В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский

Мученичество в раннем христианстве. Очерк исторического восприятия

Содержание

Введение

Глава 1. Античный полис и полисная система ценностей Глава 2. Кризис традиционных римских ценностей и христианские ценности и ментальные установки Глава 3. Характерные черты и особенности ментальности раннехристианских мучеников и исповедников Глава 4. Почитание святых мучеников в античном христианстве Глава 5. Основные черты средневековой христианской ментальности Глава 6. Раннехристианские мученики в восприятии христиан средневековой Европы Глава 7. Мученики раннего христианства и ислама: сравнительный анализ Глава 8. Раннехристианские мученики в восприятии православных христиан и христиан-католиков Глава 9. Историческая трансформация образа Святого Великомученика Георгия Победоносца в общественно-политическом и личном восприятии  

 
Введение

Татьянин день, день святого Валентина, Юрьев день – эти дни памяти святых известны каждому христианину: православному или католику. Да и не только верующим. Студенты отмечают Татьянин день, влюбленные – день святого Валентина, на Рождество во многих странах ожидают Санта Клауса (святителя Николая). Но далеко не все знают, что за этими именами, далекими от нас во времени и обретшими для многих из наших современников некий символический, абстрактный смысл, стоят реальные люди. Все они жили еще в эпоху античности, когда христианство было гонимой религией в Римской империи. Они стали борцами за веру – мучениками, отдавшими свою жизнь за веру во Христа, либо исповедниками, подвергшимися преследованиям, истязаниям, но оставшимися в живых и не сломленными в своей вере. И таких людей было много. В православном и католическом календарях большинство дней посвящены памяти святых христианских мучеников за веру. Многие мученики, почитаемые христианами, жили в период раннего христианства. Прошло много веков, и наши современники нередко даже не задумываются о подлинном смысле того или иного праздничного дня, деяниях людей, в память которых он отмечается.

Следует заметить, что на протяжении столетий и тысячелетий символический смысл, вкладывавшийся в образ многих раннехристианских мучеников, претерпел существенные изменения в массовом сознании. Мученики, исповедники обретали функции покровителей целых государств, городов, средневековых цеховых ремесленников, иных различных групп людей, к ним обращали молитвы о здоровье, урожае и т. д. Многое из этого стало настолько обыденным, что первооснова отошла на дальний план и часто о подвиге святых просто не вспоминают. Например, святой великомученик Георгий, как правило, ассоциируется с военными победами, глубокий этический смысл вкладывается в изречение «Вера, Надежда, Любовь». Но кто задумывается над тем, что все эти люди приняли мученическую смерть за исповедание христианской веры? Время немало изменило в восприятии их образов, и важно знать, почему так произошло, какими были реалии времен жизни мучеников и как на протяжении веков воспринимался их подвиг за веру.

В поиске ответов на эти вопросы важную роль должны сыграть исследования историков, занимающихся изучением не только истории христианства, но и реалий античного, средневекового общества, ментальности людей разных эпох истории. Сам феномен раннехристианского мученичества почти не изучался историками СССР (действовали установки агрессивного атеизма) и СНГ. В исследованиях зарубежных антиковедов вне сферы внимания оставалась проблематика тех реалий социума, которые формировали феномен мученичества ранних христиан и восприятие их поступков римским обществом периода империи. Зарубежные историки (X.Музурилло, Дж.Риччётти, X.Делайе, У.Фрэнд и др.) проделали немалую работу по анализу раннехристианских актов и пассионов. Их выводы по аутентичности и датировке важнейших исторических источников дали возможность привлечь ценнейшие материалы, ранее игнорировавшиеся антиковедами СССР и СНГ. Следует отметить и едва ли не начальную стадию разработки проблематики античной ментальности историками стран СНГ (хотя уже немало сделано по изучению средневековой ментальности российскими медиевистами), особенно периода поздней античности, когда кардинально изменились ментальные характеристики и установки людей, шкала их ценностей, обретших христианскую доминанту. До сих пор не имеется специальных научных работ медиевистов по восприятию и трансформации античного культа мучеников в средневековой христианской ментальности. Решение же этой проблемы позволяет внести существенный вклад в исследование адаптации античных реалий к мировосприятию средневековья как важнейшей составляющей процесса ретрансляции античного наследия в эпоху средневековья, в котором, особенно на начальных этапах, ведущую роль играла христианская Церковь. Задача исследования эволюции культа мучеников от античности до наших дней, его трансформации в христианской ментальности Западной и Восточной Европы вообще не ставилась. Между тем именно раннехристианские мученики составляют значительную часть святых в Православии и католицизме. Некоторые из них были ранее и являются сейчас святыми покровителями целых стран (например, святой апостол Андрей – Греции, России, Шотландии, святой великомученик Георгий – Грузии, Генуэзской средневековой республики, святой апостол Марк – Венецианской средневековой республики), регионов, городов, а в средние века были покровителями целых сословий (святой Георгий – рыцарства), а также движений, оставивших существенный след в истории (тот же святой Георгий – крестоносного).

До сих пор нет серьезных исследований по особенностям культа мучеников и его восприятию в «мире православном» и «мире католическом», нет и работ по соответствующей проблематике на материале Беларуси. А ведь именно исторический опыт Беларуси в силу многовекового сосуществования здесь двух основных христианских конфессий – Православия и католицизма, дает во многом уникальный материал. И специфика культа раннехристианских мучеников в массовом его восприятии белорусами – православными и католиками, поистине уникальна, не имеет аналогов в других регионах.

Актуальной проблемой является и сравнительный анализ феномена мученичества за веру в раннем христианстве и раннем исламе. Насущность проблемы борьбы с терроризмом в мире (а главную опасность представляют шахиды-смертники, воспитанные на извращенном истолковании учения ислама) очевидна. По проблемам терроризма написано множество работ, но в них отсутствует исторический (ценностный в своей основе) сравнительный анализ мученичества за веру в христианстве и исламе – в этих двух крупнейших мировых религиях (работы же шиитских теологов носят крайне тенденциозный характер). Конфликт духовных ценностей невозможно осмыслить без знания их исторических корней. Типичная ошибка последних лет – акцент на терроризме у ваххабитов (хотя это категорически осуждается крупнейшей страной с ваххабитским населением – Саудовской Аравией), в то время как феномен шахидов-смертников возник и получил свое развитие еще в средневековых государствах шиитов. Для борьбы с этим явлением необходимо понимать его ментальные основы, специфику использования в нем различных элементов тех или иных религиозных традиций различных конфессий.

Практическая актуальность исследования стала особенно очевидной в связи с получившим широкую огласку сокрытием под землей сектантов на Урале, среди которых было немало граждан Беларуси. В основе их «учения» лежит ложное понимание роли и места мучеников в конце света и на Страшном Суде, отсюда и всяческое провоцирование ими действий властей для «оправдания» искомого ими мученичества (на деле – фактического самоубийства, рассматриваемого христианством как неискупаемый, смертный грех). Подобные учения, к сожалению, ныне существуют во многих странах, и жуткие случаи массовых самоубийств на религиозной почве, к несчастью, происходят в разных регионах мира. Понять смысл таких деструктивных учений, их ментальные основы невозможно без исследования того, на что они пытаются опереться, – раннехристианского мученичества.

Целью данной работы является исследование основных характеристик христианской ментальности населения Европы через изучение особенностей эволюции восприятия деяний мучеников и исповедников, становления и развития культа мучеников, его роли и места в церковной жизни православных и католиков, в повседневности христиан всей Европы и Беларуси в частности.

Для этого авторы обратились к изучению следующих проблем: античная полисная ментальность и система ценностей; кризис традиционных римских ценностей и христианские ценности и ментальные установки; характерные черты и особенности ментальности раннехристианских мучеников и исповедников; культ святых мучеников в античном христианстве; основные черты средневековой христианской ментальности; раннехристианские мученики в культе святых и в восприятии христиан средневековой Европы; мученики раннего христианства и ислама: сравнительный анализ; раннехристианские мученики в восприятии христиан – православных и католиков; почитание раннехристианских мучеников в искусстве и зодчестве. Отдельная глава посвящена святому великомученику Георгию – одному из наиболее почитаемых христианами раннехристианских мучеников.

Авторы предприняли попытку создать историческую концепцию феномена раннехристианского мученичества и его восприятия христианами Западной и Восточной Европы. В методологическом плане важен опыт исследования в области истории ментальностей, что может дать не только своего рода образец отечественным историкам для их исследований в данной сфере, но и важные конкретные результаты для последующего изучения ментальностей людей античности, средневековья, а также Нового и Новейшего времени.

Основными источниками явились письменные памятники античности и средневековья, значительная часть которых введена в научный оборот впервые, а также иконографические, археологические и эпиграфические материалы.

Авторы выражают искреннюю признательность всем, кто своим участием содействовал появлению этой книги, прежде всего, священнослужителям Белорусской Православной Церкви, сотрудникам Издательства Белорусского Экзархата, а также коллегам-историкам (в написании 5-й и 6-й глав принимал участие аспирант БГУ С.П. Шупляк).


Источник: Федосик, В. А. Мученичество в раннем христианстве: очерк исторического восприятия / В. А. Федосик, В. В. Яновская, О. А. Яновский. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2011. — 255 с.; ил. ; [8] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle