Источник

Псалом 35

Пс.35:1. В конец, отроку Господню Давиду.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь отрока Давида.

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме живо изображает Давид растленное естество и злобу нечестивых: потом, чрез противоположение, описывает благость Бога, защищающаго рабов Своих противу хитростей и коварств лицемеров. Наконец просит, дабы Бог церковь Свою сохранил от наветов злых людей.

Пс.35:2. Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его:

Пророк описывает здесь два первые корня греха, из коих один находится в воле, которая определяет делать зло, а другий в разуме, который не помышляет страха Господня, запрещающаго грех. Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: то есть, человек, презирающий закон Божий, мыслит в сердце своем, что злых склонностей его никто не видит, и потому стремится на всякий грех. Несть страха Божия пред очима его: то есть, для того сердцем избирает грех, понеже не имеет пред мысленными очами страха Господня, и не думает о том, что Бог видит все, и что он есть праведный Судия; иначе возчувствовал бы страх к толикому Владыке. Ибо как тот, который боится человека, не смеет пред лицем его делать какого-либо внешняго зла: так, кто боится Бога, не смеет во внутренности помыслить о зле, понеже знает, что Бог и сердца испытует.

Пс.35:3. яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети.

В сем стихе доказывает Пророк вышереченныя слова, что нечестивый не имеет страха Господня: ибо мнит, хотя и ложно, что Бог грехов его не взыщет, и потому не тщится возненавидеть их, чего поистинне никогда не сделал бы, ежели бы боялся Бога. Другие место сие толкуют так, что нечестивый льстит и тогда, когда по-видимому хощет на путь покаяния обратиться, и признать грехи свои: ибо не с тем ищет грехов своих, когда испытывает тайная совести своея, чтоб истинно возненавидеть их, но только чтоб обмануть Бога и людей. Сего разума придерживается Августин, последуя Еврейскому тексту, где изображено: зане льстит себе во очесех своих, егда обретает беззаконие свое, еже бы возненавидети подобаше.

Пс.35:4. Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети еже ублажити.

В предыдущем стихе сказал Пророк, что нечестивый коварно действует: а здесь присовокупляет, что и говорит коварно, имея показать после, что и мыслит коварно, дабы отвсюду явен был разврат человека, не боящагося Бога. Словеса, глаголет, уст его, сообразны суть делам, то есть, так нечестивы, яко не иное что суть, как беззаконие и лесть: ибо все, что ни говорит, клонится к тому, дабы или явно повредить, или тайно обмануть. Не восхоте разумети, еже творити благо: то есть, не может извинить себя под предлогом невежества, ибо самопроизвольно невежествует, не радея знать закона правды ни чрез себя, ни чрез других: понеже умышленно решился злое творить, и дабы мог злое творить, презрел науку благое делать.

Пс.35:5. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова.

Описав порядком, во-первых, дела неправедныя, потом словеса беззаконныя, здесь наконец описывает мысли и склонности злыя: ибо хотя от сердца исходят словеса и дела злая, как сказано в Евангелии у Матфеа, в главе 13; но мы из дел и слов злых, которыя видим и слышим, познаем мысли и склонности злыя, которых видеть и слышать не может. Беззаконие, глаголет, помысли на ложи своем: то есть, дела беззаконныя не по случаю творит, и слова не неумышленно произносит, но и те и другия наедине в ложнице своей гораздо прежде обдумывает. Предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. То есть, обдумав в сердце своем и объяв мыслию различныя намерения злыя, какия представилися уму, аки некия пути предлежащия к деланию, утверждается в них, и тако начинает ходить по всякому пути неблагу: и как воля его давно уже была растленна, для того не может ненавидеть злобы, но паче любит, не потому что зла, но понеже полезна ему кажется.

Пс.35:6. Господи, на небеси милость твоя, и истина твоя до облак:

Пс.35:7. правда твоя яко горы Божия, судьбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи.

Пророк приступает здесь ко второй части псалма, и показывает, что хотя злость некоторых людей чрезмерно велика, но благость Божия, которая состоит в милости и правде Бога, еще и того больше. О милости глаголет: Господи, на небеси милость Твоя, то есть так велика, что от земли простирается до неба, и вся исполняет, как сказано и во псалме 107: яко велия верху небес милость твоя. К милости присовокупляет истину, то есть верность, которая делает, что Бог исполняет все то верно, что обещает милостиво, по оному: верен Господь во всех словесех своих (Пс. 144:13). И истина Твоя даже до облак (Пс. 35:6): то есть верность, сопутствующая милости Твоей, тако ж простирается до облаков и досязает неба, которое выше оных. Не меньшая же в Боге и правда, понеже воздает всем и каждому по делам их: ибо правда Твоя, глаголет, яко горы Божия, то есть, велика на подобие самых высочайших гор, которыя иногда превышают облака: ибо в Писании великия вещи нарицаются Божиими, как то сказано на ином месте, во псалме 79 о кедрах, где они названы Божиими, яко кедры Божия. К правде присовокупляет судьбы, которыя не что иное суть, как действие правосудия. Судьбы Твоя бездна многа: то есть, неизследованны и непостижимы, подобно глубочайшей пучине, которая бездною нарицается, понеже не имеет дна и очами проникнута быть не может. Сими всеми вещественными подобиями высоты и глубины не иное что означается, как разве то, что свойства милости Божией и правды, и истины и судеб, большия суть, нежели чтоб могли мы совершенно уразуметь их, так как телесными очами не можем приникнуть того, что выше облаков или что ниже земли.

Пс.35:8. Яко умножил еси милость твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу твоею надеятися имут.

Здесь показывает Пророк, что милость Божия потому велика, понеже спасает людей и скотов: то есть, хранит, питает и исполняет телесных благ не токмо людей, одаренных разумом, но и безсловесных животных, которыя одними чувствами управляются, к числу которых и те люди принадлежат, коих злобу выше Пророк описал. В самом деле, милость Божия безпредельна и удивления нашего достойна. Ибо Бог, будучи всесилен, хотя бы мог нечестивых богохульников весьма праведно погубить и даже в ничто обратить, однако и в то самое время, в которое они хулят и злословят Его, преступая все заповеди Божия, как бы на руках Своих носит и питает их, да еще и всяким удовольствием исполняет, ибо и солнце Свое возсиявает на них, и дождями с небеси поля и сады их орошает. Оныя слова: яко умножил еси милость Твою Боже, означают восклицание удивляющагося, аки бы сказал Пророк: о коль умножил еси милость Твою, Боже! или как в Еврейском тексте изображено: коль многа милость Твоя, Боже!

Сынове же человечестии в крове крилу твоею надеятися имут. Доселе говорил Пророк о милости Божией вообще ко всем людям, даже и плотским, которых к числу скотов присовокупил; а здесь глаголет в особенности о милости к людям благочестивым и духовным, которых сынами человеческими нарицает, яко рожденных от втораго Адама Христа, глаголя: сынове человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Аки бы сказал: скоты оные да будут довольны одними токмо телесными благами, которых они одних токмо ищут и желают; сынове же человечестии избраннии, аки птенцы под криле кокоши, тако они под криле Твои, Боже, собранные и покровительствуемые, безопасны пребудут в надежде получения благ не токмо временных, но и вечных. Сими словами означает особливый некоторый промысл и благоволение Бога к благочестивым людям, и взаимно величайшую некоторую и благонадежнейшую приверженность благочестивых людей к Богу, каково есть попечение кокоши о птенцах и надежда птенцов на криле кокоши. Сие подобие, яко самое приличнейшее, часто употребляет и на других местах, яко то во Пс. 62: в крове крилу Твоею возрадуюся; прильпе душа моя по Тебе. И во псалме 90: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися. Коль же приятно и коль вожделенно паче всех услаждений телесных покоиться под крилами Бога и вкушать отеческую или паче матернюю любовь Его, никто не знает, разве тот, кто оною наслаждается.

Пс.35:9. Упиются от тука дому твоего, и потоком сладости твоея напоиши я.

Покровительством крил Божиих пользуемся мы в мире сем, где есть опасность от уязвления хищных птиц и зверей, следующее же за сим в небесном отечестве дается нам. Пророк изъясняет здесь неизреченная оная благая таким образом, каким только мог, то есть, вещественными подобиями. И во-первых, берет подобие от человека, приемлющаго пищу; потом от самой пищи, которая приемлется: ибо человек приемлющий пищу тогда бывает доволен, когда так сыт, что ничего больше не желает. Сия сытость, утоляющая алчбу, весьма прилично описывается еще здесь чрез пиянство: ибо кто алчен к вину, тот тогда бывает сыт, когда напьется пьян; ибо тогда не жаждет больше вина, но предается сну. Тако убо и мы, которые в жизни сей никогда не насыщаемся, и не успокоиваемся, тогда наконец будем довольны и сыты, а потому и блаженны, когда упиемся от тука оных благ, яже суть в дому Божии; ибо тогда, утолив всю алчбу и жажду, предадимся сну вечнаго покоя. Впрочем не глаголет: «упиются от вина», но упиются от тука, дабы разумели мы, что пиянство берется здесь не собственно, но означает полное насыщение: и потоком сладости Твоея напоиши я. В потоке три вещи примечаются, а именно: великое множество вод, из гор текущих; нечаянное наводнение, ибо где за несколько прежде ничего не было воды, там вдруг является великая река; наконец, сильное стремление текущих вод все с собою похищающих. Таково будет и небесное блаженство: тамо будет превеликое множество вод, текущих от источника премудрости и разума, о котором сказано у Сираха (Сир. 1:5): источник премудрости слово Божие в вышних. От сего-то источника возродится внезапный поток сладости в блаженных. Ибо те, которые в жизни сей с великим трудом и чрез многое время, аки каплями, премудрость почерпали, тамо вдруг и в едину минуту, ясно узревши Бога возъизобилуют сведением не токмо вещей сотворенных, но елико возможно, и свойств Самого Творца: которое изобилие премудрости и ведения с неизреченным восторгом восхитит душу человека в созерцание верховнаго онаго блага, в любовь и наслаждение. Ибо не в нашей уже воле будет любить или не любить Бога, наслаждаться или не наслаждаться толь великим благом, но по некоей преблагополучной нужде будем прилепляться к сему благу, и чрез внутреннее с ним соединение безконечною наслаждаться сладостию.

Пс.35:10. Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет.

Дает причину, откуду имеет быть в блаженных толикое изобилие премудрости и ведения, показывая, что у Бога есть источник жизни, который одно и то же есть с источником премудрости: однако не глаголет, яко у тебе есть источник премудрости, хотя по-видимому и надлежало бы так сказать, но источник живота: понеже хотел показать, что живот вечный, обещанный праведным, и яко верховное благо от всех вожделеемый, приобретается сею высочайшею мудростию, по оному изречению Господню: се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога (Ин. 17:3). Итак, поскольку Бог есть источник премудрости, тем самым и источник живота: понеже мудрость мудрым живот есть. А поскольку Он же есть и источник живота, то посему и источник бытия: понеже бытие есть жизнь для живущих. Нарицается же источником премудрости, жизни и бытия потому, что и премудрость и жизнь и бытие не от инаго имеет, но от Себя, и что все другия существа, которыя каким-либо образом мудрствуют, живут или существуют, сие от него имеют. Имя же источника употребляет для того, дабы объяснить вышереченную метафору потока, аки бы сказал: потоком сладости напоиши нас потому, яко у тебе есть источник, откуду поток оный происходит. За сим присовокупляет: во свете Твоем узрим свет, дабы яснейшими словами показать то, что прикровенно иносказательными и преносными изобразил: ибо зреть свет во свете, не иное что означает, как видеть Самаго Бога, Который есть источник света и свет неприступный и немерцающий.

Пс.35:11. Пробави милость твою ведущым тя и правду твою правым сердцем.

Здесь обращается Пророк к молитве, и первее вообще просит Бога, дабы Он продолжил милость Свою ко всем благочестивым, потом особливо молится о себе, прося помощи у Бога противу врагов своих. Притом научает, что сия великая милость, о которой доселе говорил, принадлежит к одним токмо праведным, которых не много выше наименовал сынами человеческими, так как нечестивых нарек именем скотов, к которым и Христос во Евангелии у Матфеа, в гл. 25, глаголет: аминь глаголю вам, не вем вас.

Пробави, глаголет, милость Твою ведущим Тя: то есть, продолжи сию великую милость Твою к тем токмо, которые знают Тебя, яко друзи и сынове Твои, которые яко присные обращаются с Тобою, которые Тебя призывают, которые слушают Тебя в заповедех Твоих и которых Ты слушаешь в молитвах их. Продолжи купно и правду Твою, сопряженную с тою же милостию к оправданным Тобою, которые по милости Твоей имеют сердце правое и сообразное правоте Твоей, и которым посему благоприятны суть все заповеди Твоя и оправдания Твоя; ибо Пророк хотя различными словами, но одной и той же вещи, по обычаю своему, просит у Бога. Понеже как ведящие Бога суть не кто иные, разве люди праведные; так и вечное блаженство, котораго просит, не что иное есть, как милость и правда: милость, понеже по дару благодати сделались мы праведными из нечестивых, и друзьями из врагов, и из делателей неправды творцами дел благих; правда, понеже блаженство оное есть венец правды, то есть, праведное мздовоздаяние за дела благая.

Пс.35:12. Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене.

Предначатую в предыдущем стихе молитву произносит особенно от лица своего, и просит Бога, дабы милостив был к нему, яко к единому из числа благочестивых и праведных сердцем. Ногу гордыни и руку грешничу, в одном и том же смысле положил: ибо как нечестивые весьма дерзко устремляются на погибель праведных, не токмо руки имеют готовы на соделание всякаго зла, но и ноги на попрание их; для того молится, дабы Господь связал как руки их, так и ноги, иначе признается, что он подвержен будет насилию их, ежели Бог благовременно не поможет ему. По мнению же других, Пророк молится Богу о даре постоянства, а наипаче противу порока гордости, которому подвержены бывают великие мужи, каков был и он. Да не приидет, глаголет, мне нога гордыни: то есть, не попусти, молю, да приближится ко мне нога гордых, да не како рука их подвижит мене, и низвергнет из состояния благодати в ров греха и погибели.

Пс.35:13. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени Быша, и не возмогут стати.

Пророк ободряет себя несумненною надеждою, что он непременно получит то, чего просил. Впрочем, дабы лучше утвердить себя в благой надежде, аки перстом показывает падение нечестивых, хотя оно еще и сокрыто; ибо не без причины полагает оное слово, тамо. Он, как бы с высокаго столпа веры, издалече зрит погибель их, и так удостоверительно провещавает, как бы она близко предстояла им. Когда глаголет, изриновени Быша, тем означает, что они на скользком пути стоят, и потому благополучие их не может быть твердо. Наконец присовокупляет, что падение их будет гибельно, так что никогда не должны надеяться возстановления. По толкованию же других, Пророк дает причину, чего ради толико боится гордости: понеже де гордость есть такое зло, от котораго начало восприяла погибель, как сказал праведный Товия, в гл. 4. Ибо и первый ангел с общниками своими, и первый человек с женою своею ради гордости пали, чрез что и грех взошел в мир. Потом, когда ниспали они от правды в неправду, то Бог изгнал их из рая, и так изриновени Быша во глубину бедствий. Ибо Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет. 5:5).


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle