Источник

Беседа 29. Его же. О великих благах, рождающихся от собеседования с Писанием, от сокровенного служения и от размышления о нем и постоянного исследования его, и от поиска цели учения его. И против тех, кто считает ненужным прилежно заниматься этим чудным и божественным трудом. И ублажение тех, кто удостоился в этом размышлении и полезном труде провести дни свои в мире сем.

1. Удивляюсь я также людям, которые, когда видят человека, трудящегося в чтении Святых Писаний и усердно изыскивающего смысл их,1012 постоянно пребывающего в собеседовании с этими и подобными размышлениями на тему сокровенного служения, говорят ему некое весьма грубое слово, безвкусное и безумное, вроде: «Сколько бы ни читал ты и ни трудился, труд <твой> бесполезен». Особенно же <удивляюсь я> тем, которые <говорят что-либо> вроде: «Какой смысл в этих исследованиях, и какая польза для тебя праздно проводить время в изыскании смысла Писания и тому подобного? Делом надо заниматься! Если мы исполняем то, что знаем, нам не нужно целыми днями корпеть над Писаниями и заниматься другими подобными вещами».1013

2. Не понимают они, что говорят, и не знают, что именно это – то есть чтобы ум человека был наполнен1014 <мыслью> о божественном домостроительстве и постоянной памятью1015 о нем благодаря восхитительной мысли, посеянной в <уме> чтением <Писания> и поиском его сокровенного смысла1016 – <это самое> и есть настоящее дело1017 и исполнение1018 всех заповедей Господа нашего.

3. Ибо упражняться только в телесных подвигах – значит идти путем мирян и быть на их уровне.1019 Но тот, у кого память постоянно связана с Господом нашим посредством чтения и молитвы, кто доискивается той цели, к которой <направлены> движения разума, утешение и надежда на сокровенное,1020 кто посредством этого1021 обуздывает ум свой, <дабы не> блуждал среди страстей, а также посредством наслаждения собеседования с Богом1022 – такой <человек> преуспел во всех добродетелях1023 и достиг всецелого совершенства1024 без какого-либо недостатка. Все же прочие, кто – каждый в свою меру – исполняет те или иные добродетели,1025 находятся ниже этого <человека> на пути <исполнения> заповедей.

4. Мы же возрадуемся и возблагодарим Бога за то, что удостоились хотя бы на малое время возможности избежать болтовни и разговора со страстями, хотя с целью борьбы1026 мы можем быть заняты ими; ибо мы оказываемся хотя бы на один миг благодаря собеседованию с каким-либо прекрасным размышлением превыше борений и размышления о состязаниях <со страстями> и об образах страстей. А без постоянного чтения в безмолвии, без мысли <о Боге>, без поиска сокровенного смысла1027 и без молитвы приобрести это невозможно.

5. Чтение, конечно же, есть источник и родитель молитвы; оба они1028 к любви Божией переносят нас. И, подобно меду в сотах,1029 изливается в сердце наше сладость <любви этой> постоянно; и ликует душа наша от того вкуса, который изливают в сердце наше сокровенное служение и чтение.

6. Кто когда-либо познал то пламя, которое охватывает сердце благодаря этому?1030

7. Если хранение сердца намного важнее, чем что бы то ни было, оно никоим образом не может появиться благодаря борениям и ухищрениям, но только благодаря собеседованию с Богом. Поэтому блаженны те, кто удостоился этого, ибо, соединившись с Господом нашим в мысли сердечной и полноте ума, благодаря постоянной памяти о Нем удостоились они избежать собеседования и разговора со страстями, возжелав одного лишь собеседования с Богом.1031 Постоянное чтение с прекрасными1032 размышлениями, исследованием и поиском тайн – все это есть прекрасное1033 собеседование с Богом. Кто постоянен в этом, тот придет к всецелой совокупности телесных служений.1034 Многократно благодаря этому1035 <случается>, что даже воспоминание мирских образов не появляется в разуме, особенно у тех, кто читает и размышляет с той целью, чтобы ум их произрастил некую тайну истины1036 по причине постоянного наслаждения великими словами, над которыми размышляют1037 они ночью и днем.

8. Прекрасным деланием инока1038 и главным служением его является то, чтобы в мысли своей и воспоминании своем был он соединен с Господом нашим, хотя бы частично. Если человек достиг этого, то какой еще работы требуют от рук наших те «умники»,1039 которые имеют праздный ум и <в действительности сами> являются неучами?1040

9. Блажен ум, удостоившийся того, что является <плодом> постоянного размышления о Боге, раздумья1041 и мысли о тайнах Его. Исполняется на нем на всякий миг сказанное: Господи, Ты исполнил сердце мое веселием.1042 И что может быть более великим, чем то, когда человек постоянно радуется в Боге и на всякий миг славит Его новым славословием, которое вырывается <у него> от изумления и от радующегося сердца – вместе со <всем> прочим, что рождается отсюда,1043 <как например> та молитва, что изливается внезапно, постоянно и невольно, из глубины сердца, ставшего искателем созерцаний?1044

10. Поистине, утомление в чтении словно бы обличает того, кто читает, и это относится к области праздности.1045 Оно1046 отгоняет от нас мысль о Боге, и беседа с ним заставляет ум наш думать о мире, воображать людей и их дела, словопрения, и прочее. Иногда же <люди> читают только ради начитанности,1047 чтобы получить благодаря <Писаниям> человеческую славу или чтобы изощрить разум.

11. Тот же, кто ради истины занимается Писаниями, постоянно находится умом на небе и разговаривает с Богом на всякий миг, и помысел его вращается в мыслях о будущем веке.1048 И всегда презирает он мир сей;1049 разум же его размышляет о надежде на грядущее. И в течение всей жизни своей не избирает он делания, труда или служения, которые были бы выше этого.

12. Что сравнится с этим? То, чтобы человек в мире сем уподобился ангелам и мысль его была постоянно о Боге и о божественном.1050 Даже если у такого человека как все-таки облеченного в плотское естество появляется по временам какая-либо человеческая страсть, она быстро отходит от него, не будучи в силах как-либо повредить ему. И если случится с ним, что он будет действовать как связанный с плотским естеством, без промедления исцеляется он тем, что немедленно отвращается от этого и снова возвращается1051 к своим обычным мыслям – тем, которыми сердце его само постоянно занято. И на высоту собеседования с ними возводится он, и никакого даже малейшего следа или дуновения1052 той страсти не остается в нём.

* * *

1012

Букв. «прозрения, которые в них».

1013

Букв. «Зачем исследовать, и какая польза для вас делать себя праздными в поисках созерцаний (téoryas – духовных значений) и тому подобных вещей? Деятельность – вот что требуется! Если мы исполняем то, что знаем, нам не нужен великий труд над Писаниями и занятия подобного рода».

1014

Вар. «чтобы человек наполнил свой ум».

1015

Букв. «постоянством памяти».

1016

Букв. «поиском сокровенных <вещей>».

1017

Букв. «совершенная деятельность».

1018

Букв. «совокупность».

1019

Букв. «Ибо если человек исполняет только дела, которые совершаются <при помощи> тела – это путь и чин мирян».

1020

Вар. «посредством чтения, молитвы и поиска той цели, которая <предполагает> движения ума, утешение и надежду на сокровенные <вещи>».

1021

Т.е. посредством движений ума, утешения и надежды на сокровенное.

1022

Или «наслаждения, <происходящего> от собеседования с Богом».

1023

Букв. «такой человек все деяния добродетелей утвердил в себе».

1024

Вар. «довел <их> до полного совершенства».

1025

Букв. «кто трудится на всех уровнях (мерах) всех добродетелей».

1026

Или «в форме борьбы», «под видом подвига».

1027

Букв. «поиска сокровенных <вещей>».

1028

Т.е. чтение и молитва.

1029

Букв. «меду и сотам».

1030

Букв. «благодаря этим <вещам>», т.е. благодаря любви Божией и ее сладости.

1031

Букв. «благодаря возвышению в желании собеседования с Богом».

1032

Или «добродетельными».

1033

Или «добродетельное».

1034

Т.е. кто упражняется в духовном делании, тот тем самым как бы совершает все телесные подвиги.

1035

Т.е. благодаря молитве и чтению.

1036

Или «некое таинство истины»; или «некий истинный символ».

1037

Букв. «трудятся», «работают».

1038

Или «отшельника», «монаха».

1039

Или «мудрецы» (слово употреблено в ироническом смысле).

1040

Преп. Исаак продолжает полемику с теми людьми, которые говорят «Делом надо заниматься!» (см. параграф 1-й настоящей Беседы).

1041

Букв. «блуждания».

1043

Букв. «вместе с прочими <вещами>, которые рождаются отсюда».

1044

Или «искателем духовных значений <Писания>».

1045

Вар. «и это – удел праздных».

1046

Т.е. утомление.

1047

Или «ради вычитывания».

1048

Букв. «помысел его блуждает в стремлении к будущему веку».

1049

Букв. «презираем в очах его мир сей».

1050

Букв. «о божественных <вещах>».

1051

Или «немедленно возвращается от этого и снова обращается».

1052

Вар. «запаха».


Источник: О божественных тайнах и о духовной жизни : Новооткрытые тексты / Прп. Исаак Сирин ; Пер. с сирийского, прим., пред. и посл. еп. Илариона (Алфеева). - Изд. 2-е испр. и доп. – Санкт-Петербург. : Изд. Олега Абышко, 2006. - 336 с. (Библиотека христианской мысли. Источники).

Комментарии для сайта Cackle