Источник

XLI. О праздниках Православной Церкви

Самим Господом ещё в Ветхом Завете чрез Моисея точно заповедано отличать дни праздничные от непраздничных: Исх.13:3:8–10; Лев.23:2:5–6:24–28. Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники: Пятидесятницы, в память Синайского законодательства (Исх. гл. 19), праздник Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амана (Эсф.9:20–22:24–28), праздник обновления храма при Иуде Маккавее, осквернённого Антиохом Епифаном (1Мак.4:36–59), и проч., – так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лк.4:16; Ин.5:14. Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом не отлагать в праздники вообще дел милосердия: Мф.12:11–12; Лк.13:15–16. По примеру Иисуса Христа, апостолы также посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времён апостольских ведёт своё начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной церкви получает особенное значение: Мк.16:9; Ин.20:19.

Так, первый день недели уже при апостолах получает особенное значение и становится истинным праздником для всех учеников Иисусовых: Деян.20:7–8; 1Кор.16:1–2. В день воскресный апостол и Евангелист Иоанн Богослов удостоился слышать голос Божий: Откр.1:10. Кроме дня воскресного, в православной Церкви празднуются также и другие дни, в которые воспоминаются те или иные события из жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых апостолов и святых Угодников Божиих.

Важнейший из всех праздников христианских есть праздник Святой Пасхи или Светлого Христова Воскресения, о котором апостол говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша...» (1Кор.15:14; срав. 1Кор.5:8). Празднование Пасхи предписывается также в Постановлениях апостольских (кн. 8-я, гл. 32).

Кроме Пасхи, в новозаветной Церкви соблюдаются также праздники, называемые Господними и Богородичными (Деян.2:1). Обо всех праздниках новозаветных – Господних, Богородичных и проч. должно заметить, что они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Подобно тому, как в Ветхом Завете Израиль праздновал дни освобождения от рабства египетского, так и христиане должны праздновать дни событий из земной жизни нашего искупления и дни угодников Его, подражавших своей жизнью, подвигами и смертью Самому Искупителю, Господу Иисусу Христу.

И если когда, то именно в эти праздничные дни каждый истинно верующий во Христа должен посвящать себя на служение Богу, подобно тому, как христиане первенствующей Церкви посвящали эти дни преимущественному участию в молитве и богослужебных собраниях: Лк.24:53; Деян.20:7.

И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники (Кол.2:16).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании праздничных дней

О праздниках вообще

Гал.4:9–10. «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им?

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы».

Объясн. Галаты приняли проповедь о Христе от апостола Павла, оставили язычество и утверждались в христианской вере. Но среди Галат, в отсутствии апостола, появились Иудействующие лжеучители: Гал.1:7, которые старались унизить апостола Павла и убеждали Галат принимать обрезание и соблюдать закон Моисеев, т.е. чтить праздники и посты не христианские, а иудейские, посему апостол и укоряет Галат за их совращение: Гал.1:6. Нужно было достигнуть того, чтобы Галаты держались главы – Христа, не обольщаясь и не надмеваясь самовольным и бесполезным служением: Кол.2:18–22. К праздникам и постам христианским эти слова апостола не могут относиться уже по одному тому, что сам апостол соблюдал посты: 2Кор.6:5:11:27, чтил богослужением «первый день недели» (Воскресение): Деян.20:7, и повелевал не осуждать за праздник: Кол.2:16.

Кол.2:16. «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу».

Объясн. Здесь говорится о праздниках, которые суть – тень будущего: ст.17, т.е. праздниках ветхозаветных, как, например, Суббота: Исх.31:14, Пасха: Исх.12:11–14; понятно, эти праздники не имеют места в христианстве, где уже сами апостолы заменили субботу следующим за ней днём воскресным: Деян.20:7; Откр.1:10; так же и Пасха наша, Христос, заклан за нас: 1Кор.5:7.

Ам.5:21. «Ненавижу, отвергаю праздники ваши, и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших».

Объясн. Слова эти были сказаны в обличение иудеев, которые полагали, что совершенным бездельем всего лучше можно исполнять заповедь о седьмом дне, и которые, с другой стороны, обнаруживали потерю духа благочестия, «превратив суд в отраву и правду повергнув на землю»: ст. 11. При таком их беззаконии, само собой понятно, бесполезны были для них и неугодны Богу всякие их праздники. Таким образом, этими словами пророка Амоса вовсе не отменяется четвёртая заповедь о святости 7-го дня недели. Далее, пророчество того же пророка о возвращении скинии Давидовой падшей: Ам.9:11, ясно показывает, что у нового Израиля, т.е. верующих во Христа, должны быть установлены праздники, временно уничтоженные беззаконием Евреев, когда сказано: «разрушенное восстановлю»: Ам.9:11. Наконец, об учреждении новозаветных праздников Бог говорит ясно и чрез пророка Софонию: «Сетующих, – говорит Он, – о торжественных праздниках Я соберу»: Соф.3:18.

Ам.8:10. «И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец её будет как горький день».

Объясн. Здесь, как и в Ам.5:21 прор. Амоса, нет осуждения христианских праздников. Иудеи вместо дел милосердия: Лк.13:15–16, в праздники занимались греховным бездельем, за что торжественные дни их превращены в дни сетования и плача. Господь через пророков как бы так говорит: научитесь в эти дни делать добрые дела: Ис.1:17, удалите песни и, главным образом, идолопоклонство, тогда Я их (праздники) приму: Ис.1:18, и как бы в подтверждение приведённой мысли в следующей 2-й главе пророк Исаия возвещает радостное будущее праздничное торжество народов, заключающееся в хождении в дом Бога Иаковлева (в храмы), где Бог научит нас Своим путям: Ис.2:3. Затем пророчества Амоса: Ам.9:11:13 и Софонии: Соф.3:18 показывают нам, что праздники, уничтоженные беззаконием евреев, будут восстановлены для нового Израиля – верующих во Христа.

О воскресном дне

Мф.12:8–10:13. «Сын Человеческий есть господин и субботы. И отошед оттуда, вошёл Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул; и стала она здорова, как другая».

Объясн. Тот, Кто больше храма, выше и всего закона: Мф.12:6; больше, конечно, и субботы – покоя, от Него зависящего: Евр.3:11. Для почтения Его (Иисуса Христа) и установлено празднование дня Его торжества – воскресения: Деян.20:7; Откр.1:10. Дела же милосердия должно творить, не взирая ни на какой день праздника (покоя): Мк.3:4–5; Лк.13:14–16.

Мк.1:35. «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился».

Объясн. Здесь Господь показывает нам, что и Сам Он любил молиться на другой день субботы (по-нашему Воскресный), так как Христос по субботам учил в синагогах: Мк.1:21–29, а утром, на другой день, удалялся в пустыню (35). По воскресении Его, апостолы окончательно предпочли воскресн. день субботе: Деян.20:7; 1Кор.16:1–2; Откр.1:10.

Деян.20:7–8. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников».

Объясн. Первый день недели был день воскресения Христова: Мк.16:9; Мф.28:1; могли ли забыть об этом дне ученики Христа, когда вся вера их, вся их надежда основаны были на восстании Господа? 1Кор.15:17. Конечно, нет; посему и собрались они в этот день в воспоминание Христова воскресения: 1Кор.16:12; Откр.10:1. Как проходило это воскресное собрание? Верующие поучались в Слове Божием (ст.9), они «преломляли хлеб»: Деян.2:42; 1Кор.10:16; при этом зажигалось много светильников (ст.8). Разве не усматривается отсюда сходство с современными богослужениями в храмах Православной Церкви?

Откр.1:10. «Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний».

Объясн. Эти слова доказывают, что уже в век апостольский отличался и почитался пред прочими днями недели день Воскресный, что подтверждается и другими местами Писания: Деян.20:7–8; 1Кор.16:1–2.

О замене субботы воскресным днём

Мф.24:20. «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой, или в субботу».

Объясн. «Субботой» евреи называли не только 7-й день, а и вообще праздничный день: Лев.16:31:23:11–23; стало быть, здесь советуется избавиться от «бегства» зимой или в праздничный день. Апостол Павел в 1-й день недели (Воскресенье) учил и преломлял хлеб, а в Понедельник предпринял путешествие: Деян.20:7; о праздновании христианами воскресного дня, а не субботы говорится и в других местах Писания: 1Кор.16:1–2; Откр.1:10; Ин.20:19.

Евр.3:11:19. «Посему Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой (Пс.94:7–11)...

Итак, видим, что они не могли войти за неверие».

Объясн. Господь как бы так говорит: Я решительно заявил во гневе Моём, что они (Израильтяне) не войдут в покой Мой, т.е. в землю обетованную, которая должна была бы успокоить Израильтян, вступивших в неё после сорокалетнего странствования; подобно сему, не войдут в покой царствия небесного все неверующие и не повинующиеся заповедям Христовым: 1Ин.2:4. Следовательно, здесь говорится не о субботе в собственном смысле, а о покое душевном.

Ис.66:22–23. «Как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь».

Объясн. «Дары различны, но Дух один и тот же»: 1Кор.12:4:11. Следовательно, через пророка Исаию говорил тот же Святой Дух, Который прорекал и чрез пророка Иеремию, почему противоречить друг другу они не могли. А пророк Иеремия говорит, что завет, заключённый Богом с евреями при выходе из Египта, тот завет, в котором говорится о субботе: Исх.16:23–26, будет уничтожен, а будет заключён «Новый Завет»: Иер.31:31–32. Следовательно, будет установлена и новая суббота (день покоя), Очевидно, здесь Исайя говорит пророчески о новой субботе, т.е. воскресном дне. И другие пророки говорили об этом воскресном дне, но только называя его пророчески: «в один день»: Зах.3:8–10, «в тот день»: Зах.9:16:13:1. Пророки предсказывали не только «Христовы страдания, но и последующую за ними славу»: 1Пет.1:11, а она (слава) явилась именно в день воскресный, когда «Христос воскрес из мёртвых славою Отца»: Рим.6:4. Пророк Иезекииль вот что говорит о дне воскресном: «И знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог»: Иез.36:13. По примеру Иисуса Христа, апостолы посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времён апостольских ведёт своё начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной Церкви получает особенно важное значение: Мк.16:9; Ин.20:19; Деян.20:7–8. На этот именно день установлены и дела милосердия: 1Кор.16:1–2, апостол и Евангелист Иоанн Богослов в этот, воскресный, день удостоился слышать голос Божий: Откр.1:10.

Основные места Священного Писания в учении о праздниках Православной Церкви

Исх.13:3. И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта из дома рабства, ибо рукой крепкой вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного.

Лев.23:2. Объяви сынам Израилевым, и скажи им о праздниках Господних, в которые должны созывать священные собрания; вот праздники Мои... (читай ст.5–6:24–28 той же 23 главы).

Соф.3:18. Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.

1Кор.5:7–8. Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Посему станем праздновать не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

Деян.2:1. При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе.

Деян.20:7–8. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

1Кор.16:1–2. При сборе же для святых поступайте так, как я установил в Церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает.

1Кор.15:14. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

Откр.1:10. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, первый и последний.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle