праведный Иоанн Кронштадтский

  МайИюль 

Июнь

1-го июня.

Четверг. Как прославлю милосердие и силу Господа моего и Пречистой Его Матери, явленные мне во время сегодняшней утрени во спасение меня от коварства, смущения и боязни злых демонов, когда я всем сердцем помолился ко Господу и Пречистой Богородице? Меня тотчас заступил, спас, помиловал и сохранил Господь от бед молитвами Пречистой Своей Матери. Я служил утреню с шестопсалмием спокойно, твердо, ровно.

Горько укоряю себя в том, что после сытного обеда (полторы тарелки супу, мяса, жаркого, салату, молока) я пил кофе (два стакана с булкой и стакан чаю) и потом лег спать с пресыщенным желудком. Во время вечерни я был игрушкою и посмешищем диавола: от смущения и боязни бесовской не мог говорить ектений; молил Господа – и не внял мне, и не заступил, и не спас меня. Поделом! И сколько посрамления, позору на лице своем я перенес! Счету нет!

2-го июня

Благодарю Господа за неизреченный дар Его милосердия, ибо скоро помог мне Всеблагий и Всемилостивый по молитве моей мирно совершить утреню и обедню раннюю и причаститься животворящих Таин к премирному, прелегкому и пресладкому общению с моим Жизнодавцем.

3-го июня

Да дарует мне и ныне Владыко живота моего милость Свою, якоже обычно есть Ему, да даст во святыне, дерзновении и силе мнозей совершить и утреню, и литургию и причаститься пренебесных и животворящих Его Таин, и да даст благополучно сдать экзамен в 7-м классе. Господи! Сам устне наши отверзи, и уста наша возвестят хвалу Твою [Пс. 50, 17]. Ты видел наши дела. Даждь плод. Буди! Ты Бог наш, Ты упование наше! Ты помощь наша, успех наш, слава наша, ибо Тобою хвалимся.

3 июня

Благодарю Господа за неизреченную Его милость, явленную мне в совершении Божественной ранней литургии нынешний день и в неосужденном, миротворном, сладостном, животворном, радостном причащении Пречистых Его Таин – Тела и Крови Его. О, вера святая в Тайны! О, Святые Тайны! Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Если и преткнусь я завистию вражиею после принятия Святых Таин, но лишь уверую искренно, что Господь во мне, в Святых Тайнах, и помолюсь Ему, сущему во мне, чтобы Он ради сих Святых Таин и сими Тайнами помиловал, спас и очистил меня, умирил и утешил меня, как сейчас приходит ко мне спасение именно от Святых Таин и Святыми Тайнами, чрез посредство их. О, величие Таин! О, животворность, о, всемогущая сила! О, всеспасительная сила!

На экзамене в седьмом классе довольно тяжело было мне и конфузно, вследствие не совсем правильных, верных, логических ответов учеников, а результат вышел хороший: все остались довольными ответами их. Дай Бог им быть добрыми христианами.

Слава Богу за дарование дождя: вот уже третий день идет ливень. А как долго его не было и как трудно он собирался! После скольких бурь и завываний ветра! Святой Илия пророк купно с Пречистой Богородицею по молитве нашей испросил нам дождь обильный. Слава Господу! Прими, Господи, исповедание милости Твоей и силы Твоей, Промысла Твоего, благопослушливости Твоей. 3 июня. Суббота.

О, лукавое, лживое и многообразно, в тысячи лукавых видов изменяющееся сердце действием лукавого! Смиренную простоту и унижение в человеке простом, хотя и равном тебе, презирает и смеется над нею; лицу величавому, смелому, гордому раболепствует, унижается пред ним; начальствующего, особенно редко видимого, боится, хотя он не зверь. Вот лицеприятие странное, дикое, нелепое! Надо иметь одинаковое расположение духа, простое, искреннее, благожелательствующее ко всем, почтительное ко всем, не унижающееся [ни] пред кем, не боящееся никого, кроме Бога.

4 июня

Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, сподобившему меня, окаянного, послужить Ему, животу моему, в нарочитый день, посвященный Живоначальной Троице в церкви Успения Божией Матери. Трудно было мне служить до причащения Святых Таин по причине крайней тесноты во внутренностях и связания от врага, которые в свою очередь происходили от невоздержания с вечера – от рюмки водки и ядения килек поздно ввечеру с черным хлебом. Точно колючее терние было во мне во всё время с утра, когда начал служить молебны и до причащения. А в причащении и после оного какую благодать, жизнь, тишину, сладость, свободу, какой мир и какое пространство, спокойствие ощутил я! Как я возрадовался – сказать не могу. Сколь славны животворящие Тайны Христа Бога! Сколь животворны! Сколь могущественны, что такие скорби и тесноты вдруг, мгновенно разрушают!

Сегодня я узнал решительно, что мои тесноты чаще всего происходят от крепости желудка, или неварения желудка. Сегодня у доктора Аланиева после крестин я пил хороший портвейн Штрауха, заедал вареньем клубничным, потом пил чай сладкий с молоком, закусывал домашней булкой с шафраном – и результат был прекрасный... [...]. Полезно мне и в требах быть, говорить, быть в напряжении всем существом. Слава Богу за всё! Троицын день. 11 часов вечера. Светло.

В таможне крестить ребенка было тяжело от слабого пищеварения в желудке и после послеобеденного сна дома.

5 июня

Понедельник. Духов день. Вот опять пожинаю горький плод невоздержания. Пил вечером молоко с ватрушкой, ел пирог с рыбой и пил чай, тогда как за два часа пред тем у доктора Аланиева пил чай с молоком и домашней булкой. Как это снести? Как стерпеть? Жалуюсь себе самому на себя самого! А как я огорчаю этим человеколюбную утробу Господа Бога, создавшего меня по образу Своему! Поработил я себя сластям и осквернил образ Его; тли подклонился я добровольно, окаянный, вместо того чтобы возлюбить нетление, крайнее воздержание, молитву, бдение, труд умственный, деятельность на пользу ближних! Боже мой! Как Ты терпишь еще моим грехам! Прославляю Твое долготерпение, не по беззакониям моим воздающее мне, но по Твоей неизреченной милости. Осуждаем других за жадность, а сами жадничаем не хуже их! Только ядим да пьем и да наряжаемся, пялимся, да деньги собираем.

Сребром опять прельстил меня демон сребролюбия во время причащения рабы Божией Надежды Козминишны Прокофьевой, смутил меня, стеснил, заградил уста сердечные и телесные, чтобы не говорить, произвел охлаждение и к Святым Тайнам, и к болящей, пока я очнулся – пред чем и пред Кем я стою, как бесконечно важно и высоко то, пред чем и Кем я стою (Святые Тайны, Господь в Святых Тайнах, болящая с своею вечною судьбой), и как ничтожно то, что по бессмыслию и пристрастиям считаю я вожделенным (деньги). О, нрава сребролюбивого и не боголюбивого и не человеколюбивого! О, сластолюбец паче, неже боголюбец [2Тим. 3, 4]! О, как оскорбляется Господь даже нами, учителями Израиля! Учители, а доселе сами еще азбуки не выучили, не научились отвергаться себя, презирать сласти, деньги, почести земные! А ведь без нашего попечения Господь благопромыслительный подает нам всё нужное к временному житию, Сам в руки кладет – только бери да делай неразвлеченно, всем сердцем святое дело служения спасению людей! Господи! Тебе правда, мне же стыдение лица. Но когда мудр буду Тобою? Сегодня был на могилке у папеньки отца Константина и двух маменек – неродной Анны Петровны и родной – Феодоры Власьевны и служил литии за упокой.

Свечи горящие и лампады теплят пред иконами святых для того, чтобы показать наглядно то, что святые суть светильники горящие и светящие, и если мы будем усердно прибегать к ним с молитвою о ходатайстве за нас пред Богом, то они и нас, хладных и омраченных грехами, соделают своими молитвами искренними, горячими, просвещенными духовно пред Богом и людьми; пред образом Господа ставится свеча в знак того, что Он есть Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир [Ин. 1,9], что Бог наш есть огнь поядающий [Евр. 12, 29], что Он огня приидох воврещи [рус.: низвести] на землю [Лк. 12, 49], оледеневшую грехами нашими, то есть огня в наши сердца, хладные и неблагодарные, чтобы мы все духом горели, работая Господу, по Апостолу: духом горяще, Господеви работающе [Рим. 12, 11]. Вот какое важное значение имеют светильники.

Части в честь святых на проскомидии вынимаются из середины просфоры, на которой надпись ΙС ΧС ΗΙΚΑ, в знак того, что они написаны на небесех, в Самом Христе, помощию Которого они победили (ника) грех, плоть свою, мир и диавола, и что мы также должны, подобно им, побеждать своих врагов Иисусом Христом и распинанием плоти своей.

Внидет и изыдет, и пажить обрящет [Ин. 10, 9], то есть внидет дверию – Христом человек в благодатное Царство Его и изыдет из этой жизни в другую, или из этого тела, и пажить обрящет, то есть духовную пажить Божественного озарения и просвещения, пажить Божия слова, молитвы, страха Божия, правды, мира, радости в Духе Святом.

Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих, подвигшееся сердце мое33 – почему на камне начертаны перстом Божиими заповеди Божии? – Ради показания их вечности, неизменяемости и твердого исполнения всеми. Ты заповедал ecu заповеди Твоя сохранити зело [Пс. 118, 4].

Отец Николай Большой увлекается современными выводами науки и считает за ерунду и писания святых отцов, и жития святых, и самое Священное Писание. Увы! Господи! Обрати его на путь истины.

В «Вестнике Европы» прочитал у него, как одна помещица засекла до смерти свою хорошенькую девушку прислугу, приревновав ее к своему слуге любимцу.

Сытно пообедал на именинах у отца диакона Ал. Ивановича Таратина (о, эти пирушки! пирог, мясо ел, вино пил, дома – драчену34, а вечером после всенощной (да и до всенощной чай пил со сливками) чай пил с сахаром и селедку-другую съел с черным хлебом – и вышло пресыщение, и свербеж в теле сделался, и спать не мог ночью: вставал много раз. Вот тебе объядение и пиянство! А за всенощной сердце было холодно – ни умиления, ни слез: вот как сказываются сласти пагубно для души и тела! А во рту пересохло. Мяса, пирогов не ешь, селедки не ешь на ночь, или чуть-чуть!

Слово Божие да вселяется в вас обильно [слав.: богатно], сказано, глаголюще себе во псалме и пениих и песнех духовных [Кол. 3, 16; Еф. 5, 19], – а у нас ныне вселяется богатно в людях слово не Божие, а человеческое: газеты, журналы, романы; слово Божие в иных совсем не вселяется, и оттого они совершенные невежды в вере и мертвы духом.

Блудная брань к утру была сильнейшая. Неладно: это от излишества в пище животной и от сладкого чаю.

Сон к утру. Я будто на большом корабле, точно военном, много народу. Собираемся куда-то плыть. Волны ужасные; вливаются даже на корму корабля, хотя он у пристани. Я решил сойти: страх взял меня – ну как потонем все, думаю; сошел, хотя и удерживали крепко; оставил зонтик – опять беда. Давай искать (на корабле ищут). А жаль его было – нашли, рад. Корабль – Церковь; сильная буря – бесовские искушения бурные; вливающаяся на палубу вода – это доходят до сердца верующих воды страхов, страстей житейских, диаволом навеваемых. Вот потому и нужен, необходимо нужен пост христианину, чтобы излишество пищи и питья не обременяло нашего утлого судна – тела и души, чтоб мы были духовны, удобовосходны горе, не прилеплялись к земле, по которой кружит диавол, наводит на людей страшные напасти. 11-го июня. Утро. Воскресение. У Таратина обедал вчера.

11-е июня

Неделя Всех святых, – было для меня памятно по тем мучениям, которые я перенес во время служения ранней обедни в Соборе. Да, я вынес из этих мучений то убеждение, что пирушки, как вчера у диакона, для меня убийственны и что мне надо есть только однажды в день, а водки совсем не пить и пирогов с рыбой не есть. Мешок мой полон чертей, и не знал я, куда мне с ним деваться: они были во мне, в этом мешке, разумею тело и в особенности чрево, и немилосердо пакостили, смущая, омрачая, запиная меня, не давая мне выговаривать некоторых слов. От бесовского насилия и наглости я едва не закричал изо всей мочи, что меня обижают. Так было мне тяжело. Вот сколь вредно было мне поужинать двумя солеными сельдями и черным хлебом, а пред этим быть на именинах у отца диакона! Я исчезал во время молебна и на панихиде в церкви! Так допек меня Велиар, донял, прищемил! Но после причащения Святых Таин я успокоился, особенно после окончательного потребления Святых Даров совершенно умиротворился, распространился в сердце! Благодарю Господа, сокрушившего во мне пакости и все козни вражии!

О, отвратительное пресыщение, не имеющее конца! Доколе я буду обременять себя на ночь, ужиная? Доколе рыба на ночь?.. Обременено тело – тяжело и спать, и вставать, как железному тяжелому болту, – а всё как будто надо лишнее и есть и пить! Да где разум? Где жажда духовной пищи и пренебрежение телесною?

Где разумная цель жизни? Разве я животное неразумное, только ли что есть и пить я должен?

Все говорят, что государыня императрица весьма благочестивая особа, наподобие государыни Марии Федоровны, супруги императора Павла I, учредившей столько благотворительных заведений в Петербурге и в Москве. О государыне наследнице говорят, что она также весьма благочестивая и добрая и простая. Слава Господу, воздвигающему добрых матерей для народа Своего!

К чему я стремился, поспешая на обед к отцу диакону Софронову? – К мечтательному, к обременяющему, пресыщающему, обезображивающему духовно. Итак, всуе я стремился. Впредь да не буду. Довольно прежних нелепостей.

Опять поел рыбы вечером на ночь, пришедши из гимназии, где пил чай (два стакана), и опять чувствую себя не совсем хорошо: не надо есть рыбу и притом в постном масле, производящем изжогу, с черным хлебом, а надо воздерживаться от ядения густой пищи на ночь, ибо такая пища тяжела!

Как исполняет Святая Церковь заповедь Господню о любви нашей друг ко другу по подобию любви к нам Господа, или чтобы мы любили ближнего, как себя? – Ежедневною молитвою за всех, как каждый за себя молится, – искреннею, теплою, исполненною совершенного ко всем благожелательства, даже ко врагам. Например, Помилуй нас, Господи, помилуй нас... Господи, помилуй нас... Милосердия двери отверзи нам. Таковы все ектении, такова наипаче молитва Отче наш, Пресвятая Троице, Царю Небесный и пр.

Вследствие ядения рыбы на ночь 16-го июня – крайне сильное напряжение детородного члена, беспокоившее всю ночь, и крайний напор семян. О, не есть рыбы! Иначе трудно хранить целомудрие! Сладкого чаю не пить! Довольствоваться ядением кутьи, варить ее. Рыба сильно крепит желудок, хорошо употреблять ее против поноса.

Когда я обновлюсь духом? Когда начну новую жизнь? Когда буду христианином на деле, а не именем только?

На 17-е июля. Сон в ночи. Я в плену. Кричу, приходят избавители.

17 июня

Господи! Тебе угодно было удивить на мне милость Твою и нынешний день дважды до сего часа, когда я взывал к тебе о помиловании. Благодарю Твою благость и силу, Господи, от всего сердца моего. Слава велелепной славе Твоей.

Приходила женщина с младенцем, чтобы я помолился об нем. Младенец Надежда – бледный как смерть, язычок белый, особенно на конце. Жаль дитя невинное, ужасно страдающее.

Приходил раб Божий Иаков, больной припадками, – помолились вместе. Молился я с дерзновением, верою и надеждою, а он с усердием. Что Господь даст? За благодарность мою даруй им, Господи, исцеление, а грехов моих и их не вспоминай. По милости Твоей помяни нас Ты, ради благости Твоея, Господи! [Пс. 24, 7]. Не дерзаем считать себя достойными милостей Твоих, ибо ничего доброго не сотворили пред Тобою.

Мерзость запустения, стоящая на месте святе [Мф. 24, 15]. Это пастыри, у коих души запустели, то есть стали пусты верою, упованием и любовию и всякою добродетелию, как сказано: пуст есмь добродетелей благочестивых35 . Берегитесь же, пастыри, мерзости запустения.

Бегай, о иерее, опьянения и объядения, ибо пияный и объедало не способен к делу Божию.

Всенощную на воскресенье 18 июня совершил с Божией помощию и благополучно, и нет: благополучно потому, что в некоторых местах при чтении молитв имел дух умиления и мира; неблагополучно потому, что при произнесении некоторых молитв, именно Христе, Свете истинный, имел дух бесовского смущения и страха и не мог выговорить, и сказал только первые да последние слова и посрамился.

Опять наперся – наелся и напился вчера вечером вследствие слабости нервов, обнаружившейся на всенощной (в самой же вещи – от оскудения благодати в сердце), и в довершение безумия накурился табаку с каким-то отчаянием. Ночью сильный пот, сон довольно беспокойный. Доколе же буду безумствовать? Ибо очевидно, что еда и питье чаю крепкого были лишние.

Опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние36 . Дух Святой в Святых Тайнах и посредством Таин опаляет вещество греха, сжигает терние страстей, а пред вторым пришествием земля и яже на ней дела сгорят, грехи и грешники нераскаявшиеся будут преданы вечному огню. Предварим же к покаянию, доколе есть время и благодать еще попаляет грехи, а не грешников. Богу слава, долготерпящему нам.

Видя художество, представляю Художника и дивлюсь Ему за художество, и благодарю Его, и люблю Его тайно. Так, видя человека, дело рук Божиих, одаренного разумом, свободою, стройным и величественным телом, удивляюсь Художнику его – Богу, и восписую Ему славу, и в образе почитаю и люблю Первообраз.

18 июня

Воскресение. Поздняя обедня. Горе мне было во время обедни после того, как я накануне вечером поужинал (ерши от ухи и окуни жареные с черным хлебом) и попил хересу, да кроме того, напился крепкого чаю и накурился сигары, – я весь был в лапах у сатаны, не имел я спокойствия и свободы, но тесноту, страх и боязнь ощущал в сердце; на великом входе не сказал ни одного имени из царствующего дома и вообще говорил с трудом, особенно в сослужении отца диакона дух мой был мертвым от чревоугодия и долгого лишения Святых Таин – он был связан, отвержен от Бога и лишен Святого Духа. Итак, думал я пищею и вином укрепить нервы и отчасти душу, а вышло напротив: я крайне расслабил нервы и расстроил душу. Результат тот, что мне нужен пост и пост – неядение ни рыбы, ни мяса и отнюдь не курить табак, который для меня убийствен.

Долго я молил Господа, да дарует мне непреткновенно, со дерзновением, с верою, любовию, благодарным и благоговейным сердцем совершить Божественную литургию, и ради множества грехов моих не был услышан и не удостоен помощи, особенно ради нового золотого (сребропозлащенного) креста наперсного, который блеском своим двоил сердце мое и наводил по немощи духа моего мнительность. Весь я скован был душой во время обедни. Боже мой! Какие напасти! Где найду утешение? Ад пленяет меня, а заступника нет. Бока мои переполненные, туго набитые жизненною влагою, крайне беспокоят меня и служат вместилищем полчищ демонских. Это ли должен я терпеть за сохранение целости и чистоты телесной, хотя и после потери целомудрия в юности, в детстве, в ученичестве? – Не знаю, что подумать. Или грехи людские теснят меня, особенно тех, чьи деньги находятся у меня для раздачи бедным? Но эти деньги все раздаются и будут отданы бедным. Своих мало подаю? – Но свои и те расточаю бедным.

Не работая Богу, работаем неизбежно страстям и диаволу. Как же необходимо всегда служить Богу! А мы ленивы на служение Богу и усердны на угождение своим прихотям, на служение миру, его растленным обычаям! Оттого мы и немощны духом и телом, оттого и падаем и разбиваемся, оттого и лишаемся благодати Божией.

Благодарю Господа, спасшего меня от враждебного расположения к брату Алексею по молитве покаяния моего и даровавшего мне мир.

Ночь с воскресения на понедельник после служения литургии с проповедью, после легкого ужина пирогом с вином и чаем и особенно после продолжительного пения священных песней в комнатах своих провел благодатию Божией очень хорошо: спал крепко, покойно, без всякой боли в спине и встал бодро и свежо. Божественные Тайны исцелили меня, пение исполнило меня Духом Святым. – Слава Богу! Искушения послужили к пользе. За всё благодарение Богу!

19 июня

Благодарю Господа за благополучное совершение Божественной литургии и неосужденное причащение Божественных, святых, бессмертных, животворящих и страшных Таин Тела и Крови Его и за выговор имен царствующего дома, выговор свободный и ровный, только на заамвонной молитве пропустил несколько слов от раздвоения мыслей, да не вменит мне сего Господь. Благодарю Господа за дождь, но мало его: еще даруй, Господи! На немощь нашу умилосердися.

20 июня

Вследствие сильного возбуждения себя чтением Массильёна37 и Боссюэта38 в присутствии Алекс. Моисеевича Федорова, моего знакомого офицера, после прогулки и вечерней закуски селедкой с луком и выпивки апельсиновой и померанцевой водки (пирог с визигой39) у меня открылось ночью обильное истечение золотухи из правого уха. Благодарю Господа за изгнание золотухи извнутрь наружу, за освобождение ее от оков ее, от гнилостей ее! Как хорошо возбуждать себя всего! (Сон был очень покойный, несмотря на то что не гулял после закуски и чаю на улице.)

В тот же день служил литургию благополучно, хотя в немощи духа, тесноте и с препятствиями от лукавого. Причастился в мир душевных моих сил. В церкви был отец протоиерей, день его рождения. Дай Бог много лет ему здравствовать. После обедни были у меня гости: отец Иоанн Ал. Песоцкий и отец Николай Ветвеницкий.

Вечером в 10 часов крайне искусился и расстроился духом от того, что солдат грубо отказал мне пропустить меня на северный вал, исполняя свою службу и закон. Я вообразил, что это его каприз и неуважение к священнику; думал, не раскольник ли он или не поляк, хотя и в таком случае противиться было не надо, тем менее обижаться. Я должен поучиться у солдата с твердостию держаться на службе, без малейшей боязни пред всеми сильными земли. Притом я должен вспомнить, что этот отказ часового мне есть возмездие мне праведное за отказ нищим в милостыне, которой они у меня усильно просили.

Благодарю Господа, даровавшего мне слезную молитву при чтении канона Одигитрии и сею молитвою спасшего меня от тесноты вражией и от грехов моих и даровавшего мне мирный сон. Бесчисленны благодеяния Твои, милости Твои, Господи! (Просфирки сухие с чаем оказались довольно тяжелы.)

Залежавшаяся в буфете старая просфора, искрошенная на малые кусочки, мною отчасти употребленная, наделала мне много тяготы несносной во время утрени: едва мог говорить, а иных речений и не мог от разлившейся золотухи внутри; как оковами, сковала она мою внутренность. Блинов рановременным уходом из церкви смутил меня. Да запретит ему Господь – не ходи, если лень стоять, но порядка богослужения не нарушай. Вино, у протоиерея питое, тоже мне повредило: закрепило сильно живот вместе с просфорою. Квас в ботвинье для меня тоже вреден. За ужином я не мог есть никакой рыбы. Квас и лимон для меня очень неблагоприятны, особенно в значительном количестве: взбалмучивают золотуху мою. Слишком много читал за утреней, я изнемог.

21 июня

После литургии. Благодарю Господа за безмерную милость, явленную в причащении Божественных животворящих Его Таин: терние страстей, мучившее меня, вдруг попалено, отнято, теснота ужасная исчезла, водворились в душе мир, свобода, радость. Слава Тебе, Господи! Всю обедню до причащения боролся я с теснотою своею, и больно, больно мне было.

22-го июня

Жалостно и досадно, что доселе я жалкий раб чрева, посмеваемый от диавола, ищущего ежедневно погибели моей. Вот опять горький опыт: вчера вечером я выпил два стакана пива, рюмку водки и потом два стакана, или почти три, чаю, закусил рыбой жареной сперва и булкой, а потом с черным хлебом (два ломтика), поел несколько пряников, и что же вышло? Во-первых, то, что я был полупьян и пресыщен, во-вторых, я был связан в сердце и в языке от демона и с трудом говорил с знакомыми в инженерном саду (с Янковским и Брылкиным), а сегодня поутру ощущал крайнее препятствие от духов злобы в служении: крайнюю немощь духа и тела (внутри, а не наружи); в боках доселе чувствую тесноту и золотушную остроту от излишества. Согрешил пред Богом и пред собою. Наука впредь: не есть на ночь, да и за обедом быть умеренным, а то обедом еще был сыт, но ввечеру опять принялся есть. Пива не пить: в нем демонские козни (верно)! Чревоугодие, как и пиянство, может обратиться и обращается уже в болезнь души и тела. Когда семена не расходуются по целым годам, надо крайне мало кушать, и еще притом когда желудок крайне крепкий.

Особенный вред чревоугодия и пиянства тот, что сердце чревоугодника и пьяницы совершенно охладевает к Богу и ближнему, грубеет, делается жестоким, злым, жадным, завистливым, корыстолюбивым, неверующим, пристрастным к земному, чуждым небесных благ.

22-го июня

Благодарю Господа за пренебесный, божественный мир душевный, дарованный мне, недостойному, по причащении животворящих Таин на литургии, мною совершенной, и за отъятие тесноты душевной и телесной и за дарование здравия.

Благодарю Господа, приявшего молитву покаяния моего после бури и смятения пред всенощною, которых я сам был виною, и претворившего бурю душевную в тишину и смятение в мир Божий, виновность – в оправдание благодатию. Славлю Твое милосердие и долготерпение Божие, воспеваю Твое милостивое заступление, ибо я был как лист, ветром колеблемый, и голос мой изнемогал и дрожал, и мысли все в смущении, а когда Ты помиловал меня, о Боже! и сам я успокоился, и голос стал ясен и звучен, и молитва потекла из глубины души в мире ко Господу, и всю всенощную совершил непреткновенно. (Пред всенощною дьякон и все дьячки подписывали бумаги отца благочинного; раньше ли времени не было дома, а не в церкви? Господь рассудит.)

Ради пристрастия к земным благам не узнали Мессии иудеи и Царя славы распяли; ради тех же житейских пристрастий многие не знают своего Спасителя, многие из христиан и ныне не веруют в Евангелие, не живут по Евангелию, а по похотям сердца своего. Горе пристрастным к земным вещам: они губят себя из-за них. Никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных [Лк. 14, 24]. Окаянен я человек: и я из числа пристрастных к здешним благам. Но исцели, Господи, болезнь души моей.

И наяву и во сне бесплотный злодей действует ко взаимному охлаждению нашему и к возбуждению и усилению между нами вражды, если она уже посеяна. Поэтому крайне необходимо нам возбуждать в себе угасающую любовь, восполнять недостаток ее, снисходить, долготерпеть, не раздражаться. (Сон на 23 июня; Анна Константиновна и дети ее.) Единое на потребу (любовь) надо паче всего стяжевать – для сего ничего не щадить: ни себя сильно, ни привязаностей сильных.

Крайне нехорошим оказался я в сердце своем, когда встретился на Ораниенбаумском пароходе с одним семейством (Онацких), потерпевшим ужасное несчастие от пожара, который обратил в пепел их дочь (тело) и всё имущество: я не нашел в себе искреннего сочувствия, не мог сострадать столько потерявшим: сердце было холодно и лукаво от чревоугодия и винопития в Сергиевской Слободе у священника Николая Афанасьевича Ветвеницкого, как камень было бесчувственно.

Как я, многогрешный, мог доселе гневаться на имеющих ко мне неприязнь, или зависть, или непокорство, или грубость оказавших мне, когда я сам непрестанно одержим этими страстями? Нет ничего обыкновеннее и легче греха между людьми – это общая болезнь, поветрие. Как же мы смотрим на него в других как на нечто необыкновенное, новое, поразительное?

23 июня

Благодарю Господа за безмерное Его милосердие, явленное мне при совершении литургии в избавлении от лютой злобы диавольской, всеянной в мое сердце вчера за всенощной и сегодня за обедней пред великим входом возобновленной. Господи! Ты видел, как потопляла меня сия злоба, как я трепетал, смущался, порывался к освобождению себя от ней – и не мог; как я был смущен на великом входе при выговоре имен царской фамилии (императрицы не мог выговорить), остальные имена с трудом говорил. Но пред причастием и чрез причастие Святых Таин Ты избавил меня от ней, державно преодолел ее по молитве моей, и я прочитал с великим дерзновением заамвонную молитву и отпуст и совершил водосвятный молебен Божией Матери вполне с выговором всех слов, прежде не выговариваемых. Славлю Тебя. Разрушь во мне совершенно злобу мою.

Курение всячески вредно: как ни легка и как ни хороша была сигара, вчера вечером мною воскуренная, но у меня расстроились нервы, и я не мог настоящим образом спать; потом была боль в пояснице и во рту было так неприятно, как от съеденной смолы. Бросить курить. Плоть шепчет: если мало курить, то полезно, например, полсигары: вздор – отвечаю я, и то вредно; да притом как удержаться от курения, когда целая сигара в зубах, – заманчиво. Нет, решительно оставить. И потеря времени, когда куришь. Или возбуждает с нервами и душу? и рождаются хорошие мысли? Этого ожидай иным путем, не от сигары, а от Бога в усердной молитве и в чтении слова Божия и писаний святых отцов. 24 июня 1872 года.

Ну уж и табачина! Сколь она вредна! Гулял час целый, и боль в спине от выкуренной вечером сигары не унялась! Сколь же .вредит она постоянно курящим! Уймусь ли после этого курить?.. А еще редко курю – в месяц раз или два, и то вредно как на меня действует! 24 июня.

Служение литургии было для меня довольно тяжким испытанием, особенно на великом входе при произношении имен царской фамилии, во время призывания Бога Отца для совершения Таинства и на заамвонной молитве: именно из-за курения табаку враг посетил меня и не допускал выговорить некоторых слов; также и на молебне, при чтении Евангелия: Просите, и дастся вам... на словах: егоже аще воспросит сын его хлеба [Мф. 7, 7 – 9]... Раздосадовался я сам на себя, что курил вчера сигару, эту чертову сосульку, это посмеяние над органом вкуса, или над устами, которые должны вооружаться против похотей плоти, а не сами служить им. Но благодарю Господа – после потребления Святых Даров враги бесплотные были все попалены и прогнаны, теснота и противление вражии как не бывали, и я совершенно почил в Господе Боге, Спасе моем. За сие благодарю Его всем сердцем моим.

После обеда навестил больного раба Божия подполковника артиллерии Ивана Дмитриевича Горемыкина, благословил его, утешил, дал просфиру, выпил рюмку мадеры, два стаканчика чаю; затем был у Адриана Т. Сорокина: выдает дочь Марию замуж за подпоручика Омского полка; у него выпил портвейну две рюмки (купца Герасимова виноторговли) и два стакана чаю. Домой пришел почти в три часа, закусил: ботвинья с сигом, жаркого из окуней с огурцами, и опять согрешил: выпил чаю два стаканчика да ягодок смородины красной поел. Сорокин говорил про отца Порфирия Надпорожского, священника Омского полка, что он всюду по требам ходит и очень разжился, за то и зазнался – над уставами церковными смеется в компании офицеров. Но Бог смирит и взыщет за кощунство и за самое богатство, собранное туне, но туне не расточаемое, а сберегаемое. Говорил еще, что отцы соборные, кроме меня, ленивы на требы и горды: не ходят всюду, когда зовут, разумеется, к недостаточным людям, к иным вовсе не хотят идти, например петь панихиды и провожать умерших, – оттого прихожане и зовут больше священника чужого, именно Омского полка Порфирия.

Солнце наших дневных служб, от которого они заимствуют свой свет и теплоту и силу есть литургия, а в ней Христос – исполнение закона и пророков. Христос есть предмет Ветхого и Нового Завета, или Солнце Светозарное для Ветхого и Нового, к Нему относятся все [извещения] или прорицания пророков, об Нем вещают апостолы, как самовидцы и слуги Его, посланные Им во весь мир проповедовать слово Его, об Нем засвидетельствовали мученики, Его благодатию прославились преподобные, востекшие на верх Евангельского совершенства, Его благодатию бессребреники отвергались корысти мира.

В Церкви, как в прекрасном мире Божием, всё расположено прекрасно, в изумительном премудром порядке – все части храма и принадлежности каждой из них, иконы, самое богослужение, одеяние священных лиц и пр. Это истинно благодатное Царство Христово.

Как еще мы любим плотскую жизнь и вообще здешнюю, временную, скоропреходящую, когда наше естество давно уже вознесено на небо и спосажено на престоле Божества в лице Господа Иисуса Христа, когда Ему, нашему Господу и Спасителю, спрославлены и святые други Его – Матерь Его Пречистая, апостолы, пророки, иерархи, мученики, преподобные и все святые. Не безумие ли прельщаться здешними вещами и прилепляться к земле, которая некогда сгорит со всеми своими делами [2Пет. 3, 10]? Пробудимся, пробудимся от сна греховного и станем творить святыню в страсе Божием [2Кор. 7, 1]. 25 июня. Воскресение. Утро.

Написавши эти слова, я тотчас во время молитвы возымел заботу о том, какой пирог сделать сегодня для праздника, и делом нарушил свое благочестивое намерение – не прилепляться здесь ни к чему! О, навык гибельный! О, алчность закоренелая! А после обедни и страшных Таин причастия и после крестин действительно поел с жадностию прежде времени, когда еще не было должного аппетита (желания) пирога и прочих яств, и таким образом жадности своей опять удовлетворил!

25 июня

После обедни. Благодарю Господа, избавившего меня чрез причащение Святых Своих Таин от страшной тяготы, наведенной врагом и грехами моими и наипаче напрасною враждою на старца Павла Александровича Михайлова, отставного майора, стоявшего в алтаре, за то именно, что стоял в алтаре, а не в церкви. Я раскаялся пред Богом в своей безумной невольной вражде и понудил себя благодарить Бога за то, что есть во храме усердный со мною сомолитвенник, принимающий живое участие в столь великой Жертве (он стоял на коленях во всё время литургии верных, потом и на молебне благодарном; просфиры ждал, как видно, но я не дал, поскупился). А также [...] пришел домой – незачем, не в честь, не в славу.

После потребления Святых Даров, прогнания всех невидимых врагов из души моей, я почувствовал себя преблаженным, премирным, прерадостным, прелегким, небесным. Слава, слава, слава Победителю ада Христу Богу нашему! Молебен совершил благополучно и благодарственную молитву прочитал спокойно, с чувством, всю до конца, кроме двух-трех слов на конце. Благодарю Господа! На литургии пред пресуществлением Святых Даров, во время и после тяжелы были для меня искушения врага, озлоблявшего на Павла Александровича Михайлова за стояние на виду в алтаре (а он стоял и усердно молился). Вот адская, непонятная, насильственная злоба! Будь ты проклята, окаянная, отныне и до века! Да не обновишься ты более никогда в сердце моем! Буди! Сильно с воплем крепким молил Господа отъять от меня насильственную злобу и бросить в ад, и едва умолил Господа отнять ее от меня, так она укоренилась во мне злым навыком. О, зли суще людие! И зол суще я паче всех человек!

26 июня

Вечер. 11 часов. Еще наичувствительнейший, тягчайший урок – не есть и не пить сверх потребности, как я сегодня за обедом с голоду поел и пил сверх надлежащего (винегрет, уха с рыбой, жаркое рыбное с стручковым скоромным (не постным) соусом с морковью, потом чаю три стаканчика. Тяжко было на соборовании, так тяжко, как тяжко мышонку в лапах у кошки; овладел мною, осилил меня Велиар злобный: не мог я выговаривать многих, многих речений; я был омрачен в мыслях, смущен, стеснен, убит нравственно, был связан в душе по рукам и ногам; порывался говорить и не мог в некоторых местах молитвословия по болящих. О, окаянство мое! Напутствуя болящую, я не ощущал в сердце моем, каменном сердце, любви и сострадания к болящей и, как нечистый сердцем, чувствовал приражение нечистых ощущений тогда, когда больная старушка металась и несколько обнажалась. Вообще, я чувствовал себя очень парализованным в душе и теле от диавола. Вот наша священническая участь – вечно терпеть от наездничества всезлейшего и всескверного и всенасильственного Велиара, то есть сатаны! Горе чревоугодникам, как я! Демоны люто ругаются над ними, а постники посмеваются им, легко разрушая все козни их!

За несколько часов нетрудной службы в три или четыре дня Господь прещедрый посылает тебе иногда столько денег, что на них можно целый месяц кормить мать-кормилицу и детей ее. Потому не скупись на необходимое и не жалей денег и воздай благодарение Щедрому щедростию и любовию к ближним, не охладевая к ним в любви, тем паче убегая всячески духа нелюбления и вражды. Да не хулится твое благое. Это благое не твое, а Божие и твоих ближних – твое только частию.

28 июня

Благодарю Господа, сподобившего меня непреткновенно и громогласно, свободно совершить раннюю литургию в думской церкви по усопшей рабе Божией Надежде Прокофьевой и причаститься к оживотворению, очищению, освящению и укреплению души моей, купно же и тела моего, причаститься, говорю, Святых, пречистых, животворящих Божественных Таин Тела и Крови Христа Бога моего. Пред обедней был понос, от которого я ослабел, но голос был чист и звучен. Значит, разрешение желудка способствует чистоте голоса, а когда крепит живот, тогда голос слабеет и бывает нечист.

Согрешил пред Богом после обедни, когда пришел домой, скупостию: пожалел для домашних лишней четвертой бутылки молока в день – велел только три носить, по семь копеек за бутылку.

Какая ужасная связь грехов: нельзя, жалея чего-либо земного, какого-либо блага для ближнего, в то же время вовсе не жалеть иногда ближнего, для которого Бог создал всё, нельзя не проникаться охлаждением, нелюблением, даже враждебным к нему расположением: там, где попал на среду кусок, там не миновать человеку плотскому вражды. Вот вам и христианство, проповедующее, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [Рим. 14, 17], что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [1Кор. 6, 13], что не губи твоею пищею того, за кого Христос умер [Рим. 14, 15], или: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную [Ин. 6, 27], или: не ищите, что вам есть, или что пить... наипаче ищите Царствия Божия, и это все (внешние блага) приложится вам [Лк. 12, 29; 31]. Пожалев лишней бутылки молока или лишнего куска сахару, я от Бога отпадаю, смущаюсь, бываю крайне стеснен, лишен свободы, мира, света, дерзновения, умираю духом.

Имей уважение к своему высокому сану, сану Христову, и не смущайся духом ни пред какими высокопоставленными или богатыми лицами, ибо пред лицом Божиим они ничто, грешники, смердящие своими грехами; имей уважение и к своему человеческому достоинству, которое одинаково у тебя со всеми знатными, хотя ты и не высокой породы, родился в деревне и в бедности. Помяни, что и Господь для нас смирялся, чтобы научить нас примером смирению, родился в бедности, в убогих яслях и всю жизнь не имел, где главу приклонить. Обличай богатых в роскоши, надменности, жестокосердии.

Не взирай на внешность: пред Господом она ничего не значит, – взирай на всякого внутренним взором как на образ Божий, как на члена Христова, как на розгу40 виноградной Лозы – Христа, как на словесную овцу стада Христова, а на себя как на пастыря.

29 июня

Благодарю Господа за многократное, всемилостивое услышание вопля моего о спасении, когда я был в тесноте, боязни и скорби, и за спасение меня, грешного, наипаче во время литургии; благодарю Господа, яко державно, скоро избавил меня от гнева и ярости, или от худых последствий их в душе – тесноты и омрачения и посрамления, и от огорчения и досады в душе на покойного брата отца Григория и сестру Анну Константиновну. Я сознал свою глупую злобу и просил врачевства и милости у Господа – и помилован. Одиннадцать часов ночи.

30 июня

Ранняя обедня от Прокофьевых. Благодарю Господа, даровавшего мне силу совершить ясным и громким голосом, непреткновенно Божественную литургию и причаститься неосужденно, ко оживлению, радости, здравию и укреплению моей души и тела Святых, пречистых и животворящих Его Таин. Ах, какую святую, животворящую теплоту в боках моих ощутил я по причащении Божественного брашна и пития! Но наглая борьба противных сил продолжалась всю литургию! Дома выпил три стакана парного молока, потом заснул крепко и сладко и едва не осквернился от сновидения по действу диавольскому. Молоко содействовало крепкому напряжению детородного члена; вовремя проснулся и принес Господу молитву очистительную. На невинного младенца поглядел (согрешил) оком зависти из-за матери его. Зачем я отделяю себя от них? Они и я – одно: один дух любви (как и материальные блага общие) должен соединять нас. Из-за них благодать Божия награждает меня благами своими. Я недостоин их по своему злонравию и бесчисленным грехам моим. Много и того, что я здравием наслаждаюсь. Если буду с любовию призревать их, то, может быть, Господь из-за них помилует меня. Господи! Ты соедини нас в один дух любви! Ты видишь, как духи злобы искушают меня непрестанно, всевая в мое сердце гнев, зависть, скупость и прочие страсти! От молока усиливается до крайности естественная жгучесть греховного терния и подстрекает крайне к злобе на невинных домашних и к зависти, к угрюмости, хандре. Движения надо иметь много.

* * *

33

Ирмос 3-й песни Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

34

Драчена – блюдо, приготавливаемое из муки, яиц и молока, как омлет.

35

Тропарь 1-й песни Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, читаемого в среду Первой недели Великого поста.

36

Тропарь 9-й песни канона из последования ко святому причащению.

37

Массильён (Массильон) Жан Батист (1663 – 1743), епископ Клермонтский, знаменитый французский проповедник. Главными свойствами его проповедей были искренность религиозного убеждения, тонкий психологический анализ, правдивость обличений, отсутствие аффектации, ясность и простота. От Массильона сохранилось около ста проповедей. Он имел дар похвалить достойное, избегая лести, бесстрашно обличал пороки королевского двора и общества. В русском переводе «Избранные слова Массильена, епископа Клермонского» выдержали три издания.

38

Боссюэ Жак Бенин (1627 – 1704), знаменитый французский католический епископ, проповедник, историк и богослов. С 1659 г. он живет в Париже; его успехи в проповеди католичества завоевали ему симпатии двора и короля Людовика XIV, который в 1670 г. назначил его воспитателем своего сына. Боссюэ начал записывать свои речи и работать над догматическими трудами лишь в сорок лет, но все-таки, за исключением Вольтера ни один французский писатель не написал так много, как он. Основная идея всей проповеднической деятельности Боссюэ – желание сблизить протестантов с католиками, чем и объясняется мягкость и уступчивость его в борьбе с врагами католичества.

39

Визига – продукт, изготовляемый из спинной струны (хорды) осетровых рыб.

40

Розга (церк.-слав.) – ветвь.


  МайИюль 

Вам может быть интересно:

1. Дневник. Том XVII. 1872-1873 – Июль праведный Иоанн Кронштадтский

2. Дневник: Т. 1. 1880-1901 – Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого митрополит Арсений (Стадницкий)

3. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – НЕМОЩИ святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

5. Собрание сочинений. Том 3 – Слово в день Тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1884 г. архиепископ Амвросий (Ключарев)

6. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Лесть святитель Василий Великий

7. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ЧЕЛОВЕК схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Добрые дела преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

9. Борьба за веру. Против масонов – IV. Письма к графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской за 1832 год архимандрит Фотий (Спасский)

10. Прикосновение к тайнам Царства Божия – Исповедь VI. молитва и занятие ею. по беседам старца-затворника Гефсиманского скита иеросхимонаха Александра (1810 – 1878) протоиерей Геннадий Нефёдов

Комментарии для сайта Cackle