преподобный Иосиф Волоцкий

Просветитель

Слово второе

Против ереси новгородских еретиков, говорящих, что Христос еще не родился, но придет время, когда Он родится; а Тот, Которого христиане называют Христом Богом, – простой человек, а не Бог. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что Христом Богом является Тот, Кто родился в Вифлееме Иудейском от Девы Марии в дни царя Иудейского Ирода и ради нашего спасения добровольно претерпел распятие, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и вновь придет судить живых и мертвых

Божественный апостол и евангелист Матфей говорит: «Когда Иисус родился в Вифлееме... во дни царя Ирода Иудейского...» (Ср.: Мф. 2, 1). И богоугодный апостол Павел, Божий избранник, говорит: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4, 4–5). И еще: «Беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей...» (1Тим. 3:16, 4:1–2), – и в особенности отнесу я эти слова к нынешним новгородским еретикам, утверждающим, что Христос еще не родился, но придет время, когда Он родится. О Том же, Которого христиане называют Христом Богом, эти еретики говорят, будто Он был простым человеком, а не Богом; что Он был распят иудеями и истлел в гробнице, как человек, не воскрес, не вознесся и не придет судить людей. Но мы имеем свидетельства по всему Священному Писанию о том, что Христос Бог – Тот, Кто родился в Вифлееме Иудейском от Девы Марии во дни Иудейского царя Ирода; что Он был распят, воскрес, вознесся на Небо и вновь придет судить живых и мертвых. Так мы веруем и так мы думаем – и проклинаем всякую ересь, в особенности же ересь Алексея протопопа и соучастников его беззакония: попа Дениса, Федора Курицына и всех, то же думавших и думающих, богохульствующих на Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, и называющих Его простым человеком, а не Богом по естеству, ожидающих губителя-антихриста, вместе с которым они сгорят в неугасающем пламени. Мы же доподлинно знаем, что не только святые апостолы, но и пророки, праведники, цари и патриархи многократно и во многих образах предсказали Рождество Христа – и время, и место его. Не только Рождество, но и Распятие Его, и Воскресение, и Вознесение на Небо, и второе Пришествие, когда Он в славе придет судить живых и мертвых, – все это они предсказали в мельчайших деталях.

Здесь мы прежде всего напишем о Его Божественном Рождестве от Девы Марии, после – о Распятии, о Воскресении, о Вознесении на Небо и о Его втором Пришествии.

О Рождестве Господа нашего Иисуса Христа

Великий среди патриархов Иаков говорит: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Тот, Которому принадлежит царство, и Он – надежда народов" (См. Быт. 49, 10)7. Он справедливо сказал "народов", а не «иудеев». От пророчества Иакова до Христова Рождества прошло 1808 лет. Сначала иудеи жили в Египте, после исхода из Египта до Саула у них начальствовали судьи, после, до вавилонского пленения, ими управляли цари, потом, до Христова Рождества, ими правили архиереи. Поэтому сказано: «Когда Иисус родился... во дни царя Ирода Иудейского» (Ср.: Мф. 2, 1). Уже исчезли из народа жидовского, собственно из колена Иуды, цари и властелины, и царствовал Ирод, который не был жидом (Ирод Великий – идумеянин. Идумея была захвачена Израилем в царствование Иоханана Гиркана (135–104 гг. до Р. Х.) и иудаизирована.), поэтому пришел Христос, «надежда народов». И Он пришел в надлежащее и предсказанное время, как свидетельствует Священное Писание, в особенности же патриарх Иаков: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Тот, Которому принадлежит...» (Быт. 49, 10).

Подобно этому говорит пророк Даниил: «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. 9, 25), – но об этом скажем далее. Все пророки предрекли о Господе нашем Иисусе Христе, о Его Рождестве, чудотворениях, Распятии, Воскресении, Вознесении на Небо, втором Пришествии. Но точнее всех предсказал пророк Даниил. Другие, хотя и предсказали все, но не сказали об эпохе и годе, в котором будет Его Пришествие. Даниил же точно назвал время вочеловечения Христа. Он также предсказал второе Пришествие Господа Иисуса, и не только предсказал, но и видел в видении Господа Иисуса Христа, «на облаках шедшего к Отцу, как бы Сына Человеческого; Ему дал Отец царство вечное и владычество, которое не прейдет» (Ср.: Дан. 7, 13, 14). Поэтому Иосиф (Иосиф Флавий (около 37 г.. – после 100 г.).), хотя и был жидом, был поражен точностью пророчества Даниила и назвал его наибольшим среди пророков. Святые отцы и учители наши, просиявшие в новозаветной благодати, патриархи и святители – все они были удивлены и прославили Даниила, потому что они сосчитали годы по многочисленным известным историям и нашли, что слова Даниила – истинны.

Давайте прежде услышим то, что Даниил сказал о Рождестве Господа нашего. Он сказал царю Навуходоносору: «Ты, царь, на ложе твоем думал о том, кто будет править всем миром после тебя, и Бог, желая явить тебе всех будущих царей, дал тебе такой сон: вот, большой истукан, у него голова была из золота, грудь и руки – из серебра, чрево и бедра – медные, голени и ноги – железные. Потом камень оторвался от горы без содействия рук человеческих и разбил истукана; и все раздробилось вконец: золото, серебро, медь, железо, глина. Камень же, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон!» (Ср.: Дан. 2, 29, 31–36). Значение его таково. Золотая голова – это Вавилонское царство и ты, царь, и до тебя царствовавшие в Вавилоне. Серебряные руки и грудь – это два царства, Персидское и Мидийское, которыми разрушится ваша власть в Вавилонском царстве. А медные чрево и бедра – это Александр из Македонии, который разрушит все эти царства, он подобен меди, звон которой слышен во всех сторонах света. Его царство будет разрушено другим – Римским царством, «железными голенями и ногами», ибо Римское царство, покорившее все остальные, уподоблено железу, которое тверже и золота, и серебра, и меди, – оно покорит все владычества и царства. Но и оно не вечно будет жить и царствовать: придет время, когда Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и это царство не будет передано другому народу, оно сокрушит и развеет все царства, а само будет стоять вечно; ибо ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками, и раздробил глину, железо, медь, серебро, золото; и этот сокрушивший камень был размером с большую гору и заполнил всю землю. Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. Камень, отколовшийся от горы не руками, есть Сын Божий; «от горы» – означает, что Он от Святой Девы родился; «без рук» – значит без растления, ибо без семени мужского и без растления девства Дева родила Его; «раздробит и сокрушит истукана» – значит, что сокрушит всех идолов; «стал большой горой и наполнил всю землю» – значит, что Его проповедь распространится от одного до другого края Вселенной; «сокрушит и развеет» все царства – значит, что Он заставит все царства назвать Его не только царем, но и Богом, поэтому царство Его не будет передано другим, ибо Царство Божие бесконечно.

И будто бы некие люди спросили Даниила о его словах: «воздвигнет Бог Небесный царство, которое вовеки не разрушится», – и никто не знает, когда Бог его воздвигнет. Но если люди допытываются о времени царствования земного смертного царя – насколько важнее и желаннее им узнать время прихода Небесного Бессмертного Царя! И Даниил с дерзновением и открыто рассказал все, что он явственно увидел от архангела Гавриила и что точно узнал от него: «Знайте и разумейте: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (См. Дан. 9, 25).

Что значат слова: «когда выйдет повеление»? Пророк говорит о последнем повелении Дария, царя Персидского, он же Артаксеркс, о восстановлении Иерусалима – с того времени до Христа Владыки 7 седмин и 62 седмины, а не от повеления Кира о восстановлении Иерусалима: тогда были отпущены Киром Иисус Иоседеков, Зоровавель и Ездра, чтобы восстановить город и храм, но соседние народы не позволили им начать это дело, вплоть до времени царствования Дария Артаксеркса. При этом Иисусу, Зоровавелю, Ездре и Неемии было приказано завершить храм и город в шестой год царствования Кира. В тот год исполнилось 70 лет после пленения, о чем предсказал Иеремия, и весь народ иудейский был отпущен; с того времени считаются 7 седмин и 62 седмины до Христа Владыки; седмины эти – не недели, ибо в неделе 7 дней, а в этой седмине 7 лет; и этих седмин 7 и 62, всего – 483 года. Ангел потому исчисляет седминами, а не просто годами, что у иудеев это число почитается и считается самым уважаемым из чисел. Так, в книге Исход написано: «Сказал Господь Моисею: объяви сынам Израилевым: пусть насчитают себе семь раз по семи лет, ...и вострубите трубой... по всей земле на следующий год» (Ср.: Лев. 25, 1, 8–9).

Много и других свидетельств приводится в Священном Писании о числе 7. И пусть не говорят, что пророк неопределенно сказал о седминах: его слова можно истолковать так, а можно иначе. Да не будет сказана такая нелепость! Известно, что пророк предсказал истинно, и это подтверждено многими известными летописцами, в особенности Иосифом (Флавием.), иудейским философом, многоученым епископом Памфилийским Евсевием, великим Никифором, патриархом Константинопольским и исповедником, и премудрым Григорием мнихом, написавшим книгу «Хронограф».

История говорит о том, что вначале Феглаффелласар, царь Ассирийский, захватил Иудею, затем Салманассар захватил Самарию и соседние города, затем Сеннахерим захватил город Иерусалим и принял отмщение от Бога, затем Навуходоносор захватил Иерусалим. Об этом пленении говорит Иеремия: «Будете в плену 70 лет» (Ср.: Иер. 25, 11). После Навуходоносора в течение 5 лет царствовал Евил-Меродах, его сын, потом 3 года – Валтасар, другой сын Навуходоносора, потом 17 лет царствовал Дарий Мидийский, иначе Астиаг, женой которого была Есфирь; затем Кир Персидский, отпустивший иудеев и Зоровавеля возобновить город Иерусалим и храм, но им воспрепятствовали соседние народы; после Кира 18 лет царствовал сын его Камбиз, названный Навуходоносором – он послал против Иерусалима военачальника Олоферна, которого убила Юдифь; затем 7 месяцев правил Смердиз волхв; после Смердиза 20 лет правил Дарий, тот, который был назван Артаксерксом – он приказал окончательно восстановить храм и город Иерусалим и окончательно отпустил иудеев, как мы уже сказали, на шестом году царствования. И с того времени 7 седмин и 62 седмины до Христа Владыки по пророчеству Даниила. После этого Дарий царствовал 14 лет, а после него его сын Ксеркс – 15 лет, затем Артаван – 6 месяцев, Артаксеркс Лонгимон – 41 год, Артаксеркс Атон – 2 месяца, Сагдоан – 7 месяцев, Дарий незаконнорожденный – 19 лет, Артаксеркс Мнемон – 40 лет, Артаксеркс, его сын (его также называют Ох), – 4 года, Хус – 4 года, Дарий Арсаманский (Кодоман) царствовал 6 лет, его убил Александр Македонский, который процарствовал 12 лет в Персии. После Александра в Персии не стало царей. После Александра сначала царствовал в Египте Птоломей Филадельф 38 лет; затем Птоломей Евергет – 25 лет (В других рукописях прибавлено: «Птоломей Младший 29 лет».); Птоломей Епифан – 17 лет и 6 месяцев; Птоломей Лагид, он же Александр, царствовал 10 лет; Птоломей, его брат, царствовал 8 лет; Селевк Никанор – 20 лет; сын Селевка Антиох Славный – 15 лет, он преследовал Елеазара, Соломонию и семь отроков Маккавеев; Антиох, его сын, – 23 года; Птоломей Латур и Дионисий – 30 лет; Клеопатра, дочь Птоломея, царствовала 22 года, ее убил Август Кесарь и уничтожил власть Птоломеев в четырнадцатый год своего царствования. После свержения власти Птоломеев в Египте царствовал Август 28 лет, всего же – 42 года, и в 42-й год его царствования родился плотью Господь наш Иисус Христос, Безначальный Бог, от Святой Девы Марии. С того времени – 30 лет до Его Крещения, которое было во время правления Тиверия Кесаря, правившего после Августа. Тогда завершились 7 седмин и 62 седмины от Дария, звавшегося также Артаксерксом, от 6-го года его правления до 15-го года правления Тиверия Кесаря, до отшествия на Иордан Владыки Христа! Есть только один лишний год и девять месяцев.

Пусть никто не думает, будто пророк ошибся, сказав, что от повеления Дария до Христа Владыки пройдет 483 года, фактически же прошло времени на один год и 9 месяцев больше. Это ошибка переписчиков: со времени Даниила пророка до нашего времени прошло 2000 лет, и сколько переписчиков было за эти годы! Есть в Писании и другие ошибки, ибо то, что давно написано, стирается и становится неудобочитаемым, например, если у буквы «твердо» сотрется одна черта, то нельзя понять, была ли это буква «твердо» или буква «покой». Также если у буквы «покой» сотрется верхняя черта, непонятно, «покой» это или «иже», из-за этого в числе 300 («Т») видится «П» (число 80), и в числе 80 ( «П» видится «И» (число 8), и поэтому в Македонских книгах не хватает двух лет, также и в Маккавейских книгах расхождение почти в 40 лет, и в Римских книгах 2 года лишних. В Деяниях Апостолов написано: «После смерти Моисея до пророка Самуила прошло 450 лет» (Ср.: Деян. 13, 20) – лишние здесь почти сто лет. Не Писание апостолов ошибочно, но или переписчик ошибся, или давно написанные буквы стерлись и стали неудобочитаемыми, как мы уже сказали раньше. Рассмотрев Священное Писание, мы найдем много таких описок. И довольно об этом.

Вернемся к пророчеству Даниила. После окончания 7 седмин и 62 седмин пришел Владыка Христос на Иордан; тогда Он крестился, начал совершать чудеса и явился людям истинным ожидаемым Христом Богом, по свидетельству Иоанна Крестителя, сказавшего: «За мною идет Муж, Который... был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 30, 31). Ибо до Крещения Христос не совершал чудес и не давал знамений и потому был неизвестен людям. Хотя при Рождестве Его и были явлены знамения и чудеса, но не всем Он был открыт, а лишь совсем немногим. Когда же Он крестился в Иордане, отверзлись небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и голос с Неба раздался от Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте» (Мф. 3:17, 17:5). Иоанн воскликнул: «Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34). Так, после исчезновения правителей Иудейских, по пророчеству Иакова, пришел Христос. Ибо Ирод убил Гиркана, царя и первосвященника из рода Маккавеев; с тех пор не было из рода Маккавеев царей и первосвященников. Ирод был иноплеменником, при нем родился Христос, согласно пророчеству Иакова: «Не отойдет скипетр от Иуды... доколе не приидет Тот, Которому принадлежит» (Быт. 49, 10). Через тридцать лет Он крестился и начал творить великие чудеса и показывать чудные знамения, воскрешать мертвых и делать слепых зрячими, очищать прокаженных и исцелять расслабленных, изгонять бесов, а также совершил другие бесчисленные деяния, как свидетельствует Божественное Евангелие. Поэтому явно стало людям, что Он есть Сын Божий, предсказанный пророками.

Итак, мы точно изъяснили по Божественным Писаниям апостолов, пророков и святых отцов, что Тот воистину Христос Бог наш, Кто родился в Вифлееме от Святой Девы Богородицы Марии во дни Ирода, царя Иудейского, и в тридцать лет крестился и объявил Себя людям; еретики же ложно говорят, будто Христос еще не родился, но придет время, когда он родится. И довольно об этом.

Далее скажем по Божественным пророческим Писаниям и о Распятии Господа нашего Иисуса Христа, которое Он претерпел ради нашего спасения, о Воскресении, о Вознесении на Небо, о втором Пришествии Его, когда Он придет в славе судить живых и мертвых – ибо все это божественные пророки предсказали и точно описали.

О Распятии Господа нашего Иисуса Христа

Исаия говорит о Распятии Христа: так говорит Господь «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих!» (Ис. 52, 13–14). «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни... Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был... и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его... Он предал душу свою на смерть и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих» (Ис. 53, 2–9, 12) и из-за их грехов был предан на смерть. Еще говорит Исаия: «Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» (Ис. 50, 3). Еще говорит Исаия: «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его» (Ис. 3, 14).

Подобное этому говорит и пророк Захария: «Дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников» (Зах. 11, 12); «И посмотрят на Меня, которого пронзили» 8; и «Ему скажут: отчего же на руках у Тебя рубцы? И Он ответит: оттого, что Меня били в доме любящих Меня» (Зах. 13, 6). И еще говорит Захария: «Поражу пастыря и рассеются овцы» (Ср.: Зах. 13, 7)9. «И в тот день не будет света, но будет зима и холод. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет... В то время даже на конских уборах будет начертано: «Святыня Господу» (Зах. 14, 6–7, 20).

Иеремия сказал: «И взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф. 27, 9–10. Ср.: Иер. 32, 9). «Они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников» (Зах. 11, 12). О, пророческое осияние! О, великая и неложная мудрость (В рукописи архиеп. Григория сказано: «неложное предвозвещение».) Святого Духа! Не сказано: «10 сребреников», или «20 сребреников», но «30». И Евангелие говорит о 30 сребрениках – и пророк говорит о 30 сребрениках. Евангелие говорит: «И дали их за землю горшечника» – и пророк говорит: «Дали их за землю горшечника». Спроси жида: «Разве Иеремию продали за 30 сребреников? разве цену его дали за землю горшечника?» Никогда, никоим образом!

И еще говорит Ездра: «Благословен Господь, распростерший Свои руки, Спаситель Иерусалима»10.

Давид говорит: «И дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс. 68, 22). «Пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои... делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (Пс. 21, 17–19). И еще: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс. 2, 2).

И Моисей говорит: «Видите Жизнь вашу, перед вами висящую, и не веруете» (Ср.: Втор. 28, 66). Если кто-либо скажет, что говорится о медном змее, он явно солжет – ибо иудеи веровали в медного змея.

Иеремия говорит: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против Меня, говоря: «положим ...дерево в хлеб Его и отторгнем Его от земли живых...» (См. Иер. 11, 19) Хлебом пророк называет Плоть Христову, деревом – Крест.

О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа

Давид говорит: «Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, и поразил врагов Его в тыл, вечному сраму предал их» (Пс. 77, 65–66).

И Осия говорит: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13, 14) И еще он же говорит «Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – ...и оживит нас через два дня, в третий день восставит нас...» (Ос. 6, 1–2)

Захария говорит: «Ты кровью завета Твоего освободил узников Твоих изо рва, в котором нет воды» (См. Зах. 9, 11).

Давид говорит: "Воскресни, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. 81, 8). И еще: «Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их... Ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил... Он спас их от бедствий их; послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их» (Пс. 106, 13–14, 16, 19–20).

Исаия говорит: «Узники, выходите, те, которые во тьме, покажитесь» (Ср.: Ис. 49, 9).

Софония говорит: «Ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану... Тогда опять Я дам народам уста чистые...» (Соф. 3, 8–9)

Давид говорит: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят» (Пс. 11, 6). И еще: «Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10).

Об этом же говорит первоверховный апостол Петр: «Давид, будучи пророком... прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2, 30–31). Ибо Давид умер, был погребен и видел тление, а Тот, Которого Бог восставил, не видел тления.

И еще говорит Давид: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца» (Пс. 9, 33). И еще: "Воскресни, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. 81, 8). И еще: «Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим, поставь, Господи, над ними законодателя, да знают народы, что человеки они» (См. Пс. 9, 20 – 21). И еще: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его...» (Пс. 67, 2).

О Вознесении на Небеса Господа нашего Иисуса Христа

Давид говорит: «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс. 46, 6). И еще: «Вознесись, Господи, силою Твоею» (Пс. 20, 14), и: «Вознесись на Небеса, Боже; над всею землею да будет слава Твоя» (См. Пс. 107, 6). И еще: «Буду превознесен в народах, превознесен на земле» (Пс. 45, 11), и: «Ты восшел на высоту, пленил плен...» (Пс. 67, 19)11. И еще: «И воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра» (Пс. 17, 11). И еще: "Вознесись, Судия земли, воздай возмездие гордым» (См. Пс. 93, 2). И еще: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23, 9)

И Захария говорит: «Приидет Господь Бог мой и все святые с Ним, и станут ноги Его на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и весной так будет» (Ср.: Зах. 14:4–5, 8)12. Известно, что только тогда стали ноги Господа на горе Елеонской, когда Господь наш Иисус Христос вознесся с горы Елеонской на Небеса.

В Первой книге Царств написано: «Господь взошел на Небеса и возгласил, и Он будет судить концы земли, будучи праведным» (См. 1Цар. 2, 10).

Исаия говорит: «Господь говорит: «Ныне вознесусь». И будет в последние дни явлена гора Господня; и придут все народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, и возвестит Он нам путь Свой, и мы им пойдем" (См. Ис. 2, 2–3)13. И еще: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я – изрекающий правду и суд спасения. Почему одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов ни один человек не пошел и не помог; но Я Один, будто в виноградном точиле, потоптал всю силу дьявола и сокрушил непокорных иудеев» (Ср.: Ис. 63, 1–3).

О втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа

Малахия говорит: «Так говорит Господь: «Вот, идет Господь Вседержитель». Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать, будто серебро и золото» (Ср.: Мал. 3, 1–3).

И Исаия говорит: «Я знаю деяния и мысли их и воздам им. И вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И будут новое небо и новая земля, которые Я сотворил, пребывать предо Мною. И придет всякая плоть поклониться пред лицом Моим, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ср.: Ис. 66, 18, 22–24). И еще говорит: «Небеса свернутся, как свиток книжный, и все звезды падут, как спадает лист с виноградной лозы» (См. Ис. 34, 4). «Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Я накажу... нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых» (Ис. 13, 9 – 11).

Другой пророк дополняет: «Близок великий день Господа, близок и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика... И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа... Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление... совершит Он над всеми жителями земли» (Соф. 1, 14–18).

Пророк и царь Давид восклицает, добавляя к этому: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой» (Пс. 49, 3 – 4). И еще: "Воскресни, Боже, суди землю» (Пс. 81, 8); «и гнев человеческий обратится во славу Тебе» (Пс. 75, 11); и «Ты воздаешь каждому по делам его» (Пс. 61, 13).

Многое другое подобное Псалмопевец и все пророки, узнав через Божественного Духа, предсказали о будущем Суде и о втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Еретики же, исповедующие жидовство, говорят, будто то, что пророки пишут о Страшном Суде, о воскресении мертвых и о возмездии по делам – истина, но не Иисус будет судить, а Бог Отец Вседержитель. Мы же помолимся одному из святых и досточтимых пророков. Кто же он? Даниил, истиннейший из пророков14; он, как бы взяв нас за руку, подведет и покажет Самого Царя и Бога Отца Вседержителя, давшего суд Сыну15, и так скажет: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7, 9–10). Многие тогда воскресли из земного праха: одни – для вечной жизни, другие – для вечной муки. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 13–14). Вот истинное пророческое видение, которое как в ясном свете солнца показывает, что воистину Господь наш Иисус Христос – Судия живых и мертвых и Бог истинный во веки веков! Аминь.

* * *

7

Славянская Библия (и Синодальное – Елизаветинское – издание, и цитируемый прп. Иосифом Волоцким список) в переводе этого прообразовательного отрывка повторяет чтение Септуагинты; этим обусловлено отличие приводимого рус. перевода от Синодального. – Ред.

8

Ср.: Зах. 12, 10. В рукописи Соловецкой библиотеки №327 и рукописи архиеп. Григория цитата совпадает с распространенными редакциями Библии: «посмотрят на Него...». – Ред.

9

Приводимая прп. Иосифом цитата близка к редакции Острожской Библии и отличается как от редакции славянской Елизаветинской Библии 1751 г., так и от Синодального перевода 1876 г. – Ред.

10

Ср.: 1Езд. 7, 27; 2Езд. 8, 25. Ключевой оборот цитируемого стиха – «распростерший Свои руки» – в доступных редакциях славянской Библии обнаружить не удалось. – Ред.

11

В рукописи Соловецкой библиотеки №331 цитата продолжена: «принял дары для человеков».

12

Цитируемый прп. Иосифом текст близок к редакции Острожской Библии. – Ред.

13

Расхождения с Синодальным переводом в славянских редакциях Библии. Первое предложение цитаты в доступных списках славянской Библии обнаружить не удалось. – Ред.

14

В рукописи Соловецкой библиотеки №327 и рукописи архиеп. Григория прибавлено: «...названный «мужем желаний», – и если мы изъявим истинное желание и стремление...»

15

В рукописи Соловецкой библиотеки №327 и рукописи архиеп. Григория прибавлено: «и все нам покажет с осторожностью».



Источник: Перевод Е. В. Кравец, Л. П. Медведевой. Издание Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря

Комментарии для сайта Cackle