Источник

Январь 1869 г.

7 января.

7 января. Благодарю Господа, удивившего на мне милость и силу Свою во время литургии по молитве моей и сокрушившего во мне всю силу вражию и даровавшего мне в очищение грехов, в освящение, в мир и сладость причаститься Божественного брашна. Благодарю Господа, спасшего меня несколько раз от озлобления моего, от блудного жала и от корыстного жала (двои крестины, соборование Голубева с В. М. Ярославцевым). Славно прославися во мне Христос Бог мой.

Божественное Тело и Кровь обновляет меня, оживотворяет, очищает, освящает, умиротворяет, услаждает, укрепляет душу и тело. Совершение Божественного Крещения – также. Благодать работать Господу. Значит, это диавол производит в нас всегда страшные козни, чтобы не допускать нас достойно служить Господу.

Почему Иисус Христос и Пресвятая Богородица пишутся по правую и по левую сторону Царских врат? Припомни слова Господа: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется [Ин. 10, 9]. То же и о Владычице разумей. Почему священнослужители отворяют и затворяют Царские двери? Потому что они дверники Царства Небесного и им дана от Господа власть отворять и затворять людям Царство Небесное.

Диавол своим всепагубным, адским дыханием омрачает сердечные очи, утесняет душу, как бы сковывает ее, непрестанно обольщает грехами различными: гордостию, тщеславием, злобою, завистию, скупостию, любостяжанием, чревоугодием и жадностию, наводит уныние, страх, сомнение. Аще не Господь бы был в нас, никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети: побеждающий бо от зде возносятся48.

Вы, страдающие от пресыщения и пиянства, картежной игры и курения табаку, отдайте то, что излишне для вас – рубли и копейки, которые вы употребляете на свои излишества, нищим, да здравы будете душевно и телесно. Искупите грехи ваши милостынею.

Еще ли я с жадностию бросаюсь на этот сор, еще ли я обременяю себя пищею и питием, еще ли жажду денег, одежд тленных? еще ли палат широких? О, жизнь нетленная, небесная! Когда я возжелаю тебя всем сердцем и возненавижу жизнь тленную, перестав любить тление? Когда испраздню похоть плоти и похоть очей и гордость житейскую?

Кумиры наши: а) плоть наша: ей приносятся всевозможные жертвы и из-за ней нарушаются все заповеди Божии; б) сласти и вообще пища и питье, когда к ним имеем пристрастие; в) деньги, или богатство; г) одежды, увеселительные места – театры, клубы и прочее, из-за которых пренебрегаем храмом Божиим, спасением души.

Любить Бога всем сердцем – то есть в Боге полагать всё благо и блаженство свое, к Нему прилепляться всем сердцем, к Нему прибегать во всех трудных обстоятельствах жизни и благодарить за все блага, за все скорби, напасти, так как всё клонится Его промыслом к нашему вечному благу.

Любить Бога всем сердцем – значит молиться всегда из глубины души, всем сердцем, ненавидеть грех всем сердцем, всею силою и крепостию, делать добрые дела со всем усердием и охотою; распинать все страсти усердно, нещадно, презирать плоть, как источник греха, и любить душу, как образ Божий, и всецело посвящать ее Богу.

Благодарю Пресвятую Владычицу Богородицу, милосердо услышавшую меня и спасшую от душевной скорби и тесноты за грех мой противления протоиерею и раздражения на него (заочно), нашедших на меня (утреню просил служить раньше определенного времени без причины). Слава Тебе, пребыстрая Заступнице, вся исполняющая в Сыне Своем.

Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко по мнозей Своей милости спасл еси мя по пробуждении в четыре часа утра, когда злокачественная мнительность смущала и теснила мое сердце (касательно отца протоиерея), и, когда я раскаялся в своеволии и предался в волю Твою, прося Тебя научить меня путям Твоим, Ты умиротворил мое сердце. Как много вредит мне мнительность, от врага наводимая! Как враг маскирует лица наших сослуживцев и всё в них представляет нам в черном виде!

Уничтожение духовного звания в России49 не есть ли дело иезуитов парижских или самого Наполеона III, приверженца клерикальной партии? Не поколеблется ли чрез это вера наша православная?.. Но, Господи, Ты бдиши над Православною Церковью! Царица Небесная! Ангелы Хранители, все святые! Вы бодрствуете над кивотом святого Православия!

Предоставь каждого человека суду Божию и никому не мсти ни чувством, ни мысленно, ни словом, ни делом – и терпи обиды и молись за творящих обиду.

Ты видишь, каково кронштадтское общество, как оно жестокосердо относительно бедных! Как оно расточительно, баловливо, любит задавать балы, маскарады, картежные вечера, танцы! С таким ли обществом ты будешь в дружбе? Но кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу [Иак. 4, 4].

Благодарю Тебя, Пресвятая Владычице, преблагая и пребыстрая Заступница, яко по молитве всесердечной быстро услышала мя еси и державно заступила и спасла еси мя от тесноты и смущения пред всенощною на 12-е число января на воскресенье и благодать Божественную подала еси мне совершить непреткновенно всю всенощную.

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, яко мене, многократно припадавшему к престолу Твоему с прошением о очищении прегрешений моих и о даровании благодати теплоты сердечной и молитвы усердной, теплоту и теплую молитву даровал еси и всю всенощную непреткновенно совершити даровал еси. Благодарю Тебя, Господи, за все силы, явленные и являемые Тобою в моей немощи, в моем непотребстве. Слава богатству благости и щедрот Твоих, богатству силы Твоея!

Смотря на крест запрестольный и Распятого на нем Господа славы, я вспоминаю и прославляю бесконечную, превосходящую всякий ум любовь Божию к миру и ко мне грешному, тайну спасения мира от вечной смерти и таинство обожения человеческой природы чрез вочеловечение Сына Божия и усыновления нашего Богу и вечного наследия вечного блаженства.

Церковь – одно духовное тело. О, какое утешение! Если мы по вере, благочестно живем, то одно с нами и Пресвятая Богородица, и Сам Иисус Христос, и все святые праотцы, отцы, пророки, апостолы, иерархи, мученики, преподобные и богоносные отцы наши и все святые! О, какое торжество! Какая радость!

Каких трудов, каких мучений, какого бдения души и тела, каких и коликих50 молитв, каких постов стоила святым их святость, их боговдохновенные творения, писания, а мы, неразумные и неблагодарные, пренебрегаем их писаниями, и их именами, и их житием: не хотим читать их, подражать их житию!

Источники живой воды для людей находятся у нас – священников! Как же должны быть дороги и почтенны священники для мирян! А нас чуждаются, а чрез нас и от Церкви, и от Бога, и от вечной жизни и искапывают себе колодцы дырявые, не могущие держать воды [Иер. 2, 13],– театры, клубы, вечера картежные, танцевальные.

Как много утешения приносит христианину вера! О, Alma Mater51, вера святая! Как утешительны, животворны твои заповеди! Какое благо исполнять их! Как сладко плакать слезами веры, слезами сокрушения сердечного о грехах пред лицом Спасителя, Божией Матери!

15 января 1869.

15 января 1869. Сегодня служил соборно у Богоявле¬ния обедню с отцом Порфирием, отцом Матфеем, отцом Цветковым и отцом Феодором. В начале обедни и пред обедней был неспокоен – и вымолил у Господа спокойствие; доставшихся на мою долю царственных особ выговорил покойно. Но пред причастием, во время пения молитвы Отче наш, вероятно, диавол наустил меня позаботиться об исцелении от сребролюбия отца Матфея, хотя я и сам так же сребролюбив и жаден, и при пении молитвы Отче наш стал молить Отца Небесного об исцелении его от любостяжания и даровании ему чувства сострадания и милосердия к бедным и благоподатливости его. Куда, думал я, копит он не один десяток тысяч (окаянный я) – и позавидовал его богатству, и не возлюбил его, охладел к нему из-за любостяжания его, осудил его. И что же вышло? Молитва моя принесла мне не мир, а смущение, не дерзновение, а уничижение, не пространство, а тесноту. И причастился я без дерзновения, и на панихиду вышел в смущении, волнении, уничижении, тесноте, и возгласа, доставшегося мне по порядку, не мог от смущения, тесноты и страха выговорить. Беда, да и только. В тысячу раз лучше было бы, если бы я знал только свою греховность и о себе только печаловался и молился, а не порывался бы исправлять старших себя, и притом протоиереев, которые свое бремя понесут [Гал. 6, 5]. Я оказался фарисеем, а брат мой был мытарем. Вперед наука!

Я негодяй – рассорился с своею женою из-за пустой вещи. Моя милостыня лишена милосердия, благости сердца, искреннего расположения и любви к принимающему, иногда доброхотности, духа Христова, веры во Христа, в лице нищего принимающего подаяние.

Приходящего ко Мне не изгоню вон, говорит Господь [Ин. 6, 37], а я, окаянный, гоню вон нищих со двора, когда они, получив подаяние, еще и еще просят прибавки и бегут за мною.

Благодарю Тя, Господи, яко меня, идущего к брату моему, отцу иерею Александру Лебедеву, возвеселил еси по молитве моей крепкой спасением Твоим, утешением Твоим, миром Твоим, силою Твоею, светом Твоим, свободою Твоею. Прости мя, Господи, что я негодовал на братию мою – протоиереев Павла и Матфея. Может быть, я сам то же бы сделал на их месте. Я достоин по грехам моим терпеть их зависть, гонение, вражду против меня (в формуляр внесли мою попытку устроить свояченицу за будущего законоучителя!).

Благодарю Тебя, Господи, за услышание моего непотребства, когда я, идя в гимназию и будучи связан пленицами многих моих грехопадений, умолял крепким внутренним воплем благостыню Твою простить мои прегрешения, даровать мне свободу и мир; благодарю Тебя за силы Твои великие, совершившиеся во мне, за милосердие и щедроты, излиянные на меня; благодарю Тебя, яко чрез меня мир даровал еси и всем ученикам моим и покорил еси, и покоряеши всегда под мя, и агнцами кроткими твориши их, и чтити им внушаеши мя и благословение Твое чрез меня приимати. Благодарю Тебя за силу Твою, в немощи моей (вопиющей) великой совершающуюся присно. Января 17-го дня, 1869 г.

Когда возьмет тебя злоба на собрата за разные его грехи, которые зоркое к чужим грехам око будет перечислять, тогда немедленно обрати око свое на себя, на свое внутреннее безобразие, беспристрастно перебери в сердце своем все грехи свои и искренно осуди себя, прося помилования у Бога, – тогда примиришься с Богом, мир водворится в твоем сердце и раздирающая душу теснота и облежащий ее мрак исчезнут. Так случилось со мною у обедни 20 января в понедельник. Служил отец Матфей. Плохие мы врачи: сами больны – и себя не лечим, а других так и хочется лечить, так и хочется садиться на чужие раны, как мухам.

В жалении брату снеди и пития сладкого и в злобе на него разом обнаруживается и пристрастие наше к сластям, к плоти и вообще к благам земным, и вместе с тем и гордость, и злоба, и зависть наша, маловерие, отсутствие упования на Бога. Смотри человек на себя, каков ты, как ты мерзок и богопротивен, и не осуждай других, но смиряйся и исправляйся прежде сам. Ты нарушаешь из-за снедей весь закон евангельский и пророческий; ты ругаешься благости и щедротам Творца, творя неблагодарная.

Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [Мф. 6, 33]. Держись любви, разделяй свое достояние с любовию – и рука твоя не оскудеет, и Господь будет невидимо подавать тебе.

Когда брат-сестра едят-пьют у нас, наше добро, наше имение, собственно говоря, не убывает, потому что по закону возмездия Божия нам возвращается сугубо52 то, что дано в пользу брата-сестры. Да и вообще не должно нимало жалеть ничего ближним, как нам ничего не жалеет Господь Бог, тем более из-за вещества тленного не должно враждовать на нетленный образ Божий – человека, и дары Божии употреблять в повод к любви и благодарности, а не вражды и неблагодарности.

Враг смущает дома яствами и питьем и злобою на посторонних или родственников, потребляющих оные, а в церкви – опять злобою на собратию, смущениями, сомнениями, страхованиями мечтательными. Боже мой! Заступи Твоею благодатию дело рук Твоих!

Надо с радостию отдавать брату требование тленное: пищу, одежду и прочее – и не взирать на бешенство плоти, ревнующей о своем только наслаждении и пресыщении, пышности в одежде, в жилище, в убранстве, готовой обратить землю в рай, в небо. Надо быть благодарным ближним, из-за которых мы впадаем в искушения и познаем свои страсти: они врачи наши, друзья наши, благодетели наши, хотя, может быть, они того и не думали. Вот какова внутренняя христианская жизнь! Она совсем противоположна жизни мира и плоти. Здесь надо считать благом то, что кажется великим злом, и величайшим злом то, что кажется благом, например удовольствия, сласти, богатство, почести.

Иногда Господь отъемлет видимые блага для того, чтобы дать невидимые, вечные и дабы мы, прилепившись к видимым, не потеряли невидимых, или для того, чтобы дать большие за беспристрастие к ним и раздаяние братии. Вообще надо надеяться на Промысл.

Как воздух – Божий, и все равно им дышут, так и пища и питие или все плоды – Божии, и собственно нашего нет ничего, и потому берет ли кто у меня пищу-питье – пусть берет, ибо это не мое, а Божие, и мне туне Бог дал.

Благодарю Господа, прилог содомской нечистоты от меня отгнавшего призыванием имени Его и воззрением к Нему очами сердечными и телесными. Это было в пятом классе сего 22-го января.

Благодарю Господа, мирна мя соделавшего во время утрени, когда я стоял в Петропавловском приделе и готовился к совершению ранней обедни. Благодарю Господа, великую победу мне даровавшего во время самой литургии, после причащения, когда борьба врага была очень ожесточенна и зла и нагла и он усиливался меня лишить плода причащения. О, как тонок враг, как остры его стрелы! О, как он усиливается приковать сердце мое к земным вещам и из-за них отвратить сердце мое от любви к Богу и ближнему и поселить вражду и ненависть к нему! Как смертоносна эта ненависть, как возмутительна, связательна, омрачительна! О, как необходимо мне распять самолюбие, отвергнуться себя (не ищет своего [1Кор. 13, 5]; не о себе только каждый заботься, но каждый и о других [Флп. 2, 4]). Какое нетерпение производит во мне супостат, прикрываясь моим самолюбием! Обида, неправда, неисправность, погрешность со стороны брата – и я весь возмущаюсь, весь киплю негодованием, яростию, мщением и забываю Рекшего: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь [Рим. 12, 19], и: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф. 11, 29].

22 января 1869.

22 января 1869. Благодарю Господа, сподобившего меня по молитве моей совершить непреткновенно брак в соборе при большом стечении народа и умирившего чрез меня всю церковь. (Жених Александр, невеста Феодосия.) Пред браком возмутился было духом на то, что долго не едет невеста, но умолил Господа отъять смущение, простить мне мое нетерпение и раздражительность; а после свадьбы, да и во время свадьбы я смотрел на жениха и невесту с любовию, как на детей.

Не взимайся53 ветхий мой человек на разум Божий при чтении молитв браковенчанных. Не колеблись душа моя ни о едином же от сопротивных.

Возми твое и иди [Мф. 20, 14]. Страшное, обличительное слово Судии. Что, если Он оставит мне только одни мои грехи и отнимет все благодатные дары Свои, да и естественные? Не всё ли мое добро – Божие? Не один ли грех у меня?

23 января.

23 января. На вечерней молитве дух нечистый напал на меня мерзкими помыслами и сильно подстрекал к ним, возбуждая в нижних членах нечистые движения. Имя Господне призвал – и спасся. (Стояли жена и Марья Константиновна.)

И зеркало служит греху нашему – самолюбию, гордости, тщеславию нашему, самоуслаждению нашему! Всюду сети!

24 января.

24 января. Сегодня соединился с Господом в Таинстве Причащения на ранней литургии и был полнота Исполняющаго всяческая во всех [Еф. 1, 23]. О, если бы это было всегда! Да исполнит всяческая [Еф. 4, 10], то есть чтобы наполнить всех – все сердца. [Мф.6, 10]. Вот какой широкий [полет] назначил Сам Господь нашей молитве! Мы должны молиться, чтобы все люди узнали волю Божию и исполняли ее. А эта воля Божия – в Сыне Его, например: да будут все едино [Ин. 17, 21]!

Египетское плинфоделание54 – образ нашего плинфоделания, нашего рабства земным вещам. Мысленный фараон непрестанно томит нас этими плинфами – пристрастиями к сластям, к деньгам, к одежде и прочему. Но горе да напрягаем всегда око душевное.

«Слезы заставляют беспокоить вас, батюшка»,– сказал мне один из нищих, которым я подавал милостыню. Как же не пожалеть их! А нам всё думается, что они не хотят работать! Помни же и исполняй слова Спасителя: продай имение твое и раздай нищим [Мф. 19, 21].

Случившийся прилив злобы на жену и вообще злое расположение сердца, долго и упорно томившее меня, я мог только слезною молитвою выгнать из души. Какая благодать – слезы! Это Божественная роса благодати! Как после них мирно, легко, сладостно!

(Мясо ел накануне: мясо мне вредно в духовном отношении.)

26 января.

26 января. Воскресение. Поистине разумеваю, что диавол усиливается многоразличным образом всеять в сердце мое ненависть к братии, как-то: протоиерею и отцу Матфею и к прочим. Так, сегодня во время утрени он мгновенно всеял в сердце мое вражду к дьячку Николаю, который своим пьянством, грубостию и непослушанием давно посеял во мне отвращение к нему. Хотя, по справедливости, надо жалеть погибающего и молиться за него, если он показывает наклонность к исправлению после вразумления.

Когда отец протоиерей Павел Васильевич стоял пред престолом, слушая воскресное Евангелие, я не мог прочитать Евангелия: немощь, теснота, мрак, смущение одолели меня. А отчего, между прочим? Оттого, что накануне с вечера чревоугодничал (смертный грех): ел сливки, пенку, излишне выпил полстакана чаю с ромом, при полноте желудка и семян, давно распиравших бока. Поистине, чревоугодие мало-помалу иссушает любовь к Богу и ближнему, делает каким-то бездушным истуканом, смотрящим только долу и отвращающим взор от горнего. Читал я во время утрени молитвы светильничные, в которых Дух Святый объемлет любовию Своею творческою всех людей, весь мир, – и в моем сердце не было теплоты, огня, как бывало прежде, не было духа в молитве и этой широты сердца, обнимающего любовию всех, о всех болезнующего, всем благожелательствующего: сатана в самом начале всенощной дохнул в сердце злобою своею адскою и не допустил меня до любви. О, какой плен, какую адову тесноту чувствовал я в себе во время всей утрени! А как хорошо, покойно спал, как легко встал; думал, что всё будет благополучно, потому что с вечера вкусил мало. Впрочем, что я говорю? Я ожидал обычной в эти дни бури бесовской, и тем более что и в природе была сильная буря – с южной стороны. А с этими бурями как-то, по моему замечанию, всегда бывают связаны и духовные бури, из бездны адовой дышащие. Конец слова: всевозможно возгревай в сердце любовь к Богу и ближнему, преуспевай в любви и в выражениях ее и всеми мерами порабощай чрево, делателище сатаны, ибо чрез чревоугодие диавол удобно ввергает и в гордыню, и в злобу, и в зависть, и в любостяжание, и в непокорность, и в смущение, трусость и бессилие духовное, в блудную нечистоту, и в леность, и в кражу, и в обман.

Благодарю Господа, услышавшего вопль сердца моего, когда я припадал к престолу Его в Покровском приделе, и спасшего меня от теснот, призраков и смущений вражеских, мир и свободу духа мне даровавшего и благодать выговорить молитву: Христе, Свете истинный, отпуст и прощение со всеми. До того теснил окаянный, что хоть не говори ничего, до того замаскировал лицо причетника Николая, что хоть не смотри на него: так и подстрекает прогнать его с глаз. Даже на диакона отца Александра вооружал, на сторожа Василия: зачем смотрят на меня, искушаемого, зачем говорят, – и всё призраки, и всё призраки сатанинские, всё мечта, ложь, обман, мираж!

Господи! Научи меня искренно считать себя хуже, ниже, грешнее всех! Чувствую, что гнездится во мне гордыня дьявольская!

Господи! Научи меня к Тебе зреть непрестанно, делать непрестанно Твои дела и делами дьявольскими более не заниматься (чревоугодием, гордостию, злобою, любостяжанием, плотскою красотою и прочим). Да не окрадывает меня более сопротивник, отторгая мой ум и сердце от Тебя разными страстями!

Зачем ты ублажаешь, нежишь, лакомишь свою плоть, зная, что она блудная, злая, гордая, завистливая, ленивая и прочее? Зачем блажишь свое сердце, зная его страстность? Зачем не постишься, не сидишь на грубой пище? Зачем не отвергаешь сладкого питья? Мягких и дорогих, цветных одежд? Разве не знаешь, что из-за всего этого и подобного душа твоя забыла о своем небесном назначении, отвратилась от Создателя, потеряла сострадательность к ближним? Оставила источник воды живой и ископала себе дырявые колодцы, не могущие содержать воды [Иер. 2, 13], то есть живой, оживотворяющей сердца благодати Божией? По числу страстей твоих стали боги твои. Бессилен ты стал для добродетели – силен для греха: яришься бессловесно, ешь-пьешь с жадностию, пресыщаешься, бесишься блудною похотию, засматриваешься на красивые лица, лихоимствуешь, обижаешь. О, как вземлет слово от сердца окаянный, как усиливается воцариться во мне, наложить на меня вечные оковы грехов! Защити меня, Спаситель мой! Растерзай узы греха и подай мне мир Твой с правдою Твоею!

Сон на 27 января пред утреней. Письмо с изображением креста и образа Иисуса Христа (две великолепные картины в цветах); довольно длинное – два листочка; писано о смущении во время молитвы (значит, смущение есть крест – надо нести). Много и другого писано, прочее всё радостное. Письмо будто из Академии домой. Где, говорю Шахматову, нашел его? А он читал. В кровати, говорит. И у него, бедного, крест, видно, подобный моему. Надо жалеть его, как себя, молиться за него: враг на нас дышит злобою – укрепимся взаимною любовию.

Протоиерею надо оказывать послушание беспрекословно. Может быть, ему нужно бывает раньше начинать утром; а если и не нужно, окажи послушание без рассуждения. Рассуждение то бывает от врага.

Радуйся, что тебе, рабу неключимому, Господь даровал благодать подавать милостыню нищим, в лице которых Он Сам принимает ее, и не сетуй на других, на братию, на прихожан, что не подают милостыню и не хотят обращать внимания на нищих. Видно, они недостойны, по маловерию и пристрастию к земному и по неправдам своим, приять эту благодать от Господа. А ты смиряйся пред Господом, действующим в тебе, потому что Бог производит в тебе и хотение и действие по Своему благоволению [Флп. 2, 13].

Другие должны завидовать тебе, нищему Христа ради и братии ради нищей, а не ты им. Тебе надо радоваться, что тебя Господь научил так любомудрствовать: мудрствовать горнее и презирать дольнее. Радуйся в простоте своей нищете самоизвольной. Впрочем, ты еще не нищ. Моли Бога, чтобы Он даровал дар нестяжания и милостыни многим. Жалей поступающих не по Евангелию, ибо они постыдятся при кончине и на Страшном Суде. Храни незлобие и смирение.

28 января.

28 января. Вторник. Благодарю Господа многомилостивого, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно и с силою многою, духом горящим Божественную литургию и со дерзновением причаститься животворящих Таин, хотя и со искушением от своей плоти, от своего несмысленного и косного сердца. По причащении всё во мне согрелось: я оживился. В шестом классе урок рассказал хорошо; держал себя благолепно. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе [Флп. 4, 13].

Преклоняй колена души и тела пред Владычицей, прося Ее утешить наших новобрачных в Кишиневе и перевести их в другое место. О смягчении сердца богатых также молился и о устроении для нищих Дома трудолюбия, о содействии отцов в деле милостыни; о просвещении их, о смягчении их сердец.

Клеветник братии нашей диавол непрестанно старается клеветать нам на братию, представляя нам разные призраки и предлоги к ненависти; часто приходилось ненавидящим узнавать, что ненавидимые ими вовсе не были причастны тому, за что их ненавидели, что ненавидящий гонялся за призраком, а не за действительностию. Самое зло, какое бы ни было, есть призрак сатанинский, ложь диавольская; эти призраки, эту ложь он посеял во всех. Как же мы можем верить в чем-либо диаволу, который есть ложь [Ин. 8, 44], коего все внушения ложны, не соответствуя ничему действительному? Ведь уже обманул однажды навсегда диавол первых людей, сказав им: нет, не умрете... будете, как боги, знающие добро и зло [Быт. 3, 4 –5], и погубил их и нас,– как же мы доселе слушаем обольстителя, внушающего нам ненависть, зависть, гордость, блуд, блаженство на земле, подстрекающего к сластолюбию, любостяжанию и прочим грехам? Ведь уже разоблачен, кажется, противник в своих проделках, кознях, лукавстве, а всё слушаемся его – отчего? Оттого, что льстит, обманывает, ложные колеры, какую-то прелесть напускает на предметы видимые, а невидимые совсем старается закрыть, – отсюда происходит неверие, отрицание духовного мира. Не верят, что есть вечная жизнь, вечная мука, по действию врага обольстителя, не верят слову Самой Истины воплощенной – Господу Иисусу Христу. Жалкие! Вспомните горький урок, данный Адаму и Еве доверчивостию змию и неверием словам Господа: смертию умрете [Быт. 2, 17]. Кто сказал правду: Бог или змий? Бог сказал: смертию умрете, а змий: нет, не умрете... а будете, как боги. Разве доселе мы не все умираем? Смотрите же, и ныне этот древний змии шепчет вам: не будет вечной жизни, не будет вечной муки; а Бог говорит: будет и то и другое. Верьте Господу – и не верьте змию. Готовьтесь к смерти, к воскресению, к Суду, к ответу, да не будете ввержены в огонь вечный.

Итак, внимательно следи каждый за своим сердцем и не смущайся подстрекательств врага ко греху и терпи все тесноты, весь огонь его, которым он жалит тебя, говоря: я претерплю от тебя этот огонь, а ты за меня и за себя будешь ввержен в вечный огонь, который умучит тебя, мучителя человеков.

Согрешил ко Господу сегодня лицезрением, ложным стыдом, смущением и страхом при произнесении отпуста во время обедни (Синебрюхова, мнимая Катерина Павловна Трачевская): сильно уязвило меня это смущение и усумнение. Потом согрешил озлоблением на протоиереев Павла и Матфея во время панихиды.

Опять я забыл, что плоть моя – блудная, и опять лакомлюсь, лелею ее. Согрешил ко Господу. А болезнь распинает плоть, страсти плотские и духовные (боль в ногах).

30 января 1869.

30 января 1869. Благодарю Тя, Господи, за молитву пламенную, слезную, еюже очистил еси, умиротворил, освятил (утреня); благодарю за силы и милость велию, дарованные мне при совершении ранней литургии в Успенской церкви.

31 [января].

31 [января]. Благодарю Господа, дивно меня укрепившего совершить Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных Таин, терние страстей, бодавших меня, попалившего и совершенно меня, смущенного, умиротворившего; благодарю Господа, восставившего меня, преткнувшегося, когда я крепким воплем души воззвал к Нему. (Пасынковой просфор.) Благодарю Господа, в вечернее время спасшего меня, от горьких последствий раздражения меня избавившего.

Благодарю Господа, яко по молитве моей укрепил мя, немощнейшего, совершити непреткновенно Божественную литургию в Успенской церкви и царский дом изглаголати и слово сказать со дерзновением и силою. (Искушение побеждено силою Божией: дьячок Шахматов подошел к жертвеннику читать помянники; подозрение – не украл бы денег со столика; смущение, бессилие, плен; усиленная молитва об избавлении от лукавого.) Тяжело очень было служить из-за лакомства накануне, как думается. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно брак в соборе.

Благодарю Господа, прелесть сластей и увядающей красоты презирати и побеждати мя научающего молитвою и взиранием к первообразной, святейшей красоте и сладости и мыслию, яко всякая красота человеческая есть некоторый отблеск красоты Божественной, ибо человек – образ Божий, и яко первоначальная, неточная сладость есть Господь Бог, нынешняя же сладость есть только тень.

Встань, Петр, заколи и ешь [Деян. 10, 13]. Заколи, то есть убей ветхого человека. Человек, убивший в себе ветхого человека, есть приятная жертва Господу.

У вельмож и богачей – непрестанные пиры, а бедный народ русский страдает от недостатков, от голода, от поборов: последнюю лошадь и корову продают – подай подать; а на что она пойдет?.. О, богачи! О, Лазари! Но что будет после смерти с теми и другими?.. Сколько притеснений бедным людям – представить невозможно! Хоть на свете не живи!

Карты вредны потому, что игрок картежный смотрит долу, а не горе, не горняя мудрствует; ум порабощает картам, а не размышлению о Боге и спасению души и время убивает в суете. А для чего человек создан с прямым станом? А что такое христианин?

* * *

48

Антифон 2-й на утрени, глас 6-й.

49

Речь идет о государственных реформах 60 – 70-х годов XIX века, проводимых Александром II, которые коснулись и жизни Церкви и внесли радикальные перемены в положе­ние духовенства. Самым важным результатом церковной реформы была отмена сословной замкнутости духовенства. Указами от 22 февраля 1867 г. и 26 мая 1869 г. была уничто­жена наследственная передача церковных мест, а затем и принадлежность детей духовенства к духовному сословию: дети духовенства были отчислены из Духовного ведомства с правами детей личных дворян или потомственных и лич­ных почетных граждан, сохранив права на социальную по­мощь по Духовному ведомству. В духовном чине остались лица, состоявшие на действительной церковной службе. Юридически этими указами сословность духовенства упразд­нялась. Духовные учебные заведения стали доступны всем желающим; светсткие учебные заведения также открыли двери для детей клириков, при этом начался силь­ный отток детей духовенства в светские учебные заведения (в конце 70-х годов треть студентов университетов происхо­дила из духовного звания).

50

Коли́ких (церк.-слав.) – сколь многих, скольких.

51

Alma Mater (лат.) – букв.: кормящая мать; так в старину студенты называли университет, давший им знания; иносказательное название духовного источника.

52

Сугубый (церк.-слав.) – вдвое больший, двойной.

53

Не взимайся (церк.-слав.) – не восставай, не противься.

54

Плинфоделание – изготовление кирпичей (плинфа (греч.) – кирпич). К изготовлению кирпичей египтяне принуждали находившийся у них в рабстве народ израильский (Исх. 1, 13 – 14).


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 14 : 1868-1869. - 2009. - 379 с. ISBN 978-5-902112-69-3

Комментарии для сайта Cackle