святитель Иустин (Полянский)

Поучения на Преображение Господне

На Всенощной * На Литургии

 

 

I. На Всенощной

Приидите ныне лучшим изменимся изменением – на гору предвзыти Божию святую (Стих. Веч.).

Так святая Церковь приглашает нас ныне – уготовить себя лучшим изменением к завтрашнему восходу на святую гору Божию, чтобы нам не только слышать о Преображении, но и видеть его!

Почему приготовляет и для чего нам нужно видеть Преображение Господне?

Потому, во 1-х, что Преображение Господне, само по себе, есть одно из самых восхитительных для духа и сердца зрелищ; а во 2-х, для того, что происходившее на Фаворе со Спасителем должно выразиться и над нами, ибо у каждаго христианина, по слову Апостола, должно быть преображение «от славы в славу» (2Кор.3:18); Преображение Господа есть образ нашего преображения. Как же нам не желать увидеть сей божественный образ.

Итак, приидите, возлюбленные, уготовить себе – взыти на гору Божию Святую! Но как взыти? Такой восход и такое видение, каковы Фаворские, по самому существу своему, требуют духа чистаго и возвышеннаго, мысли легкой и удободвижимой, сердца свободнаго от земных уз и пристрастий. Чтобы насладиться Фаворским зрелищем, для сего необходимо оставить все, не только греховное, но и земное. Тут место одной вере Петра, одной любви Иоанна, одному упованию и терпению Иакова. Потому-то святая Церковь и советует, с таким усердием, всем приготовить себя добре на утрие, к сему подвигу, и измениться лучшим изменением.

В чем же должно состоять сие изменение? Изменение сие, конечно, не наружное только – праздничное, а внутреннее, должно состоять, во 1-х, в перемене чувств, чтобы – нам, сколько можно более, освободить сердце свое от привязанности к видимым – тленным благам, и обратить его к ощущению радости духовной и блаженства небеснаго, являющагося в лице Спасителя; во 2-х, изменение сие должно состоять в перемене мыслей, чтобы ум наш, много занимающийся понятиями о вещах дольних, суждениями о делах житейских, обратился к созерцанию таин веры и надежды, открывающихся на Фаворе; в 3-х, изменение сие должно состоять в перемене воли нашей, чтобы она, оставив все нечистыя и богопротивныя правила, коими обыкновенно руководствуется в своих действиях, обратилась к воле Божией, – решилась слушаться во всем закона и Евангелия, а не своих предразсудков и похотей.

Только такое изменение есть поистине лучшее. Изменившийся таким изменением, и только он один, способен взойти на Фавор и видеть Преображение.

Но можно ли в одну ночь произвести в себе такую великую перемену? Св. Иоанн Златоуст говорит: «все житие можно изменить в одно мгновение». Начнем с этой же ночи думать больше о Боге и спасении, решимся всецело обратиться к Богу; и благодать Божия, без сомнения, поможет нам, в самое короткое время, измениться к лучшему, что безусловно необходимо сделать нам. Аминь.

II. На Литургии

Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его, – славу яко Единороднаго от Отца: светом приимем свет, и возвышени бывше духом, Троицу единосущную воспоем во веки (На Литии стихира).

В прошедшую ночь и в нынешнее утро, многие из вас, возлюбленные, вероятно – мыслями своими и чувствами – уже взошли на гору Господню, и потому пришли в дом Бога нашего и видели славу Преображения Господня, яркими чертами изображенную в Евангелии Луки и Матфея, – славу не человека только единосущнаго нам, но яко Единороднаго от Отца. Чтобы вам более насладиться Фаворским зрелищем восхитительным, – прочитайте дома Луки Зач. 45 и Матфея Зач. 70. Но не восхищаться только нужно нам Фаворским видением, а и проникнуться его светом и возвыситься духом.

Как нам можно проникнуться светом Преображения? Св. Апостол говорит: «Господню славу взирающе, в тойже образ да преобразуемся от славы в славу, яко от Господня Духа» (2Кор.3:18). Это необходимое для нас преображение состоит в совлечении ветхаго человека с деяньми его, и облечении в человека новаго, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (ср. Еф.4:22–24). То есть человек, желающий преобразиться по образу Христову, во 1-х, должен раскаяться в своих грехах, должен твердо решиться оставить свое нерадение и начать жить исправно – по закону Христову. Затем, должен жить исправно, бороться с своими греховными привычками, и, таким образом, преуспевать в делании добра до тех пор, пока греховныя привычки ослабеют, а добрыя расположения в душе его возмут перевес, усилятся и глубоко вкоренятся в сердце; тогда-то, наконец, человек возвышается духом: ум его мало-по-малу – твердою и непоколебимою верою – так преобразуется, что делается умом Христовым, то есть обо всем мыслит и разсуждает, как учит св. Евангелие Христово, – твердо стоит в истине и правде, и отвращается от всякой лжи и неправды; воля его так преобразуется, что бывает всегда послушна одному Евангелию Христову, и никто, и ничто в мире не может отклонить ее от исполнения заповедей Господних; и сердце его так преобразуется, что в нем царствует не «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1Ин.2:16), но искренняя, крепкая, вседушевная любовь к Богу и ближним. – Оно живет и дышит единым Господом и упованием на вечную жизнь с Господом, «ни смерть, ни живот, ...ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь никак не может разлучить ее от любви Божия, яже о Христе Иисусе» (Рим.8:38–39); наконец, и все чувства его так преобразуются, что делаются уже не рабами греха и беззакония, а рабами правды – во святыню.

Так проникнутый светом Фаворским преобразуется от славы в славу благодати Святаго Духа! Так преобразившийся начинает ощущать в сердце своем блаженное состояние чистоты, зрящей Бога: Бог светит в чистом сердце, как солнце в воде или в чистом зеркале. Такой человек готов спокойно перейти и в невечерний день Царствия Христова.

Трудно, конечно, нам самим все это сделать, но необходимо; и мы знаем, что невозможное от человека возможно от Бога. Будем же усердно и неотступно просить помощи Божией для сего великаго дела. Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Своим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный! Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе! Аминь.


Источник: Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского : в 12 т. - Рязань : Тип. Братства св. Василия. Том XII. 1897. 472 с. / Поучения на Преображение Господне. 170-174 с.

Вам может быть интересно:

1. Речь в день всенародного торжества святитель Иустин (Полянский)

2. Слово на Преображение Господне Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

3. Слово о святой Пелагии архимандрит Макарий (Веретенников)

4. Поучение святитель Кирилл II, митрополит Ростовский

5. Слово на обретение мощей святителя Алексия Московского священномученик Ермоген, патриарх Московский

6. Слово в Великий Четверток святитель Григорий Киевский (Цамблак)

7. Слово в день св. апостола и евангелиста Иоанна профессор Иван Данилович Мансветов

8. Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же и против "Альманаха", который возвелеречил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо преподобный Максим Грек

9. Религиозный путь Пеги профессор Георгий Петрович Федотов

10. На память о светлом торжестве архимандрит Никон (Рождественский)

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс