Учение св. Дмитрия Ростовского

Источник

Лекции по пастырскому богословию. Издание Общества любителей православной литературы, 2001

Истинно добрым пастырем на ниве Христовой Церкви явился святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Великий подвижник, неустанный учёный труженик, он был и пастырем-учителем.

Первое, на что обращает внимание пастыря святитель, это учительство. Во-первых, словом, во-вторых, своей добродетельной жизнью. «Мы знаем, – учит св. отец, – что… ветхозаветное священство было прообразованием нашего священства; звонцы же, издающие звон, по толкованию святого Григория Двоеслова, знаменовали глас учения святительского, означали то, что архиерей, как и иерей, не должен быть немым и должен возглашать уже не звонцами, а устами и языком, уча и вразумляя людей Божиих… Звонцы были златые; и из священных уст должны исходить словеса златые: о богоугождении, о святой и праведной жизни, о любви к Богу и ближнему»1.

По мысли святителя Димитрия, пастырь, который не имеет разума и искусства книжного, не стремится стяжать духа премудрости и не поучает народ, тот нем, а, следовательно, и мёртв. Потому что, как в Ветхом Завете, если бы священник дерзнул войти в святилище без звонцов, то его ожидала смерть, так и новоблагодатным пастырям, не могущим поучать пасомых, предстоит духовная смерть2, ибо они почитаются Богом мёртвыми, как сказано в Апокалипсисе: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв» (Откр.3:1). «Мёртв пред Богом тот, – говорит святой архипастырь, – кто только носит имя и сан пастырства, а обязанностей пастыря не исполняет; обязанность же пастыря, прежде всего, заключается в том, чтобы поучать полезно, уничтожая человеческие грехи и наставляя на путь спасения»3.

По словам святителя, пастырь, который не постарался убедить грешника и отклонить его от грехов, тот как бы своей рукой убивает этого грешника, потому что молчащий язык пастыря является как бы мечом, убивающим души грешников4.

Таким образом, по учению святителя Димитрия, пастырю необходимо быть разумным и учительным. «Не имеющий же духа премудрости и смысла и не сохраняющий в устах своих разума недостоин пастырского сана»5. Но вместе с тем, учит святитель, пастырь должен быть добродетельным и святым по жизни, потому что учить словесных овец подобает не только словом, но и образом доброй жизни в Боге. Необходимо, чтобы жизнь пастыря согласовывалась с учительными словами, из уст его исходящими, чтобы пастырь сам творил то, чему учит других, чтобы не быть обличённым словами апостола: «Научая иного, себе ли не учиши?» (Рим.11:21). Научит ли других творить добрые дела тот, кто сам творит дела злые? Направит ли кого-либо в Царство Небесное тот, кто сам идёт в ад? Не стыдно ли омывающему других от блата самому пребывать в смрадном кале и не радеть об омовении себя от загрязнения? Может ли врачевать чужие язвы и недуги тот, кто сам весь покрыт струпными язвами и одержим тяжким недугом? Не скажет ли такому всякий: «Врачу, исцелися сам» (Лк.4:23)?6

Говорящий и не делающий подобен грому, бывающему в облаках без дождя во время засухи. Какая польза от грома облачного, если на жаждущую землю не прольётся дождь? Какое умиление для души от гласа учителя, который не только не наставляет жизнью своею, а ещё более соблазняет? Ибо слово без образа добродетельной жизни не действенно. Пусть кто-либо носит на языке своём, как мёд, сладкоглаголание, но если в делах его видна желчь соблазна, он не усладит сердце слушателя. Желающий возгревать у других любовь Господню должен сам не быть льдом, но пламенеть, как серафим, божественным желанием; желающий просвещать других да будет сам не тьмой, а светом. Посему и Господь говорит пастырям и учителям в Евангелии: «Вы есте свет миру» (Мф.5:14). А святый Златоуст увещевает: «Начальнику подобает быть светлее всякого светила и иметь житие нескверное, чтобы все, взирая на него, могли воображать его жизнь в своей жизни» (Бес. 10 на 1Тим.3).

Когда гаснет свет, наступает тьма; если начальник проводит злую жизнь, то как не соблазниться взирающим па него подначальным! Когда заблуждается пастырь, как не заблудиться овцам! Если свет является тьмой, то тем более тьма! Посему свет должен быть светом, а не тьмою, чтобы просвещать тех, кому светит. «Тако да просветится, – говорит Господь, – свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела» (Мф.5:16). Желающий поднимать падающих, да стоит твёрдо сам; наставляющий на правый путь заблудших сам пусть идёт путём правым!7

Тысячи изречённых слов могут не принести никакой пользы, а единое злое дело, содеянное явно, соблазнит тысячи людей, и то, что ты смог создать в душах человеческих многими словами, разрушишь одним своим соблазняющим делом. Будь ангелом по жизни, и все будут с удовольствием сладостно слушать слова твои и творить то, что ты повелеваешь, имея пред собою образ твоей жизни. И ты не сможешь упасти вверенное тебе стадо и наставить его на путь спасения, если сам первый не будешь идти по пути спасения; не побудишь людей к боголюбию, если сам не явишься возлюбленным другом Божиим8.

Но недостаточно пастырю быть учительным в слове и святым по жизни, наставляет святой отец, он должен иметь ещё великое попечение о стаде, трудиться и быть бодрствующим. «Вот в чём заключается должность пастыря, – объясняет св. Димитрий, – отдать рамена свои вверенной ему овце и носить тяготы её.»Послушаем, что некогда заповедал Господь Моисею, вождю людей Израилевых: «Возьми их на раму твою, яко же доилица носит доимыя» (Числ.11:12). Не только как пастух носит овцу, но и как мать носит своё чадо и питает его сосцами, так пастырь должен духовно носить своих словесных овец, питая их духовною пищею, как младенцев млеком, и в необходимом для тела не отказывая, а по возможности восполняя недостаточность неимущих. Во всём сем пастырю предстоит труд немалый, труд в отыскании заблудшего, труд в поднятии павшего, труд в уврачевании язвенного, в ношении немощей и бремени обременённого, труд в том, чтобы исторгнуть похищенную волком овцу из самых зубов звериных и представить её в целости Христу; с трудом сопряжено и то, чтобы и во внешних нуждах подавать руку помощи обиженным, защищать невинных, заботиться об убогих и нищих и исполнять другие обязанности церковного управления, – все эти труды должен подъять на себя пастырь. И горе тому пастырю, который ищет только чести пастырской, а подобающего ему труда не подъемлет9. По выражению святителя, «пастырь, оставивший овец, не трудящийся, нерадящий об овцах – идол… Идольское изображение имело вид не трудящегося, а только ядущего тельца, и пастырь, который не подъемлет на себя подобающих ему трудов, а только питается даром богатыми трапезами, есть как бы ядущий телец, и потому подобен идолу тельчему»10.

Пастырю, как учит святитель, необходима и великая бодрость, какую имеет страж, охраняющий город или полки, ибо к каждому пастырю относятся слова, сказанные Господом пророку Иезекиилю: «Стража тя поставих дому Израилеву» (Иез.3:37). И подобно тому, как не спит ночью страж, и пастырю духовного стада не должно быть сонливым (имеется в виду сон духовный)11.

Сравнивая пастыря с многоочитым херувимом, св. Димитрий говорит, что и пастырю необходимы всюду тысячи глаз, чтобы пасти овец и зорко смотреть за волками в овечьей шкуре. «Пастырю также недостаточно многоочито наблюдать за своим стадом, – продолжает святой отец, – он должен бодрственно смотреть и внутрь самого себя, в глубину своей совести: не зазрит ли его в чем-нибудь совесть? Ибо пред Богом не похвально смотреть за другими, а себя не видеть, замечая сучец в очах ближнего, не ощущать бревна в своём оке и, показывая другим путь добрый, самому падать в яму. Посему пастырю подобает быть многоочитым не только извне, но и внутри, не только исправляя прегрешения других, но и внимательно предохраняя себя от грехопадений и соблазнов. И для сего, как мы уже сказали вначале, пастырю потребно великое искусство. Неискусный врач больше навредит, чем уврачует, и неопытный кормчий скорее приведёт корабль к потоплению, чем направит его к пристанищу. Подобно сему и неискусный пастырь скорее послужит во вред своему стаду, чем на пользу. И горе такому пастырю! Ибо о всех погибших душах он должен будет дать ответ Богу»12.

В своей епархии святитель ревностно боролся с невежеством и недеятельностью пастырей. Он стремился всеми мерами влиять на таковых. С этой целью, не ограничиваясь личными устными наставлениями, он составляет специальные окружные послания духовенству своей епархии по поводу тех или иных недостатков. Так, например, одно было написано по поводу злоупотребления священниками таинством Покаяния, а другое – по поводу неблагоговейного отношения к Тайнам Христовым. Святитель указывает, что это самые тяжкие пастырские грехи, и тем самым раскрывает всю ответственность пастыря пред Богом.

Таинство Исповеди, учит святитель Димитрий, есть таинство Божие; поэтому никому не должна быть известна эта тайна, кроме Самого Всеведущего Бога и духовного отца, как свидетеля и слушателя дел, исповеданных устами кающегося13. «Если бы какой властелин, – разъясняет далее св. отец, – или суд гражданский или ещё кто-либо принуждал иерея сказать какой-либо грех своего духовного сына; если бы угрозами, муками и смертью устрашал и убеждал открыть чей-либо грех, то иерей должен скорее умереть и мученическим венцом венчаться, нежели разрушить печать исповеди и тайну Божию предать известности, объявляя о грехах своего духовного сына. Ибо лучше отцу духовному за необъявление исповеди принять временную смерть от людей, убивающих тело, души же не могущих убить (Мф.10:28), нежели быть наказанным от Бога за объявление вечной смертью»14.

Священника, открывающего грехи, поведанные ему на исповеди, святитель Димитрий называет «богопротивником, разорителем тайны Божией, насильником печати Святого Духа»15. Он говорит, что «таковой… страшному суду Божию и вечной казни подпадает, и ждёт его вечная мука с Иудой, предателем Христовым… Такой духовник – не духовник, но Иуда, Христов предатель, более же того, сам сатана, клеветник братии нашей»16. Святой отец говорит, что такой пастырь-духовник сам лишается Царствия Небесного и идёт в вечную муку, а также лишает спасения тех, кто исповедуется у него. Тщетность спасения для исповедающихся, учит святитель, происходит по той причине, что, услышав всенародное обличение от отца духовного, христианин больше не будет вполне откровенно и чистосердечно исповедоваться во грехах своих. От этого его душа остаётся неисцелённой, и если случится умереть в таком состоянии, то он погибнет вовеки17.

По учению святителя Димитрия, «тайна святого покаяния есть (как сказано) тайна, запечатлённая Богом. Как тот, который тайну царя земного, написанную на свитке и запечатанную царской печатью, дерзнёт самовластно разрушить и, прочитавши, поведать всем прочим, подлежит лютым мукам и смертной казни, так и иерей, нарушая тайну исповеди, запечатлённую печатью Царя Небесного, и отдавая во всеобщее сведение грех исповедавшихся, подпадает мукам и казням не только вечным в аде, но и здесь временным»18. «О, духовник неискусный, – восклицает святитель, – ведь предал Бог забвению исповеданные человеческие грехи, ибо Иезекииль говорит в пророчестве своём: «Если грешник покается, то не вспомянутся больше никогда грехи его». А ты, окаянный иерей, помнишь и вспоминаешь грехи твоих детей духовных, когда не должно их вспоминать, и чрез это делаешься противником Бога. Он прощённые однажды грехи не вспоминает во веки веков, ты же дерзаешь вспоминать их. Каких казней ты достоин за это!?»19

Ростовский архипастырь поучает пастырей, чтобы они своё высокое звание духовника не превращали в повод к тщеславию и гордости. Духовничество даровано священнику от Бога для того, чтобы послужить спасению человеческому, а не для суетного превозношения и излишнего властительства над духовными детьми. «Для чего же тебе, – обращается святитель к пастырю, – ещё нужно хвалиться твоей духовностью? Какая похвала в омовении кого от болота? Какая честь в том, чтобы очищать чужой двор от гноя? Какая слава в том, чтобы отирать чей-либо кал? Ведь когда ты слушаешь грехи твоего духовного, которые он пред тобой исповедует Богу, когда ты, разбирая их властью иерейской, данной тебе от Бога, разрешаешь его, омываешь его от болота, очищаешь гной от душевного двора его и отираешь кал от совести его, то какое тебе в этом тщеславие и гордость?»20

Св. Димитрий призывает иереев, всячески заботиться о спасении душ человеческих как днём, так и ночью, потому что во время грозного испытания каждому из них придётся дать равный отчет о всех, о каждом равно спросит от иерея Сам Владыка Христос21.

Святитель Димитрий, говоря о Пречистых и Животворящих Тайнах Христовых, разъясняет, что в них под видом хлеба, напоённого вином, являются истинные Тело и Кровь Христовы и что они, как запасные дары, целый год хранятся на престоле. Этому вопросу святитель посвящает целое окружное послание. Причиной этому послужило то, что или по неведению, или по небрежности неискусных и нерадивых иереев Святые Тайны, на которые даже ангелы взирают со страхом, хранятся в неподобающих местах и в нечистых почерневших сосудах. Крайне простые священники не знают, что в Пречистых Тайнах есть Сам Истинный Христос Бог, не знают, что Тело Христово нужно называть именно Телом Христовым, не почитают его как Тело Христово, но относятся к нему, как к простому хлебу. «О окаянные иереи! Если вы сами не знаете Христа Бога, являющегося в Пречистых и Животворящих Его тайнах, если вы не имеете ни веры, ни любви к Нему и не воздаёте Ему достодолжного почитания, то как вы можете простых людей научить истинному богопознанию? Горе вам, вожди слепые, водящие слепцов»22.

По учению святителя Димитрия, иерей должен сам, войдя в алтарь, поклониться до земли Святым Христовым Тайнам как Самому Истинному Богу, так и людей наставлять, чтобы они прежде совершали поклонение Пречистым и Животворящим Тайнам.

Св. отец учит, что иерей должен приступать к совершению Литургии, достойно приготовившись, потому что «ничем так не прогневляется Бог, как недостойным священнодействованием. Тот иерей, который недостойно служит святую Литургию, наводит гнев Божий не только на себя одного, но и на весь народ, ибо если пастырь согрешает тяжко, то многие овцы терпят злое, подобно тому, как за грех Давида на народ израильский нашло неожиданное смертное всегубительство»23.

По мысли святителя, иерею подобает как можно чаще исповедоваться, очищая покаянием не только смертные и великие согрешения, но и малые. «Как один большой камень, – учит св. Димитрий, – будучи привязан к вые человека, погрузит его в воду, так и песок, хотя и мелкий сам по себе, но если им будет насыпан полный мешок и привязан к вые человека, так же погрузит человека в бездну, как и большой камень»24.

Ничто не может служить оправданием пастырю, не желающему очистить свою душу покаянием. «Если ты служитель Божий, – заключает св. отец, – если ты пастырь словесных овец, если ты учитель, то будь по жизни своей непорочным, как ангел Божий»25. «Будь, о пастырь, образом добродетелей для овец твоих и тогда ты сможешь научить их»26.

* * *

1

Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Творения. Т. 1. Издание Сойкина. С. 927.

2

Там же. С. 928.

3

Там же.

4

Там же.

5

Там же. С. 927.

6

Там же. С. 929.

7

Там же.

8

Там же. С. 930.

9

Там же. С. 932.

10

Там же. С. 933.

11

Там же.

12

Там же. С. 934.

13

Св. Димитрий. Ук. соч. С. 155.

14

Там же.

15

Там же. С. 154.

16

Там же. С. 155.

17

Там же. С. 156.

18

Там же.

19

Там же.

20

Там же. С. 157.

21

Там же. С. 158.

22

Там же. С. 160.

23

Там же. С. 162.

24

Там же. С. 163.

25

Св. Димитрий. Ук. соч.С. 930.

26

Там же.


Источник: Лекции по пастырскому богословию / Схиархим. Иоанн (Маслов). – Москва : Самшит, 2001. - 406, [1] с. : ил., портр. / Учение св. Дмитрия Ростовского. 226-232 с.

Комментарии для сайта Cackle