Источник

Успенский собор

Успенский собор первоначально основан был в 1326 году св. Петром Митрополитом Московским, при Великом Князе Иоанне Даниловиче Калите.

Святой Пётр родился в земле Волынской от благочестивых родителей. Пришедши в отроческие лета, он почувствовал в себе призвание к духовной жизни. С этим намерением он пришёл в один из близких к месту его рождения монастырей. Игумен принял его в число братства. Здесь юный Пётр начал исполнять все монастырские послушания: носил воду для братии, мыл для них власяницы; по первому удару колокола первый являлся в церковь и во время богослужения всегда стоял с благоговением. Игумен монастыря скоро полюбил юного инока Петра и удостоил его священной степени пресвитера. После этого он ещё более начал упражняться в подвигах духовной жизни. К этому он присоединил еще другое благочестивое занятие – начал писать иконы. Спустя немного времени, Пётр нашёл себе одно безмолвное место на реке Рате, где начал провождать самую строгую жизнь. Окрестные жители, узнавши подвижническую жизнь Петра, начали приходить к нему для духовного наставления. Духовный подвижник никому ни в чём не отказывал; если у него нечего было дать нуждающемуся, он отдавал и последнюю свою власяницу. Дивясь равноангельному житию Петра, сам Великий Князь в любовию приходил слушать его наставления.

В то время скончался Владимирский святитель Максим, известный своею добродетельною жизнью. Великий Князь, знавший духовную жизнь Петра, возымел желание поставить его на святительскую кафедру. Для сего он отправил его в Константинополь к Патриарху. В то время в Константинополе занимал Патриаршую кафедру Афанасий, муж дивный по добродетелям. Когда Пётр явился в церковь св. Софии, как говорят, храм наполнился благоуханием. Патриарх пророчески сказал: «Повелением Божиим пришёл к нам дивный муж, который благодатию Божиею упасёт вверенное ему стадо.» Итак, Пётр был рукоположен в сан святителя на кафедру митрополии всей России. Говорят, когда происходило посвящение св. Петра, лице его просияло, так, что все служившие с Патриархом, изумились.

Получивши сан святителя, св. Пётр прибыл в Киев. Здесь открылась для него самая обширная деятельность пастырского служения: он начал ревностно заботиться о своей пастве, неутомимо объезжал епархии, словом и примером наставлял всех в вере и благочестии.

Святитель Пётр, просвещённый благодатью Божиею, провидев будущую славу Москвы, вознамерился перенести кафедру Митрополии в Москву и сам решился остаться здесь навсегда. Тогдашний Великий Князь Иоанн Данилович Калита полюбил избранника Божия; равно также и святитель Пётр, узнавши благочестие Великого Князя, возымел к нему особенную любовь. Он предложил Великому Князю построить в Москве каменный храм в честь Успения Богоматери. «Если послушаешь меня, сын мой, – говорил святитель Пётр Великому Князю, – то и сам прославишься с родом твоим больше других князей, и твой град будет славен между другими городами; святители будут жить в нём, и Бог прославится в нём.»

В августе месяце в 1326 году Великий Князь повелел заложить храм во имя Успения Божией Матери. Начатое построение шло быстро. Скоро были воздвигнуты и стены храма. Между тем, св. Пётр приближался уже к концу своей жизни. Пред кончиною его Великий Князь видел сон: ему представилась высокая гора со снегом, который потом быстро исчез. Когда пересказал Князь свой сон святителю, то он сказал: «Высокая гора – ты, Князь, а снег – я, смиренный, который скоро должен буду выйти из этой жизни.» За несколько времени перед сим, святитель приготовил себе могилу в новом храме и, спустя четыре месяца после основания его, скончался. В самый день погребения, когда несли тело его, один из шедших видел, как святитель благословлял из гроба сопровождавший его народ.

Спустя 146 лет по смерти святителя Петра воздвигнутый храм Успения Божией Матери по причине ветхости и тесноты был разобран и заложен новый – обширнее прежнего, по образцу Храма Успения во Владимире; это было в 1472 году, при Великом Князе Иоанне Васильевиче III и Митрополите Всероссийском Филиппе 1-м. Новый собор доведён был до сводов, но, по причине неопытности строивших его мастеров, обрушился.

Имея попечение о храме Успения Богоматери, Великий Князь начал заботиться о построении нового храма. В то время славился в Венеции зодчий Фиоравенти, прозванный за своё искусство Аристотелем. Великий Князь послал звать его в Москву, где он принят был с радостию. В 1474 году он приступил к сооружению нового храма Успения Богоматери. Великий Князь и Митрополит доставляли все необходимые для сего средства. В 1479 году собор был кончен и августа 12 был освящён Митрополитом Геронтием. Когда в новосозданную церковь перенесены были мощи св. Петра Митрополита из церкви Иоанна Лествичника, где они находились во время перестройки храма, то было неописанное торжество. Бесчисленные свечи, горевшие в новосозданной церкви, уподоблялись небесным звёздам; народ день и ночь стекался к св. угоднику и, от сладости духовного пения и торжества, воображал себя на небесах стоящим. Все с умилением взывали: «Господи, помилуй!»

О святых иконах, находящихся в Успенском соборе

Успенский собор, в расположении икон иконостаса, представляет собою всю торжествующую на небеси церковь. На пятиярусном его иконостасе изображены: св. праотцы, патриархи, пророки, апостолы, господские и богородичные праздники; по стенам вселенские соборы, мученики и другие святые.

Успенский собор заключает в себе четыре престола. Главный во имя Успения Богоматери, почему и собор называется Успенским, в тремя приделами: а) апостолов Петра и Павла, б) Похвалы Богородицы и в) св. великомученика Димитрия Солунского.

Все иконы, находящиеся в Успенском соборе, более или менее замечательны по святыне, древности и богатству украшений. Из них особенно замечательны:

а) По правую сторону царских врат – икона Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле с Евангелием и с указующею долу десницею. Эта икона Спасителя писана была, по преданию, Греческим Императором Мануилом, с указующей десницею на Евангелие. Однажды, когда царь Мануил наказал одного иерея, и, таким образом, восхитил себе суд святительский, Спаситель явился ему в сонном видении и повелел ангелам Своим наказать его. Пробудившись от сна, царь действительно ощутил на себе язвы и увидел на иконе перст Спасителя, указующий долу. Эта икона, древнего греческого письма, взята была, по преданию, из Корсуни в Новгород, откуда потом перенесена была в Москву в 1476 году, при Великом Князе Иоанне Васильевиче III-м.1

б) По левую сторону царских врат находится Владимирская чудотворная икона Богоматери, писанная по преданию, Евангелистом Лукою. Она принесена была из Царьграда в Россию в ХII столетии, сначала в Киев и Владимир, а потом в Москву.2

Когда в 1395 году сильный завоеватель Востока Тамерлан с многочисленными полчищами татар вторгнулся в пределы России и приближался к Москве, тогда Великий Князь Василий Дмитриевич с воинством и весь народ обратился с молитвой к Богу об избавлении от врагов. Он положил в сердце своём мысль послать во Владимир за чудотворною иконою Владимирской Богоматери, от которой этот город получал неоднократную помощь и избавление от бедствий, и под сению которой он возвысился и процвёл. Немедленно снаряжено было посольство за иконою. В день самого праздника Успения Богоматери во Владимирском соборе совершено было молебствие пред чудотворным образом Божией Матери. После литургии началось священное шествие. В Москве с нетерпением ожидали Небесную Посетительницу и Покровительницу рода Христианского. Когда Святая икона приближалась к столице, Митрополит со всем духовенством, Великий Князь с своим семейством и бояре – все вышли крестным ходом за Москву для сретения Владимирский иконы Богоматери. Народ, собравшийся со всех сторон, всех возрастов, обоего пола, от мала до велика, – все с великою радостию встретили Царицу Небесную, и с умилением взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Тамерлан при вторжении в пределы Русские, когда находился в шатре, задремал, и, во время сна, ему представилась высокая гора, по которой шли святители, а над ними в лучезарном сиянии явилась, окружённая тьмами воинов, Благолепная Жена, Которая повелела Тамерлану оставить пределы Русские. Когда он проснулся, то спросил своих вельмож: «Что значит сие видение?» Те отвечали: «Сия Величественная Жена есть Богоматерь, Защитница Христиан.» После этого Тамерлан сказал: «Мы не одолеем их» и велел войскам своим идти обратно. Итак, помощию и заступлением Божией Матери Москва сохранилась от нашествия татар. В память сего события на месте, где встречен был Чудотворный образ Богоматери, воздвигнут Сретенский монастырь и установлено было каждогодно 26 августа праздновать сретению сей Чудотворной иконы и совершать крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Владимирская Чудотворная икона Богоматери служила некогда свидетельницею при избрании первосвятителей на Всероссийскую кафедру, которое совершалось в Успенском соборе посредством жребиев. Так, когда представляемы были достойные избрания лица на святительскую кафедру, то жребии их клали в особенный ковчежец и полагали его пред сею иконою Богоматери. После молебствия эти жребии приносили для распечатания самому Государю. Распечатавши один из них, царь объявлял избранного первосвятителя. Пред сею же иконою некоторые святители возносили молитву Божией матери о своей пастве при свержении их со святительского престола. Так, когда патриарх Иов, сверженный самозванцами, выводим был из Успенского собора, то пред сею иконою снял с себя святительские облачения и панагию, положил из пред образом Богоматери и сказал: «Доселе я хранил целость веры, теперь вижу торжество ереси и обмана. Матерь Божия, спаси Православие!» Эту чудотворную икону Богоматери всегда чтили с особенным усердием все Великие Князья и Цари и весь народ, и благодатную помощь от неё всегда считали своим высочайшим утешением.

в) Далее, на левой же стороне царских врат находится икона Смоленской Божией Матери.3

Смоленская икона Божией Матери, называемая «Одигитрия», по преданию принадлежала некогда греческому царю Константину Порфирородному. Говорят, что он благословил сею иконою дочь свою в путь, выдавая её за русского Князя Всеволода Ярославича, отчего эта икона и называется «Одигитрия», т. е. путеводительница. В последствии времени Князь Русский Владимир Мономах перенёс эту икону в Смоленск и поставил её в соборном храме Успения Богоматери. С того времени жители Смоленска считали эту икону своею святынею и всегда прибегали к ней за помощию и заступлением во время различных бедствий. В 1398 году, при Великом Князе Василии Дмитриевиче, Смоленская икона перенесена была в Москву, но через 50 лет жители Смоленска упросили Великого Князя Василия Васильевича возвратить им сию икону. Великий Князь и Митрополит с духовенством согласились отпустить им икону и с крестным ходом проводили её в Смоленск, а в Москве оставили с неё список. В последствии времени за Москвою, на том месте, где совершалось торжественное отправление Смоленской иконы Богоматери, в 1525 году воздвигнут был Новодевичий монастырь, в котором и поставлена была икона, списанная с Смоленской Одигитрии, и установлено было каждогодно, 28 июля, совершать празднование Смоленской иконы Богоматери с крестным ходом из Успенского собора в Новодевичий монастырь.

г) На той же стороне иконостаса находится икона Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле. Эта икона принесена была из Владимира в Москву при Великом Князе Василии Иоанновиче в 1518 году.

д) На правой стороне иконостаса – икона Успения Божией Матери, писанная, по преданию, св. Петром Митрополитом.

е) Икона, именуемая «Предста Царица» или «Царь Царем», писанная, по преданию, св. Алипием, первым русским иконописцем.

ж) икона Благовещения Божией Матери, именуемая Устюжскою, принесённая в Москву из Устюга Великого при царе Иоанне Васильевиче IV и Митрополите Филиппе II. Пред сею иконою молился св. Прокопий Устюжский о спасении града Устюга от погибели в1290 году.

з) Икона св. великомученика Димитрия Солунского, писанная на гробовой доске его.

В приделе св. апостолов Петра и Павла находятся:

и) Икона Влахернской Божией Матери из воскомастики, присланная царю Алексею Михайловичу в 1654 году от протосингелла Иерусалимского патриаршего престола Гавриила. Эта икона была некогда покровительницею Константинополя и греческих государей и находилась с греческим царём Ираклием в походе против персов, как видно из грамоты, присланной с сею иконою царю Алексею Михайловичу.4

й) Каменный барельеф, на коем изображён св. Георгий великомученик, поражающий копьём дракона. По преданию, эта икона привезена была из Рима.

к) В главном алтаре за престолом находятся кресты, так называемые Корсунские, которые, по преданию, принесены были при Великом Князе Владимире из Константинополя в Корсунь,5 а оттуда в Киев, из которого впоследствии принесены были в Москву.

л) За престолом же стоят два образа всемилостивого Спаса и Божией Матери. Эти иконы, по преданию, взяты были также из Херсона Великим Князем Владимиром и принесены сперва в Новгород, а оттуда в Москву при царе Иоанне Васильевиче.

м) Позади престола стоит золотой ковчег, изображающий Синайскую гору и Моисея со скрижалями завета. Во внутренности его помещена дарохранительница, а под нею находятся государственные акты.

В приделе Апостолов Петра и Павла в особых ковчегах хранятся:

а) Часть Ризы Господней, принесённая в Москву в дар от Персидского Шаха Аббаса в 1626 году.

б) Гвоздь Господень, присланный в Москву из Грузии в 1686 году.

в) Часть Ризы Божией Матери.

г) Крест с частию Животворящего Древа Креста Господня.

д) Части св. мощей: Андрея Первозванного, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Василия Великого, Князя Владимира и других.

О святых митрополитах и чудотворцах Московских, коих мощи почивают в Успенском соборе

В Успенском соборе почивают мощи св. Митрополитов и Чудотворцев Московских: Петра, Ионы, Филиппа, Фотия, Киприана и Феогноста.

В приделе Апостолов Петра и Павла подле раки мощей св. Петра Митрополита находится гробница преемника его, св. Феогноста Митрополита Московского.

Святый Феогност Митрополит Московский родился в Греции, был рукоположен в Константинополе в 1328 году. Во время своего правления Церковию он отличался особенною любовию к духовенству и народу. Как истинный пастырь церкви, он старался соблюдать её в мире и спокойствии. Своею кротостию и смирением он смягчал тогдашнее владычество татар и снискал от хана Чанибека благоволение и милость для духовенства, уменьшил подати, которые оно платило татарам. Вследствие этого он пользовался от народа особенным уважением и любовию. Св. Феогност часто посещал города своей паствы и везде утверждал народ в вере и благочестии. Он управлял церковию 25 лет; скончался 1353 года марта 14 дня. В этот день церковь празднует его память.

В северо-западном углу в серебряной раке почивают мощи св. Ионы Митрополита Московского.

Св. Иона родился в городе Галич Костромской губернии. С ранних лет он пострижен был в иноческий образ. Сначала он подвизался в одном из Галицких монастырей, потом перешёл в Симонов Московский. Здесь он отличался от других иноков добродетельною жизнию, имел необыкновенную кротость и смирение, был справедлив, так что за истину был не раз гоним и все скорби переносил с великим терпением. Когда Фотий Митрополит Московский посетил Симоновскую обитель и увидел в ней Иону, то предрёк, что он будет Митрополитом. В 1437 году Иона был возведён в сан епископа Рязанского и Муромского, а по смерти Митрополита Фотия, в 1449 году, был поставлен в Московского Митрополита. С сего времени святитель Иона жил постоянно в Москве и управлял Московскою паствою 12 лет, ревностно заботясь о православии Русской церкви. Святитель Иона скончался в 1461 году 31 марта и погребён в Московском Успенском соборе. Святое тело его обретено нетленным при Великом Князе Иоанне III и Митрополите Филиппе I. Память св. Ионы церковь празднует марта 31 дня, июня 15 и октября 5, а обретение мощей его мая 27 дня.

В юго-западном углу подле шатра находятся гробницы св. Митрополитов Фотия и Киприана.

Св. Фотий Митрополит Московский родился в Греции, воспитывался в Аморейской области в Палестине. Он с ранних лет поселился в одной пустынной обители, где и начал проходить духовную жизнь, а для преуспеяния в духовных подвигах он вручил себя под руководство строгого подвижника Епископа Акакия. Строгая жизнь наставника его служила для него примером и подкреплением в подвигах пустынного жития. Случилось, что по некоторым нуждам Фотий послан был Акакием в Константинополь. В то время кафедра Русской Митрополии сделалась праздною. Великий Князь Василий Дмитриевич просил Константинопольского Патриарха Матфея прислать на Русскую кафедру достойного пастыря церкви. На сей раз, Фотий первым представился достойным святительского сана, поэтому и был рукоположен самим Патриархом в Митрополита.

Как ни трудно было Фотию расставаться с своим отечеством и идти в Россию, неизвестную ему страну, но, повинуясь Промыслу Божию, он должен был согласиться на новое служение церкви. Он прибыл сначала в Киев, а потом в Москву. Радостно было его прибытие. Духовенство и народ с великим торжеством и честию встретили в Москве нового Митрополита, тем более, что это случилось во врем я Св. Пасхи.

Митрополит Фотий, подобно своим предшественникам, ревностно заботился о православии Русской Церкви; он поучал свою паству и словом, и примером своей жизни; управлял церковью 22 года, скончался 1431 года июля 2 дня. Св. тело его обретено нетленным 1472 года мая 27 дня. В эти дни церковь празднует его память.

4) Св. Киприан Митрополит Московский родом был серб. Он наследовал кафедру Всероссийского Митрополита после Алексия Митрополита и был рукоположен в Константинополе Патриархом Филофеем. Митрополит Киприан сначала жил в Киеве и управлял Литовским духовенством, а по смерти Алексия Митрополита, в 1381 году, перешёл на Московскую кафедру. Святый Киприан во время своего правления церковию соблюдал православие церкви и утверждал народ в вере и благочестии. В особенности он старался в просвещении русского народа. С этой целью он собирал книги, много трудился в сочинениях и переводах с греческого языка на славянский. Драгоценные его служебник и требник и некоторые другие рукописные книги хранятся в Патриаршей Библиотеке. Незадолго до своей кончины Киприан написал прощальную грамоту, в которой просил всех простить ему все согрешения. Он скончался в глубокой старости в 1406 году сентября 16 дня. Святое тело его обретено нетленным 1472 года мая 27 дня. В эти дни празднуется его память.

5) На южной стороне, подле самого иконостаса в серебряной раке почивают мощи св. Филиппа Митрополита Московского.

Святый Филипп Митрополит Московский родился в 1507 году от благочестивых родителей бояр Колычевых. Во святом крещении он был наречён Феодором. Знатность его рода и хорошее воспитание приблизили его к тогдашнему юному Великому Князю Иоанну Васильевичу, и он поступил на службу при дворе. Но Феодор скоро начал тяготиться придворною жизнию. Поэтому, желая служить единому Богу, для спасения своей души, он тайно оставил придворную службу и дом родителей своих, скрылся от всех и поселился в пустынной Соловецкой обители. Игумен монастыря принял его в число братства и определил на монастырские послушания. Потом Феодор пострижен был в монашеский чин и наречён Филиппом, и за высокую духовную жизнь поставлен был игуменом Соловецкого монастыря. В то время кафедра Московской Митрополии сделалась праздною. По желанию Царя Иоанна Васильевича Грозного Собором Русских Пастырей игумен Филипп возведён был на престол Всероссийской митрополии и управлял церковью 2 года. По некоторым лжесвидетельствам пред Царём, он свержен был с Святительской кафедры и послан был в заточение в монастырь Старого Николы, а потом в Отроч монастырь, где в тяжёлом заключении томился слишком год, и претерпел мученическую кончину от опричника Малюты Скуратова в 1570 году января 9 дня.

В 1584 году, при Царе и Великом Князе Феодоре Иоанновиче, по просьбе иноков Соловецкого монастыря св. тело Митрополита Филиппа, обретенное нетленным, перенесено было из Отроча монастыря в Соловецкий монастырь, а в 1652 году, при Царе Алексии Михайловиче и Патриархе Иосифе, из Соловецкого монастыря перенесено в Москву и положено в Успенском соборе, в серебряной раке за правым клиросом, подле иконостаса. Память кончины святителя Филиппа празднуется церковию января 9-го, а перенесение мощей его июля 3-го дня.

О Всероссийских патриархах, коих гробницы находятся в Успенском соборе

Подле юго-западной стены находятся гробницы святейших Патриархов Всероссийских: Иова, Гермогена, Филарета, Иоасафа I-го, Иосифа, Иоасафа II-го, Питирима, Иоакима, Адриана, кроме Никона, который похоронен в новом Иерусалиме.

Благочестивейший Царь Феодор Иоаннович, по усердию своему к церкви, возымел желание, чтобы, по примеру Восточной Церкви, и Русская имела у себя Патриарха. Когда прибыл в Россию, по делам церкви, Восточный Патриарх Иоаким, Царь вступил с ним в совещание касательно своего намерения. Немного времени спустя, прибыл в Россию Константинопольский Патриарх Иеремия. Он объявил Царю, что прибыл от лица Вселенских Патриархов учредить в России Патриаршество. Вселенский Патриарх Иеремия, известный своею ревностию к церкви, прежде всего был по мыслям Царя и народа, вследствие чего его и просили занять Всероссийский престол Иеремия благодарил Царя за такое предложение, но высказал, что быть ему Патриархом в России, без согласия Восточных Патриархов, нельзя, и прибавил, что цель прибытия его в Россию – только учредить Патриаршество.

19-го января 1589 года приступлено было к избранию на Всероссийскую кафедру Патриарха их Русских Святителей, во храме Успения, в приделе Похвалы Богородицы. Под председательством самого Царя. Признаны были достойными кафедры Всероссийской: Иов Митрополит, Александр Епископ Новгородский, Варлаам Епископ Ростовский и некоторые другие. Собор единогласно избрал Иова.

23-го января происходило посвящением нареченного Патриарха. Литургию совершал Вселенский Патриарх Иеремия, в присутствии самого Царя, при многочисленном стечении народа. После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия вручил новопоставленному Патриарху посох, а Царь возложил на него панагию и драгоценный клобук, причём говорил речь.

Патриарх Иов

Патриарх Иов был ревностным защитником Православия. Так, когда самозванец Лжедмитрий и приверженцы его желали водворить Латинскую веру и свергнуть Иова с Патриаршего престола, тогда он потерпел самые тяжкие испытания. Однажды, когда совершал он Божественную литургию в церкви Успения Богоматери, то мятежники схватили его и вывели на позор народа. Когда выходил он из церкви, то снял с себя святительские одежды и положил их пред образом Богоматери: «Здесь я удостоен был, – говорил Патриарх, – святительского сана и доселе хранил неприкосновенность веры; теперь вижу торжество ереси и обмана. Матерь Божия, спаси Православие!» Иов отправлен был в заключение в Старицкий монастырь. Гермоген, занявший престол Патриарха после Иова, зная заслуги его для церкви и отечества, посылал к заключённому Иову: «Удостой нас видеть тебя и слышать твой сладкий глас». Иов приехал и прибыл в церковь Успения Богоматери, наполненную народом. Он стал подле Патриарщего места. Гермоген и народ при виде Иова плакали и рыдали и просили его, уже ослепшего и престарелого старца, простить их согрешения. Все клялись быть верными церкви и отечеству и умоляли Иова, как святого старца, благословить Царя Василия Иоанновича и всю Россию. Отправившись в прежний Старицкий монастырь, Иов скоро скончался. Это было 6 марта 1607 года.

Патриарх Гермоген

Второй Всероссийский Патриарх был Гермоген. Он возведён был на Патриарший престол из Казанских Митрополитов. Гермоген был ревностным и незабвенным пастырем церкви. Когда, после самозванца Лжедмитрия, воцарился другой, – под именем Тушинского, бояре и чернь взволновались и производили возмущения. Народ, помня весёлые дни самозванца Лжедмитрия, желал, чтобы вместо Царя Василия Иоанновича Шуйского возведён был на царство самозванец. Гермоген крепко стоял за Царя. Когда происходила осада Троицкого монастыря поляками, и когда Москва и почти все города были разорены, в Москве вспыхнуло возмущение: мятежники требовали, чтобы Царём Русским был польский королевич Владислав. Все убеждения Патриарха были тщетны. Как друг Царя, Патриарх не соглашался исполнить требование народа. Между тем, в церквах молились о спасении Царя. Народ, на слушая никаких убеждений Патриарха, свергнул в престола Царя и заточил его в Чудов монастырь. Когда изменники начали снова требовать от Патриарха – возвести на царство польского королевича, Салтыков подступил к Патриарху с ножом. Осенив его крестным знамением, Патриарх сказал: «Это знамение против ножа твоего. Боюсь единого Бога, на небесах живущего». Раздражённые изменники приставили к Патриарху стражу и в неделю Ваий провели его между двумя рядами иностранных ратников. Как бы подражая шествию спасителя на вольное страдание и смерть, Гермоген и сам готовился на ожидавшие его мучения. Он заключён был в Чудов монастырь, где и умер голодною смертию 7-го февраля 1612 года.

Патриарх Филарет

Третий Патриарх был Филарет. Первоначально он жил в супружестве. Сам он именовался Феодором, а супруга его Ксениею. Оба они пострижены были в монашество, – один под именем Филарета, а другая – Марфы. Филарет, происходивший из фамилии бояр Романовых, возведён был в сан Митрополита Ростовского. Когда приверженцы самозванца устремились на Ростов, Филарет в то время спокойно продолжал совершать Богослужение. Изменники подступили к служащему святителю, сорвали с него священные одежды и повлекли в Тушино. Здесь в тяжёлом плену он провёл немало времени. Когда на престол Русский возведён был юный Михаил Феодорович, Филарет поставлен был Патриархом; тогда настало для него лучшее время. Как мудрый и опытный муж, Филарет помогал своему сыну в управлении Россиею; также и Царь ничего не предпринимал без совета и благословения своего родителя. Тогда Россия начала оживляться, раздоры прекращаться, и начало водворяться спокойствие. Вследствие заслуг, оказанных отечеству, сей Патриарх почтён был титулом Великого Государя. Скончался Патриарх Филарет 1633 года октября 1-го дня.

Патриарх Иоасаф I-й

Четвёртый Патриарх был Иоасаф I-й. В сан Патриарший он возведён был в 1634 году 6-го февраля. Он заботился более всего о нравственности духовенства. Патриаршество Иоасафа было ознаменовано особым его попечением о православии Христианской веры. Скончался ноября 28 дня 1642 года.

Патриарх Иосиф

Пятый Патриарх был Иосиф. Он избран был на Патриаршество посредством жребия. В Успенском соборе пред иконою Владимирский Богоматери старший из Святителей вынул жребий из ковчега и представил его к Царю для распечатания; жребий указал на Симоновского Архимандрита Иосифа. Возведённый в Первосвятительский сан, Иосиф с самого начала своего правления начал заботиться о церковном благочинии. Для этого он послал в Грецию инока Арсения Суханова для наблюдения за Богослужением и приобретения церковных книг. Арсений описал чин Восточной церкви и привёз с собою множество древних церковных книг. К сожалению, Патриарх Иосиф не имел у себя помощников, которые могли бы надлежащим образом пересматривать Богослужебные книги, сличать из с древними и исправлять ошибки переводчиков. Это понимал и сам Патриарх и даже опасался, чтобы из-за этого не заставили его отказаться от святительского престола. Мысль об исправлении церковных книг вполне осуществилась только при приемнике его Патриархе Никоне. Желая почтить своих предшественников Иова, Гермогена и Филарета, Иосиф перенёс гробницы их в Успенский собор. Это обстоятельство послужило как бы предвестием и его кончины; он просил Царя, чтобы и его похоронили подле своих предшественников. Патриарх Иосиф скончался 15-го апреля 1652 года.

Патриарх Никон

Шестой Патриарх был Никон. Он с ранних лет почувствовал в себе призвание к иноческой жизни, но, повинуясь воле родителей, должен был вступить в брак и принять сан священника. Когда он лишился своего семейства, в нём явилось желание к духовной жизни. Стремясь к строгому подвижничеству, Никон поселился в одном из пустынных монастырей, в скиту преподобного Елеазара. Здесь проводил он долгое время в посте и молитве; из этой обители он перешёл в Кожеезерскую, где проводил ещё более строгую жизнь. По смерти настоятеля, иноки сей обители просили Никона, дабы он занял место игумена. Случилось, что по некоторым нуждам Никон должен был идти в Москву. Царь Алексей Михайлович, знавший Никона, пожелал удержать его в Москве и дал ему место настоятеля в Новоспасской обители. Получивши сан Архимандрита, Никон часто призываем был к Царю для беседы. После Новгородского Митрополита Авфония, Никон поставлен был его преемником. Тогда он своей деятельностью на пользу церкви и отечества возбудил в Царе полную доверенность, которую вполне и оправдал своими заслугами. Мысль об исправлении церковных книг, которую не мог осуществить предшественник его, Патриарх Иосиф, была вполне исполнена Патриархом Никоном. Арсений Суханов, посланный Иосифом, привёз из Греции более 500 рукописей, по которым исправлены были церковные книги. Вследствие своих заслуг Патриарх Никон почтён был, как и предшественник его Филарет, титулом Великого Государя. Строгая жизнь, которой он требовал от всего духовенства, заслуги его для церкви и ещё более близкое отношение к царю, всё это породило к нему ненависть во многих. Никон скоро стал замечать, что между ним и царём прежние отношения стали прекращаться, и что он начал терять прежнюю свою силу, и царь редко стал с ним видаться. Представился случай к выражению совершенного неблаговоления царя к Патриарху. Так, во время торжественной встречи грузинского царя Теймураза, в которой участвовал сам Патриарх, окольничий Хитров оскорбил Патриаршего боярина; Никон просил удовлетворения пред царём, но просьба его не была исполнена. Князь Ромодановский, пришедший объявить волю царя, только упрекал Патриарха в его надменности. Тогда Никон потерял терпение и предался гневу. Раз, окончив Божественную Литургию в Успенском соборе, он объявил народу, что он уже не Патриарх, написал письмо к царю об оставлении Патриаршества и стал дожидаться ответа. Царь посылал увещевать его, чтобы он оставил своё намерение, но Никон не соглашался. После этого он отправился в Воскресенскую обитель; Царь посылал к Никону узнать о причине его удаления, но Никон говорил, что он оставляет Патриаршество ради спасения своей души и просит Царя простить его за скорый отъезд. Так прошло немало времени, вследствие чего произошло немало беспорядков; царь повелел собрать собор святителей и обсудить все действия Патриарха, произвольно удалившегося от Патриаршего престола. Все были в недоумении: оставаться ли ему на престоле или нет. После этого неустройства, происшедшие в отсутствие Никона, решили намерение царя созвать собор из греческих и русских святителей для обсуждения дела о Никоне Патриархе. В царских палатах открылся многочисленный собор, на который позван был и Никон. Не найдя себе места сесть, он должен был слушать обвинительный акт стоя. В нём излагались своевольные поступки Никона, а равно и неустройства церкви, происшедшие от произвольного его удаления. Имея в виду прежние заслуги Патриарха, царь считал все обвинения невероятными. Павел Крутицкий, Иларион Рязанский и другие продолжали обвинять Никона в произвольном удалении и оставлении Патриаршего престола. Бояре безмолвствовали. Наконец Царь встал с своего места, подошёл к Никону и, напомнив ему свои прежние отношения, чистосердечно заметил ему своевольную отлучку от Патриаршества. Никон также тихо отвечал Царю, жалуясь на клеветы врагов. После нескольких заседаний Никон позван был в Крестовую Палату для окончательного решения суда. Главное обвинение Никона состояло в том, что он смутил церковь Русскую, произвольно удалившись от Патриаршего престола, вследствие чего открылись в церкви соблазны. Затем Никон отправлен был в заключение в Ферапонтов монастырь, а потом в Кириллов, где он провёл почти всё время своей жизни. Царь Феодор Алексеевич вспомнил о заключённом Никоне. Он посылал просить его возвратиться в Воскресенскую обитель. С радостию принял эту весть Никон, ослабевший уже в силах, престарелый старец; он близок был к концу своей жизни. На пути из заключения он занемог. На реке Волге, по которой плыл, Никон почувствовал приближение смерти. Приобщившись св. Христовых Таин, он мирно скончался о Господе в 1681 году.

Патриарх Иоасаф II-й

По удалении Патриарха Никона в заключение, Царь Алексей Михайлович повелел собору русских святителей избрать на праздную Всероссийскую кафедру достойного по жизни и просвещению пастыря церкви. Славившийся в то время духовною жизни. Настоятель Троице-Сергиевой Лавры, Иоасаф, возведён был на патриарший престол. Во время войны с Польшею, Царь, зная Иоасафа и иноков сей обители, просил их молиться о нём и блюсти пост. Когда одержана была победа на врагами, царь приписал это молитвам иноков и назвал их небесными человеками и земными ангелами. Иоасаф скончался 17 февраля 1672 года.

Патриарх Питирим

После Иоасафа престол Патриарший занял Новгородский Митрополит Питирим. Когда Никон удалился от патриаршего престола, Питириму поручено было управление церковными делами, а, по смерти Иоасафа, от и сам возведён был на престол патриаршества. Он управлял церковью весьма короткое время и скончался 1673 года апреля 19 дня.

Патриарх Иоаким

Патриарх Иоаким происходил из рода дворян Савеловых. Первоначально он поступил в один из Киевских монастырей. Живя в строгом уединении и подвижничестве, Савелов сделался известным Никону, который вызвал его в Чудов монастырь. Когда Питирим был местоблюстителем патриаршего престола, тогда он произвёл Иоакима в сан Архимандрита Чудова монастыря. По смерти Питирима Иоаким занял Патриарший престол. Главным предметом пастырских его попечений было распространение в народе духовного просвещения. С этой целью он заводил духовные училища, и для этого вызвал из Греции учёных мужей Иоанникия и Софрония Лихудов, которые оказали полные успехи в развитии наук в училищах. Когда возник буйный замысел раскольников восстановить старую веру, Патриарх Иоаким показал себя ревностным защитником церкви. Никита Пустосвят собрал в Москве чернь и требовал восстановления старой веры; он желал вступить в прение с Патриархом. Взошедше на лобное место с иконами, аналоями и свечами, раскольники читали защищение старой веры, отвергали Никоново исправление церковных книг, но Иоаким не соглашался с ними беседовать; тогда раскольники явились в Кремль. Патриарх посылал из увещевать, но они желали говорить с самим Патриархом о вере. После этого Патриарх, вознесши молитву к Богу, пошёл в Грановитую Палату, где, в присутствии малолетних Царей, и было назначено прение. Когда Патриарх отправился во дворец, за ним ворвались и раскольники. Патриарх, после всех прений, возразил: «Что вы за судьи старой и новой веры? Дело это принадлежит одним пастырям церкви». Но раскольники продолжали упорствовать. Опровергнутые в своих убеждениях, особенно в отношении изображения креста, они были взяты под стражу и всё скопище их рассеялось. Патриарх Иоаким отличался особенным попечением о призрении нищих. В большие праздники и поминальные дни он раздавал большие милостыни. Так, например, в праздник Успения Богоматери он питал до 2000 человек. Скончался он в 1690 году марта 17 дня.

Патриарх Адриан

Последний Патриарх был Адриан. Первоначально он возведён был на кафедру Казанского Митрополита, а после Иоакима посвящён в сан Всероссийского Патриарха. Когда в России началось преобразование, Адриан, как державшийся старины, смотрел на это с некоторым негодованием; поэтому он более уклонялся от дел правления. Адриан имел особенное попечение о церквах, и много содействовал построению их. Так, кроме Перервинского монастыря, который он построил на собственное иждивение, соорудил в Чудове монастыре церковь во имя Алексия Митрополита, с приделом Благовещения Божией Матери. Чувствуя себя слабым по силам, он проводил последнее время своей жизни в Перервинском монастыре. Со смертию Адриана окончилось в России патриаршество. Дела церковные после него поручены были Митрополиту Стефану Яворскому, который был местоблюстителем патриаршество до 1721 года. В этот год был учреждён Святейший Синод, и управление церковью перешло в его ведение.

О других замечательнейших предметах Успенского собора

В Успенском соборе находятся замечательнейшие предметы священной древности:

Так называемые Корсунские врата, находящиеся при южных дверях собора, на коих изображены различные события из Священной Истории. Они взяты были в Москву из Суздаля, куда принесены были из Корсуни при Великом Князе Владимире, поэтому и получили название Корсунских.

Позади правого клироса находится древняя первосвятительская кафедра с посохом Св. Петра Митрополита, на которой Московские Первосвятители присутствовали во время Богослужения. По древнему обычаю во время священнослужения диакон кадил святительскому месту, даже в отсутствие Патриарха.

Неподалёку от Патриаршего места находится трон Владимира Мономаха, или старое Царское место, с историческими надписями. По преданию, этот трон перенесён был из Киева во Владимир вместе с Великокняжеским престолом, а оттуда при Великом Князе Иоанне Даниловиче, в Москву.

Позади левого клироса возвышается царский трон, где Великие Князья и Государи присутствовали во время Богослужения.

В юго-западном углу, подле гробниц св. Фотия и Киприана, находится медный шатёр, который устроен был при царе Михаиле Феодоровиче для положения части Ризы Господней, принесённой из Грузии в1626 году. Она теперь находится в приделе Апп. Петра и Павла.

Ризница Успенского собора

Ризница Успенского собора замечательна не столько количеством вещей, сколько драгоценностию и редкостию их, каковы: Евангелия, сосуды, кресты, ковчеги, панагии, кадильницы, облачения и покровы. Из них особенно замечательны:

а) Евангелие, устроенною Царицею Наталиею Кирилловною в 1693 году. Оно отличается особенною величиной и богатством украшений.

б) Крест напрестольный с частию животворящего Древа Креста Господня и с частицами мощей разных святых.

в) Панагия древняя, золотая, в коей на камне изображён пророк Давид. Эта панагия находилась некогда в Иосифове Волоколамском монастыре, где жил Митрополит Даниил, которому, вероятно, и принадлежала эта панагия.

г) Древние сосуды, употреблявшиеся для св. Причащения: один из них яшмовый, другой ониксовый. Патриарх Иоаким на соборе в1682 году против старообрядцев представил эти сосуды в доказательство правильности употребления четвероконечного креста, так как на этих древних сосудах кресты изображены четвероконечные.

д) Небольшая чаша, украшенная эмалью, из которой помазуются св. Миром Благочестивейшие Государи и Государыни при восшествии их на Всероссийский престол.

О торжественных обрядах, совершаемых в Успенском соборе

Когда Москва сделалась средоточием России, и когда кафедра Митрополии Всероссийской перенесена была из Киева во Владимир, а потом в Москву, тогда и некоторые особенные обряды Русской Церкви начали совершаться в Москве, в храме Успения Богоматери. Таковы:

Избрание и рукоположение на Всероссийскую кафедру Митрополитов и Патриархов.

Коронование Благочестивейших Государей и Государынь на Всероссийский престол.

Здесь в первую неделю Великого поста совершается каждогодно чин Православия.

В Великий Четверток в 9 часов утра совершается Елеосвящение, после коего помазуется народ освященным елеем, и в тот же день, после Литургии, совершается омовение ног в воспоминание Тайной Вечери, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам.

В этот же день, в год Мироварения во время Литургии здесь совершается чин освящения Мира, употребляемого при таинстве Миропомазания.

В Успенском соборе совершается также 10 июля празднование положению Ризы Господней.

О крестных ходах, совершаемых из Успенского собора

Из Успенского собора исходят крестные ходы, совершаемые в честь некоторых праздников и в воспоминание благодатной помощи, явленной в разных событиях Православному нашему отечеству:

Января 6-го, в воспоминание Крещения Господня, совершившегося на реке Иордан ради нашего спасения, – крестный ход из Успенского собора на Москву реку для освящения воды.

В день Преполовения Пятидесятницы, в воспоминание Божественного Учения Иисуса Христа в храме Иерусалимском, во время праздника кущей, о благодатных Дарах Св. Духа, которые Он уподобляет живоносной воде, подающей жаждущим духовное спасение и жизнь вечную, – крестный ход на Москву реку для освящения воды.

Августа 1-го, в день Происхождения Честных Древ Креста Господня, в воспоминание чудес, совершившихся от Животворящего Креста Господня, – крестный ход на Москву реку для освящения воды.

Августа 26-го, в память Сретения Владимирской иконы Богоматери, принесённой из Владимира в Москву, и в воспоминание избавления России от нашествия татар в 1395 году, при Великом Князе Василии Дмитриевиче и Митрополите Киприане, – крестный ход в Сретенский монастырь.

Июня 23-го, в воспоминание избавления России помощию и заступлением Богоматери от нашествия татарского хана Ахмата, при Великом Князе Иоанне Васильевиче III-м и Митрополите Геронтии в 1480 году, – крестный ход в Сретенский монастырь.

Мая 21-го в память поновления Владимирской иконы Богоматери в доме Митрополита Варлаама в 1514 году и в воспоминание избавления России её помощью и заступлением от нашествия татар Крымских, Ногайских и Казанских, при Великом Князе Василии Иоанновиче и Митрополите Варлааме в 1521 году, – крестный ход в церковь Владимирской иконы Богоматери.

Июля 28-го, в честь Смоленской иконы Богоматери, в воспоминание торжественного отправления сей иконы из Москвы в город Смоленск, – крестный ход в Новодевичий монастырь.

Августа 19-го, в честь Донской иконы Божией Матери, в воспоминание избавления Москвы от нашествия татар в 1591 году, – крестный ход в Донской монастырь.

Июля 8-го, в честь явления Казанской иконы Богоматери, бывшего в 1579 году, в городе Казани, при Царе Иоанне Васильевиче IV и Архиепископе Казанском Иеремии, – крестный ход в Казанский собор.

Октября 22-го, в воспоминание избавления России от нашествия поляков в 1612 году, крестный ход в тот же Казанский собор.

Октября 1-го, в честь Псковопокровской иконы Богоматери в воспоминание чудесного избавления города Пскова от осады поляков, бывшей в 1581 году и в память победы над турками и татарами после войны с ними с 1736 по 1740 год, крестный ход в Покровский собор, или церковь Василия Блаженного.

Июля 20-го, в день св. пророка Илии, в память избавления от засухи, бывшей в XVI и XVII столетиях и по примеру Новгорода и Пскова, где издавна совершались крестные ходы в честь сего Угодника Божия, подававшего молитвами своими на землю Вёдро и дождь, – крестный ход в церковь пророка Илии, что на Воронцовом поле.

В память избавления Москвы от нашествия французов в 1812 году – крестный ход вокруг Кремля в воскресенье, ближайшее к 12-му октября.

Во время Святой Пасхи совершаются в Кремле из Успенского собора в другие соборы и монастыри 7 крестных ходов, после утренних Богослужений, в воспоминание явления Иисуса Христа своим ученикам, по Воскресении.

За неделю пред праздником Успения Богоматери совершаются каждодневно после утренних Богослужений 7 крестных ходов из других соборов и монастырей Кремля в Успенский собор, в память посещения св. Апостолами Божией Матери пред Ея представлением.

* * *

1

См. Памятники Московской древности, Снегирёва; 1842–1845 г. Историческое описание Успенского собора, протоиерея А. Левшина, 1783 г.

2

См. дни Богослужения, Дебольского; изд. 1858 г.

3

См. дни Богослужения, Дебольского; изд. 1858 г.

4

См. Памятники Московской древности, Снегирёва; 1842–1845 г.

5

Корсунь, или Херсонес, находится в нынешнем Крыму.


Источник: О московских соборах и монастырях, находящихся в Кремле / [И. Иосиф]. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Тип. С. Орлова, 1874. - 70, [1] с. (Авт. указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle