преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Беседа 36. Его же. На другие темы, <касающиеся> знания, и о причине непоследовательности в изложении темы, способствующей <лучшему> уразумению <предмета>.1199

1. Поскольку не всегда одной и той же темы придерживаемся мы,1200 дабы не рассеиваться,1201 а также по причине того, что1202 по необходимости естество ищет разнообразия1203 в занятиях,1204 дабы <иногда> упражняться в чем-либо другом, не можем мы все время придерживаться одной темы,1205 когда пишем слова свои: иногда всецело возвышаются слова наши к небесным <благам> по содержанию своему; иногда же только тему будущего века развивают; или, может быть, они полностью <остаются> на душевном <уровне>, или же полностью <состоят> из наставлений относительно тела. Но писать на различные темы заставляет нас естество, ибо иногда пребывает1206 оно на небе, иногда же на земле, в страдании;1207 иногда, опять же, возносится оно к Творцу, а иногда остается с тварью в изумлении; иногда также о грядущих <благах> думает оно,1208 размышляя о сокровенных созерцаниях; иногда же <направлено оно> к тому, что относится к домостроительству времен.1209 Поэтому пусть читатель1210 не смущается, воображая, что эти <темы> изложены беспорядочно, но пусть он вникнет в это1211 с пониманием1212 и великой сознательностью,1213 <ибо само> естество изменчивостью своей научило нас посвящать слова наши не только созерцанию, но и тем обстоятельствам, которые связаны с движениями разума.1214 Ибо в одно мгновение промыслительным образом происходят1215 изменения, и тогда необходимо также изменение слов с целью <лучшего> понимания их: зависит же это от состояния человека1216 и от просветленности мыслей1217 его, или же от грубости его, или от страстей, или от обстоятельств. Таким образом, соответственно болезни своей или здравию своему ищет ум словесного питания, которое давало бы ему материал1218 для созерцания, подобно пчеле, которая облетает различные цветы1219 и собирает с них материал, <из которого> изготавливает соты.

2. Когда же ум просвещен хотя бы немного, тогда он не слишком нуждается в материале чувственных слов для созерцания, ибо сами естества тварей и различные промыслительные <действия Божии>1220 по отношению к ним могут <для ума> заменить написанные <слова>.1221 Часто выходит он за пределы этих видимых естеств и в сокровенные сущности проникает мыслью.1222 Бывает, что даже выше этого восходит он и приобретает силу размышлять1223 о досточтимом Творце: благодаря милосердию, <истекающему> из Источника жизни,1224 приближается он внезапно к движениям ума, проникает в божественное Святое Святых, насколько это позволено тварям, <и получает> некое таинственное прозрение относительно их, а также истинное знание достославного и великого естества <Божия>1225 и истинное ощущение того, чего не дерзают касаться написанные слова.1226 Бывает, что по причине таинственности их непозволительно дерзать на то, чтобы записывать их.1227 И бывает, что, поскольку они даже не записаны, то и говорить о них нельзя.

* * *

1199

Букв. «и о причине смешения неодинаковых изменений последовательности слова, с целью их уразумения».

1200

Букв. «с одинаковой темой (целью) размышления оставлены мы».

1201

Букв. «из-за легкости, <с которой приходит> рассеянность».

1202

Букв. «по следующим причинам».

1203

Букв. «изменений».

1204

Букв. «в собеседовании».

1205

Букв. «оставаться с единой целью размышления».

1206

Букв. «блуждает».

1207

Букв. «страдательно».

1208

Букв. «в грядущих <вещах> блуждает оно».

1209

Т.е. к тому, что происходит во временном мире.

1210

Букв. «человек».

1211

Или «осознает это», «опознает это».

1212

Или «проницательностью», «прозрением».

1213

Букв. «великим знанием».

1214

Вар. «научило нас снабжать созерцание (содержание) слов наших теми происшествиями, которые соединены с движениями разума».

1215

Букв. «умножаются».

1216

Букв. «от места, на котором стоит он».

1217

Букв. «движений».

1218

Букв. «которое является для него материалом».

1219

Букв. «деревья».

1220

Букв. «различные домостроительства».

1221

Или «Писания».

1222

Букв. «возбуждается в мысли (прозрении)».

1223

Букв. «возбуждаться размышлением».

1224

Букв. «Источника жизней».

1225

Букв. «славного естества величия».

1226

Вар. «ощущения истины тех <вещей>, которых Писания не дерзают касаться».

1227

Букв. «не дерзает на них письменное <слово>, ибо это не позволено».



Источник: Перевод с сирийского, примечания и послесловие иеромонаха Илариона (Алфеева)

Вам может быть интересно:

1. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Беседа преподобный Исаак Сирин Ниневийский

2. Беседы на книгу Бытия – Беседа LXIII святитель Иоанн Златоуст

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – БЕСЕДА праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Псалмопение преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

5. Творения – Беседа против иудеев, говоренная в неделю: Осанна преподобный Ефрем Сирин

6. Слова – Слово 36 преподобный Симеон Новый Богослов

7. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ЦАРСТВО БОЖИЕ (См. также НЕБО) святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского – Царство небесное. преподобный Макарий Великий, Египетский

9. Путь богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина – ЗАКЛЮЧЕНИЕ преподобный Иустин (Попович), Челийский

10. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Вина святитель Тихон Задонский

Комментарии для сайта Cackle