чувством сочетать его с не­видимым? Цвет же и плод, рождаемый страхом, пребывая вне мира, способен и ум восхищать, и Душу с ним поднимать и уносить вне мира.

Преподобный Симеон Новый Богослов

О зерне горчичном

Есть таинство в слове о зерне гор­чичном, как сказали отцы, чтоб возбудить нас исследовать значение его, судя по то­му, что о нем написано: подобно есть Цар­ствие Небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем: еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, бо­лее всех зелий есть и бывает древо: яко приити птицам небесным и витати на ветвех его (Мф. 13, 31–32).

Таково зерно горчичное, таковы до­брые свойства его. И Господь, выставляя их, желает, чтоб человек подражал ему во всем, что сказал о нем.

Сказав, что оно малейше есть от всех семен, Он внушает нам смиренномудрие, чтоб мы ставили себя ниже всякого чело­века; говоря, что оно возросло, напомина­ет о кротости и долготерпении; что вну­треннее его горько – внушает ненависть к страстям, ибо горько тем, кои желают мира.

Уразумеем же значение его и будем последовать свойствам его.

Ибо это и есть вочеловечивать, вооб­ражать в себе Господа Иисуса; чтобы за­ботиться по силе нашей настроить себя – для Него по нему (по свойству горчичного зерна), испытывая себя самих, от зерна ли оного есмы мы или нет – от устроения его и смиренносердия его, от стертости его в порошок, от горькости ли его, от вкуса ли его. Милости же Божией есть дело испол­нить нас силою на сие.

Преподобный Исаия Отшельник

Ничто тленное, преходящее не может удовлетворить человека. Если оно кажется удовлетворяющим, не верь­те ему: оно только льстит. Недолго бу­дет льстить: обманет, ускользнет, исчез­нет – оставит человека во всех ужасах нищеты и бедствия.

Божие – положительно, вечно. В нача­ле оно, подобно малейшему зерну, появля­ется в сердце в виде малейшего благого влечения, желания; потом начинает воз­растать мало-помалу, обымет все мысли, все чувствования, обымет и Душу и тело; сделается подобно древу, великому и вет­вистому. Птицы небесные, то есть ангель­ские помышления и созерцания, придут витать на ветвях его. Это должно совер­шаться над христианином во время зем­ной его жизни. Над кем оно совершится, тот при вступлении в вечность увидит себя гобзующим духовными сокровища­ми – залогами нескончающегося блажен­ства. Такое состояние уже здесь, на зем­ле,– вечное блаженство, прежде явного вступления в вечность смертного тела. Та­кая жизнь уже отселе – вечная жизнь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Цветы поля полного

Нелегко найти превосходней­шую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как на лугу много­цветном и благовонном не вдруг можно вы­брать прекраснейший и благовоннейший из цветов, когда то тот, то другой привлекают к себе обоняние и взор и прежде всех застав­ляют сорвать себя...

Есть у меня и цветы, которые прекрас­нее и долговременнее всякого весеннего

цветка, цветы поля полного, которое благо­словил Господь (Быт. 27,27), то есть священ­ники, благоухающие пастыри и учители, и из народа, все, что есть чистого и избран­ного. Ими-тο я желаю увенчаться и укра­ситься...

Святитель Григорий Богослов

Лето благоприятное

В видимом мире земля сама собою всего чаще приносит терния; зем­леделец вскапывает землю, прилежно обрабатывает и засевает; однако же тер­ния и непосеянные растут и умножают­ся, потому что Адаму, по преступлении, сказано: терния и волчцы, возрастит тебе земля (Быт. 3, 18). Земледелец снова тру­дится, выкапывает терния: они еще бо­лее умножаются. Понимай это духовно: по преступлении земля износит из серд­ца терния и волчцы; человек возделывает землю, трудится, а терния лукавых духов все еще родятся. Потом Сам Дух Святый вспомоществует человеческой немощи, и Господь в сию землю сердца влагает не­бесное семя и возделывает ее.

И когда падет Господне семя – все еще родятся терниями волчцы. Сам Гос­подь и человек снова возделывают землю души, и все еще изникают и отраждаются там седмь лукавых духов и терния, пока не наступит лето, не умножится благодать и не посохнут терния от солнечного зноя.

Когда же с наступлением лета расте­ния сделаются сухи, тогда плевелы нимало не вредят пшенице.

Так и в благодати: когда дар Божий и благодать приумножаются в человеке и богатеет он в Господа, тогда порок, хотя отчасти и остается в человеке, не может вредить ему и не имеет никакой над ним силы или никакой в нем доли.

Преподобный Макарий Великий

Тот, кто вздумал бы воз­делать землю, не употребляя земледель­ческих орудий, потрудится много, и потру­дится напрасно; так и тот, кто без телесных подвигов захочет стяжать добродетели, будет трудиться напрасно, потеряет вре­мя невознаградимое, невозвращающееся, истратит душевные и телесные силы, не приобретет ничего. Кто вздумает посто­янно перепахивать свою землю, тот никогда ничего не посеет и не пожнет; так и тот, кто непрестанно будет заниматься одним телесным подвигом, утратит воз­можность заняться душевным подвигом, насаждением в себе евангельских запове­дей, от которых в свое время рождаются и духовные плоды. Телесные подвиги не­обходимы для того, чтоб землю сердечную сделать способною к принятию духовных семян и к принесению духовных плодов; оставление подвигов или небрежение о них соделывает землю неспособною к посеву и плоду; излишество в них, упо­вание на них столько же или более вредно, чем оставление их.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Троицын день

Не только покаяние, а вообще все оживотворение человека начинается именно с Троицына дня: умершие, безбожники, величайшие грешники, од­ним словом, духовные мертвецы (Еф. 5, 14; Рим. 6, 4) – ныне оживают духовно: очищаются, омываются, ос­вящаются.

Потому-то и Дух Святой в Символе веры именуется «Господом Животворящим», в обычном начале читаем «Царю Небесный...», называя и Его «жизни Подателем», а это и есть не что иное, как духовное воскресение.

И это все почувствовалось сердцем сразу... Подоб­но тому, как если бы мы почувствовали запах розового масла, но не знали этого, а говорили бы: пахнет розою. Объяснение пришло после...

В Троицу о значении праздника говорят живая зе­лень и цветы. Зелень всюду: на стенах, окнах, иконах, на полу... Цветы в иконах, у святых, у батю­шек (с молебна) и других живых носителей «образа Божия»: ведь люди – тоже «Ико­ны», иногда очень плохого изображения, а иногда и хорошего.

...Недаром после иконостаса кадят и людям. И там и здесь воздается поклоне­ние Богу во святых и живых. Конечно, мы давно знаем смысл этой зелени и цветов.

Это – символ «оживотворения» ми­ра после сошествия Святого Духа: люди ожили, воскресли, как воскресает весной природа. Души человеческие, прежде бес­плодные добрыми делами, теперь расцве­ли, как цветы. Сердца, прежде гнившие мерзкими страстями, ныне благоухают,

благоухают благовонием Святого Духа и чистоты.

Все зазеленело, все расцвело, все забла­гоухало...

Но к этому надо добавить еще нуж­но и более простое, житейское объясне­ние. Ведь, естественно, припоминается при этом широко распространенный обы­чай при встрече дорогих или высоких лиц украшать путь живою зеленью, «арками» из зелени, букетами цветов.

Почему это? А этим выражается ра­дость души расцветающей, оживающей при виде любимых лиц. Так и здесь: если, с одной стороны, зелень говорит об ожив­ляющем действии Духа Божия, то навстречу идет и радостно оживающая душа человеческая. Это говорит об ответной радостной любви людей.

Третье объяснение дается такое: зелень напоми­нает Мамврийский дуб зеленый, под ветвями которого праведный Авраам встретил Пресвятую Троицу.

Можно еще дать и такое объяснение: Бог – есть жизнь, и самая блаженная. В день Троицы людям сно­ва открылась эта жизнь, – открылась истина Пресвятой Троицы, через это люди призваны к участию в жизни Ее, жизни цветущей, прекрасной, как прекрасны цветы.

Рай и в житиях святых представляется – и есть – не только место духовной радости, но и духовно­телесной. Там и свои цветы, и свои плоды, и райские де­ревья.

Еще: день Пресвятой Троицы есть день полной по­беды Христа Спасителя над диаволом, день освобождения мира из вражьего рабства; а побе­дителю в древности возлагались лавровые венки.

Но Христова победа – есть наша по­беда...

Венцы, цветы и венки надеваются не­весте и жениху, особенно невесте. Ныне, в Троицын день, совершилось обручение души человеческой с Богом через Духа Свя­того, в таинстве брака имеющей принести плоды добродетелей. Ныне душа – «неве­ста» Христова. И еще: ныне Сам Царь Не­бесный венчал главы апостолов в сионской горнице венцами огненными.

А сверх всего этого венки напоминают о венцах мученических, за Святую Трои­

цу, за Христа, за спасение души, во славу Бога; в Царстве Троицы членов ее ожидает не только слава, но сначала еще и подвиг, борьба, крест, которые увенчиваются му­ченическим венцом. И Спаситель сначала пострадал на кресте, а потом прославился.

И при погребении Церковь поет: «В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест, яко ярем (ярмо) вземшии... придите насладитеся, ихже уготовах (Хрис­том) вам почестей и венцев небесных».

Митротлит Вениамин (Федченков)

Виноградник

Научил Господь человека, как возделы­вать землю виноградника, чтобы плодов было в до­статке и избытке для жизни, научил, как возделы­вать и почву души своей, чтобы живой виноградник человеческий жил в мире, любви и довольстве.

Устроил все Господь и отдал в руки человека, и почил от всех трудов Своих, отошел, как Творец, предав сотворенное в другие творческие руки, в руки человека. И теперь сам человек взращивает виноград­ник жизни на земле, сам творит спасение души своей.

Оглянемся же на себя, заглянем в виноградник души своей, ведь каждому из нас вручен Господом свой сад, свой виноградник, плоды которого получа­ют тоже должное воздаяние. Есть ли в нашем вино­граднике Бог, есть ли в нем делание по Богу? Будет ли нам что принести Господу, сказав Ему: «Вот Твоя от Твоих, Господи!» Если всмотреться в се­бя, в свою Душу, то ясно увидим, что и наша немалая лепта есть в делах злых делателей, и мы далеко ушли от Бога.

Нет Бога – и жизни в винограднике нет. Снято ограждение – Закон Божий, по­валена сторожевая башня – совесть, запу­стело, замусорилось и загнило точило – до­брые дела, рождаемые Божией благодатию.

И в бывшем саду души царит смерть. Зло подточило питательные корни, стра­сти засушили зелень, повеяло дыханием гнили – плода не жди!

Ведь именно с гибели души человека начинается гибель целого народа, начина­ется гибель мира.

Поспешим же делать дела Божии, по­ка есть еще время, пока еще время соби­рания плодов. Отдадим Богу спелые гроз­дья добрых дел наших, для Бога, ради Бога и во славу Божию творимых. Будем жить в Боге и с Богом, связывая на каждый час свое своеволие и самость, страшась уча­сти отвергнутых Богом, да не отымется и от нас Царствие Божие.

Призри с небесе, Боже, и виждь, и посе­ти виноград сей, и утверди, и егоже насади десница Твоя. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Дорогие мои, нельзя ожидать на душевной ниве скороспелости семени истины и добра. Всякое семя взращивается в терпении, в борениях, в потах, многие дни и годы, в великой терпеливости.

Так говорит Господь:

В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21, 19).

...Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк. 16, 16).

Тогда обетования Спасителя увенчают труды наши еще в этой жизни.

Вам может быть интересно:

1. Чадцам Божиим архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

2. Живое слово мудрости духовной праведный Иоанн Кронштадтский

3. На Господа возвергаю надежду преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник

4. Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще святитель Феофан Затворник

5. Письма преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

6. Силою Креста Животворящего святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

7. "И вочеловечшася. Распятаго же за ны..." митрополит Вениамин (Федченков)

8. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина преподобный Исаак Сирин Ниневийский

10. Вопросы ученика и ответы старца преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

Комментарии для сайта Cackle