Источник

Июль

1 июля

Благодарю Господа, избавившего меня вчера после продолжительной внутренней молитвы по дороге на пароход Ораниенбаумский и в самом Ораниенбауме при прогулке в нем от лютых скорбей и теснот, вследствие нелюбления и огорчения к домашним моим, и даровавшего мне пространство, мир и радость сердца в любезном и радушном обществе Елисаветы Васильевны, супруги директора, дочери их и зятя их, Михаила Федоровича. В какой они взаимной любви живут! Сердцу весело.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься Божественных Таин в мир душевных сил! О, радость! О, спокойствие! Но едва грех не восхитил сего спокойствия при слухе о грубых речах (посланному от меня Николаю) отца диакона Петра Софронова и дьячка моего Кутузова. Я вопиял ко Господу: не попусти, Господи, врагу взять от меня добро Твое.

2-го июля

В ночи на это число искусился действием диавольским во сне и сделал блуд: сильное излияние семени, не бывшее уже год или более. Повод к искушению подал я сам: вчера пил довольно много молока поутру и после причастия; затем ел за обедом довольно мяса, которого прежде избегал, и наконец вечером также ел жаркое из мяса с огурцами с булкой; булку с маслом, пил вино и чай со сливками. Вот какое чревоугодие и многоядение! Окаянен я! Скот я бессловесный! Безответен я! Теплое одеяло в жаркую пору довершило прочие поводы к искушению! Прежде не одевался им. Благодарю Господа, даровавшего слезы на молитве ночной. Светало.

Благодарю Дародателя Господа, давшего мне вчера за всенощной молитву покаяния с умилением и умирившего и расширившего сердце мое мятущееся, огнь страстей в росу благодати претворившего, мрак во свет, печаль в радость.

2-го июля

И опять благодарю Господа, сподобившего меня громогласно и смело (со дерзновением) совершить Божественную литургию раннюю, хотя и при противодействии сильном злых духов, подстрекавших меня к злобе на отца диакона Петра за его неточность в обрядах служения, и причаститься животворящих Таин неосужденно. Какой пренебесный мир ощутил я в душе своей – сказать не можно. Слава Богу!

Господь сходит на предложенные вместообразные хлеб и вино, как дождь на руно и как капля, каплющая на землю.

Заповедь Божия настоит на том, чтобы люди взаимно любили друг друга, и не исполняющих наказывает внутренним мучением; диавол со своими клевретами настоит непрестанно на том, чтобы люди враждовали друг против друга и подстрекает ко вражде всеми возможными способами, наипаче употребляя средством к тому самолюбие каждого. Заповедь Божия за исполнение своего повеления обещает жизнь вечную, а за непрестанное противление ей или за неисполнение ее, за нерадение об ее исполнении, нераскаянность и неисправление сердца от самолюбия и злобы угрожает огнем вечным.

Нищий, водивший вчера слепца и бывший сегодня за милостыней, пьянствует со слепцом, как я узнал сегодня из верных уст очевидца. Бог им судия: они играют моим попечением об них.

4-го июля

Прибыл с Лисьего Носу, с северного берега от свояка отца Иоанна Ал. Песоцкого. В гостях – покой, дома – смятение и скорбь в душе. Какой злой асмодей41 мучит меня непрестанно, расстраивая дух мой и подстрекая меня к нелюблению и вражде на домашних. И это издавна, с того времени, как я поступил на место священника в Кронштадт! Тысячекратно я раскаивался в этом гибельном состоянии моей души – и я не престаю впадать в оное! Господи! Даждь мне дух любления! Отыми духа вражды! Что мне в здравии плоти, если болит дух приражением страстей!

Я дознал опытом, что гулянка без дела, еда да питье по вкусу и лакомство очень вредны для души, хотя и полезны и приятны для тела: душа черствеет, ослабевает в молитве, в чувствительности Божиих благодеяний и милостей и в сострадании к людям; бывает склонна к нечистым и скверным помыслам и чувствованиям, к гневу и злобе, к ссоре, к зависти, гордости, праздности, лености и рассеянности. На Лисьем Носу гулял я два дня и приехал домой с духом расстроенным, склонным к унынию, огорчению, подозрению, вражде, и вечером действительно поссорился с женой и свояченицей из-за нескольких слов со стороны жены и неосновательных слез ее, возбудивших вражду на меня сестры ее и моей Анны Константиновны. Это наделало, между прочим, пиво, коего я выпил целую бутылку и рюмка или две хересу, да потом чай со сливками и лососина (за ужином), а за обедом жирная курица – словом, причиной неприятностей и обид было объядение и пиянство (согрешил пред Богом!). Чего было мне обижаться, если слово Анны Константиновны, будто я кошусь на жену из-за Анны К., несправедливо? А если справедливо, то надо исправляться мне.

Справедливое замечание мне сделала жена моя: отчего, говорит, ты не хочешь стерпеть обидных слов от ближних, тогда как Господь наш претерпел такие ужасные страдания? Где твое смирение, незлобие? Да, правда, что я не знаю еще христианской азбуки: Блаженны нищие духом... [Мф. 5, 3]. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф. 11, 29].

Мне необходимо нужно отвергнуться себя, своего самолюбия, нетерпения, гнева, раздражительности, гордости, ненависти, вражды, чревоугодия, объядения и пьянства, любостяжания, блудных помыслов, лености, праздности, рассеянности и своенравия, упрямства, непослушания и всего полчища страстей – быть же крепким любителем Бога и ближнего, кротким, смиренным, незлобивым, терпеливым, равнодушным к обидам, воздержником, нестяжательным, целомудренным во всех помыслах и чувствах, трудолюбивым, всегда трудящимся и молящимся, ближнему угождающим во благое, послушным ко всем ради Христа, послушливого даже до смерти [Флп. 2, 8].

Страсти наши усиливаются стяжать себе гражданственность и силу права в жизни нашей. Когда бывает страсть права, например, раздражительность, злоба? Но она хочет выставить себя как законное проявление души. Плевать же на наши страстишки, претящие нам творить правду Божию.

Блаженны вы, когда будут поносить вас [Мф. 5, 11]: терпи же поношение благодушно ради Христа, как должную тебе дань за бесчисленные грехи твои, – твое самолюбие и твоя гордость понуждают тебя огорчаться и яриться на ругателей или на ругательницу (а справедливее – сказавшую горькую правду).

Не сам ли я вчера, полупьяный, подал повод к буре домашней или возбудил бурю? Да, – ибо во мне кипела зависть, негодование на сестру мою, когда я говорил с женою; как может то быть, говорил я, что она может впасть в чахотку, когда ест-пьет всё лучшее, питательное, избранное, когда ничего не делает, кроме как только с детьми возится, и то наполовину, ибо другую половину делаешь ты, жена, и няньки?.. Свободу предоставь домашним и не принуждай их, не ссорься из-за того, что не держат постов; мир и любовь выше поста. Умудри, Господи, сохранить мир. Не даждь, Господи, страстям моим производиться в дело, но умертви их во мне совершенно, наипаче же диавольскую зависть и скупость. Даждь мне подражати Твоей благости и Твоим щедротам, непрестанно изливаемым на меня, непотребного, и на всех тварей Твоих. Млеко да будет в изобилии в дому моем для младенцев, питающихся млеком, и матери их, и жены, и брата. Да будут точию42 здравы и мирны.

Из-за чревоугодия моего все беды мои внутренние, все страсти мои.

5-го июля

День преподобного Сергия. Первый летний с грозою дождь. Был в Окружном суде. Кончился в три с половиной часа. Приводил к присяге благополучно.

Зачем деятельной философией доселе не занимаюсь? Зачем не любомудрствую с святыми отцами? Зачем не стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе [Флп. 3, 14]? Зачем люблю вещи дольные, преходящие, как дым исчезающие?

На младенцев сестры твоей по жене Анны Константиновны смотри как на ангелов, как на чад Божиих, с любовию и с радостию расточай на них имение твое, ибо ты примешь воздаяние от Господа. Благословляй от сердца клянущую тебя иногда Анну Константиновну, добро твори ей от сердца, когда она ненавидит и бранит, укоряет тебя. Ибо если любишь только любящих тебя, какая за то тебе награда? И грешники, язычники, любящих их любят [Лк. 6, 32].

Жадность моя очень рельефно выражается во сне: при разрезке директорского пирога для гимназистов в какой-то праздник пред молебном (я взял кусочек).

Ботвинья для меня вредна. Надо мне постоянно молоко пить и есть мясной бульон.

Корнями, пленицами и сетями греховными я как бы переплетен весь от Велиара, и сказываются очень сильно эти сети во время обедни.

6-го июля.

Ранняя обедня за упокой матери моей в годовщину смерти ее. Совершенный мир, совершенное спасение даровал мне Владыко Живота моего после потребления Божественных Пречистых и Животворящих Таин Его. Благодарю Господа; но во время обедни крайне огорчен был на сторожа Николая (хотя, как узнал после, несправедливо) за то, что положил в кадило пред чтением Апостола головешку, которая посмрадила воздух и нарушила здравие тела и спокойное состояние духа. Терпеть надо. Он не виноват, потому что печь затоплена была очень поздно. Еще огорчился на жену, что по нерадению и лености пришла к самому концу панихиды. Не разбудил зачем, сказала мне жена? Может быть, и правда, проспала. Только горькую молитву вознес я о ней и о сестре ее к Богу за неединомыслие их со мною и неразделение молитвы со мною за упокой матери. Боже! лукавство их посрами, а мне не попусти впасть в совершенное уныние и малодушие, ибо не от них, не могущих и о себе молиться, не только о других, зависит оставление согрешений и покой матери моей, но от Твоей благости и Твоего милосердия, от Твоей страшной Голгофской Жертвы и таинственной литургии. Господи! По делам их воздай им, да не похвалятся в себе, а мне даждь дух мира и любви. Отпусти им (даждь мне от сердца отпустить), не ведят бо, что творят. Любите своих жен и не будьте к ним суровы [Кол. 3, 19], говорит Апостол в послании своем, наставляя мужей в должности их.

Благодарю Господа, привлекшего к словам любви и ласки, к словам мира жену мою и сестру мою Анну. Как это было мне приятно! Это было изменением, делом десницы Вышнего [Пс. 76, 11] после крепкого вопля моего внутреннего о разорении во мне духа вражды, нагло ворвавшегося в меня и ужасно томившего меня! Я именно просил Господа о том, чтобы домашние мои относились ко мне с ласкою.

Служится в церкви каждый день вечерня, утреня и обедня. Но как относятся к ней большею частию и служащие и миряне? – Безучастно, бессердечно, по привычке или по невежеству и неспособности рассуждать о совершающемся во очию их. Между тем что такое вечерня, утреня и обедня? Это ежедневная, громогласная, всемирная проповедь Церкви о главнейших судьбах мира и человечества, о сотворении Богом мира и человека, о блаженстве и падении человека, о слезном покаянии его и обетовании Искупителя, о приготовлении к принятию Его чрез постепенное откровение, пророчества и прообразования о явлении в мир Спасителя, о житии Его, учении, чудесах и пророчествах Его, о страданиях, смерти, воскресении и вознесении Его на небо, о ниспослании Духа Святого апостолам и установлении Церкви Своей на земле и необходимости повиноваться ей для спасения как Самому Христу. Итак, богослужение есть ежедневная проповедь Церкви о сотворении и промышлении Божием, о искуплении и Искупителе. Сколь достойная внимания и крайнего вникания проповедь! Вникаем ли мы в нее ежедневно? Ходим ли мы в храм с тем, чтобы размышлять о том, что в нем совершается? О вы, богатые, знатные мира сего, ученые! Как вы относитесь к службе?

7 июля

Да будет проклята жадность моя и да отстану от ней с настоящего часа, ибо из-за ней у меня боль в спине и я дурно спал утром 4-й, 5-й и 6-й часы. Причина: поздно вечером ел немного жаркого, пил молоко, черный хлеб с икрою, пил стакан чаю, а за час раньше пил кисель со сливками очень жирными.

С среды на четверг с дня постного я спал очень покойно, а со скоромного на постный – довольно тягостно. Пост благословляю. Мясо уничтожаю, сливки жирные целиком (с кофе можно немного). Наблюдаю пост. Он охрана здоровья и целомудрия. На ночь совершенно не ешь, то есть поздно вечером, когда не имеешь в виду прогуляться, да и рано закусывая, скушай немного одного белого хлеба.

С 7-го на 8-е июля спал очень покойно после постной пищи и питья (была пятница, наступала суббота) и после трудов молитвы (всенощная у Каз. Мих. Назарова и молебен у Марьи Арсеньевны в двенадцать часов ночи). Благо постная пища, легко от ней на сердце, особенно после жирной, скоромной.

В заседании Окружного суда дух злобы крайне мучил меня 1) вследствие неисправности секретаря Думы – Перова, 2) вследствие настойчивости судебного пристава о вставании мною с места при чтении присяжными заседателями решений своих. О, как он теснил меня, язвил, мучил, посрамлял! Но я был виновен, не послушав с первого раза судебного пристава.

Во сне видел сегодня жену мою Лизу, очень, очень усердно собиравшуюся шить мне ряску (я шел по Комендантской улице, и она примеряла мне по дороге рясу и охорашивала ее); я умилился сердцем ее услужливости и столь великой ласке и любви! Господь да сохранит ее!

Смерть многочисленными и многообразными путями вторгается в нашу душу, вместе и в тело наше. Эти пути наибольшею частию суть земные пристрастия наши: чревоугодие и лакомство, корыстолюбие, самолюбие, честолюбие и блудная нечистота даже в одних помыслах, не говоря о совершении ее делом. Потому надобно крепко воздерживаться от всяких житейских пристрастий, памятуя при том, что все земные блага не стоят нашего внимания и любви как быстро исчезающие и как влекущие за собою вред для души и тела нашего, если прилагается к ним сердце и если употребляются неумеренно.

8-го июля

Славлю Господа, паки удивившего на мне милость Свою и животворящую силу Свою по причащении святых бессмертных и животворящих Его Таин в кладбищенской Троицкой церкви. После смерти ощутил я в себе жизнь, после немощи – силу, после скорби – радость, после тесноты – пространство, после смятения – мир и тишину, после страха бесовского – дерзновение в Господе. Хотя грех и смерть духовная паки возмогали во мне впоследствии по недостатку духовного бодрствования над собою, но и опять воспрянувши, я победил их благодатию Божиею, Плотию и Кровию Господнею, сущими во мне, и всё служение в загородной церкви и вне ее благополучно совершил. Слава Господу!

Всенощная воскресная в тот же день. После обедни за городом я был на поминках и согрешил пред Богом, и пил вина довольно, и поел довольно: ел и мясо курицы. После обеда на поминках, пришедши домой, поел кашицы на молоке и тем несколько обременил себя; потом лег спать и после сна пошел к вечерне: служил ее нехорошо – был связан и осмеян Велиаром. Ко всенощной пришел, напившись чаю и кофе, с сердцем, загрубевшим от многоядения и многопития, покрытым мглою греховною, связанным от Велиара сетями его адскими; начал служить всенощною и на словах Придите, поклонимся Христу, Цареви нашему Богу чрез смущение был смят и повержен в немоту врагом; кадил с смущением и омрачением, связанный внутренно; потом пришел в алтарь и слезно стал молиться, читая молитвы светильничные; душу разогрел, умилился, прослезился. Слава благодати Божией, слава долготерпению и милосердию Его неизреченному! Потом всю службу был в умилении, воздыхании, слезах. Евангелие читал добре всё; у Евангелия стоял, когда прикладывался народ, с возвышенными помыслами и чувствами. Всю службу кончил добре, но на последнем отпусте первые слова скрал по вражией боязни. По выходе из церкви брат Алексей раздражил меня, огорчил, и я проклял его за насмешки над всем, что священно.

Когда я ем мясо, я делаюсь особенно раздражителен, как сегодня. Поэтому надо оставить употребление его.

Званые обеды, да и вообще обеды сытные и пьяные, очень вредны для души нашей, конечно и для тела: они лишают благодати, не могущей обитать в пресыщенном человеке, и вообще большая тщета для души и тела. Христианину нужно непрестанно воздержание, чтобы душа его не была ни на минуту в тумане и чаду чревоугодия и могла всегда горняя мудрствовать.

9-го июля

Утро. Благодать Божия лечит все недуги душевные и телесные, как это испытано и мною, непотребным. Молись Богу усердно, со слезами теплыми о своих согрешениях – и исцелятся все недуги твои. Благодарение и слава о сем Господу, действующему в нас силы Свои.

И се, Я с вами во все дни до скончания века [Мф. 28, 20]. Господь с нами по преимуществу в храме и во время богослужения, когда мы беседуем с ним в молитве, прославлении, благодарении Его или просим о Своих общественных и частных нуждах; тут-то особенно Он посещает нас внутренно и ощутительно, как Глава Своей Церкви – Своих членов, Своих чад, тут-то действует особенно Его благодать, милующая, очищающая, освящающая, просвещающая, укрепляющая, живородящая, обновляющая, в умиление и слезы приводящая грешника. Слава о сем Господу! Не вотще мы притекаем в храм Божий, но получаем в нем все прошения, яже ко спасению нашему, – но если бы мы умели сохранить в себе тот дух, который бывает у нас по благодати Божией во храме, если бы умели сохранить то освящение, обновление духа, которого мы удостаиваемся от Господа в храме Его! Мы были бы тогда святыми еще на земле, по Писанию: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [Лев. 19, 2]. Во храме за всеми службами прославляется преимущественно домостроительство Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, человеческого спасения, искупление рода человеческого – воплощением, учением, житием, страданиями, смертию и воскресением Сына Божия; Божия Матерь, как послужившая столь прекрасному, высочайшему таинству, и все святые: апостолы, пророки, иерархи, мученики, преподобные, бессребреники, праведные и все святые, столь доблестно подвизавшиеся за веру и закон Божий и [которые] своими словами, житием, делами засвидетельствовали истину и спасительность веры христианской, истину Божиих глаголов и обетований, спаслись во Царствие Небесное и наследовали вечную жизнь. Остается нам только крепко держаться храма Божия, веры православной и исполнять ее учение и заповеди, чтобы и нам наследовать вместе со святыми ту же бессмертную жизнь. Июля 9.

Литургия воскресная. Давление от Велиара на душу мою было очень сильное и смутительное по обычаю; много нужно было усиленной и слезной молитвы, чтобы быть свободным от насилия его; на великом входе имени императрицы Марии Александровны не мог выговорить, быв напуган врагом; на заамвонной молитве – Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою... Причастился Святых Таин со дерзновением, в мир душевных сил и во исцеление души и тела; благодатию Святых Таин весь день был я весел и покоен; крестины у Коршунова и у Афанасьева (в доме Калмыкова). Во время обедни при даче молитвы сорокового дня и у Коршунова говорил с трудом от усталости в груди, но после крестин Коршунов сделал угощение велие; после закуски, чаю и обеда (бланманже) грудь стала совершенно свободна (херес прекрасный), и у Афанасьева после вечерни, как и самую вечерню я совершал очень свободно. Голосом и душой свободный. Благодарю Господа, пославшего помощь с небесе при произнесении мною ектении великой, просительной и сугубой, и не дал посмеяться надо мною врагу бесплотному.

Спал хорошо.

10 июля

Понедельник. Утро. 6 часов. День очень теплый и ясный. Вчера опять согрешил – закусил за вечерним чаем, но долго гулял потом.

Истинно мы напуганы грехом, как говорил вчера мой Василий Иванович, но в том не надо ему уступать, а мужественно бороться с ним. ...От страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству [Евр. 2, 15] (врагу). Господь дает мужество, надо слезно просить о том Господа.

10 июля

После литургии. Благодарю и славлю Господа, сотворившего со мною чудо Своего милосердия и Своей животворящей силы после причащения животворящих Таин. Божественная жизнь проникла меня, прошла во все составы, в утробу, в сердце, очистила прегрешения, освятила, обновила, оживила, укрепила, умиротворила меня, распространила сердце мое. После обедни заходил к Высоцкой Ольге Павловне и Евдокиму Дмитриевичу. Говорили о моем преткновении при чтении молитв. Пил чай. Говорили об отце Василии Чернявском, что он ни за что ставит посты и дозволяет себе есть-пить пред обедней, когда служит. Впрочем, не я говорил это, а они. Я слышал о том от других. Сам Богу даст ответ.

Благодарю Господа, спасшего меня от тесноты и злобы пред началом вечерни, когда я воззвал о спасении, и даровавшего мне благодать совершить непреткновенно всю вечерню голосом ясным и громким; пред ектениями я молил Господа и Царицу небесе и земли.

Благодарю Господа и еще спасшего мя от злобы на нищих после вечерни, когда шел я домой и они по дороге обступили меня. Дома я припал на колени пред иконами и умолил Многомилостивого: огнь и теснота адовы в душе и теле исчезли, и роса благодати снова излиялась в сердце мое – пространство сердца заступило место тесноты и скорби. Слава долготерпению и милосердию о мне Господа.

Забываю я слова Писания: раздавай в простоте... благотвори с радушием [Рим. 12, 8], и из-за того очень страдаю.

Может быть, вы сами потеряли уважение к себе, к своей душе и телу, но Церковь не только при жизни, но и по смерти взирает с уважением и на тело ваше, не только на душу. Она чтит его каждением, возложением на главу его венца и пр., ставит свечи около гроба, в коем оно положено. Имейте же и вы уважение к себе как христиане, как члены Христовы и удаляйтесь от господствующего в мире растления похотью [2Пет. 1,4].

11 июля.

Страх что такое со мною сегодня было за утреней: еще дома, встав от сна, я чувствовал себя очень тяжело от излишне выпитого вчера молока (полтора стаканчика) , а во время богослужения от этого излишества и лишних мокрот в теле враг едва совсем не потопил меня: он потопил мою душу сомнением, страхом и боязнию, так что я многих возгласов на двух ектениях – на полунощнице и утрени (до Слава Святей...) не мог выговаривать, именно о императоре и императрице, наследнике и наследнице, также малых ектений не мог выговаривать. Мне было тяжкое горе: я плакал от всесторонней беды, со слезами умолял Господа и Пречистую Богородицу избавить меня от такого бедствия, наведенного диаволом. Северный ветер, серые облака – и это влияет отчасти на здоровье и состояние духа. Но молока не пить с сих пор, особенно парного молока. Еще вчера почувствовал я себя не совсем хорошо, когда выпил стакан молока после двух-трех стаканчиков крепкого сладкого чаю. За глаза довольно было и чаю, а я еще хватил молока – что за жадность! И это после того, как я пью ежедневно Кровь Христову и ем Плоть Его Пречистую! Безумный! Неблагодарный! Невнимательный! Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений души своей и тела своего – не можете [Мф. 16, 3].

Если я от одного стакана или от полуторых так неловко почувствовал себя, то как должна себя чувствовать моя свояченица Анна Константиновна и дочь ее Руфина! Мать никогда не ест постной пищи, а всё молоко, яйца и мясо и гнушается постною пищею! Дитяти боятся дать мякоти от ершей вареных или от окуня, ягодки постной не дадут; что будет с таким воспитанием? Господи! Суемудрие матери Анны исцели и понуди ее любить и кушать и постную пищу и дитя кормить иногда постною пищею, ибо это благо для души и тела.

Я от постной пищи чувствую себя всегда легче, покойнее.

11 июля

После обедни. Благодарю всем сердцем Господа, укрепившего меня всё последование литургии и с царственным домом совершить непреткновенно и причаститься животворящих Таин неосужденно, в сладость, простор и радость сердца, и молебствие с панихидой совершить также непреткновенно.

Благодарю Господа, во мгновение сердечного воззрения к Нему молитвенно-покаянного во время обеда спасшего меня от уязвления змиина, когда грех жадности и зависти ужалил и посрамил меня при воззрении на аппетитно кушавшую сестру Анну Константиновну! Кто достоин земных сих благ, как не дети ее, невинные младенцы, и она, питательница их! Ради их и меня Господь поддержит и не лишит благих Своих. А я еще ям ежедневно Тело Его и пью Кровь Его! О, человеколюбие! О, щедроты! О, долготерпение!

Знакомый мой Василий Иванович (отставной унтер-офицер) во многом заблуждается: он не признает необходимым исповедание и приобщение ежегодно Святых Таин, считая достаточным какое-то духовное причащение; не почитает святых икон, признавая почитание их идолопоклонством; не признает непобедимой державы Божией Матери, как говорится в церковной песни, указывая в то же время на апокалипсическую жену, сидящую на звере червленем [Откр. 17, 1 – 5], и странно сопоставляя эти две неизмеримо противоположные жены. Многое говорит дельно, но многое и странно. Не духоборец43 ли он? А считает себя ревнителем правды. Надо поговорить с ним еще. Священное Писание знает наизусть – Ветхий и Новый Завет.

12-го июля

Вот тебе сладкий кофе у Зубковых! Вот тебе селедка, с аппетитом съеденная дома, и неупотребление никакой другой пищи! Всю ночь почти не мог я спать надлежащим сном! Раздражение в нервах! Напряжение, самое беспокойное напряжение детородного члена! О, как сласти вредны! Рыба в сыром виде тоже! Постное масло, лук! Сладкий чай с вареньем у Ушакова! Продолжительная, до утомления прогулка! Нервы, нервы береги! Покой наблюдай, когда можно, не слишком много ходи! Не сладко ешь-пей!

С вечера зудел левый глаз: это от закрепления желудка, вследствие кофепития и портвейна у Зубковых, да съедения селедки с чаем без сливок дома! От того же и сон был беспокойный, и сам слабый!

12 июля

Обедня, после которой отпевание Михаила А. Шарапова. Благодарю Господа за мир и блаженство души после причащения животворящих Таин. Благодарю Господа, наказавшего меня скорбию и теснотою за озлобление на нищих ребят, неудержимо ко мне подступавших, несмотря на отогнание их с присовокуплением, чтобы пришли в другое время. Тесно мне было служить молебен в доме Якова Ал. Мурашова и даже у Ивана Дмитриевича Горемыкина в доме Постниковой. Несколько раз умолял Господа в покаянии о помиловании, и Господь помиловал уже после молебна у Горемыкина. Достойно и праведно наказание. Благодарю за милость.

Благодарю Господа, услышавшего молитву мою и разрушившего средостение между мною и женою моею – огорчение взаимное. Кроткая, незлобивая, она подошла ко мне и спросила: не сержусь ли я на нее! Я ответил: нет, и простился с нею, благословил ее. Я, недостойный, растленный душевно и телесно, недостоин такой жены и должен всегда обращаться с нею с уважением и любовию, снисходя, терпя и долготерпя. Анне Константиновне несколько свойственна и извинительна гордость как протоиереевой дочке. В ней дух Анны Петровны. А я кто? Откуда?

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Богородицу со всеми святыми помянувше... Тут вся Церковь небесная, которой мы члены.

13 июля

Ничего не надо было закусывать с вечера, а я закусил картофеля жареного и жареной рыбы, оттого пот пробирал меня вечером, а ночью спалось довольно тяжело и вставалось трудно, во рту от картофеля нехорошо. Картофеля избегать – и без него довольно съедомого.

13 июля

Четверг. День прежаркий, градусов 30. Благодарю Господа от всего сердца, яко сподобил меня непреткновенно совершить Божественную литургию и покрыл все грехи мои и даровал мне Божественный мир и Божественную радость по причащении пречистых и животворящих Своих Таин; вечерню совершил также благополучно по благодати Божией; в семь часов вечера крестил у почтмейстера Александра Андреевича Мякотина тоном спокойным, с духом, торжествующим Божией благодатию. Благодарю Господа за неизреченно великий Его дар мне, непотребному. Но как назойливо врывается в душу злой демон с своим лукавством и злобою или скверностию! Бодрствуй и бодрствуй! Молись и молись внутренно Господу, не то одолеет злоба, или блуд, или корысть, или мирская честь!

14 июля

Ночь прежаркая, утро тоже (градусов 32). На ночь не надо было есть сыру с кисло-сладким хлебом и пить молока: поту бездна ночью и не так легко на животе.

14 июля

После обедни. Господи Спасителю! Благодарю Тебя всем сердцем за чудеса милосердия Твоего, за избавление меня от скорби и тесноты, постигших меня, когда я озлобился на жену мою пред самою обеднею. И за что озлобился? За то, что она сказала мне: что, разве опять идешь? куда? Я отвечал: куда как не к обедне? Ты живешь – забываешь совсем время: день теперь или ночь... В другой раз я озлобился, когда пришел домой после обедни с больной ногой и попросил ее вымыть мне ноги. Тут я назвал ее варваркой за то, что она не пустила меня вчера в баню. И за обедом сидел я угрюмый; на сердце пакостила злоба. Взирал ко Господу, но, должно быть, нетвердо и не получил совершенного избавления; вышел на улицу в тесноте и смущении от пакостника внутреннего; начал всем сердцем в уединении призывать Господа, да помилует и спасет, и умолил удобопременительного, благопослушливого, премилосердого Владыку. Во мгновение спас меня Господь по продолжительном призывании внутреннем. Прославил Господа за милость и славлю.

Преходит бо образ мира сего [1Кор. 7, 31]. Так непрестанно преходит, преходит в одежде мирской, в земных вещах всякого рода: что нравится или пригодно сегодня, то не нравится или не годится завтра. Но вера и ее законы и обетования вечны, самые обряды ее, самые одежды священнослужителей церковные и домашние всегда одни и те же. Преходят люди, преходят вещи, преходят чины, отличия, почести, всё видимое преходит, – будем же стремиться к непреходящему, вечному, лучшему – к Богу и к небесной жизни.

15 июля

Да что я за бессмысленная рожа, что вчера вечером опять наелся винегрету с кисло-сладким хлебом в гостях, а дома жаркого из рыбы без хлеба? Оттого ночью сильнейший пот и напряжение члена.

Благодарю Господа, спасшего меня по молитве покаяния моего от адского движения злобы в сердце, от тесноты, за нею следующей, и даровавшего мне паки мир и дерзновение. (19-летний отрок нищий просил денег на одежду рабочую; я дал ему с огорчением, думая, что он обманывает.) Было на дороге в церковь, когда шел с Дарами, Святыми Тайнами от больного; в церкви припадал к престолу милосердия.

За умножение беззакония моего в юности исчезла у меня любовь истинная, чистая, христианская, нелицемерная. А нелицемерная, чистая, христианская любовь – любить врагов, любить бескорыстно, любить не красивых только, но и некрасивых, не благообразных, молодых, но и старых, не тех только, которые нас снабжают, но и тех, кого мы снабжаем постоянно.

Грех до того внедряется в человека, входит в кровь, соки, мозги и кости его, во все помыслы, чувства, стремления, что человек думает, будто и вовсе нельзя избавиться от греха никакими ни естественными, ни сверхъестественными средствами. Но невозможное у человеков, возможно у Бога [Лк. 18, 27], и я верую, что Бог силен и благ спасти меня, если я хочу того сам. О, верую, что станет ток крови моей и я исцелюсь от раны, как кровоточивая, ибо кровоточивая – образ меня. Мое кровотечение – это непрестанное течение в душе моей злых, корыстолюбивых, гордых, скверных, лукавых и хульных и всяких других греховных помыслов, страстей, привычек. Против этого греховного кровотечения дана мне Пречистая Плоть и Кровь Господа моего. Благодарю Зиждителя и Спасителя моего.

15 июля

После обедни. Благодарю Господа, сотворившего во мне чудо спасения от козней вражиих во время и после самого причащения Святых Таин: враг запял меня мучительным огорчением на дьячка Кутузова за то, что он не пел догматика вместо стихир, то есть Царь Небесный, как я велел, а пел великопостное Под Твою милость прибегаем, Богородице... После победы Господней стало во мне так легко, и дьячок не представлялся уже мне виновным и враждебным. Слава Богу, что совершается служба в порядке: имей снисхождение, что поет дьячок не по твоему выбору. Вспомни, как отправляется служба в Александрийской церкви при патриаршем служении! Вот уж там нет порядка, как рассказывал мне доктор Кротков с клипера «Алмаз». Да дарует Господь порядок, силу и величие Церкви Своей – из Александрии.

Благодарю Господа, даровавшего мне умиленную молитву во время всенощного бдения в думской Успенской церкви и прежде на молебне у [Онацких]. Благодарю Господа, даровавшего мне великое дерзновение при совершении Таинства Крещения в доме Кудрявцева у офицера Владимира Афиногеновича; под конец усумнился и смутился, убоялся – за то и наказан теснотою и посрамлением внутренним, но усердною молитвою внутреннею избавился от сего.

Изобразился дух Святой Церкви в молитвах и обрядах при богослужении (Мир всем, поклоны диакона священнику и священника диакону, благословение священником диакона и дьячка); каким миром и почтением взаимным, любовию взаимною ограждает Церковь священнослужителей, чтобы они имели всегда между собою мир и любовь и всем мирянам подавали пример этих добродетелей, – а дух, движущийся в молитвах, ектениях, возгласах, канонах или пениях, о, что за дух любви и спасения, дух милосердия!

15 июля

в день равноапостольного князя Владимира Господь поднял из морей бездну вод на воздух и излиял громадный дождь после 4-х часов пополудни и до самого вечера. Всё наводнилось после крайней засухи. Слава Богу благодеющему! Накануне вечером после всенощной была небольшая гроза: гром и молния, но дождя было очень мало – не смочило земли порядком.

16-го июля

Благодарю Господа, ниспославшего мне помощь свыше к совершению Божественной литургии с искренним, горячим и возвышенным чувством, но едва враг не погрузил меня в беду уныния, срамоты и бессилия от сознания, что мною удержано было несколько братских денег на извозчика в случае требоисполнения, ибо мне приходится в пять и более раз больше братий исправлять требы; но благодатию Божиею и упованием, недремлемостию победил козни бесплотного и литургию с благодарным молебном царским докончил благополучно. Благодарю Бога за то, что внушил кадровым мастеровым потребовать нас служить молебен в кадровом флигеле на улице, – это было приготовлением к служению литургии: пробегался славно и служением несколько приготовился к величайшему служению священнотаинственному, пренебесному.

Благодарю Господа, извлекшего жало из души моей, вонзенное диаволом на великом входе во время литургии. Благодарю Господа, обратившего диавольское злое уныние во время обеда дома в благое веселие и сподобившего меня от души поласкать после обеда младенца родного от свояченицы – Руфину. Всё – перемена десницы Всевышнего [Пс. 76, 11], ибо от Него всякое даяние доброе и всякий дар совершенный [Иак. 1, 17].

17 июля

Утро. Спал беспокойно оттого, что на ночь ел селедку с луком в прованском масле и вместе пил молоко и крепкий чай – боль в спине. Труба у печки была открыта всю ночь – может быть, и простуда легкая.

Литургия ежедневно совершается на обличение и на спасение миру, свидетельствуя о бесконечной любви Божией к роду человеческому и о правде Божией, также о неблагодарности нашей к Богу и неправде нашей и о пристрастии нашем к миру и его преходящим благам. Это ежедневная проповедь Церкви о Божественном, сверхъестественном промышлении Божием о нашем спасении и о нашей рассеянности. Горе не внимающим этой проповеди! Человек некий сотвори велию вечерю и зва многи [Лк. 14, 16]. Вот это вечеря велия – Таинство Литургии! Не многие ли, многие отказываются от ней под разными житейскими предлогами?..

17 июля

После обедни вечером. Благодарю Господа, сподобившего совершить благопоспешно литургию и причаститься неосужденно в сладость Божественных Таин. Искушение было сильное касательно дьячка, не почивавшего дома и пришедшего поздно к обедне, и касательно диакона Ал. Ивановича Таратина, много харкавшего. Это казалось мне очень обидным, а потом – ничего, когда кончилась обедня. Всё надо сносить. А что патриарх Александрийский сносит!

В день святого равноапостольного князя Владимира был весьма обильный дождь к вечеру: я промок весь под

зонтиком, ехавши с молебна от Онацких ко всенощной в Думу.

Господи, помилуй – часто поется в Церкви, как молитва мытаря: Боже, милостив буди мне, грешному [Лк. 18, 13]. В ней выражается смирение и покаяние грешника, заслужившего вечную казнь, как бесконечно оскорбившего своими бесчисленными грехами бесконечную благость и святость и правду Божию, и в то же время надежда на бесконечное милосердие Божие, милующее нас ради бесконечно великой Жертвы Сына Божия, потерпевшего наказание от правосудия Божия за все человеческие грехи и самую смерть, чтобы нас избавить от греха и смерти. Многознаменательна эта краткая молитва и весьма поучительна.

18 июля

Благодарю Господа, воскресившего меня духовно от мертвых по причащении Божественных Таин во время литургии, которую я совершал с крайним трудом по причине курения накануне сигары и значительного хождения в Петербурге (от Знаменской церкви до Исаакиевской площади). Я ощутил, что дым сигары для меня – мертвый дым, связывающий и тело и душу, мертвящий то и другую и лишающий последнюю благодати.

19-го июля

Ночь самая беспокойная: всю ночь беспокоили блохи, или дурная кровь; непрестанно ворочался и чесался. Вчера пил кофе и чаю довольно, не обедал и закусывал после крестин: копченого сига, икру, сыр и масло с кисло-сладким и белым хлебом, сухари длинные с сахаром. Дома опять пил чай, без аппетита. Чай да кофе в большом количестве очень вредны. Утро. Шесть часов. Вчера же после вечернего чаю была испарина довольно сильная, которую вдруг я остановил прохладою. Сладкий чай и кофе вчера пил, – не от излишней ли сладости такой зуд?.. Сласти вредны.

Всякий православный христианин помнить должен, что священник совершает службы в образе Христа Спасителя, Ходатая Бога и человеков, что ходатайство священника, хотя и грешного человека, в силу заслуг Христовых имеет великую силу пред Богом и бывает живо и действенно ко спасению людей; что литургия есть особенно высокое, пренебесное служение, потому что в ней как бы повторяется пред нами вся жизнь Господа нашего Иисуса Христа с Его учением, чудесами, пророчествами, страданием, смертию, воскресением и вознесением на небо; что во время литургии надо просить и можно испросить у Господа всяческие блага, истинно нужные и полезные нам, ибо если Бог Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? [Рим. 8, 32]. Поэтому Святая Церковь как во всем своем богослужении, изображающем домостроительство нашего спасения, так в особенности во время литургии молит Бога громогласно о всех людях, о всем мире, испрашивает у Господа всяческих благ. Итак, никто не стой у литургии безучастно, холодно, но всякий стой и молись с горящим духом.

Благодарю Господа, совершившего и за нынешнею литургиею чудо оживотворения моего, укрепления и обновления моих сил душевных и телесных по причащении животворящих и страшных Таин Пречистого Тела и Крови Господа. Удивился и удивляюсь непрестанно животворности Божественных Таин: их Божественной силе, побеждающей всякую противную силу, святыне, очищающей всякий грех, жизненности, отъемлющей всякую смертность в двояком существе моем! О, какой мир! Какая свобода! Какая легкость! Славлю Господа всем сердцем моим. 19-го июля. 1872 г. Среда.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить во благодати, хотя и в тесноте и страховании бесовском, всенощную в думской церкви и потом в доме почетного гражданина Филиппа Степанова. Глубоко сознал я с одной стороны великость сана священнического, равного пророческому и апостольскому, а с другой – свое крайнее недостоинство, непотребство и несоответствие словом, жизнию и делами этому сану. Умилился я душею, и невольно слезы потекли из очей моих. Только бесконечное милосердие может терпеть и долготерпеть такому грешнику, как я, ибо я всех превзошел прегрешениями, всех людей, от Адама доныне: Киими бо не растлихся грехи, киими не содержахся злыми? В сяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою, непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком44 . Но отрицаюсь тебе, сатана, и всех дел твоих, и всего служения твоего, и всей гордости твоей. Сочетоваюсь же Тебе, Христе Боже, свете мой, дыхание мое, мир мой, живот мой, радость моя, сила моя, слава моя!

20 июля

Ночью сильный дождь, утром тоже. Спал к утру беспокойно: зуд, или кровь дурная, или блохи. Напряжение детородного члена от килек, вина и сладкого чаю. Опять повторяю: вечером не надо есть рыбы, да и вообще избегать пищи на ночь. Если нет испарины хорошей, портится кровь, оттого зудит тело – надо потеть.

Когда тело наше придет в ветхость от ветхих наших страстей или от старости, тогда милосердый, премудрый и всемогущий Господь посылает нам смерть, чтобы оно возродилось и обновилось и воскресло прекрасным, могучим и нетленным. Итак, не бойся христианин: когда тело умирает – тогда оно начинает чрез разрушение всего тленного, скверного возрождаться и обновляться. Только живи чисто и в любви.

Много, много я сам виноват в блудных помыслах и наклонностях (хотя и не на деле блудил) и страхах бесовских, – тем виноват, что ем и пью довольно много и очень лакомлюсь, вино пью, оттого враг пакостит во мне, оттого греховная плоть моя сильно воюет на душу; питать, нежить плоть – значит питать и нежить грех, страсти. Пост, пост! Бдение, бдение! Труды, труды!

20 июля

Благодарю Господа, даровавшего мне голос чистый и сильный к совершению Божественной литургии и бодрость душевную при тягостной, сильно дождливой погоде. Благодарю Господа, оживившего меня причащением Божественных, Пречистых и Животворящих Своих Таин и все козни вражии разорившего (ах, не престает враг смущать меня разными призраками!).

Господи! Даждь мне благодать, и силу, и мудрость питать любовь и уважение к согрешающей братии, а не презирать согрешающего, как Ты не презираешь меня, согрешающего. Даждь во всяком человеке чтить образ Твой и художество рук Твоих!

Благодарю Господа, спасшего меня и ныне многократно от лукавых грехов (например, при случае о повреждении директором П.Н. Янишем бока и ноги, при рассказе в доме [Пташкиной] о непотребствах, делаемым частным приставом Карсаптьевым в доме Януарского). О Многомилостиве Господи! Нет числа Твоим спасениям, совершаемым во мне невидимо! Слава Тебе! Спасай тако, Господи, всякого человека и спаси всех во Царствие Твое, желающих спасения. Замеч. мерзости Карсаптьева; видит Бог и Судия.

С 20-го на 21 июля

крайнее напряжение члена и сон беспокойный от зуда (хотя и после бани) от сладкого киселя с молоком и рыбы.

Когда увидишь человеческую красоту, вспомни тотчас о первообразной красоте, о красоте Божией, от которой всякая красота в мире и зреть которую во веки обещано праведникам, – и не прельщайся здешнею тленною красотою. Когда прельщают тебе сласти плотские, сласти пищи и питья или от плотского совокупления, вспомни о бесконечной, святейшей, естественнейшей, вечной сладости от соединения верных душ с Богом – и прелесть замрет в тебе, подавленная и убитая истинною Сладостию. Ибо ничто в мире сем не идет и в сравнение с теми благами, которые уготованы Богом людям, любящим Его, в том веке [1Кор. 2, 9]. Если прельщает тебя прекрасная одежда тленная, шелковая или бархатная, вспомни об одежде нетления, прекраснейшей в бесконечное число раз, в которую облекутся праведники во второе и славное пришествие Господа Славы и по которой самые тела их будут подобны прославлен ному телу Господа. Если прельщают здешние отличия и награды, здешняя честь и слава, которые минутны и часто неправедны и бывают плодом искательства и только возбуждают ревность и зависть в других, то вспомни об отличиях и наградах и почестях вечных, которыми наградит Господь всех угодивших Ему после второго пришествия Своего и Страшного суда Своего над вселенною, и опять не обольщайся нимало здешними наградами, чтобы из пристрастия к ним не лишиться будущих наград. Всё здешнее презирай и считай за дым, ибо таково оно и есть.

21 июля

После обедни. Благодарю Небесное Милосердие, ниспославшее мне паки жизнь небесную, силу, крепость, мир, дерзновение, здравие в причащении Божественных Таин. Обедню служить было очень трудно от вчерашней излишней сладкой пищи (киселя) и молока.

Вечер. Десять часов. Вот как уязвлена моя душа, точно жалом смертельным, от слов прислуги, что свояченица Анна безвременно пьет сырые сливки как молоко! Наука – не гоняться за сластями, а презирать их! У меня есть Плоть и Кровь Сына Божия – что этого дороже, жизненнее? Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную [Ин. 6, 54]. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мнег и Я в нем – говорит Господь [Ин. 6, 56]. Что же после этого мне нужно? Какая пища, какое питье? Тленное ли и ничтожное предпочту нетленному и бесконечно важному? Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [1Кор. 6, 13]. О любви ревнуй, о любви к Богу и ближнему, а не о млеке и сливках или каких-либо сладостях, или каких-либо отличиях и преимуществах, или о деньгах и каких-либо вещах – всё это и самое тело обратятся в тлен, в ничто; о сродстве душ, о любви взаимной ревнуй, а не ищи неестественного, мертвенного слития, совокупления души с тленною вещественностию – это действие диавольское, это извращение природы. О, как до сих пор уязвлена моя душа, утратившая сейчас любовь к сестре Анне и возгоревшаяся враждою и завистию, конечно и алчностию! Каюсь пред Господом, испытующим сердца и утробы! Господи! Даждь мне любить сестру ради Тебя и ради образа Твоего в ней, ради членовности ее со мною и с Тобою, ради Твоей бесконечной благости, Твоего к нам долготерпения, Твоих бесчисленных к нам щедрот!

Сам лаком, а лакомых в доме не терплю!

А не смертный ли грех – лакомство, не к блуду ли ведет лакомство? Не от Бога ли удаляет лакомство? Не грубеет ли сильно сердце от лакомства? Не от лакомства ли и пресыщения впали во всякие грехи жители Содома и Гоморры? Не в сытости ли хлеба и в изобилии вина состоял грех их?..

Помни, что лучше быть обидимым, нежели обидеть кого-либо, особенно вдову и сироту. Помни, что вражда на кого-либо глубже и глубже вкореняется, если будешь допускать сердиться на кого из-за чего-либо, а это последнее дело. Ни на кого никогда и ни из-за чего не сердись: ни за правду, ни за неправду; не давай места диаволу, всех обнимай любовию, ни на кого не приходи в раздражение. Помни же: береги, храни паче зеницы ока любовь в сердце. Иногда враг нарочно введет кого-либо в искушение, чтобы в твоем сердце возбудить ненависть к искушенным и тебя смутить и расстроить, – не колеблись, не смущайся, не воспламеняйся духом вражды. Перенеси спокойно, с молитвою в сердце о согрешающих, а когда успокоишься, тогда, если они подчиненные, сделай кроткий, иногда строгий выговор в допущенном преступлении, чтобы оно сделалось им горько.

Прости, Господи, мне грех мой, что я с горечью осуждал сестру и свояченицу свою Анну и дал повод осуждать ее и слуге своей Екатерине.

22 июля

Благодарю Господа, укрепившего меня совершить Божественную литургию заупокойную в Думе и утешившего паки причастием Святых Своих Таин. Вино принесено было в рубль, очень крепкое; опьянило и закрепило.

Благодарю Господа, приявшего покаяние мое, когда я покаялся Ему в тесноте греховной, и усладившего меня молитвою и слезами умиленными; я на воде упокоения стоял почти всю всенощную.

23-го июля.

Утро. Спал хорошо: боли в спине не было. Ужинал легко: польский длинный кисло-сладкий хлебец не весь, яйцо всмятку, желе, чаю стакан, сливок немножко. Гулял. За здравое состояние духа и тела благодарю Господа. (День ясный.)

Не правда ли, что иной часто засматривается на себя, как на красивую игрушку, и желает, чтобы и другие занимались этою игрушкой? А разве человек – игрушка? О, как важно его предназначение! Как плачевна его будущность, если он уклонится добровольно от этого предназначения!

После обедни. Едва не сделались вместе с поносом и рвота во время и после обедни от съеденного накануне яйца всмятку с желе холодным да от сливок, без чаю выпитых в небольшом количестве. Аппетит совсем потерял; Божественные Тайны едва потребил.

Святая Церковь, печальница и ходатаица о всем мире, непрестанно печалует и ходатайствует пред Богом о всем мире, наипаче же о спасении рода христианского (прочтите со вниманием ее ектении, ее литии, ее молитвы) – и не только печалует и ходатайствует о всех живущих, но и умерших: доказательство тому все субботние службы, все вселенские субботы, в которые она ходатайствует о упокоении всех усопших, все полунощные ее службы. Дивна любовь Церкви к чадам и даже не к чадам своим! Это любовь Христова! Благоговею пред духом Святой Матери моей – Церкви Православной.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить сегодня раннюю обедню благополучно, при совершенно болезненном состоянии моем; и заамвонную молитву прочитал всю, с Божиею помощию, разговорным языком и тоном, и молебен водосвятный совершил. Сила Божия в немощи совершилась. Где же умножается грех, преизбыточествует благодать [Рим. 5, 20]. Слава Богу за всё!

24-го июля

Сильный дождь. Ночью было очень жарко спать под суконным одеялом, взял тканьевое. Спал, Божиею милостию, довольно хорошо. Понос прошел от водки с имбирем и селедкой. Сегодня день отправления в Москву. Управи, Господи, путь наш молитвами Пречистой Богородицы и всех святых.

* * *

41

Асмодей (евр.) – губитель, злой дух, соблазнитель, сатана.

42

Точию (церк.-слав.) – только.

43

Духоборы – сектанты, отвергнувшие присутствие и действие Святого Духа в Церкви и учившие, что Святой Дух сообщается каждому верующему по его личной восприемлемости, независимо от его участия в церковных Таинствах.

44

Молитва «Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй судилищи...» из последования ко святому причащению.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 17: 1872-1873. - 2009. - 566 с. ISBN 978-5-902112-66-2

Комментарии для сайта Cackle