Источник

О почитании св. угодников Божиих

I. Православное учение о почитании святых угодников Божиих и их ходатайстве пред Богом

Православное учение о религиозном почитании и молитвенном призвании святых людей находит для себя, полное подтверждение, прежде всего, в св. Писании, где содержатся довольно твердые доказательства необходимости и благоплодности этого почитания. Внушая нам никому не воздавать божеского почитания, кроме Единого истинного Бога (Исх. 20:2–5), оно (св. Писание) вместе с тем учит, что и святые Божии достойны нашего почитания (Пс. 111:6): «в вечной памяти будет праведник», (Притч. 10:7): «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет», Святые как друзья Божии (Пс. 138:17; Ин. 15:14), в которых Бог прославляется (2Сол. 1:10–12),а потому в этом-то и заключается пример почитания их (св. людей). Так, ученики пророческие показали искреннее почтение и поклонение пророку Божию Елисею (4Цар. 2:14–15). Существуют также в Ветхом Завете и многие другие примеры религиозного почитания ангелов и св. людей. (Суд. 13:20. 1 Парал. 21:16. 1Цар. 28:14 и др.).

В Новом Завете заповедь о почитании святых раскрывается в таком смысле: Сам Спаситель, подтвердивший закон: «Господу Богу твоему покланяйся, Ему одному служи» (Втор. 6:13), говорил ученикам Своим: «вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» (Ин. 15:14), и еще прежде, когда посылал их на проповедь, засвидетельствовал пред ними: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10:16). «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка, и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника (Мф. 10:41–42).

Святый ап. Павел заповедал христианам: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7), а в послании к римлянам тот же апостол замечает: «Слава, и честь, и мир всякому, делающему доброе» (2:10).

В новозаветных посланиях отмечены также и примеры религиозного почитания святых. Так, в 16 главе книги Деяний Апостольских, передается об ап. Павле и Силе, как они однажды подвергались побоям и заключены были в темницу за исцеление одной служанки, одержимой духом прорицательным. Когда заключенные в темнице апостолы пели полунощницу, вдруг произошло землетрясение, так что все двери темницы отворились и оковы со всех спали. Проснувшийся страж темничный, видя, что двери темницы отворены, и предполагая, что заключенные бежали, покусился было на самоубийство; но ап. Павел остановил его, уверяя, что все они налицо. Тогда сторож вбежал в темницу «и в трепете припал к Павлу и Силе» (ст. 29). Поклонение это, очевидно, означало благоговение, которым проникся сторож темничный к ап. Павлу и Силе, видя в них посланников Божиих.

Наконец, религиозное почитание святых не противоречит и началам здравого разума. Напротив, оно необходимо с точки зрения разума. Как в земной жизни не все равны между собою, но есть и старшие возрастом, и начальствующие по положению; так и в царстве небесном не все равны между собою, но есть люди, угодившие Богу своею верою и добрыми делами во время земной жизни, а потому и наслаждаются они вечным блаженством в обителях небесных. Если же мы почитаем людей, поставленных выше нас, по праву ли рождения, или же положения их в семье и в обществе и здесь в земной юдоли, то не тем ли более должны почитать св. угодников, св. небожителей, которые суть тоже наши начальники, наставники и руководители. А сколько святые угодники еще во времена своей земной жизни обнаружили любви к ближним, самой искренней и самой возвышенной! Нередко эта любовь к ближним простиралась до такой степени, что заботясь о нравственном совершенствовании и спасении ближнего великие праведники согласны были скорее на то, чтобы Господь их самих лишил вечного блаженства, чем лишил бы милости и подвергнул Своему праведному гневу их ближних. Пророк Моисей, например, в горячей молитве за народ еврейский, после того как последний впал в грех идолопоклонства, сливши себе золотого тельца и поклонившись ему, взывал ко Господу: «О, Господи! народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал!» (Исх. 33:31 –32). Св. ап. Павел свидетельствует о себе: «Я желал бы быть сам отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 3).

Если же св. угодники так заботились и любили ближних, когда жили еще на земле и имели свои нужды и недостатки, то что же мешает им заботиться, помогать и молиться за нас там, где нет ни печали, ни воздыханий!

Если мы, далее, почитаем земных наших благодетелей, то не тем ли более мы должны почитать св. небожителей, этих великих наших благодетелей? Да, почитание святых вполне сообразно с нашею природою и необходимо требуется ею: если мы прославляем героев за подвиги их, совершенные в той или другой области жизни, то не естественно ли нам прославлять также и святых, совершивших величайшие подвиги в области нравственной жизни?

Итак, с точки зрения св. Писания и начал разума не подлежит сомнению, что должно почитать святых.

Священное Писание представляет нам прямые и ясные свидетельства о том, что св. угодники, по отшествии от земной жизни, предстательствуют за нас пред престолом Вседержителя, не престают молиться за оставшихся на земле, что эти молитвы действенны пред Богом, т. е. угодны Ему и спасительны для человека. Так, еще в Ветхом Завете некогда Сам Бог говорил пророку Иеремии относительно народа еврейского: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» (Иер. 15:1). Этими словами Сам Господь показал, что Моисей и Самуил, давно уже умершие тогда, могли, значит, ходатайствовать пред ним за иудеев. Во 2-й же Маккавейской книге приводится и случай такого ходатайства или предстательства пред Богом праведника за грешников. Иуда Маккавей, пред вступлением в битву с Никанором, видел в откровении первосвященника Онию и пророка Иеремию умерших, молящихся за народ израильский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Об Иеремии же Ония сказал Иуде: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия пророк Божий» (2Мак.15:12–16). Верование в ходатайство пред Богом, и по отшествии их на небо, выражается также и в молитвах ветхозаветной Церкви. Почти каждая молитва древней еврейской Церкви начиналась, сопровождалась и оканчивалась именами праотцов Авраама, Исаака и Иакова. Одушевленный такой верою, пророк Давид, например, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиль, отец наших (1Пар. 29:18), очевидно, прося Господа услышать его молитву ради ходатайства этих угодивших Ему праведников. Точно также и пророк Даниил молил Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» (Дан. 3:35).

В Новом Завете ап. Петр очень ясно обещает «присным по вере не прекращать своего попечения о них пред Богом и после своей смерти». «Справедливым почитаю, – пишет апостол,– доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память». (2Пет. 1:13–15). А это попечение апостола в чем другом может выражаться, как не в молитве и предстательстве пред Богом? Наконец, св. Иоанн Богослов удостоился видеть в Откровении, как «двадцать четыре старца пали пред Ангелом, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8; 8:3).

И так, св. Писание ясно свидетельствует о молитве и предстательстве за нас пред Богом св. угодников Божиих. Поэтому-то православная Церковь и заповедует своим верным чадам обращаться с молитвами к ним.

II. Основания из слова Божия для православного учения о почитании святых угодников Божиих и их ходатайстве пред Богом

1-е О почитании святых:

Святые люди суть те праведники, которые угодили Господу истинною верою и добрыми делами:

Иак. 2:21. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22.Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23.И исполнилось слово Писания: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим.

Рим. 14:3. Ибо что говорит Писание? поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15:6).

Православная Церковь знает только тех праведников, которых открыто пред людьми Господь прославил необыкновенными знамениями и чудесами. Св. Писание называет святых угодников друзьями Божиими. И говорит, что их «весь мир недостоин»:

Ин. 15:14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Евр. 11:38. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущелиям земли.

Святым предоставлено будет «судить мир и ангелов»:

1Кор. 6:2. Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?

3.Разве не знаете, что мы будем судит ангелов, не тем ли более дела житейские?

Святые люди суть носители божественной благодати:

2Пет. 1:3. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостью.

4.Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью.

2Фес. 1:10. Когда Он (Господь) прийдет прославиться во святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

И потому чествованием Святых мы чествуем Самого Господа сказавшего:

Мф. 10:40. Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня.

Само Слово Божие показывает нам примеры чествования св. людей:

Лк. 1:28. Ангел, вошедши к ней (Марии) сказал: радуйся, благодатная! Господь с тобою: благословенна ты между женами.

48. (Мария говорила) призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды.

4Цар. 2:15. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли на встречу ему, поклонились ему до земли.

Чествование должно выражаться в словесном восхвалении и поклонении святым:

Сир. 44:1. Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода.

2. многославного Господь являл чрез них, величие Свое от века.

Нав. 5:14. Он (Ангел) сказал:

Нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему. Срав 4Цар. 2:15.

Оскорбление царского посланника всегда принимается за оскорбление для самого царя, и потому чествование царского посланника есть чествование царя.

Если мы в житейских отношениях своих честь отдаем почтенным из земных граждан, то почему же не почитать святых небесных граждан срав. «сограждане святым»).

Еф. 2:19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу.

Тем более, если они благодетельствуют нам.

Разумеется, чествовать святых должно «почитательным поклонением, т. е. должно помнить, что они – не божество а только высшие служители Божии.

2-е О ходатайстве святых пред Богом:

Предстоя престолу Божию, св. люди не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам своим заступничеством и молитвами:

2Мак. 15:12. Видение же его (Маккея) было такое: он видел Онию – бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом... видел что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский.

13.Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием.

14.И сказал Ония: «Это– братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий».

Откр. 8:3. И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом.

И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

Апост. Петр еще при жизни, в «телесной храмине», обещал заботиться о верующих и «после отшествия своего»

2Пет. 1:14. Зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.

15.Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память.

Так как мы сами не редко «не знаем, о чем молиться, как должно» и недостойны бываем предстать пред Бога со своею молитвою, то должны просить помощи и молитв святых, ибо «много может усиленная молитва праведного»; да наконец и Сам Господь иногда объявлял грешникам Свое прощение и милость только под условием ходатайства святых праведников:

Рим. 8:16. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем о чем молиться, как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

Быт. 20:7. Теперь же возврати жену мужу: ибо он пророк, и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.

17. И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать.

Иов. 42:8. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов, и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то. Что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.

Иак. 5:16. Признавайтесь друг пред другом в проступках, и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

17.Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было на землю три года и шесть месяцев.

18.И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. (2Цар. 17:18).

1Пет. 3:12. Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли.

Итак, Сам Бог научил обращаться к молитвенному ходатайству святых.

III. Возражения заблудшего и ответы православного о почитании святых угодников Божиих

Заблудший . Святые не могут быть известны теперь, так как всеобщего суда еще не было.

Православный . В опровержение этого мы можем указать на посл. ап. Павла (Евр.11:4–33) и премудрого Иисуса, сына Сирахова (44:1–50:23), которые прямо наименовали нам праведных патриархов и пророков, а между тем ведь всеобщего суда они не видели. Если нам открыл Господь св. праведников ветхозаветных, которые достигали спасения посредством тени будущих благ (см. Евр. 11:39–40), то тем более мы должны надеяться на откровение Божие о новозаветных праведниках, получивших спасение и помощь ходатайством Иисуса Христа (Евр. 12:22 – 24). Действительно, Господь посредством необыкновенных знамений и чудес указал нам множество новозаветных праведников (чит. Творения Свят. Отцов и жизнеописание их).

Заблудший . «Жития святых» совершенно излишни при существовании библейских повествований о жизни святых.

Православный . Рассуждая так, сектанты забывают, что вести запись о Божиих милостях, явленных святым праведникам, заповедует нам само слово Божие (Пс. 43:2–4;77:3–7). Библия подробно повествует нам о многих ветхозаветных праведниках; если они, не будучи искуплены и освящены и только ожидая освящения в Новом Завете, – были все записаны, то тем более должна быть сохраняема память о новозаветных праведниках, которые уже получили полное освящение пречистою Кровью Христа. (Ср. Мф. 11:11).

Заблудший . Прибегая к ходатайству святых, люди чрез сие унижают ходатайстве Христово.

Православный. Унижали бы его, если бы вздумали заменить ходатайство Сына Божия ходатайством святых, но, по истинному учению Церкви, ходатайство святых пред Богом имеет силу единственно потому, что основывается на ходатайстве Христовом.

Заблудший . Молитвы ко святым не могут быть услышаны ими, потому что они (святые) не всеведующие.

Православный . Еще в сей жизни многие из святых обладали даром прозрения, а в жизни загробной они достигают высшей степени ведения и видения, так что вся жизнь земных братий их может быть открыта им чрез свет благодати Божией. Это подтверждается многими опытами святых (чит. житие святых).

Заблудший . Ваш святой Николай совсем не заслуживает чествования, потому что он был жестокий человек – Ария бил в лицо.

Православный . Св. Николай в указанном случае проявил ревность о Боге (ср. Ин. 2:15–17), так как еретик Арий хулил Сына Божия. Кроме того, не один св. Николай по человеческой немощи допускал ошибки и затем после покаяния получал прощение, но и все праведники (Еккл. 7:21). Есть черты сходства у св. Николая даже с ап. Петром: Петр ударил Малха, Николай–Ария, Петр лишен был апостольства, Николай лишился епископства, Петру возвратил апостольское достоинство Сам Иисус Христос, Николаю также в видении Иисус Христос возвратил епископство, а Божия Матерь вручила омофор; Петр– первоверховный апостол, Николай–величайший заступник и чудотворец.

Заблудший . Почему Церковь не причисляет к лику святых разных доблестных граждан и воинов (напр. Суворова), а только своих монахов да архиереев? На иконах также невидно никого из мужиков, – все монахи, архиереи, да книжники.

Православный . В ответ на это неразумное возражение должно сказать, что причисление к лику святых зависит не от людей, а от Господа. Церковь может причислить к лику святых только тех благочестивых людей, которых Господь явно прославил необыкновенными чудесами и знамениями, причем действительность чудес должна быть засвидетельствована многими правдивыми лицами (напр., недавняя канонизация св. Тихона Задонского и еще недавнее св. Феодосия Углицкого, преп. Серафима Саровского). Относительно же того, что будто святые только из монахов да архиереев, сектанты лгут; сами монахи в большинстве своем происходят из простого звания. Для примера, можно указать на следующих: праведн. юноша Артемий, крестьянин села Веркола Архангельской губернии (память 23 июня), блажен.Иоанн юродивый, крестьянин Устомский Вологодской губернии (28 мая); преподобн. Александр Свирский, земледелец Новгородской губернии (30 августа); препод. Павел Препростый, земледелец Греческой страны (4 октября), и много, много других.

Заблудший . Святые праведники не боги вездесущие и всеведения не имеют; как же они могут вовремя выслушать нашу молитву и подать соответственную помощь, если к ним станут обращаться многие люди в разных местах.

Православный . Ставящие такое возражение забывают, что святые творят чудеса и вообще оказывают людям помощь не человеческою силой, но силой Божией (Деян. 3:12.16 Пс. 12:3– 8), а для Божией силы все возможно (Мк. 10:27). При этом нет никаких основании думать, чтобы для святого легче было, напр., исцелить хромого от рождения (Деян. 3:2.6), воскресить мертвого (Деян. 9:40), чем чрез дальние расстояния слышать призывные вопли молящихся; если для святых возможно первое, то возможно и последнее. Если святые люди могли творить великие чудеса, состоя в немощном теле, как напр., ап. Павел (Римл. 7:24.Гал. 4:13–14. 2Кор. 12:9), то тем возможнее и удобнее этим святым проявлять неземную, чудесную силу по освобождении их от уз тела (срав. 2Петр. 1:13–15. 2Кор. 5:6–8), Для живущего же на земле человека всегда останется непонятным как воскрешение мертвеца святым человеком, так и возможность для того же святого человека одновременно выслушивать молитвы от разных мест (см. 1Кор. 13:9–12).

IV. Для миссионерской полемики с сектантами о почитании святых угодников Божиих и их ходатайстве пред Богом


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
а) чествование святых
I
Мф. 4:10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи. (Втор. 6: 13).Ср. Лук. 4:8. Исx. 20:3. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Ис. 42:8. Я Господь, это–Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Примеч . Во всех означенных местах, по мнению сектантов, заповедуется почитать только единого Бога и воспрещается призывание святых. Почитание, которое мы воздаем Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать, по заповеди отцев 7-го вселенского собора, «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству»: см. напр. Рим. 1:9, (Евр. 9:14); а святых, как тварей–«почитательным поклонением» Мф. 10:41, т. е. мы должны почитать святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Ин. 15:14. На каком же основании сектанты не почитают св. угодников Божиих, когда их и Сам Бог почтил и прославил даром чудотворений. Рим. 1:9. Свидетель мне Бог, которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас. Мф. 10:41. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Ин. 15:14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
II:
Деян. 10:25. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. 26. Петр же поднял его, говоря: встань, я тоже человек. Откр. 19:10. Я пал к ногам его (ангела),чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего, я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово: Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. Откр. 22:9. Но он (ангел) сказал мне: смотри не делай сего ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей. 1Тим. 1: 17. Царю же веков нетленному, невидимому, единому, премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. Примеч . На основании приведенных текстов свящ. Писания, сектанты считают противозаконным и предосудительным поклонение св. угодникам и ангелам. Уклонение от поклонов Корнилиевых и Иоанновых объясняется смирением ап. Петра и св. Ангела; это соответствует у потребительному у нас ответу: «не стоит благодарности!» «Бога благодарите!» Святой по смирению не принимает чествования, а мы по смирению же должны воздавать «кому страх – страх, кому честь – честь»:Рим. 13:7. Сыны пророческие «до земли поклонились» пророку Божию Елисею, и пророк принял этот поклон: 4Цар. 2:15. Иисус Навин поклонился Ангелу, и Господь благословил его успех: 1. Нав. 5:14, 6:19. Ссылающиеся в опровержение чествования святых на 1Тим. 1:17 сектанты забывают слова ап. Павла, сказавшего: «слава и честь всякому делающему доброе»: Рим. 2:10. Итак, из того же свящ. Писания видно, что и сами святые не отвергали почитания их (Елисей и Ангелы); напротив, непочтение святых строго наказывалось Богом, напр., за глумление над Елисеем 42 ребенка были растерзаны медведями (4Цар. 2:23–24), за непочтение пр. Илии два пятидесятоначальника были сожжены огнем с неба (4Цар. 1:10–12). Рим. 13:7. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх: кому честь, честь. 4Цар. 2:15. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали и сказали: опочил дух Илии на Елисее и пошли на встречу ему, поклонились ему до земли. Нав. 5:14. Он (ангел) сказал: нетъ; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: Что господин мой скажет рабу своему. Нав. 6619. И (весь) народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взял город. Рим. 2:10. Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину!
б) ходатайство святых
III
Лк. 16:27. Тогда сказал он (богач): так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего. 28.Ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им. чтоб и они не пришли в это место мучения. 29.Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30.Он же сказал: нет, отче Аврааме; но, если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31.Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают; то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Откр. 6:9. И когда Он (Агнец) снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. 10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущих на земле за кровь нашу? Ссылаясь на приведенные места, сектанты совершенно несправедливо отрицают ходатайство на небе святых за живущих на земле. Авраам отказался послать Лазаря на землю к развращенным братьям мучившегося богача – не вследствие недостатка доброжелательства, а вследствие бесполезности этого средства: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31); слова Авраама от Себя подтвердил и Сам Господь Иисус Христос: Ин. 5:45–47. Авраам действительно ходатайствовал о грехах людских, когда это могло быть полезно, это видно из его молитвы об Авимелехе: Быт. 20:17. Правда, Авраам тогда был еще в живых, но и то правда, что любовь никогда не перестает: 1. Кор. 13:8 и что у Бога все живы: Лук. 20:38 Указанные в книге Откровения мученики тоже выказывают не свое недоброжелательство к мучителям, но молитву о том, чтобы Господь Своим судом праведным прекратил те несправедливые гонения и жестокости, какие производили языческие мучители: Лк. 18:7. Такою молитвою о суде над жестокими гонителями живущие на небе мученики именно оказывают защиту и помощь (ходатайство) преследуемым на земле праведникам. Ин. 5:45. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Огнем; есть на вас обвинитель Моисей, на которого, вы уповаете. 46.Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что он писал о Мне. 47.Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? Быт. 20:17. И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать. 1Кор. 13:8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Лк. 20:38. Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы. Лк. 18:7. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
IV
1Ин. 2:1. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали: а если бы кто согрешил; то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. 1Тим. 2:5. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. Евр. 7:24. А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее. 25. Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Евр. 9:15. И потому Он (Иисус Христос) есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Евр. 12:24. И к Ходатаю нового завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Рим. 8:34. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Утверждающие на основании приведенных мест, что будто «Один посредник» и «ходатай» пред Богом Отцем за грехи людей есть только Иисус Христос, забывают о том, что само слово Божие говорит и о «ходатайстве многих» т. е. ходатайстве св. угодников Божиих: 2Кор. 1:11. Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцем небесным об очищении людских грехов, что только чрез него люди получили доступ к Богу: Еф. 2:18. Как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и однако в несобственном смысле у нас имеется много иных наставников в лице пастырей Церкви (Мф. 23:10, срав. Евр. 13:7–17, см. о Священстве),– так и «ходатай» в собственном смысле один Иисус Христос, и однако в несобственном смысле, по праву благодати, являются ходатаями и святые люди. Иисус Христос есть ходатай по природе, святые же суть ходатаи по благодати, напр., Моисей называется посредником, что тоже ходатай: Гал. 3:19. Ап. Павел говорит о многих ходатаях: 2Кор. 1:11 и наконец Сам Бог указывает на пророка, как на ходатая: Иер. 27:18; а что святые и по отшествии своем могут ходатайствовать–о сем свидетельствует тоже Слово Божие: 2Пет. 1:14–15, 2Мак. 15:14. 2Кор. 1:11. При содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. Еф. 2:18. Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе Гал. 3:19. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез Ангелов, рукою посредника. Иер. 27:18. А если они пророки, и если у них есть слово Господне; то пусть ходатайствуют пред Господом Саваофом, чтобы сосуды, остающиеся в доме Господнем и в доме царя Иудейского и в Иерусалиме, не перешли в Вавилон. 2Пет. 1:14. Зная, что скоро должен оставить храмину мою... 15. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память. 2Мак. 15:14. И сказал Ония: «это братолюбец, который молится о народе и святом городе, Иеремия,пророк Божий».
V
Откр. 2:6. Впрочем, то в тебе (Анг. Ефес. Цер.) .хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. 15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Примеч . На основании этого откровения, сектанты считают николаитами и всех почитателей святителя Николая Чудотворца. Здесь осуждаются «Николаиты», которые держались учения Валаама, соблазнявшего людей есть идоложертвенное и любодействовать: ст. 14, ср. Чис. 31:16. Чтители св. Николая, епископа Мирликийского, ничего общего не имеют с николаитами, так как святитель Николай сам вел жизнь строго святую и людей научал воздержанию и целомудрию. Св. Николай сам родился через полтораста лет после появления на свет книги Откровения (Иоан. Богосл. †101, а св. Николай род. 257 г.). Нельзя даже предполагать и того, что здесь заключается пророчество о почитателях св. Николая Чудотворца. Писатель Откровения говорит о николаитах не в будущем времени, а в настоящем: Откр. 2:6. Из его слов ясно видно, что гнусные еретики николаиты уже существовали в его время. Откр. 2:14. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валаама ввести в соблазн сынов Израилевых ,чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Чис. 31:16. Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору; за что и поражение было в обществе Господнем.
VI
Рим. 8:26. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы незнаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. 27. Испытующий же сердце знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых, по воле Божией. Примеч . На этих словах сектанты основываются, отвергая ходатайство о нас святых угодников Божиих. Ходатайство о нас Духа Святого не исключает ходатайства святых угодников Божиих так же, как не исключает их заступничества и ходатайство Самого Иисуса Христа (см. IV). Поскольку Православная Церковь имеет потребность в ходатайстве Духа Святого, то посему каждая в ней служба церковная и моление начинается молитвою Духу Святому «Царю Небесный». Кроме Духа Святого своими молитвами еще ходатайствуют и угодники Божии, это видно из Еф. 1:16, Кол. 1:9, Откр. 8:4.Отсюда с ясностью открывается, что святые как и при жизни непрестанно молились (ходатайствовали) за христиан, так и по отшествии продолжают ходатайствовать о нас (см. 2Пет. 1:14– 15 п. IV). Еф. 1:16. Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих. Кол. 1:9. Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас, и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном. Откр. 8:4. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
VII
Пс. 107:13.Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна. Пс. 117:8. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. 9. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Пс. 145:3. Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Иер. 17:5. Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце Удаляется от Господа. Примеч . Приведенные тексты сектанты понимают, как запрещение обращаться на ходатайством к святым угодникам. В этих местах Псалмов Давида говорится о суетности спасения и защиты со стороны живущих на земле обыкновенных людей: Пс. 107:12 и со стороны сильных мира сего, «князей»: Пс. 117:9. У пророка Иеремии проклинается греховная надежда на плотского человека, которая «и плоть делает своею опорою... сердце удаляется от Господа». Святые хотя тоже человеки, но ими действует Дух Божий и надежда наша через них восходит к Духу Божию и Иисусу Христу. При молитвенном обращении ко святым мы веруем, что они оказывают нам помощь силою Божественною, так как они близки к Господу. Недоумевающим сектантам относительно того, как могут ходатайствовать мертвые люди, можно ответить указанием на то, что у Господа «все люди живы» (Лк. 20:38); Рим. 14:8. Притом умершие праведники находятся непосредственно пред Господом, и потому им на небе даже удобнее молиться и ходатайствовать о ближних, чем на земле: 2Кор. 5:8. Филип. 1:23. Откр. 5:8;8:4. 2Мак. 15:14. Пс. 107:12. Не ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими? Пс. 117:9. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Рим. 14:8. А живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем: и потому живем ли, или умираем, всегда Господни. 2Кор. 5:8. Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. Флп. 1: 23. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. Откр. 5:8. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. Сравн. Откр. 8:4; 2Макк. 15:14.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle