праведный Иоанн Кронштадтский

Глава 28

«28 гл. Воскресение ознаменовывается землетрясением: молниевидный Ангел сходит с неба, отваливает камень от гроба и сидит на нем. Его одежда бела как снег – от внутреннего света. От страха его потряслось все существо воинов, и они омертвели. Тогда как Ангел одних поразил таким ужасом, мироносиц успокаивает следующими словами: вы-то не бойтесь. Я знаю, что ищете Иисуса распятого, Которому я служу. Здесь нет Его: Он воскрес, как Сам предсказал. Вот посмотрите место, где лежал Господь. Слава воскресению Твоему, Господи! Апреля 26 дня 1856 года» [1, 132].

Мф.28:5. «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;»

Мф.28:6. «Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,»

Мф.28:7. «и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.»

Мф.28:8. «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.»

Мф.28:9. «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.»

Мф.28:10. «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.»

«Приветствую вас, дорогие братия и сестры, с пресветлым праздником Воскресения Христова из мертвых! Радуйтесь, и еще скажу: радуйтесь. Для большей радости послушаем Ангела Господня, явившегося и мироносицам у гроба Спасителя в виде сияющем наподобие молнии – и благовествовавшего им о Воскресении Христовом. Когда Они были в трепете от сильно блиставшего вида его, он ободрил их и сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, вышедши поспешно из гроба, они со страхом и радостию великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня... Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усумнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:5–10, 16–20). Здесь конец повествованию евангелиста Матфея о Воскресении и явлении Господнем.

Дорогие братия и сестры! Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды плотию для истребления греха, для искупления нашего от смерти; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога, для всякой добродетели во Христе Иисусе, Господе нашем (Ср.: Рим. 6:9–11). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть чрез человека (Адама), так чрез человека (Богочеловека Христа) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (Ср.: 1Кор. 15:20–22)» [9, 117].

«Христиане – братия Христова: идите, возвестите братии Моей, говорит воскресший Господь мироносицам об учениках Своих, да идут в Галилею, и ту Мя видят (Мф. 28:10). Но все христиане – одна Церковь Христова, одно тело Его. Ее мы друг другу удове (Еф. 4:25), говорит Апостол. Вы – едино тело, един дух, якоже и званы бысте во единем <уповании звания вашего> (Еф. 4:4). Молю и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17:20–21). – Значит, все христиане – братия Христова. Каковы же должны быть христиане, сподобившиеся такого великого родства с Богочеловеком? Как они должны жить? В какой любви между собою? Ибо Сам Господь сказал: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13:35) (ибо Он Сам – Любовь). Какое должны иметь беспристрастие к земным благам, как тленным и преходящим и удаляющим души наши от Бога? – Ибо малейшее пристрастие к земному может разлучить нас от любви ко Христу, Который требует от нас – как Бог от тварей, по образу Своему сотворенных, Простое Существо от простых по душе существ, – любви всецелой, нераздельной. – Иже любит отца или мать паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10:37). Всяк, иже оставит дом, или жену, или отца, или братьев и сестер... сторицею приимет и живот вечный наследует (Ср.: Мф. 19:29). – Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6:24)» [10, 284].

Мф.28:20. «уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»

"С вами есмь во вся дни до скончания века [Мф. 28:20]. Так, Владыко, Ты с нами – во вся дни, ни один день мы без Тебя, без Твоего соприсутствия не живем. Ты с нами особенно в таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Тайнах! Ты облекаешься, Владыко, каждую литургию в подобострастное нам, кроме греха, тело и питаешь нас животворящею Своею плотию. Чрез Тайны Ты всецело с нами, и плоть Твоя соединяется с нашею плотию и дух Твой соединяется с нашею душою – и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение, чувствуем, что, прилепляясь Тебе в Евхаристии, мы становимся один дух с Тобою, как сказано: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем [1Кор. 6:17]. Мы делаемся, как Ты, благими, кроткими и смиренными, как Ты сказал о Себе: кроток есмь и смирен сердцем [Мф. 11: 29]. Правда, часто лукавая и слепая плоть или живущий в нашей грешной плоти князь века сего шепчет нам, что в Тайнах только хлеб и вино, а не самое Тело и Кровь Господа, и лукавыми свидетелями посылает для этого зрение, вкус и осязание. Но мы не дозволяем себе слушать его клеветы и рассуждаем так: для Тебя, Господи, все возможно; Ты творишь плоть людям, животным, рыбам, птицам, гадам – всей твари; для Себя ли Ты, везде Сый и вся исполняяй, не сотворишь плоти? Какой ваятель, делая изваяния для других, не в состоянии сделать его для себя? Мало того, Ты превращаешь мертвое вещество в живое существо, например посох Моисея в змея, и нет ничего для Тебя невозможного. Себе ли Ты не сотворишь плоти из хлеба и вина, которые так близки к нашей плоти, будучи употребляемы в пищу и питие и превращаемы в нашу плоть и кровь? Ты не даешь вере нашей искуситься паче, еже может она понести [1Кор. 10:1], не пресуществляешь Ты глыбы земной в пречистое Тело и Кровь Свою, а белый, мягкий, чистый, приятный на вкус хлеб; не воду сотворяешь Кровию Своею, но подходящее к цвету крови вино (которое называется кровию гроздовою в Св. Писании [Сир. 50:17]), приятное на вкус и веселящее сердце человека; Ты знаешь немощь нашу, слабость нашей веры и потому благоизволил употребить для таинства Своего Тела и Крови самые подходящие к ним вещества. Будем же твердо верить, что под видом хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовой, что в таинстве причащения Господь пребудет с нами во вся дни до скончания века [Мф. 28:20]» [5, т. 1, 28].

«Церковь есть вечная истина, потому что соединена с Истиною – Христом и одушевляется Духом Истины: Аз с вами есмь во вся дни [Мф. 28:20]. Церковь – Тело Его [Кол. 1:24], говорит Апостол» [5, т. 1, 218].

«Святые Ангелы и святые Божии человеки – лучшие, добрейшие, верные наши братия и друзья, столь часто помогающие нам в разных обстоятельствах, в которых никто из людей помочь не может. Так как эти братия, вечно живущие и благодетельствующие нам, невидимы, а мы – по своей телесности – хотим их иметь пред своими глазами, как бы находящихся всегда с нами, то мы делаем их изображения, и смотря на их изображения, нам представляется, что они с нами, и мы призываем их в молитвах своих, зная, что они имеют великое дерзновение пред Богом и помогают нам в разных обстоятельствах. Таким образом иконопочитание весьма благодетельно для нас, сообразно с нашею природою, со здравым смыслом, да и с самим Св. Писанием, ибо образа Херувимов были и в ветхозаветной скинии Моисеевой. Иконы служат нам всегдашним напоминанием о том, что Господь всегда с нами: с вами есмь во вся дни до скончания века [Мф. 28:20]; что Пресвятая Богородица всегда близка к нам, как Начальница мысленного назидания церковного, как Матерь по благодати всех истинных христиан, и все истинные христиане имеют образ Матери Божией и своей по благодати Царицы и Матери в своих домах и избыточно, достойно и праведно украшают его серебром, золотом, драгоценными камнями, ибо нет никого для них дороже и почтеннее после Бога, как Пречистая Матерь Его. И Господь и Пречистая Матерь Его Сами непрестанно свидетельствуют нам и внутренне и внешне посредством чудес, что наше истинное почитание святых Его и Матери Его и святых Его икон угодно Ему, а для нас в высшей степени полезно» [5, т. 2, 433].

«С крестом, все равно как и в крестном знамении, Господь Иисус Христос, как живой и животворящий, всегда с нами и всегда действует различными силами ко спасению нашему, верою в Него, нашего Бога и Спасителя. Слава о сем Господу нашему, всегда с нами сущему! Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь [Мф. 28:20]» [5, т. 2, 337].

«У Бога, – говорит пословица, – все близко». Точно все близко: все твари духовные и чувственные, Ангелы, души усопших, все живые люди, все животные, все миры вещественные. – Дух Божий сквозь все проходит; дух разумичный, чистый, тончайший и живет в каждой верующей, благочестивой душе. – Красота сельная со Мною есть [Пс. 49:11], говорит Он. – Аз с вами есмь во вся дни до скончания века [Мф. 28:20]. Как для бесконечного Духа, для Бога нет ничего отдаленного, но все пред Ним, как на ладони. Весь Он везде и все в Нем. Все Им живет и существует» [5, т. 2, 495].

"Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою [Лк. 1:28]! – Господь и со всякою верующею в Него благочестивою душою. Сопребывание Господа с Девою Мариею, до зачатия Ею Спасителя, не есть особенность, свойственная одной Пречистой Деве: Господь со всякою верующею душою, – Господь с тобою. Эти слова можно сказать всякому человеку, хранящему заповеди Господни. – И ко всем Господь близок: только люди сердцами своими далеки от Него, по мыслям своим, по намерениям и расположениям сердечным, по словам и делам своим, противным закону Божию. С вами есмь, говорит родившийся от Пресвятой Девы Господь наш, до скончания века [Мф. 28:20], т. е. с каждым из нас во всякое время во все роды, во все времена, на всем земном пространстве, до скончания века» [5, т. 2, 483].

«Сколь свята православная вера и Церковь! Сколь праведна, полна мира Божия, полна бесконечной и неописуемой красоты (вообрази поименно в лицах всех святых, вспомни их житие, полное всякой добродетели и чудес при жизни и по смерти)! Церковь удовлетворяет все потребности человеческого духа и спасает всякого преданного ей и верного до конца жизни. Слава, Господи, вере Твоей святой православной! Паписты, признав главою церкви папу, возвели его на престол вместо Христа и обоготворили его, а Христа поставили на задний план. Папу сделали наместником Христа, между тем как Христос с нами пребывает во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Но посмотрите, сколько заблуждений допущено в папской (а не Христовой) вере, странных заблуждений, богохульных, – и вы с негодованием и ужасом отвернетесь от нее! О гордость человеческая! О гордость сатанинская! Папа будто непогрешим! О иезуитство» [6, 42].

«Святитель Николай жил в начале четвертого века, в конце гонений на веру христианскую от языческих императоров и в начале торжества ее при равноапостольном царе Константине, в самый разгар пагубной ереси еретика Ария, отвергавшего Божество Христово. Он присутствовал как защитник веры правой на I Вселенском Соборе, и проявил особенную ревность в защищении Божественного достоинства Сына Божия.

Как тогда настояла нужда, так и теперь нужно всем нам для спасения души исповедовать твердо пред всеми следующую благочестия тайну: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1Тим. 3:16). Или: верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1Тим. 1:15). Вот какую великую и спасительную тайну веры Христовой твердо и ревностно во всю жизнь свою исповедовал пред всеми святитель Николай и – за которую пострадал бескровно в последнее гонение. Вот это-то великое таинство благочестия явление Бога во плоти на земле и основание Им Святой Церкви Православной, в которой Он всегда пребывает и будет пребывать до скончания века – се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20) – и мы в наше время должны твердо содержать и исповедовать пред всеми, – так как ныне и у нас в России появилось и дерзко проповедуется богохульное учение, отвергающее Божество Господа нашего Иисуса Христа – виновником и проповедником которого явился новый Юлиан и новый Арий граф Лев Толстой, дерзко поднявший свою седую голову против Христа и Церкви и увлекший за собою многих своих почитателей» [9, 376]

«Еще Господь говорил ученикам Своим: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Ин. 14:16–17). Святой Дух будет с вами в век, сказал Спаситель, но как апостолы не остались вечно на земле, а скончались смертию праведников и мучеников, то это обетование относится, конечно, к преемникам апостолов – епископам и освященным от них пресвитерам и диаконам. На то и существует священное рукоположение, передающее как бы видимо дары Святого Духа от апостолов – священству до скончания века (Ср.: Мф. 28:20). – Итак, не весте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть (1Кор. 6:19)? Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3:16). Но как Дух Божий всегда Живой и Животворящий, деющий, то Он и говорит в вас, и действует, и оживляет сердца ваши, и просвещает умы ваши» [10, 70].

«Церковь есть вечная истина, потому что соединена с Истиною – Христом и одушевляется Духом истины. Аз с вами есмь во вся дни (Мф. 28:20). Церковь – тело Его (См.: Кол. 1:18), говорит Апостол» [10, 342].

«Изображаем на себе часто крестное знамение 1) для того, чтобы постоянно помнить величайшее благодеяние нам Господа – искупление нас крестными страданиями и смертию от грехов и вечных мучений за грехи и 2) чтобы чудесною силою Животворящего Креста утверждаться все более и более в этой уверенности, что Господь Крестом и смертию вошел в вечную славу и о имени Его поклоняется всяко колено небесных и земных и преисподних (Ср.: Флп. 2:10) и что, если и мы будем нести крест свой во время здешней жизни, то и мы войдем в вечную славу; ибо Крест – предтеча вышней и вечной славы; еще силою Креста, действующего в нас, мы убеждаемся до осязательности в той истине, что Господь всегда с нами, по обещанию Своему: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20), – в нас и одесную нас, никако-же от нас отлучался, но пребывая неотступно: потому мы и должны утверждаться этою силою Креста в надежде на Христа Иисуса во всех обстоятельствах нашей жизни» [8, 439].

«С Крестом и в Кресте – все равно как и в крестном знамении – Господь Иисус Христос как Живый и Животворящий, всегда с нами и всегда действует различные силы ко спасению нашему, верою в Него, нашего Бога и Спасителя. Слава о сем Господу нашему, всегда с нами сущему. Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:20)» [11, 385].


Комментарии для сайта Cackle