праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

Ноябрь

4 ноября

Суббота. Благодарю Господа, воскресившего меня ныне от духовной смерти чрез служение литургии и причащение Божественных Таин, разрушившего во мне козни врага, мучившего меня, отъявшего смятение, тесноту, насилие вражие и мое бессилие, уныние и срамоту и даровавшего мир, дерзновение, свободу, здравие души и тела! О, какую новую, сладостную жизнь почувствовал я по причащении Святых Таин! Благодарю Господа! Но какое несчастие! Я потерял было вдруг благодать столь великую и богатую чрез свою скупость, любостяжание, жестокость, когда между многими нищими подошел ко мне один молодой оборванец, видимо балованный, нерадивый и ленивый, и стал просить у меня денег на опорки и на пароход, а потом и товарищу, тоже молодому парню. Раздражился и разгневался и оттрепал его с гневом за волосы на улице. И это после причастия Святых Таин, после такой великой милости Господа ко мне, непотребному, после такого богатства благости и щедрот! О, как я глубоко пал, как прогневал Господа моего! Я поступил так же, как должник немилосердый, коему Царь простил тьму талантов, а он не хотел простить товарищу и ста динариев! Таковы мы!

6 ноября.

Благодарю Господа за мимошедший день и за вчерашнее послужение Его благости и бесприкладному

величеству. Благодарю Господа, исправлявшего кривая течения моя (пути сердечные) и сподобившего меня с дерзновением, непреткновенно совершить утреню и раннюю обедню. В начале утрени и до Бог Господь сердце было связано и стиснуто Велиаром из-за ризы, что в воскресный день дал протоиерей ризу грязную и рваную (лебедевскую): взяло меня огорчение на настоятеля, и дотоле я был как связанный, доколе я не уразумел и не почувствовал прелести вражией и козней его, доколе не уразумел, какую великую духовную утрату я несу из-за попечения о чистой ризе внешней, как враг пятнает, чернит и раздирает чрез то ризу, нетленную ризу души моей, поражая меня адским мраком, смущением, скорбию, теснотою, черствостию сердечною, смертию духовною, как я отпадаю и от любви Божией, и от любви к людям Божиим (и об одежде что заботитесь? [Мф. 6, 28]), таю в огорчении, стражду во пламени. На клиросе соборные братья пели службу, а в моем сердце святотатственно вопили мои страсти свою диавольскую песню. Понял я наконец, благодатию Божией, вражию надо мною насмешку и бросил всякое попечение об одежде и негодование на протоиерея и пошел петь на клирос; Господи воззвах – все стихиры, стихи на стиховне, на хвалите и прежде ирмосы – и преоборола благодать Духа: до конца утреню и обедню служил свободно, громогласно, со слезами покаяния и умиления, и императрицу выговорил, и заамвонную прочитал всю, и прощение произнес.

6 ноября

Голос чистый и звучный, но в душе крайнее смущение, стеснение, пакости вражии. Обедню служил громко, с препятствиями от врагов; причастился к оживлению и в мир душевных сил. Благодарю Господа за неизреченный Его дар.

Кормилец, Владыко Господи! Благодарю Тебя за неоскудную Твою ко мне милость, яко окормляеши в мире живот мой, виновность и смятение страстей от сердца моего отъемля, когда я искренно покаюсь пред Тобою. Вот и сегодня несколько раз Ты помиловал меня, окаянного и злого, когда я покаялся в злобе своей.

В Церкви нашей нет никакого учреждения, обычая, обряда, которые бы установились без Главы ее, Господа Иисуса Христа, и без Кормчего ее – Духа Всесвятого: Он наставляет пастырей ее на всяку истину, Он Виновник всего благоустройства.

7 ноября

Благодарю Господа, помиловавшего меня к совершению Божественной литургии, слезы умиления мне даровавшего, крепкий глас в служении, непреткновенное служение и причащение ко оживлению души Божественными Своими Тайнами. Благодарю Господа, многократно дававшего мне и нынешний день прощение грехов.

Пресвятая Богородица (образ Ее) ставится в иконостасе по левую сторону царских врат, потому что рождением Сына Божия отверзла нам вход в рай и Своими молитвами к Богу о нас, грешных, непрестанно отверзает нам двери милосердия и двери Царствия Небесного.

Святая Церковь в устройстве храма и в богослужении, как на хартии или на скрижали78 начертала главнейшие судьбы мира и человека: так она изображает сотворение мира – алтарем небо, церковью землю, притвором преисподнюю; изображает блаженное состояние человека и затем его падение, изгнание из рая в мир, закрытие врат райских и приставление херувима с пламенным мечом, покаяние Адама и Евы, обетование о Искупителе, ожидание ветхозаветными людьми Спасителя, принесение жертв умилостивительных, пророчества и прообразования; явление Спасителя, Его сокровенную до времени жизнь, Его крещение, Его пост и искушение, явление миру, проповедь, чудеса, страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо.

Всё земное – образ и тень небесных. Так образ богослужения на земле есть образ небесного, красота храма – образ красоты небесного храма, свет – образ неприступной славы Божией на небесах, благоухание кадила – образ тамошнего несказанного благоухания святых, здешнее песнопение – образ тамошнего неизреченного ангельского славословия.

Да и все земные и небесные тела и вещи могут служить образом будущих вещей. Солнце – образ мысленного солнца – Бога; луна, осияваемая от солнца, – образ Божией Матери, осиянной от Солнца Правды – Христа; звезды – образ небесных Ангелов, кои суть вторые светы, окружающие престол Божий, и образ святых Божиих; облака – образ Ангелов и всех святых с возвышенными душами, чуждыми земных пристрастий, протекших земное поприще; здешние сладости – слабая тень будущих сладостей неизреченных, вкушаемых Ангелами и праведными людьми от соединения с Богом и блаженство всерадостное лицезрения Его. Здешнее светлое одеяние священнослужителя – образ будущего, пресветлого, нетленного одеяния и будущей славы. Праведники, сказано, воссияют, как солнце, в Царстве Отца их [Мф. 13, 43].

Благодарю Господа, яко не по беззакониям моим сотворил Он мне, ниже по грехом моим воздал мне, но яко по высоте небесней от земли удалил от меня беззакония мои, и яко щедрит отец сыны, ущедрил меня Господь; благодарю Господа, яко не обличил меня яростию Своею в беззакониях моих и не посрамил меня доселе.

Господи Всеведче! Даждь мне благодать не огорчаться на праздно живущих в дому моем и туне ядущих хлебы моя и не входить в жизнь их. Сам Ты исправи их и научи трудиться, да и меня от всякой лености избави, и наипаче от духа вражды: ибо вот я ежедневно нарушаю весь закон Твой, враждуя на неисправных и бездельных, вместо того чтобы любовию, кротостию и долготерпением к ним исполнить оный.

О, из-за каких пустых предлогов я нарушаю каждый день заповедь о любви! Пришел сегодня я из класса домой и увидел на столе вместе с ухою и рыбою и винегретом мясной суп и мясо и впал в ненавидение к домашним и особенно к сестре Анне, из-за которой постоянно нарушаются все посты! Между тем лучше есть скоромное, нежели враждовать на брата, и я согрешил больше их, то есть жены и Анны К. Тесно мне и мрачно стало, но помолился ко Господу в покаянии, и Он помиловал меня и дал мне пространство. То же было и вечером за ужином – и опять помолился, и опять помилован. О, богатство благости и щедрот Господних! Или о богатстве благости... и кротости и долготерпения Божия нерадею, не ведый по жестокости же моей и непокаянному сердцу, яко благость Божия на покаяние мя ведет [Рим. 2, 4] ?

8 ноября

Благодарю Господа, даровавшего мне воспеть нынешний день Архангелов и Ангелов Его громогласно и совершить Божественную литургию с умилением и причаститься неосужденно животворящих Таин. На молебне чувствовал великое смущение и боязнь от врагов невидимых, насилие, так что готов был плакать от их злобы; не выговорил некоторых слов в Евангелии водосвятном и в молитве водосвятной; чувствовал, что насилие врагов происходит от чревоугодия, сластолюбия, пресыщения (вчера за обедом ел довольно жаркого – не обычно, а у Н.Мих. Семенова после всенощной семгу и икру, пил вино и сладкий чай). Вот отчего мое бессилие в духовной борьбе! Вот отчего не имею власти наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию [Лк. 10, 19]! Вот отчего она мне вредит!

Сравни ты свое нынешнее положение с тем, в коем ты находился по рождению, а не по воспитанию, туне дарованному тебе Богом, монархом и Церковью, – и смотри, какое огромное различие между тем и другим: там нужда и бедность, здесь – совершенный достаток во всем; там множество неудобств, здесь – почти все удобства. Не представляй же себя злополучным, не унывай и не огорчайся от некоторых неисправностей домашних, но покрывай их любовию, снисхождением и терпением и благодари Бога за то, что имеешь. Гони прочь всякое недовольство другими, довольствуйся настоящим, храни мир душевный, и да почиет в тебе Бог, и ты в Боге да почиешь.

Хотя бы полуобнаженным пришлось тебе ходить из-за неисправности жены твоей по какой бы то ни было причине, не сердись на нее и тогда – ибо любовь и мир дороже всего, а вражда обнажает душу, делая ее пребыванием демонов. Всего будь готов лишиться: и денег, и одежды, пищи и питья, но сохрани незлобие и любовь – и ты имеешь всё, ибо в любви всё, без любви – ничего, без любви всякий человек – жалкое существо, ибо он без Бога! Притом не может быть, чтобы Господь не вразумил, не наставил, не исправил твоей жены или другого кого, если ты будешь кроток. Прими же сильные и решительные меры к тому, чтобы всегда держаться любви и мира. Враг не дремлет и ежедневно подстрекает нас к вражде, непрестанно возмущает нас, особенно меня, многострастного. Терние долой! Пастырю добрый и Посетителю душ наших! Сам исправи меня. 8 ноября 1872 года.

О, как много грехов во мне! Как они терзают, смущают меня! Я один грешен, а между тем в других воображаю и осуждаю разные, разные грехи: это мое зло мерещится мне в других – я зол, не люди, о коих я думаю зло, даже о начальствующих и предержащих.

Многим, многим я обязан семейству Несвицких: чрез них я сопричислен к Петербургской епархии, почти к столице, и пользуюсь таким местом и такими преимуществами! Важное место! Я не достоин его! А родство?.. Да угождаю же и уважаю и да люблю род Несвицких! Да снисхожу, да долготерплю им! Ты же, Господи, руководствуй моих домашних! Ты зришь их! Пастырю Добрый! Настави их во всем (они во многом заблуждаются и не хотят слушать наставлений). Но и я заблуждаюсь премного – и меня настави, наипаче в любви.

Всякий согрешающий мечтает, будто грех есть приобретение для него, но каждый грех есть величайшая тщета и потеря для человека, для души и тела его; так чревоугодник и пьяница думают, что если они поглотили как много больше пищи и вина, то они куда какое большое приобретение сделали, точно город взяли; корыстолюбец скачет от радости, что он обманом продал много товару и выручил много прибыли; завистник мечтает, что если он завидует счастию ближнего, то удовлетворит тем себе; лентяй, уклонившийся удачно от дела, думает, что он сделал важную прибыль себе. Но как всё это ложно, превратно! Об этом говорит опыт каждого и свое суждение. Грех есть безумство и в людях умных!

Недовольство домашними и угрюмость моя разразились вечером, при слугах, тем, что я рассорился с женою за то, что она не хочет починить мне вовремя подрясника; за неделание их я огорчен был уже с утра. Не надо огорчаться, а быть довольным всем.

Избытки, избытки избаловали меня; ласки, ласки прежние избаловали меня. Благодари и благодари за всех и за всё Бога и ни на кого ни за что не огорчайся.

Время пожалеть рыжего мальчика, хотя и шалуна: он натерпелся много. Придется мне есть скоромную пищу в пост, ибо постная действует на меня дурно, особенно рыба в постном масле, или ничего с маслом не есть.

9 ноября

Благодарю Господа за совершенно чистый и звучный голос при служении и за совершенное спасение по причащении животворящих Таин. Но и козни вражии были во время литургии – злейшие козни и жало, жало, ядовитое до крайности; думаю, что сластьми жалит меня злодей. Замечательно, что после постной пищи я имел голос превосходный, – впрочем, ел яблоко и пил мед, ел уху ершовую. Во время утрени чувствовал немощь, слабость и уныние.

Скажу правдивое слово о сестре (по жене) Анне Константиновне: она иногда бывает крайне дерзка, лукава, лжива, клеветница, зложелательница до дерзости, злорадица; правды, ее касающейся и ооличающеи ее во лжи, терпеть не может: говори ей, что она права, хотя явно лжет; не щадит доброго имени ближнего, который почему-либо ей не благоприятствовал и не благоприятствует, но чернит его беспощадно; всех осуждает, а сама не терпит, чтобы кто-либо ее судил; ленива, праздна, готова весь день сидеть сложа руки; нечиста на руку (цепочка от креста). Но есть и добрые стороны.

Будь бескровным мучеником, терпя от домашних нападения, ругательства, обвинения неправедные, крики и плач притворный, клеветы, осуждения, наговоры, упреки за подаяние нищим, непослушание, неделание и праздность. Сам Господь сказал, что не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем [Мк. 6, 4].

Научи меня, Господи, быть довольным домашними, соседями, товарищами и недовольным только собою, и даруй мне исправлять себя ежедневно со всяким усердием. Я был виновником сегодняшней распри из-за шубы.

Не жалей себя, а то бывает часто так, когда обидевшие тебя будут раскаиваться в своих обидах, ты представляешь себя слишком обиженным, достойным крайнего сожаления и жалеешь себя греховным жалением; нет, не жалей себя, не люби, а ненавидь себя, не давай усиливаться в себе ветхому человеку со страстями его. Прочь грешная жалость – жалей о том, что Господа прогневляешь, образ Его в себе растлеваешь, диаволу сочетоваешься и от Бога удаляешься чрез нарушение Его заповедей.

11 ноября

Благодарю Тя, Многоблагоутробне и Многомилостиве Господи, яко удивил еси на мне нынешний день милость Твою, даровав мне благодать бодро и непреткновенно, со дерзновением совершить Божественную Твою литургию; в каждом слове была помощь Твоя мне, в благодати Твоей я торжествовал над врагом; причастился Божественных Таин неосужденно, во оставление грехов и в мир душевных сил и в умножение дерзновения, еже к Тебе. Только под конец панихиды жестоко уязвил меня враг, или змий бесплотный, смущением, боязнию и сомнением, оборвав меня на отпусте. Я не выговорил слов: Живыми и мертвыми обладаяй, потом в недрах Авраам... с праведными причтет. Яд змия разошелся по всем внутренностям и жестоко мучил меня; долго я молился в покаянии пред Чашею Завета, сокрыв Кровь Божественного Агнца, и когда стал потреблять Святые Дары, весь яд змиин уничтожился. Я успокоился совершенно. Слава Тебе, Кормилец мой, Господи. Потом опять уязвил меня змий, когда у Марьи Арсеньевны рассказывал о поступках со мною Анны Константиновны, моей своячницы, горько жалуясь на нее. Теснота и скорбь объяли меня; я пошел в церковь и там долго у святого престола молился Господу в покаянии души, и Господь помиловал: скорбь, смущение, теснота исчезли, водворился мир Божий.

Благодарю Господа и за вчерашнюю литургию, что добре совершил оную и причастился животворящих Божественных Таин. Благодарю Господа за примирение с моими домашними, с коими я по немощи и страстности моей поссорился; в знак мира предложил яблоко сестре Анне К. и жене моей, и мир водворился в сердце моем. Благодарю Господа, двукратно помиловавшего меня вечером, после дерзости моей с одним нищим, коего я вырвал за волосы, и после сильного вопля на другого нищего. Довольно долго покрывала меня тьма, окаянного, и только после продолжительного сердечного покаяния Господь разрешил мои грехи. Грехи истинно путы, так и вяжут. Что воздам за бесчисленные милости Господу моему? – Прославлю Его милосердие и долготерпение ко мне, грешному.

Верую во единого Бога – для чего поется от лица всех во время литургии ([он же и] при всякой службе)? Для того, чтобы оживлять свою веру в Триипостасного, всех животворящего и чудотворящего Бога и ею оживляться; чтобы при содействии ее сделать себя более благотворным имеющее совершиться Таинство Тела и Крови Христовой, ибо без живой, правой веры оно не может принести нам пользы и не может быть усвоено, ибо верою усвояется и ощущается в своих спасительных плодах.

Вечерний вход. Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все [Еф. 4, 10], – образ сошествия Христа с небес на землю и восшествие на небеса по совершении дела спасения нашего, потому и прокимен воскресный поется: Господь воцарися (вместо царства сатаны), в лепоту человеческой плоти, соединенною с Божеством, облечеся [Пс. 92, 1]. Потому и догматики Богородичны поют. Мудро Церковь всё устроила для нашего поучения и назидания.

11 ноября

Благодарю Господа за дар умиления и возвышенной молитвы (слезной) о людях, пред Евангелием стоя; в начале всенощной было смущение по случаю риз крестовых, взятых мною без позволения протоиерея. Молился о сем Господу, да помилует и оправдит мя и протоиерея да вразумит.

Я скуп относительно бедных: не оттого ли и доброхотные датели скупы ко мне? Да. Вспомнишь невольно случай с экономом патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, как за скупость его одна богатая вдова лишила Церковь тысячи златниц, дав вместо полутора тысяч только пятьсот. Завтра память святого Иоанна Милостивого. Быть особенно сегодня милостивым в простоте сердца ко всем нищим.

До сих пор я не научился нестяжательности и любви к бедным, ибо сержусь, ярюсь на них, если подходят ко мне во множестве и часто. А отчего ярюсь? – Оттого, что жаль денег, а не нищих.

Есть ли на земле место выше, святее, благотворнее, драгоценнее для человека, как храм Божий? Нет: ибо в нем престол Божий, в нем страшные Тайны совершаются, в нем наше обновление, освящение, примирение, богоусыновление; тут схождение Духа Святого, тут Троицы явление в животворящих Тайнах; тут наше обновление и обожение, тут просвещение, тут руководство наше к животу вечному, тут всегдашняя об нас молитва Церкви как при жизни, так и по смерти нашей; тут отъемлется наше бремя греховное, тут решение и вязание грехов, тут единодушная и общая молитва, тут умиление с обильными слезами, тут утешение Святого Духа, тут утверждение и препоясание силою свыше нас, немощнейших. Как любил богоотец, царь и пророк Давид дом Божий! Как любил его и наш Спаситель, Христос Господь, во дни плоти Своей! А Матерь Божия воспиталась в нем, во Святая Святых! Как любили апостолы Дом Божий!

Разве туне79 молимся ежедневно или в воскресные и праздничные дни во храме? Нет, но велии и богатые милости получают от Бога все усердно молящиеся: помилование, оставление грехов ради бескровной Жертвы, приносимой на алтаре; освящение, избавление от скорбей, умирение душ и утверждение в вере и добродетели. И можно ли туне уйти из дома Божия, из дома Отца щедрот и всякой утехи, от Которого всяко даяние благо и всяк дар совершен [Иак. 1, 17]? Отчего же многие не ходят, многие очень редко ходят в храм? Отчего бежат от храма? Что скажете вы о тех детях, кои бежат от дома родительского?

Юродивые решились на свой трудный подвиг поношения, биения, поругания, оплевания, заушения от людей для того, чтобы уподобиться в страдании своем Господу, нас ради претерпевшему от людей подобные и гораздо большие искушения. Вот тайное юродство!

Чудно хороши молитвы Святой Церкви во время богослужения: мудро они составлены, высокою любовию к Богу и к человечеству, ко всему человечеству проникнуты они, дух единения и взаимного общения дышит в них. Эти молитвы – прекрасный памятник единодушия и любви древней Церкви Христовой, единой и нераздельной. Сам Дух Святой священнонаучил апостолов и пастырей Церкви учредить такой прекрасный порядок богослужения, вдохнуть в оное такой дух – дух общей братской любви, дух мира и дух святыни. Но кто этот ангел, предстоящий престолу Господню, ибо Ангелам свойственно служить непрестанно Господу и предстоять престолу Его? – Это ходатай о людях, носящий образ Ходатая Бога и человеков, – Иисуса Христа [1Тим. 2, 5], это один из человеков, поставленный на службу Богу, как говорит апостол Павел: на его служение ангельское. Он – посредник между Богом и людьми, ближний друг Его, по слову Господа: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам [Ин. 15, 14]. Это некий бог для людей, с властию вязать и решать грехи человеков, священнодействовать для них животворящие и страшные Тайны, обожаться ими и других обожать чрез них, – это второй новозаветный Моисей, руководствующий сонм Божий по пустыне мира сего в землю обетованную; это Илия новозаветный, низводящий с неба невещественный огнь Духа Святого на предлежащие Дары; это Иосиф новозаветный, питающий братию свою хлебом небесным во время духовного глада греховного. – Высоко звание священника!

Службы церковные своим ходом и содержанием молитв, чтений и песнопений внушают глубокую благодарность к Богу и взаимное общение и общение, любовь и любовь друг к другу, кто бы другой этот ни был, и сознание наших бесчисленных согрешений, и непрестанное покаяние в них с произношением часто молитвы мытаря в кратком виде: Господи, помилуй.

Ветхозаветные книги. Читаются или поются из них избранные стихи: 1) для их поучительности и назидательности, 2) по их пророческому смыслу, 3) для показания того, что Ветхий и Новый Завет – одно, как начало и конец, альфа и омега одного великого дела искупления рода человеческого, ибо Ветхий Завет был пестуном80, детоводителем ко Христу и происходил от Того же Бога, как и Новый, ибо искупление человеческого рода началось тотчас после падения первых человеков. Христианство состоит из двух Заветов – Ветхого и Нового по самому существу дела: там – постепенно ветшавшее грехами человечество, дошедшее наконец до крайней степени растления или обветшания; здесь – обновляемое или обновленное новым, небесным учением Христа Спасителя, Его всесильною благодатию, Его жизнию, Его таинствами, ибо кто во Христе, тот новая тварь [2Кор. 5, 17]. Се, творю все новое [Откр. 21, 5] (то есть и человечество, и небо, и землю). Потому богослужение нашей Церкви состоит из писаний Ветхого и Нового Завета – для показания истины, спасительности, величия и Божественности христианской веры, ибо она есть сбытие всех ветхозаветных обетований, пророчеств и прообразований, данных прародителям, праотцам и пророкам. Христианство есть древнейшая религия, премудрая и чудная книга судеб Божиих о роде человеческом: она начата прежде сложения мира и пишется доселе; конец ее в Царстве славы, когда праведники просветятся, как солнце, в Царствии Отца Небесного, а нераскаянные грешники будут низринуты на веки вечные в ад.

Где я стою? На небеси? Ибо вижу пред собою престол Божий. Где я стою? Не на Голгофе ли? Ибо вижу пред собою распятого за грехи мира Сына Божия, воплотившегося и пострадавшего и умершего ради крайней благости. Где я стою? Не в Сионской ли горнице с апостолами Спасителя моего? Ибо вижу пред собою совершающуюся Тайную вечерю, слышу таинственные, проникнутые безмерною любовию к погибающему миру слова, ибо в лице апостолов они сказаны всему миру, – приимите, ядите, сие есть Тело Мое, и: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета и пр. ? Вижу, вкушаю и осязаю Самого Божественного Спасителя моего в чудных Его Тайнах и Его во мне действия – действия милости, мира, очищения, освящения, оживотворения, просвещения, обновления. Истинно Тело и Кровь Нового Завета, ибо обновляют всякого искренно причащающегося. Где я стою? Не при кресте ли умирающего за грехи мира Господа моего, ибо вижу книгу Завета, или последнего завещания Его верующим, конец коего и сущность следующие: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга [Ин. 13, 34]. Но где я стою? Ибо часто слышу священную повесть о Его жизни, о Его чудесных деяниях, о Его искупительном страдании, смерти и воскресении и вознесении на небо? У нас я стою в церкви Его, хранительнице Его Заветов, заповедей, обетований, Его Таинств, Его животворящих дарований. Но где я стою? – То я вижу отверзающимися, то заключающимися врата этого образовательного неба, этой образовательной Сионской горницы, этой образовательной Голгофы. Вижу на этих вратах Божественного Архангела, благовествующего Пречистой Деве о чудесном зачатии и рождении; вижу четыре евангелиста Стасовых с чудными, небесными благовестиями своими на вратах сих, как некогда святой Иоанн Богослов видел написанными на стенах таинственного града небесного двенадцать имен апостолов Агнца (Откр. 21, 14). Тут я мысленно ставлю себя в Назарете, в доме древодела, где жила Преблагословенная Дева, и вижу начинающееся спасение мое и явление таинства еже от века, прежде сего видимого мира положенного к совершению в судьбах Вечного. Вижу на вратах четыре свидетеля, или списателя, благовестника чудесной и спасительной жизни моего Сладчайшего Иисуса, Сына Божия, от Девы чудно воплотившегося, ибо четверочастне мир по странам света: восток, запад, север и юг, и во всю землю изыде вещание их, и в концы (четыре) вселенныя глаголы их [Пс. 18, 5]. Четыре свидетеля с избытком достаточно для показания истины повествования: они на вратах царских, как на вратах Царства Небесного, потому чрез веру в их благовестив входим в отверстое крестом Иисуса Христа небо, и они – виновники нашего спасения, как пестуны,

учители и отцы наши. Где я стою? Ибо вижу пред собою по одну сторону царских врат Господа, по другую – Пречистую Матерь Его; тут вижу в лицах главнейшие события из жизни Господа моего: Его рождество, Его крещение и пр., там стоят предо мною святые апостолы, там лик пророков, там лик иерархов, мучеников, преподобных, там лик праотцев и патриархов. Предо мною сонм небожителей, святых человеков. Где я? – я на небеси. Так Церковь есть образование неба. Так и все мы члены одной Церкви Божией, и все святые угодники Божии близки к нам как члены одного таинственного Тела Церкви, имеющие одну Главу – Христа. Оттого диакон часто и поминает в ектениях Пресвятую Богородицу и всех святых как членов одной Главы и одного тела, предавая себя и всех молящихся Главе Христу.

Часто поминаем мы на ектениях Пречистую Богородицу и всех святых, и наипаче пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа и отдельно Христа Бога для того, чтобы приблизить эти имена к умам и сердцам верующих и чтобы показать близость к нам всегдашнюю Господа Бога, Пречистой Богородицы и святых как Главы и членов. Близ ecu Ты, говорит один пророк о иудеях, уст их, далече же от утроб [рус.: от сердца] их [Иер. 12, 2]. Так и с нами часто и пречасто бывает.

В акафистах Спасителю и Божией Матери воспевается бездна милосердия Божия и благодеяний Божиих к роду человеческому, явленных в воплощении, учении, житии, страданиях, смерти и воскресении Сына Божия, столь великих, что если бы мы принесли, воспели Богу столько песней, сколько песчинок на земле, то и тогда бы достойно не восхвалили Бога, потому что эти благодеяния простираются на всю вечность, спасают нас от бесчисленных грехов и растлений, даруют освящение, избавление от вечных мук, снабдевают бесчисленными и величайшими благами, делают причастниками Божеского естества [2Пет. 1,4].

Господь влечет нас горе, на небо, а диавол старается приковать наше сердце к земле, к сластям земным, к нечистотам плотским, к деньгам, к одежде, к бесчисленным вещам, чтобы удалить нас навсегда от Бога и от неба и погрузить в бездне вечного огня. Вонми себе всяк! Бодрствуй.

Яко жениху возложи ми венец и яко невесту украси мя красотою [Ис. 61, 10]. Пророк предрекает славу святых Божиих, искупленных Сыном Божиим от земли Кровию Его. Бог даст им венец доброты и украсит их Своею Божественною красотою. Эти слова читает священник при облачении священнических одежд, потому что он жених церковный, как изображают Христа, он сочетовается со Христом в Таинстве Причащения во едино тело и един дух. Под невестою разумеется и всякая благочестно пребывающая душа христианская, украшенная благодатию Святого Духа, избавляемая от безобразия греховного.

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит [Ин. 3, 8]. По подобию сего и дух злобы дышит в наших душах, и голос его адский слышиши, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит. И как Дух животворит, так этот дух мертвит, мучит, оцепеняет.

Потому и муки вечны и люты, что дарования Божии разумным и свободным тварям бесконечно велики; что больше можно было даровать твари больше, выше, как разум и свободу, и ничтожество сделать богами, чтобы эти боги больше и больше познавали Непостижимого, проникали в Его свет и по мере приемлемости каждого им озарялись, утешались, наслаждались, совершенствовались, исполняя Его пресвятые хотения. Однако же твари, сделанные богами по благодати и по причастию Божества, сами захотели сделаться самостоятельными богами, не исполняя повелений своего Творца, и впали в гордость и злобу нелепые, и сделались творцами и виновниками бесчисленных зол в творении Божием. А люди и Кровь Сына Божия попирают и ни во что вменяют всё домостроительство спасения, отвергая совет Божий о себе, предвечный, преблагий, премудрый, всемощный совет Бога Триединого, – по делам и муку вечную восприимут. Сами виноваты в том, не кто другой.

Человек с нечистым и злым сердцем мучится собственными призраками и мучит других, подозревая, что и они злы, лживы, прелюбодейны и пр.

Все молитвы, стихи стихир и канонов, кондаки и икосы акафистов суть, с одной стороны, хвала Богу, Божией Матери и святым за их великие дела и благодеяния людям, а с другой, суть вопли, воздыхания, стенания, слезы удручаемого грехом, скорбями, болезнями, бедами и напастями человечества и молитва об избавлении, спасении мира, пространстве духа, об избавлении от болезней, бед и напастей или о просвещении омраченных грехами душ наших. Много в них утешения, учения, назидания.

Сколь истинно до йоты учение Церкви! Например, учение о мытарствах. Я еще и на земле испытываю истину сию: когда я служу Богу, тогда чувствую, как злые и нечистые демоны задерживают мою душу, не попуская ей в мысли и в слове идти к Богу и делая многоразличные запинания то блудными помыслами, то пристрастиями к пище, то к деньгам, то к одежде, то злобою и гневом, то завистию, то непослушанием и противлением, то суетным страхом и боязнию, то унынием и разленением и сонливостию.

12 ноября

Благодарю Господа, сподобившего меня и ныне совершить непреткновенно воскресную литургию при большом стечении народа и произнести слово о покаянии по Григорию, архиепископу Казанскому. Царскую фамилию на великом входе выговорил всю, кроме Екатерины Михайловны; заамвонную прочитал всю без перерыва. Вначале литургии была большая борьба, теснота и жжение в боках, голос слабый, нечистый (закрепило желудок). Потом пред великим входом благодать несколько отъяла тесноту; после великого входа слезы умиления при чтении молитв от сознания своей бедности духовной, своей крайней греховности. Голос сделался чист и звонок.

Божественно, с Божиею благодатью совершил я ныне литургию: народ, видимо, был тронут богослужением, стоял спокойно, с благоговейным настроением. Слава о сем Господу!

В кратком славословии Святой Троице и во многих церковных молитвах прославляется присносущие81 Бога Триипостасного словами: и ныне и присно и во веки веков, для возбуждения всегдашнего, неизменного благоговения к Богу верующих и непостыдного упования на Него.

Благодарю Тебя, Господи, яко вчера отъял еси от сердца моего возникшее в нем чувство неприязни к сестре моей Анне Константиновне с детьми; воззрел к Тебе сердечными и телесными очами в покаянии и молитве, и Ты отъял злобу сердца моего. О, если бы и никогда не возникала она во мне, Владыко! О, если бы Ты даровал мне совершенную преданность Тебе и совершенную надежду на Тебя и совершенное терпение всего, что бывает дома или вне его! Твоя есть держава, Господи, и Твое Царство! Аминь.

13 ноября.

Господи! Благодарю Тя за неизреченную Твою ко мне милость, что и в настоящий день сподобил Ты меня причаститься Божественных Таин и обожил меня, недостойного, за единое мое покаяние и слезы. Благодарю Тебя за мир и святыню. Господи! Благодарю Тя, яко злые движения сердца моего прекращал еси по молитве моей и из уст мысленного волка исхищал меня. Доколе во мне не умирает злоба и алчность? Доколе не буду доволен своим уголком и не вменяю в дар держать у себя вдовицу с сиротами? Доколе буду нетерпелив и за все неисправности и погрешности домашних не перестану гневаться? Да превозможет Таинство Причащения над всеми моими злыми движениями. Благости и разуму научи мя. Господи! Хотел бы я уединения! Много стужает мне вдова молодая Анна с своими чадами. Даждь ей, Радосте моя, место, должность и труд.

В странническом пути моем довольно мне и сего жилища, можно потерпеть некоторые неудобства и беспокойства ради доброго дела, чтобы уприютить птенцов с материю до времени. Всеблагий и всещедрый Отец Небесный не оставит и меня Своею милостию и щедротами. Дай Бог с любовию, без огорчения, покоить и довольствовать их.

При венчании сегодня свадьбы чувствовал вначале крайнее смущение, от диавола навеянное; потом со дерзновением читал медленно все молитвы: обручается раб Божий такой-то и обручается такая-то выговорил твердо и брачную молитву читал неспешно и твердо, громко, не претыкаясь, но когда вышел дьячок полупьяный читать Апостол, я строго и сердито взглянул на него, [учительно], и сам смутился, почувствовав к нему неприязнь. Затем уже не с дерзновением читал молитвы, претыкался, недоговаривал слов и выражений. Не искренен был при чтении молитвы благожелания новобрачным и при чтении дальнейших молитв, ибо лукавый дохнул в сердце мое, смутил и осквернил его; в Евангелии на молебне не мог выговорить слов умеете даяния блага даяти чадом вашым [Мф. 7, 11; Лк. 11, 13], три раза повторял. И дома, чувствую, нет искренности к домашним, – не знаю почему.

Если не служим и не живем Богу, то непременно служим и живем себе, миру, плоти, диаволу. Потому благо служить и жить для Господа; если не поёшь Богу, например, псалмов Давидовых и проч., то поют в нас наши страсти, поют гибельно и разрушительно. Потому благо петь Господу. Благодарю Господа, яко при внимании моем к себе благодать и сила Божественных Таин превозмогает над адскими, действующими во мне силами греха. Слава Тебе, Царю всемощный и Спасителю готовейший!

Колокол – пастырь и свирель, созывающая словесных овец во Двор Овчий – в Церковь, на духовную пажить молитвы и слова Божия, и труба бранная, напоминающая о духовной брани и о готовности к ней каждый день, чтобы мы стояли всегда в духовном всеоружии.

Общий дух; богослужения – дух; общения, мира и любви ко всем, преданности Богу, покаяния, святыни, готовности к ответу на Страшном Судилище.

Обряд стояния значит, что мы предстоим Царю царей как рабы Его, готовые исполнять волю Его; обряд сидения означает милость Господа к бдящим и ожидающим Его, Господа Своего, рабам Своим и напоминает нам следующие слова Его из притчи: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12, 37).

Коленопреклонение – поклонь колена моляшеся [Лк. 22, 41]; облачение означает новую одежду христианина, в которую он облекся по крещении, одежду правды. Открытие и закрытие царских врат, выходы и входы – и войдет, и выйдет, и пажить найдет... Отныне будете видеть небо отверстым [Ин. 10, 9; 1, 51].

14 ноября

Благодарю Господа, сподобившего меня и нынешний день совершить добре Божественную литургию и причаститься в мир душевных сил и во здравие Божественных Таин.

Благодарю Господа, избавившего меня по усердной молитве от мертвящего жала неприязни к сестре Анне К. и даровавшего мне свободу и мир после смятения и тесноты. Вижу, что неприязнь к домашним – от диавола. Дай, Господи, совершенное от нее избавление. Дай мне стяжать простоту любви, даждь мне нестяжательность, отыми алчность и сребролюбие и сластолюбие – эти сильные рычаги вражды.

Проникнутый важностию наступающего Таинства Причащения, священник себе испрашивает у Бога милость и силы достойно совершать оное и предстоящему народу.

Дома всё возбуждает во мне гнев и досаду, а надо быть равнодушным ко всему и сохранять невозмутимое спокойствие, пребывая в Боге. 22 ноября.

Греховное самолюбие исключает любовь к Богу и ближнему, так же как гордость, зависть, гнев, страсть к лакомствам, к деньгам, к чревоугодию, блудным нечистотам. Все страсти имеют предметом и целию любовь к себе, удовлетворение плотских похотей. А христианин должен жить духом и плоти угодия не творить в похоти, мудрствуя горняя, а не земная, и жить в любви, более всего ревнуя о любви.

Богослужение выражает и то, на какую высоту поднято человечество христианством (обожено), и как должны соответствовать ему христиане. Развить эту мысль. Научиться вере в Троицу, в Церковь, в воскресение, в судилище.

15 ноября

Первый день Рождественского поста. О, искушение! О, напасть вражия лютая! Во время утрени при чтении канона услышал я сильный спиртуозный запах от дьячка Камнева и не вытерпел, вслух обличил его тут же, при чтении мною канона; смутился, не говорил малых ектений, кроме последней; не мог говорить просительной и сугубой ектений – враг внутри как ножами резал меня, как иглами колол, как жалами жалил меня; я был смущен, разбит, взволнован! Я смутился и уязвился особенно после того, как с негодованием и ревностию выговорил ему, что от него сильно разит вином. О, окаянный я, – нет во мне любви долготерпящей, милосердствующей, всё переносящей. А я и сам вчера излише кушал и пил, особенно чаю: дома, в таможне и у генерала Вишнякова. Помяни, Господи, кротость, незлобие, послушание чтеца моего Якова (Камнева) и даждь ему избавиться от пьянства, да не будет мне постоянным соблазном во время богослужения и пособником диаволу, ищущему всякую минуту поглотить меня. Жаловался на него протоиерею. Смущение мое происходило наиболее от присутствия отца протоиерея, да и от своего многопития чаю. И тот грех мой был, что я, боясь страха и запинания вражия, опустил – не говорил двух малых ектений на каноне и тем побежден был от врага, который, видя мое малодушие и страх, еще более вооружился против меня и смутил, растрепал, разбил меня. Да убьет Господь его, мерзкого и злейшего, а я да берегусь его дел – злобы, гнева, гордости, злого рвения, чревоугодия, пресыщения и пьянства, блуда (и пр. грехов), малодушия, уныния, боязни, смущения, сомнения, отчаяния. Сильный дождь всю ночь и утро.

Священнодействующий во время литургии весь проникнут величием совершаемого Таинства и то себе, то пастве испрашивает у Господа различных благ.

17 ноября

Пятница. Благодарю Господа, покрывшего и вчера грехи мои по причащении божественных и животворящих Его Таин и борца моего поборовшего, ибо враг наводнить старался меня нечувствием и неверием и тем смущал и мучил меня. Вечерню отправил бодро и непреткновенно.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить утреню и непреткновенно выговорить ектению на полунощнице и после песнопения великой ектении: молил о сем Господа и Пречистую Богородицу – и услышан был. При чтении канона из-за дьячка опять смутился, услышав спиртный запах изо рта; сугубую ектению не мог говорить, отпуста. Выговаривал после утрени. Господа молил об нем. Но терпеть и долготерпеть в мире и любви я должен его, ибо сам чревоугодник. Врачу, изцелися сам [Лк. 4, 23]. Да помилует нас Господь обоих. Ему служим, да будем без порока.

Благодарю Господа, удивившего на мне и ныне (о, милосердие!) милость Свою в служении Божественной литургии и в причащении Божественных Таин, в очищении грехов, в умирении души, свободе, радости, сладости, блаженстве.

Вы ищите зрелищ! Вот вам беспримерное зрелище – зрелище всей земной жизни Богочеловека с Его

младенческими пеленами и ложем в яслях, с Его сокровенной жизнию, с Его открытым, полным мудрости и чудес служением миру, с Его страданиями, смертию, погребением, воскресением и вознесением на небо! Есть какое зрелище поразительнее, величественнее, поучительнее? Приходите хоть каждый день на это зрелище и питайте им и зрение, и слух, и мысль, и чувство. Принимайте искреннее участие в богослужении всякий раз, как приходите, – ваше спасение тут свещеннодействуется, за вас приносится Жертва живая, за вас закалается Агнец Божий, за вас преломляется Тело Христово, за вас изливается пречистая кровь, искупившая весь мир. Несите сюда каждый жертву сердца сокрушенного и смиренного, жертву хвалы и благодарения.

Горечи полно часто бывает сердце мое. Прочь горечь сия грешная.

Благодарю Господа за благодать и силу свыше при служении утрени сего 18 ноября; добре, непреткновенно говорил моления на полунощнице, на утрени (великую, сугубую и просительную). Было сильное смущение из-за дьячка Камнева (запах вина изо рта), но молитвою препобедил. Слава Богу! Слава Недремлющему и Неспящему. Слава Бодрому Заступнику! А я немощен и грешен. (План мой отправлен к преосвященному викарю Тихону.)

Дайте нам хороших исполнителей богослужения, и вы увидите, что из него выйдет; дайте нам хороших чтецов, певцов, священников, дьяконов – и мы превратим землю в небо. Горе нам, что у нас нет хороших исполнителей в многих, многих церквах. 18 ноября.

На долгое время вчера отринула меня благодать Божия вечером, после того как я отринул одного бедного, просившего у меня милостыни: я с гневом велел ему идти к думской церкви и замахнулся на него. Он ушел. Я думал найти его у церкви, но его не было. Долго меня теснил злой дух, долго я ежился и умолял в покаянии милосердие Божие; наконец, уже после чтения Евангелия, пришла ко мне мать моя – благодать Божия и прияла меня на руки свои, помиловала, успокоила, обласкала, ободрила, укрепила. Слава наказующей и милующей деснице Твоей, Царю Святый!

Поношения приях на ближния своя [ср. Пс. 14, 3]. Согрешил пред Богом и людьми! Прости, Господи!

19 ноября

Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего бремя тяжкое чревоугодия, объядения и пиянства (у Сверлова) и бремя легкое, легкое мне даровавшего чрез причащение пречистых и животворящих Своих Таин на вчерашней литургии.

Благодарю Господа, услышавшего внутренний вопль покаяния моего в кадровых флигелях пред крестинами, когда чувство негодования и вражды на брата Семена Николаева, учителя, теснило меня. Забылся в гордости своей человек и не узнает своего духовного отца и приветствовать не хочет с давних пор. Господь да вразумит его и да не даст в поругание священства Своего. И будет тако, вем сие.

По приходе домой из класса и во время обеда. Всё дух вражды и неприязни сосет и давит сердце при виде сестры Анны Константиновны и ее дитяти, всё тягощусь их пребыванием у меня в доме и содержанием их, всё считаю их себе обязанными. Ну да пусть же это долг будет на Бога, хотя я и сам со всем и всем должен Богу и недостоин ничего хорошего, никаких даров Божиих. Ну уж и жадность, и самолюбие, и злоба, и зависть, и любостяжание! Всё из-за пищи и жилища грех во мне! Да мое ли это? Не Божие ли все? Не женино ли и свояченицы?.. Чрез их отца всё получил я! Господи! Яви мя делателя искусна заповедей Твоих! Вся мне любовию да бывает! Горнего Царствия, горних благ искать научи мя! А земное всё за сор считать! Буди! Аминь. Благодарю Тя, Господи, яко спас еси мя в молитве покаяния. Открыл Тебе язву души моей, попросил исцеления от всей души, и Ты помиловал и исцелил. Слава Тебе!

Господи! После Тебя, Святейшего Синода, государя, моих покойных родителей я всем обязан семейству Несвицких, моей жене, вдовице сей – Анне Константиновне Несвицкой. Даждь мне якоже богов их имети по Тебе в любви и почтении. Даждь мне возненавидеть себя. Блудной ли и во всем лживой, злой, гордой, корыстолюбивой, своенравной, упрямой, забывчивой и ленивой плоти своей я доверяю и последую? Что я за безумец в 44 года?

Прими к сведению, что сестра твоя Анна Константиновна сознает и чувствует и признательна, что обязана тебе по горю, то есть не тебе, а Богу, милующему тебя, и что она тяготится своим пребыванием у тебя. Сделай, чтобы она не тяготилась, ибо всё Божие, но награду Бог даст именно тебе, если охотно и с любовию будешь довольствовать ее с детьми. Ноября 23.

Чрезвычайно много дано мне от Бога чрез семейство Несвицких (да помню это), а я для них делаю очень мало, – да не тягощусь же пребыванием у меня на помещении и на хлебах вдовы Анны с чадами, да переношу некоторые неудобства и беспокойства. Господь близ.

21 ноября.

Введение во храм Пресвятой Девы. Господи! Благодарю Тебя за силу Твою, ниспосланную мне с небеси по молению моему и спасшую меня от коварства и злобы лукавого диавола. Молебен я совершил во благодати, успешно, бодро у Николая Сидорова в доме Байкова.

В сердце чревоугодника и человекоугодца, как в дырявом сосуде, вера не может держаться.

21 ноября

После обедни. Благодарю Господа, милосердно на меня, недостойного раба Своего, призревшего и огнь сластей от внутренностей моих отъявшего и не попустившего плоти моей совсем подавить духа моего тяжестию и зноем сластей. Благодарю Господа, даровавшего мне громогласно и бодро совершить Божественную литургию и царствующий дом весь выговорить, кроме великой княгини Екатерины Михайловны. Лют противник! Но и велика сила Бога моего и милосердие Его!

Берегись гордости и злобы как огня: она поест все добрые дела твои, и ты наг отойдешь из этой жизни, без дерзновения.

Мысли, желай, предпринимай, говори, делай всё по доброму началу, а не злому.

22 ноября

С женой была размолвка и крупное огорчение. Избави, Боже, от сварливой жены, мелочной, нетерпеливой, мнительной до глупости и злости, придирчивой, непослушной, своенравной.

Благодарю Господа, помиловавшего меня в движении гнева моего на жену мою, когда я с великою строгостию и великим прещением отвечал ей на ее укоризны неправедные. Ты не лишил меня мира и свободы, но и смирил еще сердца обоих женщин – и моей жены, и вдовы сестры ее Анны и внушил им чувство благодарности, – не мне, а имени Твоему слава и благодарение. Только покори их мне, Господи, в праведных и должных делах, и да не своевольничают в доме и в жилище моем по прихоти сердца своего. Благодарю Тебя, Господи, яко даровал еси мне дар свободного и светлого слова в гимназии во втором, седьмом и четвертом классах. Слава Господу, бурю в тишину претворившему!

Во время Таинства Крещения у Александра Моисеевича Федорова крепко смущал меня блудный бес и, пронзая жалом сердце, не давал мне выговаривать некоторых слов. Прельщала красота восприемницы, девицы Варвары Бурановой, – а что красота человеческая? Сено и цвет травяной. Засохла трава, и цвет ее опал [1Пет. 1, 24]... О, как во мне много страстей! То гордость и злоба, то сребролюбие, то блудная сласть, то честолюбие, то жадность и сластолюбие, то зависть и ревность, то уныние!

Дивлюсь скорой милости Господа моего Иисуса Христа, скоро меня услышавшего в скорби и тесноте греховной и даровавшего мне мир и пространство.

Здесь, в храме, единое на потребу, здесь убежище от суеты и бурь житейских, здесь тихое пристанище душ, ищущих спасения. Здесь нетленная пища и питье душ, здесь свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, здесь чистый воздух духовный, здесь источник живой воды, текущий в жизнь вечную, здесь раздаяние даров Духа Святого, здесь очищение душ.

Чтение и пение здесь совершаются на языке священном – славянском; ему должны учиться все христиане православные, чтобы разуметь вещания сладостные Матери своей, воспитывающей чад своих для неба, для жизни вечной. А то Мать вещает детям своим слова истины и спасения, слова любви и премудрости, а дети многого не понимают, как языка чуждого.

Здесь, в храме, человек узнает истинное благородство души своей, цену жизни и цель ее, или назначение свое; здесь отрезвляется душой своей от обаяния житейской суеты и житейских страстей; здесь познает судьбу свою временную и вечную, здесь познает свое горькое, глубокое падение и растление грехом; здесь обретает Спасителя, наипаче во Святых Его животворящих Тайнах и спасение Его; здесь познает истинное отношение свое к Богу и ближним, или к семье и к обществу, в коем живет. Храм – земное небо, место теснейшего соединения с Божеством, училище небесное, воспитывающее христиан для небесного гражданства, научающее их небесным нравам, небесному жительству, преддверие неба, место общей молитвы благодарения, славословия Триединому Богу, всё создавшему и хранящему, единение с Ангелами. Что честнее и полезнее храма? – Ничего. В богослужении, как на хартии, изображены в лицах все судьбы человеческого рода от начала до конца. Богослужение – альфа и омега судьбы мира и человеков.

Здесь училище покаяния, примирения человеков с Богом, для того здесь часто слышен вопль кающегося, смиренного: Господи, помилуй (ибо этот вопль есть вопль кающегося); подай (Господи) – есть голос обнищавшего грехом: помози нам, Господи, яко обнищахом зело и скоро да предварят ны щедроты Твоя [Пс. 78, 8 – 9].

25 ноября

Благодарю Тебя, Всещедрый Владыко, за день прошедший и за милость Твою к нам грешным, аще и ничтоже благо сотворихом.

Благословенно Царство... Бог – Царь, мы – рабы; наш долг прославлять Господа, повиноваться Ему, святить имя Его.

Храм – образ рая и небо земное, оттого благоукрашен.

Господи, помилуй... Мы, падшие рабы и непрестанно согрешающие, должны каяться и умолять о помиловании, на все прошения отвечать: Господи, помилуй, потому что все блага – единый дар и милость Божия.

Если не служим Богу, то служим страстям своим, греху, диаволу; если не собираем с Богом, то непременно расточаем со врагом [Мф. 12, 30]. Лучше же служить Богу, чтобы избежать по возможности всегубительного, неусыпающего греха. Многое множество людей служит сластолюбию, сребролюбию, честолюбию своему и нерадит о служении Богу. Какой же будет конец этого служения тлению? – Тление и мука. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление [Гал. 6, 8].

26 ноября

На этот день в ночи случилась со мною поллюция от употребления в пищу мясного бульона, мозгов, сжаренной рыбной икры и рыбы, картофеля, обжаренного в скоромном масле, и мяса. Ночью встал и принес Господу молитву покаяния и опять лег. Утреню и обедню служил по благодати Божией бодро, громогласно; пел на всенощной и читал громко, от всего сердца. Молебен Иверской Божией Матери служил с сокрушением и боязнию вражиих козней. Золотуха связывала и крайне раздражала меня. Молебны в домах служил с трудом, полунездоровый.

Дома обедал всухомятку: винегрету с треской сухой, заморенной в уксусе, пирог с яблоками (постный), рисовую кашу с прованским маслом, белые грибы кислые в уксусе, пил наливку из смородины, потом чай без аппетита – вышло скверно: грибы на уксусе и каша да и пирог подействовали на меня скверно: золотуха моя взбесилась, разметалась, душить стала, лечь было нельзя, ходить тоже – к перемене погоды. Пошел к Сидорову на панихиду и едва выстоял: боль в левой ноге, в кисти крайняя; я стал никуда не гож, уныл, мрачен, неразговорчив. Из этого я убеждаюсь, что мне необходимо кушать в пост легкую, скоромную, дающую добрые соки пищу и пить молоко, суп. Лучше же быть здоровым и быть служакой, чем больным и бесполезным. Точию свобода сия да не в вину плоти будет. После трения вином ноги успокоились.

27 ноября

Понедельник. Благодарю Господа, чудно оживившего меня нынешний день причащением животворящих Своих Таин и укрепившего меня совершить Божественную литургию. Благодарю Господа, призвавшего меня к совершению сего величайшего Таинства нашей веры, Таинства безмерной любви Его к роду человеческому и ко мне, грешному. Благодарение за дерзновение и власть в классе.

Премудрость прости. Не ошибемся, если объясним эти слова так. Премудрость христианина состоит в простоте сердца. Прости услышим – в простоте послушаем. Прости приимше – в простоте принявши.

Стремление к наградам или искание отличий прямо противно духу Христову; Господь говорит: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное [Мф. 5, 3]. Кто ищет отличий, тот не имеет нищеты духа, тот ищет не Царствия Небесного, а царствия на земле.

Ежедневно приноси Богу в жертву триединую душу свою – образ Святой Троицы, то есть разум, сердце свое и волю свою, очищая все эти силы от тьмы грехов.

Согрешил сегодня самолюбием, гордостию и злобою на брата отца Павла Ламанова и отца Матфея за то, что они не отдали поклона вежливости мне, когда я поклонился им, пришедши в квартиру Сидорова на вынос. Раскаялся я, и Господь помиловал.

29 ноября

Благодарю многоблагоутробного Господа, сподобившего меня совершить и в прошедший день раннюю литургию непреткновенно и оживившего меня чудно причащением Божественных Своих Таин. Славлю чудо Божественного Брашна и Пития. Духовный мертвец, я всегда воззываюсь к новой жизни Божественным причащением, как Лазарь четверодневный, восстаю из гроба плоти своей. На панихиде в доме Неустроева у Митрофанова сердце изменяло, колебалось лукавством, сомнениями, страхами, не выговаривал некоторых слов. Гонит меня невидимо враг всюду. Господи! Избави от врага.

Из-за чего наичаще нарушаем или разрушаем любовь к Богу и ближнему, то есть весь закон? – Из-за пристрастия к своему чреву, из-за корысти. Из-за чего ближние наши голодают, ходят полунаги, не имеют пристанища, впадают в простуду и другие болезни, происходящие от наготы и спертого до крайности воздуха? – Из-за моего самолюбия, чревоугодия, корыстолюбия, роскоши. Я охотнее покупаю для себя какую-нибудь ненужную вещь, но блестящую, чем уделяю бедным на нужду, или вовсе не уделяю, да еще и укоряю их, называя тунеядцами и прочими именами. Я охотно покупаю лакомства или держу роскошный стол, а нищих прохожу мимо, думаю: вы не хотите работать – и не ешьте, хоть сам работаю очень мало и за малый труд получаю от щедрот Божиих много.

За бегство от нищих я дважды и более наказан чувствительным образом: в тот и другой раз теснотою душевною и в один раз ссадом кожи на пальце правой руки и опухолью, очень продолжительною и болезненною. Не делать впредь этого жестокосердия и постыдного бегства. Господи! Помилуй мя.

30 ноября

Встал с сильною болью в голове, между прочим от того, что с вечера выпил три рюмки мадеры у И.П. Берга на собрании комитетском, от дурной погоды (дождь проливной) и, вероятно, от засорения желудка постною пищею (щами из свежей и соленой рыбы, гречневою кашею с миндальным молоком и пирожком с яблоками). За обедней теснота, давление на сердце крайнее с болью в голове; весь был как разбитый, никакие молитвы не помогали, сколько ни вопиял в сердце ко Господу; оживотворения от причастия не ощущал. Впрочем, желать всегда утешения и явных милостей самонадеянно, корыстно, грешно! Надо и скорби терпеть. Молитву заамвонную читал с крайним трудом и напряжением, почти с отчаянным ревом – так было тяжело! А всё, кажется, от излишества в пище или от качества пищи. Кроме того, во время обедни при соборном служении искусился чрез зрение и впал в невольную зависть, увидев палицу на протоиерее, которую он вымолил себе у коменданта; едва отделался от ней молитвою! И как прилипчив всякий грех во время соборной молитвы! О, суета суетствий! У престола ли Агнца такие постыдные страсти нас волнуют, смущают!

* * *

78

Скрижаль (церк.-слав.) – доска; на двух каменных досках Самим Богом были начертаны десять заповедей закона Божия.

79

Туне (церк.-слав.) – здесь в значении «напрасно».

80

Пестун (устар.) – заботливый воспитатель.

81

Присносущный (церк.-слав.) – вечный, всегда сущий.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 17: 1872-1873. - 2009. - 566 с. ISBN 978-5-902112-66-2

Комментарии для сайта Cackle