Сочинение прп. Исаака Сирина «Слова подвижнические» представляет собой собрание наставлений, размышлений и аскетических поучений, обращенных к монашествующим и всем, стремящимся к духовному совершенству. Книга основана на личном опыте автора, проведшего годы в уединении и молитве.
Текст состоит из 91-го «Слова» (главы), каждое из которых посвящено различным аспектам духовной жизни: молитве, покаянию, борьбе со страстями, безмолвию, смирению и любви к Богу.
Основные темы произведения:
- путь монашеского подвига. Прп. Исаак Сирин раскрывает суть отречения от мира, послушания, поста и молитвы как средств стяжания благодати;
- борьба со страстями и помыслами. Автор описывает начало страстей, их проявление и способы преодоления через трезвение, смирение и покаяние;
- молитва и безмолвие (исихия). Молитва рассматривается не просто как формальное прошение, но как живое общение с Богом, способствующее преображению человека. Особое внимание уделено внутренней молитве, умному деланию и необходимости уединения;
- смирение и покаяние. Автор подчеркивает, что без истинного смирения и непрестанного покаяния духовный рост невозможен;
- любовь к Богу и ближнему. Высшая ступень духовной жизни, по учению прп. Исаака, есть совершенная любовь, которая побеждает страх и делает человека подобным Богу;
- мистические озарения и Божественные откровения. Автор описывает опыт созерцания Бога и состояния благодатного света.
В настоящей публикации представлен русский перевод творений прп. Исаака Сирина, изданный в 1854 г. Московской Духовной академией и отредактированный в начале XX в. профессором С.И. Соболевским. Перевод был выполнен не с сирийского языка, на котором писал прп. Исаак, а с греческого.
Слово 29. Об иных образах и понимании различия ведения170
Ведение, которое занимается видимым или чувствами воспринимает порядок оного, называется естественным. Ведение же, которое пребывает в области мысленного и своею собственной силой постигает природу бесплотного, именуется духовным; потому что оно приемлет ощущение духом, а не чувствами, и рождение сих двух171 привходит в душу отвне, и она разумевает их. А ведение, достигшее Божественного, именуется сверхъестественным, и оно паче недоведомо и выше ведения. И созерцание сего ведения душа приемлет не от вещества, которое вне ее, как в первых двух видах ведения, но невещественно, внутри ее самой, туне, скоро и сверх чаяния является и открывается оно из самой внутренности, потому что, по слову Христову, «Царствие» Небесное «внутрь вас есть» (Лк.17:21), и нельзя ожидать его в известном образе, и не с соблюдением оно приходит, но внутри образа, запечатленного в сокровенном уме, открывается само собою, без помышления172 о нем, потому что ум не находит в нем вещества.
Первое ведение рождается от непрестанного занятия и рачительного обучения; второе же – от доброго жития и разумной веры, а третье наследуется одной верой, потому что ею упраздняется ведение, дела приемлют конец и чувства делаются излишними для употребления. Посему ведение чествуется, в какой мере нисходит от сего предела; и чем более нисходит, тем паче чествуется. И когда достигает земли и земного, тогда всем владычествует ведение, и без него всякое дело хромо и несовершенно. Когда же душа созерцание свое возвысит горе́, и мысли свои прострет в пренебесное, и возжелает того, что незримо телесными очами и что не во власти плоти, тогда во всем действует вера, которую и нам да дарует Господь Иисус Христос, «сый благословен во веки, аминь» (Рим.9:5).
* * *
Примечания
Еще иное различие ведений.
Видов ведения, естественного и духовного.
Без участия заботы о нем.