Май 1879 г.
10 мая
Десять часов вечера. Слава Богу о всем, благодарение за все страдания мои в болезни и за дарование паки жизни и здравия. Утверди, Боже, сердце мое в вере и любви Твоей!
13 мая
Воскресение. Господи! Будь милостив к растленному естеству нашему, ибо все мы растленны и грешны, а я паче всех; отыми нечистоты, непотребства, растления и лукавства наши и очищенные души и сердца и помышления устреми всецело к Тебе единому!
Недавно удрученный тяжкою, смертельною болезнью и теперь помилованный, выздоравливающий, я готов уже смеяться и смеюсь блажно. О, удобоизменчивость сердца нашего! О, всегдашняя греховная наклонность сердца! О, сердце, чуждое страха Божия спасительного!
Сколь скоро вижу я спасение от Господа моего Иисуса Христа, когда искренно о имени Его прошу помощи, избавления, очищения, освящения и благословения в сердце моем! Вот и сейчас во время утренней молитвы я удостоился Его спасения, когда возникла в грешном сердце моем неприязнь к отцу настоятелю за некоторые грехи его, коих я и сам не чужд. Я немедленно молил Господа о прощении и о даровании сердцу моему любви, и мне тотчас дано прощение, исцеление, мир и любовь. Славлю Господа, толико38 близкого и внимательного и милостивого ко мне грешному!
15 мая
Величайший мой недостаток – это в сердце недостаток твердости в вере, в уповании, в любви, во святыни, в правде, целомудрии. Боже! Утверди мя.
Фимиам во храме, исходящий от кадила, начиная от престола и алтаря и разносимый по всему храму, означает благодать Святого Духа, которою Господь Иисус Христос исполнил, облагоухал всю Церковь Свою, небесную и земную, и которая пребывает в Церкви и пребудет в ней до скончания века! Этой благостию Духа Святого исполнились, освятились и спаслись все святые угодники Божии; ею спасаются и ныне все верующие, ею совершаются все Таинства, она дышит во всем богослужении, во всех святых писаниях, во всех священных песнопениях, она проникают все обряды Церкви; она действует в священнослужителях и облекает их в духовную лепоту и силу и привлекает к ним умы и сердца народа верующего, она чрез них учит, священнодействует, управляет, назидает.
Сердце Пресвятой Богородицы само в себе по отношению к нам грешным есть океан, пучина благости и милосердия, а мы, маловерные, лукавые, нечистые, нередко вяло и холодно обращаемся к ней в молитвах. О, неблагодарность! О, неверие! О, нечувствие!
Крестное знамение тремя и двумя перстами правой руки напоминать должно всегда христианину о коренных истинах христианской веры: о едином Боге в Трех Лицах, о двух естествах в Господе Иисусе Христе, Спасителе и Искупителе нашем, едином от Троицы, и о всегдашней близости к нам Святой Троицы (как близка всегда к нам наша рука, наша нога, наше сердце), если мы сами приближаемся к Богу умом и сердцем.
Святые иконы напоминают нам также о близости к нам Господа Бога, Пречистой Богородицы, святых Ангелов и святых угодников Божиих. Потому будем веровать всегда в эту близость и усердно призывать их и свято жить, боясь всякого греха. Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься [Рим.10:8–9].
Я поправился от болезни Божиею неизреченною милостию: мне отсрочка дана. Я должен употребить остальное время на покаяние и исправление.
Когда я угождаю плоти каким-либо образом, тогда она становится между мною и Богом темным облаком, разделяющим меня от Бога, расслабляющим и омрачающим душу мою. Нелепо творить угодия плоти в похоти [Рим.13:14], потому никакая тварь да не разлучает меня от Бога и не стоит блазненно между мною и Богом. Аще кто не любит Господа... да будет проклят [1Кор.16:22].
Христианское богослужение есть Богом внушенное и Святой Церкви преданное словесное, состоящее из прошений, хвалы и благодарения и из разных священнодействий служение Богу и по Боге святым Его, в коих Он славно прославился.
Всякому христианину надо во глубине души стяжать, развить и укрепить благодатию Божию истинное ко всем доброжелательство, сострадательность, сорадование, беззлобие, смирение, отринуть всякий вид недоброжелательства и злорадства, жестокосердия и бессердечия, несострадательности, – тогда можно будет нас назвать христианами, когда мы стяжем означенные добродетели и отринем противоположные им качества. Иначе мы не христиане, а язычники, не новая, а ветхая тварь. Господи Иисусе Христе, благодатию Твоею помоги и нам соделаться воистину христианами, без Тебя не можем творити ничесоже [Ин.15:5].
Молись Богу и святым Его так, чтобы тебе самому видно было, что молитва твоя есть любезнейшее и приятнейшее для тебя в жизни занятие, твое драгоценнейшее сокровище, а не так, как наемник, исполняющий по необходимости чужое дело, от которого при благоприятном случае он готов отказаться. Как мы молимся часто дома?
Господи! Отыми от Мене алчное и завистливое око и даруй мне алкати и жаждати Тебя единого! Да умрут плотские страсти во мне!
Живая, твердая, постоянная преданность в постоянном покаянии да будет во мне ко Господу моему Иисусу Христу, к Пречистой Его Матери, к святым Ангелам и ко всем святым. Буди.
Живая часть тела церковного, сердца моего, души моей – все православные христиане, всё духовенство, весь царствующий дом, весь синклит39, всё воинство; все сословия я должен любить, жалеть их всех, как себя, молиться, как о себе, с горячностию, с всегдашним, искренним доброжелательством всем и каждому. Буди сие, Господи, во мне благодатию Твоею.
17 мая
С 16 на 17 мая в ночи во сне случилась греза нечистая, произошедшая от моего невоздержания: пил вина (белый портвейн) более надлежащего в шесть часов вечера, кушая уху из ершей да окуней в скоромном масле (среда), а пред ночью, в десять часов, выпил стакан молока. Это особенно было лишнее. Согрешил ко Господу. Пробудившись, я оплакал в покаянии грех мой. Помилуй, Господи! Большую ошибку, большой грех я сделал. С мирянами, особенно курящими табак и заведомо неблагочестивыми, целоваться не должно священнику. Отрицаюсь тебя, сатана, и всех мерзостей твоих, растлений твоих, извращений и нелепостей твоих; сочетоваюсь Тебе, Христе, правде и святыне Твоей, нетлению Твоему. Аминь.
Мясного вечером отнюдь не есть или ужинать чем-нибудь. Это крайне тяжело для желудка. Только за обедом можно употребить мясного.
18 мая
Пятница. С вечера вчерашнего дня, когда я часов в семь плотно поужинал зеленых щей с двумя яйцами всмятку и мясною котлеткою, мне стало очень тяжело от пресыщения: я ходил по комнате долго, до глубокого вечера, и всё было тяжело во внутренностях, ночью тоже; утром встал рано и отправился в садик свой, гулял с шести часов до девяти – всё было тяжело; пришел домой, съел апельсин, выпил стакан молока и чаю два стакана – стало легче... Тягота объясняется и сильною влажностию в атмосфере: еще когда я был утром в садике около девяти часов, пошел дождик, а когда пришел домой, он сделался сильней, а около двух часов был прекрупный проливной дождь. Предощущение.
С Божиею помощию решился сегодня-завтра начинать службу по церкви (раннюю обедню в Троицкую родительскую субботу). Благослови, Господи, начало служения после тяжкой болезни, продолжавшейся до окончательного выздоровления три с половиной недели.
* * *
После слов барона Отта Оттовича Букегльдена, что он теперь убедился, как меня все любят, спрашивая во время моей болезни, как мое здоровье. Господи! Даруй мне любить Тебя единого паче и паче всем сердцем моим и всем помышлением моим и людей Твоих, достояние Твое, якоже себе, горячею душею. Ибо стоит и стоит любить не говорю уже Тебя, бесконечную любовь и бесконечное совершенство, но и всех людей Твоих, созданных по образу Твоему: сколько в них милых, добрых свойств образа Твоего, помимо грехов, которых все мы не чужды! Как они за малую теплую молитву мою о них, за малую любовь воздают мне по благодати Твоей великою любовью! Они не обращают внимания на недостатки мои, не пренебрегают, не презирают меня, а видят во мне нечто доброе и ценят меня, молятся о мне, воздыхают о мне. Это было особенно тогда, когда я был тяжко болен, и потом, когда стал выздоравливать. Благодарю Тебя, Господи, виновника сей любви, ибо Ты изливаешь в сердца людей любовь духовную. Славлю Тебя, превозношу Тебя. Исправи убо люди Твоя, Господи, и вознеси их во веки, за еже любити им пастырей их, аще и недостойных, а мне и еще даруй силу искренно славить, благодарить и умолять Твою благостыню, горним духом совершать пренебесные Твои Тайны Пречистого Тела и Крови Твоей и прочие Таинства, добре пасти стадо Твое и самому быти образом всякой добродетели достоянию Твоему, еже искупил еси честною Твоею Кровию. Аминь. Буди! Буди!
Но даруй мне, Господи, искренно любить и врагов моих, как соестественных и созданных по образу Твоему, и добро творить для них, побеждая свою греховную склонность сердиться на них и мстить им.
Краткая покаянная молитва Господи, помилуй предполагает в произносящем ее глубокое, ясное, раздельное сознание грехов своих, сердечное сокрушение и умиление, надежду на милосердие Господа и помилование и хранение себя от греха на будущее время. Кратка молитва, но важна, но обширный смысл в себе заключает.
Господи! Даруй мне возлюбить Тебя столь горячо и всесердечно, чтобы никакая преграда не становилась между мною и Тобою, когда я молюсь Тебе, благодарю и славлю Тебя или совершаю пренебесные, животворящие и страшные Твои Тайны и другие Таинства. Вот видимые вещи, как идолы сердца моего, становятся часто между мною и Тобою и разлучают меня с Тобою, Источником живота, оставляя во мне мрак, скорбь, тесноту, огнь палящий. Пристрастия житейские и страсти, как черви и тля, тлят пречасто сердце мое, оставляя меня в стыде великом. Но какое величайшее благо – обладать Тобою единым! Какое блаженство! Какая свобода, какое дерзновение, упование! О, даруй Тебе Самого достояние боящимся Тебе, Господи!
О ветхая прелесть пищи и пития, сладострастия, мирской чести и славы, богатства, лепотного одеяния, лепотного жилища! Когда ты оставишь меня или когда я покину тебя, как отвращающую сердце мое и ум мой от единого на потребу, от Господа моего и правды Его вечной?..
Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, Первый и Последний [Откр.22:13]. Альфа и Омега христианского богослужения есть Господь и Его чудные дела в творении и в Царстве благодати, Его предивный промысл о спасении погибающего рода человеческого. Все службы и Таинства имеют это начало и конец.
Иные сладости, иные красоты, иной свет тебя, человек, ожидают в будущем веке; ни во что вменяй здешние тленные блага, тленную сладость, тленную красоту, тленное богатство, тленный свет.
Славословие Божие никогда никого не убивало. Потому громко славь имя Божие, Богоматери, святых Ангелов и всех святых. Не дай места диаволу, чтобы жалеть своей гортани.
19 мая
Троицкая суббота. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить первую литургию после продолжительной (четыре недели) болезни моей; только на великом входе не мог выговорить имен царской фамилии, встретив величайшую трудность со стороны супостата, а прочее всё благополучно совершил. Чрез Святые Тайны Господь чудно оживотворил меня. Слава Господу!
Какая алчность и скупость глупейшая оказались во мне сегодня во время панихиды при конце ее! Лукав был! Надо было дать просфиру одному купцу (из дома Неустроева в Немецкой улице), и я положил на блюдо свою, купленную на мои деньги, и вот пожалел я своей просфиры, назначенной для благодетелей моих, и смутился я, и от смущения не выговорил отпуста панихиды, но смял его, пропустив многие слова в конце! О, пристрастие житейское! О, безумство! О, слабодушие! И как быть великодушию у такого, как я, корыстного человека! Для себя не жаль рублей на свои удовольствия, а для ближнего пяти копеек! Думал я, что просфира должна быть на счет братии, а не на мой счет! Так ведь тут же была и просфора проскомидийная – ее можно было дать. Но да не буду впредь считать ничего своим! Всё мое – Божий дар!
А на великом входе кого я убоялся и устыдился? Персти и тления – человека купца Николая Григорьевича Сидорова, который сегодня живет, а завтра (дай Бог ему многие лета) сгниет! О, малодушие! О, человекоугодие! О, боязнь бесовская!
20 мая
Троицин день. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить литургию раннюю в Думской Успенской церкви, хотя и при великой немощи сердечной и слабом голосе, с преткновениями, и причаститься пречистых и животворящих Таин во оживление, очищение, освящение, утверждение и обновление. Я чувствовал, что немощь сердца моего происходила от чревоугодия накануне за обедом и за ужином (я ужинал бульоном мясным, жарким из мяса, чаем и вином с портером по причине болезни). Я обладаем от чрева, как от некоего бога, у меня бог – чрево, я идолослужитель, во мне Дух Божий не может пребывать.
На великом входе опять провалился на поминовении Святейшего Синода и митрополита также по насилию от лукавого, который во всю обедню мне пакостил в сердце, противясь мне, охлаждая мое сердце и отторгая его от Господа. Проповедь архиепископа Григория40 говорил за обедней о Духе Божием и о духе мира сего; говорил громко. Благодарю Господа, укрепившего легкие мои, так что я легко говорил. Господи! Укрепи меня на диавола. Даждь мне силу наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию [Лк.,10:19] во имя Тебе, Бога Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господь есть сокровище41 сокровищ, в котором все сокровища премудрости и разума утаены, от которого и все земные сокровища происходят. Только прилепись, человек, всем сердцем ко Господу, и тебе приложатся от Него все сокровища даже тленные, к которым, однако, ты не должен прилагать нимало сердца своего. А мы поступаем наоборот: гоняемся за сокровищами, сластьми и удовольствиями и славою мира сего, а от Господа удаляемся сердцем, отчего и при сокровищах бедствуем много.
После прогулки в садике. Благодарю Тебя, Господи, яко по молитве покаяния моего извлачаеши мя нелепотной, срамной, смердящей, душетленной одежды грехов моих и облекаеши мя в правду и во святыню Твою, в мир Твой, в пространство и дерзновение Твое. Слава Тебе, Троице Святая, единосущная, животворящая, милующая, очищающая, освящающая, ущедряющая! (Покаяние мое по поводу подозрительности касательно отца Павла настоятеля в нелюбви и нерасположении его ко мне и в противлении благим намерениям моим.)
21 мая
О, сколь добра природа вся, и человеческая в особенности, как создание премудрого, всеблагого, всесвятого, всеправедного и всемогущего Создателя! Сколь премудро, чисто, неблазненно, лепотно, потребно устроены все члены человеческого тела – и глава, и члены деторождения, и весь организм; ни единой части, ни малейшей в теле нет нечистой или ненужной, или безобразной, или блазненной! Слава Тебе, Творче всесвятой, премудрый, всеблагий, имый доброту42 лица неизреченную и всё добре устроивый! И виде Бог вся... и се добра зело [Быт.1:31]! Но грех, исказивший и искажающий природу человека и прочих тварей земных, да будет он проклят тысячекратно. Аминь.
22 мая
Каюсь в алчности моей (особенно мясоядении) пред Богом, ибо ее ради болю недугами различными. Зачем еще дары от многих принимаю?
Что наши молитвы, не достигающие сердечной глубины и с холодностию и поспешностию приносимые Господу Богу и святым Его? Они часто на воздух говорятся, как не проникающие в глубину сердца и не исправляющие его и не приносящие пользы. Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же чтут Мя [Мф.15:8–9].
Господи, помилуй нас и исправляй сердца наши и молитвы, яко кадило пред Тобою.
23 мая
Благодарю Господа, сподобившего меня вчера единолично, без диакона совершить непреткновенно, чистым, звучным голосом Божественную литургию и причаститься животворно Божественных Таин.
Ходил я в садике своем и, видя красоту цветов и дерев и красоту света солнечного и ощущая приятный, живительный воздух, подивился я Господу, создавшему всяческую красоту мира, и думал: сколь же прекраснее и сладостнее всех тварей Своих Сам пречистый и премудрый Творец и сколь Он достоин любви разумных Своих тварей – людей, для которых Он создал столь прекрасный и всякими сладостями исполненный мир?
Но если я хочу искренно любить и славить Творца, да не буду чревоугодником, ибо нельзя работать Богу и мамоне [Мф.6:24].
Ивану Афанасьевичу письмо написать.
* * *
Благодарю Господа скоропослушливого, услышавшего молитву покаяния моего в Инженерном саду в шесть с половиной часов вечера и избавившего душу мою от помысла скверного и похоти бесстудной, неподобной, неистовой, вмиг охватившей мое сердце.
24 мая
Благодарю Господа, избавившего меня от смущения, тесноты и расслабления духа, последовавших за поспешностию и неискренностию моей при чтении икоса (по 6-й песни) утренней Троической службы (Скорое и известное дождь утешение рабом Твоим, Иисусе)! Я воззвал в покаянии из глубины души о помиловании, и тотчас Господь помиловал меня. Благодарю Господа за служение литургии и за причащение пречистых Его Таин. Служил в крайней немощи духа с преткновениями, недомолвками в речи (особенно на великом входе) за обращение в свою пользу одного рубля из пяти на извозчика. Если на извозчика, то извозчику и отдавать взятое, а если нет – всё опускать в кружку. Враг крайне расслабил боязнию сердце мое и умертвил его, похитив слово у меня и оставив меня посрамленным.
Десять часов вечера. Благодарю Господа за два величайшие избавления от лютых грехов моих: во-первых, дома около пяти часов вечера, когда я впал в злорадство по поводу известия газетного о тяжелой войне англичан с зулусами43, радуясь, что англичане наказываются за свои коварства над Россией, и когда сердечно в том покаялся, осудив себя в злобе; во-вторых, в Инженерном саду, когда я, увидев подходящую ко мне крестьянку благочестивую и искренно меня любящую не отпадающей николиже любовию, озлобился на нее за то, что она вошла в сад и беспокоит меня своими соглядатайствами за мною, озлобился на нее и чрез то умер сердечно, получив скорбь и тесноту в душе. После сердечного, глубокого покаяния моего при прогулке с Михаилом Станиславовичем Янковским, я получил прощение от Бога и сладкий мир душевный. Слава Богу, Спасителю моему.
Ночью на 25 мая не мог спать вовсе, отчего? Или оттого, что спал днем с десяти до одиннадцати часов, или оттого, что пресытился, поев в двенадцать часов уху, много ершей и мясную котлетку, а в четыре с половиной часа пив чай со сливками и съев два яйца; потом в семь с половиной часов пирожное с яблоками, блин горячий или два и яичницу (из трех яиц или четырех) и пив очень крепкий чай (у духовной дщери, купчихи Ольги Афанасьевны Карповой). Встав поутру, я почувствовал несколько колотье в правом боку вследствие полноты желудка и вместе позыв к испражнению (два яблока, съеденные ночью, помогли мне); когда испражнился, колотье прошло. Слава Господу! Надо быть крайне воздержным, пить и есть не более двух раз в день, сытно отнюдь не наедаться: от этого может быть воспаление легких.
Чрез мои труды, чрез послушание, чрез милостыню, хотя и не всегда добре деемую, много избыточествуют вложения в братскую кружку, чего, по правде, и не следовало бы вкладывать как вознаграждение за личный избыточный труд мой у моих только знакомых, по знакомству приглашающих, или у немцев. Поэтому я чист, если и взял на извозчика рубль и издержу на извозчика. А тебе, враже диаволе, во мне нет ничего – Господу, а не тебе я согрешаю. Ничтоже праведно, ничтоже лепое44 внушает мне сатана, и наипаче во время богослужения. Отчего особенно к великому входу ты влагаешь в меня разные хулы и мерзости? Смущение и боязнь диавольская есть грех, духовное прелюбодейство, сложение со врагом. Дерзайте, дерзайте, людие Божии! И правду творити!
25 мая
Благодарю Господа моего, всемилостивого Спаса моего за величайшее избавление от козней и мучительства вселукавого диавола, суетного страха коего я убоялся в конце панихиды (после литургии от Семеновых) и не выговорил слов отпуста: в недрех Авраама упокоит, и с праведными сопричтет... О, как он мучил меня и как я ужимался и прискакивал пред жертвенником (наедине), чтобы освободиться чрез веру и покаяние от его мучения! Наконец Господь умилосердился и спас меня от мучения, даровав мир. До поту лица я бился. Дал слово впредь выговаривать все слова, никого не боясь.
Чтобы видеть, сколь вредно невоздержание в пище и питье, нужно немного опыта и внимания: всякий раз, как человек поест плотно или попьет много, он сейчас чувствует расслабление и тяготу в душе и теле, а когда он ест и пьет умеренно, чувствует бодрость и легкость в душе и теле. Какая животная, скотская жизнь ежедневно наедаться и напиваться и заглушать в себе высшие, духовные потребности, требующие непременного удовлетворения, отказывать в котором душе нелепо, дико, безобразно, крайне грешно, ибо душа по образу Божию, имеет дивные свойства, уподобляющие ее в здравом состоянии Самому Богу, и она бессмертна! Но какое блаженное состояние жить по духу, в воздержании, чистоте, богомыслии, молитве, славословии и благодарении Бога, в незлобии, труде, терпении, послушании, простоте сердца! Что за чудная небесная жизнь была, например, у первых пустынников и есть у некоторых немногих ныне! Пустыня для них была раем: будучи вне всяких попечений мира, они были постоянно с Богом, Его одного имели сокровищем и паче всякого сокровища имели сокровищем свое сердце, очищенное от всякой скверны плоти и духа. В них пребывала Святая Троица, по слову Господа: и к нему приидема и обитель у него сотворима [Ин.14:23] и: вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне... в сыны и дщери [2Кор.6:16–18; Лев.26:12].
26 мая
Утро. Благодарю Господа за величайшее Его неоднократное спасение моей худости от греховной смерти, которой я подвергался неоднократно утром сегодня до утрени и во время ее. Благодарю Господа за торжественное, громогласное чтение и пение мною с дьячком Зреловым канона и вообще утрени в день отдания праздника Святой Троицы.
27 мая
Благодарю Господа, утишившего вчера за всенощной волнение мое по поводу новых риз, надетых настоятелем, которые, по моему подозрению, только сам будет носить, а нам не даст, как у него водится иногда. А если бы и так?! Разве без риз я буду служить? Какие-нибудь дадут, а этого и довольно. Риза наша – Сам Господь, Который облече мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя: яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою [Ис.61:10].
Таинство воплощения Сына Божия от Духа Святого и Марии Девы Богородицы столь велико, чудесно, свято, спасительно, утешительно для человека, что образ Богомладенца и Пречистой Матери Его надо бы выставить и иметь на всяком месте жилищ наших, на всяком месте стен наших в чистых местах, чтобы нам чаще вспоминать об этом чуде чудес, об этом дивном спасении Божием рода человеческого. А между тем в иных домах и вовсе нет иконы этой.
* * *
Благодарю Господа, спасшего меня от смущения и тесноты духа пред началом ранней литургии и даровавшего мне благодать непреткновенно, хотя и с великим понуждением себя, выговорить небоязненно имена царственных особ на великом входе и все молитвы, возгласы и отпуст и совершить водосвятный молебен и панихиду в церкви.
Дивно, державно отъемлет Господь от душ наших тесноту и мрак тления греховного и дарует легкость, широту, свет и сладость нетления Духа Своего Святого – как чешую какую отъемлет Господь смерть от сердца.
Сколько сетей вражиих! То завистию к благосостоянию ближнего колеблет, смущает и теснит враг сердце наше, то злобою, подозрительностию, гордостию, то алчностию к деньгам, к пище и питью, то пристрастием к одежде, то пленяет красотою женскою, то ложным страхом и стыдом, когда из страха, [например], не выговариваем священных слов молитв или возгласов, то леностию и нерадением. Говоря так, я разумею, что не враг только это делает в человеке, но что и сам человек участвует в этих грехах, подготовив для них удобную почву.
(По поводу новой ризы на протоиерее.) Счастье человека-христианина заключается не в блестящих одеждах или украшениях внешних, а в добродетели, в спокойствии душевном, в любви к Богу и друг к другу, в любви, никогда не отпадающей, в кротости, смирении, терпении, незлобии, чистоте и простоте, не в пище и питье и сладкоядении, а в благодати Божией, действующей в сердце, – вообще, в нетленных благах, ибо душа вечна, нетленна.
Приступая работать Господу, вспомни о беспредельном величии Его, о бесконечной Его правде, святости, всемогуществе, благости, простоте45 Его существа, и знай, что беседовать с Богом, славить и благодарить Его есть великий дар Божий человеку, блаженство человека, как счел бы, конечно, за счастье всякий подданный беседовать всегда с царем. Крайне дорожи этим даром Божиим.
Редко кто молится чистою, глубокою, богоприятною молитвою. У суетных людей и молитва бывает большею частию суетная, поверхностная. Всуе чтут Мя [Мф.15:9], говорит Господь о некоторых чтителях Его. Почему всуе? Потому что приближаются только усты своими и устнами чтут Его, сердце же их далече отстоит от Него. Молитве нужно учиться и учиться. Да! Беседовать с Богом надобно умно46, сердечно, чисто, просто, всей силой, духом горящим. Если бы христиане все и всегда молились искренно, они не были бы таковыми, каковы они всегда, то есть столь греховными. Они были бы святы, как святые, молившиеся всегда горячо, как свят Господь Бог, ибо кто с кем искренно беседует и всегда обращается, тот тому, естественно, и уподобляется.
Литургия есть горнее на земле служение, величайшее чудо любви и правды Божией, служение бессмертия рода человеческого, величайшая победа милосердия Божия над грехами человеческими, величайшая победа над диаволом, на всякий день совершаемая и на всю вечность доставляющая блаженство побеждающим его верою и покаянием, ходатайство и дарование бессмертной пищи и питья, очищение грехов, освящения и жизни вечной. Если бы мы воспели Господу за Его благодеяния песни святые, равночисленные песку земному, и тогда мы не возблагодарили бы Его соответственно Его благодеяниям или, лучше, не сделали бы ничего особенного. Так велика милость к нам Божия!
О, легкомысленное, нечистое, суетное, злое, завистливое, алчное сердце, смрадом страстей и смертию дышащее! Так и чувствуешь, что вяжет душу твою супостат чрез разные страсти и пристрастия житейские, и только чрез глубокое сознание грехов и усердное покаяние Господь разрешает бедную душу от сетей вражиих.
Десять часов вечера. Благодарю Господа за превеликое Его благодеяние мне, многогрешному, бывшее во время вечерни. Чувствуя тяжесть и тесноту на сердце и лишение благодати Божией от чревоугодия и многоядения, а также от праздности в продолжение нескольких часов дня и от чтения смехотворной повести в газете, я со слезами покаяния припал к престолу благодати, и вскоре теснота и тяжесть прошли, на сердце стало спокойно и легко: Господь оживил, воскресил мою душу, умерщвленную грехами. Слава Его милосердию и благопослушеству! По выходе из церкви встретилось мне искушение, смутившее меня очень сильно: это от старушки Екатерины Степановны Солоухиной, по христианской любви возревновавшей, что я навещаю других простых людей в жилищах их и беседую с ними, а к ней долго не прихожу; едва не дошло дело до совершенного разрыва; размолвка была крутая, я сильно был взволнован в ее квартире, молился Господу и Божией Матери со слезами, и Господь примирил нас. Слава Богу о сем! Слава Тебе, Царю мира!
* * *
Благодарю Господа, сподобившего меня по неизреченному милосердию Своему совершить Божественную, пренебесную, животворящую литургию и оживотвориться причащением животворящих Таин. После причащения и по окончании литургии со мною случилось по попущению Божию и по злобе вражией тяжелое, как сама смерть, искушение чрез дьячка Зрелова, нагрубившего мне и диакону отцу Полетаеву из-за его недоразумения, но больше по рвению и дерзости относительно диакона, с коим он имеет личности, как оказалось после. Он не хотел служить молебна и панихиды и грозил жалобою на нас протоиерею, зачем-де мы служили заздравную, а не заупокойную обедню. Я был крайне взволнован, я был в крайнем негодовании на дьячка, как орудие диавольское, чрез которое исконный враг человечества лишил меня мира Божия, приобретенного чрез причащение Божественной святыни; но я согрешил – отпал было от любви к нему, как к брату, и чувствовал к нему неприязнь и мщение, когда надо бы жалеть несчастного и плакать о нем. Потом я, каясь, сказал в себе: нет, враже мой диаволе, не хочу быть ни на минуту участником в твоей злобе и не престану любить согрешающего брата, хотя бы он и ненавидел меня, завидовал мне (хотя он не имел ко мне ненависти), и после долгой борьбы успокоился и причастился. Впрочем, и домой пришедши, скорбел, пока не объяснился с ним лично. Тогда помирился совсем с ним.
29 мая
Благодарю Господа, пославшего мне величайшее избавление и спасение от тоски сердечной, скорби и тесноты, удручавших меня, после того как я прочитал в газете о казни государственного преступника Соловьева и когда я вспомнил о учениках моих шестого класса, что им билеты не размечены мною для экзамена и что они, пожалуй, не подготовятся хорошо. Я усердно призывал Господа, особенно когда пришел по приглашению от Шаумана к больному сыну его Петру; на лестнице Господь послал мне совершенное спасение, мир, пространство, свободу, и я весьма утешился, возвеселился о спасении Господнем.
30 и 31 мая
Благодарю Господа, избавившего меня в эти дни от движения в сердце моем постыдных страстей и очистившего и умирившего душу мою, многогрешную и немощную.
* * *
Толико (церк.-слав.) – столько, так много.
Синклит (греч.) – высшее духовное или светское правительство.
Григорий (Постников; 1784–1860), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов), оказавший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и ординарный профессор Санкт-Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание, участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Лекции его расходились в печатном и рукописном виде по многим духовным учебным заведениям. Трудами митрополита Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал один из первых в стране духовных журналов – «Христианское чтение», в 1855 году в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник», в 1857 году был основан журнал «Духовная беседа», предназначенный для мирян. В 1822 году Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1825 году был назначен на Калужскую кафедру, где начал активно заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1832 году возглавлял торжество обретения мощей святителя Митрофана Воронежского. В 1848 году назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, заботился об укреплении единоверчества, возглавил комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве. Владыка Григорий был крупным специалистом по истории старообрядчества. Его книга «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь» (1854) при жизни святителя была издана четыре раза. В 1856 году возведен в сан митрополита и переведен на Санкт-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Митрополит Григорий был неутомимым проповедником, он проповедовал за каждым богослужением, обращаясь к слушателям с простым, кратким, но емким наставлением. Митрополит Григорий состоял членом Санкт-Петербургской академии наук (с 1821 года), почетным членом по отделению русского языка и словесности (с 1841 года) и общего собрания академии наук (с 1856 года). Вел строгий аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. Погребен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.
Сокровище (церк.-слав.) – хранилище, тайник; сокровищница; устроитель, хранитель.
Доброта (церк.-слав.) – красота.
Зулусы – африканский народ, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской Республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Зимбабве, Замбии и Мозамбике. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в XIX и XX веках. В 1879 году британские войска перешли границу и вторглись в Зулуленд. Несмотря на то, что вначале зулусам удалось 22 января 1879 года разбить один из британских отрядов, вторгшихся в Зулуленд в битве при Изандлване, после поражения 4 июля в битве при Улунди зулусская держава фактически прекратила свое существование.
Лепо (церк.-слав.) – пристойно, уместно, хорошо, полезно.
Простый (церк.-слав.) – в значении цельный, неделимый на части.
Умный (церк.-слав.) – духовный, понимаемый в духовном смысле; мудрый, проницательный, искусный.