протоиерей Иоанн Смолин

О толковании Священного Писания

I. Православное учение о толковании священного Писания

Священное Писание не только нигде не открыло нам, чтоб мы довольствовались в вере озарением от Св. Духа, но вменяет нам также в обязанность искушать духи, от Бога ли они: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4:1. Мф. 7:15 и Откр. 2:2). И сам ап. Павел, хотя первоначально повергнут на землю и наставлен был божественным голосом с неба (Деян. 9:7), по впоследствии дослан к человеку для принятия таинств и соединения с Церковью.

Упоминаемый в Деяниях апостольских евнух, читавший пророка Исаию и не понимавший его, был послан не к ангелу и не чрез внутреннее озарение открыто ему то, чего он не понимал; но божественным внушением приведен был к нему диакон Филипп, который знал пророка Исаию и сказал: «разумеешь ли, что читаешь?» Он (евнух) сказал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (гл. 8, ст. 27 и далее 30 и 31 ст,). Тогда Филипп изъяснил непонятное для евнуха пророчество. Наконец, и в праве ли мы по своему произволу присвоить себе внутреннее озарение от Св. Духа, когда Сам Дух Святый Свои дары разделяет, «как Ему угодно»? (1Кор. 12:11).

Священное Писание, при пользовании им, можно до некоторой степени уподобить тому цветку, с которого пчела берет мед, а паук яд. Оно есть, по выражению апостола, «обоюдоострый меч» (Евр. 4:12. Еф. 6:17), с которым нужно умело и правильно обращаться, чтобы не повредить себе. Для одних, при руководстве Церкви и св. Писание, и св. Предание указывают путь ко спасению, а другие, произвольно толкуя его, впадают в душепагубные ереси и уподобляются в этом отношении тем «невеждам и не утвержденным», о которых заметил апостол, что они-«к собственной погибели превращают», как и прочие Писания (2Пет. 3:16).

Итак, заметим вкратце, что все вообще учение сектантов об источниках вероучения отличается крайним произволом. Этот произвол со стороны сектантов обнаруживается, например, в том, что они признают только одно св. Писание за источник вероучения, причем толкуют его односторонне,– по личному усмотрению каждого сектанта. Но такое отношение сектантов к источникам вероучения, нельзя признать основательным. Ни история первоначального распространения христианства, ни само св. Писание и в частности даже те места, на которые ссылаются сектанты-рационалисты в подтверждение своего учения о св. Писании и толкования его, не дают ни малейшего основания произвольно, по личному усмотрению, толковать слово Божие и отвергать св. Предание.

II. Основания из слова Божия для православного учения о толковании священного Писания

Изложенное в св.· Писании дело нашего спасения, составляя собою тайну даже для ангелов, для самих апостолов и тем более для нас, представляет много неудобовразумительного:

1Пет. 1: 12. Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано нам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.

1Тим. 3:16. И беспрекословно– великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

2 Пет. 3:16. Как он, ап. Павел, говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

1Кор. 2:7. но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков, к славе нашей.

Самому человеку нельзя изъяснить никакого пророчества св. Писания:

2Пет. 1: 20. Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

21. Ибо никогда пророчество но было произносимо по воле человеческой: но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Даже ученикам Христовым открылся ум к «уразумению Писаний» только тогда, когда Господь Сам все изъяснил им:

Лк. 24:45. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

Кроме того, Слово Божие есть:

Евр. 4:12. живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит чувствования и помышления сердечные.

Еф. 6:17. И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие.

1Кор. 10:4. и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня: камень же был Христос.

Неумелое и неправильное обращение с словом Божиим принесет человеку не спасение, а гибель:

Мф. 21:44. и тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавить. Сравн. Евр. 4:12.

Посему-то не всем, а только избранным людям Господь «дал знать тайны царствия небесного»:

Мф. 13:11. Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано;

34. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им:

1Мк. 4:14. И сказал им: вам дано знать тайны царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

34.Без притчи же не говорил им; а ученикам наедине объяснял все.

Ин. 17: 8. Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я изшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.,

9.Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

Чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писанное и неписанное учение Христово:

2Тим. 1:13. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

2 Тим. 2:15. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Тит 1:9. держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

Тит 2:1. Ты же говори то, что сообразно с здравым учением.

Без этих высших истолкователей мы совсем не можем обойтись:

Деян. 8: 30. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?

31. Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил взойти и сесть с ним.

35.Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

Рим. 10:14. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?

Такими истолкователями для нас являются сохранившие писанное и записавшие неписанное наставление апостольское (св. Предание) «верные люди», т.е. св. Отцы Церкви:

2Тим. 2: 2. И что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

И поставляемые чрез преемственное рукоположение от апостолов–пастыри.

Тит. 1: 5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал. (Ср. ст. 9).

Пользуясь наставлениями сих людей, мы, подобно ефиопскому вельможе (Деян. 3:30, 31 см. выше), доверяемся не себе, а действующему в них Духу Святому.

Деян. 20:28. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Твоею.

Люди, не поставленные на проповедь и служение, не должны браться за высокое дело истолкования св. Писания:

Рим 10:15. И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Ис. 52:7).

1Кор. 12: 28. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.

29. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?

Если же за это дело берутся люди неподготовленные и злонамеренные, которые не посланы и не поставлены, то они себе и другим погибель «превращают» и «повреждают» слово Божие. Сравн. 2Пет. 3:16.

2 Кор. 2:17. Ибо мы (апостолы) не повреждаем слова Божия, как многие: но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

Самозвано берутся за истолкование слова Божия и извращают его в настоящее время люди, отделившиеся от единства Церкви Христовой.

2 Пет. 3:16. как он (ап. Павел) говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

Иуд. 1: 19. Это– люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о толковании священного Писания


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Ин. 5:39. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Примеч. Эти слова сектанты приводят в оправдание своего лжеучения о том, что де всем предписывается; наследовать, что тоже, по их мнению–истолковывать св. Писание. Здесь Господь внушает Иерусалимским иудеям, чтобы они исследовали ветхозаветные писания чрез сопоставление их с текущими событиями: Ин. 5:45–46. Поэтому приведенный сектантами текст не только не дает им никакого права истолковывать по своему усмотрению свящ. Писание, но, наоборот, требует руководство более сведущих учителей и пастырей, которые и могут сделать надлежащее исследование: 2Кор. 2:17. Ин. 5:45. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. 46. Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. 2Кор. 2:17. Ибо мы (апостолы) не повреждаем слова Божия как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
II
Деян. 17:11. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. Примеч . Вот и мы, говорят сектанты, приняли слово и с усердием сами разбираем его. В этом тексте рассказывается о том, как Верийские иудеи (ст. 10) действительно разбирали ветхозаветные Писания, сопоставляя их с случившимися у них на глазах новозаветными событиями евангельскими. Сектанты, следуя примеру Верийцев, но не видя тех событий, происшедших почти 2000 лет тому назад, – доверяются не истине, а руководству своего собственного сердца; сердце же человека весьма испорчено: Мф. 15:19. Иер. 17:9. Деян. 17:10. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибывши, пошли в синагогу Иудейскую. Мф 15:19. Ибо из сердца ходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Иер. 17:9. Лукаво сердце человеческое более всего, и крайне испорчено; кто узнает его?
III
1Ин. 2:20. Впрочем, вы имеете помазание от Святого, и знаете все. 27. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте. Примеч. Этим текстом сектанты отвергают всякое руководство в толковании свящ. Писания. Изволением Божиим при апостолах обильно изливаемы были чудесные дары Св. Духа, напр., Деян. 8:17. 19, 5 – 6. Именно эти дары и разумеются в приведенном месте, и сектанты похвастаться сказанными дарами не могут. Под помазанием Святого должно разуметь не помазание, свойственное каждому верующему в отдельности и подаваемое в таинстве Миропомазания, но Духа Святого, пребывающего в Церкви и наставляющего ее пастырей,–право править слово истины. Слова «вы не имеете нужды», чтобы кто « учил вас» должно понимать в отношении к тем лжеучителям, которые оставили Церковь или никогда не были в ней; в наставлениях именно этих лжеучителей, христиане и не должны иметь нужды. Подобно сему ап. Иоанн и выше –ст. 19, предостерегал от антихристов. Деян. 8:17. Тогда возложили руки на них(самарян) и они приняли Духа Святого. Деян. 19:5. Услышавши это, они (Ефесяне) крестились во имя Господа Иисуса; 6. и когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати. 1Ин 2:19. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши.
IV
1Кор. 12:4. Дары различны, но Дух один и тот же; 5. и служения различны, а Господь один и тот же; 8. Одному дается Духом Слово мудрости, другому – слово знания, тем же Духом... 10. иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Примеч. Тот же Дух, говорят сектанты, и нам помогает истолковывать свящ. Писание. Здесь говорится также об особых дарах духовных, которые ради особенных целей Божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор. 12:28–30. Если бы они и теперь подавались всем верующим христианам, то не нужно было бы и самого св. Писания. Применяя к себе указанные места Писания, сектанты все-таки не творят чудес, и потому сами себя зачисляют в список обманщиков и невежд (2Пет. 3:16), извращающих Свящ. Писание к собственной своей погибели. Проповедавшие же нам истинное толкование учители Церкви чудеса творили (читай Историю Церкви). 1 Кор. 12:28 И иных Бог поставил в Церкви, во – первых, Апостолами, во – вторых, пророками, в третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все учители? Все ли чудотворцы? 30 Все ли имеют дары исцелений? Все·ли говорят языками? Все ли истолкователи?
V
Лк. 10:21. В тот час возрадовался духом Иисус, и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл младенцам Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 1Кор. 1: 19. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (Ис. 29:14). 2 7. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. Примеч. Эти места св. Писания сектанты приводят в подтверждение той мысли, что им, сектантам, как немудрым и не ученым, открыто правильное понимание св. Писания. Несправедливо думают, будто Господь открывает Свое св. учение только людям не знатным и малограмотным: Мф. 23:34. Великий апостол Павел был человек ученый и знатный: Деян. 22:3.28. Иосиф Аримафейский был человек знатный: Лк. 23:50, Корнилий сотник также: Деян. 10:1. В приведенных местах говорится о том, что мудрость мира сего, т. е. мудрость языческая – человеческая, ничто пред мудростью Божественной (1Кор. 3:19–20), чем осуждается горделивая самонадеянность человеческой мудрости. Православная Церковь также благословляет мудрость и науку, если они не идут против веры. Значит, в приведенных сектантами местах свящ. Писания одобряется смиренное и простосердечное отношение к истине одних, и осуждается надменное отношение к ней других. Но никак не хвалится невежество и отнюдь не порицается возвышенная христианская мудрость; (сравн. 1Кор. 2:6–7). Мф. 23:34. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков и мудрых, и книжников; и вы иных убьете, и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших, и гнать из города в город. Деян. 22:3. Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила. 28. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. Лк. 23:50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый. Деян. 10:1. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий сотник из полка, называемого Италийским.
VI
Еф.5:19 Назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. Кол. 3:16. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами... Примеч. В этих текстах сектанты находят для себя основание произвольно толковать свящ. Писание и выдавать такие ложные толкования за достоверную истину. Этими словами не дается проповедовать другим произвольные свои толкования, а только советуется назидать друг друга пением молитв, как-то: псалмами, славословиями и песнями духовными. Если сказано, чтобы слово Христово вселялось обильно, то здесь должно разуметь первее пастырей церкви, как Богопоставленных проповедников слова Божия: Рим. 10:14–15, но ни в каком случае не через самозванных, не призванных учителей. Рим. 10: 14. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? 15. И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Ис. 52:7).



Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Вам может быть интересно:

1. Беседы на Книгу Исход – ГЛАВА ПЯТАЯ протоиерей Олег Стеняев

2. Краткий толкователь мест Священного Писания, извращаемых инакомыслящими с православной церковью протоиерей Иоанн Смолин

3. О друзьях и советниках, по книге Иисуса сына Сирахова протоиерей Александр Рождественский

4. Толкование на третью книгу Ездры – Глава 3 профессор Александр Павлович Лопухин

5. Толкование на пророка Исаию – Книга четвертая святитель Кирилл Александрийский

6. Книга пророка Исаии – Глава 1 профессор Павел Александрович Юнгеров

7. Вопросы и недоумения – Разъяснение некоторых трудностей в Св. Писании, писаниях Святых Отцов и других вопросов и недоумений преподобный Максим Исповедник

8. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 67-го. блаженный Феодорит Кирский

9. Обозрение книг Ветхого Завета – Обозрение книги Бытия святитель Иоанн Златоуст

10. Против ли нас (абстинентов) Библия? священномученик Владимир (Богоявленский)

Комментарии для сайта Cackle