праведный Иоанн Кронштадтский

Толкование на Евангелие от Матфея

Глава 24

Мф.24:14. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.»

"Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елико речете ми [слова духовника духовному чаду]. Священники на Страшном суде будут свидетелями пред Спасителем о покаявшихся грешниках, что они раскаялись или не раскаялись в тех или других грехах, и покаявшиеся будут прощены. Но для чего Богу свидетели, когда Он все знает Сам, как сказано: не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце [Ин. 2:25]? Богу не нужны, но нам они нужны; нам приятно будет видеть, как священники засвидетельствуют об нас, пред Ангелами и человеками, что мы покаялись в грехах своих, осуждали себя, выражали отвращение ко греху, принимали твердое намерение не грешить. Вспомним слова Спасителя Апостолам: вы будете ведени к царем и владыкам во свидетельство им [Мк. 13:9], или: проповедано будет Евангелие всем языком во свидетельство им [Мф. 24:14]» [5, т. 1, 240].

Мф.24:15. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, -»

"Приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели (Деян. 1:8). Проповеднику для сильного, действенного, животворного проповедания необходимо принять силу от Духа Святого, равно и учителю Закона Божия в училищах также необходимо молитвою испросить себе силу Духа Божия для плодотворного преподавания истин Закона Божия. Чтый, да разумеет (Ср.: Мф. 24:15)» [8, 54].

"Мерзость запустения да не стоит на месте святе (Ср.: Мф. 24:15; Дан. 9:27) – в сердце моем; огнь чуждый (Чис. 26:61) да не вносится в скинию Божию, то есть огонь страстей – огнь попечений житейских. Забота о пище и питии, огнь чревоугодия, сребролюбия, скупости, зависти, ненависти и других грехов – да не вносится в сердце мое, которое есть храм Духа Святаго. – Сыне человечь! Всяцем хранением блюди твое сердце: от того бо исходи живота (Ср.: Притч. 4:20, 23)» [10, 452].

Мф.24:29. «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;»

«Это тихое, прекрасное, усеянное звездами небо представит из себя некогда ужасное зрелище пред явлением Господа с небесе. О, грешники, поучайтесь ежедневно зрелищем неба, когда можно поучаться. Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе [Мф. 24:29]» [5, т. 2, 307].

Мф.24:30. «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;»

«Великий пост и Светлое Христово Воскресение. Великий пост – как время воздержания от пищи и страстей, как время борьбы с плотию, миром и диаволом, означает настоящую жизнь христианина, которая вся должна быть подвигом для Царства Небесного, а Светлое Христово Воскресение и вся Пятидесятница изображают будущую нашу – славную, блаженную, в неприступном свете (1Тим. 6:16) Лица Божия жизнь на небеси. – Как после печали поста и покаяния, после подвигов умерщвления плоти и мучительной борьбы с миром и духами злобы поднебесными (Еф. 6:12) обильно вдруг воссиявает радость светлого праздника Христова при обилии внешнего света со внутренним, сияющим от самого Воскресения; обильно подаются, при духовных, и вещественные дары благости Божией: так после печали сей временной жизни, после подвигов умерщвления плоти и борьбы с врагами обильно воссияет в определенное судьбами Божиими время радость общего, славного воскресения всех и присносущного радования и блаженства и созерцания во славе неприступной Трисиятельного Божества. Настоящие времена и празднества церковные – предуказание будущего. Теперь мы все весело стекаемся к Воскресшему Спасителю, радуемся около Него и Им. Это указание на будущее. Так, по общем воскресении все праведники радостно соберутся к Нему, как овцы к Пастырю, и будут вечно радоваться с Ним в Царстве Отца Небесного. Теперь встречаем мы Его, воскресшего из мертвых, радостно, со светильниками; придет час, когда встретим Его грядущаго на облацех небесных с силою и славою многою (Мф. 24:30), будем восхищени на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1Фес. 4:17)» [8, 373].

Мф.24:35. «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.»

«Призвавши Духа Святого на предлежащие Дары и освятивши их молитвою преложения (во время литургии), помяни, что небо и земля мимоидет, словеса же Господни не мимоидут [Мф. 24:35] и что хлеб и вино непременно прелагаются в Тело и Кровь Господню по воле Самого Господа и по действию Святого Духа, хотя бы священнодействующее лицо и недостойно было по какой-либо слабости своей» [5, т. 2, 388].

«Удивительно, как в своем вольнодумстве люди ученые, лукавые и гордые превращают своих великих учителей – самого Христа, бесконечную Премудрость, апостолов, имевших премудрость Духа Святого; так католики превратили учение Самого Премудрого Христа, небесного Учителя, без Которого никто не знает Отца, а только Он – Сын. Христос говорит, что Дух от Отца исходит, а между тем католики и лютеране с англиканцами говорят, что Он от Отца и Сына исходит. Да перестаньте же наконец хулить Духа Святого и возводить на Него ложь: хулящие Духа Святого не будут прощены ни в сем, ни в будущем веке. А вы забыли слова Апостола: если мы или ангел с неба стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1:8)? Это слово страшно или нет? Небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут (Мф. 24:35). А слова апостола – слова Божий. Вы не сердитесь, друзья, а внимайте истине Божией в простоте сердца, ведь и мы говорим и дерзаем от простоты сердца. Отриньте ложь и примите истину, и соединитесь с нами в единомыслии; полно вам разногласить и спорить. Пришествие Христово близко, при дверях» [6, 44].

«Когда будет прельщать и смущать сердце твое, особенно во время молитвы, нарядная и драгоценная одежда, отвлекая ум и сердце твое от Бога, скажи себе: не прах ли земный будет эта одежда? Не из праха ли она вышла? – А кто с пристрастием смотрит на прах, попираемый ногами, кто прилепляется к нему сердцем? – Душа моя! Прилепляйся к Сущему (Исх. 3:14), от Которого все, – к вечному, неизменяемому Богу: Он – твоя одежда светлая, твой Мир, Сила, Живот, все; а прах пусть остается прахом, не давай ему цены, которой он не имеет. Так и на пищу смотри; так и на земные отличия: все сойдет во гроб, в землю, все будет прах. Говори: все это – преходящая тень, все рано или позде прейдет, и самый мир прейдет так, что и следов его не останется, небо и земля мимоидут (Мф. 24:35). Бог да душа моя вечны» [10, 179].

Мф.24:50. «то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,»

Мф.24:51. «и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.»

«Ужасны слова Господа Иисуса Христа: где червь их (грешников) не умирает и огонь не угасает (Мк. 9:44). Они сбудутся во всей истине и силе на нераскаянных грешниках – прелюбодеях, убийцах, татях и прочих. О, плачь, грешник, кровавыми слезами о беде ужасной, грядущей на тебя. А веришь ли, не веришь ли, придет к тебе эта беда и незаметно подкрадется. Придет в день, в который он не ожидает (нечаянно), и в час, в который не думает, и рассечет его и подвергнет его одной участи с лицемерами. Там будет плач и скрежет зубов (Мф. 24:50–51)» [6, 119].


Комментарии для сайта Cackle