Источник

Март

4 марта

Воскресение. Благодарю Господа, чудно меня оживившего Божественным Тайнами Тела и Крови Своей, ибо прежде причастия я ощущал лютую смерть во глубине существа своего, был связан по рукам и ногам и никак не мог сам себя разрешить от уз адовых, постигших меня за вчерашнее невоздержание, за питье водки, чаю с коньяком, ядение икры и пр. Столько раз невоздержание причиняло мне лютую духовную смерть, величайшую скорбь, тесноту, срамоту, и я доселе не вразумился отстать от чревоугодия и жадности! Столько закоренела дурная привычка! Поистине, многие богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода [Лк. 8, 14] Царствия Божия! О, невоздержание! Невоздержание! Но еще повторю: дивны Божественные Тайны, оживившие и сегодня меня, мертвеца духовного! Дивно видеть внутренними очами воскресение духовного Лазаря – души моей! Вдруг разрушается смерть и воцаряется жизнь Христова в душе. Слава Господу о сем! Слава долготерпению Его! Слава милосердию Его! А близок я был к отчаянию!

Сами себе и друг друга (жену, свояченицу и всех домашних) и весь живот наш со всеми преткновениями, слабостями, невзгодами, скорбями, бедствиями, счастием и несчастиями, с обидами и притеснениями, насилиями, пояданиями и тунеядствами от ближних или от близких, дарованными нам от Бога, предадим Христу Богу, ища единого на потребу – всетерпящей любви Христовой и предоставляя Самому Богу устроять жизнь нашу. Оставим рвение и зломыслие и досаду на близких, обижающих и поядающих нас, ибо Господь воздаст нам за них, если без злобы будем терпеть их.

Согрешил я пред Богом и пред собою, что поел я корюшки с жадностию в Великий пост на Второй неделе вечером. Оттого у меня, кажется, сделалась боль в правой стороне груди. Боже, помилуй мя! Или оттого, что после горячего чаю и корюшки ел холодную красную икру и холодные грузди и немного выпил холодного сотерну. Или от испугу в нужнике у Никитина?

Вследствие питья холодного пива, особенно вследствие заплетения волос после бани, что бывает крайне редко, я получил боль в правом боку, боль золотушную, или колотье, – и из-за этого колотья не ходил два дня в класс, не принимал исповедников в пятницу (на Третьей неделе), и доктору да за лекарства в аптеку платил, и нищим не подавал, и на воздух не выходил, и пост нарушил. Вот сколько дурных последствий из-за безделицы! К тому же надо присоединить волнение и беспокойство мое вследствие рассорения спичек, павших со шкафа, собрал я их в горсть, принес на стол в кабинет, взяло меня нетерпение, швырнул их на кресло, стали собирать с кресла. Многие спички засели вглубь по бокам – давай преследовать врагов с волнением, иные ушли, как клопы, в далекую глубь, я рукой за ними – не поймал, разорвал клеенку, долго шарил рукой в волнении, глотал пыль молча – бросил, измучившись, пошел в баню (понедельник). Вот что значит поспешность и нетерпение. Драпировку с нетерпением забросил на перекладину, а спички уронил. (Записано 10 марта 1873.) На 13 марта видел сон, что какой-то пластырь я налепил на рака, снял – и пластырь весь в белых пятнах или бугорках.

11-го марта.

Воскресение. (3-я неделя поста.) Крестопоклонная. Благодарю Господа, яко не отвратил от меня лица Своего, но милостиво принял моление и служение утрени и литургии, даровал слезы умиления и таким образом меня, предочищенного, сподобил причаститься святых, божественных, бессмертных и животворящих Таин в очищение, освящение, обновление, мир, свободу и в радость и во исцеление не только души, но и тела.

Благодарю Господа, приявшего покаяние мое внутреннее по великому милосердию Своему и по входе в гимназию и поклонении с верою образу Господа и Пречистой Богородицы умирившего мою душу. Всю дорогу от дома до гимназии шел я молясь и раскаиваясь в самолюбии, злобе, зависти, ревности, единообладании, любостяжании, сластолюбии по поводу пребывания у меня против воли моей Анны Константиновны с детьми и ее самочиния относительно несоблюдения постов однодневных и многодневных. Опустил я из виду, что любовь выше поста и молитвы. По благодати Господней и боль в боку прошла у меня. Ныне получил посылочку из Веркольского монастыря – деревянное маслице от святого праведного Артемия. Чистым сердцем да употреблю оное.

Сколь должно быть завидно мое состояние для диавола, что я живу и служу не для себя одного, но для многих, и притом туне пользующихся моими трудами со славу Божию, во спасение мое и ближних? Видно, завидно, когда он ежедневно приступает ко мне, теснит, беспокоит меня, нудит не служить им, не довольствовать их, враждовать против них. Признаться, тяжело мне переносить его козни непрестанные, его жала, вонзаемые в меня непрестанно. Укрепи, Господи, и умудри меня жить для других, а не для себя, – но настави, Господи, живущих со мною жить в трудах, в послушании, в исполнении заповедей Твоих и уставов Церкви, да не будут мне великим соблазном при неисполнении и попрании уставов Твоих, да не будут мне остном в глазах и в душе моей, да не будут мне врагами по Писанию: во враги быша ми [Пс. 138, 22], или: не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях [Пс. 138, 21]. Или даждь мне быть благим на неблагодарных и злых, хотя, впрочем, домашние мои благодарны, по крайней мере на словах. Господи! Не попусти врагу коварством его лишить меня награды за ежедневное питание и покой (под кровом, мне данным) сирот и вдовицы и многих других сирот, на улице стоящих.

Не лишение земной чьей-либо любви, каких-либо удобств жизни и пр., но лишение благодати Твоей даждь мне считать великим несчастием, Господи, Господи!

Я нечист сердцем от грехов юности моей и потому не имею искренней любви к домашним моим, любви всетерпящей, не мыслящей зла, не раздражающейся, всё покрывающей. А чего мне еще надо или чего мало? Всё у меня есть, живу я почти отдельно. Только молиться Богу да делать свое дело, а не мешаться в беспорядки житейские домашних. Бог им судья.

Душа подвергается крайнему действию и насилию страстей, когда мы пространно питаем тело свое, особенно если при этом мы в юности имели несчастие удовлетворять своим страстям и особенно если не соблюли целомудрия. Рассказывал мне один человек, что он в Великом посту на Крестопоклонной неделе в понедельник вечером поел с большим удовольствием в одном доме грибных щей, гречневой каши с постным маслом и выпил еще два стакана чаю с ситным хлебом, да дома стакан миндального молока и тем обременил себя значительно; назавтра же почувствовал в себе крайнюю борьбу страстей, особенно злобы на домашних. Едва молитвою отогнал мысленных зверей.

Убежден я, что надо мне отвергнуться себя, своих помышлений, своих страстных чувств и движений и слов. Не говори, когда и хотел бы говорить, побуждаемый самолюбием, или внутренним волнением, или желанием сказать немирно правду, или оправдаться в чем-либо. Молчи, положи хранение устом... и дверь ограждения о устнах [Пс. 140, 3].

Благодарю Господа, совершившего со мною чудо милосердия и спасения пред молебном и акафистом Покрову Божией Матери у Коровникова, отъявшего от утробы моей вражду на сестру Анну Константиновну и даровавшего мне легко, мирно, сладостно, в радость совершить молебен и акафист. Утверди дарование Твое во мне, Господи, и огради миром дом мой и всякий чин устрой в нем, да не творят кийждо волю свою, но да знают и чтут старшего, наипаче же да знают Тебе, Господи, и молятся Тебе, и благодарят, и славословят, и исполняют, елика92 сила, уставы Твои.

Благодарю Господа, многократно явившего мне ныне спасение Свое и от безумства злобы избавившего меня.

Согрешил пред Богом и пред собою, пив чай и евши крендели вечером дома после того, как пил чай и съел ломтик ситного хлеба у Якова Андреева. Излишество, вредное для души и тела! Ошибка важная – в пост, на Крестопоклонной неделе. И крепит живот – неловко!

Если я буду тяготиться содержанием свояченицы с детьми и слуг ее, то не буду иметь за содержание ее награды от Бога. Буду же довольствовать охотно, терпеливо, только да вразумит ее Господь не самочинничать в доме моем и не роскошествовать без ума. Умудри меня, Господи, отвергаться себя и взимать крест свой и по Тебе ити; помышлений моих, чувств моего сердца, воли моей страстной научи и укрепи отвергаться.

Непрестанно волнуют и бичуют меня страсти, и наипаче пристрастие к чреву и стяжанию, ибо вот, из-за нарушения домашними моими поста в святую Четыредесятницу и даже на Крестопоклонной неделе я совсем возненавидел их за самочиние и потерял главизну всего закона – любовь к Богу и ближнему, ибо, не любяй ближнего, не люблю и Бога. Разве брашно нас поставляет пред Богом? Не любовь ли? Из-за чего же я теряю любовь? Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца [1Ин. 3, 15]. Брашна и чрево Бог упразднит, а любовь воцарится во веки. Умудри, Господи! Да умерщвляю чрево мое, да презираю брашна, из-за коих столь часто я презирал главное в законе – любовь и мир.

Сознаю и чувствую, что я самолюбив, любостяжателен, люблю, чтоб мне служила жена, домашние, живущие на хлебах моих, чтоб шила на меня и т.д., хотя у меня и без того есть довольно одежд; от самолюбия и любостяжания и неугодия мне других бываю зол. Согрешил пред Богом и людьми. Даждь мне, Господи, отрещися себе самого, переносить добровольно и с радостию, с незлобием, смирением, кротостию, терпением всякое лишение, неудобство жизни из-за стеснения домашних, их беспорядки в жизни, в пище и питье, их оскорбления, их леность, нерадение, непокорность, а самому даруй быть образцом во всем благом. Аминь. Вот и в этом я должен отречься себя и терпеть, что жена моя оставила меня и служит своей сестре, всячески потворствуя ей; не должен я раздражаться, враждовать на них, но предоставить их Господу. Ибо если и все оставят меня, но Бог не оставит. Пусть мир оставляет – это благо, но да восприимет Бог.

Великое приобретение – быть благочестивым и довольным [1Тим. 6, 6]. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя [Евр. 13, 5].

На вопрос жены моей: любишь ли ты меня? я горько отвечаю: люблю кое-как: ты оставила меня, и я охладел к тебе. За умножение беззакония моего, самолюбия моего, чревоугодия, сластолюбия, неподобства иссякла во мне любовь к жене. Господи, помилуй!

Обычай диавола – представлять нам людей в дурном, злом, нечистом и лукавом виде; вопреки этому надо всегда думать о людях хорошо и говорить хорошо, отыскивать похвальные стороны и восхвалять их, а о худых, по возможности, умалчивать. Так, мне представляет враг многих людей в злом виде и нудит быть неприязненным к ним. О Господи, даруй победить в себе совершенно чувство неприязни, особенно к домашним, севшим на мои хлебы; презирать хлебы, чрево, млеко, масло, всё сластопитание; научи жить же духом Тебе и к жизни вечной стремиться вседушно.

Чревоугодие, лакомство, объядние, пиянство, любостяжание, блуд, зависть, злоба, гордость, осуждение, ропот на Бога и людей, уныние и проч. страсти – суть антихристианство. Ибо Христос влечет всех горе, а эти страсти – долу; Христос заповедал всем любовь, а эти страсти рождают вражду. Презирай чрево и мир – это антихристы.

Вместо отца будь детям-сиротам, а матери их вместо мужа по чувствам. Иоанне, Иоанне, что Мя гониши? Так вещает мне Господь, Глава членов Своих, вдовы Анны и сирот Руфины и Елисаветы и Ангел Хранитель каждой из них, ибо я, окаянный, питаю вражду к сей вдовице по наущению вражию за ее своеволие, праздность, непокорность. Господи! Не хощу более ни наружно, ни внутренно гнать их, но предаю и себя и их и весь живот наш Тебе, Христу Богу, ибо Ты, всеблагой, всещедрый, премудрый, неусыпный, всемогущий, Руководитель, Отец, Промыслитель, Спаситель и Судия наш. Ни в чем доселе я не был скуден и уповаю, что и впредь не буду, по уверению Твоему. Да буду убо любодружен, покоен и мирен. Аминь.

Замечаю, что дети чувствует ко мне нерасположение и отвращение. Храни вас Бог и Ангелы Его.

Вся буря из-за чрева, из-за яств, из-за толщины и пресыщения дарами Божиими свояченицы моей. Да хоть бы толстая бочка была она – что мне до того? Да блюду себя и свое сердце. Каждый за себя ответит. Не завидуй и не ревнуй творящим беззаконие [Пс. 36, 1]; Уповай на Господа и твори благостыню: и насели землю, и упасешися в богатстве ея [Пс. 36, 3].

Господи! Прости мне слово нелюбви, сказанное мною, что пока жив я, надо носить приобретенную рясу, а то умрешь – достанется другим, и добром не помянут. Прости мне настояние мое на том, чтобы она изготовлена мне была к Пасхе Твоей Светлой, прекрасной, всерадостной, спасительной. Благоукраси меня одеждою нетления, одеждою многоцветною, из всяких добродетелей сотканною. 16 марта.

Благодарю Тебя, благоутробне Господи, яко по молитве покаяния моего спас еси мя от враждебного состояния души моей и от горького плода безумных слов моих, сказанных пред сестрою Анною К.; благодарю Тебя за мир, за свободу, за благопослушество. Слава Тебе, милостиве и долготерпеливе Господи, незлобиве Господи! Утверди, Господи, мир и любовь в сердце моем и в домашних моих. 16 марта. Пятница.

16 марта

11 с половиной часов вечера. Благодарю Господа, благостно, чудно спасшего меня от враждебного и презорливого чувства к сестре моей Анне К. за непрестанное нарушение поста и объядение и опивство молоком, мясом, маслом, кофе, чаем и за многократное ядение и питье днем. Услышал Господь молитву мою, принял покаяние, отъял неприязнь и даровал чувство приязни. Слава Спасителю моему, непрестанно спасающему меня!

17 марта

Суббота Четвертой недели Великого поста. Ранняя обедня. Причастники до четырехсот или четырехсот пятидесяти человек. Благодарю Господа, чрезвычайною радостию возвеселившего меня нынешний день по употреблении животворящих Таин, которых после причастников осталось довольное количество. Жизнь небесную, здравие, свободу, мир, тишину, пространство, силу, дерзновение доставили они мне. Славно прославился во мне Христос Бог мой. О христиане, приимите, ядите Тело Христово и пийте Кровь Его, ядите и пийте часто, неленостно.

Всенощная на воскресный день. Благодарю Господа, избавившего меня по слезной молитве моей от плена врага, пленившего меня до всенощной чревоугодием и пресыщением, а в начале всенощной – глупою боязнию и бессилием при пении слов: Приидите, поклонимся... Вся всенощная была умилением слезным по благодати Христовой, особенно при стоянии у Евангелия, а под конец – при чтении молитвы Христе, Свете... опять сробел и не мог выговорить слов да знаменается на нас свет лица Твоего... и т.д., спутался; отпуст выкрал – последние слова только сказал, прощения не мог сказать и не говорил. А это за пресыщение Господь лишил меня благодати. Достойно. Каюсь.

18 марта

Воскресение. Поздняя обедня. Благодарю Господа за безмерную Его ко мне милость, яко помилова мя и остави мне безмерные мои прегрешения за единое теплое и слезное покаяние, когда я причастился животворящих Таин. Всю обедню ощущал я крайнюю тесноту во внутренностях из-за вчерашнего невоздержания и употребления вечером после двух стаканов чаю еще двух стаканов молока. Нарушил пост для укрепления нервов, а между тем нажил себе худшее – и слабость нервов, и крайнее бремя излишних соков, и тесноту. О, невоздержание! Как Господь почтил мою природу и как я унижаю себя бессловесными стремлениями, делами: объядением, многопитием, лицезрением, сладострастными помыслами и чувствами!

Как Господь возвысил нас, сшедши нас ради с небес и приняв наше естество, и как мы унижаем себя, как оказываемся невнимательными, неблагодарными и злонравными, как пристрастны до безумства к земному, вместо того чтобы всеусердно и всеусильно стремиться горе! Да вразумятся чревоугодники, сластолюбцы, сребролюбцы, блудники и прелюбодеи, хищники, неправедники, из коих всех я грешнейший!

От старого негодяя, ветхого человека, составленного из всевозможных страстей, когда мы отвернемся, когда распнем, убьем его? О, старый прелюбодей! О, хижина чертова!

Враг хулит во мне высокие власти и вооружается на них, не давая мне выговаривать в церкви имен их на молитве! Как я недостоин и скуден любовию, что не могу с любовию выговаривать оных, воображая в них нечто недоброе! Это клевета вражия. Надо горячо молиться за высокие власти!

Своим воплощением Господь совокупил нас с небесными силами – да подражаем же житию бесплотных, да проводим время в подвигах поста, в молитве днем и ночью, да живем во взаимной любви и мире. Господи! Даждь силу желанию произыти в дело.

На 20-е марта в ночи случилась поллюция от скверного призрака вследствие моего пресыщения накануне, от ядения рыбы (жаркое из окуней, ерши в ухе, за обедом рюмка водки, за ужином пирог с грибами, сладкий пирог, соус с грибами, сладкий чай, миндальное молоко). После поллюции немедленно встал (два часа ночи), переменил исподницы, умыл руки, помолился со слезами Господу и потом опять заснул. В церкви также умолял Господа помиловать и очистить меня и утреню служил, с Божиею помощию, добре, с чувством, непреткновенно. Но под конец утрени озлобился на еврея крещеного, чтеца, за неисправность, и жестоко уязвил меня диавол. Долго яд его носил я в себе. А славный малый, этот еврей Николай. Всё бы, говорит, служил со мною из-за благочестия. Нелепо я сделал, что рассердился, – оттого не мог говорить да знаменается на нас свет лица Твоего, ибо сердце было неправо пред Богом. А покаяние было лицемерное: за обедом опять наелся холодного из рыбы, а вечером – миног. О, непостоянный я! О неверный, о ветреный!

21 марта

Среда. Благодарю Господа, сподобившего меня непреткновенно совершить все суточные службы – вечерню, утреню, часы с вечерней и обедню. Голос был чистый, звучный. С вечера я ел соленые миноги с черным хлебом и пил миндальное молоко, вечером гулял; утром рано гулял на свежем воздухе, читая про себя утренние молитвы. В церкви припадал ко Господу в ковчеге с молитвою помочь мне.

Довольствуй вдову-свояченицу с радостию и сироток, детей ее, ласкай искренно; не сердись на нее за прежние грубости и противление и за разные беспокойства, причиняемые ее маленькими детьми, воспитываемыми в крайней холе и забавах. Удаляйся от соблазнов и будь терпелив. Если помогаешь родственникам и сестрам с своей стороны, то долг велит и святая правда помогать родственникам и с жениной стороны, да будет равновесие и правда. Ведь у тебя нет ни в чем недостатка, плакать не о чем, роптать незачем, Бога гневить грешно и опасно. В любви живи, в кротости, незлобии, смирении, терпении.

22 марта

Благодарю Господа, сподобившего совершить утреню с великим каноном и литургию Преждеосвященную непреткновенно, со дерзновением. Но за утреней чувствовал, что от ядения мною с вечера рыбы и икры красной я был черств и холоден сердцем и не имел умиления, чувствовал избыток питания; очень жалел, что опять уподобился скоту несмысленному. Движения имел очень много.

Благодарю Господа, многократно спасавшего меня в сей день от неприязни к сестре Анне Константиновне. Раскаивался глубоко, сознавал свою вину и чувствовал себя спокойным, довольным, но при случае опять впадал в неприязнь, и опять – тягость, мучение, смятение, теснота, ад – и опять покаяние! О, как я привык ко злу! Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления пред панихидой у Искрицкого (Искрицкой). Искренно сознал я себя мертвецом и оплакал себя, как не имеющего доселе жизни духовной, а только один призрак жизни.

Все страсти – крайняя нелепость, безобразие, смятение, бесчестие, бессилие, мрак, смерть духовная, потеря времени всуе и с крайним для человека вредом. Как же мы живем доселе в страстях каждый день? Господи! Избавь от сего бесчестия.

23 марта

Благодарю Господа, сподобившего меня, пренедостойного, помощи Своей во время совершения утрени. Тяжело, тяжело было мне противостоять врагам бесплотным по причине моего вчерашнего, с вечера невоздержания: я ел соус (тарелку) и кисло-сладкий хлеб и крайне одебелил свою душу, отяготил внутренности. Когда я истончу свое сердце постом? Когда отвергнусь себя, своих страстей и похотей?

Из-за чего я, окаянный, подвергаюсь ежедневно возмущению и тесноте? – Всё из-за ненасытного чрева, а чреву, между тем, нужно очень мало.. Жалею, что домашние истребляют много молока, но слава Богу, что не вина, а молока: пьяны не будут, да и меньше гораздо выйдет на молоко и на яйца, чем на вино. А вина они не пьют, и этой беды я не знаю в доме. Пусть себе едят и в Великий пост мясо, если не слушают моих слов. Из-за мяса не разорять же всей сущности закона – любви и не жить же во вражде.

Благодарю Господа, избавившего меня вчера от духа неприязни и даровавшего после трудов исповеди мирный и здоровый и сладкий сон. Встал в три часа утра и совсем выспался. Так полезно трудиться! Так полезно есть только однажды в день – вечером! Я ел икру паясную и пил миндальное молоко. За всё благодарю Господа и прошу Его помощи ходить мне в незлобии сердца моего посреде дому моего [Пс. 100, 2]. Если с моей стороны делается милость, то и со стороны жениной должна быть милость своим родным. Справедливость того и требует и любовь к жене. Я естественно люблю своих и доброжелательствую им, и она тоже своим. Да будет благодарение Господу. Да сокрушится сатана под ноги наши вскоре. Аминь. Аллилуия.

24 марта

Суббота. Благодарю и превозношу Господа, сподобившего меня, многострастного, совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься в мир, и радость, и бодрость, и дерзновение пречистых и животворящих Таин, хотя враг усиливался ввергнуть в отчаяние и уныние. Молитвы пред причащением мирян говорил смело, громко, с живою верою, причастил всех, до тридцати человек – спокойно, со дерзновением. Слава Господу, не оставляющему меня Своею милостию. Сегодня пред обедней исповедался отцу Матфею в церкви Богоявления.

Исповедников в пятницу на Петой неделе было у меня – 130 человек, у отца Павла – 101, у отца Матфея – 175. На Четвертой неделе было у меня 181 человек.

25-го марта

Пою и благословлю и благодарю Господа, помиловавшего меня во мгновение и отъявшего от души моей уныние, скорбь, тесноту, смятение, бесчестие и поношение, нанесенные мне грехами моими при участии врага бесплотного по причащении не в мире Божественных и животворящих Таин, – вера в те же Тайны, в их чудную, всеочистительную силу и упование на милосердие Божие, превосходящее наши беззакония, спасли меня вскоре. Я приобщался и приобщал отца диакона, да поспешил, замялся, смутился.

Благодарю Господа, многократно нынешний день спасшего меня от злого запинателя диавола, запинавшего меня злобою на даровую нахлебницу, избалованную и балующую детей своих, свояченицу Анну. Господи! Помилуй меня – я у тебе первый тунеядец, как ничего не делающий и как премного и тяжко согрешивший в юности и согрешающий непрестанно теперь.

Помилуй меня, яко поста не соблюдаю, рыбу ем и до пресыщения; покаялся недавно – и опять за старые грехи взялся. Злоба во мне не умерла. Чревоугодие не престало.

27 марта

Еще славлю, доколе жив, долготерпение и милосердие Божие ко мне, ибо вчерашний день прогневал я благость Его гневным и бранным обращением с нищими моею корыстию и скупостию, но, почуяв тесноту и смущение в душе, срамоту и уничижение, обратился с верою в покаянии к Богу тут же на улице, и – о! милосердие бесконечное! Опять помилован всеведящим, призирающим на всю тварь с высоты жилища Своего Господом, и опять благодать Его вошла и вселилась в меня, опять мир, спокойствие, радость, свобода, свет! Слава о сем Господу!

Во сне душа наша является так, как она есть, со всеми своими наклонностями, расположениями, страстями или добрыми делами, если они делаются охотно, из горячей любви к Богу; она порхает как бы с телом по таким местам, где находятся предметы ее любви, пристрастия; если человек чревоугодник, то во сне он бывает в колбасных лавках, в гостиницах, столовых; если блудник – ему представляются лица, к коим он имеет страсть, или вообще красивые лица, с коими он падает во сне и с коими, может быть, падал наяву; если он благочестивый человек, то он видит себя в храме во время славословия или подающим милостыню, и проч.

Да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им [Рим. 11, 9]. Это сказано о нечестивых. Увы! Это бывает и со мною, когда я прихожу к моей трапезе! О, сколько во мне недоброго, греховного! Сколько алчности, самолюбия, самоугодия, гордости, самооправдания, самомнения, нетерпения, нелюбви, вражды к некоторым из домашних за то только, что даром живут у меня, хотя Господь за них воздает мне всегда. Вот, обличил я себя и непрестанно обличаю! Господи! Исправь меня, связавшегося житейскими похотями, сластьми и страстями. Всё возможно Тебе!

На ночь никогда не надо есть рыбы, разве немножко, немножко!

На память о Божием ко мне милосердии. Идучи сегодня (27 марта, вторник) на крестины в Песочную улицу, я встретил свояченицу, катающуюся на извозчике с ребенком Руфиною, и подумал: вот, она часто катается и ходить не хочет, да вдобавок каждый день пять бутылок молока истребляет, да мяса несколько фунтов, не разбирая никакого поста, и живет точно не вдова, а богатая купчиха или генеральша и графиня, всё на мой счет. Пожалел я своего добра для такой барыни, согрешил, не подоброхотствовал – и смутился, и уязвился я в душе, и долго гулял и молился, каясь во грехе, прося помилования. Думал я: из-за чего я печалюсь? Что мне нужно? – Один Господь, Его благодать, Его правда, мир, милость, истина, любовь, а всё здешнее, земное – суета, а в необходимом и даже избыточном я никогда не нуждался, да и других, бедных, еще снабжал, и ее, высокоумную барыню, снабжаю всем и снабжал. Господь да судит ее и жену мою, поблажающую ей. А я да держусь любви и да прилепляюсь к Богу. Соблазном для народа служат моя жена и свояченица: Господь да не даст молвы мне и обо мне.

Благодарю Господа, услышавшего покаянный вопль сердца моего, отъявшего от души моей смущение, скорбь и тесноту и даровавшего мир, свободу, легкость, дерзновение до крещения и наипаче во время крещения. О, даждь мне держатися Тебя, Господи, непрестанно и держатися любви, презирати плоть и всё плотское, прилежати же о души, вещи бессмертней93.

Я не ведаю сам, что творю, враждуя за ненормальную жизнь относительно пищи и питья и воспитания детей Анною Константиновною; я хотя ем постное, но позволяю себе дома и в разных домах всякие лакомства и вино и рыбу, а она – только молоко, масло и мясо во весь пост. Не нужно забывать и того, что ей мы обязаны после Бога, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца спасением от потопления в море, когда шли на рыбачьей лодке из Райволова широтою воды в 25 и более верст.

Сам я не пощусь – как же от других домашних требую поста? Из-за чего беспокоюсь, томлюсь, враждую? О, как не видеть, что и тут действуют мои страсти плотские: ревность, зависть, алчность, скупость, самолюбие, гордость, своенравие! Пусть они живут, как хотят! Хорошо, что они, Божиею милостию, не пьяницы, не распутны.

Благодарю Господа, ежедневно меня милующего, просвещающего, очищающего, умиротворяющего.

28 марта

Четверг. Благодарю Господа, услышавшего покаянный вопль мой и избавившего меня от смятения и тесноты, злобы и даровавшего мне мир, тишину, пространство, благость. (Что выйдет из ребенка Руфины?! Дай Бог, чтоб доброе. Господь покажет.)

Вчера, 29-го марта вечером, я не ел рыбы на ночь, и тайный член не беспокоил меня ночью, а прежде, когда ел, всегда беспокоил. Сегодня, 30-го, я утром поел холодного из рыбы, и от избытка пищи сделался в спине свербеж беспокойный. Не надо и поутру есть рыбы и ничего питательного, лучше же вовсе ничего не есть.

29 марта

Вечер. Десять с половиной часов. Излишество в пище, особенно в постной, и преимущественно картофельной с постным маслом, сопровождается для меня ломотою в оконечности правой или левой ноги, впрочем, и скоромная то же делает. Необходимо мне строгое воздержание не только для душевной пользы, но и для телесной. Согрешил сегодня – трижды покушал: утром холодного из рыбы с черным хлебом, в два часа пополудни картофелю с маслом и отчасти корюшки рыбы и вечером после исповеди в девять часов миндального молока и чаю с булкой. Картофель подействовал вредно при мозглявой погоде (слякоть).

Вчера, 30 марта, было сильнейшее раздражение нерв и боль сильная в левой ноге, в оконечности, пред сильнейшим снегом (поутру 31 марта) – на четверть покрыл землю. И больной Иван Алекс. Дмитриев кончил страдальческую жизнь свою.

Господи! Благодарю Тя, яко приял еси желание и предложение мое совершить литургию за упокой души усопшего Иоанна и за упокоение души моей, ибо Святые Тайны Твои – покой души моей, и здравие, и спасение, и сила, и свет, и мир, и радость, и легота.

Воскресение Лазарево сегодня – и я не воскрес от мертвых: еще угождаю чреву, еще работаю различным смертоносным страстям! О, окаянства моего! О, нечувствия!

31 марта

Благодарю Господа, приявшего слезы покаяния моего после того, как я, огорчившись еще дома на самочинную свояченицу Анну К. за ядение мяса в пост, вышел гулять на улицу и там опять рассердился и кричал на нищего мальчика и отослал его в нужде его ни с чем; потом кричал на другого нищего мальчика и в гневе немножко потрепал его за волосы, дав пятнадцать копеек. Долго я, идучи, каялся, потом на стенке, опершись на перила, прослезился о грехах своих – и о, милосердие! помилован был Господом и мир и свободу в душе ощущал, и дерзновение! Слава милосердию Господа!

Дома опять вышла история неприятная из-за посольства Февронии прислуги: я посылаю, жена и свояченица говорят – не посылай, она устала, пошли Анютку; я не стерпел и сделал им выговор с гневом, и удалился я от них в свою комнату. Домик принесли игрушечный, его дали Руфине играть, и она сломала бы его в одну минуту, а нищий трудился над ним долго; я взял, ребенок заплакал, и опять беда! Но умири жизнь нашу, Господи: хощу и молюсь о сем!

Избегай малейшего огорчения на домашних, ибо оно происходит от диавола и вкрадывается в сердце незаметно и растет быстро, увлекая к вражде и ссоре; будь снисходителен и терпелив к неисправностям и погрешностям домашних, ибо из-за нетерпения неприятных тебе слов и поступков домашних ты впадаешь в огорчение и неприязнь, как сегодня случилось.

Еще благодарю Тя, яко сотворил еси со мною чудо милосердия Твоего, прияв покаяние [продолжительное] о злобе моей, отъяв скорбь и тесноту от сердца моего и приклонив к любви после вражды и меня, и мою свояченицу, которую я нашел по приходе домой расположенною к миру и любви, чего прежде не было.

Вражда убийственно потрясает всю душу и весь организм телесный, лишает душу истинной ее жизни, которая состоит в любви взаимной и в любви к Богу. (На панихиде у Дмитриева смутился и не выговорил всего возгласа: еще потрясена была душа моя неприязнию и, может быть, сластоядением (мармелад с холодной водой); я смутился и не глаголал.)

Благодарю Господа, яко желанное мне даровал, то есть мир с домашними. И жена моя была ко мне очень приветлива. Всё от Господа велико даровитого. О, как убийственна неприязнь! Я обещал Господу не возвращаться более никогда к злобе, но быть непамятозлобивым, снисходительным, терпеливым. Даруй, Господи! 31 марта 1873. Суббота. Лазарево воскресение. Неделя Ваий. Слава вере во Христа, спасительной, чудной! Ей я одолжен своею жизнию доселе, а без ней давно бы погиб! Да познают все веру столь спасительную!

Господи Человеколюбче! Благодарю Тебя за непрестанное обновление моей души и моего тела в причащении Святого Тела и пречистой Крови Твоея; благодарю Тебя за непрестанные очищения, милости, освящение, укрепление, просвещение, дерзновение и за всё, за все благодеяния Твои неисчетные ко мне, грешному. 1 апреля. Неделя Ваий.

Я должен отвергнуться себя во глубине души как богопротивного, мертвого, безумного, скверного, темного и располагать сердце свое по Евангельским заповедям. О, Боже мой! Исполу94 я мертв! Я мертвец! Излиянною за мир и за меня кровию Твоею спаси меня, Господи, как доселе без числа спасал меня! Слава милосердию Твоему! Враг человеков, диавол, вопреки богосоединению человеков, каких скверных и нелепых, диких, бесцельных соединений не сделал между людьми: одних с другими, женщин с мужчинами, мужчин с мужчинами, тех и других с разными животными, какому рукоблудию не научил! О, извратитель! О, враг!

* * *

92

Елика (церк.-слав.) – сколько.

93

Тропарь преподобным общий.

94

Исполу – вполовину; «исполу мертвый» – полумертвый.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 17: 1872-1873. - 2009. - 566 с. ISBN 978-5-902112-66-2

Комментарии для сайта Cackle