епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 35

В конец, отроку243 Господню Давиду. «Давид привнес, – говорит бл. Феод., – в слова псалма и Богословие и пророчество; почему надписание и отсылает читателя к концу». По мнению сего толкователя, псалом сей написан после того, как Давид, нашед Саула спящим, не только не погубил, но и другим запретил умерщвлять его. Саул, по-видимому, примирился с Давидом, но после, по наущению злых людей, снова стал преследовать его (1Цар. ХХVI). В это-то время бл. Давид написал псалом сей, осуждая живущих порочно и возвещая на все простирающийся промысл Божий (Бл. Феод.). «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – содержит в себе обвинение в гордости и обличение в злобе народа Иудейского, а также песнопение во славу праведных судов Божиих, и еще благодарение Отцу за благодеяния, явленные в Иисусе, сверх сего этого – молитву, предохраняющую от падения в гордыню.

2. Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его. «Воспитанный в злобе думает, что никто не видит сокровенных замыслов души его. Сказано: глаголет, вместо: думает или предполагает... Решившись однажды преступить закон, удаляет от очей своих страх Божий» (Афан.); или: «потому так решается грешить, что нет страха Божия в душе его» (Бл. Феод.). С Евр.: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его».

3. Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети. Т.е. он сам себя обманывает, что открывает беззаконие свое, чтобы возненавидеть или отвергнуть его. «Добровольно он остается в неведении, не имея охоты поверить дела свои, и возненавидеть сделанное худо» (Св. Афан. и блаж. Феодор.). С Евр.: «Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его».

4. Не восхоте разумети еже ублажити244. Не хочет знать т.е. закона и страха Божия, чтобы делать доброе. «В словах его нет истины, соплетены они лестию; не хочет знать, что прилично» (Бл. Феод.). С Евр.: «Слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро».

5. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу. Т.е. Поелику нечестивый еще на ложе своем умышляет беззаконие; то и решается следовать по всякому злому пути; а причиною сему то, что о злобе же не негодова245, не пренебрегает никаким злом, не гнушается лукавством, не отвращается от него (Бл. Феод.). Св. Афанасий видит здесь «неусыпность Иудеев в злоумышлении на Христа».

7. Правда Твоя яко горы Божия, судбы Твоя бездна многа. Т.е. нечестивые злодействуют, думая, что никто не видит их, «как будто никто не надзирает над ними, а у Тебя, Владыка, и милость безмерна, и истина неисследима, и правда Твоя уподобляется высочайшим горам», – по твердости и непоколебимости (Бл. Феод.). Судбы246 Твоя бездна многа. «Но почему долго терпишь (нечестивых), имея столько истины и правды, сего не знаю. Суды Твои уподобляются необозримости бездны. Как ее глубина недостижима человеческому взору, так неисследимо разумение судов Твоих» (Бл. Феод.). Человеки и скоты спасеши, Господи. По мнению св. Афанасия, под человеками разумеются Иудеи, как наученные закону, и праведные, а под скотами – язычники и грешники. Т.е. по непостижимым судьбам Своим Ты, Господи, спасешь и Иудеев и язычников.

8. Сынове человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут, т.е. будут безопасно жить под особенным Божиим покровительством. Надеятися имут. «Слово сие, – говорит бл. Феод., – заключает в себе предречение о перемене, произшедшей по вочеловечении Спасителя нашего; ибо пророк не сказал: надеялись, но надеятися имут». «Тебя Спасителя мира будут иметь покровителем и защитником евангельского слова» (Св. Афан.). С Евр.: «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны». Сравнение взято от птицы, укрывающей от врагов малых птенцов своих под крыльями.

9. Упиются от тука дому Твоего. Дом Божий есть Его святая церковь, тук в ней суть блага, уготованные верующим. «Подразумевает в этом пророк, – говорит бл. Феод., – не только струи Божественного учения, но и вкушение таинственной Снеди». Потоком сладости напоиши я. «Подаяние благ уподобил потоку, во-первых, потому, что не было дано сего людям вначале, а еще и потому, что приглашает всех человеков прийти и пить, не как из реки, непрестанно текущей, но как из потока, льющегося временно» (Бл. Феод.). «Поток сладости есть Христос», говорит св. Афанасий.

10. Яко у тебе источник живота и проч. Здесь бл. Феодорит и другие усматривают тайну Св. Троицы: у Тебя, Бога Отца, источник живота, т.е. Сын Божий (Иер. 2:13). Во свете Твоем узрим свет – только просвещаемые Всесвятым Духом, усматриваем мы свет Единородного Сына (1Кор. 12:3, 2:10); или: во свете Твоем, в Сыне Твоем Христе, мы узнаем Тебя Отца Светов, и свет евангельского учения, при озарении Св. Духа.

11. Пробави милость Твою ведущым Тя – продли, продолжи милость Твою тем, которые познали Тебя. С Евр.: «Продли милость Твою к знающим Тебя, и правду Твою к правым сердцем».

12. Да не приидет мне нога гордыни, – т.е. нога гордых да не поперет меня. По Афанасию, «пророк просит (Бога) быть свободным от страсти», т.е. гордости, и рука грешнича да не подвижит мене, т.е. чтобы нечестивые не поколебали, не совратили его с пути добродетели и «чтобы какое либо постыдное дело не подвигло его от предстояния Богу». С Евр.: «Да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня».

13. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени Быша, и не возмогут стати. Симмах перевел: «где делают делающие беззаконие, там останутся поверженными, и не возмогут восстать». Тамо, т.е. на пути нечестия, в своей гордости беззаконники нашли погибель себе; изриновени Быша – низринуты были, или, (в будущем времени), будут извергнуты, т.е. во тьму кромешную, во ад, где восстать уже не возмогут. Давид как бы перстом указывает на погибель нечестивых в будущем веке. С Евр.: «Там пали делающие беззаконие, низринуты, и не могут встать».

* * *

243

Отроку παιδι – рuero; в Римск. издании: δουλω – рабу. С Евр: «начальнику хора. Раба Господня, Давида». Слова: псалом нет ни в Греческом, ни в Еврейском текстах.

244

Еже ублажити του αγαθυναι – чтобы делать добро. Vulg: ut bene ageret.

245

Не негодова. Vulg: malitiam antem non odivit; Акила: не отринул; Феодотион: не отверг. С Евр: «не гнушается злом».

246

Судбы κριματα – определения, суды; Vulg: iudicia; с Евр: «суды».



Источник:

Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle