Источник

Об обрядах

I. Православное учение об обрядах

Господь наш Иисус Христос указал нам образец молитвы не только духовной, но и внешней, ибо Сам при молитве употреблял обряды, как-то: коленопреклонение, падение лицом на землю, возведение очей на небо.

Он Сам установил в церкви священноначалие и таинства, в которых невидимая сила благодати Божией сообщается чрез вещественные посредства. Так, благодать возрождения подается чрез троекратное погружение крещаемого в воду. Благодать соединения со Христом сообщается чрез вкушение Тела и Крови Его под видом хлеба и вина. И все прочие священнодействия и обряды церковные, учрежденные св. Апостолами, ведут свое начало от Самого Христа и служат необходимыми, по свойству нашей духовно-телесной природы, посредствами к приятию невидимых благодатных даров и к возбуждению в нас духа молитвенного.

Что же делают те, которые суемудренно отвергают все благоучрежденные в Церкви священнодействия.

Они лишают Церковь Христову того благолепия, которым украсил ее Сам Христос. Они раздирают Боготканную ризу Христову, от которой для нас исходит благодатная сила освящения и спасения. О сообщении благодати Божией верующим чрез внешние посредства, свидетельствуют записанные на страницах Церковной истории многочисленные примеры чудодейственных знамений, бывших в разное время, например: от животворящего креста, от ризы Спасителя, Богоматери, от чудотворных мощей, икон и от освященных по чиноположению Церкви елея, воды и друг. священных предметов, чтимых православными христианами с верою и усердною молитвою.

Итак, какое безумие отвергать видимый порядок церковного благоустройства и считать Церковь, сущую на земле и состоящую из видимых членов, каким-то учреждением невидимым, мысленным, призрачным, как это делают большинство из сектантов? Подумайте, как совершал спасение наше Господь наш И. Христос? Одним ли духовным и мысленным образом? Нет, Он, Един сый от Святыя Троицы,благоволил нашего ради спасения принять духовно-телесное естество наше, пожил на земле, как человек, сообщал благодать Свою чрез видимые посредства, чрез возложение рук, чрез прикосновение к Его одежде и благоволительно относился к внешним выражениям пред Ним веры и любви чрез помазание Его тела миром.

Наконец:

1) Если Бог, всесовершенный Дух, живет только духовно, созерцая в Самом Себе только духовную жизнь, то на каком основании может человек жить так же, когда он и телесен?

2) Человек, по смерти, когда облечется в одухотворенную плоть, будет жить духовно, но на каком основании насильно приписывать ему возможность так жить и теперь?

3) Если в земной жизни человек живет тем, что видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует вкус, то на каком основании он должен быть лишен этого в религиозной жизни?

4) Если природа: зелень, цветы, птицы и все т. п. так восхищает человека и благотворно влияет на душу, то на каком основании отнять из мира религиозной жизни христианина все те пред меты, которые входили в земной круг жизни и деятельности Господа Иисуса Христа, Его апостолов и всех великих людей?

5) Если Сам И. Христос принял на Себя плоть и кровь, был окружен земными предметами, погружен в воду, коленоприклонялся, то почему отнимать у человека все это?

6) Если многие совершители Таин Божиих православной Церкви, пользуясь вещественными предметами, прославились добродетельной жизнью, то на каком основании сектанты ставят себя выше их?

II. Основания из слова Божия для православного учения об обрядах

Обряды и вся внешняя сторона православного богослужения, на которую нападают сектанты, имеет для себя основание в св. Писании. Таково–обращение лицом к востоку при богослужении:

2Пар. 5:12. И левиты певцы, – все они. т. е. Асаф, Еман, Идифун, и сыновья их, и братья их, – одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами.

14. И не могли священники стоять на слу жении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий.

Дан. 6:10. Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.

а) Богослужебное употребление светильников: Исх. 27:20; Левит. 24:4. Деян. 20:8.

б) Употребление фимиама: Мал.1:11. Мф. 2:11; Лк. 1:9; Откр. 8:3–4. (См. о Светильн.).

в) Нарочитые сосуды и утварь: Исх. 25:29–40; 2Ездр. 8:57.

г) Особые свящ. одежды: Исх. 28:1–3; 2Тим. 4:13.

д) Покрывание священнослужителями головы при богослужении: Исх. 29:4,6. 9:4. и 15. Лев. 16:4. Захар. 6:11;0ткр.4:4. (См. о Священстве).

е) Употребление хоругвей: Чис. 2:2; См. о Хоругвях и крест. ходах.

ж) Освящение воды:

Числ. 5:17. И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;

Числ. 8:7. А чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они сбреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты.

Числ. 19:20. Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа, очистительною водою он не окроплен, он нечист.

Ин. 5:4. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был, одержим болезнию.

з) Освящение мира:

Исх. 37:29. И сделал миро для священного помазания и курение благовонное, чистое, искусством составляющего масти.

и) Крестные ходы: Нав. 6:3. Евр.13:13.

к) Священническое благословение: Мк. 10:16; Лк. 24:50; Лев. 9:22–23; Сиp. 50:22–23; именословское благословение: Сир. 45:7, 9.

л) Хождение на богомолье: Деян. 24:11.

м) Чествование мощей св. угодников: Пс. 33:21; Цар. 13:21; Сир. 48:14. (См. о мощах св. угодников Божиих.)

н) Чествование священных предметов: Мф. 14:36; Мк. 5:27–30; Деян. 19:12.

о) Замена субботы воскресным днем: Мф. 12:8, Деян. 20:7; 1Кор. 16:112; Откр. 1:10.

п) Праздничные дни: Деян. 18:21; 1Кор. 5:8, 16:8.

Существующие в церковной практике и подвергающиеся со стороны сектантов нападкам обычаи также имеют для себя достаточное основание в св. Писании.

Таковы:

а) постановление в храме хлеба и других приношений: Лев. 2:4; Мф. 5:23, 17;27; Лк. 11:42.

б) Устроение трапез поминальных: Тов. 4:17 срав. Иер. 16:6– 7.

в) Употребление особо чистой одежды и лучшей пищи в дни праздничные: Исх. 19:10–11; Мк. 2:19.

г) Ношение длинных волос священнослужителями: Лев. 21:5. Числ. 6:5; Деян. 22:8.

д) Употребление священнослужителями форменной длинной одежды: 4Цар. 2:8–13.

е) Вознаграждение церковнослужителей за их церковный труд: 1Кор. 9:7, 11–14; 2Кор. 11: Гал. 6:6.

ж) Употребление названий «духовенство» 1Кор. 14:37, и «Православие» (ср. славянок. «Право слово»: 2Тим. 2:15).

III. Для миссионерской полемики с сектантами об обрядах


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Евр.9:9. Она (скиния) есть образ настоящеого времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10. И которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Примеч. Этими словами сектанты отвергают обрядность, которая относится до христианского богослужения. Здесь говорится не о христианских, а о ветхозаветных обрядах, которые «относятся только до плоти и установлены только до времени исправления», и потому в христианское время действительно отменены, напр., телесное обрезание: Деян. 15:24, и кровавые жертвы: Евр. 10:4–5. Христианские же обряды относятся не до плоти только, но чрез плоть до духа, потому что каждый церковный обряд непременно имеет духовный смысл: напр., возженная свеча наглядно показывает теплоту веры и огонь любви к Богу усердно молящогося христианина, а также показывает просвещающий наши души свет Христовой благодати (см. объяснение обрядов в церков. книгах). Господь «сотворил внешнее и внутреннее»: Лк. 11:40; если бы все обряды действительно были неугодны Господу, то Он не сказал бы: «оставь дар твой пред жертвенником... принеси дар твой» (Мф. 5:24). Еще чрез прор. Исаию Господь возвестил, что жертвы обрядовые будут благоприятны Ему: Ис. 56:7. Деян. 15:24. Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали. Евр. 10:4. Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. 5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Лк. 11:40. Неразумные! не тот же ли, кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Ис.56:7. Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем: ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
II
Мк.7:4. и пришедши с торга, не едят,не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Мк.7:8. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. Примеч . Еврейские омовения кружек и чаш сектанты смешивают с христианскими богослужебными обрядами. Этими словами осуждается такая мертвенная и бездушная обрядность, при которой «оставляют» и «отменяют заповедь Божию» ради «предания человеческого»: см. 8, 9. Сам Спаситель указывает здесь пример такой отмены: ст. 10–13. К христианской обрядности, которая основывается на заповеди Божией, это суждение относиться не может. Словами этого места не отменяется обрядность, как не отменяется ими чисто плодность (срав. Ин. 13: 4–5). Христианские обряды здесь не осуждаются так же, как не осуждается отмена апостолами установленного Богом обрезания. (Быт. 17:9–14; ср. Деян. 15:22–29). Итак Господь осуждает такую обрядность, ради которой нарушается заповедь Божия, а о других обрядностях (отдача десятины (в дар) с мяты, руты и всяких овощей) сказал: «сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк. 11:42). Да наконец, в приведенных сектантами текстах говорится вовсе не о богослужебныхь обрядах, а о таких, которые относятся до обычной домашней жизни: «не едят не омывшись», «омовения кружек и чаш». Мк. 7:9. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание. 10.Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и злословящий отца или мать смертью да умрет (Исх.20:12, 21:16). 11.А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть, дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался: 12.Тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего,или матери своей. 13. Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили и делаете многое, сему подобное. Ин. 13:4. Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5. Потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle