I. Предыстория
1. Персия в период Ветхого Завета
С момента возникновения Персидской империи её история была тесно связана с историей богоизбранного народа. Это было обусловлено географическим положением Персии, её близостью к тем местам, где происходили древнейшие библейские события – к междуречью Тигра и Евфрата. Следует отметить, что именно древнеперсидское слово «парадайза» (сад) через греческое посредство вошло в значении «рай» во многие европейские языки. Русское слово «рай» тоже имеет персидское происхождение.
На территории современного Ирана в местечке Чока-Занбиль, недалеко от города Шуш (библейские Сузы), русским археологом-эмигрантом Романом Гиршманом, возглавлявшим французскую археологическую экспедицию, в 1961 году был раскопан зиккурат Дур-Унтах, датируемый 1250 годом до Р.Х. Именно эти величественные сооружения легли в основу библейского сказания о Вавилонской башне. А сам основатель Ахеменидской империи персов царь царей Кир1 Великий (559–530 до Р.Х.) в Библии занимает особое место. Он является единственным из иностранцев, кого древние евреи назвали «Помазанником Божиим», хотя он и не знал Яхве. «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы... Я назвал тебя по имени, почтил тебя. Хотя ты не знал Меня» (Ис.45:1, 4). Царь Кир восхвалялся «ВтороИсайей» как тот, кто действует от имени Господа и по Его повелению. «Я Господь, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою...» (Ис.44:28а). Такое глубокое почитание евреями царя персов объясняется тем, что, когда в 539 года до Р.Х. Кир Великий захватил Вавилон, где томились в плену евреи, он своим знаменитым Указом2 разрешил им не только вернуться в Землю Обетованную, но и восстановить разрушенный вавилонским царём Навуходоносором Иерусалимский храм. Также вернул Кир евреям и захваченные сокровища храма – золотые и серебряные сосуды (1Ездр.1:7–11). В 537 году до Р.Х. более сорока тысяч евреев вернулись в Палестину, но многие остались и нашли себе достойное место в империи Ахеменидов. Почти вся торговля в царстве персов находилась в руках евреев, а арамейский язык и арамейское письмо стали официальными средствами общения между народами, входящими в состав обширной Ахеменидской империи3. В персидских городах образовались обширные торговые колонии евреев, потомки которых до сих пор живут в современном Иране.
Древняя Персия стала местом, где происходили библейские события, связанные с именами пророка Даниила (Книга пророка Даниила), Эсфири и Мардохея (Книга Эсфири). В библейских Сузах (ныне г. Шуш), недалеко от развалин дворца ахеменидских царей, до сего времени сохранилась могила пророка Даниила. Над могилой сооружена великолепная мечеть, и толпы мусульман идут в неё поклониться праху ветхозаветного праведника. В 1997 году группа прихожан Свято-Николаевского собора вместе с автором совершила паломничество к могиле великого пророка, почитаемого представителями трёх мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. В упоминаемых Библией Экбатанах (ныне г. Хамадан) местной иудейской общиной бережно сохраняются могилы Эсфири и Мардохея.
Тесное общение живущих в одном государстве персов и евреев не могло не отразиться и на религиозных воззрениях последних. Религия персов – зороастризм – является одной из древнейших мировых религий человечества, и, как считают некоторые исследователи, оказала существенное влияние на религиозные представления древних евреев. Из религии персов взято учение о конце тварного мира, о существовании рая и ада, о посмертном мздовоздаянии, о воскресении мёртвых, о Последнем Суде4. Даже государственный символ Израиля – шестиконечная звезда, или звезда Давида – был заимствован у зороастрийцев, которые этим дуалистическим символом обозначали извечную борьбу доброго и злого начал – Ахурамазды и Ахримана.
2. Персия в эпоху христианства
Обстоятельства пришествия в наш мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа тоже связаны с далёкой от Вифлеема Персией. В начале евангельского повествования от Матфея мы читаем: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф.2:1, 2). В греческом тексте вместо слова «волхвы» употреблено слово «маги», что указывает на персидское происхождение восточных мудрецов. Древнеперсидское слово «магу» перешло в греческий язык, но более известной стала форма латинского множественного числа «маги» от единственного числа «магус». Известно, что в эпоху Сасанидов зороастрийские жрецы именовались словом «мог». Примечателен тот факт, что когда в 610 году Палестина была оккупирована войсками персидского царя Хосрова II, завоеватели разрушили все христианские храмы, кроме базилики в Вифлееме. На стенах церкви были фрески, одна из которых изображала Поклонение волхвов Богомладенцу Христу. Увидев своих соотечественников, запечатлённых на стене христианского храма, персы оставили здание в неприкосновенности.
Христианская религия пришла в Персидскую империю Сасанидов (ныне территория Ирака и Ирана) очень рано. Истоки её восходят к иудейско-христианским группам послеапостольского периода. Христианство довольно быстро распространилось среди сирийцев, живущих по обе стороны границы двух великих империй – Римской и Персидской. Церковное предание сообщает об обращении апостолом Фаддеем в христианство Авгаря, царя Эдессы в Месопотамии. Есть указания на то, что в Адиабене, местности к востоку от Тигра, входившей в Персидскую империю, во II–III веках был осуществлён перевод Библии на сирийский язык (так называемая Пешитта)5. Несмотря на гонения в III–IV веках со стороны зороастрийских властителей Персии, число христиан в империи продолжало увеличиваться. В конце IV столетия Церковь Персии, возглавляемая Селевкийско-Ктесифонским епископом (носившим титул католикоса), реорганизовалась, сохранив полноту общения со всем остальным христианством. Собор в Селевкии (410 г.) возглавляемый католикосом принял не только Никейский Символ веры, но и дисциплинарное и организационное устройство Церкви, аналогичное тому, которое преобладало в Римской империи и было санкционировано правилами Никейского собора6. Но уже собор в Маркабте (424 г.) провозгласил свою независимость в вероучении и дисциплине от «западных Отцов». Такая изоляционистская политика была избрана для того, чтобы зороастрийские правители не смогли бы обвинить персидских христиан в пособничестве христианскому Риму. По той же причине Церковь Востока не приняла и последующие Вселенские Соборы – Эфесский 431 года и Халкидонский 451 года, считая их внутренними соборами Римской (Византийской) Церкви, не имеющих отношение к Персидской Церкви. К тому же персидским христианам, говорившим по-сирийски, были чужды греческие богословские термины. Неприятие Церковью Востока Эфесского собора, осудившего патриарха Нестория, послужило причиной того, что эту Церковь стали называть «несторианской», хотя никакой исторической связи с Несторием она не имела. Начало VII века ознаменовалось усилением конфронтации между Персией и Византией. Уже упоминавшийся царь Хосров II в 610 году, захватив Иерусалим, вывез в Персию Животворящий Крест Господень и Иерусалимского Патриарха Захарию (609–633 гг.). Только при византийском императоре Ираклии (610–641 гг.), одержавшем победу над персидскими войсками, христианам была возвращена их величайшая святыня – Крест Господень, который пробыл в плену 14 лет. Память об этом событии совершается в Православной Церкви в один день с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В том же VII веке, в Персии создавал свои творения Преподобный Исаак Сирин (память 28 января по старому стилю), который, будучи епископом «несторианской» Церкви, впоследствии был признан святым отцом Православной Церкви – случай уникальный в истории восточного христианства7. Следует отметить, что к концу правления Сасанидов зороастрийская религия стала стремительно утрачивать свои позиции, и если бы не пришествие ислама в середине VII века8, Персия могла бы стать христианской страной. Несмотря на присутствие мусульман, Церковь Востока9 в последующие столетия достигла своего расцвета. Её влияние простиралось от Сирии и Месопотамии до Средней Азии, Индии и Китая. Так, среди монголо-татар, пришедших на Русь в XIII веке, были представители этой Церкви. После XIV–XV веков, пережив жестокие гонения со стороны мусульман, Церковь Востока постепенно пришла в упадок и к XIX веку в Персии была представлена лишь ассирийским меньшинством, компактно проживающим в районе к западу от озера Урмия. В начале XX века, благодаря стараниям Русской Духовной Миссии, произошло воссоединение значительной части урмийских ассирийцев с Православной Церковью.
3. Краткий обзор русско-персидских отношений до начала XVII века
Дипломатические и торговые отношения между Персией и Русским государством начали развиваться со второй половины XVI века. До этого времени связи между странами носили эпизодический характер. К событиям того периода можно отнести знаменитое «хождение» тверского купца Афанасия Никитина в Персию и Индию в 1466–1474 годах, а также поездку в 1475 году Марка Росса – посла Великого князя Иоанна III (1462–1505) к Узун-Хасану – туркменскому правителю (1457–1477) государства Ак-Коюнлу на территории современного Ирана10. Столь слабое развитие связей объяснялось, главным образом, значительной удалённостью государств друг от друга. До середины XVI века между Россией и Персией находились области, населённые народами и племенами в той или иной степени зависевшими от турецкого султана – врага Русского и Персидского государств. Чтобы проехать в Персию, необходимо было преодолеть огромное расстояние. В пути посла или купца-путешественника поджидало много разных опасностей: его могли убить, ограбить, взять в плен или продать в рабство. Не случайно перед такими поездками послы и купецкие люди исповедовались и принимали Таинство Соборования, а родные прощались с ними как с покойниками, к чему, как мы убедимся в дальнейшем, было достаточно оснований.
Средства передвижения в то время не могли обеспечить быстрой езды: путь от Москвы до столицы Персии – города Исфагана занимал от полугода и более. Эти трудности останавливали иногда даже самых предприимчивых и отважных путешественников.
С середины XVI века положение изменилось. В результате победоносных войн царя Иоанна Грозного к Русскому государству были присоединены Казанское (1552 г.) и Астраханское (1556 г.) ханства. Таким образом, Русская держава получила главный путь для восточной торговли – реку Волгу, смогла выйти к Каспийскому морю и граница Руси приблизилась вплотную к Персии (хотя до первой четверти XVII века сухопутной границы между нашими странами ещё не было).
Между Персией и Россией установился более или менее регулярный обмен посольствами, завязалась дипломатическая переписка. Первое официальное русское посольство во главе с князем Григорием Борисовичем Васильчиковым было направлено в Персию в 1588 году. Общая заинтересованность в борьбе с султанской Турцией укрепляла дружественные отношения между странами. В дипломатической переписке тех лет – грамотах царя и шаха11, отправляемых с послами, – борьбе с Турцией отводилось главное место. Неоднократно поднимался вопрос о необходимости создания союза против Турции. Персия, ослабленная длительной войной с турками и узбеками, соглашалась даже пойти на некоторые территориальные уступки Русскому царству. Шах Мохаммед Султан Ходабендэ (1578–1587 гг.), стремясь изгнать турок с побережья Каспийского моря, просил помощи у России, за что обещал передать ей не только Дербент, но и Баку12. Для более успешной борьбы с Турцией и её вассалами шах предлагал московскому правительству построить ряд приграничных городков в предгорьях Кавказа по Тереку, где проходила официальная граница Русского государства. Однако Русь была ещё недостаточно сильной, чтобы одновременно вести активную политику и на западе, и на юге. Русская держава стремилась обеспечить безопасность своих южных границ, не вступая в вооружённый конфликт с Турцией. По Тереку были выстроены казачьи городки: Моздок, Имерский, Наурский, Аристово, Муратханов, Кизляр и другие, построен Терский городок – главный административный центр всей области13. Казачьи городки должны были охранять южные границы Русского государства.
К началу XVII столетия из Москвы в Персию было послано пять посольств. Из них только два достигли своей цели: первое посольство князя Г.Б. Васильчикова (1588–1589 гг.) и второе – А.Д. Звенигородского (1594–1595 гг.). Два посольства не достигли места назначения: четвёртое по счёту посольство А.Ф. Жирового-Засекина (1600–1601 гг.) было отозвано из Астрахани в Москву, а с пятым посольством князя И.П. Ромодановского (1606–1607 гг.) расправились восставшие крестьяне в низовьях Волги. Третье посольство князя Тюфякина – дьяка Емельянова (1597–1599 гг.) хоть и достигло столицы Персии, не выполнило возложенной миссии, так как оба посла погибли в пути. В начале XVII века, в связи с начавшейся в России борьбой за престол и польской интервенцией переговоры о союзе против турок были прерваны. Только в 1613 году в Персию были направлены послы Тиханов и Бухаров с сообщением о вступлении на русский престол Михаила Фёдоровича Романова.
С этого времени начался оживлённый обмен посольствами. Почти каждый год в Москву приезжают персидские послы или посланники, а в Персию направляются русские посольства. В течение ближайших нескольких лет в Персию отправились с верительными грамотами Брехов и Афанасьев (1614 г.), Шахматов (1615 г.), Левонтьев и Тимофеев (1616 г.), князь Барятинский и Чичерин (1618 г.).
В первой четверти XVII века политическая обстановка на Среднем Востоке изменилась. Персия к этому времени оправилась от внутреннего кризиса, шаху Аббасу I (1587–1629 гг.) удалось одержать несколько блестящих побед над узбеками и турками, отвоевать у них Хорасан, почти всё Закавказье и побережье Каспийского моря вплоть до Дербента. Персия не нуждалась больше в союзнике для борьбы с Турцией. Теперь владения Персии и Русского государства имели общую границу. Шахское правительство, опасаясь дальнейшего продвижения России на Кавказ, настороженно следило за каждым шагом Москвы. Однако в расчёты русского царя не входил конфликт с Персией из-за Грузии и закавказских ханств, так как это закрыло бы персидский рынок, игравший важную роль в экономике Российского государства14. Московское правительство поддерживало Грузию (формально Восточная Грузия перешла в русское подданство ещё в 1589 году), собирало сведения о положении на Кавказе, в Персии и Турции, но активных действий не предпринимало.
* * *
Примечания
Имя царя по-персидски «Курош», было переведено греками как «Кирос», русское же звучание имени царя для современных иранцев является нецензурным словом.
В Библии Указ Кира цитируется в 1Ездр.1:1–4 и 2Пар.36:22–23.
См. карту Ахеменидской империи в Приложении.
Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Пер. с англ. И.М. Стеблин-Каменского. М., 1988, с. 95, 96.
Мейендорф И., протопресвитер. История церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000, с. 83.
Там же, с. 84.
См. Иларион (Алфеев), иеромонах. Мир Исаака Сирина. М., 1998.
См. Карту объединённого исламского государства в Приложении.
В настоящее время она носит название Ассирийской Церкви Востока.
Об этом посольстве известно от венецианского путешественника Амброджо Контарини, см. Амброджо Контарини. Хождение в Персию // Арабески истории. Вып. 5–6, Каспийский транзит. Т. 2. М., 1996, с. 251.
Веселовский Н.И. Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией. Т. 2. СПб., 1892, с. 5.
Ростопчин Ф. История дипломатических и торговых сношений России с Персией. Ч. 1 Вторая половина XVI – XVII век. Рукопись. Архив Института востоковедения РАН. Сектор восточных рукописей, р. 1, оп. 6, № 3/963.
Полиевктов М.А. Экономические и политические разведки Московского государства XIII в. на Кавказе. Тифлис, 1932, с. 10.
Костомаров Н.И. Очерки торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях. СПб., 1862.