Азбука верыПравославная библиотека История Церкви Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия


Поль Аллар

Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия

Содержание

Предисловие автора

Глава первая. Христиане и императоры первого века 1.Религиозные верования римлян 2.Нерон и христиане 3.Домицианово гонение Глава вторая. Христианство и империя во времена Антонинов 1.Рескрипт Траяна 2.Рескрипты Адриана и Антонина 3.Христианские апологеты 4.Гонение во время Марка Аврелия Глава третья. Церковь и государство в третьем веке 1. Христианская проповедь, – Септимий Север 2.Законное положение церквей 3. Попеременные гонения и терпимость 4.Эдикт Деция 5.Эдикты Валериана 6. Мир при Галлиене 7.Конец третьего века Четвертая глава. Последнее гонение, – Миланский эдикт 1.С учреждения четверовластия до отречения Диоклетиана 2.С отречения Диоклетиана до болезни Галерия 3.Эдикт Галерия и гонение Максимина 4.Миланский эдикт Пятая глава. Религиозная политика Константина и его сыновей 1.От издания Миланскаго эдикта до смерти Лициния 2.От смерти Лициния до смерти Константина 3. Констант и Констанций Шестая глава. Языческая реакция. – Юлиан 1.Религия Юлиана 2.Преобразование язычества 3.Языческая реакция 4.Эдикт об учебном деле 5.Юлиан и Иудеи 6.Политика преследования 7.Результаты Седьмая глава. Переходная пора. – Валентиниан, Валент, Грациан 1.Валентиниан 2.Валент 3.Грациан Восьмая глава. Христианское государство – Феодосий 1.Религиозная политика Феодосия 2. Конец язычества Библиографический указатель Источники Пособия  

 

Поль Аллар (1841–1916) – французский историк, специалист по раннему христианству (он автор пятитомной истории гонений на христиан в Римской империи). Данную книгу сам автор представляет «как краткое изложение всех предшествовавших работ», посвященных истории взаимоотношений христианской Церкви и римского государства в I-IV вв. нашей эры.

 

 
Предисловие автора

Эта книга обнимает собою четыре века, которые проходя с того дня, когда христианство появилось в первый раз в Римской империи, до того дня, когда она сделалась в ней единственною, признаваемой законом, религиею. В течение трехсот лет оно защищает себя против язычества, поддерживаемого императорскою властью; в продолжение ста лет оно пользуется той же силою для ниспровержения идолопоклонства. Здесь, за два неравные периода времени, происходит полная перемена положения, с тем, впрочем, различием, что христианство было преследуемо до пролития крови включительно, а язычество исчезло частью вследствие убеждения, частью по силе законов, причем его приверженцы не подвергались гонениям и обидам.

Читатели поймут, что эта книга, при очень ограниченных размерах, не пытается изложить такую пространную историю. Для этого понадобилось бы несколько томов: я недавно посвятил пять книг гонениям, которым подвергались христиане; а много лет назад, герцог де-Брольи (le duc de Broglie) издал шесть томов ученого исследования об отношениях Церкви и государства в четвертом веке. Следующие за этим страницы могут иметь целью только представить, насколько возможно – точно, те результаты, какие считаются окончательно добытыми историческою наукою относительно этих обоих предметов. Это сочинение не освобождает интересующегося подробностями читателя от справок по первоначальным подлинным документам и от изучения тех трудов, в которых историки пытались изобразить полную картину на основании названных документов. Но эта книга может служить или как подготовка для первоначального изучения вопросов, которыми она занимается, или как краткое изложение всех предшествовавших работ, какие были посвящены этим вопросам.

Я старался не опускать ничего существенного и придавать надлежащее освещение важнейшим событиям. Не имею притязания утверждать, что я прочел все, так как литература этого предмета чрезвычайно обширна. Но я надеюсь, что не преминул ознакомиться с каждым из источников, которые имеют, действительно, право считаться источниками. Это – прежде всего – первоначальные источники, которых ничто не может заменить: древние историки, панегиристы, риторы; отцы Церкви; жизнеописания святых, мученические акты; собрания законов; собрания надписей; постановления соборов. Затем следуют производные источники, т.е. новые писатели, которые разрабатывали, со знанием дела, какие-либо части исследуемого здесь предмета. Не желая умножать число и размеры примечаний, я не мог помещать все эти источники внизу страниц: библиографический указатель, приложенный в конце сочинения, перечисляет главнейшие, и знающий читатель легко увидит, что важнейшие, по крайней мере, были мною рассмотрены, и сущность их содержания вошла в мою книгу.

Читатель признает также, я надеюсь, что в этой книге (написанной христианином) свет и тени распределены без ненависти и снисходительности, и что ни одна страница не удаляется ни в какую сторону от самого строгого исторического беспристрастия. Автор не старался навязывать, или даже окончательно высказывать те выводы, какие были в его мыслях. Если апологетика имеет право опираться на историю, где она иногда находит для себя самое твердое основание, то история не должна быть апологиею. Должно говорить об одних фактах; если из них следуют заключения, – читатель может выводить их сам.


Источник: С.-Петербург. Синодальная типография, 1898 г.

Комментарии для сайта Cackle