Киевская
Древняя Киево-Литовская митрополия основана в 1315 г.
Митрополия (первоначально в нее входили Полоцкая и Туровская епархии).
Первоначальное местопребывание кафедры – в г. Новогрудок (под Вильно), затем – в Борисоглебском соборе г. Вильно. С 1414 г. г. Вильно считался стольным городом митрополии, но титуловавшиеся Киевскими митрополиты проживали обычно в Новогрудке, лишь изредка покидая столицу.
«...После монгольского погрома центр духовного единства Руси, ее церковная митрополия перенесена была из Киева сначала во Владимир на Клязьме, а потом в Москву. Так как этим обстоятельством и на самом деле сразу возвышалось политическое значение северо-восточной Руси сравнительно с западной и южной, и здешние, т. е. Галицко-Волынские и Литовские великие князья почти одновременно приходят к мысли об учреждении у себя особых митрополий...» (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии. M., 1894. С. 3). После 1240 г. Киев, переживший страшное опустошение, лежал в руинах. Митрополит Кирилл II! даже не смог найти себе там достойного местопребывания, а потому подолгу пребывал вне Киева. Особенно он полюбил Северо-Восточную Русь, где и скончался. Следующий митрополит Максим уже был вынужден перенести свою кафедру в Северо-Восточную Русь. Государственная власть в Киеве также была разрушена. Возле города хозяйничали шайки монголо-татар, процветал разбой, воровство. Князья Северо-Восточной Руси были заняты проблемами устройства своих земель, защиты их от монголо-татар и западных захватчиков. Князь Галицкой Руси не имел достаточно сил для захвата и удержания Киева, т. к. был занят борьбой с внутренней боярской оппозицией и утверждением своего княжения у хана. После нескольких десятков лет безвластья Киев был захвачен молодым и сильным Литовским государством, а вместе с Киевом и значительная часть южнорусских земель. Окончательный переход южнорусских земель под власть Литвы относится ко времени после битвы на Синих Водах в 1363 г. Но уже до этого часть земель попала под власть Литвы, еще при князе Гедимине. Это привело к тому, что Православное население составило большинство населения Литвы.
Митрополия Литовская «...установлена ... при Патриархе Иоанне Глике (1315–1319). Имя Патриарха значится у Миклошича (автор имеет в виду Acta Patriarchatus Constantinopolitani МСССХѴ-МССССІІ / ed. by Franciscus Miklosich and Josefus Müller. Vol. 1. Wienna, 1860) ... и в друг. источниках, хотя оно не сходится со временем занятия им Патриаршего престола. Поэтому время установления Литовской митрополии следует отнести к 1315 г. <...> когда на Патриаршество вступил Иоанн XIII Глика. Это не вполне точно, т. к. учреждение митрополии следовало бы связать с Гедимином, который, как известно, формально принял Православие. Гедимин вступил в управление государством с 1316 г.
«... После утверждения кафедры митрополита Киевского и всея России в Москве в 1325 году, западные епархии митрополии, состоявшие в управлении Всероссийских митрополитов, не раз переходили под управление Киево-Литовских или западнорусских митрополитов, именовавшихся «Киевскими и всея России», но имевших престол и пребывание то в Киеве (как св. Киприан, с 1375–1380 и с 1383–1390 г.), то в Новогрудке (как Роман, с 1356–1362 г. и Григорий с 1416–1419 г.), то в Смоленске (как Герасим, с 1433–1435 г.).
Так как Киевская митрополия никогда не была переносима ни в Новогрудок, ни в Смоленск, то и названные митрополиты (за исключением св. Киприана, митрополита Киево-Московского), оспаривавшие власть Киево-Московских митрополитов над Всероссийскою митрополией, не могли считаться непосредственными преемниками Киевских митрополитов, переселившихся в Москву (курсив сост.).
С разделением в 1458 году Всероссийской митрополии на Московскую и Киевскую для епархии западной Руси был поставлен особый митрополит с кафедрой в Вильне и с наименованием «Киевского и всея Руси». Главный престольный град митрополии, Киев, перешел под его власть, почему митрополиты Киево-Литовские и становятся преемниками киевских митрополитов, имевших до 1458 г. кафедру в Москве. Но при этом первенство осталось за Московской митрополией, которая в среде епархий Константинопольского трона заняла первую ступень и стала таким образом выше Киевской...» (Дурново H. Н. Девятисотлетие русской иерархии. M., 1888. С. 206 – 207).
В связи с тем, что так называемые «Киевские и всея России» митрополиты, утвердившиеся в Литве, по своим каноническим, историческим и административно-правовым нормам не соответствовали присвоенному им титулу и связанным с ним полномочиями, даты и имена их, с необходимыми оговорками, отнесены в особый список Киевских иерархов, титулами которых они пользовались, считая себя за Первосвятителей Всероссийских, не будучи таковыми на самом деле (см. ниже). (M. Е. Губонин).
С половины XIV в., вследствие стремления южнорусских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась на две и три митрополии. Это деление носило эпизодический характер. Митрополия то появлялась, то ликвидировалась. Помимо Киево-Литовской митрополии, открывалась митрополия в Галиче (см.). Единство Русской Церкви стремились сохранить Московские Святители – митрополиты Киевские и всея Руссии Св. Алексий, Св. Дионисий (обычно неправильно называемый архиепископом Суздальским), Св. Киприан, Св. Фотий.
К учреждению обособленных митрополий литовских князей и польских королей вела их государственная политика, направленная на поддержку католичества. Еще в 1362 г. под покровительством польского короля было учреждено католическое архиепископство Львовское, а в 1375 г. в Галиче епископство Галичское (а также епископства Луцкое, Перемышльское и Каменецкое), что в сочетании с государственной политикой поддержки католицизма способствовало католическому прозелитизму. Православные митрополиты подозревались в том, что они соблюдают интересы Москвы, а иногда и напрямую объявлялись шпионами и в случае приезда в Литву подвергались аресту. Особенно обострились отношения между митрополитом и Литовским князем после соглашения о государственной унии Литвы и Польши на сейме в Городле (Городельский сейм 2.10.1413). Проект этой унии носил явный прокатолический характер (Уния в документах. Минск, 1997. № 3. С. 68–71).
Основой для государственной унии должна была стать уния религиозная. Пребывающий в Москве митрополит не мог согласиться на религиозную унию в государственных интересах Литвы и Польши, в случае же, если бы митрополит пребывал в Литве (в Киеве или, что выгоднее, в Вильно, в Новогрудке), то Литовский князь мог бы воздействовать на митрополита и заставить его пойти на переговоры с Римом. Митрополиту Фотию было выдвинуто требование о его постоянном пребывании в Киеве, по наименованию кафедры. Но поскольку митрополит Св. Фотий этим требованием пренебрег, в 1415 г. по инициативе великого литовского князя Витовта в Новогрудке был созван Собор Православного литовско-русского духовенства и мирян, на котором была провозглашена независимость Литовско-Русской церкви и ее самоуправление под властью Киевского митрополита. Свобода, неприкосновенность и независимость Православной Церкви были гарантированы особой грамотой Витовта, подтверждавшей все постановления этого Собора. Новоизбранный митрополит не только не согласился на церковную унию, но и на некоторое время положил преграду униатским тенденциям в Литве. (Свитич К .А. Православная церковь в Польше и ее автокефалия // Православная церковь на Украине и в Польше в XX столетии (1917–1950 гг.). М. (1997. С. 90). Благодаря твердой православной позиции митрополита Григория Цамблака (племянника Св. Киприана), не только не была принята церковная уния (он отверг ее и на соборе в Констанце в 1418 г.), но и его позиция сыграла немаловажную роль в расстройстве планов государственной унии Литвы и Польши. Все же был создан прецедент для появления независимой от Москвы, признанной государственной властью церковной структуры, которая могла бы рассчитывать на защиту государства, а Киевский митрополит, избегая нареканий в том, что не уделяет внимания своей литовско-русской пастве, мог бы с правом предстоятеля национальной Церкви защищать перед государством интересы Православия. Но после ухода митрополита Григория с кафедры единым главой всей Русской Церкви вновь стал митрополит Св. Фотий.
После Флорентийской унии 1439 г., ввиду непринятия митрополита Исидора русскими епископами, из Рима был назначен на Киевскую кафедру его заместитель – Григорий, прибывший в Новогрудок, но не принятый в других епархиях. После поставления в Москве митрополита русскими епископами, главой всей Русской Церкви стал Св. Иона. Но в 1458 г. бывшим Константинопольским Патриархом – униатом Григорием Маммой – посвящен в Литву был иной митрополит Григорий, в прошлом протодиакон отступника митрополита Исидора. Таким образом, в 1458 г. Всероссийская митрополия окончательно разделилась на северо-восточную, или Киево-Московскую, и юго-западную, или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, именовались Московскими и всея России или Руссии (с 1461 г.); титул Киевских и всея России окончательно перешел к митрополитам юго-западной Руси, утвердившим кафедру в Вильно (позднее перенесена снова в Киев).
Кафедра в Киеве – в 1376–1380, 1382–1390, 1409–1410 гг. Окончательное перенесение кафедры в Киев – 1538 г.
Присоединена к Московскому Патриархату в 1686 г.
С 1757 г. архиереи перемещались на другие кафедры.
С 1918 г. украинские епархии образуют «церковную область с особыми преимуществами на началах автономии», или Украинский Экзархат Московской Патриархии, возглавляемый митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим Экзархом Украины (Российская Православная Церковь. Определения Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 4. M., 1918 (репринт: 1994). С. 15–19).
Епископским Собором 05(18) августа 1941 г., состоявшимся в Почаевской Свято-Успенской Лавре, в условиях оккупации была создана временная автономия, возглавляемая митрополитом Волынским Алексием (Громадским) с титулом Экзарха, признававшая каноническую связь с Московской Патриархией. Украинский епископат руководствовался Указом ВЦУ при Св. Патриархе Тихоне № 362 от 07(20) ноября 1920 г. Этим указом дозволялось временное автономное управление в условиях изоляции от Высшего церковного управления Русской Православной Церкви. Киевская митпрополичья кафедра не замещалась, поскольку она числилась за находившимся в Москве митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем), а управлялась епископом Львовским Пантелеимоном Рудыком, имевшим статус временно управляющего. Временная автономия действовала по 1944 г.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 12–14(25–27)10.1990 упразднено наименование «Украинский экзархат» и дарованы права широкой автономии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Предстоятель с титулом «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины» избирается Собором украинского епископата.
Именовалась: в 1415– 1419 гг. – Митрополия Киевская и Литовская;
с 1458 г. – Митрополия Киевская и всея России;
в 1481 (1474) – 1620 гг. – Киевская, Галицкая и всея России1897;
в 1620–1667 (?) гг. – Киевская, Галицкая и всея Малыя России;
02.04.1767–1918 гг. – Киевская и Галицкая (епархия – митрополия);
с 1918 г. – Киевская и Галицкая, Украинский Экзархат Московской Патриархата;
с 12–14(25–27)10.1990 – Киевская и всея Украины.
Викарные кафедры: Переяслав-Хмельницкая, Викариатство Киевской епархии, Уманская, Каневская, Черкасская, Белоцерковская, Богуславская, Звенигородская, Свирская, Таращанская, Вышгородская, Васильковская, Бориспольская.
В Новогрудке
1316 | – | 1329 | – | Феофил1898 |
В Киеве
В Новогрудке
1356 | – | 1362 | – | Роман, кн. Тверской |
– | – | Герман (1371) | ||
1375 | – | 11.06.1376 | – | Св. Киприан Сербианин Цамблак1901 |
В Киеве
11.06.1375 | – | 1380 | – | Св. Киприан Сербианин Цамблак |
1382 | – | 03.1390 | – | Св. Киприан Сербианин Цамблак, паки |
– | – | 1902 |
В Новогрудке
15.11.1415 | – | 14.10.1419 | – | Григорий Цамблак1903 |
В Смоленске
1433 | – | 26.07.1435 | – | Герасим1904 |
07.1442 | – | – | Григорий II Униат1905 | |
– | – | 1906 | ||
28.10.1452 | – | 1458 | – | в/у Даниил1907 |
В Вильно
21.07.1458 | – | 1473 | – | Григорий III Болгарин1908 |
1474 | – | 1477 | – | в/у Мисаил, кн. Пеструцкий Друцкой-Соколинский-Бабинский (Бабич)1909 |
15.09.1475 | – | 1476 | – | Спиридон Сатана1910 |
1477 | – | 1488 | – | Симеон1911 |
1488 | – | 1492 | – | в/у Иона Глезна1912 |
1492 | – | 07.06.1494 | – | Иона Глезна |
1495 | – | 01.05.1497 | – | Св. Макарий Чорт1913 |
30.05.1498 | – | 10.05.1500 | – | в/у Иосиф II Болгаринович1914 |
10.05.1500 | – | 1501 | – | Иосиф II Болгаринович |
1501 | – | 1501 | – | в/у Вассиан1915 |
1503 | – | 1507 | – | Иона II1916 |
1507 | – | 03.1509 | – | в/у Иосиф III Солтан1917 |
03.1509 | – | 1521 | – | Иосиф III Солтан |
1522 | – | 1523 | – | в/у Иосиф IV Русин1918 |
1523 | – | 1534 | – | Иосиф IV Русин |
01.03.1534 | – | 09.04.1535 | – | в/у Макарий II Москвитянин1919 |
В Киеве (с 1538 г.)
09.04.1535 | – | 1555 | – | Макарий II Москвитянин1920 |
1555 | – | 1556 | – | в/у Сильвестр Белькевич1921 |
1556 | – | 1567 | – | Сильвестр Белькевич |
1568 | – | 09.1576 | – | Иона III Протасович-Островский |
23.09.1577 | – | 1579 | – | Илия Иоакимович Куча1922 |
1579 | – | 27.02.1583 | – | в/у Онисифор Петрович-Девочка или Девочий, Девоча1923 |
27.02.1583 | – | 1588 | – | Онисифор Петрович-Девочка или Девочий, Девоча |
27.07.1588 | – | 09.10.1596 | – | Михаил III Рагоза1924 |
1596 | – | 10.07.1607 | – | в/у Гедеон Балабан1925 |
01.1608 | – | 1620 | – | в/у Иеремия Тиссаровский1926 |
В Киеве
09.10.1620 | – | 02.03.1631 | – | Иов Борецкий1927 |
20.07.1631 | – | 1633 | – | Исаия Борисович Копинский (Копыстенский)1928 |
28.04.1633 | – | 31.12.1646. | – | Петр II Могила кн. Молдовлахийский1929 |
25.02.1647 | – | 18.01.1649 | – | в/у Сильвестр II Коссов1930 |
18.01.1649 | – | 13.04.1657 | – | Сильвестр II Коссов |
1657 | – | 12.1657 | – | в/у Лазарь Баранович1931 |
12.1657 | – | 28.02.1658 | – | в/у Дионисий II Балабан-Тукальский1932 |
28.02.1658 | – | 10.05.1663 | – | Дионисий II Балабан-Тукальский1933 |
10.1659 | – | 05.05.1661 | – | в/у Лазарь Баранович, паки1934 |
(05.05.1661 | – | 1668 | – | в/у Мефодий Филимонович)1935 |
16.11.1663 | – | 04.03.1664 | – | в/у Иосиф V Нелюбович-Тукальский1936 |
1664 | – | 1666 | – | в/у Афанасий Желиборский1937 |
1666 | – | 26.07.1675 | – | Иосиф V Нелюбович-Тукальский |
1676 | – | 1679 | – | Антоний Винницкий (Витницкий)1938 |
1668 | – | 11.1685 | – | в/у Лазарь Баранович, 3-й раз1939 |
1673 | – | 1700 | – | в/у Иосиф Шумлянский1940 |
08.11.1685 | – | 05.04.1690 | – | Гедеон Святополк кн. Четвертинский1941 |
31.08.1690 | – | 22.08.1707 | – | Варлаам Ясинский1942 |
15.08.1708 | – | 01.07.1718 | – | Иоасаф II Краковский1943 |
01.07.1718 | – | 14.05.1722 | – | в/у Кирилл IV Шумлянский1944 |
14.05.1722 | – | 20.11.1730 | – | Варлаам II Ванатович1945 |
13.04.1731 | – | 22.10.1747 | – | Рафаил Заборовский1946 |
10.03.1748 | – | 22.10.1757 | – | Тимофей Щербацкий (Щербак)1947 |
22.10.1757 | – | 08.06.1770 | – | Арсений Могилянский1948 |
22.09.1770 | – | 08.08.1783 | – | Гавриил II Кременецкий1949 |
22.09.1783 | – | 05.01.1796 | – | Самуил Миславский1950 |
01.04.1796 | – | 02.09.1799 | – | Иерофей Малицкий1951 |
29.09.1799 | – | 21.08.1803 | – | Гавриил III Банулеску-Бодони1952 |
11.12.1803 | – | 24.01.1822 | – | Серапион Александровский1953 |
24.01.1822 | – | 23.02.1837 | – | Евгений Болховитинов1954 |
18.04.1837 | – | 21.12.1857 | – | Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров1955 |
01.03.1858 | – | 01.07.1860 | – | Исидор Никольский1956 |
01.07.1860 | – | 28.04.1876 | – | Арсений II Москвин I1957 |
05.05.1876 | – | 29.01.1882 | – | Филофей Успенский1958 |
04.02.1882 | – | 01.10.1891 | – | Платон Городецкий1959 |
1886 | – | 1889 | – | в/у Сильвестр III Малеванский1960 |
17.11.1891 | – | 07.06.1900 | – | Иоанникий Руднев |
07.06.1900 | – | 13.08.1900 | – | в/у Сильвестр III Малеванский1961 |
13.08.1900 | – | 22.01.1903 | – | Феогност Лебедев II1962 |
01.02.1903 | – | 04.11.1915 | – | Флавиан Городецкий1963 |
23.11.1915 | – | 25.01.1918 | – | Сщмч. Владимир Богоявленский |
26.03(08.04)1918 | – | 17(30)05.1918 | – | в/у сщмч. Никодим Кротков1964 |
17(30)05.1918 | – | 1919 | – | Антоний II Храповицкий1965 |
1919 | – | 1921 | – | в/у Назарий Блинов1966 |
06.1921 | – | 17(30)03.1929 | – | Михаил IV Ермаков1967 |
1923 | – | 1928 | – | в/у Георгий II Делиев1968 |
1924 | – | 1924 | – | в/у сщмч. Макарий III Кармазин1969 |
1925 | – | 1925 | – | в/у Сергий Куминский1970 |
1925 | – | 05.1926 | – | в/у Афанасий Молчановский1971 |
04.1930 | – | 01(14)02.1932 | – | Димитрий Вербицкий1972 |
08(21)03.1932 | – | 13(26)06.1934 | – | Сергий II Гришин1973 |
13(26).06.1934 | – | 16(29)10.1937 | – | Сщмч. Константин II Дьяков1974 |
осень 1937 | – | 15(28)07.1938 | – | в/у сщмч. Александр Петровский1975 |
15(28)07.1941 | – | 15(28)01.1944 | – | Николай II Ярушевич1976 |
1941 | – | 1943 | – | в/у Пантелеимон Рудык1977 |
30.01(12.02)1944 | – | 17(30)03.1964 | – | Иоанн V Соколов II1978 |
17(30)03.1964 | – | 11(24)04.1966 | – | Иоасаф III Лелюхин1979 |
12(25)04. 1966 | – | 01(14)05.1966 | – | в/у Алипий Хотовицкий1980 |
01(14)05.1966 | – | 15(28)05.1992 | – | Филарет II Денисенко1981 |
04.1992 | – | 15(28)05.1992 | – | в/у Никодим Руснак1982 |
15(28)05.1992 | – | – | Владимир II Сабодан1983 |
КИЕВСКАЯ, обн.
Основана в 1923 г.
Упразднена в 1941 г.
Викарные кафедры: Уманская, Белоцерковская, Звенигородская, Каневская, Киевского уезда.
08.1923 | – | 11.1923 | – | Тихон Василевский1984 |
09(22)11.1923 | – | 07(20)03.1924 | – | Николай Федотов |
1924 | – | 1924 | – | в/у Александр Щербаков1985 |
1924 | – | 1929 | – | Иннокентий Пустынский1986 |
1928 | – | 1929 | – | Иувеналий Мошковский1987 |
1935 | – | 03(16)02.1935 | – | Пимен Пегов1988 |
1935 | – | 1937 | – | Александр II Чекановский1989 |
28.12.1937(10.01.1938) | – | 02.1941 | – | Владимир Злобин1990 |
* * *
По Н.Д. Иерархия... С. 339, Киевские митрополиты с сентября 1509 года стали использовать титул «Галицкие и всея России». Однако сам автор тут же приводит подпись Григория Цамблака – «Киевский и Галицкий и всея России».
После кончины Феофила Киевского все подчинявшиеся ему епархии признали власть Московского митрополита св. Феогноста, до кончины последнего в 1353 г. «…История поставления при св. Петре отдельнаго митрополита литовскаго, который, как со всею вероятностию должно думать, получил в свое заведывание и Галицию или был поставлен в митрополиты галицко-литовские, остается нам в своих подробностях неизвестной. В одном из списков каталога архиерейских кафедр, составленного при императоре Андронике Палеологе Старшем (1282–1327), читается историческое замечание, что Литва, принадлежав к митрополии Великой России, сделана особой митрополией при помягнутом императоре Андронике и при Патриархе Иоанне Глике; а Иоанн Глика занимал Патриарший престол с Мая месяца 1316-го года по тот же месяц 1320-го года. Затем, в сохранившихся до настоящего времени записях деяний константинопольского Патриаршего собора XIV в. находим, что митрополит литовский присутствовал на этом соборе в Августе месяце 1317-го года. Из сейчас сказанного мы получаем..., что он поставлен был в 1316–1317-м году и что его испросил у импер. Андроника и патр. Иоанна Глики великий князь литовский Гедимин» (Голубинский E. Е. История Русской Церкви. Т. 2.1 пол. M., 1997. С. 127–129).
Патриарх Константинопольский в своем письме к архиепископу Новгородскому Моисею сообщает, что Феодорит еще иноком прибыл в Царьград и, уверяя Патриарха, что Феогност скончался, просил поставления на Киевскую кафедру. Но Патриарх не согласился посвятить Феодорита до тех пор, пока не будут собраны более точные сведения о Феогносте. Тогда Феодорит, видя, что обман его не удался, бежал из Константинополя в Тернов и здесь Болгарским Патриархом был посвящен в сан русского митрополита (Памятники древнерусского Канонического права. M., 1920. С. 60). Прибывши в Россию, незаконно поставленный митрополит остановился в Киеве и поселился при митрополичьей кафедре. По свидетельству Степенной книги, киевское духовенство отвергло Феодорита, как самозванца, и он «ничтоже получи». Со своей стороны Константинопольский Патриарх немедленно осудил Феодорита. Скончался он в 1354 г.
В Киеве принят не был и, по определению Константинопольского Синода с 1356 г., имел кафедру в Новогрудке. В Никоновской летописи о поставлении Романа сказано: «В лѣто 6862. Того же лѣта мятежь въ святительствѣ сотворися, чего не бывало преже сего въ Руси: въ Царѣграде оть Патриарха поставлении быша два митрополита на всю Русскую землю Алексѣй да Романъ, и бысть межи их нелюбіе веліе. И тогда оть обоихъ ихъ изо Царяграда пріидоша послы во Тверь кь Ѳеодору, владыцѣ Тверьскому, и бысть священническому чину тяжесть веліа вездѣ. Того же лѣта пріиде пресвященный и блаженный Алексѣй митрополить изо Царяграда на Москву; такоже и Романъ митрополитъ поиде изо Царяграда на Русь» (ПСРЛ. Т. 10. С. 227).
Из позднейшего синодального акта 1361 г. усматривается, что «...ο преосвященном митрополите Романе, как рукоположенном в Литву, высочайший и святой самодержец (имеется в виду Константинопольский Патриарх Филофей. – Сост.)... определил (в 1355 г.), чтобы он вместе с двумя литовскими епископиями Полоцкою и Туровскою, с присоединением Новгородка, имел еще епископии Малой Руси...» (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии. M., 1894. С. 36). «Тверские... князья, заклятые враги Москвы, были союзниками и родственниками Ольгерда литовского, кандидатом которого был Роман; кроме того, есть указания, что он сам был родственником князей Тверских, и, следовательно, нужно думать, что он был рекомендован Ольгерду, как кандидат в митрополиты именно сими князьями.... Как появление митрополита Романа, так и вся кипучая деятельность его ... были лишь одним из фазисов борьбы Москвы с Тверью за господство над всей Русью ... и Москва победила и на этот раз...» (Лихачев Н. И. Два митрополита. СПб., 1913. С. 5, 8).
Дата кончины – по Никоновской летописи (ПСРЛ. Т. 11. C. 1).
Никоновская лет. сообщает под 1376 г.: «Того же лѣта пріиде изо Царяграда на Русь митрополитъ Кѵпріанъ, поставленъ на митрополію ФилоѲѣемъ, Патриархомъ Цареградскимъ; князь же велики Дмитрей Иванович не пріа его, рекъ ему сице: «есть у нас митрополитъ Алексѣй, а ты почто ставишся на Живаго митрополита?» Онъ же поиде съ Москвы въ Кіевъ и тамо живяше» (ПСРЛ. Т. 11. С. 25). Воскресенская лет. добавляет, что митрополит Киприан послал грамоты в Новгород с требованием признания своей власти, на что Новгородский архиепископ ответил, что подчинится, если Киприана признает Великий князь (ПРСЛ. Т. 8. С. 25). Проф. A. С. Пашков дополняет, что митрополит Киприан перенес кафедру в Киев из Новогрудка; время перенесения устанавливается точно (11.06.1376) на основании цитаты из письма Киприана преподобному Сергию Радонежскому от 1378 г., где сказано: «...a как въехал есмь за Киев, две лете и 14 дний до сего дни, еже есть иуниа месяца 23 день...» (Павлов A. С. Ук. соч. С. 40).
В 1380 г. был приглашен в Москву Великим князем: «Пріиде вѣсть къ великому князю яко Митяй умре, Пиминъ въ митрополиты сталъ; князь же великій не въсхотѣ Пимина въ митрополію, рече: «азъ не послахъ Пимина стати на митрополію. но послахъ его яко единого отъ служашихъ Митяю, что се нынѣ слышу такова», и посла на Кіевъ по Кипріяна митрополита Феодора игумена Симановскаго, отца своего духовнаго, и поиде съ Москвы на великое заговѣніе по Киприіана митрополита, зовуши его на Москву отъ великого князя. Кипріянъ же пріиде исъ Кіева на Москву, въ четвертокъ 6 недѣли по Пасце, на празникъ Възнесеніа ... князь же великій Дмитрій Ивановичь пріатъ его съ великою честію и любовію» (ПСРЛ. Т. 8. С. 32). В 1382 г. отбыл в Киев из-за конфликта с Великим князем (ПСРЛ. Т. 8. С. 48). (См. Митрополия России); 7.10.1383 возвратился в Москву по приглашению Димитрия Иоанновича, но вскоре опять был изгнан и отбыл в Киев, где был радостно встречен (ПСРЛ. Т. 11. С. 81).
По Никоновской лет. в 1387 г. вернулся из Константинополя, где разбирался конфликт между ним и Пименом. Итогом разбирательства стало назначение Пимена митрополитом в Московской Руси, а Киприана в Киевской (Литовской) (ПСРЛ. Т. 11. С. 93).
В 1389 г. на Соборе в Константинополе было принято решение о низложении Пимена и восстановлении Киприана в звании митрополита Киевского и всея Руси. По свидетельствам русских летописей, в этом же году или в начале следующего он прибыл в Москву, причем Суздальская и Воскресенская лет. называют имена русских епископов, прибывших вместе с ним (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 537; Т. 8. С. 60).
По Никоновской лет. скончался святитель 16.09.1407. Память – 27.03 и 16.09.
В 1406 г. временно управляющим избран был Феодосий Грек, но он не получил утверждения (Чистович И. А. Очерки истории западнорусской Церкви. СПб., 1889. Ч. 1. С. 152).
По Никоновской лет. в 1414 г. по инициативе Великого князя Литовского Витовта был собран Собор из литовских архиереев, на котором было принято решение избрать отдельного митрополита, независимого от Москвы (ПСРЛ. Т. 11. С. 223). В 1416 г. этим митрополитом был избран Григорий Цамблак (ПСРЛ. Т. 11. С. 227). Поставление Григория Цамблака (племянника митрополита Св. Киприана) в митрополиты Киевские состоялось в Новгородке по постановлению Собора литовских епископов. Ему подчинялись семь епархий: Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Смоленская, Холмская и Туровская. В 1418 г. на Соборе в Констанце отринул унию с Римом. В 1419 г. возвратился из поездки в Константинополь и Рим: «Въ лѣто 6927/1419, Сентября. Митрополитъ Григорей Цамблакъ пріиде въ Литву, бывши въ Римѣ и Костянтинѣградѣ» (Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 11. С. 234). Скончался в Киеве в том же году (ПСРЛ. Т. 11. С. 235).
«...По свидетельству же одного молдавского летописца, отнюдь не скончался, а только переселился, неизвестно почему, из России в Молдавию, где будто бы жил еще очень долго, и в 1439 г. утвержден Охридским архиепископом в звании молдо-влахийского митрополита» (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. M., 1995. С. 69).
У ААО Τ. 1. С. 5 перед Григорием Цамблаком указаны без дат Геронтий и Зосима.
В 1416 г. упоминается в числе членов Собора, избравшего митрополитом Григория Цамблака. Затем был на Смоленской кафедре. Будучи митрополитом, продолжал пребывать в Смоленске. По Супрасльской лет. в 1432 г. отправился в Константинополь для поставления в митрополиты. Вернулся в 1433 г. В 1435 был сожжен князем Свидригайлом в Витебске (ПСРЛ. Т. 17. С. 61– 67). Будто бы изменил своему покровителю Вел. князю Литовскому Свидригайлу и вступил в тайную переписку с королем Сигизмундом Польским. Уличен в измене Свидригайлом и по его приказу в феврале 1435 заключен в темницу, а летом того же года сожжен живым. Однако митр. Московский Платон (Левшин) в труде «История Русской Церкви» «...причину такой мученической смерти, по свидетельству некоторых летописцев, находит в тайных происках католиков, которые по ненависти к митрополиту за его ревность к Православию, постоянно искали случая погубить его. Действительно, около этого времени уния стала распространяться заметно близ Смоленска, и были даже назначены униатские епископы, под именем Смоленских, только они не могли жить в Смоленске, а избрали местопребывание в 15 верстах от Мстиславля, в бывшем Православном Онуфриевском монастыре...» (Цит. по: Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 82).
Видимо, был только краткое время, поскольку не был принят. Скорая попытка заменить Исидора после его неудачи в Москве униатом на западно-русской кафедре вполне объяснима. Следующая произошла шестнадцатью годами позже.
До 09.02.1451 временно управляющим упоминается «старец Давид». С этой даты его сменил протодиакон Михаил, назначенный Свт. Ионой.
Епископ Владимиро-Волынский. Перешел из унии.
По Никоновской лет. в 1443 г. (истинная дата – 1441 г.) вместе с митрополитом-униатом Исидором бежал из Москвы. «Въ лѣто 6951/1443 мѣсяца Сентября въ 15 день. Исидоръ митрополитъ ... не стергіѣ седѣти и пождати въ монастырѣ у Чюда, и тако ... изшедъ тайно. бѣгу ятся и со ученикы своими. Съ чернцемъ Григоріемъ...» (ПСРЛ. Т. 12. С. 42). «...Поставленный в Риме 1458 отпавшим в унию б. Патр. Константинопольским Григорием Маммой ... в сентябре того же года прибыл в Вильно; в 1464 г. подчинился Патриарху Константинопольскому...» (Н.Д. Иерархия... С. 12), т. е. вернулся из унии в Православие.
Епископ Смоленский.
Дату 15.09 приводит митрополит Макарий (Булгаков) со ссылкой на окружное послание Спиридона (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 5. M., 1996. С. 381, 427), а так как упоминаемый в этом послании Константинопольский Патриарх Рафаил правил в нач. 1475 – нач. 1476 г., то дата поставления – 15.09.1475.
По Типографской лет. прибыл в Литву в 1476 г. из Константинополя, где был поставлен за мзду по повелению султана. «В лето 6984 ... Того же лета прииде изъ Царяграда в Литовьскоую землю митрополитъ, именемъ же Спиридонъ, а родомъ Тверитинъ, поставленъ по мзде патреархомъ, а повелениемъ Турскаго царя» (ПСРЛ. Т. 24. С. 195). Софийская Вторая лет. под 1482 г. сообщает, что этот архиерей был арестован в Литве и посажен в заточение: «Того же лѣта приездил из Литвы от митрополии же, зде чернец бывал, его же Сатоною зовут за рѣ хвость его, и шед въ Царьград, ста в митрополиты на Русь и приеха в Литву. король же ят его и посади в заточение» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 312). Через какое-то время сумел освободиться, и отправился в Москву, где был заточен в Ферапонтов монастырь по обвинению в симонии (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 5. M., 1996. С. 50–51). Время кончины неизвестно.
По Супрасльской лет. был поставлен Патриархом Максимом в 1477 г. (ПСРЛ. Т. 35. С. 147).
Архиепископ Полоцкий.
Хиротонисан в Вильне из архимандритов Троицкого монастыря, где и проживал, «...ибо Киев, по причине татарских набегов, не представлял в то время надежного местопребывания для Владык Российской Церкви...» (Словарь исторический... С. 172). Убит крымскими татарами под Мозырем. «В 1497 г. мая 1-го, на шестой неделе после великого дня (Пасхи) в понедельник, безбожные перекопские татары убили преосвященного митрополита Киевского и всея Руси архиепископа Макария. Вторглись они в нашу землю скрытно от всех и настигли его в селе Стриголове на реке Бчиче, за пять миль от Мозыря, и из бывших с ним одних убили, а других взяли в плен... Но я уповаю на Господа Бога, что такая смерть случилась архиерею Божию для большего ему воздаяния, ибо он ехал в Киев, желая помочь церкви Божией – Софии, разоренной прежде теми же агарянами» (Макарий (Булгаков,) митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 5. M., 1996. С. 62).
Епископ Смоленский. Упоминается в Летописи Авраамки под 1495 г. как заказчик этой хроники. В Супрасльской лет. сказано, что в управление митрополией Иосиф вступил с 30.05.1498, одновременно продолжая управлять Смоленской епархией (Супрасльская лет.; ПСРЛ. Т. 35. С. 152). По Никоновской лет. в 1500 г. он пытался склонить к католицизму Елену, жену Великого князя Литовского: «лѣта 7008, прислалъ къ великому князю Ивану Васильевичу бити челом князь Семен Иванович Бѣлскій о томъ, чтобы его князь великий пожаловалъ, взялъ въ службу и съ вотчиною, а сказываетъ, что на нихъ пришла велика нужа о Греческомъ законѣ: посылаль де князь великій Александръ къ своей великой княгинѣ о томъ отметника Православныа вѣры Греческаго закона ІосиѲа, владыку Смоленскаго, да бискупа Виленскаго и черньцовъ бернадиновъ, чтобы приступила къ Римскому закону, да и ко княземъ Русскимъ и къ Виленскимъ мѣстичемъ и ко всей Русіи, которые держать Греческій законъ, а нудя ихъ приступити къ Римскому закону: а Смоленскому владыцѣ ІосиѲу обѣща про то Кіевскую митрополію, на него же посла Богъ недугъ разслабу, и поставленъ бысть на митрополію въ томъ недузѣ не здравъ, и едино лѣто бывъ въ томъ сану, и измѣнися живота» (ПСРЛ. Т. 12. С. 251). Но, несмотря на явный униатский настрой местоблюстителя, 10.05.1500 с благословения Патриарха он был поставлен в киевские митрополиты Православными епископами Литовскими (Лукой Полоцким, Кириллом Луцким, Вассианом Туровским) (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 5. M., 1996. С. 70–71).
Епископ Пинский.
Поставлен по настоянию Елены, супруги польского короля и литовского великого князя Александра, ее духовник. Отличался строгим Православным благочестием (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Τ. 1. С. 594–596).
Епископ Смоленский. До 1507 г. именовался Смоленским, с 1509 г. упоминается как митрополит Киевский (Словарь исторический... С. 83). В частности, как митрополит упоминается 03.02.1518 в фундушовой записи Никольской церкви в городе Минске (Акты, относящиеся к истории Западно-русской церкви // Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Т. XXIII. Вильна, 1908. С. 23).
Епископ Полоцкий.
Епископ Луцкий.
«...Макарий, россиянин, епископ Пинский, бывший при дщерях великого князя Иоанна Васильевича Елене Иоанновне, Королеве Польской, княгине Литовской около 1527 г.; потом в 1538 переведен митрополитом в Киев...» (ААО. Т. 1. С. 25).
Королевский скарбник, выпросил митрополию у короля и хиротонисан в митрополиты.
Купил митрополию.
Епископ Львовский. «Двоеженец и человек веры сомнительной» (Чистович И. А. Ук. соч. Ч. 1. С. 142).
Принял унию вместе с большинством епископов своей митрополии на Брестском соборе 1596 г.
Епископ Львовский, сохранивший вместе с епископом Перемышльским верность Православию после собора в Бресте и окормлявший верную Православию паству всей Киевской митрополии вплоть до кончины (вторая дата). 04.08.1597 назначен экзархом Киевской Митрополии Александрийским патриархом Мелетием Пигасом.
Епископ Львовский. Единственный верный Православию епископ Киевской митрополии после кончины епископа Гедеона (Балабана) и епископа Перемышльского Михаила (Копыстенского) в 1610 году.
Тайно рукоположен в Киеве Иерусалимским патриархом Феофаном при участии Софийского митрополита Неофита и Стагонского епископа Авраамия 09.10.1620 (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 405). Вторая дата – дата кончины.
Тайно рукоположен на Перемышльскую кафедру Иерусалимским патриархом Феофаном при участии Софийского митрополита Неофита и Стагонского епископа Авраамия 06.10.1620 (Архив Западной России. Т. 4. С. 501). В 1628 г. упоминается как епископ Смоленский и Брянский. В 1631 г. избран митрополитом Киевским. После постановления о свободе веры для Православных на избирательном сейме 1632 г. на место всей Православной иерархии, ведущей свое начало от Иерусалимского Патриарха Феофана, должны были заступить новые епископы. Митрополит Исаия был отправлен на покой (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 472–493). Точнее, в 1633 г. насильно удален в Киево-Печерскую Лавру, где скончался 05.10.1640.
При содействии короля Владислава I был избран и назначен на Киевскую митрополию (поставление во Львове) при живом и правящем Исаии (Борисовиче-Копинском), который не уступал митрополии до самой смерти в 1640 г. (Покровский И.М. Ук. соч.Т. 1. С. 430–432).
Благословил гетмана Богдана Хмельницкого на выступление против поляков (Чистович И. А. Ук. соч. Ч. 2. С. 133). В 1647–1650 гг. титуловался: архиепископ митрополит Киевский, Галицкий и всея России, епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский (Покровский И. М. Ук. соч. Т. 1. С. 446).
Архиепископ Черниговский, с титулом: Блюститель Киевской митрополии («по особым обстоятельствам»). В связи с церковной смутой на Украине в сер. – кон. XVII в., вызванной униатским наступлением и внутренними неурядицами, на Киевской митрополии, кроме правящих архиереев, в 1657–1704 г. были и временноуправляющие: Лазарь (Баранович), Дионисий (Балабан), Серапион (Полховский) (см. ниже).
Епископ Луцкий.
«...В июле 1658 г. выехал из Киева в Чигирин к гетману Выговскому и уже более не возвращался в Киев...» И, вероятно, уже отсюда, из Чигирина, «...митрополит Дионисий (Балабан) жаловался Константинопольскому Патриарху, что Мефодий выгнал его и силою похитил митрополичий престол посредством мирской власти. Патриарх выдал на Мефодия проклятие: но Мефодий просил царя ходатайствовать перед Патриархом о снятии проклятия...» (Чистович И. А. Очерки истории западно-русской Церкви. СПб., 1889. Т. 1. С. 137–138).
В 1661 г. Москвой была предпринята попытка неканоническими средствами установить на Украинских землях, перешедших под власть России, московскую церковную юрисдикцию. С этой целью митрополит Крутицкий Питирим, местоблюститель Патриаршего престола, поставил епископом на вакантную Мстиславскую кафедру Мефодия (Филимонова или Филимоновича) с правами Патриаршего наместника в Киеве. Киевский митрополит Дионисий (Балабан) закономерно не признал этого поставления и заместил Мстиславскую кафедру Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). В 1662 г. Константинопольский Патриарх по представлению Дионисия (Балабана) предал Мефодия (Филимонова) анафеме, под которой он пребывал до 1666 г. (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303).
Архиепископ Черниговский.
Епископ Мстиславский и Оршанский с титулом: Блюститель Митрополии Киевской. После смерти в 1663 г. митрополита Дионисия (Балабана) Западная Русь разделяется и ее части подпадают под разные церковные юрисдикции, продолжая формально оставаться в юрисдикции Константинопольского Патриарха. На Левобережье Православная Церковь с 1661 г. была передана Москвой под управление Мефодию (Филимонову или Филимоновичу), продолжавшееся до 1668 г., когда он был под стражей отправлен в Москву за поддержку гетмана Брюховецкого (Чистович И. А. Ук. соч. Ч. 2. С. 144). На Правобережье в 1663 г. были избраны сразу два митрополита – Иосиф (Нелюбович-Тукальский) и еп. Перемышльский Антоний (Винницкий). Сначала оба кандидата были утверждены королем, однако вскоре король аннулировал свое утверждение Антония (Винницкого) и признал митрополитом одного Иосифа. В следующем 1664 г. король арестовал Иосифа и заточил в тюрьму, а для управления Церковью назначил временным администратором Киевской митрополии Львовского еп. Афанасия (Желиборского). (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303).
Епископ Могилевский. Константинопольским Патриархом утвержден 06.03.1668 в достоинстве Киевского митрополита. Был сторонником гетмана Дорошенко. При Иосифе (Нелюбовиче) (и его преемнике по кафедре Антонии [Винницком]) «...митрополия находилась в великом расстройстве от униатов...» (Строев. С. 4). Был «...заточен поляками в Мариенбург 1665; освобожден 1667». Скончался 26.07.1676 в Чигиринском Троицком монастыре, где имел пребывание. Погребен в Мгарском монастыре, где мощи его нетленны (Н.Д. Иерархия... С. 15).
Еп. Львовский, администратор Киевской митрополии в период заключения Иосифа (Тукальского). В январе 1667 между Россией и Речью Посполитой было заключено Андрусовское перемирие. К России отошла Левобережная Украина, а также Киев (на 2 года). В том же году король освободил из тюрьмы Иосифа (Тукальского), и он вернулся к управлению Киевской митрополией, будучи признан и Константинополем. Тогда же Мефодий (Филимонов) изменил Москве, и церковное управлением Левобережьем было передано архиеп. Черниговскому Лазарю (Барановичу) (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303).
Епископ Перемышльский. Избран в одно время с Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). «...Неутвержденный в сане Патриархом, несмотря на многие утвердительные грамоты польских королей, вступил в управление частию митрополии в 1676 г.; † в 1679 в Вильне...» (Н.Д. Иерархия... С. 16). «...В 1664 г. польское правительство дало привилегию на Киевскую митрополию Перемышльскому епископу Антонию Винницкому, запретив духовенству ... признавать пастырем Тукальского ... Смущали безначалию, или чему иному, нужно приписать, что в то же время и Львовский епископ Афанасий Желиборский именовал себя «администратором митрополии Киевской, Галицкой и всея России...» ... Преемник его, Иосиф Шумлянский предъявляет те же права» (Чистович И. А. Ук. соч. Т. 2. С. 140).
Архиепископ Черниговский.
В 1673 г., несмотря на наличие Киевского митрополита, для управления Православной Церковью на территории Польши король учредил должность администратора, которым стал еп. Львовский Иосиф (Шумлянский), тайно перешедший в Унию. После смерти митрополита Иосифа (Тукальского) († 1675) Иосиф (Шумлянский) продолжал исполнять функции администратора до 1700 г., когда он открыто объявил о переходе Львовской епархии в Унию (Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303).
Епископ Луцкѵій. Поставлен на Киевскую митрополию в Москве Патриархом Иоакимом. По И. Забелину первая дата иная: 09.02.1685 («...В 1685 г. ноября 9 в Крестовой палате (в Кремле у Патриарха. – Сост.) был стол для поставления Гедеона, епископа Луцкого, в митрополиты в Киев...» (Забелин И. История города Москвы. M., 1905. С. 562). Титул: «Малые России митрополит Киевский и Галицкий» (Покровский И. М. Ук. соч. Τ. 1. С. 487). В 1687 г. Собор в Константинополе подтвердил это поставление и принял определение, чтобы впредь Киевской митрополии быть в юрисдикции Московского Патриарха. Этим закончилось возникшее в 1458 г. разделение Русской митрополии на Московскую и Западно-Русскую. В 1686 г. (по договору о «Вечном мире» с Россией) Польша признала верховную юрисдикцию Московского Патриарха и Киевского митрополита над Православными епархиями на своей территории (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб.. 2004. Т. 2. С. 304).
В 1694–1704 гг. при нем состоял временноуправляющий Серапион (Полховский) епископ Могилевский, с титулом: «Наместник митрополит Киевской и Экзаршеского трона Константинопольского». В список не внесен ввиду неясности его канонических полномочий.
Вторая дата – дата кончины.
Епископ Переяславский и Бориспольский.
«...Хиротон. из архим. Тихвинских Богородицк. Леон...; оговоренный Новгородск. архиепископом Феофаном Прокоповичем в разных злоупотреблениях, им не содеянных, лишен сана и сослан в Кирилло-Белоозерск. монастырь 20 ноября 1730 г.; возвращен в сан в 1741; † 1751 в Тихвинском монастыре...» (Н.Д. Иерархия... С. 30).
Архиепископ с даты назначения. Митрополит с 16.06.1743. Вторая дата – дата кончины.
Митрополит с даты назначения.
По прот. А. Горскому (Горский A. В., прот. Историческое описание Троице-Сергиевой Лавры. M., 1890. С. 124), первая дата иная: 12.1758. Вторая дата – дата кончины.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины. Первый из Киевских владык стал именоваться также и «священно-архимандритом Киево-Печерской Лавры».
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины.
Вторая дата – определение на покой.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – определение на покой. Скончался 14.09.1824.
Архиепископ. Митрополит с 16.03.1822. Вторая дата – дата кончины.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины.
Митрополит с даты назначения.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины.
Митрополит с даты назначения. По свящ. С. Петровскому (Ук. соч.), первая дата иная: 06.02.1882. Вторая дата – дата кончины.
Епископ Каневский.
Епископ Каневский.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины.
Митрополит с даты назначения.
Епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Назначен указом Св. Патриарха Тихона (первая дата) после убийства митр. сщмч. Владимира до избрания его преемника (вторая дата).
Митрополит с 28.11.1917. С 1919 г. находился на юге России, в эмиграции – с 1920 г. В апреле 1922 года в г. Сремские Карловцы (Югославия) возглавил оппозицию Патриарху Св. Тихону, оформившуюся в РПЦЗ.
Епископ Черкасский.
Митрополит с даты назначения. Завещательным распоряжением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 23.11(06.12)1925 указан (2-м) в числе Заместителей Патриаршего Местоблюстителя на случай внезапного прекращения своей деятельности последним. (От принятия и выполнения данного послушания отказался, ссылаясь на плохое состояние здоровья.) Вторая дата – дата кончины.
Епископ Богуславский, затем епископ Таращанский, викарий Киевской епархии; в/у периодически и кратковременно.
Викарий Киевской епархии, епископ Уманский.
Епископ Родомыльский.
Епископ Сквирский, викарий Киевской епархии.
Архиепископ с даты назначения (или с 1925 г. ?). Вторая дата – дата кончины.
Архиепископ.
Митрополит. Вторая дата – дата последнего ареста. Скончался 28.10(10.11) 1937 во время допроса в Лукьяновской тюрьме г. Киева.
Архиепископ Харьковский.
Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (и Белоруссии). Покинул Киев с приближением немецко-фашистских войск, с трудом добрался до Москвы осенью 1941 г. Далее – номинально. Именовался бывшим Экзархом Украины и Белоруссии с нач. 1942 г.
Епископ Львовский, архиерей Украинской временной церковной автономии, признававшей юрисдикцию Московской Патриархии. В уважение прав митрополита Николая (Ярушевича) в Киев был определен только временно управляющий иноепархиальный архиерей, каковым и был епископ Пантелеимон (Рудык).Состав епископата Украинского Экзархата (Украинской временной автономии) времен оккупации, в 1941–1944 г., следующий:
Алексий Громадский | КРЕМЕНЕЦКАЯ | 12(25)06.1940 | – | 12(25)11.1941 |
ЖИТОМИРСКАЯ | 12(25)11.1941 | – | 25.04(08.05)1943 | |
в/у КРЕМЕНЕЦКАЯ | 12(25)11.1941 | – | 25.04(08.05)1943 | |
Антоний Марценко | КАМЕНЬ-КАШИРСКАЯ | 15(28)10.1940 | – | 09(22)08.1941 |
ОДЕССКАЯ | 09(22)08.1941 | – | 03.1944 | |
Вениамин Новицкий | ПИНСКАЯ | 02(15)06.1941 | – | 08.1942 |
ПОЛТАВСКАЯ | 08.1942 | – | 09.1943 | |
в/у ХАРЬКОВСКАЯ | 08.1942 | – | 09.1943 | |
Дамаскин Малюта | ЖИТОМИРСКАЯ | 06(19)08.1940 | – | 1941 |
ЧЕРНОВИЦКАЯ | 1941 | – | 1943 | |
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ | 1943 | 1944 | ||
Димитрий Маган | РОВЕНСКАЯ | 29.05(11.06)1942 | – | 07.1942 |
ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ | 07.1942 | – | 01.1943 | |
ДОНЕЦКАЯ | 01.1943 | – | 08(21)09.1943 | |
Евлогий Марковский | ВИННИЦКАЯ | 10(23)07.1942 | – | 09.1943 |
Иоанн Лавриненко | КОВЕЛЬСКАЯ | 26.11(09.12)1941 | – | 1942 |
(перешел в Белорусскую автономию 03.1944) | БРЕСТСКАЯ | 1942 | 1944 | |
Иов Кресович | ЛУЦКАЯ | 11(24)07.1942 | – | 24.05(06.06)1943 |
КРЕМЕНЕЦКАЯ | 24.05(06.06)1943 | – | 01(14)02.1945 | |
Леонтий Филиппович | БЕРДИЧЕВСКАЯ | 25.10(07.11)1941 | – | 09.1943 |
в/у ВИННИЦКАЯ | 13(26)11.1941 | – | 09.1943 | |
Мануил Тарнавский | ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ | 09(22)07.1942 | – | 08.1943 |
Никодим Гонтаренко | ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ | 18(31)08.1942 | – | 1942 |
Николай Амассийский | РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ | 1942 | – | 1943 |
Панкратий Гладков | БЕЛГОРОДСКАЯ | 09(22)06.1942 | – | 1943 |
Пантелеимон Рудык | ЛЬВОВСКАЯ | 04(17)03.1941 | – | 1944 |
в/у ХАРЬКОВСКАЯ | 1941 | – | 1942 | |
в/у КИЕВСКАЯ | 1941 | – | 09.1943 | |
Серафим Кушнерук | НИКОЛАЕВСКАЯ | 08(21)07.1942 | – | 11.1943 |
Симон Ивановский | ОСТРОЖСКАЯ, паки | 02(15)04.1939 | – | 12.1941 |
ЧЕРНИГОВСКАЯ | 12.1941 | – | 1944 | |
Феодор Рафальский | РОВЕНСКАЯ | 12(25)07.1942 | _ | 1944 |
в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ | 12(25)07.1942 | – | 1943 | |
в/у ТАГАНРОГСКАЯ | 12(25)07.1942 | – | 1943 | |
Иосиф Чернов | ТАГАНРОГСКАЯ | 1941 (?) | – | 1943 |
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – увольнение на покой. Скончался 16(29)03.1968.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины.
Архиепископ Винницкий.
Архиепископ с даты назначения на кафедру. Митрополит с 12(25)02.1968. За раскольническую деятельность смещен с кафедры за штат с запрещением в священнослужении Архиерейским Собором УПЦ в Харькове. Вторая дата – утверждение решения Собора Святейшим Патриархом Московским Алексием II через благословение. Реально под запрещением с апреля 1992 года. Извержен из сана. В феврале 1997 года отлучен от Церкви.
Митрополит Харьковский и Богодуховский.
Избран Архиерейским Собором УПЦ в Харькове 14(27)05.1992 (получил большинство в 16 голосов из 18); избрание благословлено Святейшим Патриархом Алексием II. До прибытия на кафедру обязанности Предстоятеля Украинской Православной Церкви были временно возложены на митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака) как старейшего по хиротонии (см. выше).
«Митрополит».
Епископ бывший Акмолинский.
«Митрополит Киевский и Галицкий».
«Митрополит» с двумя панагиями и предносным Крестом. Со второй даты по 1935 г. пребывал на покое. Великим постом 1935 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским) принят по покаянии в общение с Церковью в сане епископа, с последующим отбыванием епитимии во Владимире, под смотрением местного архиепископа Сергия (Гришина). На период епитимии разрешено келейное богослужение один раз в месяц, по священническому чину: в фелони с омофором. Далее см. Брянская.
«Митрополит Киевский и всея Украины». Вариант первой даты – 1929 г. Вторая дата – удаление за штат, поскольку вошел в конфликт с обновленцами. Вскоре, в 1935 г., по принесении покаяния принят в общение с Церковью и назначен на свою прежнюю кафедру (см. Каменец-Подольская).
«Митрополит» с даты назначения. Вторая дата – уволен за штат. Умер в 1939 г. в Киеве, вне общения с Церковью.
«Митрополит» с даты назначения. Вторая дата – освобожден от управления Украинским Экзархатом по собственному желанию.