праведный Иоанн Кронштадтский

Январь

1 января 1873 года

Благодарю Господа, отъявшего беззакония моя и грехи мои очистившего и всего меня оживившего чрез причащение Божественных и животворящих Его Таин во время поздней в думской церкви литургии.

Благодарю Господа, многократно помиловавшего душу мою, каявшуюся в содеянных внутренно грехах, отъявшего смятение и тесноту и даровавшего мир животворный и сладостный.

Благодарю Господа и ныне поздним вечером, когда Он даровал мне слезы умиления и покаяния в напасти моей – глухоте и оживил душу мою прежде дарования слуха. Буду ожидать Его милости в отверзении у меня слуховых органов.

2 января

Благодарю Господа, умирившего, свободившего и возвеселившего меня в причащении Божественных и животворящих Его Таин – Пречистого Тела и Крови.

Благодарю Господа, спасшего меня от насилия бесчестия, гибельности страстей моих, когда я взываю к Нему сердечно. Так, сегодня спасен я от злого уныния и зависти сестре Анне К., покоящейся у меня без труда со своими птенцами и прислугой. За это я осудил сам себя. Силен был прилив зла к сердцу – потоп.

3 января

Благодарю Господа, утешившего меня, непотребного, приобщением святых, животворящих Таин Своих.

Параскева Ивановна, сестра печника Ковригина, дала мне вчера урок, сказав, что всякое доброе дело, если делается без любви, во вражде, не приемлется Богом, а я, окаянный, так делал нередко, например, по отношению к жениной сестре Анне К. и к некоторым нищим. Правое дело делается правильно. Да и отец Вас. Чернявский как-то на обеде сказал мне пред всеми, что милостыня моя вся гроша не стоит. И правда, иная милостыня такова, ибо подаю с смущением, молвою, горячностию, неохотно, презрительно. Исправи, Боже милосердия и щедрот!

4 января

Господи Человеколюбче! Благодарю Тебя за утешение, свободу, пространство душевное, ниспосланные мне Тобою в причащении пречистых, животворящих и страшных Твоих Таинств. Последняя сорокоустная обедня за упокой Петра Григорьевича Сидорова.

Господи! Что делать мне? Вот, всякий раз, когда я приду домой, мне приходит на ум и тяжело ложится на сердце ежедневное бездействие, каждодневная лень моей нахлебницы, Анны К., и возмущаюсь я духом, и мира нет у меня и любви в сердце. Рассуди, Господи, между мною и между сестрою сею. Или [предаждь] мне ее совершенно в волю Твою, во вразумление и наказание Твое! Ибо вот я не могу [видеть] спокойно праздности. Или я вижу сучец во оце сестры, бревна во оце своем не видя? Или это есть пакость диавола, ищущего внести вражду в дом наш чрез мое нетерпение? Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Даждь мне всё терпящую любовь, всё покрывающую, долготерпящую. И мне Ты, Господи, ежедневно долготерпиши! И я в лености житие мое иждих и иждиваю. Господи! Благоустрой жизнь нашу. Научи нас творить величайшее жизненное дело – дело любви взаимной, долготерпения, милосердия, беззавистности, доброжелательства, смирения, нестяжания.

4 января

Поутру наелся хлеба черного с маслом, и это имело дурное влияние на сердце: оно крайне было парализовано и ослабело для молитвы, подверглось унынию и робости, тогда как служенный тотчас после ранней обедни молебен у Калмыковой, натощак, служен был с силою, спокойствием, дерзновением. Вот как вредно излишество в пище и питье и как полезно воздержание, особенно причащение Святых Таин.

Крест всё знаменует и печатлеет, крест всех нас покрывает и защищает, крест – сила и слава наша. Им печатлеются и знаменуются и священнодействуются все Таинства, священные одежды и все священные вещи, все обряды.

Человек – падший образ Божий и восстановленный; вот главная мысль в богослужении, молитвах, песнопениях, обрядах. В богослужении вся ветхозаветная и новозаветная история, вся церковная история, вся догматика, вся нравственность.

Крепче надо выговаривать: раб Божий N рабе Божией, чтобы внушить обручающимся и венчающимся, кто они и что должны работать непрестанно Господу.

Христианство есть премудрая система, в которой чудное единство и связь, основанная на благости, истине, премудрости, всемогуществе и верности (неизменяемости) Божией, на пророчествах и событиях.

Будешь со Мною в раю [Лк. 23, 43]. Рай – желаний край.

Которым был препоясан [Ин. 13, 5]. О святом поясе, носимом священниками.

Что я хватаюсь за чужие грехи, хотя бы Анны Константиновны? Разве я за нее отвечать буду? Свои грехи да оплакиваю, а чужих и видеть не буду.

Нечистое сердце во всем блазнит меня. Святое дело – и то блазнит по грехам моим, святейшее лицо, святое – и то блазнит! Горе мне, окаянному! Сердце чисто созижди во мнег Боже, и дух прав обнови во утробе моей [Пс. 50, 12].

Сколь несчастен человек, оставленный Богом грех ради! (О, мясоядение! Беда душе моей от того!) Тогда он оставляется собственной немощи и собственным грехам и лютым демонам; он трясется от всяких страхов мнимых, как осиновый лист; не имеет никакой твердости и стойкости, как тростник, гнется на все стороны, куда ни подует ветер; сердце его связано, задавлено, помрачено; на лице его стыд и бесчестие; нет у него слова, он не отверзает уст своих! Как мне было вчера за обедней (с вечернею) тяжело служить в думской церкви, а потом и за всенощной! Долго была во мне адская скорбь и теснота, доколе не воззвал я на литии к Пречистой Богородице, ко всем воинствам небесных сил, ко всем апостолам, пророкам, иерархам, мученикам, преподобным, бессребреникам и всем святым о помощи и предстательстве. Тогда отлегло от сердца, и я мог сказать молитвы Услыши ны, Боже... и Владыко Многомилостиве! (и деньги за пазухой нравственно мешали и убивали!) А искушение постигло за что?.. За чревообъядение накануне и раньше у Николая Сидорова на обеде.

Терние во мне страстей возросло ужасно, и я нерадею, не исправляюсь, объядаюсь, пью.

6 января

Душа моя, никогда не забывай величайшую милость к тебе Христа Бога, скоро услышавшего тебя в час тесноты, скорби и печали и отъявшего от тебя тяжкое, лютое, несносное иго греха. Свободно вздохнул я, когда Господь по сердечной молитве покаяния растерзал узы мои. Слава Тебе, Господи, надеждо ненадежных.

7 января

Благодарю Господа, явившего на мне неизреченную Свою милость в служении Божественной литургии и в причащении Божественных Его Таин. Голос был слабый, трудный, нечистый – по грехам моим, по нечистоте сердца моего. Холодность во всем существе. Молебен служил при крайнем подстрекновении и льщении от врага. Молитвою поборол и успокоился. Велик Бог и скоропослушлив всем, истинно Его призывающим. Слава о сем Господу моему!

Вечером впал я в тяжкий грех – нищего прибил за назойливость, вырвал несколько раз за волосы и толкнул до падения его; рассердился я больно, мне показался он пьяным. Но пьян он или нет – не надо было мне священную руку свою поднимать на человека и бить его, а идти спокойно своей дорогой. Надо во всяком человеке уважать образ Божий, хотя и носит он в себе язвы прегрешений, как и всякий из нас, и звание христианина, или члена Христова. Надо являть себя ко всем согрешающим не раздражительным, а кротким и незлобивым, терпеливым, ибо гнев человека не творит правды Божией [Иак. 1, 20]. Притом, ярясь и обижая других, мы прежде и больше всего себя обижаем, возмущаем, бичуем, опаляем адским огнем, расслабляем, убиваем.

Дивлюсь благоутробию и долготерпению Владычню, что Он, Владыко живота моего, Судия и Бог мой, принял покаяние во грехах во днешний день и от такого грешника, как я, и даровал мне глубину и искренность покаяния, умиления со слезами. Отселе вижу, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, что оно безмерно больше всех наших беззаконий, что ни один грешник не должен отчаиваться в помиловании от Бога, только бы раскаялся всем сердцем. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию [Мф. 9, 13], рек Господь. Слава долготерпению Твоему, Господи!

Язычники, магометане, иудеи грешат, испытывают все гибельные следствия грехов и страстей, и нет у них жертвы за грех, нет очищения, нет исцеления, ибо не веруют в общего всем человекам Спасителя и Врача душевного и телесного. Мы тоже грешим, и тяжко грешим, но мы блаженны тем, что имеем Врача всеблагого и всесильного и верою и покаянием непрестанно врачуемся от всех недугов душевных и телесных; имеем всесильную Заступницу и Молитвенницу пред Богом – Матерь Божию, Матерь по благодати всего рода христианского, и святых угодников. О, сколь должны мы быть благодарными ко Господу и Царице Матери и всем святым, но и сколько должны осторожно и свято вести себя, чтобы быть достойными милости Божией и ходатайства Божией Матери и угодников Божиих, не коснеть во грехах, но немедленно каяться и исправляться, ибо нераскаянным – жесточайший суд. О, слава щедротам и милостям Твоим, всеблагой Царю!

Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери (милосердия) и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы [Лк. 13, 24 – 25].

8 января

Слава Богу за всё! Еще жизнь из мертвых даровал мне Господь нынешний день в причащении святых, небесных, чудных, животворящих Своих Таин! Еще при содействии Господа одержана победа над страстями и адом! О, какой жгучий яд разливал ад в моем сердце, подстрекая меня к гневу и злобе на дьячка за необыкновенное пение задостойника (я думал, что он сам сочинил новый напев) и за скорое окончание причастна! Из-за таких маловажных вещей, из-за букв, знаков, голоса, сколько зла! Подлинно, сам я не знаю, из-за чего смущаюсь, – такое обаяние греха! Но благодарю Господа, победившего смерть во мне и даровавшего державно жизнь. Оживил меня Господь, ибо Сын, как и Отец, ихже хощет, живит. Вот доказательство Божественности Святых Таин Тела и Крови самое ощутительное! Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его [Пс. 67, 2]! Да познаны будут чудеса Божественных Таин всем людям, наипаче всем христианам, имеющим счастие причащаться их! Слава Христу Богу нашему! Господи! Даждь мне громогласно прославить Тебя в начинающихся беседах!

Каждая минута, каждый час моей жизни ознаменованы милостями ко мне Божиими, в благодарность за сие и я должен каждый час, на каждом шагу делать добро ближним по силе своей, начиная с домашних до последнего нищего, до последнего врага. Прошу у Господа на сие силы твердого намерения и силы [действия], ибо Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению [Флп. 2, 13]. Я должен непрестанно идти против страстных, ложных расположений, стремлений, порывов своего самолюбивого, плотского (то есть привязанного к благам сего мира) сердца, должен быть врагом себе, ненавидеть душу свою; живя на земле телом, умом и сердцем жить на небесах, всему предпочитать любовь к Богу и ближнему – образу Божию, члену Христа и Церкви Его и члену моему; жить для ближних, а не для себя и это считать своим блаженством и главною целию, не тяготиться никакими затратами, никакими заботами и трудами на пользу ближнего, хотя бы и недостойного. Ибо кто достоин даров Божиих! Я первый недостоин и тунеядец, хотя, по-видимому, и хлопочу, тружусь. Туне всё приемлю от Господа, туне ем, пью, и притом всё лучшее, приятное, здоровое; туне одеваюсь, и притом в несколько одежд цветных, красивых, приличных, теплых; туне имею обширные покои, чистые, здоровые; туне пользуюсь и добрым именем и доброй славой, туне получаю сребро. Как же охотно не подавать туне милостыню бедным, как не довольствовать охотно своих, хотя и неделающих и погрешающих! Богу предоставлю судить их или располагать к доброму, справедливому, истинному, честному и миловать их, а сам да буду терпеть и снисходить, ибо и сам нуждаюсь в снисхождении ко мне и долготерпении ко мне Господа и человеков.

У меня мысли иногда стремятся вперед сердца, и оттого не выговариваю слов.

Господи Человеколюбче! Прости мне тайное, диавольское недовольство своим состоянием и домашними, мое самолюбие и кичение, мою нелюбовь, ищущую предлогов к недовольству и вражде, и отыми от меня это гибельное и ложное направление моего сердца, даруй же довольство, спокойствие, упование на промысел Твой благостный, постоянный, и любовь взаимную, да горнюю, беспечальную жизнь с деланием дел пастырского звания, священнодействия Таинств, проповедания Слова Божия и правления людьми, или направления их к единому на потребу. Ибо вот ежедневно томлюсь и беспокоюсь я от недовольства домашними и только в покаянии обретаю покой свой и в трезвении от житейской суеты. (8 января 1873. Вечер.)

Церковь в своем богослужении останавливает внимание молящихся на самонужнейших, самых жизненных предметах, которые надо иметь непрестанно в виду всякому человеку: на сотворении Богом мира и человека по образу и подобию, на заповеди, данной ему, и несоблюдении [ее] по нерадению; на гибельности греха, породившего проклятие и смерть в роде человеческом, на изгнании из рая, или места блаженного жилища первых человеков; на нужде покаяния каждому человеку, на обещании Спасителя погибающему миру и на пришествии Спасителя; на Его рождении в убожестве, на Его сокровенной жизни, на Его открытом служении людям, на проповеди и чудесах, исполнении Им всей правды закона; Его страдании, смерти, воскресении и вознесении. Премудро учреждено всё богослужение [нашей Церкви], Божественно!

9 января

Благодарю Господа за великую и чудную победу Святых Таин Его над страстями моими и над бесплотными врагами, во мне свирепствовавшими, палившими и теснившими меня; благодарю за великую и богатую милость Господа ко мне, недостойному. От сластей стрелы врага делаются необыкновенно жгучими.

Благодарю Господа, внявшего и дома молитве покаяния моего, когда злоба адская одолевала и мучила меня при представлении праздности сестры Анны К. Он спас меня от мучительства страстей. Не жадность ли, не злоба ли, не зависть ли действует это во мне? Что мне за дело до праздности и вообще до грехов свояченицы? Сама она в возрасте, сама ученая, сама мать (да изму первее бревно из очесе моего [Мф. 7, 5]).

Доброжелательство, почтение и уважение, услуга, любовь, ласка, оказываемые нами ближним, возвращаются к нам самим, принося нам благодать и мир, равно как недоброжелательство и зависть, неуважение и презорство, неуслужливость, вражда и злоба, угрюмость и грубость, показываемые ближним, возвращаются к нам же самим, причиняя душе нашей вред, беспокойство, томление, срамоту и бесчестие. Таковы законы вечной правды. Итак, отдавай всякому должное.

Общая мысль бесед та, что мы сотворены по образу Божию, что все мы от одной крови и все едино, что все грешны и нуждаемся в спасении от греха и во взаимной помощи.

Святые радовались, когда видели плоть свою увядающею, ибо тогда процветал у них дух, а мы, окаянные и слепые, радуемся, когда процветает и играет плоть, забывая, что чрез то умирает душа духовно, лишаясь благодати Божией и делаясь жилищем нечистых духов.

Господи! Сие мне даруй, чтоб мне с радостию питать и покоить сестру по жене Анну с детьми и не тосковать о том, что она праздно живет и детей балует. Сам будь ее руководителем при воспитании детей ее; Сам будь их воспитателем, малых сих, – по образу и подобию Твоему. Да памятую, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного [Мф. 18, 10]. 12 января 1873.

Добрые наши прихожане. Господи, помилуй их, овец Твоих.

10 января 1873 г

в среду поутру медицинскими каплями, пущенными в левое ухо накануне от глухоты, провертело мне с болью это ухо, и мне приключилось то, чего я давно боялся, то есть я лишился левого слуха, который один еще оставался цел; из него пошла золотушная материя. От неосторожности и поспешности приключилась мне эта беда по грехам моим, то есть что я повредил левое ухо. В начале Рождественского поста, помнится, мылся я поутру и очень торопливо копнул пальцем в левом ухе, раздался как бы выстрел внутри, я почувствовал болезненное сотрясение, и тотчас же стал худо слышать, а через сорок с лишком дней пошла материя из левого уха, из коего не шла по крайней мере 25 лет, ибо прежде также из обоих ушей шла материя, но по молитвам святителя Николая Чудотворца левое ухо исцелилось. Господи! Помилуй меня! Исцели поврежденный орган имени ради Твоего.

10 января

Благодарю Господа, оживотворившего меня причащением божественных и животворящих Таин на ранней литургии. Велика была скорбь и теснота моя, велико уныние мое и болезнь моя от просверления аптечными каплями левого уха моего. Вот, я весь гной. Да и не всякий ли человек гной, земля и пепел? А всё прекрасное в нем есть дело художества Божия: Бог украсил образ Свой, венец создания Своего, – Ему честь и слава и удивление! Его святыня, премудрость, благость, всемогущество.

Близ ecu Ты уст их, далече же от утроб их [рус.: сердца их] [Иер. 12, 2] – говорится о Боге. То же можно сказать и о святых, призываемых нами, и о людях живых и умерших, за которых мы по привычке или за деньги молимся. Близ они уст наших, далече же от сердца нашего. Всуе же мы призываем так святых, всуе молимся так о живых и умерших. Не всуе только тогда, когда они близки нашему сердцу, когда искренно правим свою молитву. Как я согрешил, молясь часто неискренне, без веры и любви!

11 января

Благодарю Господа, державно избавившего меня от сетей и козней во мне вражиих, от лютого насилия демонов и Божественно оживившего меня причастием пречистых, животворящих и страшных Своих Таин, мир, легкость, свободу, дерзновение мне подавшего. Но прогневал скоро Господа по выходе из церкви гневом на множество нищих, ропотом на то, что им счету нет, что они мало того что в церкви – у забора стоят десятками; пришедши домой, еще более раздражился видом некоторых из домашних, долго спящих, ничего не делающих и только прохлаждающихся и сибаритствующих, да поглощающих всё что ни есть избранного и лучшего на столе. Это особенно уязвило и часто уязвляет меня. Трудящимся ничего не жалею, а ленивому и праздному жаль трудового куска. Впрочем, может быть, и я здесь неправ, может быть, тут действует моя нелюбовь, зависть, жадность, злоба, любостяжание, самолюбие, сластолюбие и пр.! Господь Сам да вразумит и исправит всех нас. Я и покаялся в этом Господу, и стало легче на душе.

Чаю пить много накануне с вечера очень вредно для сердца: топит враг душу, особенно при сильно ненастной погоде.

Предоставить свояченицу воле Божией со всеми ее прегрешениями и недостатками, равно как и добрыми качествами, и не давать командовать над собою диаволу! Ему нет до нас дела! Перед своим Господом стоит он, или падает [Рим. 14, 4]. Зависть, зависть прочь. Кому больше дано, как тебе, от Бога? Ты каждый день причащаешься Божественной жизни, Божественного Тела и Крови и имеешь в себе вечную жизнь, со всеми ее невообразимыми почестями, красотами, сладостями, сокровищами, блаженствами. А ты завидуешь в тленных вещах.

При венчании браков, равно как и при совершении и преподании всякого Таинства, самость отбрасывай в сторону, чтобы она не затормозила и не запечатала сердечных уст, не смутила и не посрамила тебя. Весь будь слуга Божий, весь Божий, без остатка и разделения.

12 января

Уже Ты, Господи, заступил и спас меня по тайному гласу молитвы, вознесенному к Тебе на ложе. Заступи и в самое время венчания.

Вся премудростию сотворил ecu [Пс. 103, 24]. Премудро устроил Ты и союз мужа и жены, от которого распространяется род человеческий. Премудро составлены и молитвы обручальные и венчальные, святы они, возвышенны. Тут без нас всё прекрасно устроено.

Благодарю, пою и благословлю Господа моего Иисуса Христа, очистившего меня, обновившего, оживотворившего и утвердившего меня причастием святых, бессмертных и животворящих Своих Таин. Я чувствовал себя блаженным по литургии и в конце оной. Чудное, благоуханное для души миро – Божественное Тело и Кровь, чудная и укрепляющая пища и питие. 12 января.

Враг бесплотный отваживается ругаться чрез нас Таинствам и слову Божию, когда наводит на нас смущение, страх, боязнь, немоту. Надо священнику, как воину Христову, бодро и смело, с упованием на помощь Божию выступать на совершение тайноводственных молитв и обрядов, смело смотря всем в глаза, говорить редко, выразительно, сердечно, особенно редко и выразительно произносить слова, означающие силу Таинства каждого. Что если бы священник, поддавшись ложному страху, не выговорил во время обедни слов Господних: Приимите, ядите... Пийте от нея и пр.? Депо ли это было бы? Наплыв же к сердцу лукавых и скверных и боязливых помыслов отражать верою, молитвою ко Господу и постом.

Господи! Помяни данную Тобою мне благодать при рукоположении во иерея Твоего и немощное во мне уврачуй, а оскудевающее восполни. Вот всяческое зло борет меня, особенно в нарочитые дни, когда я торжественно во храме пред многими должен служить Тебе! Защити меня, побори борющие мя, помоги мне со дерзновением, искренним сердцем служить Тебе о людях Твоих. 12 января 1873.

Пять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, услышавшего молитву в горести и беде душевной, в насилии надо мною зла, принесенную Господу, и избавившего меня милостию и щедротами Своими от разливавшегося во мне зла и бедствия внутреннего и мир с свободою духовною мне подавшего. Даруй мне, Господи, совершить со дерзновением, непреткновенно брак рабов Твоих Григория и Веры в церкви святителя Николая Чудотворца (в Штурманском училище).

Когда ты идешь с соперником своим (грехом) к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него [Лк. 12, 58].

12

Венчал я свадьбу в Штурманской церкви грузинского князька офицера Образцового полка Григория Палтиви с Зверковой (Блиновой): и уныло, боязливо, тяжело до крайности было мне при священнодействии и чтении молитв, как и вообще при венчании браков. Молился я долго Господу, Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу – всё то же диавольское насилие; поуспокоился, правда, я, но когда стал читать молитву на обручении, тотчас же оробел и не мог выговорить от диавольского смущения и насилия известных мне слов: отрока патриарха Авраама сшествовавый в средоре чии, посылая уневестити господину его Исааку жену и ходатайством водоношения обручити Ревекку открый... И потом в другой молитве многих слов и отпуст. Еще, обручая невесту, я поскользнулся мыслию, и пошли писать вражие дерзости, вражий страх. Что за наездник? Что за неугомонный, что за насильник? Нервы мои были слабы от трески и чаю с булкой.

Ты предаешь часто Господа в лице ближнего, например, из-за какого-нибудь домашнего беспорядка сердишься на домашних, или когда завидуешь всегдашнему покою свояченицы, туне всё хорошее ядущей и пьющей, без труда; когда из-за порчи воздуха кипишь негодованием и враждою на нее; когда на нищих раздражаешься и допускаешь их голодать и мерзнуть.

13 января

Ранняя литургия. Благодарю Господа, умиротворившего меня, непотребного, во время бури диавольской, когда я обратился к Нему, Господу моему, в тесноте и стенании сердца (я сознал, что все возмущения на домашних за их неисправности есть только предлог, диаволом полагаемый, ко вражде с домашними). Благодарю Господа, умирившего меня чрез причастие святых, бессмертных и животворящих Своих Таин. Благодарю Господа, умиротворившего дух мой в буре бесовской (опять из-за погрешностей домашних), когда я в покаянии воззвал к Нему о спасении и мире. Теперь, Господи, молитва моя к Тебе, да научиши домашних моих жити не без трудов, ибо ревность снедает меня: я весь день в делах, а они весь день без дела и ничем полезным заниматься не хотят, а о едином на потребу и не поминают.

Но если иная ревность моя, или рвение – зависть из-за пищи и питья, туне ими поглощаемых, и из-за лени и шалостей их, то даждь мне не раздражаться, но терпеливо всё переносить. Вразумить же Ты вразуми и обличи их, Господи, ибо они моего гласа не слушают.

Господи! Зри се – всех в блазненном виде представляет мне диавольская злоба и мерзость. Отселе даруй мне, Господи, на всех взирать просто и с любовию. Свояченицу даруй мне любить и не тяготиться ее безделием в предлог ко вражде на нее, ласкать и беречь ее даруй мне всегда. Буди!

Как видно, она грустит, что у ней нет места своего и что живет у нас. Может быть, и мое пасмурное иногда обращение тяготит ее, – ведь она тонка и проницательна, всё понимает, что делается вокруг ее. Господи! Благодарю Тебя, яко не престаеши миловать меня, кающегося в злобе моей. Когда избавлюсь от ней?

Избыток злобы отыми от меня, Господи, и даруй избыток благости сердечной. От избытка сердца, сказано, уста глаголют. Скуден я сердцем.

Есть у людей ложные мысли, лежащие в основе недобрых дел и разных опущений; например, говорят: заниматься дома делом, угождать мужу и вообще домашним есть тоже служение Богу, хотя косвенное, и потому можно не ходить в церковь к богослужению, или что всё равно, дома ли или в Церкви молиться Богу, – мы помолимся лучше дома.

14 января

Воскресение. Благодарю недостойным сердцем и устами Господа моего, сподобившего совершить Божественную литургию позднюю и причаститься неосужденно Божественных Таин ко оживлению мертвой души моей. После обедни – молебен с водосвятием, крестины, соборование с причащением и исповедию больной Морозовой Анны.

Во время обеда дома согрешил – расстроился, узнав, что жена разбила любимый мой стакан, из коего я всегда пил чай. Не философски и не по-христиански я поступил, из-за праха и земли утратив мир и любовь и прогневав Господа моего, причастником Коего я был. Философ Диоген, бывало, бросил деревянный стакан, когда увидел простолюдина, черпающего воду для питья рукою и пившего горстию. Не научил ли меня Христос Господь высшему любомудрию?.. Не научил ли презирать дольнее и ценить паче всего горнее? Не научил ли любить Бога паче всего и ближнего, яко себе, до конца, неизменно, неотпадно?

Господи, помилуй! Этот молитвенный глас – глас падших созданий. Это должно учить нас смирению и всегдашнему покаянию.

Евангелие о слепце иерихонском, о духовной слепоте, которая есть гордость, зависть, недоброжелательство, злоба, гнев, ненависть, корыстолюбие, честолюбие и гордость, чревоугодие и жадность, невоздержание, блуд, уныние, ропот, малодушие, страх, отчаяние, леность. Эта слепота удаляет от Бога, Источника жизни, навеки, эта слепота не видит пути спасения, забавляется призраками, повязками своими.

Во время обедни сегодня, да и прежде, замечал я, что мясоядение, и вообще многоядение, крайне мертвит мою душу и удаляет от Бога и благодати Его. Пост и пост! Горе мне, что я не держал Рождественского поста, – терния сластолюбия крайне возросли во мне.

Многие отчуждишася от Бога и храма от ложесн; в храме мы присвояемся Богу и небу, как в домах и зрелищах присвояемся миру. Дай Бог всем присвоиться Богу. Буди!

Не льститеся себе под давлением прелести страстей века сего, христиане: вы предаете и распинаете снова Христа. Чревоугодник, сластолюбец, многоядца и пьяница распинают многократно Иисуса Христа (я, окаянный); сребролюбец ежедневно распинает Христа (я, окаянный); блудник ежедневно распинает Христа, неправедный судия распинает Христа; вор, разбойник распинают Иисуса Христа и так далее.

15 января

Утро. Курение табаку – прихоть, и она от диавола (от курения и боль в ногах, упадок нервов), это я испытал наипаче сегодня; влияние его, темное и злое, усилилось сегодня во мне до крайности: он, чувствовал я, гнездился в боках моих и в сердце моем и назойливо противился мне, препятствуя мне выговаривать ектении и молитвы, устрашая, расслабляя, огорчая меня до страсти. С этим курением входит в человека лукавый дух. Он же во время произнесения ектении сугубой и других внушает мне неуважение и холодность к помазаннику Божию из-за некоторых его недостатков, о которых я нередко слыхал. Но кто я? Я червь, ничтожество и по рождению, и по бесчисленным грехам моим. Какое расстояние между мною и сидящем на престоле, которому подчинил Бог миллионы людей? Мне ли судить его? – Нет, Бог один судит его. А мне с любовию надо молиться Богу о помазаннике Божием, благосердом, кротком, милостивом. Даруй, Господи!

Крайне огорчил меня сегодня и обидел враг, а чрез его обиду и я обидел некоторых, как-то: чтеца (бывшего будочника Николая) и нищих.

Вот и не было отца Павла или Матфея в церкви, а всё вышло дурно. Знать, не от них смущение. Ложная мысль, что кто-либо виноват в моих смущениях, – я сам виноват да диавол, а главное – я.

15 января.

Благодарю и превозношу и славлю силу и милосердие Господа моего Иисуса Христа, чудно меня воскресившего и оживившего от духовной смерти, попалившего терние грехов моих, исторгшего жало сатаны из глубин духа моего! О, какая благодать, какой мир, какая легкость, отрада, утеха водворились во мне после этой дьявольской бури, тесноты, огня!

Но согрешил пред Богом – дома увлекся опять жадностию и излишне ел и пил: пирог с рыбой, жаркое из телятины, щи с черным хлебом, портер, сладкий кофе большой. Довольно было бы хлеба со щами. Роскошь в пище удалять.

Сегодня читал в классах о преподобном Иоанне Кущнике84. Какой прекрасный урок! Отчего ему не следую? О достоблаженные отцы! Сколь вы прекрасны в житии своем! Сколько вы возлюбили Бога! А мы возлюбили себя, окаянные, свою многострастную тленную плоть, страсти свои. Идолопоклонники мы под личиною христианства.

Ну что это значит? Я ем, ем, пью, пью, а из всего этого выходит только гной, гной, смрад, смрад. Доколе же я этого в толк не возьму? Доколе работать буду тлению и тлению? Где же работа нетлению?

А доколе эти потешные огни у нас, разумею папиросы и сигары? Иначе нельзя смотреть на эти вещи. Сколько они отнимают у бедных кусков хлеба, сапогов, платьев? Просто голодать заставляют, раздевают и разувают.

А сколько у каждого из нас разных вещей лежит или висит, стоит, ходит и колобродит, льется, выпивается, съедается для потехи? Сколько, значит, и тут несправедливости против ближних? А ведь всё осуждаем бедных, что-де дармоеды они, пьяницы, бездельники, лентяи. Не возвращается ли часто пущенная стрела к нам самим, камень, брошенный в других, не падает ли на нас? Суд, разящий других, не разит ли всего прежде нас самих? Или мы этого не сознаем? Тем хуже, – значит, мы усыпили свою совесть, сожгли ее, умертвили ее, заглушили глас разума усиленными действиями страстей, стали мертвы духовно. Где же единое тело, един дух? Где Глава, где члены?

Согрешил я ныне вечером – рассердился на нищего, недовольного подачкой (10 копеек), и ударил его в горячности по щеке. Так ли священнику надо дерзать рукой? По образу ли Божию созданного, член ли Христов, не Самого ли Христа заушаю я?

Тление идет по пятам нашим, а мы думаем, что оно от нас далеко.

Есть хлеб с водой и больше ничего – тогда золотуха мало-помалу пройдет. 16 января. Утро. Прошлою ночью было сильное течение золотушной материи из левого (недавно здорового) уха, всю ночь почти [острогал] гной. Глухота довольно сильная. Господи, помилуй, как помиловал Иова. (Едва ли не от мясной и молочной пищи усиливается золотуха и глухота.)

Как явлюсь к Первообразу, Первоначалу всего, оскорбивши в себе и в других образ Его, души, созданные по образу и подобию Его, члены Его?

В светских газетах и журналах не имеется ничего поучительного, нравственного, питательного для души, особенно в дешевых газетах и журналах. Всё суетное, пустое, то, чего нам часто и знать не нужно.

Господи! Благодарю Тя, яко исцелил еси поток приразившихся ко мне скверных, лукавых и хульных помышлений, когда я воззвал к Тебе. Останови также и поток ушей моих, даровав мне ясный слух, ибо слуха лишился чрез золотушное течение по грехам моим.

16 января

Благодарю Господа за оживотворение Божественными Его Тайнами окаянной души моей и тела моего.

17 января

Благодарю Господа, даровавшего мне ощутить животворящий огнь Божественных Таин и оживиться духом и телом. Слава обновлению Твоему, действующему в нас и во мне, окаянном.

Господи! Слух мой левый зельно болит, гноясь золотухой; исцели его во множестве щедрот Твоих. Поели руку Твою, слово Твое – и исцелею. Четыре часа пополудни.

Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? [Иов. 2, 10]. Да будет имя Господне благословенно! [Иов. 1, 21].

Во мне свирепствует еще старая закваска грехов юности, да и новая, огромная закваска грехов последующей за юностию и нынешней жизни. Как не терпеть мне болезни, скорби, как не принимать благодарно и благодушно наказующую десницу Божию! Да будет воля Господня. 18 января.

Итак, вся красота человеческая, которою мы так пленяемся, есть гной, тлен, прах! Истинно. А мы ежедневно заблуждаемся и касательно красоты лица и дородства, ежедневно прельщаемся, видя прекрасные лица. Первообразную, нетленную, вечную красоту – Бога возлюбим всем сердцем, да сподобимся вовеки наслаждаться красотою лица Его.

Мы нетерпеливы – тотчас желаем быть избавлены от болезни или скорби, а нам сказано: Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное [Евр. 10, 36], – нужно, значит, терпеть и терпеть, пока болезнь и скорбь сделают свое дело, принесут свой плод для человека болезненного и скорбящего. Всякое наказание, конечно, в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности [Евр. 12, 11].

Для чего я не оставлю алчности до сих пор? Для чего ем больше, пью больше, чем сколько нужно для моего поддержания жизни, здоровья, сил? Доколе неразумие и безумие при разуме? Господи, помоги! От навыков неразумия свободи!

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды... Это напоминает нам о долге сочувствия ближним, нуждающимся, о помощи им. Видишь скорбящего – утешь, видишь нуждающегося – помоги от своих достатков, не будь самолюбив, думая только о себе, о своем обогащении, о своих удовольствиях, удобствах жизни. Вспомни, что мы члены одного тела, тела же Христова.

Благодарю Господа, явившего на мне руку Свою в нынешнюю утреню, препоясавшего силою свыше к совершению непреткновенному всех молений.

Чутьем ощутил я, что течение из уха материи полезно для организма. Я чувствую себя легче и свободнее после этого истечения, излишние и вредные мокроты выходят наружу. Благодарю Господа, Творца моего, премудро меня устроившего. Своими частыми излишествами в пище и питье я наполнил мое тело сором и гноем. Господь метет меня, чистит, обновляет, а я думал, что беда мне. Милость и суд воспою Тебе, Господи [Пс. 100, 1]! Ибо праведно наказал Ты меня лишением слуха, яко отлучившего слух к нищим, которыми по множеству я скучаю и пренебрегаю.

У многих врачей, правда, помрачился разум, они не знают, что делают.

Снисхождение и терпение к домашним, как к прислуге, так и к семье, как и ко всем. Господь ко всем нам снисшел и снисходит безмерно, терпит без числа. Нет ничего безумнее ярости и гнева нашего человеческого. Из-за пустяков гневаемся, выходим из себя, а из-за важных погрешностей нет, смотрим на них сквозь пальцы.

Слава вере, слава силе Христовой, – как узда, сдерживает она дикие порывы наших страстей.

Смотри, не угас ли светильник сердца твоего от неделания добрых дел.

Свечи и светильники пред иконами и на престоле означают то, что Бог есть чистейший свет и тьмы в Нем нет ни малейшей – чистейший свет, или светлейший свет, и очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные [Сир. 23, 27 – 28] во всем мире, во всякой душе; что святые Ангелы и угодники Божии благодатию Божиею также суть светы и тьмы греха в них нет, что они видят в нас постоянно все сокровеннейшие помыслы, чувства, желания, намерения, дела, слышат всё, что мы говорим или каждый из нас говорит во всем мире, что они суть и огонь, пожигающий всё нечистое. И ты, христианин, чадо света, и все помышления твои, желания, чувства, намерения, слова, дела должны быть свет, а не тьма. Поступайте, как чада света [Еф. 5, 8] [...]. Грехи наши, эта тьма, адская тьма, таковы: самолюбие, злоба, вражда, ненависть, зависть и недоброжелательство, лукавство, лицемерие и притворство, корыстолюбие, объядение и пиянство, блуд, леность, неверие, вольнодумство, своеволие, упорство, ложь, клевета, ропот, уныние, малодушие, боязнь и трусость, отчаяние, недовольство всем, смятение духа... И какая это бывает тьма! – Непроглядная тьма, скрывающая от нас совершенно свет Божий, тьма смертная, удаляющая от истинной жизни и вносящая во всё существо наше смерть духовную. Но внемли, христианин: ты можешь и должен быть светом, и горе тебе, если ты будешь тьмою по суемудрию и нерадению своему; вот тебе судии – все святые, которые были подобные тебе человеки подобострастные, но при свете слова Божия, при помощи благодати Божией, при своем старании и усердии сделались светом и угодили Богу, Первосвету и Первообразу. (Благоухание кадила.)

Храм для христианина – средоточие света, благодати, мира, жизни Божией, освящения и святости, духовного и телесного обновления, силы, мудрости духовной. Здесь непрестанные токи Божественной жизни проливаются, здесь течет источник бессмертия, здесь – Чаша жизни и Хлеб жизни. Приходи, уготови себя, душу свою, и ешь и пей хлеб жизни вечной и источник бессмертной жизни, небесной; совлекайся своего безобразия и смрада греховного и обновляйся сколько хочешь: верующему – всё возможно, и желающему от всего сердца; гони тьму твоих страстей и осиявайся светом Присносущным, Светлейшим Трисиятельной Троицы. Черпай Божественную силу для твоего немощного естества, бери препоясание духовное, бери всеоружие духовное – оно готово для всякого; по мере нужды каждого бери каждый всё потребное: дары подаются от Бога всем независтно. Но вот в храме всё обилие даров духовных – и нет желающих принимать их; здесь жизнь Божественная, свет Божественный, сила Божественная, мир Божественный, святость Божественная – и нет восприемлющих.

Святые угодили Богу воздержанием непрестанным, бдением, молитвою, богомыслием, чистотою. О, какой Божественный мир, какую свободу духа имели они, удаляясь чревоугодия, любостяжания, нечистоты, злобы – этого почти общего недуга живущих в мире людей, коим все мы недугуем! Какая полнота Духа в них! Какой свет! Какая любовь пламенная к Богу и ближним! Вот мы пользуемся пресладкими и превкусными плодами жития их богоугодного – писаниями их богомудрыми, их песнопениями, употребляемыми в церкви, примерами жития их небесного, чистого, исполненного всякою добродетелью, их опытностью и мудростью духовною, заключенною в церковных богослужебных книгах и в разных писаниях их, оставленных нам, чадам их, в наследие. Не всуе называются они светилами на земле! О, какие величественные это светила! Богосветлые! Мрак и смрад страстей разгоняющие и на истинный, небесный путь наводящие!

Немощный, падший, по образу Божию сотворенный человек! Вот твое сокровище – храм. Тут для тебя всё: восстановление, обновление, сила, очищение, свет для твоей темноты, сила для твоей немощи, нетление против твоего тления, жизнь против твоей смерти, свет против твоей тьмы.

Одежды церковные. Господь прикрывает благодатию Своею безобразие души моей, обезображенной грехами, и даже – оле85 благосердия! облекает в одежду славы, в одежду первую (с которой я создан), в одежду брачную, чести и славы!

Здесь, в храме, книга книг и солнце книг и всех умов – Евангелие, от которого все умы почерпают свой свет.

19-е и 20 января

Благодарю Господа за безмерную милость ко мне, грешному, явленную вчера и сегодня в причащении святых, божественных, бессмертных, животворящих и страшных Таин Пречистого Тела и Крови Его. Владыка живота моего умирил душу мою, свободил, распространил, очистил, освятил, просветил, укрепил, исполнил дерзновения, мужества, силы. Слава человеколюбию Его! (Дома за столом из-за слова рыло (где у тебя рыло – у Руфины) произошло у Анны свояченицы смятение – неблагородно, дескать, не говорите.) Раскаялся я в своем сердце Господу, что обиделся на каприз Анны, и успокоился. Что делать? Таковы понятия у людей.

На зло отвечай добром, на гнев – кротостию и терпением, на претензии – молчанием, на ненависть – любовию, тогда будешь истинный христианин. Но доселе ты еще не Христов, потому что на зло отвечаешь злом, на вспышку гнева такою же вспышкою, на досаждение досаждением, на претензии раздражением, на ненависть – ненавистию, на напасти и скорби – ропотом и малодушием.

Сатана готов бы прекратить всё богослужение и испровергнуть жертвенники, если бы мог, и водрузить везде свои жертвенники (театры, клубы, кабаки, игорные дома). И то бесится ужасно; горе невоздержным и пристрастным к миру христианам, особенно священнослужителям. Благо воздержным и любящим храм Божий.

Огонь светит и горит: тебе урок – будь светильником горящим, светящим, просвещай и согревай имеющих нужду в просвещении и огне духа. Мрак и хлад – удел множества душ. Духом пламенейте; Господу служите [Рим. 12, 11]. Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! [Лк. 12, 49].

Всеобъемлюща, неотпадающа любовь Церкви, и за гробом пекущаяся о нас. Где это в других Церквах, не православных? Немощь человеческая, слепота, ограниченность сейчас сказались по отпадении Церквей.

О, прехульный дух! Над кем-нибудь и чем-нибудь усиливается поругаться во мне при богослужении, разжигая меня своими огненными стрелами и расслабляя ложными страхами. Сегодня во время всенощной навел боязнь при чтении Евангелия и так расслабил дух, что я не мог прочитать многих слов в нескольких местах. Спать мне было не надо, а особенно пить рюмку водки пред обедом без нужды и есть мяса, да кисель молочный в неумеренном количестве. Это меня обессилило в духе.

Небесная и земная Церковь в крестном ходу. Зрелище умилительное, трогательное, поучительное и назидательное!

20 января

в субботу, благодатию Божиею я совершил литургию совсем без преткновения и царственные лица все выговорил, и заамвонную, и отпуст, и причастился во благо и в сладость.

Радуюсь и торжествую духом при сих словах: Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение. Жертва за меня принесена. Я спасен.

Благодарю Господа за сожжение во мне адского терния животворным огнем Святых Таин (сладкий чай).

Здесь, в церкви, вырабатывается истинный человек, христианин, гражданин неба (а в театре кто вырабатывается?).

Насколько мы пристрастны к земным вещам – пище и питью, деньгам, нарядам, к разным удобствам и комфорту жизни, настолько охладеваем к Богу и ближнему, настолько бываем жестокосерды к бедным, настолько горячи к удовольствиям. И потому горе миру от пристрастий к удовольствиям.

Сласти крепко препятствуют чистоте сердца.

Так как во время обедни совершается возрождение грешного человека, возрождение застарелого во грехах и страстями окрепшего человека, которое трудно и не может обойтись без болезней, то отсюда всегда болезненность, умирание при совершении литургии.

Из-за суетного и всуе я гневался и сердился доселе столько лет, хотя по временам, на домашних моих и на сослужителей моих по церкви. Каюся в сем.

Сластопитанием я испортил себя, и последствия его вошли в мозг, в кость, в кровь и в сердце мое. Сливки долой, сладкий чай тоже, кофе тоже, водка – наипаче.

Думаю, что за ядение мяса, и вообще за сластолюбие, Господь лишил меня и левого слуха, ибо когда я сильно болел горлом, тогда давал в сердце обещание Богу не есть впредь мяса, и не исполнил обещания. К чему же мясо мне послужило? К увеличению нечистоты сердца моего, к бессилию душевному. Итак, гной и сокрушение уха – плод безумия моего.

Говоришь часто в служении: Господи! исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, а сам не исправляешься, заповедей Божиих не делаешь, допускаешь часто самоугодие, злобу, зависть, вражду, ссору, ропот, малодушие, нетерпеливость, чревоугодие, невоздержание, любостяжание, тщеславие, суетность, лицеприятие, леность, нерадение, опущения, поношение, ругательство, внутреннее любодеяние, прельщение и уязвление чужою красотою и пр. Исправи стопы свои. Единого Бога возлюби всем сердцем как Первообраз, как Первокрасоту, как источник жизни и святости, как совершеннейшее, вечное Существо, от Которого альфа и омега.

21 января

Воскресение. Благодарю Господа, усладившего и умирившего меня причащением святых, бессмертных и животворящих Своих Таин; благодарю Господа, презревшего и омывшего Своею Кровию мои бесчисленные прегрешения, мой гнев на нищих, мой вопль раздражения, в коем я принес покаяние.

При крещении в таможне чувство самолюбия, суетности тормозило и смущало и препинало меня в словах. Согрешил пред Богом! И всегда, и при совершении Таинств я не должен принадлежать себе, а весь Богу, должен быть весь в Боге и не мечтать о плоти своей, о румянстве и дородстве лица. Это преходящее очертание, преходящий образ, преходящая тень. О простоте души ревнуй; Бог – простое Существо. Един дух с Господом будь, как святые. О, какое преимущество христиан! И они, и я не дорожим этим! А дорожим прахом и гнилью. Плачевное заблуждение сердец! Как мы пристрастились к тлену! Именно пристрастились! Страдаем от него, а отстать не желаем! Чем более к чему привыкаем, тем пуще плен и неволя; повторение раздражений чувственности делает их необходимыми и неоставимыми.

23 января

Какой неизреченный, небесный дар мне нынешний день дан от Господа моего в причащении божественных и животворящих Его Таин! Помиловал Господь, очистил от грехов, умирил, возвеселил, избавил от насилия диавола, от злобы его всепагубной (на сторожа Тимофея, что глядел на меня во время обедни). Я познал вражию злобу, свое безумство и раскаялся. Благодарю Господа за неизреченный дар!

Нам дарована благодатию и щедротами Божиими нетленная и бессмертная жизнь после этой тленной и преходящей. Потому наш прямой и первейший долг – презирать тленные вещи и самую душетленную плоть нашу, из-за которых произошли проклятие и смерть временная и вечная. И воспарять духом к жизни нетленной, в ней ожидая разрешения и удовлетворения всех духовных потребностей. Прилепляться к тленной жизни и не думать о нетленной – безумно.

Не приготовился я к классу – и дело было дрянь. 23 января 1873.

Люби ближнего, как себя, и младенцев люби, как себя, то есть лаская их сердечно, как тебя когда-то ласкали, угождай им, как тебе угождали, не презирай их, как не желаешь этого и себе; они – дети Божии, Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного [Мф. 18, 10]. Совершенным сердцем обращайся со всеми людьми, не имея в сердце ни против кого никакой неприязни или зависти и недоброжелательства, злопамятства или злорадства, памятуя, что всякую минуту мы находимся пред очами Божиими, видящими все сокровенные изгибы нашего сердца.

27 января

Суббота. Благодарю Господа, услышавшего слезную молитву мою и даровавшего мне благодать совершить непреткновенно (кроме как на великом входе) Божественную литургию и причаститься неосужденно животворящих Таин к чудному очищению грехов, к освящению, оживлению, укреплению души, бодрости и дерзновению. И обедом накормили хорошим, и денег [...] дали. А еще не хотел служить, с вечера отдумывал. Слава Богу за всё доброе!

Отпевал Марию Ильиничну, дочь столоначальника таможни Ильи Николаевича Яковлева, бывшую замужем за инженером-механиком Ильею Никитичем. Скончалась скоропостижно, [...]. А танцы виноваты, между прочим.

Как жизнь здешняя скоро проходит и вдруг пресекается! А ведь неймется: всё потехи да смехи, вечеринки да напитки. Скорее за душу! За воздержание, за молитву, за пост, за слово Божие! Это едино на потребу.

Крест – четвероконечная сила (канон Кресту), – значит, крест о четырех концах; крест – триобоюдоострый меч, – значит, опять: крест о четырех или только о трех концах. Против раскольников.

Согрешил вчера в субботу пред Господом, пред Пресвятою Богородицею, пред святым Ангелом Хранителем и святыми угодниками Божиими в том, что на поминках пил вино и ел мясо, а дома после поминок напился с избытком кофе и чаю и обременил свой желудок, лишил себя легкости и ясности Божественной, в Святых Тайнах полученной, чистоты сердца. Вечером же согрешил невоздержанием пред раннею обеднею – поел рябчиков и тем опять отягчил себя и как бы в блате загрязнился. Не мог прочитать всего правила – сон одолел. Утром кончил со слезами правило свое.

28 января

Воскресение. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить страшное священнодействие литургии и причаститься животворящих, божественных, животворных Его Таин и молебствие Владычице совершить непреткновенно.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить брак после вечерни непреткновенно, панихиду, крестины.

Избави от лукавого и всех начинаний его. Диавол начинает, он начинщик всякого греха, на него падает большая во всем ответственность пред Богом, ибо человек слаб и удобопреклонен ко греху.

От ядения мяса и пшеничного печения золотуха и болячка в ухе у меня сильнее умножаются, а главное – нечистота сердечная, легкомыслие, подмывание на сердце вражее, слабость моя, смех неуместный от пустых мыслей, суетность, тщеславие, лицемерие – одним словом, духовная смерть. И я, как будто не разумеющий, не вижу, что беда на носу, неисправлен пребываю, продолжаю сластолюбствовать в пище и питье и излишество дозволять себе: в гостях выпил водки, рюмку [кеммелю] и другую сладкого вина с приличною закускою, да и дома закусил печенья, чего не надо было делать, да и чай со сливками пил после кофе в гостях с сухарями. Воздержание, воздержание и воздержание в пище и питье против свирепства тления, духовного и телесного!

Регент певчих Богоявленский – умница.

Доколе еще можно, начинай умерщвление беснующейся плоти воздержанием, молитвою, постом. Ежеминутное бдение над собою необходимо.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Славу, которую диавол хотел похитить у Бога, восхотев стать равным Богу, на что и нас покушался склонить и склоняет всех нынешних умников и вольнодумцев, мы воздаем по справедливости Богу и будем воссылать до скончания мира, а потом во веки веков. Не приписывай ничего себе, никакой славы и не похищай ее святотатственно у Бога – ты из ничего и ничто, всё в тебе от Бога; не отнимай славы у Бога и в видимой природе, не говори, что мир образовался сам собою.

Славы от человек не приемли – слава от единого Бога, праведного Судии и ведающего тайны сердца.

Еда чего лишени бысте доселе от щедрого Промысла Божия? – Ничесоже. Благодарим премудрый и всеблагой Промысл.

Анна Константиновна одна из рода жены твоей, родная сестра ее. Долг твой – довольствовать ее в сиротстве и вдовстве. Бог не оставит тебя за это.

Выше жизни своей цени заповеди твоего Бога – Творца, Спасителя, Благодетеля, Промыслителя, Судии всеблагого, премудрого, всемогущего, верного, истинного, неизменяемого; кайся немедля, искренно, глубоко, твердо; возненавидь всякий грех и возлюби правду. Возлюбил ecu правду и возненавидел ecu беззаконие [Пс. 44, 8]. Любящий Бога ненавидит злая [Пс. 96, 10].

Вчера вечером с великим дерзновением Господь даровал мне совершить брак – благодарю Господа – но дотоле, пока не огорчился на дьячка, то есть вместо дьячка исполнявшего чтение бывшего будочника из евреев. Тут крайняя стали немощь в сердце и боязнь. Крещение в доме Мурашова совершил тоже с дерзновением. Слава Богу!

Законы Господни твердо хранят все ангельские воинства, им строго и точно следуют все святые на небесах и ведомые Богу святые на земле, им строго повинуется вся природа, все миры – исполняй их строго и ты. Ты заповедал ecu заповеди Твоя сохранити зело [Пс. 118, 4]. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди [Мф. 19, 17].

Ради Бога, ради образа Божия в тебе, ради чистоты сердца воздерживайся от мяс и рыб и вина, особенно хлебного. Воздержно пей и ешь. Доколе бессловесно обременять себя пищею тебе, ежедневному причастнику Божественных пищи и питья – Пречистого Тела и Крови Христа Бога? Ты должен бы совсем не есть мирской пищи, ибо Божественной насыщен всегда.

Сила бо Моя в немощи совершается [2Кор. 12, 9]. Где немощь, там и сила Божия, – дивные дела! Не унывай же, когда немоществуешь духом и телом: где немощь твоя, там сила Божия. Опять сегодня дал мне свидетельство чрез простого человека, что Его сила совершается в людях чрез немощное служение. (Иван Андреевич Морозов – кожевник.)

Время уже тебе обращаться от жизни тленной к нетленной, от работы плоти и чреву к работе Богу (не можете служить Богу и маммоне [Мф. 6, 24]), от искания чести и славы мира сего к исканию почести горнего звания, от искания богатства тленного к исканию богатства нетленного, негиблющего, вечного; время образ Божий отделить от праха, очистить, обновить.

Я страдаю слабостию воли, решимости. Надо обетами связать себя, принудить себя к исполнению добрых намерений, например к посту, к неядению мяса, рыбы.

30 января

Ранняя обедня. Благодарю Господа, оживившего меня и нынешний день, когда я был мертв душою! О, какое сладостное оживление в моем существе ощутил я по принятии Святых Таин, какой легкий, тонкий, животворный огнь, сжегший грехи мои! Какой мир! Какую сладость! Какое умиление! Слава Господу за всё!

Пища мясная очень тяжела для сердца – томится, ноет от ней, грубеет; бесчувственность, нечистота поражают его больше и больше из-за животной пищи.

31 января

Благодарю, благодарю Долготерпеливого и Многомилостивого, паки удостоившего меня, непотребного, злонравного, причаститься божественных и животворящих Таин в мир, избавление и освящение. Паки животворный огнь во устах и внутри – в сердце и во всем существе, паки блаженство богосоединения! Но и опять падал я многократно в лукавство и злобу! И после покаяния в них – опять милость и прощение Владыки живота моего. На утренней, в 12 часов дня, панихиде у Никифоровой державно избавил меня Господь от злобы на сестру, свояченицу Анну, приняв мое искреннее внутреннее покаяние. Никакого зла она мне теперь не сделала, кроме некоторых беспорядков в доме. Но беспорядки надо переносить без злобы: злоба не исправит беспорядков, а покрывающая всё любовь удобно исправит кротостию, терпением.

Говорим: оставляем должником нашим, а как многие, в том числе и я грешный, таим на кого-нибудь давнюю злобу за обиды, сделанные давно, и эта злоба возникает в сердце при каждой встрече с тем человеком, при каждом его слове, которое звучит для нас неискренностию, лукавством, обидою, хотя бы и тени всего этого не было во всех его словах! Как, следовательно, мы лжем пред Богом и пред собою и пред людьми, когда читаем эти слова каждый день! Великое дело – незлобие! За одно незлобие Господь простит людям незлобивым множество грехов, а злых и при добрых делах осудит в геенну, ибо аще... любве не имам, ничтоже есмь [1Кор. 13, 2].

Сколько раз я спутывался злобою диавольскою при начинании и содействии диавольском, сколько раз каялся искренно, и опять увлекался этим безумием, осквернялся этим смрадом!

О святые угодники Божии, прославившиеся незлобием и всякою добродетелию. Я отстою от вас как земля от неба! Вы свет, я тьма, вы цветы благовонные, я смрад адский, вы истинно велики, я низок и подл. О негодная душа моя! О непотребная, злосмрадная плоть! Доколе я не возненавижу вас всею полнотою ненависти? Доколе не распну вас? Доколе вы будете, чуждые, оскорблять Бога моего? Доколе буду с вами? Доколе в боках моих и на дне сердца моего будет зло и прелесть страстей? Доколе наездничество сатаны?

Прославляю непрестанно человеколюбие Божие, а сам ненавижу иных людей. Что за безумие, что за дерзость? Прославляю щедроты Божии, а сам скуп, жаден, жестокосерд!

Ношу крест на персях, а тайны, силы, разума креста доселе не понял, доселе не вошел в дух его – в дух любви беспредельной, в дух терпения, самоотвержения, покорности и преданности воле Божией, в дух правды Божией,

в дух суда вечного! Доселе распинаю ежедневно Христа в себе; вместо того чтобы распинать свою плоть со страстями и похотями, распинаю Христа в ближних, лишая их по жестокосердию своему, по пристрастию к корысти необходимого для жизни; сам роскошествую, а им не даю и необходимого, хотя они пред вратами дому просят у меня потребного, притом презираю, осуждаю, поношу их. Крест перестал уже напоминать мне о безмерном самоистощании любви Божией для спасения моего и мира грешного, о страшных муках крестных, о неизобразимом позоре, о крайней срамоте, понесенных ради меня, непотребного, Сыном Божиим, о необходимости для меня самоотречения ради спасения моего, незлобия, смирения, терпения, воздержания, послушания; он стал для меня только вывескою тщеславия – ужасное дело! – вместо того чтобы мне всегда со страхом, любовию и благодарением взирать на него! Сегодня во время панихиды извратил меня, молитву мою, дело молитвы о упокоении души усопшего; вместо плача о своих грехах, рыдал во мне лукавый, любосластный смех и из-за чего? – Из-за креста наперсного. Вообразилось мне, что отец Иоанн Цветков обращает особенное, удивленное внимание на мой, различный от обыкновенных наперсный крест, и смешно стало мне, и, как хоботом, диавол стал двигать, волновать, смущать смехом сердце мое! Будь проклят этот смех неуместный, эта бессмысленная игра улыбки на лице, это повождение хвостом диавольским по внутренностям моим – этот болезненный смех! О, как только не смеется надо мною вселукавый враг! То боязнь неуместную, то смех глупый действует во мне, то гордость, то злоба, гнев и зависть, то блуд, то нетерпение, ропот и уныние, то леность, то любостяжание, то чревоугодие и объядение и пьянство, то блудные движения. Проклинаю многовидный и многоглавый грех, хотя и увлекаюсь им невольно. Ругается чревоугодник Христу в членах своих, ибо, угождая чреву, не радит угождать Богу: радея о брюхе, не радит о духе; не радит о голодном, бедном, нагом, больном, несчастном ближнем, ибо нелепое и скверное мыслит, пустое говорит и делает, потому что сделал сам себя неспособным к помыслам и делам возвышенным. Служит ли чревоугодник Богу и предстоит у престола Божия – и тут он раб чрева, и тут оно склоняет его помыслы и чувства, стремления, надежды к земле и отревает от неба. Горе’ имеим сердца, говорит, а сам первый склонил очи свои к суете мирской. Горе навыкшим чревоугодию, жадности, пресыщению, корыстолюбию, сластолюбию! Они рабы чрева и пресмыкающегося на чреве и персях, а не рабы Божии!

Опять к безумству безумие, к погрешностям ближнего свой тягчайший грех – злобу на прегрешившего! Никогда так сильно злоба не действует, как когда я пресыщен (замечено многократно)!

Все святые и все христиане – одно, а не многие; все в Боге и Христе одно, притом все по образу Божию, хотя и с язвами страстей; все от одного человека, у всех один Бог Отец, у всех одно упование. Только любите друг друга, а святых призывать – они недалеко.

Пресыщенное чрево, сластолюбивое чрево – злейший враг мой и Божий: оно делает сердце скверным, хульным, лукавым, ленивым, боязливым, смехолюбивым, блудным.

* * *

84

Иоанн Кущник († 450), преподобный, происходил из богатой и знатной семьи цареградского вельможи; подвизался сначала в обители неусыпающих в Вифании, потом в Царьграде в куще (палатке, шалаше), построенной у ворот родительского дома; был узнан родителями уже после смерти по Евангелию, которое было дано ему родителями и которое лежало при его теле. Память его 15 (28) января.

85

Оле (церк.-слав.) – о, междометие, выражающее удивление или скорбь.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 17: 1872-1873. - 2009. - 566 с. ISBN 978-5-902112-66-2

Комментарии для сайта Cackle