праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

Год 1863

Певчему солдату из Успенской церкви отданы книги для чтения: 1) Поликарп1 переводные и оригинальные слова; 2) книга Иисуса Сираха и 3) Ефрема Сирина.

Не должно ни у кого испрашивать о том, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Талант надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание.

Едино тело есмы мнози [1Кор. 10, 17].

Яичницы не есть. Если Бог благословит дожить до скоромного времени, блинов не есть.

Не надо забывать добродетель мужества.

Надо читать уроки или священные книги с величием, спокойно и с сознанием важности читаемого.

Терпеть благодушно находящие лютые скорби. Согреших тебе, Богу моему, во время молитвы нетерпеливостию, малодушием, унынием от постигшей скорби и дерзновенным2 ударением себя по чреву! Терпения нет у меня! А представь Иисуса Христа, висящего на кресте за нас, грешных!

Мягонько, мягонько со всеми обходись.

Все считай за сор и гной – всякую сладость; ничего земного не люби и ничего земного не жалей для человека, ни из-за чего не питай к нему вражды. Смотри, как враг ежедневно смеется над тобою за столом. О имени Господни ты посмевайся над ним, презирая всё дольнее и усердно любя и угощая ближнего. Любовь стремится услаждать любимого и ничем для него не дорожит. Аминь.

Всё мечта3 , кроме любви. Холодно обошелся брат, невежливо, дерзко, злобно – говори: это мечта диавола; чувство вражды тревожит тебя из-за холодности и дерзости брата – говори: это мечта моя, а вот истина: я люблю брата, несмотря ни на что, я не хочу видеть в нем зла, которое есть мечта бесовская в нем и которое есть и во мне; я снисхожу его недостаткам, ибо они есть и во мне, – в нас одна греховная природа. Грехи, говоришь, есть в брате, большие недостатки? – В тебе есть то же. Не люблю его, говоришь, за такие и такие недостатки? – Не люби и себя, ибо те же недостатки, те же самые, какие в нем, есть и в тебе. Но помни, что есть Агнец Божий, Который приял на Себя грехи всего мира. Кто же ты, осуждающий ближнего за грехи, за недостатки, за пороки? Своему Господеви стоит или падает [Рим. 14, 4]. Но тебе по любви христианской надо всячески снисходить к недостаткам ближнего, надо врачевать его зло, его немощь сердечную (всякая холодность, всякая страсть есть немощь) любовию и ласкою, кротостию, смирением, как этого желаешь себе от других сам, когда бываешь в подобной ему немощи. Ибо с кем всяческие немощи не бывают? Кого пощадит всезлобный враг? Господи! Любы наша, разруши в нас все козни вражии.

Развить мысль и убеждение, что мы – рабы, а Бог есть наш Господь.

Бог – хозяин всего. Мир и всё, что в нем, – дело Его, плод Его силы и мудрости.

Вперед совершать молитву умно4 и писать объяснение молитв для детей.

Преподавание должно быть не обширное, но единичное (единство идеи) и возможно ясное и сильное, а не вялое.

Господи, утверди во мне истинное убеждение, что я великий грешник, чтоб я не презирал грешников, мне подобных, и не питал к ним зла в сердце за грехи их, а сам бы себя презирал по достоинству, как грешника первого, сам к себе, к своему плотскому человеку всегда питал непримиримую злобу. Буди! Буди! Даждь мне весело смотреть всем в лицо. Буди! Буди!

И мысль наша, и слово наше, и дух наш – всё Божие, ничего диавольского; да будем же мы все всецело Божии. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби [Мф. 10, 16].

Управл. – просфору.

Господь весь и всё для меня – я должен быть весь для Него; да отвержемся себе для Бога, то есть своей воли.

Сущий5 . В Нем все святые, разумные и свободные существа – одно. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино [Ин. 17,21]. Дойти до этой премудрости. Всё – Отец. Аминь. Я ничто, всё – Бог во мне, ибо всех Бог и для всех Бог.

Пища, питье, деньги, одежда, жилище – все земные принадлежности – ничто, а человек – всё; всё ничто пред человеком. Человек как некий бог бессмертный, а всё вещественное тленно и эфемерно. Человек как бог, а всё вещественное как прах – и злато, и сахар, и бархат. Всё Божие, ничего нашего. Человек! Дорожи достоинством человека как образа Божия.

Тысячу раз убедился в мечтательности, греховности жаления пищи, питья, сладостей братии и всё продолжаю следовать мечтам своего сердца и грешить, в полной уверенности, что это грех. О, окаянный я человек! О, глупое, слепое сердце! Не жалеть [себя], а жалеть единого Бога да образа Его – ближнего своего, как себя жалею. Греть его, питать его, ласкать его, как себя ласкаю. Презирай плоть и всё плотское, в которых ищет укрыться диавол, да возлюбишь Бога и ближнего.

Старец Евтихий своим примером учит меня щедрости и равнодушию к благам мирским, называя свои подарки семенами, имеющими взойти.

Помни, кто есть человек-то? – Образ Божий, чадо Божие (христианин – наследник Небесного Царствия, член Христов). Где у тебя смирение, чтоб почитать всякого человека как живое изображение Бога, хотя он (человек) и носит язвы прегрешений на душе своей; язвы язвами – они изрыты диаволом и грехом, а образ – всё образ Божий. О язвах его надо пожалеть, поболеть, да помолиться, как о своих: ведь мы все – одно тело [Рим. 12, 5], все от единого корня, вси от единого Хлеба причащаемся [1Кор. 10, 17], всем Христос Бог хочет быть единым телом в Себе. Не обращай внимания на бесовские смущения, разделения и вражды. Тверди: все – одно. Мы, говори, одно.

Несомненность воскресения мертвых, будущего суда, вечного блаженства и вечных мучений грешников очевидна из сбывшихся уже многих ветхозаветных и новозаветных пророчеств, из строгого исполнения их на Иисусе Христе (о том, как Господь старался исполнять их).

Аще не Господь сохранит... всуе бде стрегий [Пс. 126, 1]. Вот Кто у тебя прекрасный страж!

Святыню-то жизни, члены-то жизни, от коих жизнь происходит, ты бесчестишь и мечтами своими сквернишь, о враже мой! Прочь, мерзкий! Все уды6 , заметь, благопотребно насаждены Творцом!

Не мое – Божие, или Его и мое вместе, а не мое только.

Что ты за христианин, когда ты любишь угощать только тех, которые изредка только к тебе приходят, или своих приятелей, или богатых, или твоих начальников, или богатых родственников! Нет, угощай всегда с веселым лицом тех, которые к тебе часто ходят, которые тебе надоели, которых сердце твое ненавидит за частое их хождение к тебе, – да заставь себя любить их от души ради Господа, и тем больше, чем более они тебе досаждают своим частым хождением, ибо эта досада есть злой каприз твоего сердца, болезнь твоя, эгоизм твой, который тебе надо подавить и не думать по слепоте самолюбия, что всё, что есть у тебя, есть единственно твоя собственность, ибо мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и избытки даются для других, для вспоможения бедным родственникам или для угощения их и знакомых и для выражения любви к ним, для вспоможения бедным и проч. Иди всегда против себя и люби всячески ближнего своего, как себя. Побеждай скупость и самолюбие. Нет, говори, моего ничего, всё – Божие. Всесвятый Душе! Просвети и утверди!

Скупость производит опустошение любви и поселяет ненависть к похищающим наше достояние, а щедрость производит любовь к тем, коих мы ущедряем; впрочем, не вольная щедрость производит ненависть. Скупость – от диавола, щедрость – от Бога.

Всякое пристрастие к вещественному есть диавол; пренебрежение, презрение вещественного, равнодушие к нему – от Бога. Аминь. Скупость есть пристрастие к вещественному и пренебрежение к ближнему. Весьма богопротивная страсть!

Умер человек – и всё оставил, ничего с собою не взял.

Иго Мое благо, и бремя Мое легко [Мф. 11, 30]! Так заповеди Господни благи и легки! А иго диавола зло и бремя его тяжко! И что же? Заповеди Господа нарушаем, а волю диавола исполняем! Окаянные мы!

Что сладостнее любви? И однако ж как у нас мало любви! А отчего? Плоть свою очень любим, а с плотию всё плотское, материальное, житейское! Итак, будем презирать плоть и ходить духом и духом умерщвлять плотские деяния! Характер настоящего, временного века или жития – прелесть7 .

Урчание есть прелесть вражия. Не обращать на нее внимания.

Заметить сон на 29-е февраля. В нечаянии лежащаго возвигл мя ecи 8 . Ложась, не можем знать наверное, что будет завтра, – можно и ночью умереть.

Хромаете на оба колена [3Цар. 18, 21], то есть то Богу работаете, то Ваалу9 , или то Богу, то чреву.

Призывать певчих к себе на дом пред праздниками и даже воскресными днями или великопостными службами и проходить вместе с ними пение, приготовляясь к богослужению. Буди!

Помни всегда, что ближний, кто бы он ни был из христиан, есть член Христов, хотя и больной (да ведь ты и сам больной), и всегда с уважением и любовию принимай его, от души беседуй и угощай его. И ничего не пожалей для него: ни пищи, ни питья, ни одежды, ни книг, ни денег, если он в них нуждается и просит тебя. Господь за него воздаст тебе. Мы все Его дети, и Он – всё для нас.

Я – ничто, всё благое во мне – Господь. Так и во всех Ангелах и святых. Всяческая и во всех Христос [Кол. 3, И].

Мы – одно тело любви.

С одинаковым усердием и благоговением читай молитвы как сегодня, так завтра и всегда. Бог один и тот же, и дух мой один и тот же.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Да будет свет [Быт. 1,3].

Того (Иисуса Христа) послушайте [Мф. 17, 5; Лк. 9, 35]. Господь – сущий по всему слову, или речи Евангельской и церковной, – да Он и Сам Слово.

Декабря 12 дня 1863 года.

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся [Откр. 3, 19]. И не сердись на обличающих. Горькое бывает здорово.

Плоть наша горда – не любит, чтоб другие учили и указывали, а сама невежда и неисправна. Нужно смирение кроткое выслушивать наставления и замечания и послушание с благодарностию за совет и наставление.

Избегать противления и противоречия и быть в покорности и согласии.

Хорошо работать Господу в требоисполнении: во-первых, дух очищается, умиротворяется и укрепляется; во-вторых, телу всему движение, весьма благодетельное для здоровья; третье – что выше счастья служить Господу и меньшей братии Его и беседовать с Ним; четвертое: этим достигается цель жизни – спасение души, ибо, служа добросовестно и со тщанием Господу и ближним, и их, и себя спасаешь. Между тем плоть наша греховная ленива, трудов во славу Божию и во благо ближних не любит и потому часто раздражается, когда на оные надо идти или когда нужно собственностию помочь ближним, – отсюда нетерпение, раздражительность, тогда как она должна быть терпелива и кротка и с радостию поспешать на всякие труды духовные и телесные, потому что они все полезны для самого трудящегося.

Мы все – грешники, а оброцы греха – напасти, беды, скорби, болезни и смерть [Рим. 6, 23]. Чтобы избавиться от грехов, надо молиться, а чтобы молиться, надо иметь веру и упование. Итак, для нас грешных необходимы молитва, вера и упование. У грешника не должна сходить с мысленных уст, и даже с наружных, молитва.

Во время молитв домашних и общественных против лукавства диавольского и рассеяния мыслей напоминай себе о простоте истины и говори себе: просто10 , то есть я верю во всё просимое в простоте сердца и прошу всего просто, а твое, враже мой, лукавство, твои хулы, мерзости, мечты – отвергаю.

Началом, основанием и источником всей твоей мыслительности, твоего слова и твоей деятельности да будет смирение, сознание своего ничтожества и полноты Божества, создавшего и наполняющего всё и действующего вся во всех [1Кор. 12, 6].

Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным. Гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны.

Не чувствуя голода, не ешь, а не имея жажды, не пей. Тебе Творец дал знамения и как бы звонки, когда надо есть и пить. Это чувство истинного голода и жажды. Что тебя отвращает от исполнения заповедей Христовых? – Плоть и мир, как и жадность потребления, именно: приятная пища и питье (загрубляющие и окаменяющие сердце), которые человек любит, коими услаждается мысленно и на деле как с жадностью потребляет; изысканная одежда или украшения наград: если одежда или украшение сделаны из очень хорошей цветной и нежной материи, то является забота и жалость, как бы не замарать, не запятнать, не запылить, не задымить, не замочить, – а забота о том, как угодить Богу мыслями, словами, делами исчезает, и сердце [человека], так сказать, живет одеждой и украшением и бывает всё приковано к ней, о Боге же нерадит и к Нему не прилепляется; если же он священник, то нерадит о молитве за народ и делается не душелюбцем, а сребролюбцем и честолюбцем, ища не людей, а людского, то есть их денег, пищи и питья, их ласки, доброго мнения и отзывов, и льстя им.

Итак, воюй против всякой прелести мирской, против прелести вещества, отвращающей тебя от исполнения заповедей Христовых, и всем сердцем возлюби Бога, всею силою попекись о спасении души своей и о спасении душ человеческих и будь душелюбец. Помни, что мир, возникший из ничтожества, есть сущее ничтожество и обратится в ничто, ибо небо и земля прейдут [Мк. 13, 31], а душа человеческая – Божие дыхание, образ бессмертного Царя Бога и сама бессмертна. Поминай это, и всё земное да будет у тебя, с помощью Божиею, под ногами. Помимо тленной твари обращай постоянно очи к Творцу, сущему по всей твари и непрестанно на тебя взирающему, непрестанно испытующему твое сердце и твои помышления.

Сгорающие в огне или утопающие в воде получают по смерти своей упокоение, если они были верующие и благочестивые. Проидохом сквозе огнь и воду, и извел ecu ны в покой [Пс. 65, 12]. (На 10-е ноября сгорели крестьяне 54 человека.)

Плоть наша – противница Богу, потому надо распинать ее со страстями и похотями.

Всяческая и во всех (в святых Ангелах, в святых человеках и в живущих или ревнующих жить свято на земле христианах) Христос [Кол. 3, 11].

Поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его [Еф. 1, 22 – 23]. Итак, Церковь – святые Божии, Матерь Божия, апостолы, святители, мученики, преподобные, праведные и все святые – тело Спасителя, а Он Сам – Глава их. Владычица Богородица – Начальница мысленного наздания11 , то есть Владычица, и все святые всё равно что Сам Христос – так они чисты, святы и такое отношение они имеют к Нему, такую связь имеют с Ним, как члены тела с главою, и один Дух в них – Дух Божий, как душа в одном теле, и един Бог и Отец всех [Еф. 4, 6].

Не прилепляться сердцем ни к какой вещи и не делать ее богом сердца своего. Един Бог сердца нашего, создавший его, – Господь Бог, ибо оно – Его дыхание. Не прилепляться сердцем ни к какому лицу, то есть ни к какой плоти, ибо един Бог сердца нашего – Господь Бог и к Нему единому должно прилепляться; прилепление к вещи или к плоти есть ложь, обольщение бесовское и воля диавольская. Аминь.

Или не говорить, или если говорить, так говорить искренно, сердечно, твердо, а не лицемерно и вяло, сквозь зубы.

Есть-пить не торопясь и без жадности, ибо жадность от диавола и с жадностию при ядении и питьи входит в сердце диавол. Истинно. Помни слова Спаса: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих [Мф. 4, 4].

Так как диавол овеществился чрез свое местопребывание на земле, то с крайнею осторожностию, с молитвою и благословением Божиим надо пользоваться всеми земными вещами... Опали, Спасе, греховное во мне вещество и сожги страстей терние.

Прилепляясь к ничтожному, временному, что мы оставляем, каких благ лишаемся и имеем лишиться?! Душа моя! Господь сказал тебе, что весь мир видимый в сравнении с тобою – ничто [Мф. 16, 26]. За ничто и считай его и виждь, чем создал тебя Творец и что хочет из тебя сделать. Помяни сошествие на землю Сына Божия, Его странствование на земле с благовестием небесной истины, Его добровольную нищету, Его чудеса, пророчества, Его тайную вечерю, Его бесчестие, Его страдания, смерть, воскресение и вознесение на небеса – и стремись к горнему блаженству.

Истинная любовь кротко терпит лишения, беспокойства и труды, сносит обиды, унижения, недостатки, погрешности и неисправности, если нет от них вреда другим; терпеливо и с кротостию переносит низости и злобы других, предоставляя суд всевидящему Богу, праведному Судии, и молясь о том, чтобы Бог вразумил омраченных неразумными страстями.

Отче наш, Иже ecu на небесех. Вся надежда на Отца – все от Отца и все Отцу.

Призывая на молитве Господа Бога в Трех Лицах, помяни, что ты призываешь безначального Отца всей твари, Ангелов и человеков, помяни, что тебе, призывающему Его, удивляются все силы небесные и с любовию взирают на тебя за то, что ты с верою и любовию и подобающим благоговением призываешь общего их и нашего Отца – Творца, Вседержителя и Господа, Коего они безмерно любят, пред Коим крепко благоговеют. О! Какое великое счастие и блаженство, какое величие, какое достоинство призывать Вечного Отца! Дорожи постоянно и неизменно этим величайшим счастием, этим блаженством, которое предоставила тебе бесконечная благость Бога твоего! И не забывайся во время молитвы твоей – тебе внимает Бог, тебе внимают Ангелы и святые Божии человеки. Февраля 26 дня 1864 г. Прослезился я, пиша эти строки.

Когда будет стужать12тебе дух хулы, скажи ему: плюю на твою хулу, на твои мерзости; знаю единого Бога, препростую13 Сущность, сущую во всех святых и всех освящающую препростым образом, ибо душа человеческая или духи Ангелов просты, как мысль или как прост Бог, и когда душа проста и свята, тогда свет весь человек, в одно мгновение освящаясь, свят всем существом, душою и телом, подобно солнцу или подобно углю, совершенно раскаленному. Хула – плод и следствие сердечной нечистоты и невежества сердечного, греховной слепоты его.

Во время молитвы и при чтении слова Божия надо иметь благоговение к каждой мысли, к каждому слову, как к Самому Духу Божию, Духу истины, к этой препростой, наподобие мысли, Сущности, дышащей в молитве и в слове Божием, в слове святых отцов и вообще в слове веры и благочестия. Сомнение и презорство14 к слову, как яд духа лжи, надо отсекать, а как сомнение и презорство есть плод самомнения и гордости, то и гордость надо с корнем отсекать и быть как бы младенцем, в простоте лепечущим пред Богом, младенцем, который знает и говорит только то, чему он научен от родителей, и посторонних внушений, противных родительским, не слушает и не знает, да и слушать и знать не хочет. Ибо Дух Святой научил святых мужей, как детей простых и незлобивых, просить, благодарить и славословить Бога теми молитвами, которые влагает в уста наши Церковь.

Помни, что все мы дети Отца Небесного, и в простоте души смотри на всех как на детей вечного Отца – святого, всеблагого, вездесущего, всеведущего, всемогущего, премудрого, праведного, неизменяемого, о всех промышляющего, всех покрывающего кровом крил Своей благости – и живи в любви со всеми, побеждая благим всякое зло в людях.

Благодарю Тебя, Господи, яко самым грехом запинаеши мя, еже не творити греха, и кающегося мя тепле приемлеши, и грехи моя вземлеши от сердца моего, и прохладу Твою с пространством15Твоим мне даруеши.

* * *

1

Поликарп Смирнский, священномученик (167). Пострадал в Малой Азии во время гонений на христиан на 86 году жизни. По древнему преданию, во время истязаний Поликарпу был голос с Неба: «Крепись, Поликарп, и мужайся». Память его совершается 23 февраля » 8 марта.

2

Дерзновенный (церк.-слав.) – дерзкий, преступный.

3

Мечта (церк.-слав.) – призрак, обольщение, обман.

4

Умно (церк.-слав.) – духовно, в духе.

5

Сущий (церк.-слав.) – то же, что Сый, – Тот Кто Есть, одно из имен Божиих, истинно (действительно)

6

Уды (церк.-слав.) – члены тела.

7

Прелесть (церк.-слав.) – обольщение, заблуждение, обман.

8

Молитва ко Пресвятой Троице «От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице...» из последования утренних молитв.

9

Ваал – одно из главных божеств, которому поклонялись хананеяне и финикияне; служение ему сопровождалось безнравственными оргиями и человеческими жертвоприношениями. Древние евреи, соседствуя с этими народами, переняли у них и служение Ваалу, отпав от истинного Бога, и это было их главным грехом.

10

Простый (церк.-слав.) – здесь: открытый, искренний, прямой, чистый.

11

Наздание (церк.-слав.) – воссоздание, возобновление. Ср.: Радуйся, Начальнице мысленнаго наздания (рус.: Радуйся, Виновница духовного возрождения) (Акафист ко Пресвятой Богородице, икос 10-й).

12

Стужати (церк.-слав.) – угнетать, теснить, беспокоить.

13

Простый (церк.-слав.) – здесь в значении: цельный, неделимый на части.

14

Презорство (церк.-слав.) – пренебрежение, непочтение; высокомерие.

15

Пространство (церк.-слав.) – простор, ширь, свобода.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 7 : 1863 - 1864. - 2010. - 332 с. ISBN 978-5-902112-73-0

Комментарии для сайта Cackle